Флот сталинских пятилеток. 1921

Черноморский флот

К 22 июня 1941 г. Черноморский флот (командующий адмирал Ф. С. Октябрьский) в качестве реального своего противника имел Румынию, у которой было 3 подлодки, 7 эсминцев и миноносцев и 30 других боевых кораблей и катеров. Не исключалось появление в Чёрном море англо-французской или итальянской эскадры, потому боевой состав Черноморского флота был мощным, но не сбалансированным — 1 линейный корабль, 6 легких крейсеров, 3 лидера эсминцев, 13 эскадренных миноносцев, 47 подводных лодок, 84 торпедных катера, иные корабли и суда, 625 самолетов. Флот готовился вести исключительно активные, наступательные действия и фактически должен был завоевать в первые часы войны господство на своем театре.

Адмирал Ф. С. Октябрьский, командующий Черноморским флотом. К. В. Аккуратов. 1947. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Иная реальность

Первый же налет германской авиации на главную базу Черноморского флота в Севастополе был отражен, казалось бы, успешно. Однако немецкие самолеты сбросили не только авиабомбы, но и новейшие к тому времени магнитные донные мины. В результате фарватеры Севастополя временно были закрыты. Тем не менее, ядро Черноморского флота в составе лидеров эскадренных миноносцев (средний тип корабля между эсминцами и легкими крейсерами, строившийся в 1919-1945 гг.) «Москва» и «Харьков» 25 июня вышло к главной базе и порту Румынии — Констанце — с целью ее обстрела. Операция эта была плохо подготовлена и не скоординирована с патрулировавшими район советскими подлодками. В итоге на следующий день лидер «Москва» наткнулся на мину, разломился пополам и затонул за 8 минут. В это время советская подлодка Щ-206 вышла в торпедную атаку на «Харьков», приняв его за румынский эсминец «Королева Мария». Выпущенные субмариной торпеды не попали в лидера, но его экипаж быстро потопил ее.

Впрочем, этот конфуз последним не стал. Во время ходовых испытаний на Херсонской мерной миле 30 сентября 1941 г. подорвался на нашем минном заграждении только построенный эсминец «Совершенный», а 5 октября 1943 г. Черноморский флот понес самую тяжелую и обидную потерю — при выходе из Поти для обстрела Феодосии лидер «Харьков», эсминцы «Способный» и «Беспощадный» были обнаружены, атакованы и потоплены торпедными катерами и пикирующими бомбардировщиками противника. После этого случая Сталин строжайше запретил крупным кораблям советского флота покидать базы.

Предыдущие операции

До описываемых событий корабли Черноморского флота приняли самое активное участие в обороне Одессы и Севастополя. Все, начиная от малого катера-охотника и заканчивая единственным черноморским линкором «Парижская Коммуна» (с 1943 г. снова «Севастополь»), активно перевозили в осажденные города войска и грузы, эвакуировали раненых, обстреливали береговые объекты противника, поддерживали огнем свои войска на берегу. И не было корабля, который не отличился бы в этих походах, где их самым главным, трудным и опасным врагом стала гитлеровская авиация.

Линейный корабль «Севастополь». Во время Великой Отечественной войны линкор участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива

Сейчас много спорят о том, что мощный Черноморский флот во время Великой Отечественной не смог завоевать господство на своем театре. Однако именно благодаря ему Одесса героически держалась 73 дня в полном окружении, Севастополь — 250 дней. Моряки-черноморцы провели 24 морские десантные операции, из них 2, по сути, оперативного масштаба — Григорьевский десант под Одессой в сентябре 1941 г. и Керченско-Феодосийскую операцию в 1941-1942 гг.

Именно морякам-черноморцам было доверено принимать корабли- репарации из Италии уже в послевоенный период. Примечательно, что, несмотря на большие потери, Краснознаменный Черноморский флот вышел из войны даже более сильным, чем был к ее началу, благодаря приобретенному боевому опыту и трофейным румынским кораблям.

Развитие ракетного оружия

Всплытие подводной лодки.

Как за рубежом, так и в Советском Союзе продолжали совершенствоваться ракеты различных классов для поражения наземных, морских и воздушных целей. В качестве оружия дальнего действия противолодочные корабли получили ракеты-торпеды, а для ближнего действия — реактивные бомбометы.

Развитие ядерного оружия повлекло за собой изменения в военной науке. В подводном кораблестроении определились два направления: создание атомных подводных ракетоносцев для мощных дальнобойных ракет и многоцелевых атомных подводных лодок, способных выполнять комбинированные боевые задачи. Одновременно было признано необходимым вооружить флот ракетоносной авиацией дальнего действия, способной выполнять боевые задачи в океане. Борьбу с угрозой из глубины предусматривалось вести атомными подводными лодками, морской авиацией, а также надводными кораблями специальной постройки.

В середине 50-х годов правительство СССР приняло решение о строительстве мощного ракетно-ядерного океанского флота, и уже через несколько лет от причала отошел «Ленинский комсомол», первый советский подводный атомоход. В сентябре 1958 года с подводной лодки был впервые осуществлен пуск ракеты из подводного положения.

Важной страницей в истории ВМФ СССР стало групповое кругосветное плавание атомоходов в 1966 году.

Парад альтернативного РККФ СССР на 22.06.1941г

Оригинальный проект Крейсера типа ФИДЖИ

Водоизмещение стандартное — 8000 т, 4 гребных винта, мощность паровых турбин 72 500 л. с., скорость хода 33 узла. Длина между перпендикулярами 164 м, ширина 19, среднее углубление 5,05 м.
Бронирование: пояс 32,5 мм, палуба 51 мм, башни 51 мм, боевая рубка 102 мм.
Вооружение: 4х3 — 152мм, 4х2 — 102мм, 2х4 — 40мм, 2х4 — 12,7мм , 2 трёхтрубных торпедных аппарата, 2 самолета.

В альтернативной истории можно было бы заменить 4х2— 102мм на 4х2 127мм, 40мм «пом-пом» на 40мм Бофорс, 2х4-12,7 на 8х1 20мм Эрликон и отказаться от торпедных установок

Эсминец типа Флетчер

Тип «Флетчер» основывался на проекте, предложенном Бюро Судостроения в январе 1940г. и одобренном Министром ВМС 27.01.1940г. Проект представлял корабль водоизмещением 2.100т, с машинами, развивающими 60.000 л.с., длиной 112,5 метров и способный достичь скорости 38 узлов. Вооружение должно было включать два пятитрубных торпедных аппарата, пять пятидюймовых (127-мм) одноорудийных установок, одну счетверенную зенитную установку калибра 1,1 дюйма (28-мм), четыре пулемета калибра 0.50 (12,7-мм) и двадцать восемь глубинных бомб.

Как только проект был одобрен, были размещены за­казы на двадцать четыре корабля (к концу 1940г. заказ уве­личен до 100 единиц). Когда США вступили во Вторую Мировую войну, общий заказ был доведен до 175 единиц.

Стоимость одного корабля составляла 11.086.000 дол­ларов (данные Jane, 1942).

В течение 1941 — начале 1942гг. в проекте было пере­смотрено зенитное вооружение. 28-мм установка заме­нена одной спаренной 40-мм установкой пушек Bofors, a пулеметы — одиночными 20-мм пушками Oerlikon. На пер­вых вошедших в строй эсминцах отсутствовало радарное вооружение.

Для противолодочных целей корабли были оборудо­ваны двумя бомбосбрасывателями с восемью глубинны­ми бомбами и тремя бомбометами (K—gun) с каждой сто­роны кормовой палубы.

В 1943-1945гг. «флетчеры» модифи­цировались в соответствии с меняющи­мися требованиями войны. В течение 1943г. вооружение ПВО было усилено двумя установками Bofors посредине корабля (с удалением кормовой уста­новки). Через некоторое время число 40-мм установок увеличилось до пяти: две впереди, две посредине и одна оди­ночная установка между третьим и чет­вертым 5″ орудиями. Кроме того, были установлены и дополнительные «эрликоны» (всего 10-11 штук).

 

Корвет типа Флауер

Оригинальные Параметры

Водоизмещение 940—1030 т (стандартное)

Длина 62,48-63,40 м, Ширина 10,06 м, Осадка 3,35-3,51 м

Технические данные

Силовая установка одновальная, паровая машина тройного расширения

Мощность 2750 л. с.

Скорость 16 узлов (29,6 км/час)

Дальность плавания 3500 морских миль(6482 км) 12-узловым (22,2 км/час) ходом при запасе 230 т мазута

Экипаж 85-90

Вооружение

Радиоэлектронное вооружение ASDIC

Артиллерийское вооружение 1 × 101,6-мм/45 Mk IX (англ. BL 4 inch Mk IX naval gun)

Зенитная артиллерия 2×2 12,7-мм пулемет Vickers,

2×2 7,62-мм пулемет Lewis

1*40-мм/40 «пом-пом»

Противолодочное вооружение 2 бомбомета,

2 бомбосбрасывателя,

40 глубинных бомб

Торпедно-минное вооружение нет

Эскадренный тральщик “Элджирин”, Англия, 1941 г. Водоизмещение стандартное 950 т, полное 1250 т, мощность машинной установки 2000 л. с., скорость хода 16,5 узла. Длина наибольшая 69 м, ширина 10,8 м, среднее углубление 3,3 м. Вооружение: одно 102-мм орудие, четыре 40-мм или 20-мм автомата (в эскортном варианте дополнительно 92 глубинные бомбы). Построено 109 единиц, в том числе 63 в Канаде. 8 кораблей погибли в годы войны.

 

Большой Пехотно-десантный корабль LCI(L),

Великобритания / США

Тактико-технические характеристики LCI(L)
Водоизмещение: 246 тонн (без груза) и 384 тонны (с полной загрузкой)
Размеры: длина 48,9 м (160,3 фута); ширина 7,2 м (23,5 фута); осадка 0,9/1,6 м (2,9/5,25 фута)
Силовая установка: два дизеля с приводом на два вала, общей мощностью 1730 кВт (2320 л.с.)
Скорость и дальность: максимальная скорость 14 узлов; дальность 14 822 км (9210 миль) при скорости 12 узлов
Вооружение: 5 х 20-мм зенитных пушек
Вместимость: 210 десантников
Экипаж: 29 человек

Командный состав

И. С. Юмашев

  • Командующий — вице-адмирал, с мая 1943 года адмирал И. С. Юмашев (июнь 1941 г. — до конца советско-японской войны)
  • Член Военного совета — корпусной комиссар, с декабря 1942 года генерал-майор, с мая 1944 года генерал-лейтенант береговой службы С. Е. Захаров (июнь 1941 г. — до конца советско-японской войны).
  • Начальники штаба: контр-адмирал В. Л. Богденко (август 1941 г. — февраль 1943 г.)
  • капитан 2 ранга Н. И. Цирульников (февраль — июль 1943 г.)
  • контр-адмирал, с сентября 1944 года вице-адмирал В. А. Алафузов (июль 1943 г. — июнь 1944 г.)
  • контр-адмирал, с сентября 1944 года вице-адмирал А. С. Фролов (июнь 1944 г. — до конца советско-японской войны)

Тихоокеанский флот

Всю войну моряки-тихоокеанцы готовились сразиться с японским агрессором, который с 1922 г. не оставлял в покое советские дальневосточные рубежи. Впрочем, тяжелейшая обстановка на советско-германском фронте заставляла тихоокеанцев помогать иным флотам и Красной армии. Так, 147 000 моряков-тихоокеанцев воевали на сухопутных фронтах. В 1943 г. Северным морским путем на Северный флот пришли лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный», через Тихий и Атлантический океан — целая бригада подводных лодок из 6 единиц. Правда, прибыло лишь 5 из них — Л-15 была потоплена японской субмариной у западного побережья США.

Бюст Героя Советского Союза, адмирала, командующего Тихоокеанским флотом И. С. Юмашева, установленный на его могиле на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге

Легендарная Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56, установленная во Владивостоке как мемориал. Будучи в составе Тихоокеанского флота, она прославилась переходом через два океана на Северный флот и успехами в борьбе с фашистами. После войны вновь вернулась на Тихоокеанский флот и служила там долгое время

Начало испытаний

Для Тихоокеанского флота настоящие испытания начались 9 августа 1945 г., когда СССР объявил Японии войну. Стремительное наступление войск 3 советских фронтов привело к разгрому Квантунской армии, освобождению северо-восточного Китая и Северной Кореи. Моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской военной флотилии внесли свой неоценимый вклад в победу.

На боевое задание. Тихоокеанский флот. 1945. Советско-японская война началась. Силы Тихоокеанского флота приступают к выполнению боевого задания, в небе виден бомбардировщик Ил-4, пролетающий над эсминцами проекта 7

Эпизоды войны

Несмотря на то, что крупные надводные корабли — 2 крейсера, лидер и большая часть из 12 эсминцев — простояли на замаскированных стоянках в районе Владивостока и Находки, другие корабли и их экипажи действовали интенсивно и грамотно. Наверное, самым уникальным эпизодом был бой минного заградителя «Аргунь» с японским бронепоездом в районе корейского порта Сейсин. Тогда советские моряки меткими залпами разрушили с обеих сторон железнодорожное полотно и уже потом добили своего обездвиженного, но мощного противника.

Моряки-тихоокеанцы в ходе Советско-японской войны провели стратегическую Курильскую морскую десантную операцию, взяв острова Северной и Южной Курильской грады и понеся в этих боях наибольшие потери в кораблях и судах — одних только десантных 5 из 30 имевшихся. В составе Тихоокеанского флота воевали моряки, летчики и десантники, прошедшие горнило войны с немцами и их союзниками. Рассматривая их операции, однозначно приходишь к выводу: опыт, полученный в европейских сражениях, на Востоке был использован не просто в полной мере, но и филигранно.

Советское военное судостроение (реальная история)

Советское военное судостроение прошло три этапа:

—с 1922 по 1927 г. — этап восстановления, капитального ремонта и окончания строительства кораблей, заложенных еще до революции;

—с 1927 по 1937 г. — этап развернутого строительства подводного флота и малых надводных кораблей, закладка легких крейсеров на основе документации и технической помощи итальянских судостроителей;

—с 1938 г. до начала войны — этап начала строительства большого морского и океанского флота.

К началу Великой Отечественной войны корабельный состав РККФ насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов.

В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.

К сожалению, затраты молодой советской республики на строительство и укомплектование флота оказались не полностью востребованы ходом военных действий. К 4 часам утра 22 июня 1941 года приказ о приведении в боевую готовность № 1 не только дошел до баз, аэродромов, кораблей и береговых батарей – они уже успели подготовиться к отражению удара, но никому не пришло в голову отдать приказ о выходе кораблей в море! Многие краснофлотцы воевали на суше с винтовками в руках, а боевые корабли ржавели в гаванях. Гитлеровская Германия бесперебойно снабжала свою промышленность ценным сырьем, при том, что некоторые коммуникационные линии пролегали недалеко от военно-морских баз советского флота.

ВМФ СССР в предвоенные годы (1937—1941)

На 1 января 1938 года надводный состав ВМФ СССР был невелик — 3 линкора, 3 крейсера, 1 лидер и 17 эсминцев (авианосцев и тяжелых крейсеров не имелось). Зато подводный флот представлял собой грозную силу: 10 больших подлодок, 10 подводных минных заградителей, 78 средних подлодок и 52 малые подлодки. 29 апреля 1939 года народным комиссаром РККФ был назначен 34-летний Н. Г. Кузнецов, он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Все предвоенные годы Кузнецов продолжал готовить флот к войне, сообразуясь с опытом войны с Финляндией. В 1940—1941 годах была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны. Приказ 1941 года, вышедший из Наркомата РККФ, требовал открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами — в марте над Либавой и Полярным обстреляли немецкие самолёты-разведчики (это вызвало недовольство Сталина и Кузнецов получил выговор).

К началу Великой Отечественной войны корабельный состав РККФ насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.

Всевидящее око

Еще одно заблуждение связано с обнаружением противника: принято считать, что лишенные качественной разведки корабли ВМФ СССР беспомощно кружили по просторам Мирового океана, как слепые котята. А американцы? Американцы – молодцы! У ВМС США есть и палубная авиация, и морские самолеты ДРЛО – летающие радары E-2C Hawkeye мгновенно обнаружат противника, а палубные «Хорнеты» растерзают любую надводную или воздушную цель, не подпустив её к АУГ ближе, чем на 500 миль.

В данном случае, теория сильно расходится с практикой.

Разумеется, находясь в идеальном «сферическом вакууме», самолеты с авианосца должны первыми обнаружить противника, и первыми нанести удар. Попав под непрерывные атаки палубной авиации, любой из атомных «Орланов» погибнет, даже не успев выйти на дистанцию пуска своих ракет.
Сторонники подобных сценариев обычно не учитывают тот факт, что советским «Орланам» и подлодкам НЕ ТРЕБОВАЛОСЬ куда-либо прорываться – советские боевые корабли постоянно находились в наиболее важных районах Мирового океана:

— 5-я оперативная эскадра — решение оперативно-тактических задач в Средиземном море;
— 7-я ОпЭск – Атлантика;
— 8-я ОпЭск – Персидский залив и Индийский океан;
— 10-я ОпЭск – Тихий океан;
— 17-я ОпЭск – обеспечение советских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (преимущественно – Южно-Китайское море и Юго-Восточная Азия), появление эскадры — следствие Войны во Вьетнаме.

ВМФ СССР практиковал слежение за кораблями «вероятного противника» — ракетные крейсера и подлодки все время дежурили где-то поблизости от американских АУГ и соединений боевых кораблей НАТО, готовые в упор открыть огонь на поражение. В таких условиях палубная авиация теряла свое главное преимущество: бОльший радиус действия. Советские «Скаты», «Орланы» и «Антеи» надежно держали «пистолет» у виска американского флота.


Запуск противокорабельной ракеты комплекса «Вулкан» с РКР «Москва»

Остается лишь добавить, что помимо боевых кораблей, с ударным вооружением, за военно-морскими силами США и НАТО непрерывно следили многочисленные морские разведчики ВМФ СССР – большие, средние и малые суда связи (ССВ), в количестве более 100 штук. Скромные кораблики, внешне почти неотличимые от рыболовецких траулеров и сухогрузов, в чьи задачи входила визуальное наблюдение за «вероятным противником», радиотехническая разведка и ретрансляция сигналов. Несмотря на отсутствие оружия, советские ССВ бесцеремонно прогуливались рядом с грозными «Нимитцами» и «Тикондерогами», замеряя электромагнитные поля и отмечая текущие координаты американского соединения.


Советская подлодка намотала на винт секретную американскую антенну TASS и лишилась хода. Первым на помощь прибыло ССВ-506 «Находка». На заднем плане — эсминец ВМС США «Питерсон». Саргассово море, 1983 год

Янки скрежетали зубами от досады, но обижать «малышей» в мирное время запрещено – безопасность ССВ обеспечивалась военной и политической мощью Советского Союза. В случае войны, ССВ становились чистыми смертниками, но перед своей гибелью они успеют связаться с ударным соединением и передать координаты «неуловимой» американской эскадры. Возмездие будет жестоким.

Нанесённый урон

Силами флота был нанесен значительный урон противнику, данные о котором существенно отличаются друг от друга. Так, по опубликованным в советской печати и исторической литературе данным, потоплены 2 эсминца, до 40 боевых кораблей, 28 транспортов, 3 танкера, 12 барж и шхун. По исследованиям К. Б. Стрельбицкого, было потоплено 2 эскортных корабля, 2 патрульных корабля, 1 сторожевой корабль, 1 канонерская лодка, 3 тральщика, 3 различных катера, 26 транспортов, 14 небольших десантных судов, 102 небольших рыболовных и гражданских кораблей. В море и в занятых портах захвачено ещё свыше 100 судов (катера, десантные баржи, гражданские и рыболовные суда). Сбито и уничтожено на аэродромах 9 японских самолётов. Артиллерией флота уничтожено несколько десятков береговых и полевых орудий, 1 бронепоезд, военные объекты, сотни солдат и офицеров противника.

Другой

  • SSV-33 (корабль связи Тихоокеанского флота, на базе корпуса линейного крейсера класса » Киров» )
  • Лунь -класса экраноплан (Commissioned как корабль и используетсякачестве одного).
  • VMF Kommuna — аварийно-спасательное судно, спущенное на воду в 1915 году, одно из старейших военно-морских судов, все еще находящихся на вооружении одного из крупнейших военно-морских сил мира.
  • Dunay — высокий корабль, построенный в Италии как « Кристофоро Коломбо» и приобретенный в качестве военных репараций.
  • Плавучий корабль « СТС Седов », построенный как « Магдалина Виннен II», также был приобретен в качестве военных репараций.
  • Корабль с приборным оснащением и поддержкой космических мероприятий класса « Маршал Неделин»
  • Акустические суда класса » Онега»
  • Поток / Модифицированный корабль для испытаний вооружения класса Т-58
  • Акустические испытательные корабли класса Т-43

Суда электронного наблюдения

  • Бальзам класс
  • Класс » Океан» (модифицированный траулер )
  • Приморья класс (модифицированная рыба плавучие)
  • Вишня класс
  • Юг класс
  • Класс альпиниста

Предпосылки

Военный потенциал США уже к середине 40-х годов был огромным. В составе их вооруженных сил было 150 тыс. различных самолетов и самый большой в мире флот, имевший свыше 100 единиц одних только авианосцев. В апреле 1949 года по инициативе США был создан военно-политический блок Организация Североатлантического договора (НАТО), вслед за которым были организованы еще два блока — СЕНТО и СЕАТО. Цели всех этих организаций были направлены против социалистических стран.

Международная обстановка диктовала необходимость противопоставить объединенным силам капиталистических стран объединенную мощь социалистических государств. С этой целью 14 мая 1955 года в Варшаве главами правительств соц. стран был подписан коллективный союзнический Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вошел в историю как Варшавский Договор.

Морские силы РККА РСФСР (1918—1922)

Истоком Военно-морского флота СССР были Морские силы РККА РСФСР. Гражданская война в России привела к резкому сокращению корабельного состава Морские сил РККА Республики. Из-за огромной убыли боевых кораблей (потопленных, захваченных противником, интернированных Антантой, или полностью утративших боеспособность) общее водоизмещение кораблей МС РККА на начало 1921 года составляло всего лишь 16,2 % от суммарного водоизмещения Российского императорского флота. В 1921 году по сравнению с 1917 годом в боевом составе флота оставалось всего 5,5 % линейных кораблей, 0 % крейсеров, 10 % эскадренных миноносцев, 5,8 % подводных лодок, 2,7 % минных и сетевых заградителей, 4,9 % канонерских лодок, 7,2 % посыльных и сторожевых судов. Потери противоминных кораблей и катеров были наименее чувствительными, а наиболее тяжёлыми — в классе крейсеров.

Общая деградация затронула и другие рода сил флота. Так, число батарей береговой артиллерии на Балтике сократилось в три раза, на Чёрном море — в два раза, а на Русском севере система береговой обороны перестала вообще существовать. Авиационные части МС РККА были ликвидированы в 1920 году, и в оперативном подчинении флотских командиров остались лишь немногочисленные воздушные отряды, в составе которых к началу 1921 года было всего 36 устаревших самолётов с высокой степенью физического износа.

Взятый советским правительством курс на сокращение флота привёл к тому, что с марта 1921 по декабрь 1922 года численность личного состава Морских сил РККА РСФСР была сокращена с 86 580 до 36 929 человек, а объём ассигнований на военное судостроение и судоремонт — сокращены примерно в 3,3 раза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector