Подводные лодки типа ohio

Сравнение с другими ПЛАРБ

Сравнение основных характеристик находящихся на вооружении подводных лодок с ядерными пусковыми установками Класс « Бенджамин Франклин» больше не используется, но предшествует «Огайо».
Характерная черта Торжествующий Бенджамин Франклин Огайо Дельта IV Борой Авангард Джин
Страна Франция Соединенные Штаты Россия Соединенное Королевство Китай
Ввод в эксплуатацию 1997-2010 1965-1967 1981–1997 1984–1990 2013- 2007 — 2010-
Строящиеся / планируемые к постройке единицы 4/0 12/0 18/0 7/0 4/6 4/0 6? /?
Длина 138 г. 130 м. 170 м. 166 г. 170 м. 149,9 мес. 135 м.
Диаметр 10,6 х 12,5 м. 8,69 х 10 м. 13 мес. 8,8 х 12,3 м. 10 х 13,5 м. 12 х 12,8 м. 12,5 мес.
Водоизмещение 14,335 т. 8,383 т. 18 750 т. 18200 т. ? 24000 т. 15,600 т. 11000 т.
Скорость 25 узлов (46 км / ч) 21 узел 25 узлов 24 узла 30 узлов > 25 узлов ?
Максимальное погружение > 400 м. 400 м. > 240 м. 320 м. 450 м. ? ?
Экипаж 111 140 155 ? 107 135 ?
Стратегические ракеты 16 ракет М51 96 голов по 100 кт Дальность: 9000/10000 км 16 Trident I с 8 головкой по 100 узлов Дальность: 7400 км единственная ядерная версия 24 Trident II с 12 головками по 100 узлов Дальность: 11300 км 24 Layner с 4-12 головами по 500/100 уз Дальность: от 8000 до 12000 км 16 Булава с 6-10 головами по 150/100 уз Дальность: 10 000 км 16 Trident от 1 до 8 голов по 100 узлов Дальность: 12000 км 12 JL-2 от 1 до 8 голов по 455 узлов Дальность: 7200 км
Обычное вооружение 4 торпедных аппарата 18 торпед F17 или противокорабельных ракет Exocet 4 торпедных аппарата 13 единиц оружия 4 торпедных аппарата только неядерный вариант 154 крылатые ракеты «Томагавк» 4 торпедных аппарата противокорабельные ракеты Viyuga всего 12 единиц оружия 6 торпедных аппаратов Противокорабельные ракеты Виюга 4 торпедных аппарата ?

Версии

Как и в случае со многими советскими / российскими кораблями, информация о статусе подводных лодок класса «Акула» в лучшем случае скудна. Информация, предоставленная источниками, сильно различается.

Проект 971 ( Акула I )

Четыре известные версии класса Акула

Известно, что из семи оригинальных Акулы только три все еще находятся в эксплуатации. Эти лодки оснащены гидроакустической системой MGK-500 Skat (по классификации НАТО Shark Gill). Головная лодка этого класса, К-284 « Акула», была списана в 2001 году, по всей видимости, для того, чтобы сэкономить деньги нуждающемуся в денежных средствах российскому флоту. К-322 Кашалот и К-480 Барс [ныне Ак Барс ] находятся в резерве. К-480 Барс был переведен в резерв в 1998 году и демонтировался в феврале 2010 года. Pantera вернулась в строй в январе 2008 года после капитального ремонта. Все они были оснащены гидродинамическими датчиками СОКС. Все подводные лодки до К-391 « Братск» имеют черпаки для теплоносителя реактора, аналогичные тем, что у ПЛАРБ класса «Тайфун» , длинные и трубчатые. Братск и последующие подводные лодки имеют черпаки для теплоносителя реактора, аналогичные коротким на Oscar II (в классах « Тайфун» , « Акула» и « Оскар» используется аналогичный реактор ОК-650).

Проект 971 и 971И (Улучшенный Акула I )

Считается, что все шесть Акулы этого класса находятся в эксплуатации. Они тише оригинальных Akula s. Гидролокатор МГК-500 модернизирован до МГК-501 Скат-МС. Источники также расходятся во мнениях относительно того, было ли приостановлено строительство этого класса, или планируется ли строительство еще двух блоков.

Улучшенные корпуса Акула I : К-328 Леопард , К-461 Волк , К-154 Тигр , К-419 Кузбасс , К-295 Самара и К-152 Нерпа . Эти подводные лодки намного тише, чем ранние подводные лодки класса Akula, и все они имеют гидродинамические датчики SOKS, кроме Leopard . В Akula я Усовершенствованные ПЛА шесть 533 мм приманку спусковых труб, как и последующие субмарины. У них другое расположение передних отверстий на внешнем корпусе, чем у островов Акула . Подводные лодки « Нерпа» и « Ирибис» (не завершены) имеют в парусе другую спасательную камеру, которую можно отличить по большому куполу на верхней поверхности.

Проект 971У ( Акула II )

К-157 Вепрь — единственный завершенный Акула II (см. Таблицу ниже). Akula II составляет 3 метра (9,8 фута) больше и вытесняет около 700 тонн (подводное) более чем Akula I . Дополнительное пространство было использовано для дополнительных мер по успокоению. Гидролокатор MGK-501 Skat на Akula I заменен новым гидролокатором MGK-540 Skat-3. К-157 « Вепрь» стала первой российской подводной лодкой, которая была тише последних американских ударных подводных лодок того времени — улучшенного класса « Лос-Анджелес » (SSN 751 и более поздние). Две из этих подводных лодок использовались для создания ПЛАРБ типа « Борей» .

Проект 971М ( Акула III )

К-335 « Гепард» — 14-я подводная лодка этого класса и единственная завершенная Акула III (см. Таблицу ниже), построенную для ВМФ России. Это была первая подводная лодка, введенная в строй в составе ВМФ России после катастрофы « Курск », поэтому ее сдача в эксплуатацию стала важным подъёмом боевого духа военно-морского флота России с присутствием президента Владимира Путина. У Akula III нет классификации НАТО . Он длиннее и имеет большее водоизмещение по сравнению с Akula II , а также у него увеличенный парус и другой распределитель буксируемой группы на вертикальном стабилизаторе. Опять же, было использовано больше методов снижения шума. До ввода в строй подводных лодок типа « Северодвинск» и « Борей» « Гепард» была самой совершенной российской подводной лодкой .

Советские достижения в области шумоподавления вызвали серьезную озабоченность Запада, поскольку акустика долгое время считалась самым значительным преимуществом в подводных технологиях США по сравнению с Советами.

В 1983–1984 годах японская фирма Toshiba продала Советам сложное девятиосевое фрезерное оборудование вместе с компьютерными системами управления, разработанными норвежской фирмой Kongsberg Vaapenfabrik . Представители ВМС США и конгрессмены заявили, что эта технология позволяет советским строителям подводных лодок производить более точные и тихие гребные винты.

Из-за распада Советского Союза в 1991 году производство всех Akula замедлилось.

1999-2000 издания боевых кораблей Джейна отображались первым Akula III , как Viper (фактическое название «Вепрь», «дикий кабан» на русском языке ), заказанный 25 ноября 1995 Гепарда (Cheetah), был запущен в 1999 году и введен в эксплуатацию 5 декабря 2001 г.

Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941

Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы

Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему. За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус

Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы

За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус. Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.

Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса. При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.

Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.

Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.

Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.

Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах. Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Длина — 170 метров

История «Борея» начинается со второй половины 1990-х, и с тех пор было построено 3 такие стратегические атомные подлодки. Основу вооружения составляют 16 БРПЛ Р-30 «Булава», максимальная дальность которых составляет 9300 метров. Разработкой «Булавы» занимался тот же институт, который в свое время создал знаменитый «Тополь-М». Из произведенных 38 запусков этой баллистической ракеты, неудачными оказались лишь семь.

Этот гигант оснащен самым современным оборудованием и электро-вычислительной аппаратурой, в том числе командирским и штурманским астронавигационным перископом. По плану, проект «Борей-Б» станет дальше развиваться, будучи включённым в госпрограмму вооружений до 2027 года.

Характеристики

субмарина

Сравнительные данные по современным РПЛ СН
Проект 941 Ohio Проект 667БДРМ Vanguard Triomphant Проект 955
Страна Россия США Россия Великобритания Франция Россия
Годы постройки 1976-1989 1976-1997 1981-1992 1986-2001 1989-2009 1996-н.в.
Построено 6 18 7 4 4 2
Водоизмещение, тнадводноеподводное 2320048000 1674618750 1174018200 15900 1264014335 1472024000
Число ракет 20 Р-39 24 Trident 16 Р-29РМУ2 16 Trident 16 M45 16 Булава
Забрасываемый вес, кг 2550 2800 2800 2800 н.д. 1150
Дальность, км 8250 7400-11000 8300-11547 7400-11000 6000 8000

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

Прототип:

ТК-17 «Архангельск» — советская (впоследствии российская) атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 3-ему поколению, 5-ый корпус в серии.  Проект лодки разработан в ЦКБ «МТ «Рубин». Всего было построено 6 лодок данного проекта, строительство седьмой лодки было приостановлено, закладка не производилась, корпусные секции разделаны на металл. Строились на заводе Севмаш, г. Северодвинск. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 г. правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до Северного полюса.     Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20 трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям.

История создания проекта 941 Акула

Противостояние России (СССР) и Запада на море с 1945-го по 1970-й проходило не только в холодной манере Черчилля с небольшим технологическим перевесом владельцев чужих морей, а иногда и в горячих поединках на дальних рубежах. Центру военно-морской силы, расположенному в США, так и не удалось достичь значимого превосходства. К 1970-му году ВМС СССР стал достаточно сбалансированным, а в результате мощным сдерживающим фактором для ВМС НАТО на воде, под водой и над водой – в естественной среде обитания США и Великобритании. В результате между ядерными державами утвердился паритет. Пентагону пришлось отказаться от превентивного уничтожения всех ядерных объектов СССР.

Вначале 1970-х против нашей страны принята концепция «Реалистического устрашения». Изменилась морская доктрина, основанная на технологическом превосходстве, поиску союзников и умению вести переговоры. Конечным результатом новой политики в отношении СССР стала «Угроза неприемлемого ущерба», не стоит забывать, что в слабых государствах кровавый ущерб наносится ежедневно и последовательно. Хитрецы из США 03.10.1972. заключили договор с СССР «Об ограничении стратегического вооружения», что означало сокращение количества ядерных подлодок. За пренебрежительной подписью президента английской североамериканской колонии Ричарда Никсона скрывалась уверенность, что удалось обвести вокруг пальца «вождей русских индейцев».

С 1970-го в Пентагоне полагались на свой новый глобальный проект, дающий в таких условиях качественное преимущество – передовую перспективную систему пуска баллистических ракет «Trident» (переводится как трезубец – означает трёхступенчатость движителей и оружие Посейдона). Носителем 150-ти БР (баллистических ракет) должны были стать подлодки проекта «Огайо» с 24 ПУ (пусковыми установками), целью являются крупные военные объекты и промышленные центры Советской России. В 1971-м в оборонку США на скорейшее воплощение проекта рекой потекли деньги. В течении 10-ти лет ожидалось спустить на воду 10 подводных лодок с БР Трайдент-1 (8 блоков наведения, отклонение 380 м, преодолеваемое расстояние 7,5 тыс.км.).

Возникла необходимость восстанавливать паритет. В 1973-м Сергей Николаевич Ковалёв назначен главным конструктором проекта 941 «Акула», а Макеев Виктор Петрович стал главным конструктором твердотопливных БРПЛ Р-39. Это было уже 3-е поколение ядерных субмарин. Ракета Р-39 втрое тяжелее американских наспех сделанных аналогов Трайдент-1 и вдвое большей длины. Это повлияло на создание принципиально новой архитектуры крейсера. На «Севмаш» за 5 лет силами экономики СССР построили крупнейший в мире эллинг (цех №55). В 1981 году на 26-м по счёту съезде КПСС глава страны Брежнев сообщил миру о создании в США подлодки «Огайо» с межконтинентальными ракетами Трайдент-1, упомянув главным образом об аналогичном вооружении в СССР. Заложенный на стапеле в 1976 году проект тяжёлого крейсера 941 «Акула» поступил на вооружение ВМС СССР 12.12.1981. под аббревиатурой ТК-208, известный ещё под собственным именем «Дмитрий Донской».

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалев

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.

Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием — «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил ее делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало ее всесокрушающему потенциалу.

Модификации

Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.

Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договоренности о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.

Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:

  • ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
  • ТК-202, спущен в воду в 1982 г., введен в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
  • ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
  • ТК-13, принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещен в Заполярье для длительного хранения.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.

Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.

В популярной культуре

Как подводные лодки с баллистическими ракетами, класс « Огайо » иногда изображался в художественных книгах и фильмах.

  • Том Клэнси написал подводные лодки класса Ohio в нескольких романах, таких как USS  Maine  (SSBN-741) в «Сумме всех страхов» (1991).
  • Вымышленный показан в фильме 1989 года «Бездна» .
  • Военный корабль США «  Алабама» является местом съемок подводного фильма 1995 года « Багровый прилив» .
  • Вымышленная подводная лодка с баллистическими ракетами, USS Colorado (SSBN-753), является основным местом действия телесериала ABC Last Resort .
  • Военный корабль США «  Вайоминг» показан в 13-й серии 1-го сезона американского телесериала «Храбрый» .
  • Документальный фильм Submarines: Sharks of Steel (1993) на канале Discovery показывает военный корабль США Джорджия и его команду.

Когда появились подводные лодки

Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.

Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.

Первые подводные лодки были примерно такими.

В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.

Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.

Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector