Атомные подводные лодки апл проекта 945 типа «барракуда» и 945а «кондор»
Содержание:
- Вооружение подводных кораблей проекта 945
- Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин
- Новое в блогах
- Атомная подводная лодка (Проект 945А) «Кондор»
- История создания
- Основные цели АПЛ проекта 945
- Описание
- Прорыв на Запад: что делали российские подводники в Атлантике
- Строительство
- Атомная подводная лодка «Псков» проекта 945А «Кондор»
- На модернизацию титанового «Карпа» не хватает средств
- Технические характеристики
- Влияние на историю
- Подводные лодки Проекта 667Б «Мурена»
- Описание конструкции
Вооружение подводных кораблей проекта 945
Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».
Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.
Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз.
Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.
Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин
Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.
«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.
Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.
Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.
Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.
Новое в блогах
Фото: ИТАР-ТАСС/Роман Яровицын
Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана. Титановые лодки создавали в 1980-е годы, поскольку они более прочные, не притягивают магнитные мины. Но из-за дороговизны титана, который в несколько раз дороже стали, после распада СССР от строительства титановых лодок решили отказаться.
Как рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, решение восстановить «Барракуды» было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым.
— Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать, — пояснил собеседник «Известий».
Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» — К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».
Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» — авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже — до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».
Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном в ожидании восстановления.
Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией. Как рассказал «Известиям» один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.
— По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», — пояснил представитель «Звездочки».
Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии».
— Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие, — добавил судоремонтник.
По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе по наземным целям.
Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.
Независимый военный эксперт, автор книг по истории Военно-морского флота Дмитрий Болтенков в интервью «Известиям» назвал АПЛ с титановым корпусом национальным достоянием.
— Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок — это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 — бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу эти лодки могут служить до 100 лет, — сказал он.
Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, — не самое правильное решение.
— Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановым. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше, — пояснил Кравченко.
Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.
Атомная подводная лодка (Проект 945А) «Кондор»
(Голосов: 5)
Loading …
Лаура Опель — продажа опель астра в спб.
2 коммент // Версия для печати // Отправить по почте знакомым
Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ проекта 945А (шифр «Кондор»). Ее основным отличием от кораблей предыдущей серии был измененный состав вооружения, включавший шесть 533-мм торпедных аппаратов. В боекомплект лодки были включены стратегические крылатые ракеты «Гранат», предназначенные для поражения наземных целей на дальности до 3000 км. Лодку оснастили и восемью комплектами ПЗРК самообороны «Игла».
Число водонепроницаемых отсеков возросло до семи. Лодка получила усовершенствованную энергетическую установку мощностью 48000 л. с. с реактором ОК-650Б (190 мВт). В выдвижных колонках разместили два подруливающих устройства (по 370 л.с.). По уровню демаскирующих признаков (шумности и магнитному полю) лодка проекта 945А стала самой малозаметной в Советском флоте.
К-336, Б-336, «Окунь», «Псков» 29 июля 1989 года заложена на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком как КрПЛ. 31 июля 1991 года зачислена в списки кораблей ВМФ. 3 июня 1992 года переклассифицирована в АБПЛ. переименована в Б-336. 28 июля 1992 года спущена на воду. В августе 1992 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 14 декабря 1993 года вошла в строй. 21 января 1994 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДиПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу. 6 апреля 1993 года при своено наименование «Окунь». В 1994 году вошла в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭсПЛ с базированием на Видяево. 3 апреля 1996 года при своено наименование «Псков». 25 июля 1999 года в Пскове торжественно вручили экипажу ПЛ знамя подводной лодки С-191 «Псковский комсомолец» (проект 613), которое находилось на хранении в комитете по делам молодежи областной Администрации. Теперь знамя будет храниться на подводной лодке «Псков».
К-534, Б-534, «Зубатка», «Нижний Новгород» 3 марта 1984 года зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ. 15 февраля 1986 года заложена на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком. 8 июля 1989 года спущена на воду. В июле 1989 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 26 декабря 1990 года вошла в строй. 14 марта 1991 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДиПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу. 3 июня 1992 года переклассифицирована в АБПЛ. переименована в Б-534. 6 апреля 1993 года при своено наименование «Зубатка». В 1994 году вошла в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭсПЛ с базированием на Видяево. 25 марта 1995 года при своено наименование «Нижний Новгород». В декбре 2000 года выведена из боевого состава ВМФ. Встала в ремонт в судоремонтном в г.Снежногорске Мурманской области. Но средств на ремонтные работы выделялось мало, и ремонт затянулся. Не исключался вопрос о снятии ее с вооружения. В 2002 году Губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев направил письмо Президенту РФ Владимиру Путину, командующему ВМФ России, руководству Минатома России с просьбой выделить средства на восстановление подводной лодки «Нижний Новгород». В итоге деньги нашлись. И как предполагают специалисты, возможно уже в 2003 году ПЛ вновь встанет в строй.
Тактико-технические характеристики Проект 945А «Кондор» Водоизмещение надводное, м. куб. 6466 Водоизмещение подводное, м. куб. 10412 Длина, м 110,62 Ширина, м 12,28 Осадка, м 11,7 Скорость в надводном положении, узлов 14 Скорость в подводном положении, узлов 32,8 Глубина погружения, м 600 Автономность, суток 100 экипаж , чел. 70
Вооружение торпедное: ТА 533мм — 6 шт. (40 единиц)
Источники информации Электронная энциклопедия “Военная Россия”
История создания
При создании второго поколения советских субмарин с атомной силовой установкой, проектов «Навага», «Мурена», «Кальмар» и ПЛ «Дельфин», параллельно велись поисковые работы над следующей третьей генерацией лодок.
Это было связано с начавшимся в 60-е годы энергичным развитием американского ядерного подводного флота, который считался основным вероятным противником. Ключевым отличием лодок третьего поколения являлись расширенные возможности обнаружения целей.
Технические требования оформились весной 1972 года в виде задания на разработку новой лодки под обозначением «АПЛ проекта 945 «Барракуда».
В основе разработки лежали эскизные проекты лодок, созданные на протяжении 60-х годов в горьковском конструкторском бюро «Лазурит» (ЦКБ-112). Перед конструкторами было поставлено ограничение по размерам и водоизмещению боевого корабля, продиктованное планами постройки на заводах, расположенных в глубине страны.
Ключевой особенностью конструкции подлодки проекта 945 явилось широкое использование материалов на основе титана при изготовлении элементов корпуса. За счет высокой прочности удалось увеличить предельно допустимую глубину погружения на 50% (по сравнению с предыдущими лодками с корпусами из стали).
Применение титана позволило снизить водоизмещение корабля и интенсивность магнитных полей, что снизило риск обнаружения противником.
Но именно из-за дорогостоящего корпуса и технологических трудностей при его изготовлении, лодки проекта «Барракуда» были построены в количестве двух экземпляров – К-239 «Карп» и К-276 «Краб».
Уменьшенный вес и размеры конструкции позволили начать производство кораблей «Барракуда» на производственных мощностях завода «Красное Сормово» (г. Горький, сейчас Нижний Новгород).
В начале 70-х годов это предприятие было единственным, способным изготовить титановый корпус. Доставка до места базирования выполнялась по внутренним водным магистралям (по системам рек и каналов).
Основные цели АПЛ проекта 945
Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям. СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло. Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.
Новая субмарина должна была обладать необходимой скрытностью, большой скоростью хода и большой огневой мощью.
Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.
Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971.
Корпус корабля
Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию. Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы — эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.
Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия. Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста. Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.
Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.
Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ». Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз. Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.
Описание
Barracudas будет использовать технологии класса Triomphant , в том числе насос-реактивный двигатель. Сообщается, что этот класс производит примерно 1/1000 обнаруживаемого шума лодок класса Redoutable , и они в десять раз более чувствительны при обнаружении других подводных лодок. Они будут оснащены крылатыми ракетами MDCN SCALP Naval с торпедным пуском для нанесения ударов на большие расстояния (более 1000 км) по стратегическим наземным целям. Их задачи будут включать в себя борьбу с надводными и подводными лодками , наземные атаки, сбор разведданных, управление кризисными ситуациями и специальные операции .
Ядерный реактор класса Barracuda включает несколько улучшений по сравнению с предыдущим Rubis . Примечательно, что это увеличивает время между дозаправкой и комплексным ремонтом (RCOHs) с 7 до 10 лет, что обеспечивает более высокую доступность в море.
Для поддержки специальных операций Barracudas может также разместить до 15 коммандос , неся свое оборудование в мобильной капсуле, прикрепленной к корме паруса.
Прорыв на Запад: что делали российские подводники в Атлантике
Учения сил Северного флота стали самыми масштабными со времен Советского Союза
На этой неделе норвежские СМИ сообщили, что в Северной Атлантике находятся порядка 10 подводных лодок российского Северного флота, из которых восемь — атомные. По их мнению, подводники отрабатывали прорыв Фареро-Исландского противолодочного рубежа и скрытное развертывание в водах Атлантики
Ситуацию прокомментировала премьер-министр страны Эрна Сульберг: Россия тем самым демонстрирует свою мощь и важность обеспечения безопасности морского пути в сторону Мурманска. Она отметила, что Норвегия не видит в этом угрозы, однако нуждается в обороне НАТО. Минобороны России отреагировало заявлением: “Российские военные проводят плановые мероприятия боевой оперативной подготовки”
Что означает выход в море такого количества субмарин и какие задачи они могли решать, разбирались “Известия”
Минобороны России отреагировало заявлением: “Российские военные проводят плановые мероприятия боевой оперативной подготовки”. Что означает выход в море такого количества субмарин и какие задачи они могли решать, разбирались “Известия”.
Строительство
Верфь ASC в Осборне, Южная Австралия. Первоначальное намерение состояло в том, чтобы строить новые подводные лодки на этой государственной верфи, даже если ASC не выиграла тендер.
Первоначально правительство Австралии пообещало, что государственная ASC, компания, ответственная за строительство класса Collins , будет строить новые подводные лодки. В объявлении в мае 2009 года о планах опубликовать запрос на тендер правительство лейбористов указало, что если выигравшим тендер будет не ASC, то этой компании будет предоставлен доступ на верфь ASC в Осборне , Южная Австралия. Несмотря на постоянную поддержку подводных лодок, которые будут строиться в Южной Австралии сменяющими друг друга правительствами Коалиции и лейбористов, в июле 2014 года коалиционное правительство под руководством Эбботта отказалось от своих предвыборных обязательств по строительству на базе ASC и открыло вероятную возможность строительства подводных лодок. на зарубежной верфи. В феврале 2015 года правительство Abbott, объявив о «процессе конкурентной оценки», отметило, что правительство не будет подходить к решению о подводной лодке с «открытой чековой книжкой», а скорее разрешит конкурентный процесс, в котором будут изучены различные варианты строительства, включая строительство. в Австралии, за границей, или «гибридный подход» иностранного и местного строительства вместе с предполагаемыми затратами и графиками.
Первоначальные планы строительства указывали на 25-летний период от начала работ до окончательного завершения. Из-за длительного периода строительства рассматривалась возможность постройки подводных лодок развивающимися «партиями»; в ходе текущих исследований и инноваций обновленное оборудование и конструкции будут включены в новые подводные лодки в момент их постройки, а затем добавлены к существующим подводным лодкам во время переоборудования. По состоянию на 2021 год строительство подводных лодок планировалось начать в 2023 году. По прогнозам, подводные лодки SEA 1000 останутся в строю до 2070-х годов.
В июле 2017 года Малкольм Тернбулл открыл офис Future Submarine Project в Шербурге.
Класс был назван классом Attack в декабре 2018 года, а первый класс получил обозначение HMAS Attack .
12 лодок должны были быть построены партиями по три или четыре. Каждая партия будет отличаться от предыдущей по мере появления новых технологий и конструктивных особенностей.
Атомная подводная лодка «Псков» проекта 945А «Кондор»
«Псков» после завершения ремонта | Атомная подводная лодка «Псков» |
Атомная подводная лодка «Псков» является второй в серии из двух АПЛ проекта 945А «Кондор» (по классификации НАТО — «Sierra -II»), которая была построена на в Горьком для ВМС России. Головной является Б-534 «Нижний Новгород», которая была введена в строй 26 декабря 1990 года.
Проект 945А «Кондор» представляет собой развитие проекта 945 «Барракуда». Как и АПЛ проекта 945, имеют титановый корпус. По уровню таких демаскирующих признаков как шумность и магнитные поля стали самыми малозаметными на Советском флоте.
АПЛ данного проекта предназначена для слежения за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированного уничтожения их при начале конфликта.
АПЛ «Псков» была заложена под именем «К-336» (строительный номер 3004) на судостроительном по проекту КБ «Лазурит» 29 июля 1989 года. С 03 июня 1992 года была переименована в «Б-336». Спущена на воду 28 июля 1992 года. С 06 апреля 1993 года была переименована в Б-336 «Окунь». Введена в строй 14 декабря 1993 года. 21 января 1994 года включена в состав 6-й дивизии 9-й эскадры подводных лодок Северного флота. 01 октября того же года вошла в состав 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок СФ.
Бортовые номера: 879 (2000 год), 663 (2007 год).
Основные характеристики: Водоизмещение надводное 6400 тонн, подводное 9100 тонн. Длина наибольшая по КВЛ 110,5 метра, ширина корпуса наибольшая 12,2 метра, высота 16,1 метра, средняя осадка по КВЛ 9,4 метра. Скорость надводная 14 узлов, подводная 33,5 зла. Рабочая глубина погружения 480 метров, предельная — 600 метров. Экипаж 59 человек.
Силовая установка: Один водо-водяной реактор ОК-650Б (190 МВт). 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 1 главный винт, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода.
Вооружение:
Торпедно-минное вооружение: ТА 6×533 мм, пусковые установки крылатых ракет «Гранат».
ПВО: 8 пусковых установок переносного зенитно-ракетного комплекса 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла».
03 апреля 1996 года приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом переименована в «Псков». Шефство города Пскова над большой атомной подводной лодкой «Псков» началось 19 марта 1996 года.
В сентябре — ноябре 1998 года атомоход выполнил первую боевую службу на оценку «отлично».
С 2011 года по 2020 год проходила ремонт на судоремонтном .
16 декабря 2013 года на Северный флот прибыла группа воспитанников псковского военно-патриотического клуба «Юный моряк-подводник» центра внешкольной работы «Патриот». В течение нескольких дней школьники пробудут в гарнизоне подводников Видяево и посетят подшефную атомную подводную лодку «Псков».
По сообщению от 15 марта 2014 года была выведена из эллинга.
28 декабря 2020 года АПЛ «Псков» вышла из акватории завода в направлении основного пункта базирования. За время нахождения на судоремонтном предприятии на атомоходе был выполнен комплекс работ, позволяющий значительно продлить технический ресурс подводного корабля и продолжить его дальнейшую эксплуатацию в условиях Арктики.
Добавить в закладки:
На модернизацию титанового «Карпа» не хватает средств
Модернизация атомной субмарины «Карп» в Центре судоремонта «Звездочка» приостановлена на неопределенный срок, работы не финансируются, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. Минобороны РФ заказало ремонт двух титановых субмарин проекта 945 «Барракуда» в декабре 2012 года. Весной 2014-го «Звездочка» начала подготовку к глубокой модернизации первой из них – «Карпа». «На сегодняшний день от Минобороны еще не поступало никаких документов, проясняющих судьбу этого контракта, но его финансирование уже не ведется, и все работы по проекту на сегодняшний день приостановлены», – сказал собеседник агентства.
Технические характеристики
Многие, в том числе и такие важные для субмарин параметры, как шумность и сила создаваемого корпусом магнитного поля, остаются для «Барракуд» и «Кондоров» засекреченными. Открыты лишь наиболее обобщенные характеристики.
АПЛ проекта 945 | АПЛ проекта 945А | |
Надводное водоизмещение | 5 940 тонн | 6 470 тонн |
Подводное водоизмещение | 9 600 тонн | 10 400 тонн |
Надводная скорость | 12,1 узла | 19 узлов |
Подводная скорость | 35,15 узла | 35 узлов |
Рабочая глубина | 480 м | 520 м |
Предельная глубина | 550 м | 600 м |
Длина корпуса | 107,16 | 110,5 м |
Ширина | 12,28 м | 12,2 м |
Осадка | 9,62 | 8,8 м |
Состав экипажа | 31 офицер, 30 мичманов | 28 мичманов и 31 офицер |
Автономность плавания этих подводных лодок достигает ста суток.
Влияние на историю
Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.
На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».
Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.
Первый корабль серии «Карп» поставили на долговременное хранение на базе в Североморске в 1998 году, но перед этим ему успели присвоить новое имя «Тула». В 2013 году корабль передали на в Северодвинске для проведения ремонта и модернизации.
В 2020 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.
Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.
Подводные лодки Проекта 667Б «Мурена»
Cеверное машиностроительное предприятие №402 (г.Северодвинск):
- Флотское обозначение К-279 (), заводской номер 310, заложена в 1971 г., спущена на воду (—), вступила в строй 27 декабря 1972 г.
- Флотское обозначение К-447, заводской номер 311, заложена в марте 1972 г., спущена на воду в ноября 1972 г., вступила в строй в марте 1973 г.
- Флотское обозначение К-450, заводской номер 312, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1973 г.
- Флотское обозначение К-385, заводской номер 324, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1973 г.
- Флотское обозначение К-457, заводской номер 325, заложена в сентября 1973 г., спущена на воду в феврале 1974 г., вступила в строй в октябре 1974 г.
- Флотское обозначение К-465, заводской номер 326, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1974 г.
- Флотское обозначение К-460, заводской номер 337, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1974 г.
- Флотское обозначение К-472, заводской номер 338, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1974 г.
- Флотское обозначение К-475, заводской номер 339, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1974 г.
- Флотское обозначение К-171, заводской номер 340, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1974 г.
Завод имени Ленинского комсомола №199 (г. Комсомольск-на-Амуре):
- Флотское обозначение К-366, заводской номер 221, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1975 г.
- Флотское обозначение К-417, заводской номер 222, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1975 г.
- Флотское обозначение К-477, заводской номер 223, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1975 г.
- Флотское обозначение К-497, заводской номер 224, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1976 г.
- Флотское обозначение К-500, заводской номер 225, заложена в сентябре 1974 г., спущена на воду в октябре 1976 г., вступила в строй в 1976 г.
- Флотское обозначение К-512, заводской номер 226, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1976 г., с 28 октября 1988 г. носила собственное имя «70 лет ВЛКСМ». Исключена из списков флота в 1991 г.
- Флотское обозначение К-523, заводской номер 227, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1977 г.
- Флотское обозначение К-530, заводской номер 228, заложена в июне 1976 г., спущена на воду в июле 1977 г., вступила в строй в декабре 1977 г.
Модель подводного атомного ракетного крейсера Проекта 667Б «Мурена». Хорошо различим общий вид подводного ракетного крейсера.
Описание конструкции
Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.
Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.
Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.
На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).
На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.
Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.
Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.