Подводные лодки проекта 667а «навага»

Сборка

Для начала снес всю детализацию на палубе, исправить ее не было возможности – так как она(как и у всех моделей Алангера) была выпуклая. Нарезал все по новой, руководствуясь фотографиями и чертежами. Высверлил отверстия для всплывающей камеры, сигнальных буев и ТА. Все это было изготовлено с нуля как отдельный детали. Далее, открыл все шпигаты и подклеил изнутри сетку из травленки. Вообще то, там должна бы быть решетка с 6-ю отверстиями, но не оказалось такой мелкой под рукой. След. шаг – детализация рубки: в наборе она просто девственно гладкая. Сделал поручни, двери, нарезал обтекатель ГАС. Из травленки сделал отсутствующие иллюминаторы по бокам, решетки и ходовые огни. На “крыше” нарезал люки для радиосекстана и радиопеленгатора. Прорезал щель для “Ивы”. Ко всему прочему насверлил посадочные места для недостающих ПМУ и шпигаты. Теперь палуба. Люки ракетных контейнеров должны соcтоять из из двух частей, поэтому на тех что закрыты, показал это расшивкой, а открытые распилил пополам. “Рельсы” для страховочных концов(кстати, как они правильно называются?) сделал из тонких полосок полистирола.Кнехты на носу и на корме из того же полистирола, но только круглого сечения. Те, что в начале горба, сделал опущенными из мет. трубки подходящего диаметра. Кое-где добавил лючки из травленки. Ну и в завершении, насверлил шпигатных отверстий по всей длине. Ракеты сделал из литника. В нижней части корпуса, прямо под ракетными шахтами сделал выступы из шпатлевки. Я так понимаю, что на прототипе это было сделано, так как ракеты Д-9РМ по высоте не помещались в корпус.Перенес водозаборники реактора чуть ниже – в соответствии с чертежами. Обводы корпуса где мог исправил – путем стачивания. ВУ практически все переделаны – из набора остались только 2. Что-то сделал с нуля что-то из остатков других наборов. В качестве штоков использовал медицинские иглы разных диаметров.

Нарушенный паритет

В декабре 1959 года американские ВМС получили первый в мире атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон». 

Вслед за кораблями серии «Джордж Вашингтон» в США вступили в строй подводные крейсеры типа «Итан Аллен» с баллистическими ракетами повышенной дальности Polaris А-2 и А-3. 

1 апреля 1967 года в состав флота США вошла подлодка «Уилл Роджерс». Вашингтон к тому моменту обладал 41 атомоходом с 656 баллистическими ракетами Polaris A-2 и A-3 на борту. 

ВМФ СССР в те годы существенно уступал атомному флоту США. 

У СССР было всего 37 субмарин (проекты В611, АВ611, 629 и 658), оснащённых 104 баллистическими ракетами малой дальности. Москве требовалось совершить гигантский рывок, чтобы нивелировать разрыв. 

С этой целью советское правительство решило создать флот из атомных подводных крейсеров, вооружённых малогабаритными межконтинентальными баллистическими ракетами или ракетами средней дальности. 

Речь шла о типе субмарин нового поколения. Достаточно сказать, что и сегодня подводные крейсеры составляют основу морского компонента ядерной триады России и США. 

Эти атомоходы предназначены для максимально скрытного передвижения к берегам потенциального противника. Предполагалось, что в случае атомной войны именно подлодки с баллистическими ракетами будут наименее уязвимым средством доставки ядерных боезарядов. 

Конструкция стратегических атомных подводных крейсеров Проекта 667Б «Мурена»

Конструкция подводных ракетных крейсеров Проекта 667Б «Мурена»

Конструкция подводных лодок типа Проект 667Б «Мурена» в целом повторяла конструкцию ее предшественницы Проекта 667А «Навага». Двухкорпусный корабль несколько увеличенной, по сравнению с проектом 667А, длины имел прочный корпус, разделенный на 10 водонепроницаемых отсеков. Из-за большей длины ракет обтекатель ракетных шахт стал более высоким, а силуэт лодки приобрел характерный «горб» — ярко выраженный опознавательный признак лодок проекта 667Б и более поздних модификаций.

Главная энергетическая установка мощностью 52000 л. с. включала два водоводяных реактора ВМ-4Б и две паровые турбины ОК-700 с турбо-зубчатыми агрегатами ГТЗА-635. Имелись два дизельгенератора ДГ-460 и два электродвигателя экономичного хода (2 х 260 л. с.). Для снижения гидроакустической заметности корабля была введена двухкаскадная амортизация виброактивных механизмов паротурбинной установки.

Подводная лодка получила новый навигационный комплекс «Тобол-Б», включающий аппаратуру космической навигационной системы «Циклон-Б» и обеспечивающий все исходные данные для проведения подготовки и пуска ракет.

Средства радиосвязи интегрированы в единый комплекс. Корабль впервые получил автоматическую систему космической связи «Молния-1». Как и на лодках проекта 667А, на новом атомоходе установили гидроакустический комплекс «Керчь».

Корабль получил новую боевую информационную управляющую систему. Впервые на отечественных подводных лодках на проекте 667Б для управления ракетным оружием была применена автономная корабельная цифровая вычислительная система, решающая задачи ракетной стрельбы. Весь ракетный боекомплект подводной лодки мог быть выпущен в ходе одного залпа.

В состав ракетного комплекса Д-9 вошли 12 двухступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29 (4К75, РСМ-40, западное обозначение — SS-N-8) с максимальной дальностью стрельбы до 7800 км.

«Мурены» проекта 667Б оснащались боевой информационно-управляющей системой «Восход» с корабельной цифровой вычислительной системой «Альфа», решающей стрельбовые задачи. Впервые в мире, и именно для проекта 667Б «Мурена», была создана первая система защиты ракет от несанкционированных действий, обеспечивающая осуществление пуска только после получения приказа Верховного командования.


Чертеж подводного атомного ракетного крейсера Проекта 667Б «Мурена».

Конструкция ракет Р-29 ракетного комплекса Д-9

Баллистическая ракета Р-29 была выполнена на тех же технических принципах, что и предшествующая ей ракета типа Р-27. Однако на Р-29 двигатель второй ступени был утоплен в бак окислителя первой ступени, что позволяло создать весьма компактную конструкцию, а бортовая аппаратура системы управления ракеты впервые в мировом морском ракетостроении имела в своем составе цифровую вычислительную машину.

Для обеспечения необходимой точности при возросшей дальности стрельбы инерциальная система управления ракетой (также впервые в мире) была дополнена системой коррекции плоскости полета по звездным ориентирам. Круговое вероятное отклонение ракеты Р-29 составило 1,5 км.

Р-29 стала и первой отечественной морской ракетой, оснащенной средствами преодоления ПРО противника. Легкие ложные цели в сложенном состоянии размещались в специальных цилиндрических контейнерах, вваренных в бак горючего второй ступени.

Длина баллистической ракеты Р-29 составляла 13,435 м, диаметр корпуса — 1,8 м, стартовая масса — 33,3 т, забрасываемая масса 1,1 т, мощность боевой части -1 мегатонна. Производство ракет осуществлялось Красноярским машиностроительным заводом в кооперации с другими предприятиями Сибири.

Пуск ракет с подводных лодок типа 667Б «Мурена» мог выполняться из подводного положения с глубины 55 м при скорости лодки до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов как залпом всего боекомплекта, так и одиночными ракетами. Допускалась ракетная стрельба как из подводного, так и из надводного положения, при нахождении корабля в базе. Предстартовая подготовка и производство самого старта осуществлялись в автоматическом режиме. Если для комплекса Д-5 широта точки старта ограничивалась 85°, то Д-9 стал первым в мире всеширотным ракетным комплексом.


Баллистическая ракета Р-29 для подводных лодок Проекта 667Б «Мурена». Как видно из фотографии, размеры ракеты весьма не маленькие

Система наблюдения и обнаружения противника на подлодке

Способность субмарины выполнить боевой приказ скрытно от сил противолодочной обороны врага является её главным оружием. Несмотря на новые типы корпусов, новые двигатели главными способами обнаружения противника остаются:

  • гидроакустический;
  • магнитометрический.

На большинстве современных боевых ПЛ работают как акустический, так и магнитометрические посты.

В боевых условиях магнитометры устанавливаются на самолётах или противолодочных вертолётах.

Главным достоинством магнитометрического метода являются его простота и незаметность: как и пассивное гидроакустическое наблюдение, такой пост практически невозможно обнаружить.

Для современных подлодок основными боевыми задачами являются:

  • уклонение от районов наземного (воздушного) противолодочного наблюдения;
  • уклонение при обнаружении вражеской ПЛ (расписанные в романах бои между подводными флотами не считаются приоритетной задачей подлодок).

Но скрытность, малозаметность для всех систем обнаружения ─ остаются важнейшим оружием субмарин.

История

Жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета морского базирования Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18), представляла дальнейшее развитие ракеты Р-29 и отличалась от неё наличием разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ракеты могли оснащаться различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок. Был реализован принцип полной астрокоррекции. Для этой ракеты в 1972 году ЦКБМТ «Рубин» и начал разработку РПКСН 667БДР «Кальмар» (Delta-III), как дальнейшее развитие проекта 667БД «Мурена-М» (Delta-II). Система управления нового корабля позволяла выстреливать весь боекомплект в одном залпе. Кроме ракетного оружия, более совершенной системы управления ракетной стрельбой, улучшенной акустической защиты и РЭВ (новые , БИУС, ГАК и средства связи), а также улучшенными условиями обитаемости экипажа, в целом, проект 667БДР был улучшенной модификацией проекта 667БД. Головная лодка проекта К-441, оказалась фактически второй, так как по проекту 667БДР был достроен 5-й корпус проекта 667БД К-424. Всего было построено 14 кораблей. В январе-апреле 1979 года РПКСН К-455 667БДР и К-490 667Б(капитан 1 ранга И. А. Толстолыткин, капитан 1 ранга В. М. Кузнецов, старший на переходе командир 13-й дивизии контр-адмирал А. И. Павлов) совершили групповой трансокеанский переход южным путём через пролив Дрейка, из бухты Ягельная () в бухту Крашенинникова (ТОФ). В походе проверялась эффективность работы навигационной системы «Шлюз». Для обеспечения перехода СФ выделил ОИС «Байкал» (капитан 3 ранга Г. Бочинский, старший капитан 1 ранга П. Л. Климов), на котором шёл второй экипаж К-455 (капитан 1 ранга И. Г. Чефонов). 17 февраля корабли получили радио из штаба СФ с сообщением о нападении Китая на Вьетнам из-за спорных островов Спратли. C 1980 г. выполнено семь одиночных межфлотских, подлёдных, трансарктических (С Северного Флота на Тихоокеанский Флот) переходов РПКСН проекта 667БДР (первый переход совершила подводная лодка К-223 под командованием Д. Н. Новикова, старший на борту вице — адмирал Л. А. Матушкин). Подводные лодки при форсировании мелководного Чукотского моря в районе острова Врангеля испытывали большие трудности. Глубины здесь не превышали 50 м. Большую опасность представляли огромные ледовые поля. Пространство между ледяным панцирем и кораблем часто не превышало 3-4 м при глубине под килем 4-5 м.

Мостик

атомная подводная лодка проекта 667БДР

 

 
В ноябре 1981 года баланс сил ведущих держав вновь изменился не в пользу Советского Союза. В состав ВМС США была принята первая субмарина класса «Огайо» с новым комплексом «Трайдент». Она имела на борту двадцать четыре межконтинентальные ракеты. Но СССР, который неоднократно предлагал западу прекратить гонку вооружений к такому повороту событий оказался готов. Уже через месяц советский ВМФ пополнился первым тяжелым стратегическим подводным ракетоносцем «Акула». Их новый твердотопливный ракетный комплекс не уступал ракетам «Трайдент». Эта самая большая субмарина в мире была призвана заменить предыдущие подводные крейсеры проекта 667.
 
