Снайперы, танкистки и морпехи: женщины на фронтах великой отечественной
Содержание:
Героини-летчицы
Больше всего женщин, заслуживших на фронтах Великой Отечественной войны высшее звание страны, оказалось среди летчиц. Это легко объяснимо: все-таки в авиации чисто женских полков было аж три, тогда как в других родах и видах войск подобные части почти не встречались. К тому же на долю женщин-летчиц выпала одна из самых трудных задач: ночные бомбардировки на «небесном тихоходе» — фанерном биплане У-2. Стоит ли удивляться тому, что из 32 женщин-летчиц, получивших звание Героя Советского Союза, 23 — «ночные ведьмы»: именно так прозвали героинь немецкие вояки, которые несли серьезные потери от их ночных налетов. Кроме того, именно женщины-летчицы были первыми, кто получил высшее звание еще до войны. В 1938 году экипаж самолета «Родина» — Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова — удостоился высшей награды за беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток.
Летчицы женского авиаполка.
Из трех с лишним десятков женщин ― кавалеров высшего звания семь получили его посмертно. И среди них — первая летчица, таранившая немецкий самолет, пилот бомбардировщика Су-2 Екатерина Зеленко. Ей, кстати, это звание присвоили много лет спустя после окончания войны — в 1990 году. В авиации служила и одна из четырех женщин ― полных кавалеров ордена Славы: воздушный стрелок разведывательного авиаполка Надежда Журкина.
Подвиг механиков
В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…
…И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.
Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».
1941-1945 гг.
Как профессионал своего дела и патриот до глубины души, Валентина не осталась в стороне и защищала Родину от фашистских захватчиков. Ей было поручено командовать 101-м авиационным полком. Примечательно, что Марина Раскова получила в командование женское отделение, а Гризодубовой в подчинение дали мужчин. Это наглядно демонстрирует отношение властей к этой героической женщине и иллюстрирует ее волевой и решительный характер. Раскова позже геройски пала в бою.
Валентина осуществила больше двухсот боевых полетов. За голову полковника Гризодубовой была назначена крупная награда. Сама Валентина вспоминала, что на протяжении всей войны ей пришлось неоднократно доказывать свою состоятельность как летчика и как командира. К женщинам в армии, а тем более в командовании относились с пренебрежением. Подчиненные же любили и уважали строгого, но справедливого полковника. Во время боевых действий ее полк бомбил тылы врага, из зон, попавших под обстрел, ей удалось вывезти более 4000 детей.
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
- Кавалеры ордена Славы трёх степеней: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии Д. С. Сухоруков. — М.: Воениздат, 2000. — 703 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01883-9.
- Герои Советского Союза: Историко-статистический очерк / Под ред. И. Н. Шкадова. — М.: Воениздат, 1984. — 288 с.
- Бортаковский Т. В. Расстрелянные Герои Советского Союза. — М.: Вече, 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-9533-6190-3
Ночные ведьмы
Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «
ласточками
», но широко известное их название – «
Небесный тихоход
». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «
ласточек
» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями.
Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «
по максимуму
». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, — они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «
ночные ведьмы
».
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.
«Ночные ведьмы»
Больше всего женщин, которые были удостоены высоких наград, служило в авиации.
Бесстрашные женщины-летчицы доставили много хлопот немцам, за что их и прозвали «Ночные ведьмы». Этот полк был сформирован в октябре 1941 года, и его созданием руководила Марина Раскова — она стала одной из первых женщин, удостоенной звания Герой Советского Союза.
Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская — летчица с десятилетним стажем. Она командовала полком до самого окончания войны. Советские солдаты называли летчиц этого полка «Дунькин полк» — по имени его командира. Удивительно, что «Ночные ведьмы» смогли нанести ощутимые потери врагу, совершая полеты на фанерном биплане У-2. Это средство передвижения было не предназначено для военных действий, но летчицами было совершено 23 672 боевых вылета.
Многие из девушек не дожили до окончания войны — но, благодаря командиру Евдокии Бершанской, никто не считался без вести пропавшим. Она собирала деньги — и сама ездила по местам боевых вылетов в поисках тел.
23 «ночные ведьмы» получили звание Героя Советского Союза
А ведь в полку служили совсем молоденькие девушки — от 17 до 22 лет, которые отважно совершали ночные бомбардировки, обстреливали вражеские самолеты и сбрасывали боеприпасы и медикаменты советским солдатам
Воздушный учитель
«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.
По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.
- Василий Зайцев
«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.
«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.
По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».
- Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин
Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.
«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.
По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.
Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.
- Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
- РИА Новости
«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.
При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.
«Лётчик с особой искрой»
В марте 1942 года Сафонов был удостоен британского ордена — креста «За выдающиеся лётные заслуги».
30 мая 1942 года Борис Сафонов вылетел на помощь атакованному нацистами союзному конвою. Во главе тройки советских истребителей он атаковал несколько десятков немецких самолётов. Спустя некоторое время командный пункт принял от него радиограмму: «Подбил третьего… мотор…» Это были его последние слова. Самолёт Сафонова упал в воду и моментально затонул. Причины его трагической гибели до сих пор не установлены. Две основные версии, которые обсуждают историки, — это попадание в самолёт советского аса пули противника и неисправность двигателя.
Число побед Сафонова в различных источниках оценивается по-разному. Чаще всего в литературе фигурируют данные о 30 самолётах, уничтоженных им лично, и трёх — в групповых боях. Однако некоторые историки придерживаются мнения, что, по официально подтверждённым данным, Сафонов одержал от 22 до 25 воздушных побед.
«Вне зависимости от разницы в оценках Сафонов был одним из самых результативных советских истребителей на начальном этапе войны. И это в тяжелейших условиях Севера», — подчеркнул Юрий Кнутов.
В различных городах Советского Союза Борису Сафонову были установлены памятники, в его честь называли улицы, учебные заведения, корабли, самолёты и воинские части. Название Сафоново носит один из посёлков Мурманской области.
«Такие пилоты, как Сафонов, были в годы Великой Отечественной на вес золота. Они учили, подавали пример мужества. Его героизм достоин восхищения», — заявил в беседе с RT заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой России генерал-майор Магомед Толбоев.
- Бюст Б.Ф.Сафонова у въезда в посёлок Сафоново (Мурманская область)
По словам заслуженного лётчика РФ генерал-майора Владимира Попова, красноречивым свидетельством беспрецедентного мужества Сафонова является наличие у него двух Золотых звёзд Героя Советского Союза.
Юрий Кнутов считает, что Борис Сафонов был уникальным человеком, который не смог до конца реализовать свой огромный потенциал из-за трагической гибели.
«С учётом потрясающих результатов, продемонстрированных на самом тяжёлом, начальном этапе войны, существовали все предпосылки для того, чтобы Сафонов был признан одним из лучших лётчиков в мире. Это был прирождённый истребитель, лётчик с особой искрой, поразительно совмещавший в себе лётное мастерство, организационные способности и талант педагога. За неполный год участия в боевых действиях он стал настоящим кошмаром для нацистов», — подытожил Кнутов.
1.
Зоя Космодемьянская
Это первая девушка, удостоенная звания Героя Советского Союза. Правда, это звание Зоя получила посмертно.
Когда началась война, ей было 18 лет. Космодемьянская стала бойцом разведывательно-диверсионной части. Новобранцев предупредили, что в результате выполнения задания, они, скорее всего, погибнут.
У Зои была возможность уйти из разведшколы, но она осталась. После трехдневного обучения группа Зои получила задание. За 5 дней они должны были сжечь 10 населенных пунктов, чтобы лишить немцев возможности располагать свои лагеря в деревнях и селах.
Диверсанты попали в засаду. Через некоторое время Зою тоже поймали. Девушку пытали, били, но она молчала. Космодемьянскую повесили.
Перед смертью она произнесла речь, Зоя призывала русский народ отбросить страх и сражаться за Родину.
Аналогичные награды иностранных государств
По подобию Советского Союза, звание Героя как высшая государственная награда или как почётное звание, было учреждено в большинстве государств социалистического лагеря и в ряде развивающихся государств (как правило, ориентировавшихся в своей политике на СССР), с учётом национальных особенностей. После распада СССР в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», тоже присваиваемое за выдающиеся подвиги; а также учреждены звания Героя (Национального Героя) в ряде государств, образовавшихся на месте бывших союзных республик, и в некоторых непризнанных или частично признанных государствах, или государственных образованиях.
Герой ГДР |
Герой Народной Республики Болгария |
Герой ЧССР |
Герой Монгольской Народной Республики |
Герой Социалистической Республики Румыния |
Народный герой (Албания) |
Народный герой Югославии |
Герой Лаосской Народно-Демократической Республики |
Герой Демократической Республики Афганистан |
Герой Народных Вооружённых сил Вьетнама |
Герой республики Куба |
Герой КНР |
Герой КНДР |
Герой Сирийской Арабской Республики |
Герой Мозамбика (англ.)русск. |
Герой Непала (англ.)русск. |
После войны
Многие женщины, воевавшие за свою землю наравне с мужчинами, после войны вернулись к мирным профессиям. Интересна судьба Байды Марии Карповны. В войну она служила медсестрой, позже санинструктором. В одном из боев за Севастополь в одиночку расправилась с пятнадцатью врагами, освободила восемь солдат и одного офицера. За этот подвиг приставлена к звезде Героя. По окончанию боевых действий эта уникальная женщина стала заведующим ЗАГСа г. Севастополя, который так отчаянно защищала в войну.
Заместителем руководителя библиотеки в Белорусской ССР работала Елена Григорьевна Мазаник. Звание Героя она получила за операцию по уничтожению генерального комиссара Белоруси В. Кубе. Он был подорван на мине в собственной постели. Устройство разместила там Елена Мазаник, работавшая в доме уборщицей.
8.
Татьяна Маркус
Татьяна была обычной девушкой. Сначала она работала в отделе кадров, а потом трудилась в трамвайно-троллейбусном парке. Она переехала в Киев, после того, как город, в котором она жила, захватили противники.
По приезду в Киев она сразу же занялась подпольной деятельностью. Она работала в офицерской столовой и травила еду
Таня была очень красивой девушкой, ее внешность привлекала внимание многих немецких офицеров. Она принимала ухаживания немцев, а потом убивала их
На ее счету несколько десятков убитых офицеров и солдат. Татьяну поймали. Пытки продолжались 5 месяцев, но девушка никого не выдала. Ее расстреляли.
Экипаж
Отбор на состав, который примет участие в легендарном полете, был строг. В итоге выбрали троих: Валентину Гризодубову, Марину Раскову и Полину Осипенко. Все девушки были спортсменками, многократными победительницами соревнований среди женщин на мировом уровне. Валентину Степановну назначили командующим. П. Осипенко — вторым пилотом, М. Раскову – штурманом. Для выполнения полета выбрали машину АНТ-37, переоборудованную из бомбардировщика. Именно Гризодубова стала инициатором проведения опаснейшего мероприятия. За ее плечами на тот момент было несколько мировых рекордов по расстоянию и скорости полетов. Само воздушное судно, на котором планировалось установить рекорд, привело Гризодубову в восхищение. Первый самолет в ССР, у которого запуском одной кнопки поднимались шасси.
Сохранились воспоминания М. Расковой, что величественный самолет был намного крупнее, чем те, которым им довелось управлять ранее, и колеса у него величиной с человеческий рост. Корпус напоминал тяжелый корабль, и управление этим кораблем доверили девушке – Валентине Гризодубовой. Название машине дали под стать – «Родина».
Вам будет интересно:Альтернативность — это наличие выбора возможностей
2.
Марина Раскова
Эта девушка решила связать свою судьбу с небом, когда о войне еще никто не думал. Она училась по специальности «аэронавигация» и окончила школу летчиков.
В 1937 году Марина совершила подвиг. Она установила мировой рекорд, совершила самый большой по протяженности полет. Через год она еще раз повторила свой подвиг.
Когда началась война, Марина предложила организовать женские авиационные полки. Для этого ей пришлось использовать свои личные контакты.
В 1941 году создали авиационную группу, которая состояла из трех полков: бомбардировочного, истребительного и ночного-бомбардировочного. Девушек из последнего полка немцы называли «ночными ведьмами». Ими руководила Раскова.
В 1943 году отважная летчица попала в авиакатастрофу.
Путь к подвигу
Свой первый самостоятельный полёт Валентина Гризодубова совершила в 14 лет, поднявшись в воздух на планере во время слёта планеристов в Крыму. Но в юности у неё были мечты не только о небе. Девушка окончила музыкальное училище по классу рояля, училась в Харьковском технологическом институте и параллельно в консерватории. Однако небо всё-таки победило. В 1928 году Валентина попала в первый набор Харьковского аэроклуба. Пройдя курс лётной подготовки, Гризодубова оставила институт и поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу Осоавиахима, а потом в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.
«В начале 1930-х Валентина Гризодубова работала инструктором в Тульском аэроклубе и в лётной школе под Тушино. В 1934-ом она стала лётчиком агитэскадрильи имени Максима Горького. Работая в агитационной авиации, Валентина освоила различные типы самолётов, побывала в самых отдалённых уголках Советского Союза, а также на Памире и в горах Кавказа. Позднее Валентина поступила на службу в Красную армию», — рассказала в беседе с RT методист Музея Победы Ирина Архангельская.
Также по теме
Белая Лилия Сталинграда: каким был боевой путь легендарной советской лётчицы Лидии Литвяк
1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной…
Осенью 1937 года Гризодубова побила пять мировых авиационных рекордов среди женщин на легкомоторных самолётах — по скорости на замкнутом маршруте (трижды), а также по высоте и дальности полёта.
24 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой она отправилась в рекордный беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Женский экипаж преодолел за 26 часов 29 минут 6450 км.
Ещё перед вылетом у самолёта возникли проблемы с радиосвязью, но девушки не захотели откладывать старт. В итоге за Уралом связь с экипажем стала прерываться. В условиях сильной облачности лётчицы не увидели Байкала и не смогли вовремя повернуть в сторону Комсомольска-на-Амуре. Сориентировались они, только когда летели уже над Охотским морем. Экипаж повернул самолёт на запад, но до запланированного финиша не хватило горючего.
Гризодубова приняла решение сажать самолёт, не выпуская шасси, прямо на болото в районе реки Амгунь. Для этого манёвра требовалось участие только двух пилотов, поэтому Валентина отдала приказ Марине Расковой прыгать с парашютом — так Валентина могла сохранить жизнь хотя бы одному члену экипажа. Спасательная экспедиция обнаружила Раскову спустя десять дней и уже от неё узнала маршрут движения самолёта. Через несколько часов были спасены и Гризодубова с Осипенко.
За этот рекордный перелёт его участницы были награждены высшими государственными наградами — они стали первыми (и единственными до начала Великой Отечественной войны) женщинами, удостоенными звания Героя Советского Союза. Позже Валентина Гризодубова была избрана депутатом Верховного Совета СССР.
- Экипаж, в составе которого Гризодубова совершила рекордный полёт в 1938 году
- РИА Новости
К депутатской деятельности она относилась очень серьёзно, бралась за любые сложные дела и заслужила себе до такой степени высокую репутацию, что отчаявшиеся люди как в последнюю инстанцию писали на два адреса: Сталину и ей. Валентина принимала активное участие в пересмотре обвинительных приговоров многих репрессированных. Именно после обращения к Гризодубовой мать Сергея Королёва смогла добиться смягчения приговора авиаконструктору и его перевода с Колымы в ЦКБ-29 НКВД.
В 1939 году Валентина Гризодубова была назначена на должность начальника Управления международных воздушных линий СССР.
Героини-подпольщицы
Чуть меньше, чем женщин-летчиц, среди Героев Советского Союза женщин-подпольщиц и партизан — 28. Но тут, к сожалению, куда больше число героинь, получивших звание посмертно: 23 подпольщицы и партизанки совершили подвиги ценой своей жизни. Среди них и первая женщина ― Герой Советского Союза в годы войны Зоя Космодемьянская, и пионер-герой Зина Портнова, и участницы «Молодой гвардии» Любовь Шевцова и Ульяна Громова… Увы, «тихая война», как называли ее немецкие оккупанты, почти всегда велась до полного уничтожения, и выжить, активно действуя в подполье, удавалось немногим.
Три советские женщины-партизанки, 1943 г.
Марина Раскова. Герой своего времени
24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.
После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).
Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».
Марина Раскова. (pinterest.com)
Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.
За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.
6.
Зинаида Портнова
Когда началась война, Зине было 15 лет. Девочка отправилась на летние каникулы в деревню Зуи в Витебской области. Эта территория была оккупирована немцами.
В 1942 году она вступила в подпольную организацию «Юные мстители» и стала членом ВКЛСМ. Портнова распространяла агитационные листовки.
Она работала в столовой, где готовили еду для немецких офицеров. Зинаида получила задание отравить пищу. Она блестяще справилась с заданием. Погибло около 100 немцев, но девушка попала под подозрение.
Немцы заставили ее есть отравленный суп, но Портновой удалось выжить. Она бежала из деревни и стала партизаном. В 1943 году ее схватили. На допросе ей удалось завладеть пистолетом и застрелить следователя и двух немцев. В 1944 году ее расстреляли.
Поющая эскадрилья
Как отметил военный историк Юрий Кнутов, полк Василия Зайцева отличился не только в воздушных сражениях, но и в области художественной самодеятельности. Существует версия, что именно история одной из эскадрилий 5-го гвардейского истребительного авиаполка натолкнула Леонида Быкова на идею снять знаменитый фильм «В бой идут одни старики».
«В одной из эскадрилий полка существовала такая самодеятельность, которая помогала снять стресс, установить узы боевого товарищества. Такие вещи помогают решать многие психологические проблемы, учат понимать друг друга с полуслова», — подчеркнул эксперт.
Также по теме
«Кошмар для нацистов»: какую роль в истории сыграл дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов
105 лет назад родился дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. По словам экспертов, он был одним из самых результативных…
По словам Андрея Горбунова, самодеятельность существовала во многих частях Красной армии, но так вышло, что подчинённые Зайцева прославились больше других.
«Музыка стала для лётчиков 5-го гвардейского разрядкой. После кровопролитных тяжёлых боёв, изнурительных перегрузок они брали в руки инструменты и играли музыкальные произведения. Таким образом они хотя бы на время забывали ужасы войны и горечь утрат, возвращаясь в нормальное русло жизни», — отметил сотрудник Музея Победы.
Как рассказал Николай Бодрихин, хотя за всю войну Зайцев ни разу не был сбит врагом в небе, на земле его почему-то преследовали несчастные случаи. Однажды во время войны он травмировался, упав с коня, а затем, осенью 1945 года, в чехословацком городе Брно прославленный лётчик попал в автокатастрофу. Травмы оказались очень серьёзными и тяжело поддавались лечению. Зайцев был списан с лётной службы, а в 1946 году в звании гвардии полковника отправлен в отставку.
После завершения службы Василий Зайцев возглавлял Коломенский аэроклуб, а также некоторое время был директором Коломенского шиноремонтного завода. Умер Василий Зайцев в возрасте 50 лет — 19 мая 1961 года.
- Памятник Василию Зайцеву
«Зайцева высоко ценили однополчане. Список его побед был огромен. Он учил подчинённых беречь товарищей и хорошо знать врага. Он проявил себя одновременно и как великий лётчик, и как отличный организатор. Его боевая работа была бесподобна, он всегда умел удивить необычным ходом и неприятеля, и сослуживцев», — подытожил Николай Бодрихин.