Текущие и перспективные работы отдела см2-7
Содержание:
- Огнеметы в запас не уходят
- «Минога» заменит К-27
- Конкуренция с интеграцией
- Стратегическая ошибка
- Нанотехнологии в работе
- Предложения по совместным работам
- Мост для «Арматы»
- Авиационный кластер
- Методики, модели, алгоритмы математического моделирования входных сигналов бортовых радиолокационных систем различного назначения и РЛХ целей при самых общих условиях локации, отличительными особенностями которых являются:
- Кафедра СМ-5 Автономные информационные и управляющие системы (АИУС)
- Отдел СМ2-7 «Системы ближней локации»
- Регистратор мощных электромагнитных полей и сверхкороткоимпульсных сигналов
- ЧЛЕНЫ ОРГКОМИТЕТА:
- На заметку авиационной коллегии
Огнеметы в запас не уходят
В крытых павильонах и на открытых площадках представлены следующие образцы специальной техники войск РХБ защиты: тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, машины РХБ разведки, дымовая машина ТДА-3, контрольно-распределительный пункт для управления проведением специальной обработки КРПП-2, универсальная станция специальной обработки УССО и универсальная тепловая машина УТМ-80М.
Кроме того, предприятиями ОПК демонстрируются разработанные в инициативном порядке образцы средств РХБ защиты войск и населения.
На демонстрационной площадке № 1 КВЦ «Патриот» сформирована постоянно действующая экспозиция об истории развития войск РХБ защиты. Ее замысел основан на исторической хронологии и включает пять основных разделов, тренажерный огнеметный комплекс, интерактивные панели с информацией о войсках и истории создания и развития оружия массового поражения, а также лазерные проекции, посвященные тематике выставки.
«Минога» заменит К-27
На форуме «АРМИЯ-2020» было объявлено о заключении контрактов на модернизацию танков Т-80БВ и поставку БМП-3. Состоялась церемония вручения государственного контракта на капитальный ремонт с модернизацией танков Т-80БВ (с установкой прицела наводчика многоканального «Сосна-У» с дополнительной защитой) и государственного контракта на капитальный ремонт с модернизацией боевых разведывательных машин командирских БРМ-1К. А также на изготовление и поставку бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-Л и боевых машин пехоты БМП-3.
Серьезная работа проведена по закупкам ВВТ в воздушно-космической сфере. Минобороны России заключило контракты по боевым самолетам с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко и глава ОАК Юрий Слюсарь, в частности, подписали договор на поставку бомбардировщиков Су-34, истребителей Су-35 и Су-30СМ2 для Воздушно-космических сил (ВКС) России, истребителей Су-30СМ2 для Военно-морского флота (ВМФ), учебно-боевых самолетов Як-130 и тяжелых военных транспортников Ил-76МД-90А.
Объявлено о контракте на поставку легкого военного транспортника Ил-112В – первого военно-транспортного самолета, разработанного в России с нуля в постсоветский период. Он должен заменить устаревающий парк Ан-24 и Ан-26.
Фото: roscosmos.ru
Алексей Криворучко и Юрий Слюсарь подписали также контракт на сервисное обслуживание, восстановление исправности, продление ресурса и сроков службы пассажирских и транспортных самолетов типа Ил-18, Ил-62, Ил-96, Ан-2, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-30, Ан-72, Ан-140 и Ан-148 на 2020–2022 годы. Кроме того, МО РФ и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) договорились о поставках учебно-тренировочных самолетов DA-42T, предназначенных для первоначальной подготовки летного состава военно-транспортной и дальней авиации.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил о планах подписания новых контрактов на истребители Су-35 на сумму 70 миллиардов рублей. Речь о заказе 48 истребителей до 2024 года. Но еще в начале июня был подписан контракт с Минобороны на поставку около 20 бомбардировщиков Су-34 в течение трех лет. При этом остаются планы получить свыше 70 таких машин до 2027 года, часть из которых должна быть передана уже в модернизированном облике – Су-34М. Напомним: самолеты Су-34, Су-35, Су-30СМ2 предназначены для уничтожения всех воздушных, наземных и надводных целей вооружением класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Параллельно ведется работа по модернизации или замене уже устаревшей техники. Например, до сих пор хорошо справляется со своими задачами палубный вертолет Ка-27. Но он морально и физически устарел, поскольку разработан еще в СССР, а впервые поднялся в воздух аж в 1973 году – почти полвека назад. В связи с этим Минобороны России заказало разработку перспективного морского вертолета «Минога». Заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко и глава «Вертолетов России» Андрей Богинский подписали контракт на выполнение ОКР «Минога» по созданию многовариантного перспективного комплекса берегового и корабельного базирования.
Многоцелевой истребитель поколения «4+» су-30СМ. Фото: twitter.com
Новый вертолет предназначен для авиационного обеспечения боевых действий современного ВМФ России на любых ТВД, в том числе в «высоких широтах», и призван заменить противолодочные машины семейства Ка-27/Ка-29. По словам Богинского, в апреле 2019 года было завершено эскизно-техническое проектирование принципиально нового вертолета палубного базирования «Минога», создан его макет в натуральную величину.
МО РФ заключен договор и на поставку Ми-38, а также модернизированной версии самого тяжелого в мире вертолета Ми-26Т2В. Его грузоподъемность – 20 тонн. Он предназначен для перевозки грузов внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, десантников с личным оружием и снаряжением (82 человека), а также больных и раненых. Еще в 2019 году Минобороны намеревалось купить первую партию Ми-26Т2В из 10 машин, но тогда это не сложилось.
Немного удивило другое. Стремление руководства Минобороны к роскоши. Об этом говорит контракт на разработку и поставку VIP-вертолета в варианте «Салон» для перевозки руководящего состава военного ведомства. Хотя, казалось бы, военные люди привычны к суровым условиям службы и всегда готовы передвигаться в пространстве на «рабочих лошадках», а не в VIP-салонах. И уж тем более это никоим образом не относится к категории военной техники и оружия. Уместно ли тратить на это средства налогоплательщиков в пору экономического кризиса? Я уж не говорю о том, как к таким VIP-салонам отнесутся в боевых условиях рядовые офицеры.
Конкуренция с интеграцией
Пока же наблюдаем разобщенность в исследованиях и разработках, которые ведутся еще и при дефиците средств. В смежных отраслях схожие научные проблемы, но в каждой пытаются создать свой центр компетенций. Хотя гораздо эффективнее сделать межотраслевые.
Здоровая конкуренция нужна, но нельзя переманивать людей на более высокий заработок из одного места в другое. Это ничего конструктивного не даст. Сейчас в правительстве по поручению президента формулируется единая программа НИОКР. Что получится – покажет время. Но даже научно обоснованная и нацеленная на результат система управления созданием новых технологий сама собой не решит всех проблем развития промышленности. Выход – в межотраслевой интеграции, поиске возможностей применения новых технологий в нескольких областях со схожими требованиями к технологиям. Авиапром здесь выступает лидером, поскольку параметры физических процессов – экстремальные, уровни безопасности и экологичности – наиболее жесткие. Есть перспективы применения этих технологий на других направлениях – в транспортном и энергетическом машиностроении, там, где идут серьезные серийные тиражи. Тем самым затраты на прикладные исследования и разработки могут распределиться на эти объемы, что резко сократит издержки.
Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев, выступая на конференции «Управление созданием научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции-2017», отметил важность обсуждавшейся проблемы. По его словам, ряд вопросов требует дальнейшей проработки в экспертном сообществе
В первую очередь это касается расчета стоимости жизненного цикла. Бочкарев подчеркнул, что следует детальнее рассмотреть проблемы внедрения и практического использования новых подходов и методологий, обсудить и выработать эффективный типовой контракт жизненного цикла. Для разработки соответствующих стандартов будет создана рабочая группа при Научно-техническом совете Военно-промышленной комиссии РФ.
Стратегическая ошибка
“Есть перспективы применения промышленных авиационных технологий в других областях машиностроения, где серьезные серийные тиражи”
Новая технологическая революция на рубеже 2025–2030 годов приведет к созданию полностью электрического самолета. Задачи, которые будут решаться авиапромом, окажутся актуальны для всех. Поэтому, по мнению экспертов, необходимо выработать «дорожную карту», применимую и для железнодорожного транспорта, судостроения, других высокотехнологичных отраслей. Тогда мы сможем обеспечить концентрацию ресурсов и развитие центров компетенций, что особенно актуально при необходимости быстро наладить серийный выпуск продукции.
С такими же проблемами сталкивается Минобороны РФ при создании перспективных образцов ВВСТ. По словам начальника Управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов МО РФ Сергея Панкова, открытие ОКР по разработке высокотехнологичных образцов с незрелым заделом приводит к увеличению сроков их создания в 1,9 раза, повышает стоимость разработки в среднем на 40 процентов, а закупки финальных образцов – на 20 процентов по сравнению с первичной оценкой.
В связи с этим разработаны и утверждены нормативные правовые документы по формированию НТЗ (в ГПВ на период до 2025 года), Концепция создания НТЗ для перспективных вооружения и военной техники. «Эти документы позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее», – считает Панков.
Но стратегическая ошибка в том, что решение прикладных проблем нередко возлагается на занятые фундаментальной наукой институты. Есть основные направления, развивающиеся по своим законам, где особенные векторы развития и поиск. Поэтому заставлять академические институты воплощать эти знания в продукты, причем в увязке с такой развивающейся дисциплиной, как системная интеграция технологий, нереально. Необходимо четкое разделение. Целеполагание, направленное прежде всего на создание конечных продуктов и вообще процесс внедрения технологий, – это ответственность прикладников, а она, к сожалению, размазана. «Часть институтов акционирована, многие являются частными, – говорит генеральный директор НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» Андрей Дутов. – Напомню, что в советское время было 68 государственных научных центров, обслуживавших все значимые отрасли экономики. И сегодня надо четко определить роль прикладной науки и организаций промышленности на разных этапах жизненного цикла».
Разумеется, на стадии НИР основная роль принадлежит научным центрам. Но получение конкретного продукта, которое планируется с горизонтом в пять лет, – задача, связанная с организацией производства, ускорением ОКР. По мнению Дутова, промышленники должны участвовать в создании прогнозов, подсказывать состав продуктовых линеек, вести маркетинговые исследования и самое главное – честно говорить о своих возможностях, поскольку процесс реструктуризации, обновления мощностей достаточно сложный и долгий.
На первом этапе главенствующая роль все же принадлежит научным центрам. Лидер меняется только на стадии ОКР, после чего научные центры могут следить за тем, чтобы технологии были реализованы в полном объеме.
В то же время организации промышленности должны участвовать в формировании прогнозов и планов, а стратегия научно-технологического развития – согласовываться с политикой развития корпораций, их перспективными продуктовыми рядами.
Нанотехнологии в работе
Военное противоборство между государствами сегодня все активнее перетекает в сферу военной науки и военных технологий. На практике это означает непрерывно ускоряющееся наращивание ТТХ существующих и разработку перспективных образцов ВВСТ, обладающих качественно новыми характеристиками, концепциями построения и боевого применения.
По словам начальника Управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов МО РФ полковника Сергея Панкова, в таких областях, как лазерное и СВЧ-оружие, военная робототехника, гиперзвук, микросистемотехника, биотехнологии, информатика и нанотехнологии, ожидаются серьезные технологические прорывы, способные придать новый импульс развитию системы вооружения Вооруженных сил Российской Федерации.
На экспозиционном стенде УПМИ и СП демонстрируются результаты исследований и перспективные разработки в области гиперзвуковых средств поражения, робототехнических комплексов, беспилотных летательных аппаратов, а также систем и средств радиолокационного, навигационного обеспечения и государственного опознавания.
Беспилотная авиация представлена линейкой перспективных комплексов с БЛА различной дальности, предназначенных для ведения круглосуточной и всепогодной разведки (в том числе бортовыми радиолокационными средствами), поражения наземных и надводных объектов противника.
Предложения по совместным работам
- Исследования,
разработка и испытания систем измерения
параметров взаимного положения атакующей
ракеты и мишени. - Разработка
специализированного информационного
обеспечения полигонных испытаний
комплексов ЗУР. - Разработка устройств
формирования активных помех ММДВ. - Разработка устройств
и элементов систем со сверхкороткими
импульсами (длительностью менее 0,1 nc). - Исследования и
разработка узлов и компонентов бортовых
систем ЗУР:- Радиовзрывателей;
- Радиовысотомеров;
- Конформных антенн;
- Устройств обработки
и хранения информации; - Боевых частей.
- Разработка
специализированного программно-методического
обеспечения для оценки параметров и
характеристик объетов и радиолокационных
сцен. - Разработка методического
обеспечения для анализа эффективности ЗУР. - Выработка рекомендаций по снижению
заметности как объекта так и его
отдельных конструктивных элементов.
Предназначен для
управления работой устройств первичной
обработки широкополосных сигналов
перспективного измерительного
радиолокационного комплекса г. Твери
Мост для «Арматы»
Начальник инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенант Юрий Ставицкий подчеркнул, что развитие отечественных средств инженерного вооружения проводится с учетом поддержания паритета или обеспечения превосходства над зарубежными аналогами. Так, в 2019 году принято на снабжение Вооруженных сил РФ 14 перспективных средств инженерного вооружения. Например, новые буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО, предназначенные для моторизации понтонных парков, комплекты радиолокационных имитаторов движущейся колонны военной и специальной техники, новейшие миноискатели – ИМП-3, глубинный МГ-1И и комбинированный ППО-2И.
Продолжается работа и по созданию новых средств инженерного вооружения, отвечающих современным требованиям. В частности:
- инженерного многофункционального робототехнического комплекса разминирования тяжелого класса ИМРТК-РТ, предназначенного для проделывания проходов в противотанковых минных полях и сплошного разминирования местности от взрывоопасных предметов в режиме дистанционного управления;
- инженерного многофункционального робототехнического комплекса штурма и разграждения ИМРТК-ШР для обеспечения продвижения войск и выполнения инженерных работ в условиях огневого воздействия противника. В том числе для обеспечения продвижения инженерных штурмовых подразделений в условиях городских и промышленных застроек.
Для повышения мобильности войск создаются новые средства преодоления разрушений, препятствий и механизации земляных работ. Взамен инженерной машины разграждения ИМР-ЗМ и путепрокладчика БАТ-2 разработана и проходит государственные испытания универсальная бронированная инженерная машина УБИМ на узлах и агрегатах танка Т-72БЗ. Она оснащена боевым модулем для поражения живой силы и легкобронированной техники противника.
Взамен устаревших танковых мостоукладчиков ведутся работы по созданию нового – МТУ-2020. В отличие от состоящих на снабжении войск грузоподъемность его увеличена до 60 тонн, что обеспечит переправу в том числе и танков Т-14 «Армата».
На замену тяжелых механизированных мостов ТММ-ЗМ1 и ТММ-ЗМ2 разрабатывается тяжелый механизированный мост ТММ-7 с увеличенной длиной конструкции. В нем за счет применения современных легких композитных материалов увеличена длина пролетного строения до 16 метров, а увеличение высоты опоры до пяти метров позволит расширить возможности по глубине преодолеваемых преград.
Новая схема раскрытия моста, современное гидравлическое оборудование и повышение уровня автоматизации процесса сборки обеспечат сокращение времени оборудования мостовых переходов.
Авиационный кластер
Значительно расширена и обновлена выставочная часть авиационного кластера форума на аэродроме Кубинка, где представлена широкая линейка продукции авиационной промышленности: от ретро до самых современных и перспективных образцов авиационного вооружения и техники. Предусмотрены специализированные экспозиции военно-транспортной авиации, дальней авиации, вертолетной техники, авиации специального назначения, беспилотной авиации, ретроавиатехники.
Как сказал заместитель главкома ВКС генерал-лейтенант Андрей Юдин, значительно расширена и обновлена выставочная часть авиационного кластера форума на аэродроме Кубинка, в рамках которой ВКС России, АО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Вертолеты России» и другие предприятия промышленности представили специализированные экспозиции. На них – перспективная, современная и историческая авиационная техника, беспилотная авиация, авиационные компоненты и вооружение.
В соответствии с замыслом авиационного кластера предусматривается проведение мероприятий:
- экспозиция более 70 натурных образцов авиационной техники по типам авиации на открытой площадке;
- научно-деловая и образовательные программы;
- демонстрационные полеты;
- летная программа для широкой публики;
- мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В общей программе показа, несомненно, будут участвовать авиационные группы высшего пилотажа Воздушно-космических сил – «Русские витязи», «Стрижи», «Беркуты». Планируется и одиночный пилотаж, в том числе на самолетах, которые до этого не были задействованы в динамическом показе.
Впервые будут продемонстрированы возможности ВВСТ на полигоне Ашулук, а также значительно расширена и обновлена выставочная часть авиационного кластера, посвященного перспективной технике, предназначенной для замены текущего парка самолетов военно-транспортной авиации: Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-124, Ту-134, Ту-154 и обновления парка транспортных вертолетов.
И все же приходится, к сожалению, констатировать: за последние годы у нас практически ничего нового в военной авиатехнике не появилось. А то, что есть, находится в стадии доработки, как тот же перспективный самолет Су-57. И это результат общего отношения политического руководства страны в целом к авиации России, которая с 90-х годов переживает нелучшие времена. Поэтому практически все, на чем сегодня приходится летать, создавалось или проектировалось еще в Советском Союзе. Так что похвастать тут особо, пожалуй, нечем.
Методики, модели, алгоритмы математического моделирования входных сигналов бортовых радиолокационных систем различного назначения и РЛХ целей при самых общих условиях локации, отличительными особенностями которых являются:
- диапазон частот: 0,1 .. 220 ГГц;
- зондирующий сигнал – радиолокационный Фурье-сигнал;
- дальность до цели не менее 0,5 м. (вся волновая зона);
- произвольная поляризация, с учетом направленных свойств антенн;
- тип локации: моностатическая или бистатическая;
- произвольный характер траектории сближения (для расчета сигналов);
- частотный и временной подход подход к анализу РЛХ и эхо-сигналов;
- погрешность моделирования не хуже 3 дБ (по стандартизованным измерениям);
- произвольная форма функций направленности антенн.
Особенности:
- Учет дифракции на острых кромках объекта и взаимных переотражений радиоволн на элементах конструкции цели;
- Учет рассеивающих свойств многослойных радиопоглощающих материалов и композитов с известными параметрами;
- Учет сферичности волновых фронтов в пределах объекта локации (локация в “ближней” зоне);
- Модели рассеяния радиоволн на совокупности объектов локации на фоне мешающих образований естественного и антропогенного характера (радиолокационной сцене);
- Полный учет эффекта Доплера, обусловленный взаимным движением РЛС и цели.
Кафедра СМ-5 Автономные информационные и управляющие системы (АИУС)
готовит специалистов в области исследования, системотехнического и схемотехнического проектирования и конструирования АИУС
АИУС выполняет:
- обнаружение, распознавание и пеленгацию объектов;
- оценку параметров движения объектов локации (поражения);
- анализ входных воздействий в виде полей различной физической природы;
- обработку информации на основе оптимальных (рациональных) алгоритмов в условиях дефицита времени;
- формирование управляющих команд на исполнительные устройства.
АИУС применяется:
в бортовых информационных системах при решении задач управления средствами поражения различных целей, стыковки и посадки космических аппаратов, десантирования военной техники, освоения континентального шельфа, охраны объектов различного назначения, управления сложными технологическими процессами, медицинской диагностики и др. системах и объектах.
Подготовка по трём специализациям:
- Локационные АИУС — Отдел СМ2-7 НИИСМ МГТУ им. Н.Э. Баумана
- Обработка сигналов в АИУС — Отдел СМ2-2 НИИСМ МГТУ им. Н.Э. Баумана
- Автономные мехатронные системы управления.
Проводит исследования в области:
- радиофизики, локации, навигации, связи и управления;
- теории удара;
- информационных систем;
- теории и методов принятия решений.
Отдел СМ2-7 «Системы ближней локации»
№ | Наименование | Заказчик | Сроки | Участие студентов |
1 |
НИР «Исследование вопросов создания средств пространственно-временной привязки измерительных мобильных пунктов …» |
УПМИ и СП |
2007-2010 |
2 аспиранта2 студента |
2 |
НИР «Ханка» «Исследование путей создания бортовых радиолокационных информационных систем …» |
ОАО КБ «Аметист» МО РФ | 2007-2011 | 2 аспиранта2 студента |
3 |
НИР «Исследования путей создания скрытных радиолокационных систем …» |
СПП при Президиуме РАН | 2007-2009 | 2 аспиранта2 студента |
4 |
НИР «Поисковые исследования по разработке методов и алгоритмов автоматического обнаружения и сопровождения объектов …» |
СПП при Президиуме РАН | 2007-2009 | 2 аспиранта2 студента |
5 |
«Разработка методов исследований и технических решений по созданию радиолокационных датчиков ближнего действия субмиллиметрового и терагерцового диапазона …» |
Мин-во Образования и Науки | 2009-2010 | 2аспиранта2 студента |
Участие студентов: 6
Регистратор мощных электромагнитных полей и сверхкороткоимпульсных сигналов
ОКР «ПУСТОТА-УО СПИ», 2010 г., заказчик ФГУП «СНПО «Элерон»
- Режим функционирования – необслуживаемый
- Работа без выдачи сигналов при грозовых электромагнитных воздействиях;
- Обнаружение с вероятностью не менее 0,95 преднамеренных электромагнитных воздействий (ЭМВ) в виде последовательности СКИ-сигналов с произвольной поляризацией с длительностью первого полупериода импульсов 0,1…1 нс, частотой максимума спектральной плотности сигнала 0,2…3 ГГц, частотой повторения импульсов – от одиночного импульса до 1 кГц и напряженностью электрического поля 0,01…12 кВ/м при размещении приемных антенн вблизи центра контролируемой зоны и 0,1…120 кВ/м при размещении приемных антенн на периметре контролируемой зоны
- Обнаружение с вероятностью не менее 0,95 преднамеренных ЭМВ в виде последовательности СКИ-сигналов с длительностью импульсов 2…5 нс, частотой максимума спектральной плотности сигнала 0,1…1 ГГц, частотой повторения импульсов от одиночного импульса до 1 кГц и напряженности электрического поля 0,01…12 кВ/м (при размещении приемных антенн вблизи центра контролируемой зоны) и 0,1…120 кВ/м при размещении приемных антенн на периметре контролируемой зоны;
- Обнаружение с вероятностью не менее 0,95 преднамеренных ЭМВ в виде последовательности СВЧ-импульсов длительностью 0,3…30 мкс, с несущей частотой в диапазоне 0,3…3 ГГц, частотой повторения импульсов от одиночного импульса до 1 кГц и импульсной плотностью потока энергии 0,1…400 Вт/см2 при размещении приемных антенн на периметре контролируемой зоны
ЧЛЕНЫ ОРГКОМИТЕТА:
Алфимов С.М. – ответственный секретарь научно-технического
совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации;
Апполонов Е.М. – генеральный директор АО «ЦКБ «Лазурит»;
Буренок В.М. – президент
Российской академии ракетных и артиллерийских наук;
Буров Д.В. – ректор
ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского»;
Вельтищев В.В. – заведующий
кафедрой «Подводные роботы и аппараты» МГТУ им.Н.Э.Баумана;
Гончаров А.М. — начальник Главного управления
научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения
передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской
Федерации;
Григорьев
А.И. ‑ генеральный директор Фонда перспективных исследований;
Гурджи А И. – первый заместитель генерального директора — главный
конструктор АО «Научно-исследовательский инженерный институт»;
Денисов
И.И. – заместитель генерального директора — руководитель направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований;
Качанов С.А. – заведующий кафедрой «Высокие технологии в обеспечении
жизнедеятельности» ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт
(национальный исследовательский университет)»;
Кононов
А.Ф. ‑ руководитель приоритетного технологического направления по
технологиям РТК (главный технолог РТК);
Королев И.О. – заместитель
командующего по вооружению Тихоокеанского флота;
Кутахов
В.П. – директор проектного комплекса «Роботизированные авиационные
системы» ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е.Жуковского»;
Лопота
А.В. – директор-главный конструктор ГНЦ РФ «Центральный
научно-исследовательский и опытно конструкторский институт робототехники и
технической кибернетики»;
Михайлов
Ю.М. – председатель научно-технического совета Военно-промышленной
комиссии Российской Федерации, заместитель председателя коллегии
Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, академик РАН;
Мошков В.Б. – заместитель начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России;
Нагоев
З.В. – председатель Кабардино-Балкарского научного центра РАН;
Пешехонов В.Г. – генеральный директор АО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор», академик РАН;
Пузийчук С.И. – начальник центра НИИСТ ФКУ
«Научно-производственное объединение «Специальная техника и
связь» МВД России;
Рахманов
А.А. – председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии
по военной науке и технике;
Ронжин А.Л. – директор Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН;
Рулевский В.М. – ректор
ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»;
Савченко О.В. – генеральный директор ФГУП «Крыловский
государственный научный центр»;
Себряков
Г.Г. – начальник подразделения ФГУП «ГосНИИ авиационных систем», член-корр.
РАН;
Суров А.Б. – заместитель директора по морским технологиям ООО «НПП «Новые технологии телекоммуникаций»»;
Сычков В.Б. – руководитель
Сибирского отделения Фонда перспективных исследований;
Хорошев В.Г. – заместитель генерального директора по кораблестроению и судостроению, ядерной и радиационной безопасности ФГУП «Крыловский государственный научный центр»;
Цыганов
Д.И. – заместитель директора Департамента инноваций и
перспективных исследований Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации;
Черников
С.Г. – заместитель генерального директора АО «НИИ автоматической
аппаратуры им. В.С. Семенихина»;
Чукин М.В. ‑ ректор
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.
Носова»;
Шмырин Е.В. – начальник Управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов Минобороны России;
Щербатюк А.Ф. – директор
Института морских технологий ДВО РАН, член-корр. РАН;
Элькин Г.И ‑ первый
заместитель генерального директора-генеральный конструктор по АСУ и связи ВС РФ АО «Объединенная
приборостроительная корпорация»;
Юсупов
Р.М. – руководитель научного направления Санкт-Петербургского
института информатики и автоматизации РАН, член-корр.
РАН.
На заметку авиационной коллегии
В системе прогнозирования и стратегического планирования реализуются формирование требований к перспективным технологиям (форсайт спроса), оценка возможностей технологического развития, ряд других направлений. На примере Минобороны РФ видно, как хочется получить объект с высокими характеристиками, универсальный, но это не всегда выходит. В некоторых случаях надо быстро переходить на выпуск новых образцов ВВСТ, а не модернизировать старое.
Китай отстает от нас по некоторым технологическим параметрам на три – пять лет. Но способен догнать. Поэтому продукт должен быть принципиально новым – как минимум на 10–15 процентов лучше предыдущего либо сделан быстрее на три – пять лет.
В авиастроении важнейшие НИР принципиально новых технологий сегодня, как полагают эксперты, с точки зрения образцов завершены. По сути идет глубокая модернизация прежних заделов. Почему никто серьезно не вкладывается в разработку новых? Все ждут технологической революции 2025–2030 годов, чтобы создавать уже принципиально иные образцы продукции.
При прогнозировании крайне важно использовать методики оценки влияния новых технологий на параметры перспективных изделий различных классов и назначений. После чего моделируется их использование в составе парка Вооруженных Сил, рассчитывается уровень характеристик, достижимый не в лабораторных условиях или проекте, а в производстве и эксплуатации
Создана и начала работать Авиационная коллегия при правительстве РФ. Ее основные рабочие группы возглавят эксплуатанты. Чем важен такой подход? Чтобы получить не отдельные характеристики и облик изделий, а конечный результат. Скажем, из-за низкой серийности нашей авиатехники ее послепродажное обслуживание экономически нецелесообразно. Выпущено 87 самолетов «Сухой Суперджет 100«. Это не та серия, при которой производство запчастей может быть отдельным бизнесом. К тому же, как недавно стало известно, машина требует доработок. Сколько же еще потребуется вложить в нее средств после стольких лет создания? Авиационная коллегия при правительстве РФ должна ответить и на этот вопрос.
Технологии, отобранные по итогам проблемно ориентированных НИР, надо развивать в составе комплексных проектов. Назначение этого этапа – системная интеграция. Создается комплекс согласованных между собой новых технологий, разрабатываются продукты, имеющие общую технологическую основу. Речь о междисциплинарности и межотраслевой синергии, направленных на увеличение серийности. Для России это основная проблема. Получаем продукт, имеющий значительную серию. Он становится драйвером и катализатором продвижения самого проекта.
«Сама система управления не связана с тем, что кто-то более умный сидит и рулит этим процессом, – отмечает Андрей Дутов
– Важно понимать, что это основа для работы научно-технических советов, которые есть на уровне лаборатории, отделения, института, каких-то более крупных объединений. На сегодня мы четко понимаем, что именно такая система оценки технологий и развития приводит к полному взаимопониманию в правительстве с контрольными и надзорными органами, что мы идем к правильным целям»