В первой половине 80-х годов экономика Советского Союза уже стала давать заметные сбои. Поэтому изменение баланса стратегических сил вынудило руководство искать менее затратные оборонительные меры. Был создан более мобильный в эксплуатации подводный ракетный крейсер 667БДРМ.
 

Конструкция

667 БДР. Вид с кормы. На вертикальном стабилизаторе видна насадка выпускаемой антенны ГАС «Аврора-1» Конструктивно подводный крейсер 667БДР во многом аналогичен пр. 667БД, но немного длиннее, новым на 667БДР, по сравнению с 667БД, было увеличение высоты ограждения ракетных шахт. Прочный корпус так же как и на 667БД разделялся десятью прочными переборками на одиннадцать отсеков. 1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками убежищами, оборудованными входными люками с устройствами шлюзования обеспечивающими выход из аварийной ПЛ сухим способом, поперечные переборки этих отсеков рассчитаны на давление в 40 атмосфер. Установка системы объёмного химического пожаротушения с использованием фреона увеличила пожаробезопасность подводной лодки.

Конструкция

Корпус

Лёгкий корпус имеет обтекаемую форму и выполнен из стали ЮЗ. Прочный корпус имеет форму цилиндра диаметром 9,4 м, выполнен из маломагнитной стали АК-29 толщиной 40 мм. Шпангоуты выполнены из симметричных сварных тавров. Переборки выполнены из стали АК-29 толщиной 12 мм, рассчитаны на давление 10 атмосфер и разделяют прочный корпус на 10 отсеков:

  1. торпедный отсек;
  2. аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты;
  3. центральный пост, пульт ГЭУ;
  4. ракетный отсек;
  5. ракетный отсек;
  6. дизель-генераторный отсек;
  7. реакторный отсек;
  8. турбинный отсек;
  9. турбинный отсек;
  10. электродвигательный отсек.

Шумность лодки на 4 узлах: 100—130 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м

атомная подводная лодка проекта 667БДРМ

 

 
В модернизированную атомную подводную лодку вооруженную лучшими в мире жидко-топливными ракетами были вложены новейшие научные достижения. Уже в 1984 году головной подводный ракетоносец вошел в состав советского военно-морского флота. В этом же году на боевое дежурство у американского континента заступили дальние бомбардировщики Ту-95 с крылатыми ракетами, но главным ответом стало развертывание у берегов США подводных крейсеров стратегического назначения. Подлетное время их ракет до территории США стало таким же, как и у «Першинг-2» из Европы до СССР. Стратегические подводные ракетоносцы ликвидировали преимущество США в наступательных вооружениях.
 
В 1990 году экономический кризис в Советском Союзе достиг критической отметки. Руководство страны нашло смысл в резком сокращении оборонных проектов. Вскоре СССР прекратил свое существование. На глазах главного конструктора Сергея Ковалева подводные крейсеры были объявлены «бременем милитаризма» и стали выводится из строя. Но благодаря его усилиям были разработаны уникальные меры по продлению ресурсов эксплуатации подводных крейсеров последней серии 667.
 
на страже морских рубежей

 
В ноябре 2010 года в Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске была завершена модернизация всей серии подводных ракетоносцев проекта 677 БДРМ: К-51 «Верхотурье» (1999 год), К-84 «Екатеринбург» (2003 год), К-114 «Тула» (2006 год), К-117 «Брянск» (2008 год), К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» (2010 год). В результате срок службы атомных подводных лодок продлен на 10 лет.
 
Подводные ракетоносцы проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегических ядерных вооруженных сил России. Все они были созданы академиком Сергеем Ковалевым — генеральным конструктором подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин», которого называют главным конструктором стратегических сил СССР.
 

 
Технические характеристики ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667 БДРМ:
Водоизмещение — 11740 тонн;
Длина — 167 м;
Ширина — 12 м;
Автономность — 90 суток;
Энергетическая установка — атомная;
Скорость хода подводная — 23 узла;
Глубина погружения — 650 м;
Экипаж — 140 человек;

Вооружение:
Пусковые установки с баллистическими ракетами Р-27РМ — 16;
Торпедные аппараты 533 мм — 4;

Список построенных ПЛАРБ

Северодвинск
Номер Зав. № Закладка Спуск Дата вступления в строй, флот Списание Статус
К-137 1970-«Ленинец» 420 04.11.1964 11.09.1966 6 ноября 1967, 1994 1985-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 2003
К-140 421 19.09.1965 23.08.1967 30 декабря 1967, 1990 1978-модернизирован по пр.667АМ Утилизирована в 1998
К-26 422 30.12.1965 23.12.1967 3 сентября 1968, 1988 Утилизирована в 2003
К-32 423 23.04.1966 25.04.1968 26 октября 1968, 1990 Утилизирована в 1998
К-216 424 28.06.1966 06.08.1968 27 декабря 1968, 1988 Утилизирована в 1994
К-207 400 04.11.1966 20.09.1968 30 декабря 1968, 1989 Утилизирована в 2001
К-210 401 16.12.1966 29.12.1968 6 августа 1969, 1988 Утилизирована в 2001
К-249 402 18.03.1967 30.03.1969 27 сентября 1969, 1988 Утилизирована в 2004
К-253 414 26.06.1967 05.02.1969 27 сентября 1969, 1993 1988-модернизирован по пр.667АТ Утилизирована в 2004
К-395 415 08.09.1967 28.07.1969 5 декабря 1969, 2002 1991-модернизирован по пр.667АТ Утилизирована в 2007
К-408 416 20.01.1968 10.09.1969 25 декабря 1969, 1988 1984-модернизирован по пр.667АТ Утилизирована в 1995
К-411 1998-«Оренбург» 430 25.05.1968 16.01.1970 31 августа 1970 2004 1990-модернизирован по пр.09774 Утилизирована в 2009
К-418 431 29.06.1968 14.03.1970 22 сентября 1970 1989 Утилизирована в 1998
К-420 432 12.10.1968 25.04.1970 29 октября 1970 1994 1990-модернизирован по пр.667М Утилизирована в 2003
К-423 440 13.01.1969 14.07.1970 13 ноября 1970 1994 1987-модернизирован по пр.667АТ Утилизирована в 2003
К-426 441 17.04.1969 28.08.1970 22 декабря 1970 1990 Утилизирована в 2005
К-415 442 04.07.1969 26.06.1970 30 декабря 1970 1972-ТОФ 1988 1987-модернизирован по пр.09780 не закончена Утилизирована в 2011
К-403 1997-«Казань» 450 18.08.1969 25.03.1971 12 августа 1971 2004 1983-модернизирован по пр.667АК 1996-модернизирован по пр.09780

Утилизирована в 2010

К-245 451 16.10.1969 09.08.1971 16 декабря 1971 1992 1977-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1995
К-214 452 19.02.1970 01.09.1971 31 декабря 1971 1991 1980-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1998
† К-219 460 28.05.1970 08.10.1971 31 декабря 1971 Достроена по пр.667АУ 06.10.1986-Погибла в Атлантике
К-228 461 04.09.1970 03.09.1972 30 сентября 1972 1992 Достроена по пр.667АУ Утилизирована в 1997
К-241 462 24.12.1970 09.06.1972 23 октября 1972 1992 1981-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1994
К-444 470 08.04.1971 01.081972 9 декабря 1972 1994 1983-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1995
Комсомольск-на-Амуре
Номер Дата вступления в строй
К-399 151 23.02.1968 23.06.1969 24 декабря 1969, ТОФ 1990 1982-модернизирован по пр.667АТ (не закончена) Утилизирована в 1998
К-434 152 23.02.1969 29.05.1970 30 ноября 1970, ТОФ 1989 Утилизирована в 2007
К-236 153 06.11.1969 04.08.1970 27 декабря 1970, ТОФ 1990 1985-модернизирован по пр.667АТ (не закончена) Утилизирована в 1994
К-389 154 26.07.1970 27.06.1971 25 ноября 1971, ТОФ 1990 Утилизирована в 1995
К-252 155 25.12.1970 12.09.1971 31 декабря 1971, ТОФ 1989 1975-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1991
К-258 156 30.03.1971 26.05.1972 30 сентября 1972, ТОФ 1991 1975-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1998
К-446 157 07.11.1971 08.08.1972 30 декабря 1972, ТОФ 1993 Достроена по пр.667АУ Утилизирована в 1996
К-451 1978-«60 лет ВЛКСМ» 158 23.02.1972 29.04.1973 7 сентября 1973, ТОФ 1991 Достроена по пр.667АУ Утилизирована в 1999
К-436 159 07.11.1972 25.07.1973 5 декабря 1973, ТОФ 1992 Достроена по пр.667АУ Утилизирована в 1999
К-430 160 27.07.1973 28.07.1974 25 декабря 1974, ТОФ 1995 Достроена по пр.667АУ Утилизирована в 2005

Аварии и навигационные происшествия

  • К-424, 11 сентября 1976 года, на государственных испытаниях в Белом море на глубине двести метров при скорости двадцать узлов ударилась о подводную каменную гряду. Мощный удар пришелся в правую скулу носовой части атомохода. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.
  • К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места, на самом деле он следовал через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на котором также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положении.
  • К-424, 18 января 1981 в море, произошёл пожар в 3-м отсеке (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Корабль всплыл в надводное положение, но благодаря грамотным действиям командира капитана 1 ранга Иванова Николая Александровича и экипажа, пожар был потушен и гибели личного состава удалось избежать.
  • К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с американской подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира субмарины ВМС США, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем.
  • К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном положении, дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы, устранив повреждения силами л/с экипажа продолжил боевую службу.
  • К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у причала в бухте Крашенинникова при проведении работ с КСП в десятом отсеке произошло его несанкционированное срабатывание. При аварии погиб один матрос.
  • К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены
  • К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с боевой службы в полигонах боевой подготовки на глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в кошельковый трал.
  • К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
  • К-129, 11 ноября 1987 года, навал на К-241 и К-487 (Северный флот).
  • К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения, стоявшего у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие — разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале.
  • Из письма подводника:
    Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов — командир 7-го отсека — до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной.
  • 22 сентября 2011 года с подводной лодкой К-433 «Святой Георгий Победоносец» которая стояла на рейде Авачинской бухты, столкнулся сейнер «Донец».

Дизайн

Атомные подводные лодки класса «Янки» были первым классом советских подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), обладающими термоядерной огневой мощью, сопоставимой с их американскими и британскими аналогами подводных лодок «Поларис» . Классы Yankee были более тихими в океане, чем их предшественники класса Hotel , и имели лучшую обтекаемость, которая улучшала их подводные характеристики. Класс Yankee на самом деле был очень похож на подводные лодки Polaris ВМС США и Королевского флота . Все эти лодки были вооружены 16 баллистическими ракетами (БРПЛ), запускаемыми с подводных лодок, с несколькими ядерными боеголовками в качестве средств ядерного сдерживания во время холодной войны , а их баллистические ракеты имели дальность действия от 1500 до 2500 морских миль (2800–4 600 км; 1700–2900 миль). .

Представители[править | править код]

Цвета таблицы: Белый  — не достроена или утилизирована не спущенной на воду Зелёный  — действующая в составе ВМФ России Синий  — находится в ремонте или на модернизации Красный  — списана, утилизирована или потеряна

Тактический номер Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Окончание последнего ремонта
К-51 «Верхотурье» 379 23.02. 07.03. 29.12. 30.12.
К-84 «Екатеринбург» 380 17.02. 17.03. 30.12. 19.12.

В 2022 году АПЛ будет выведена из состава СФ и списана с последующей утилизацией

К-64 (БС-64 «Подмосковье») 381 18.12. 02.02. 23.12. 26.12.Переоборудована по проекту 09787 в носительподводных лодок специального назначения
К-114 «Тула» 382 22.02. 22.01. 30.10. 09.01.
К-117 «Брянск» 383 20.04. 08.02. 30.09. Проходит средний ремонт на СРЗ «Звёздочка»
К-18 «Карелия» 384 07.02. 02.02. 10.10. 22.01.
К-407 «Новомосковск» 385 14.07. 27.11. 01.12. 27.07.

Современное состояниеправить | править код

По состоянию на 2019 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России, постепенно передавая эту роль подводным лодкам проекта 955 «Борей».

БС-64 была переоборудована в носитель глубоководных станций и входит в состав 29-й дивизии подводных лодок. Остальные субмарины регулярно проходят средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре. 19 декабря 2014 года подводная лодка была принята флотом после ремонта.

Начиная с 2012 года в ходе ремонтов «Дельфины» перевооружаются усовершенствованными БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» вместо ракет предыдущей модификации Р-29РМУ2 «Синева». По состоянию на 2020 год, переоборудование проходит К-117 «Брянск», а К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» ждут своей очереди.

Все действующие подводные лодки этого проекта находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.

Перспективыправить | править код

В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин объявил о планах по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет.

Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим, все подлодки 667БДРМ были оснащены новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева».

В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025−2030 года.

Старый, новый проект 667БРДМ типа “Дельфин”

Развал Советского Союза оставил ВМС России богатое наследство. Огромный атомный подводный флот стоял в бухтах на Северном флоте и находился в местах базирования на Дальнем Востоке. Советские атомные субмарины имели различный возраст и были по-разному готовы к дальнейшему продолжению службы. Из всех типов и классов подводных судов лучше всего сохранились атомоходы проекта 667БРДМ типа «Дельфин». Именно на эти корабли и была сделана ставка на будущее поддержание боеготовности российских морских ядерных сил.

Корабли типа «Дельфин» должны были стать завершающей версией проекта 667, ознаменовав переход от атомных подлодок 2-го поколения к подводным кораблям 3-го поколения. По советской классификации лодки этого типа относились к классу ракетных подводных крейсеров, соответственно и тип кораблей обозначался, как РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Разработку улучшенного проекта начали в далеком 1975 году, когда американские ВМС стали разрабатывать конструкцию новой атомной подлодки типа «Огайо». В новой американской субмарине планировалось разместить 24 баллистические ракеты «Трайдент –II».

Находящиеся на тот момент в составе ВМФ СССР атомные ракетоносцы имели на вооружении меньшее количество стратегических ракет. В виду сложившейся ситуации и для создания паритета с американцами по количеству ядерных носителей, было принято решение создать для флота более мощный корабль. Базовой основой для новых советских субмарин стали подлодки проекта 667БДР «Кальмар». В конструкции новой подлодки было решено увеличить все и существенно улучшить навигационные характеристики подводного судна. Корабли были рассчитаны на установку новых советских стратегических ракет Р-29РМ, поэтому требовалось увеличить размеры корабля. Соответственно увеличились носовые и кормовые оконечности подлодки.

https://youtube.com/watch?v=m6-M3lcaaAg

В процессе проектирования были предприняты попытки понизить шумность корабля и сделать гидроакустическую картину субмарины менее заметной. Многие системы на апл проекта 667БДРМ были использованы впервые, включая новое гидролокационное оборудование. Результатом работы конструкторов стал практически новый проект, который положил начало новой финальной серии советских атомных ракетоносцев, состоящей из 7 кораблей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector