Виктор беленко: биография, семья, предательство, фото и дальнейшая жизнь

Жизнь после дезертирства в Соединенных Штатах

В 1980 году Конгресс США принял закон 2961, разрешающий Беленко получить гражданство. Он был подписан президентом Джимми Картером 14 октября 1980 года как частный закон 96-62.

После побега он написал автобиографию 1980 года « Пилот МиГ: последний побег лейтенанта Беленко» с писателем Reader’s Digest Джоном Бэрроном .

Проживая в США, Беленко вышла замуж за учителя музыки из Северной Дакоты , Корал, и родила двух сыновей, Тома и Пола. Позже он развелся. Также у него есть сын от первого брака. Беленко никогда не разводился с русской женой. После распада Советского Союза в 1995 году он посетил Москву по делам.

Беленко практически не появляется в интервью. Однако в коротком и неформальном интервью в баре в 2000 году, где он позировал для фотографий и отвечал на вопросы, он заявил, что счастлив в Соединенных Штатах. Беленко отметил в интервью, что « терпимо относятся к мнению других людей. В определенных культурах, если вы не принимаете мейнстрим, вас выгнали бы или могли бы исчезнуть. Здесь у нас есть люди — вы знаете, которые обнимают деревья, и люди, которые хотят их срубить — а они живут бок о бок! »

Советский Союз неоднократно распространял лживые истории о том, что Беленко погиб в автокатастрофе, вернулся в Россию, был арестован и казнен или иным образом предан правосудию.

Летчик Беленко и «встречи без шлемофонов»

Примерно в это же время, в декабре 1975 года, командир полка
представил вновь прибывшего на должность летчика офицера и определил его в
звено капитана Скольчикова, где уже служили старшие лейтенанты В. Чурилов и А.
Ижак. Это был Беленко Виктор Иванович. Старший лейтенант, дата рождения — 15
февраля 1947 года, жена Людмила — медсестра, сын Дмитрий шести лет.

Вскоре командир полка вызвал Скольчикова и поставил другую
задачу: в составе штатного звена выехать на учебу в Горьковскую область —
переучиваться на «МиГ-25». От полка ехала целая группа, которую возглавил
замполит подполковник Василий Норенко. Обычная командировка, которых у военного
за службу бывают десятки и сотни. Ничего особенного, но… Когда прибыли на
место, Беленко наотрез отказался жить в одной комнате вместе со Скольчиковым и
его звеном. Причина — они все курящие, а Беленко — нет. Еще Скольчикову
запомнилось упорство, с которым он занимался в центре переподготовки, просиживая
в секретной библиотеке все свободное время. «Видимо, — вспоминает Сергей
Максимович, — мысль о побеге он вынашивал давно и готовился к этому очень
серьезно. Все зачеты сдавал только на «отлично».

Угон МиГ-25 в Японию

Виктор Беленко был образцовым советским гражданином. Он родился сразу по окончании Второй мировой войны в предгорьях Кавказа. Поступил на военную службу и получил квалификацию пилота — роль, которая предоставляла ему определенные льготы и привилегии по сравнению с обычными гражданами СССР.

Но Беленко был разочарован. Отец-одиночка получил развод. Он начал ставить под сомнение саму природу советского общества и действительно ли Америка является таким злом, как рисовал коммунистический режим. «Советская пропаганда в то время изображала вас как испорченное гнилое общество, которое пробило дно», рассказывал Беленко журналу Full Context в 1996 году, говоря об американцах. «Но у меня возникали вопросы».

Беленко понял, что огромный новый истребитель, на котором он тренировался летать, может быть его ключом к бегству. Он базировался на авиабазе Чугуевка в Приморском крае, недалеко от Владивостока. Япония была всего в 644 километрах. Новый МиГ мог летать быстро и высоко, но два его гигантских прожорливых двигателя означали, что далеко он лететь не может — уж явно недостаточно, чтобы сесть на авиабазе в США.

6 сентября Беленко вылетел с другими пилотами на тренировочную миссию. Ни один из МиГов не был вооружен. Он заранее набросал грубый маршрут, а в МиГе был полный бак топлива.

Чтобы уйти от советской и японской военной РЛС, Беленко пришлось лететь очень низко — в 30 метрах над морем. Когда он был достаточно далеко в японском воздушном пространстве, он поднял МиГ до 6000 метров, чтобы его мог поймать японский радар. Удивленные японцы попытались выйти на связь с неопознанным летательным аппаратом, но радар Беленко был настроен на другие частоты. Японцы подняли истребители, но к тому моменту Беленко снова упал ниже густой облачности и исчез с экранов японских радаров.

Документы Виктора Беленко

Все это время советский летчик летел наугад, извлекая из памяти карты, которые он изучал до побега. Беленко намеревался довести самолет до авиабазы Читосе, но топливо было на исходе, поэтому пришлось садиться в ближайшем доступном аэропорту. Как оказалось, это был Хакодате.

Японцы и подумать не могли, с чем имеют дело, когда МиГ совершил свою неожиданную посадку. Внезапно у японцев в руках оказался пилот-дезертир — и реактивный самолет, который умело избегал разведывательных служб Запада. Аэропорт Хакодате внезапно стал ульем разведывательной деятельности. В ЦРУ и поверить не могли своей удаче.

Тот самый МиГ был исчерпывающе изучен после того, как оказался на ближайшей авиабазе.

Были и другие проблемы. Полет на 3 Махах создавал колоссальное давление на двигатели. Lockheed со своим SR-71 решила это, поместив конусы в передней части двигателей, которые замедляли воздух достаточно, чтобы не повредить компоненты двигателей. Затем воздух продвигался в заднюю часть двигателя, помогая генерировать дополнительную тягу.

ТРД МиГа генерировали тягу, засасывая воздух, который помогал сгорать топливу. Но на скорости в 3200 км/ч ситуация менялась в корне. Избыточная сила воздуха может приводит к перегреву топливных насосов, которые будут сбрасывать все больше и больше топлива в двигатель. В то же время сила, действующая со стороны компрессоров, будет настолько большой, что начнет засасывать части двигателя. МиГ мог начать пожирать сам себя.

Пилотов МиГ-25 предупреждали никогда не превышать скорость в 2,8 Маха; те 3,2 Маха, которые увидели над Израилем в 1971 году, уничтожили двигатели самолета в процессе, пилотам очень повезло вернуться на базу.

Побег от первого лица

6 сентября летчик Виктор Беленко и его напарник поднялись в небо для того, чтобы выполнить тренировочное управление. Оба самолета не были вооружены. Беленко заранее подготовил примерный маршрут побега, а его истребитель был заправлен «под завязку». В какой-то момент Виктор Иванович понял – пора. Он оторвался от напарника, снизился до предельно малой высоты и направился к японским берегам. Ему пришлось идти на максимально небольшой высоте – около трех десятков метров. Делал он это вполне осознанно, ведь на первом этапе полета его могли засечь радары – как советские, так японские.

Японские авиадиспетчеры были застигнуты врасплох: они абсолютно внезапно заметили самолет, который поднялся до шестикилометровой высоты. Разумеется, были неоднократные попытки установить контакт, ни одна из них не увенчалась успехом. Летел Беленко по памяти, предварительно он внимательно изучил карты. Первоначально в его планы входила посадка в одном месте, однако топливо заканчивалось, срочно нужен был аэродром для того, чтобы приземлиться. Японцы поняли, что происходит, лишь после того, как Виктор Беленко посадил самолет. Им пришлось иметь дело с летчиком-перебежчиком, который «шел в комплекте» со сверхсекретным истребителем. Разумеется, провинциальный аэропорт в одно мгновение наводнили представители различных спецслужб. Специалисты ЦРУ просто не могли поверить своему везению.

Вернули в ящиках

Передача самолета состоялась 12 октября 1976 года в порту Хитачи. МиГ-25П в разобранном виде привезли в 13 ящиках, которые погрузили на советский теплоход. Японцы рассчитывали, что наши специалисты не смогут оперативно провести осмотр и не сразу поймут, каких деталей не хватает.

Но заранее подготовленная команда быстро вскрыла ящики и разобралась, чего не хватает. Был составлен протокол, советская сторона выставила Японии счет на 7,7 миллиона инвалютных рублей (11 миллионов долларов) за повреждение истребителя и пропажу его частей. В свою очередь, Страна восходящего солнца потребовала оплатить ущерб, нанесенный аэропорту Хакодате, правда, его сумма была гораздо скромнее — 40 тысяч долларов США.

Об оплатах того и другого счетов ничего неизвестно.

Возвращенный МиГ-25П отправили в авиационное училище в Даугавпилсе в качестве учебного пособия. В конце 1980-х годов его списали, все приборы сняли, а фюзеляж вывезли на свалку.

Солнце Трабзона

Но не всем хотелось увидеть Вирджинию. В качестве цели побега 1989 года на самолёте МиГ-29 фигурирует турецкий Трабзон. Его пилотировал лётчик Александр Зуев. Советский Союз сумел надавить на принявшую перебежчика сторону, и машину вернули на родину. А гостеприимная Америка приняла лётчика в число своих граждан. Но был ли он там счастлив — неизвестно. Очень скоро он погиб в авиакатастрофе.

Были ещё побеги из Союза: заметные и малозаметные. Когда читаешь выдержки из воспоминаний о причинах, побудивших служивых людей пойти на измену, чаще всего встречается фраза о недовольстве советской действительностью и политическим строем. Они написаны как под копирку. Разнятся только фамилии под ними и годы, когда эти признания написаны. Видимо, новая родина умела диктовать признания более чётко.

Исполнение американских желаний

Для осуществления давнишней мечты обладать легендарным вертолетом американцы были готовы пойти на многое. Сработал принцип «на войне все средства хороши». Ответственный редактор журнала «Солдаты удачи» Джим Пейт стал инициатором публикации нескольких материалов в различных популярных изданиях. Их объединяло содержание и заголовки — «Укради этот русский супервертолет и получи миллион баксов». Любой военный пилот из СССР, ГДР, Никарагуа, Кубы или другой страны, в которой эти «крылатые машины» были в наличии, в одночасье мог превратиться в долларового миллионера. Достаточно было просто угнать советский Ми-24 и доставить его на американскую землю в рабочем состоянии. В местах дислокации вертолетных частей были распространены листовки следующего содержания: «Разыскивается: Советский ударный вертолет Ми-24Д, неповрежденный и в рабочем состоянии. Вознаграждение: $1 000 000».

Но все же завладеть Ми-24 американцам помогло стремление СССР помогать братским народам. А под эту категорию попадало население всех государств, чьи власти готовы были разделить советскую линию поведения. Все началось с того, что на территории Советского Союза стали готовить афганских пилотов. После прохождения курса молодого бойца афганские летчики могли совершенно спокойно управлять боевыми вертолетами различных модификаций.

Двоеженец

Виктор Беленко стал гражданином США. Перебежчик поселился в Калифорнии и получил работу инженера по аэрокосмической технике. В браке с американкой у него родились трое детей.

Оставшаяся в СССР жена Беленко Людмила вместе с малолетним сыном Дмитрием переехала из дальневосточного гарнизона на Кубань, где снова вышла замуж и сменила фамилию.

Жена и мать угонщика.

Решением Военной коллегии Верховного суда СССР Беленко по статье 64 УК РСФСР (измена Родине) был заочно приговорен к расстрелу. Доказательств предварительной вербовки перебежчика не нашли, было заявлено, что он совершил угон по личной инициативе и из корыстных побуждений.

В середине 1980-х годов западные газеты сообщили о смерти Беленко в автокатастрофе. Высказывалась версия, что до изменника добрались агенты КГБ. Но через несколько лет выяснилось, что Беленко жив. Скорее всего, известие об автокатастрофе распустили американские спецслужбы, чтобы ввести в заблуждение советскую разведку. Сам Беленко в интервью, данном в 2000 году, утверждал, что слухи о его смерти распространил КГБ, «чтобы отбить охоту у других».

Как это увидели японцы

События 6 сентября 1976 года разворачивались в духе американского блокбастера. Летчик, приземлившийся на острове Хоккайдо, вышел из самолета, дважды выстрелил в воздух из табельного пистолета и потребовал спрятать самолет. Аэропорт, разумеется, закрыли для полетов на несколько часов.

Спустя несколько минут, когда к месту экстренной посадки прибыли представители гражданского аэропорта, молодой лейтенант-перебежчик Виктор Беленко (ему тогда было всего 29 лет) объявил: он намерен сдаться. Беглец запросил политического убежища в Соединенных Штатах Америки. Отметим, что побег офицера из Советского Союза был довольно нестандартным: обычно жители СССР запрашивали убежище в иностранном посольстве, которое находилось на территории родины, или же сбегали с корабля, когда тот заходил в иностранный порт.

Побег от первого лица

6 сентября летчик Виктор Беленко и его напарник поднялись в небо для того, чтобы выполнить тренировочное управление. Оба самолета не были вооружены. Беленко заранее подготовил примерный маршрут побега, а его истребитель был заправлен «под завязку». В какой-то момент Виктор Иванович понял – пора. Он оторвался от напарника, снизился до предельно малой высоты и направился к японским берегам. Ему пришлось идти на максимально небольшой высоте – около трех десятков метров. Делал он это вполне осознанно, ведь на первом этапе полета его могли засечь радары – как советские, так японские.

Японские авиадиспетчеры были застигнуты врасплох: они абсолютно внезапно заметили самолет, который поднялся до шестикилометровой высоты. Разумеется, были неоднократные попытки установить контакт, ни одна из них не увенчалась успехом. Летел Беленко по памяти, предварительно он внимательно изучил карты. Первоначально в его планы входила посадка в одном месте, однако топливо заканчивалось, срочно нужен был аэродром для того, чтобы приземлиться. Японцы поняли, что происходит, лишь после того, как Виктор Беленко посадил самолет. Им пришлось иметь дело с летчиком-перебежчиком, который «шел в комплекте» со сверхсекретным истребителем. Разумеется, провинциальный аэропорт в одно мгновение наводнили представители различных спецслужб. Специалисты ЦРУ просто не могли поверить своему везению.

Побег из Советского Союза

Начало сентября 1976 года. На территорию Дальнего Востока прибывает маршал Савицкий. Его главная цель – проверка боеготовности сил противовоздушной обороны. Именно в этот день, 6 сентября, летчики должны были безукоризненно выполнить тренировочные полеты. Однако во время учебной тренировки произошло нечто неожиданное и весьма странное: самолет, которым управлял советский летчик Виктор Беленко, неожиданно исчез с радаров. Он внезапно набрал высоту, а затем начал пикировать прямо в море. Специалисты подумали: произошла серьезная техническая неисправность, самолет упал, а летчик погиб. Разумеется, в воздух тут же поднялись дежурные вертолеты, однако немного позднее удалось выяснить: летчик попросту обманул радары, он пошел на снижение, имитируя таким образом падение, а затем просто скрылся за большой сопкой и углубился в воздушное пространство Японии.

Как произошла вербовка

На этот счет есть немало слухов и сплетен. Одной из самых популярных версий считается та, согласно которой Виктор Беленко просто отдыхал в ресторане на Черноморском побережье, где и познакомился с представителем спецслужбы. Правда, ни одна проверка данный факт не подтвердила. Но сослуживцы говорят: странностей в поведении молодого летчика было немало. Свой отпуск он предпочитал проводить в провинциальных северных городках, он никогда не делился впечатлениями от отдыха. Виктор учил английский язык, хотя общаться на нем ему было попросту не с кем, на весь город был лишь один учитель английского языка, который мог составить летчику компанию. Беленко рвался в эскадрилью истребителей, и это несмотря на то, что его неоднократно предупреждали: повышения на этом месте ждать не стоит – возраст не тот. К тому же его довольно быстро отстранили бы и от полетов, ведь ему было 29 лет.

Владимир Сопряков, в советские годы бывший заместителем резидента КГБ в Японии, однажды встретился с летчиком-предателем Виктором Беленко. Пилот рассказал ему: встреча с американцами все же была. Произошло это во Владивостоке. Представитель спецслужб вражеской страны рассказал ему про американскую базу, куда требовалось посадить самолет.

Как угон МиГ-25 помог США

Но «слив» МиГ-25 привел к тому, что США занялись разработкой F-15 Eagle, самолета, который должен был стать быстрым и маневренным; таким должен был стать МиГ-25. Однако сорок лет спустя F-15 все еще в процессе создания.

В ретроспективе МиГ, который взволновал Запад, оказался «бумажным тигром». Его массивный радар отставал от моделей США на несколько лет, поскольку вместо транзисторов использовал устаревшие вакуумные трубки (впрочем, эта же технология делала его неуязвимым для электромагнитных импульсов от ядерных взрывов). Гигантские двигатели съедали так много топлива, что МиГ был на удивление ограниченным в дальности действия. Он мог быстро взлететь, пролететь по прямой линии, тоже очень быстро, и запустить ракеты или сделать фотографию. И всё.

МиГ, который Советский Союз прятал от всего мира несколько лет, был частично собран заново и затем погружен на лодку для возвращения в СССР. Японцы вручили СССР счет эквивалентом в 40 000 долларов за транспортные расходы и ущерб, который Беленко причинил аэропорту Хакодате.

Но он уже был не нужен СССР

Вскоре стало очевидно, что этот МиГ не мог перехватить SR-71, один из самолетов, с которым он, по идее, должен был справляться.

Эти ограничения не помешали МиГ построить более 1200 МиГ-25. Этот самолет стал престижным для просоветских военно-воздушных сил, которые видели нечто великое в эксплуатации второго по скорости самолета на Земле. Алжир и Сирия до сих пор их используют. Индия использовала модель разведчика с большим успехом в течение 25 лет; и только в 2006 году их прекратили использовать из-за отсутствия запасных частей.

Самым впечатляющим эффектом МиГ-25 был страх перед ним, говорит Тримбл. «До 1976 года США не знали, что он не мог перехватывать SR-71, и это не пускало их в советское воздушное пространство в течение всего этого периода. СССР не очень любил такие посещения».

Почему на это решился именно Беленко?

На первый взгляд пилот МиГ-25 Виктор Беленко был вполне образцовым гражданином Советского Союза. Начать следует с того, что он был летчиком-истребителем, именно благодаря этому статусу у него имелись определенные блага, которые были недоступны рядовому гражданину Союза Социалистических Республик. Однако Виктор Иванович рано разочаровался в советской действительности, да и в личной жизни у него накопилось немало проблем. Несмотря на то что в семье был маленький ребенок, брак находился на грани распада. Виктор Беленко сомневался в преимуществах советского образа жизни, думал он и о том, что Соединенные Штаты Америки вряд ли являлись таким олицетворением зла, каким их представляли средства массовой информации СССР. В интервью 1996 года Виктор Иванович расскажет журналистам:

Молодой офицер понимал: именно новый боевой самолет, на котором он тогда летал, и должен стать его билетом в счастливую жизнь. Часть, в которой служил летчик Виктор Беленко, базировалась в Приморье, на аэродроме с названием Чугуевка. От границы с Японией аэродром отделяло немногим более 600 км. Почему лейтенант выбрал именно Японию? Все дело в том, что, несмотря на высокие скорости и высотность, МиГ-25 был не самым удобным самолетом из-за большого расхода топлива. А потому добраться до ближайшей авиабазы Штатов без дозаправки было абсолютно невозможно.

Даже сегодня не прекращаются попытки выяснить, что подтолкнуло молодого человека на такой немыслимый шаг. Военные обозреватели страны говорят: летчика-предателя Виктора Беленко отличала поистине сумасшедшая амбициозность, он считал, что его недооценивают. Это была самая настоящая паранойя самолюбия! Беленко переживал из-за того, что его грудь не увешана орденами, что его китель не украшают огромные звезды, а его снимки не публикуют на первых страницах газет и не вывешивают на доски почета.

Не так страшен МиГ

В ходе исследований эксперты выяснили: это вовсе не суперистребитель. Самолет МиГ-25 с бортовым номером «31» оказался машиной для весьма узких задач. В боевом качестве он заметно уступал другим самолетам, был достаточно дорогим и неповоротливым. А еще не отличался особой эффективностью. То есть та угроза, которая привела в ужас Запад, оказалась лишь фикцией.

Эксперты говорили: все, на что способен этот истребитель, – только быстрый разгон после взлета и быстрый полет по прямой. То есть МиГ-25 позволял перехватить самолет-нарушитель, кроме того, его можно было использовать в разведывательных целях. На этом все его достоинства заканчивались. Разобранную боевую машину частично собрали, погрузили на судно и отправили обратно в Советский Союз. Стоит отметить, что власти Японии даже выставили Москве счет на 40 тысяч долларов. Было решено, что именно эта сумма способна будет покрыть перевозку машины и возместит ущерб, который летчик-перебежчик Виктор Беленко нанес гражданскому аэродрому. Произошло это лишь спустя два месяца после побега. Ущерб же для СССР составил порядка двух миллиардов рублей! Дело в том, что из-за одного пилота в стране пришлось экстренно менять систему опознавания на каждом воздушном судне.

Почему на это решился именно Беленко?

На первый взгляд пилот МиГ-25 Виктор Беленко был вполне образцовым гражданином Советского Союза. Начать следует с того, что он был летчиком-истребителем, именно благодаря этому статусу у него имелись определенные блага, которые были недоступны рядовому гражданину Союза Социалистических Республик. Однако Виктор Иванович рано разочаровался в советской действительности, да и в личной жизни у него накопилось немало проблем. Несмотря на то что в семье был маленький ребенок, брак находился на грани распада. Виктор Беленко сомневался в преимуществах советского образа жизни, думал он и о том, что Соединенные Штаты Америки вряд ли являлись таким олицетворением зла, каким их представляли средства массовой информации СССР. В интервью 1996 года Виктор Иванович расскажет журналистам:

Молодой офицер понимал: именно новый боевой самолет, на котором он тогда летал, и должен стать его билетом в счастливую жизнь. Часть, в которой служил летчик Виктор Беленко, базировалась в Приморье, на аэродроме с названием Чугуевка. От границы с Японией аэродром отделяло немногим более 600 км. Почему лейтенант выбрал именно Японию? Все дело в том, что, несмотря на высокие скорости и высотность, МиГ-25 был не самым удобным самолетом из-за большого расхода топлива. А потому добраться до ближайшей авиабазы Штатов без дозаправки было абсолютно невозможно.

Даже сегодня не прекращаются попытки выяснить, что подтолкнуло молодого человека на такой немыслимый шаг. Военные обозреватели страны говорят: летчика-предателя Виктора Беленко отличала поистине сумасшедшая амбициозность, он считал, что его недооценивают. Это была самая настоящая паранойя самолюбия! Беленко переживал из-за того, что его грудь не увешана орденами, что его китель не украшают огромные звезды, а его снимки не публикуют на первых страницах газет и не вывешивают на доски почета.

«Вдоль рядов кукурузы…»

— Итак, побег в Иран. Ваша мама знала о нём? 

— Насколько я знаю, разговоры про это в семье были, может быть, даже за несколько месяцев до его осуществления. Он говорил, что улетит, так как не хочет тут жить, а потом нас заберёт к себе.

— А каким образом он это планировал сделать?

— Тогда, насколько я знаю, работала программа по воссоединению семей. То есть, если человеку давали там политическое убежище, то потом к нему выпускали членов семьи. Не знаю, было ли так на самом деле, но он точно планировал нас забрать потом.

  • Самолёт Ан-2, приспособленный для обработки полей, на котором летал Валентин Засимов

— Он улетел 23 сентября 1976 года. Эта дата была заранее выбрана или просто подвернулась возможность?

— Скорее второе, так сложились обстоятельства. У него был очередной рейс, он высадил всех пассажиров и, оставшись один, полетел в Иран. Вполне возможно, что это могло случиться и раньше, но, может быть, тогда были какие-то пассажиры, которых, допустим, надо было везти куда-то дальше от границы, а он не хотел никого подвергать риску и подбирал подходящий момент.

— Среди немногих сведений о побеге вашего отца есть и информация о месте приземления в Иране — где-то в районе города Ахар. Если посмотреть на карту, то этот небольшой населённый пункт сильно удалён от советской границы и города Ленкорань, который, как я понимаю, был конечной точкой его рабочего рейса. Получается, что над территорией самого Ирана ваш отец, не имея, как я понимаю, никаких карт, летел достаточно долго.

— Я не думаю, что он летел целенаправленно в район этого города, скорее, просто горючее закончилось — и сел, где смог. Со слов отца я знаю, что он приземлился прямо в кукурузном поле, он же всю жизнь садился в таких полевых условиях, и это не было для него проблемой. У меня был разговор с одним из его приятелей, и он объяснил, что отец так построил маршрут, чтобы границу СССР пересечь над морем и на очень маленькой высоте. То есть, получается, он сначала летел вдоль береговой линии на юг. Видимо, так пересечь границу было легче с точки зрения обнаружения силами ПВО. А уже затем, в воздушном пространстве Ирана, повернул опять к суше и летел вглубь Ирана так долго, как мог.

  • Валентин Засимов (слева) с коллегами

— Иран был конечной целью или просто служил промежуточной точкой для дальнейшего пути на Запад?

— Конечно, он там оставаться не планировал. Его конечная цель была попасть в Америку, надеялся, уже будучи в Иране, попросить политического убежища в США.

— Он рассказывал, что с ним было после приземления?

— Отец вспоминал, что очень долго ждал людей на месте посадки. Он-то думал, что будет как в СССР: к нему как к нарушителю сразу приедут соответствующие органы с мигалками и так далее. А там этого не было. В итоге, конечно, всё-таки к нему приехали.

— Какие вещи у него были с собой? Всё-таки бежал в один конец.

— Он был в своей лётной форме — и всё. Ему в Иране даже сделали небольшой шопинг, чтобы были хоть какие-то повседневные вещи: купили гражданскую одежду, обувь. Отца, естественно, охраняли, но это было какое-то такое помещение, не тюрьма, и он вполне нормально прожил там месяц.

— И пока он там ждал своей участи, вокруг его побега развернулся настоящий геополитический триллер. СССР требовал от шаха вернуть лётчика, а мировая общественность, наши известные диссиденты, в том числе академик Сахаров, писали обращения в его в защиту. За него также заступилась ещё одна известная советская невозвращенка — дочь Сталина Светлана Аллилуева.

— Конечно, он ничего этого не знал и даже не догадывался, какие страсти разгорелись вокруг его побега.

Полет

Как только Виктору Беленко удалось подняться на высоту порядка 6 тысяч метров, японские средства противовоздушной обороны его заметили. Однако связаться с ним японским военным не удалось, все дело в том, что рация МиГ-25 была настроена на другую частоту. Разумеется, для того чтобы перехватить неизвестного нарушителя, были подняты истребители, правда, они не понадобились, ведь когда они появились, Беленко снова пошел на снижение и пропал с радаров. Изначально Виктор Иванович планировал совершить посадку на авиабазе Титосе, однако сделать этого ему не удалось, причина банальна – не хватило топлива. Поэтому самолет Виктора Беленко приземлился на ближайшем аэродроме. Им оказался Хакодате – гражданский аэродром.

Японские гастроли

В начале осени 1976-го, злополучного для страны года, Виктор Беленко — командир истребителя-перехватчика, водительнебесного лиса»,несбиваемого МиГа» — взял курс на один из островов Японии. Он долго готовился к побегу, собирал сведения о моделях самолёта, которых не было в их части, интересовался военными разработками, потом рассчитал время и заправился топливом под завязку, чтобы пересечь океан.

Виктор Беленко

Когда его МиГ сошёл с радаров, в эскадрилье не сразу забили тревогу. Авиация — такое дело, могут быть форс-мажорные обстоятельства. Но когда радиоголоса сказали, что красный лётчик попросил политического убежища в США, всё встало на свои места.

Американцы прибыли на остров немедленно. Самолёт-легенда был разобран по винтику, детали изучены. Собрать МиГ обратно у военных экспертов не получилось, его так и вернули в Россию. К слову сказать, получив машину на блюдечке, американцы, по сообщениям СМИ, не нашли тех достоинств, которыми он славился. Наоборот, бросились в глаза недостатки: старая громоздкая электроника, неэкономичная силовая установка, тяжёлая конструкция из обычной стали. И как с такими изъянами он мог так волновать?

Японцы по-соседски выкатили счёт на 40 000 долларов за пользование своим аэродромом, но СССР неблагородно показал волшебный шиш.

Виктор Беленко и его МиГ на аэродроме Хакодате, 1976 год

Судьба Беленко ещё какое-то время интересовала американцев, он преподавал лётное дело в одном из учебных заведений. Но это его выбор, а мы вернёмся к нашему Миг‑25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector