Р-16у

Конструкция

Эскиз Р-16

Ракета Р-16 была выполнена по «тандемной» схеме, с последовательным разделением ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством четырёх разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом. Топливные баки несущей конструкции. Баки первой ступени и бак горючего второй ступени — панельной конструкции из алюминиево-магниевого сплава с поперечным и продольным силовым набором из шпангоутов и стрингеров, а бак окислителя второй ступени — из листового материала обработанного химическим фрезерованием (как на Р-14). Для обеспечения устойчивого режима работы ЖРД все баки имели наддув. При этом бак окислителя первой ступени наддувался в полёте встречным скоростным напором воздуха, второй ступени — воздухом, а баки горючего обеих ступеней — сжатым азотом из шаровых баллонов. Пять шаровых баллонов со сжатым азотом для наддува бака горючего первой ступени размещались в приборном отсеке первой ступени, между баками окислителя и горючего.

Двигательная установка состояла из маршевого и рулевого двигателей, укреплённых на одной раме. Маршевый двигатель был собран из трёх одинаковых двухкамерных блоков и имел суммарную тягу на земле 227 т. Рулевой двигатель имел четыре поворотные камеры сгорания и развивал тягу на земле 29 т. Система подачи топлива во всех двигателях — турбонасосная с питанием турбин продуктами сгорания основного топлива.

Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости, соответствовавшей заданной дальности полёта, имела аналогичную конструкцию, но была выполнена короче и в меньшем диаметре. Её двигательная установка (ДУ) во многом была заимствована от первой ступени, что удешевляло производство, но в качестве маршевого двигателя устанавливался только один блок. Он развивал тягу в вакууме 90 т. Рулевой двигатель отличался от аналогичного двигателя первой ступени меньшими размерами и тягой (5 т). Все ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И (раствор тетраоксида диазота в азотной кислоте) и горючем — несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

Р-16 имела защищённую автономную инерциальную систему управления. Она включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй ступенях. Круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность 12 000 км составило около 2700 м. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости стрельбы.

Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От массы и соответственно мощности головной части зависела максимальная дальность полёта, колебавшаяся в пределах от 11 000 до 13 000 км.

Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН СССР. Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после её установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Чтобы его сократить, были введены четыре степени технической готовности, характеризовавшиеся определённым временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности Р-16 могла стартовать через 30 минут.

Примечания

  1. МБР Р-7 • Р-7А • Р-16 • Р-9А • УР-100 • Р-36 • РТ-2 • РТ-20

    • Темп-2С • УР-100К • Р-36М • УР-100Н • МР УР-100 • Р-36М УТТХ • РТ-2ПМ «Тополь» • Р-36М2 «Воевода» • РТ-23 • РТ-23 УТТХ «Молодец» •Копьё-РКурьер • РТ-2ПМ2 «Тополь-М» • РС-24 «Ярс» • РС-26 «Рубеж» • РС-28 «Сармат»

    БРСД Р-3 • Р-5 • Р-12 • Р-14 • РТ-1

    РТ-15 • РСД-10 •Скорость

    и ОТРК Р-1 • Р-2 • Р-11 • Р-17 • Р-18

    9К71 «Темп» • 9К76 «Темп-С» • 9К79 «Точка» • 9К714 «Ока» • 9К720 «Искандер»

    Неуправляемые ТР 2К1 «Марс» • 2К4 «Филин» • 2К5 «Коршун» • 2К6 «Луна» • 9К52 «Луна-М»
    БРПЛ Р-11ФМ • Р-13 • Р-15

    • Р-21 • Р-27 • Р-29 • Р-29Р •Р-31 • Р-39 •Р-39УТТХ «Барк» • Р-29РМ • Р-29РМУ2 «Синева» • Р-29РМУ2.1 «Лайнер» • Р-30 «Булава»

    Порядок сортировки — по времени разработки. Курсивом

    выделены экспериментальные или не принятые на вооружение образцы.

Ракетный комплекс Р-36 с разделяющей головной частью 8К67П

В середине 60-х были хорошо отработаны межконтинентальные стратегические ракеты второго поколения Р-36 и легкие — УР-100, устанавливаемые в защищенные шахтные стартовые устройства. Быстрый темп ежегодного наращивания количества отечественных стратегических ракет позволил в течение трех-четырех лет достичь равенства с США по численности ракет. Однако временное равновесие в гонке вооружений вскоре было нарушено. США начали разработку принципиально новой межконтинентальной ракеты «Минитмен-3», несущей не одну, а три боевые головки с индивидуальным наведением с высокой точностью на различные цели. Это была серьезная угроза сложившемуся стратегическому равновесию в мире.

Ракета Р-36

В ответ КБ «Южное» (В 1966 г. ОКБ-586 переименовано в Конструкторское бюро «Южное») разработало для ракеты Р-36 (8К67) разделяющуюся головную часть (РГЧ), оснащенную тремя головными блоками. Ракета получила индекс 8К67П. Конструкция РГЧ позволяла проводить переоснащение ракет 8К67 в вариант 8К67П, стоящих на боевом дежурстве в шахтных установках в заправленном состоянии, без их выемки из шахты.

Конструкция РГЧ включала три боевых блока (ББ), размещенных на специальной платформе. Разведение ББ наклонным направляющим при работающем двигателе II ступени осуществлялось «скатыванием» их по наклонным направляющим при работающем двигателе II ступени. Индивидуальное наведение каждого из трех блоков по отдельной цели не проводилось. Прицелить можно было один из блоков либо центр их группировки. Тем не менее применение такой РГЧ в условиях противодействия системы ПРО повысило боевую эффективность ракеты 8К67П по сравнению с ракетой 8К67 примерно в 2 раза. Отработка ракеты с РГЧ велась в очень сжатые сроки.

Установка разделяющейся головной части

Первый пуск был успешно проведен в августе 1968 г., всего неделю спустя после испытания американцами своей первой РГЧ МК-12. По свидетельству очевидцев пуска:

«Принимающие боевые блоки подразделения на Камчатке привыкли к приему обычных боеголовок ракет стратегического назначения и знали, как это обычно выглядит. В небе появляется яркая светящаяся точка, «звездочка», стремительно несущаяся к Земле, затем падение блока. 23 августа все было совсем подругому. Такого обширного фейерверка никто не ожидал увидеть, и то, что предстало перед глазами, превзошло все ожидания. Это было незабываемое зрелище как для специалистов КБ «Южное», так и для военнослужащих — хозяев приемных полей падения».

Летные испытания в 1969–1970 гг. прошли успешно, ракета была принята на вооружение в 1970 г., на боевом дежурстве находилось около ста МБР 8К67П. В 60-х гг. КБ «Южное» создавало новые ракеты на базе ранее разработанных путем их модернизации и усовершенствования. Появилось и новое направление работ КБ «Южное» — на базе боевых ракет создаются космические ракеты-носители. Так ракетный комплекс Р-36 стал в дальнейшем базой для создания высокоавтоматизированных и надежных ракет-носителей «Циклон-2» и «Циклон-3».

Су-57 / Т-50 / И-21 / ПАК ФА

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

Су-57 / Т-50 / И-21 / ПАК ФА

 
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения создавался в рамках программы И-21 (наименование программы) как истребитель Т-50 (наименование опытного самолета). Назначение — многофункциональный многоцелевой истребитель. Разработка самолета начата ОКБ им.П.О.Сухого в конце 1990-х годов. В апреле-мае 2001 г. по программе И-21 / ПАК ФА был объявлен тендер в котором приняли участие ОКБ Сухого, ОКБ МиГ с взаимодействием обоих КБ с ОКБ Яковлева по проработке варианта проекта с вертикальным взлетом. Решение государственной комиссии по итогам конкурса принято в начале 2002 г. — выиграл проект самолета Т-50 ОКБ Сухого (главный конструктор — А.Давиденко), как наименее рискованный в реализации и полностью удовлетворяющий тактико-техническим требованиям. В июне 2002 г. решением правительства утверждено решение комиссии, поручено подготовить целевую комплексную программу и приступить к эскизному проектированию. Тактико-техническое задание выдано МО России в июле 2002 г. Эскизный проект Т-50 завершен в ОКБ в ноябре 2004 г. и утвержден МО России в декабре 2004 г. Начаты эксперименты на самолетах-лабораториях. Электронный макет Т-50 (вероятно, компьютерная модель компоновки самолета) продемонстрирована Главкому ВВС России В.Михайлову не позже января 2005 г. К 2005 г. обнародованы наименования Т-50 и И-21 и объявлено о возможной защите технического проекта самолета в 2006 г. К началу 2006 г. макет планера самолета прошел продувки в аэродинамической трубе. Производство конструктивно-подобных образцов Т-50-0 (Т-50-КПО) начато на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) в ноябре 2006 г. В апреле 2007 г. руководством ВВС утвержден макет Т-50, ведется выпуск конструкторской документации. В августе 2008 г. разработка комплекта конструкторской документации завершена, чертежи переданы на КнААПО для изготовления опытной серии Т-50. Сборка опытной партии летных прототипов (Т-50-КНС и Т-50-1) начата в декабре 2007 г. и продолжена в 2008 г. По состоянию на 1 июня 2009 г. завершается сборка Т-50-0 предназначенного для статических испытаний, ведется сборка самолетов летно-испытательной серии (Т-50-КНС и Т-50-1). По состоянию на 20 августа 2009 г. созданы два или три технических образца Т-50 (1-2 Т-50-КПО и 1 Т-50-КНС) для наземных испытаний и ведется сборка первого летного прототипа Т-50-1. Испытания: 24 декабря 2009 г. на аэродроме Дземги (г.Комсомольск-на-Амуре) первую пробежку совершил один из двух прототипов первой серии И-21 — Т-50-КНС. 16 января 2010 г. самолет-летающая лаборатория Т-10М-10 борт №710 с 14-28 по 14-54 московского времени на аэродроме ЛИИ в Жуковском совершил первую скоростную рулежку с прототипом двигателя Т-50 — «изделие 117», а 21 января самолет-летающая лаборатория Т-10М-10 совершил первый полет с двигателем «изделие 117». 22 января Т-50-1 совершил пробежку по ВПП аэродрома КнААПО Дземги с поднятием передней стойки шасси в воздух и выпуском тормозного парашюта. И, наконец, 29 января 2010 г. в 11-19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет на Т-50-1 продолжительностью 47 минут (подробная хронология — см. ниже). Второй полет Т-50-1 в камуфляжной окраске ВВС России состоялся 12.02.2010 г. в Комсомольске-на-Амуре. Кроме первого полета изначально предполагалось в Комсомольске-на-Амуре совершить еще 2-7 полетов (по разным данным) после чего первый прототип должен поступить на аэродром Гордый (база ЛИИ ВВС в Жуковском). Особая благодарность сайту «Стелс машины» и лично Paralay (http://paralay.com) за огромный вклад в сбор и анализ информации по ПАК ФА, а так же за замечательные графические материалы.

Взлетает Т-50 / ПАК ФА борт №054, Раменское, 22.08.2013 г. (фото — Сергей Копцев, http://russianplanes.net/id117986).

Орбитальный вариант Р-36 с ракетой 8К69

Параллельно разрабатывался орбитальный вариант ракеты Р-36. Орбитальная ракета обладает уникальным свойством, ее головная часть выводится на круговую или слабоэллиптическую орбиту вокруг Земли. Автономный полет орбитальной головной части по орбите искусственного спутника Земли управляется системами ориентации и стабилизации. Поскольку дальность стрельбы у нее не ограничена, она может поразить цель в любой точке и с любого направления. Траектории орбитальной ракеты выбирались таким образом, что перехватить ее было невозможно. Такая особенность ракеты вынуждает вероятного противника создавать противоракетную оборону дополнительно и с других направлений возможного удара. Создание оборонительной линии «Сейфгард» только с северного направления стоила США десятки миллиардов долларов.

Орбитальная головная часть

Когда ракету Р-36 оснастили орбитальной головной частью, она стала самой мощной и эффективной ракетой в мире. В 1968 г. орбитальный вариант ракеты Р-36 был принят на вооружение.

Понимая всю мощь этих боевых ракет и неотвратимость ответного удара в случае ядерного конфликта, Соединенные Штаты вступили в следующий этап переговоров с Советским Союзом по вопросам ограничения стратегических вооружений. После нескольких лет согласования был заключен Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).

Ракеты 8К69 находились на боевом дежурстве до января 1983 г. и сыграли огромную роль в достижении паритета в гонке вооружений в период конца 60-х — на- чала 70-х гг.

Комплекс 9К76 Темп-С, ракета 9М76 — SS-12 / SS-22 SCALEBOARD

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К76 «Темп-С», ракета 9М76 / «ТР-1» — SS-12A SCALEBOARD-A / KY-11
Комплекс 9К76 «Темп-С», ракета 9М76Б / «ТР-1» — SS-12A SCALEBOARD-A

Комплекс 9К76 «Темп-С», ракета 9М76Б1 / «ТР-1М» / «мод.9М76Б» / 9М76М (?) — SS-12B / SS-12M / SS-22 SCALEBOARD-B

 
Ракетный комплекс фронтового уровня / оперативно-тактический увеличенной дальности ракетный комплекс. Комплекс создан в НИИ-1 (Московский Институт Теплотехники с 1967 г.) под руководством А.Д.Надирадзе. Постановлением Совмина СССР №839-379 НИИ-1 поручалось создание оперативно-тактического ракетного комплекса с твердотопливной ракетой «Темп», а ОКБ Волгоградского завода №221 «Баррикады» и СКБ-1 Минского автозавода поручалось создание для комплекса пусковой установки. После разработки рецептуры смесевого твердого топлива в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже — в НПО «Союз», г.Люберцы) под руководством будущего академика Б.П.Жукова в 1961 г. в НИИ-1 под руководством А.Д.Надирадзе проведены  проектные оценки создания новой баллистической ракеты с РДТТ на этом топливе. Полномасштабная разработка комплекса «Темп-С» начата по Постановлению Совмина СССР №934-405 от 5 сентября 1962 г. в НИИ-1 (с 1967 г. МИТ, головной исполнитель по комплексу и ракете), главный конструктор — А.Д.Надирадзе, НИИ-592 (система управления), НИИ-125 (заряд двигателя), КБ завода «Баррикады» (СПУ и другое наземное оборудование). Ракета и комплекс создавались с использованием наработок по теме «Темп». Аванпроект комплекса защищен 13 декабря 1962 г.
 Испытания. В 1962 г. по Постановлению СМ СССР начата подготовка производства ракет 9М76 на Воткинском машиностроительном заводе №235 (г.Воткинск). Совместные испытания комплекса «Темп-С» и ракеты проводились на полигоне Капустин Яр с декабря 1963 г. по октябрь 1965 г. Первый пуск ракеты 9М76 «Темп-С» произведен 14 марта 1964 г. (дальность 580 км). По 18 июля 1964 г. произведено 5 пусков ракет (пятый пуск на дальность 850 км), из них 2 пуска аварийные. Ракета в комплектации 9М76Б была доработана с целью повышения точности. Полигонные и войсковые испытания СПУ 9П120 — 1964-1965 г.г. Всего в ходе испытаний на полигоне Капустин Яр проведены: летные испытания ракеты (29 пусков), проверка готовностей СПУ (8 пусков) и транспортной машины (5 подготовок), поддержания готовности №1 (11 ракет), большие и малые транспортные испытания ракет (7 ракет), ходовые, транспортные и ресурсные испытания наземных агрегатов комплекса, дневные и ночные марши СПУ и транспортных машин, испытания арсенального оборудования (1 комплект). 

Особая благодарность «Пенсионеру» (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.

Комплекс 9К76 «Темп-С» — СПУ 9П120 и машина испытаний и пуска («60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946-2006 г.г., ГЦМП «Капустин Яр», 2006 г.).

Сравнительная характеристика

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения
Наименование ракеты Р-1 Р-2 Р-5М Р-11М Р-7А Р-9А Р-12 и Р-12У Р-14 и Р-14У Р-16У
Конструкторское бюро ОКБ-1 КБ «Южное»
Генеральный конструктор С.П. Королёв С.П. Королёв, М.К. Янгель С.П. Королёв М.К. Янгель
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор КБ-11, Ю.Б. Харитон КБ-11, С.Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор КБ-11, Ю.Б. Харитон КБ-11, Е.А. Негин
Начало разработки 10.03.1947 14.04.1948 10.04.1954 13.02.1953 02.07.1958 13.05.1959 13.08.1955 02.07.1958 30.05.1960
Начало испытаний 10.10.1948 25.09.1949 20.01.1955 30.12.1955 24.12.1959 09.04.1961 22.06.1957 06.06.1960 10.10.1961
Дата принятия на вооружение 28.11.1950 27.11.1951 21.06.1956 1.04.1958 12.09.1960 21.07.1965 04.03.1959–09.01.1964 24.04.1961–09.01.1964 15.07.1963
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса не ставились 10.05.1959 переданы в в 1958 01.01.1960 14.12.1964 15.05.1960 01.01.1962 05.02.1963
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 36 6 29 572 101 202
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса 1966 1968 1976 1989 1983 1977
Максимальная дальность ,км 270 600 1200 170 9500 12500 2080 4500 11000–13000
Стартовая масса ,т 13,4 20,4 29,1 5,4 276 80,4 47,1 86,3 146,6
Масса полезной нагрузки ,кг 1000 1500 1350 600 3700 1650–2095 1630 2100 1475–2175
Длина ракеты ,м 14,6 17,7 20,75 10,5 31,4 24,3 22,1 24,4 34,3
Максимальный диаметр ,м 1,65 1,65 1,65 0,88 11,2 2,68 1,65 2,4 3,0
Тип головной части неядерная, неотделяемая моноблочная, неядерная, отделяемая моноблочная, ядерная
Количество и мощность боевых блоков ,Мт 1×0,3 1×5 1×5 1×2,3 1×2,3 1×5
Стоимость серийного выстрела , тыс. руб. 3040 5140
Источник информации : Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. — С.23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Пять лет под компонентами топлива (обеспечение герметичности топливных систем Р-36)

Одним из основных требований к ракете Р-36 было требование о нахождении ракеты в заправленном состоянии на боевом дежурстве не менее пяти лет. Для сравнения — ракеты ОКБ-586 первого поколения могли стоять в заправленном состоянии 30 дней. Со временем компоненты топлива проникали в поры металла, и изделие «давало течь». Однажды представитель ГУРВО2, председатель комиссии по работе с ракетой для выяснения причин негерметичности, с удивлением сказал:

«Все говорят, что потекло изделие. Я думал, что тут надо подставлять ведро. А оказывается что эту сквозную негерметичность не то, что увидеть, а специальным течеискателем нельзя обнаружить».

Приступая к решению задачи обеспечения герметичности топливных систем, специалисты не предполагали, что те изменения, которые произойдут в конструкции, технологиях, металлургическом производстве станут научно-техническим прорывом.

Агрессивные компоненты топлива, применяемые на ракете, кроме токсичности и высокой химической активности, обладали еще и высокой капиллярной проницаемостью своих паров. Накапливаясь в отсеках ракеты, пары компонентов топлива оказывали разрушающее действие на приборы, кабельную сеть, неметаллические материалы, могли стать причиной отравления персонала. Результаты исследований диффузионных процессов компонентов топлива через металл показали, что все разъемные соединения оказались проницаемы для компонентов. Разработчики вводили сварные швы вместо разъемных и продолжали совершенствовать разъемные соединения. Для получения качественных сварных швов совместно с Институтом электросварки Е. О. Патона были созданы специальные сварочные автоматы аргонно-дуговой сварки с вращающимся электродом.

Герметичность топливных систем на первых ракетах (Р-12 и Р-14) контролировалась методом обмыливания разъемных соединений, находящихся под избыточным давлением. На ракете Р-16 была внедрена проверка на герметичность топливных систем методом «щупа» с помощью гелиевого течеискателя. На ракете Р-36 чувствтельность гелиевого течеискателя была повышена в 50 раз по сравнению с Р-16.

При исследовании на проницаемость сварных швов обнаружилось, что они тоже «текут». Металл имел свои дефекты — пористость, микротрещины, микроскопические газовые пузыри и др. Потребовалась большая работа по улучшению качества металла на металлургических заводах, там были внедрены новые уникальные технологии: одинарный и двойной вакуумно-дуговые переплавы металла, рафинирование, продувка аргоном и даже процеживание жидкого алюминия через стеклоткань. Это позволило повысить качество металла для ракет.

Компоновочная схема ракеты Р-36.

Эскизный проект ракетного комплекса Р-36 с ракетой 8К67 был выпущен в 1962 г. Боевой комплекс строился по схеме «одиночные старты», т. е. ШПУ размещались рассредоточенно, на удалении 7–11 км одна от другой. Такая схема, позволяющая повысить живучесть ШПУ при ядерном воздействии, впоследствии стала классической и называлась ОС (одиночный старт). Управление и контроль за состоянием шахты, подготовка к пуску и пуск ракеты должны были осуществляться дистанционно с командного пункта. В ШПУ ракеты применялась сдвижная крышка и газодинамический старт ракеты из пускового стакана на работающих маршевых двигателях. Одиночная ШПУ имела глубину 41,5 м, диаметр ствола 8,3 м и диаметр пускового стакана 4,64 м.

Размещение ракеты Р-36 в ШПУ

После установки ракет и заправки внутренние полости топливных баков изолировались от атмосферы системой предохранения. Ампулизированная ракета должна была храниться в заправленном состоянии в течение всего гарантийного срока. Первоначально этот срок составлял пять лет, впоследствии был доведен до семи с половиной лет. В ходе разработки ракеты Р-36 организа-ии — разработчики ядерных зарядов провели цикл испытаний и создали новые, более совершенные заряды. Правительственным Постановлением № 182-80 «О замене специальных зарядов на ракете Р-36 и введении дополнительного заряда А604Г» на ракете Р-36 был установлен самый мощный в мире (и до настоящего времени) термоядерный заряд. Одна ракета могла уничтожить любую цель, а также стартовую позицию ракеты с существовавшей тогда защищенностью.

Рулевой двигатель второй ступени ракеты Р-36

Двигательная установка первой ступени ракеты Р-36

Сравнение МБР 1-го поколения

Страна СССР Соединенные Штаты Америки
ракета Р-7 / Р-7А Р-16 / Р-16У R-9A СМ-65 Атлас (-D / -E / -F) СМ-68 Титан I
разработчик ОКБ-1 ( Королев ) ОКБ-586 ( Янгель ) ОКБ-1 (Королев) Convair Компания Гленна Л. Мартина
Начало разработки 1954/1958 1956/1960 1959 г. 1954 г. 1958 г.
первая оперативная готовность 1959/1960 1961/1963 1964/1964 1959/1961/1962 1962 г.
Выход на пенсию до 1968 г. 1976/1976 1976 г. 1964/1965/1965 1965 г.
Дальность (км) 8,000 / 9,500–12,000 11 000–13 000 12 500 н / д 10 000
контроль радиоинерциальный инерционный радиоинерциальный радиоинерциальный / инерционный радиоинерциальный / инерционный
CEP (км) 10 4.3 8-10 н / д <1,8
Взлетная масса (т) 280/276 141/147 80 118/122/122 103
этапы 1.5 2 1.5 2
Комбинация топлива Керосин / LOX НДМГ / азотная кислота Керосин / LOX
Тип размещения стартовая площадка Пусковая рампа / бункер Пусковая рампа / бункер / бункер силос
Максимальное избыточное давление ( фунт / кв. Дюйм ; защита пусковой системы в случае взрыва) k. А. k. А. / 28 k. А. / 28 k. А. / 25/100 100
время реакции около 24 часов От десятков минут до нескольких часов 20 мин / 8-10 мин 15-20 мин.
Гарантийный срок (годы в режиме повышенной готовности) k. А. 30 дней (на топливе) 1 k. А. 5
Взрывная сила боевой части ( МТ ) 3-5 3-6 5 1,44 / 3,75 / 3,75 3,75
макс. количество станций Шестой 186 23 30/27/72 54

История

R-16

Во время разработки 24 октября 1960 года произошел крупный сбой , когда на площадке взорвалась ракета-прототип, в результате чего погибло не менее 78 человек. После десятилетий сокрытия власти наконец раскрыли этот инцидент, названный катастрофой Неделина .

После задержек, связанных с гибелью многих людей, работавших над проектом, первый полет ракеты состоялся 2 февраля 1961 года. Первоначальная эксплуатационная готовность была достигнута 1 ноября 1961 года. Ракета продолжала служить до 1976 года с максимальным количеством развертываний. достигнута в 1965 году, когда было развернуто 202 ракеты. У Советов было менее 50 таких ракет, развернутых в 1962 году во время кубинского ракетного кризиса . Возможно, в разгар кризиса в рабочем состоянии находилось всего около 20 промежуточных пусковых установок Р-16.

Р-16 была настоящей межконтинентальной ракетой первого поколения и значительным улучшением по сравнению с экспериментальной Р-7 «Семёрка» «нулевого» поколения . В ракете использовалась гиперголическая двухкомпонентная комбинация несимметричного диметилгидразина (НДМГ) в сочетании с окислителем красной дымящей азотной кислоты (RFNA). Советский Союз первоначально развернул его в уязвимых местах, которые не были защищены от ядерного нападения. В обычном режиме ракеты хранились в ангарах, и на их выкатку, заправку и достижение пусковой готовности уходило от одного до трех часов. Ракеты могли оставаться заправленными только несколько дней из-за коррозионной природы азотной кислоты. После этого топливо нужно было удалить, а ракету отправить обратно на завод для восстановления. Даже когда они заправлены топливом и находятся в состоянии боевой готовности, советским ракетам все равно нужно было ждать до двадцати минут, чтобы раскрутить гироскопы в их системах наведения, прежде чем возможен запуск. Несмотря на эти недостатки, Р-16, несомненно, была первой действительно успешной межконтинентальной баллистической ракетой, разработанной Советским Союзом.

Советы были осведомлены о уязвимости ракеты, а с 1963 г. и далее некоторые ракеты Р-16U базировалась в бункерах , с около 69 шахтных пусковых установок в эксплуатацию. Каждый пусковой комплекс состоял из трех шахт, сгруппированных вместе по экономическим причинам, чтобы позволить им использовать общую систему дозаправки, что делало их уязвимыми для одной американской ракеты.

Система управления этой ракетой разработана в ОКБ-692 ( Харьков , Украина ).

Ссылки

  • [rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/p16/p16.shtml Стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 (Р-16У/8К64У)] ИС «Ракетная техника»
  • [web.archive.org/web/20020117180901/rau-rostov.narod.ru/01/rvsn-mbr/r-16.htm Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 (8К64) / Р-16У (8К64У), SS-7 (Saddler)] Сайт Ростовского военного института Ракетных войск имени Неделина М. А.
  • [www.mk.ru/incident/2015/10/29/katastrofa-na-baykonure-pochemu-pogibli-124-cheloveka-vo-glave-s-marshalom.html Газета Московский комсомолец] // Катастрофа на Байконуре.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector