Ту-16

Характеристики и область применения


Технические характеристики провода ПУНП

Перед использованием изделия важно ознакомиться с его техническими характеристиками:

  • Максимально выдерживаемое напряжение – 250 Вольт.
  • Частота тока – 50 Гц.
  • Диапазон допустимых температур – от -15 до +50 градусов.
  • Максимальная температура поверхностного нагрева покрытия – до 70 градусов.
  • Гарантированный срок службы – до 30-ти лет.

Из приведенного списка следует, что этот вид продукции к универсальным изделиям отнести нельзя даже при большом желании. Провод ПУНП допускается применять в ограниченном диапазоне температур и напряжений, что подходит только для однофазных сетей бытового назначения. В 90-х годах прошлого века сфера его использования ограничивалась монтажом розеток и приборов освещения, не более. Прокладывать его разрешалось только в кабельных каналах или в трубах типа «гофра». Это объясняется тем, что у ПУНП полностью отсутствует какая-либо защита, а его гибкость и мягкость лишь повышают вероятность механических повреждений. Именно поэтому области, в которых удается применить это изделие, очень ограничены.

На вооружении

Состоит на вооружении

  • КНР:

    • ВВС КНР — 120 H-6 (китайская лицензионная копия Ту-16), по состоянию на 2012 год
    • ВМФ Китая — 14 H-6 и 26 H-6DU, по состоянию на 2012 год

Состоял на вооружении

  • СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году. Бомбардировщики Ту-16 остались в следующих странах образовавшихся после распада СССР:

    • Россия — порядка половины Ту-16 после распада СССР осталась в России, но уже к 1995 году бомбардировщики этого типа были сняты с вооружения.
    • Украина — после подписания Беловежских соглашений Украина получила 121 самолёт. К концу 1993 года летало 19, на консервации находилось 49. Сняты с вооружения в середине 1990-х
    • Белоруссия — получила 18 машин. Сняты с вооружения в середине 1990-х
    • Грузия — сняты с вооружения в середине 1990-х
    • Азербайджан — сняты с вооружения в середине 1990-х
    • Армения — сняты с вооружения в середине 1990-х
  • Египет
  • Индонезия
  • Ирак

Ту-16 — видео

https://youtube.com/watch?v=oz9gk172avg

Рассматривались различные варианты компоновки самолета. Среди них был проект, предложенный А.А. Туполевым — сыном главного конструктора, с двумя двигателями, прижатыми к фюзеляжу. После предварительных оценок А.Н. Туполев выходит в правительство с предложением по самолету «88», гарантируя получение лучших характеристик, чем у Ил-46. А.Н. Туполев каждое утро приходил в бригаду С.М.Егера, где шла окончательная компоновка самолета, знакомился с состоянием дел, вносил изменения и направлялся в макетный цех.

Главным конструктором по этому Ту-16 был назначен Д.С. Марков. Размещение двигателей в корне крыла позволяло снизить сопротивление интерференции в зоне стыка крыла с фюзеляжем. Чтобы газовые струи не попадали на фюзеляж, двигатели развернули — установили их под углом к плоскости симметрии самолета. В фюзеляже самолета были расположены две гермокабины с катапультными креслами. Вместительный грузоотсек располагался за задним лонжероном центроплана и был окружен мощными продольными бимсами. Оборонительное вооружение состояло из семи пушек АМ-23, одна неподвижная на правом борту носовой части фюзеляжа, по две наверху, внизу и в кормовой установке.

Модификации Ту-16

Ту-16А — самолет-носитель атомного оружия;

Ту-16Р — самолет-разведчик;

Ту-16 «3» — самолет-заправщик с системой крыльевой дозаправки; Ту-16КС — самолет-ракетоносец для двух самолетов-снарядов КС-1; Ту-16К-10 — самолет-ракетоносец, носитель самолета-снаряда К-ЮС; Ту-16К-16 — самолет-ракетоносец, носитель крылатых ракет КСР-2; Ту-16К-26 — самолет-ракетоносец, носитель крылатых ракет КСР-5; Ту-16 «Елка» — самолет-постановщик помех;

Ту-16 «Циклон» — самолет для гидрометеорологических исследований;

Ту-16С «Фрегат» — самолет-спасатель со спасательной лодкой.

Бывшие операторы

Текущие операторы Та-16 / H-6 в ярко – красном, бывшие операторы в темно – красном

 Армения

Армянский ВВС  : 30 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.

 Азербайджан

Азербайджан ВВС  : 10 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.

 Беларусь

Беларусь ВВС  : 18 самолетов унаследовали от падения Советского Союза, из эксплуатации к 1995 году.

 Китайская Народная Республика
  • Народно-освободительной армии ВВС  : Несколько Ту-16s были приобретены в 1959 году; тип был затем построен по лицензии как Xian H-6
  • Народно-освободительной армии флота ВВС
 Египет

Египетская ВВС  : Управляемая Ту-16KS, Ту-16Т, Ту-16KSR-2-11, и Ту-16R. Кроме того, действие H-6. Последний вышел в отставку в 2000 году.

 Грузия

Грузинская ВВС  : 20 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.

 Индонезия

Индонезийская ВВС (TNI-AU): 26 Тех-16KS-1 приобрела в 1961 году Используется при подготовке операции Трикора в 1962 году, будучи захватом Западной Новой Гвинеи из Нидерландов (ныне Папуа и Папуа Барат). Они также планируется использовать для нападения на носитель класса самолетов Colossus , HNLMS Доорман . Все они были основаны на базе ВВС Iswahjudi, Madiun, Восточная Ява, и были основаны в 1969 году выведен из эксплуатации в 1970 году.

 Ирак

ВВС Ирака  : 8 х Ту-16 и 6 х Ту-16KSR-2-11. Кроме того, работает 4 B-6D (Н-6D) . Все , кроме одного B-6D уничтоженного в операции Буря в пустыне в 1991 году Оставшийся B-6D был разрушен в 2003 году.

 Россия
  • ВВС России  : Многие самолеты в наследство от Советского Союза. Из службы к 1993 году.
  • Морская авиация России
 Советский Союз
  • Советские ВВС (переданы государств – преемников)
  • Советский военно – морская авиация (передано государства – правопреемников)
 Украина

Украинских ВВС  : 121 самолетов в наследство от СССР. Все отставка от службы.

Описание конструкции

Самолёт представляет собой моноплан. В конструкции Ту-16 используются алюминиевые сплавы, магниевые сплавы, стеклотекстолит. Обшивка в районе верхней турели сделана из нержавеющей стали.

Компоновка самолета Ту-16

1. Передняя пушка МР-23 калибра 23 мм, боезапас — 100 снарядов
2. Штурман
3. 2 летчика
4. Стрелок-оператор радиолокатора
5. Бак для горючего
6. Установка с 2 пушками МР-23 калибра 23 мм, боезапас — 250 снарядов на пушку
7. Стрелок
8. Антенна радиолокационного прицела «Аргон»
9. Передняя герметическая кабина
10. Антенна радиолокатора
11. Переднее шасси
12. Аэрофотоаппарат АФА-33/75 для перспективной съемки
13. Аэрофотоаппарат АФА-33/100
14. Баки для горючего
15. Бомбовый отсек
16. Подвесной бак для горючего(может быть подвешен при загрузке бомб 2000-5000 кг)
17. Баки для горючего
18. Стрелок-радист
19. Задняя герметическая кабина
20. Кормовая установка с 2 пушками МР-23 калибра 23 мм, боезапас — 300 снарядов на пушку

Крыло и оперение

Крыло являлось одним из успехов конструкторской мысли. Уникальность его была в там, что оно мало деформировалось в полёте. Само крыло было в виде стрелы и располагалось в середине самолёта. Также в районе двигателей были установлены силовые рамы, для предотвращения повреждения фюзеляжа. Крыло снабжено однощелевыми закрылками.

Шасси

Шасси состояло из передней ноги, которое было снабжено механизмом поворота колёс, а также двух главных ног и хвостовой-предохранительной. При взлёте основные стойки шасси убирались в специальные гондолы за вторым лонжероном крыла. Ещё хочется отметить, что в качестве противоколебательного элемента, было применено спаривание колёс на одну ось.

Силовая установка

Серийные машины оборудовались 2-мя ТРД РД-3М или РД-3М-500. Общая тяга составляла 2× 9650 кгс, если использовался чрезвычайный режим, то 2х 10650.

Вооружение и оборудование

Бомбардировщик Ту-16А мог нести до 9 тонн в отсеке оружия. В модификации Ту-16-К-10-26 присутствовали 2 ракеты КСР-5 и одна ракета К-10С. Боевая нагрузка в таком варианте составляла 12000 кг. Все машины оснащались пушечным вооружением, а также ракетным. Чаще всего была одна ракета «воздух-поверхность» и две ракеты на внешне подвеске. Сами боеголовки могли быть обычного или ядерного типа.

Модификации

Основными модификациями можно выделить следующие разработки:

  • Ту-16 — первая серийная модификция
  • Ту-16А — бомбардировщик с ядерным вооружением
  • Ту-16Б — модификация с более улучшенным двигателем ТРД М-16-15
  • Ту-16К — самолёт с ракетно-бомбовым вооружением
  • Ту-16КС — ракетоносец с КС-1
  • Ту-16КСР — ракетоносец с КСР и КСР-2
  • Ту-16К-10 — носитель управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС «ЕН». Серийно выпускался с 1959 года.
  • Ту-16КРМ — самолёт-носителей беспилотных мишеней
  • Ту-16Т — торпедоносец
  • Ту-16Р — разведчик
  • Ту-16РМ — разведчик-целеуказатель для ВМС
  • Ту-16П — самолёт РЭП
  • Ту-16Е — самолёт РЭП
  • Ту-16-3 — самолёт-заправщик, использовал крыльевой метод заправки
  • Ту-16Н — самолёт-заправщик, использовал метод шланг-конус
  • Ту-16С — морской поисково-спасательный самолёт
  • Ту-16Г — почтовый самолёт
  • Ту-16 Циклон — разведчик, предназначавшийся для наблюдения за погодой

Также, конструктора создавали новые модификация, опираясь на основные разработки, улучшая те или иные показатели самолёта.

История ТУ-16

Разработка ТУ-16 началась в ОКБ Туполева в 1948 году. Существовавший на тот момент дальний бомбардировщик ТУ- 4 был копией американского Boeing B-29 Superfortress, но в то время уже было ясно что будущее за самолетами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями.

Конструкторскому бюро Туполева были выданы технические задания на разработку самолета с такими характеристиками:

  • дальность полета — 3000 км;
  • крейсерская скорость — околозвуковая;
  • бомбовая нагрузка — 3–7 тонн.

Однако, на то время не было подходящего двигателя. КБ Туполева уже имело наработки, которые были прототипами ТУ-16. Например, «82» с двумя реактивными двигателями — первый фронтовой бомбардировщик. Эта машина не была принят на вооружение из-за того, что была конкуренция с конструкторским бюро Ильюшина и приняли другой самолет — ИЛ-28. Разработка ТУ-16 начатая в 1948 году, была выполнена на основе модели «86», и закончилась к середине 1949 года.

В нише передней пушки стояла аппаратура системы Рица

Его характеристики:

  • Дальность полета – 4000 км;
  • Скорость на высоте 6 км — 980 км/4.

В то время СССР проводил ядерные испытания и к разрабатываемым бомбардировщикам предъявлялись новые требования. Они должны быть в состоянии доставить ядерный боеприпас к своей цели, с учетом его веса, превышающего пять тонн. Самолет должен летать на такие же расстояния, как и ТУ-4, летать в два раза быстрее и иметь в своей конструкции защиту от воздействия ядерного оружия как экипажа, так и всей конструкции.

Конструкторское бюро Туполева провело исследования и выяснило, что такой лайнер может быть разработан на основе проекта «86» путем увеличения массы изделия и тяги двигателей в полтора-два раза. Нужные для создания полноценного скоростного реактивного носителя были перенесены на проект «88», который впоследствии стал бомбардировщиком Ту-16, а его эскиз был окончательно утвержден в 1951 году.

Одним из преимуществ по сравнению с аналогичными американскими моделями того времени, B-47 и B-52, бала конструкция крыла, которая выполнялась более жесткой и тяжелой, мало деформировалась, обеспечивала его выносливость в условиях эксплуатации.

После утверждения эскизного проекта было проведено несколько доработок для улучшения защиты самолета от ядерного воздействия и для облегчения его конструкции. В мае 1953 года машина была принята на вооружение, и начался ее серийный выпуск.

Серийное производство бомбардировщика происходило в течение 10 лет на трех авиазаводах:

  • Казанском;
  • Куйбышевском авиазаводе №1;
  • Воронежском.

За это время конструкция самолета неоднократно дорабатывалась, было построено более 50 модификаций самолета.

ТУ-16 стал первым серийным дальним носителем ядерного оружия, эксплуатировался вплоть до 1994 года. На его основе были созданы последующие тяжелые и скоростные боевые машины. Одна из моделей ТУ-16 и сейчас эксплуатируется в Китае.

Конструкция Ту-16

По компоновке самолет Ту-16 – моноплан, который имеет стреловидное среднерасположенное крыло. В состав силовой установки входят два двигатели АМ-3, общей тягой 8750 кг. С 1958 г. устанавливались авиамоторы РД-3М с тягой 9520 кг, которые размещались в мотогондолах по бокам фюзеляжа.

Фюзеляж Ту-16 имеет сигарообразную форму с круглым сечением в носовой части и овальным – ближе к корме. Он технологически разбит на 6 отсеков и включает в себя фонарь, переднюю гермокабину, центроплан, отсек вооружения, задний технический отсек и гермокабину.

Крыло самолета кессонного типа, двухлонжеронное, в районе моторов размещены силовые расы.

В конструкции применяются алюминиевые сплавы В-95, АК-6, АК-8, стеклотекстолит и магниевые сплавы. Обшивка самолета и стекатели газов выполнены из нержавеющей стали.

В состав топливной системы входят 10 групп баков, общая емкость которых – 43 800 литров топлива. Как пусковое топливо в турбостартерах двигателей применялся бензин Б-70. Топливные насосы центробежного типа. Система оснащена автоматикой расхода и емкостными топливомерами. Централизованной системы заправки не было. Каждый из 27 баков заправляли отдельно с применением раздаточного пистолета.

На самолете установлена безбустерная классическая система управления, сдвоенная с механической проводкой. Управление по крену проводилось за счет элеронов, по тангажу – рулем высоты, курсовое – рулем направления. В конструкции применен непереставной стабилизатор. Снятие загрузок выполнялось за счет триммеров с дублирующей тросовой проводкой и электроприводом. В проводку управления входили рулевые электрические машинки. Однощелевые закрылки также оснащены электроприводом.

На самолете применена трехопорная конструкция шасси, имеющая носовую стойку и пару колес. Убирание передней стойки осуществляется в нишу передней ноги, основных стоек – в гондолы шасси.

Колодочные камерные тормоза приводятся в действие элементами гидросистемы, имеют привод от педалей управления и антиюзовую автоматику. Во избежание повреждений носовой части во время грубой посадки выпускается дополнительная кормовая опора. Уменьшение пробега на посадке Ту-16 осуществляется за счет парашютной тормозной системы ПТ-16, которая имеет два тормозных парашюта. Парашютный контейнер фиксируется под хвостовой частью фюзеляжа. Выпуск тормозных парашютов выполняется пиропатронами ПП-3. За выпуск и уборку стоек шасси отвечает гидравлическая система.

В состав самолета входят две гидросистемы, которые работают на гидравлическом масле АМГ-10 и оснащены насосными электроприводными станциями. Одна из систем – основная, вторая – дублирующая. Ее предназначение – это привод створок грузового люка, шасси, тормозов, балочного фюзеляжного держателя. Также за счет гидросистемы выполняется привод стеклоочистителей кабины экипажа и разворот передних колес, которые управляются с рабочего места летчика от штурвальчика.

Ту-16 характеристики:

Модификация   Ту-16
Размах крыльев, м   33.0
Длина, м   34.8
Высота, м   10.4
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг  
  пустого самолета   37200
  нормальная взлетная   72000
  максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч  
  максимальная   1050
  крейсерская   850
Перегоночная дальность, км   7200
Дальность полета, км   5925
Боевой радиус действия, км   3150
Практический потолок, м   12300
Экипаж, чел   6
Вооружение:  семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
 Боевая нагрузка — 9000 кг в отсеке оружия
 Бомбы до ФАБ-9000

Бывшие операторы


Текущие операторы Ту-16 / Н-6 выделены ярко-красным цветом, бывшие операторы — темно-красным.

 Армения

Армянские ВВС : 30 самолетов, доставшихся в наследство от Советского Союза. К 1995 году выведен из эксплуатации.

 Азербайджан

Военно-воздушные силы Азербайджана : 10 самолетов доставлены в наследство от Советского Союза. К 1995 году выведен из эксплуатации.

 Беларусь

Военно-воздушные силы Беларуси : 18 самолетов, унаследованных после распада Советского Союза, выведены из эксплуатации к 1995 году.

 Китай

ВВС Народно-освободительной армии : в 1959 году было приобретено несколько Ту-16; этот тип был затем построен по лицензии как Xian H-6 .

 Египет

ВВС Египта : Эксплуатируются Ту-16КС, Ту-16Т, Ту-16КСР-2-11 и Ту-16Р. Также эксплуатировался H-6. Последний раз ушел в отставку в 2000 году. К 1966 году 65-я авиагруппа с основной базой на авиабазе Западный Каир имела в своем составе три эскадрильи Ту-16: 34-ю и 36-ю эскадрильи с вариантами бомбардировщиков и 95-ю эскадрилью, оснащенную Ту-16. -16КС », который мог нести ракеты класса« воздух-поверхность » AS-1 Kennel .

 Грузия

Военно-воздушные силы Грузии : 20 самолетов доставлены в наследство от Советского Союза. К 1995 году выведен из эксплуатации.

 Индонезия

Ту-16КС-1 ВВС Индонезии 1625 в музее Диргантара Мандала

Военно-воздушные силы Индонезии (TNI-AU): 26 Ту-16КС-1, приобретенные в 1961 году. Использовались во время подготовки операции «Трикора» в 1962 году при захвате Западной Новой Гвинеи у Нидерландов (ныне Папуа и Папуа Барат). Они также планируется использовать для нападения на носитель класса самолетов Colossus , HNLMS Доорман . Все они базировались на базе ВВС Исваджуди , Мадиун, Восточная Ява, и были спущены на воду в 1969 году. Списаны с вооружения в 1970 году.

 Ирак

ВВС Ирака : 8 Ту-16 и 6 Ту-16КСР-2-11. Также эксплуатировались 4 Б-6Д (H-6D) . Один B-6D был сбит во время ирано-иракской войны. Два из них были уничтожены в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году.

 Россия
  • ВВС России
  • Российская морская авиация
 Советский Союз
  • Советские ВВС (переданы государствам-преемникам)
  • Советская военно-морская авиация (передана государствам-правопреемникам)
 Украина

ВВС Украины : 121 самолет унаследован от СССР. Все уволены со службы.

Конструкция Ту-95

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.

Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.

Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.

Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.

Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.

На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.

Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.

Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.

В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.

Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.

Ту-95 (Ту-20) – стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).

Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.

Ту-95 фото

Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.

Ту-95 кабина

Тактико-технические характеристики Ту-95:

  • Размах крыла, м    51

  • Длина самолета, м    49

  • Высота, м  13

  • Площадь крыла, м2    310

  • Стреловидность крыла    35°

  • Скорость полета максимальная, км/ч 1000

  • Скорость рейсовая, км/ч    900

  • Стартовая масса, кг    160 000

  • Практический потолок, м     17 000

  • Дальность полета, км    15 000

Ту-95 схема

Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»

На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.

Ту-16 встает на крыло

За создание новой машины отвечал заместитель Андрея Туполева опытный авиаконструктор Дмитрий Марков. 27 апреля 1952 года на подмосковном аэродроме в Жуковском опытный самолет «88-1» впервые оторвался от взлетной полосы и выполнил первый полет продолжительностью 12 минут. Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Бессонов потом вспоминал: «В этот день на аэродром приехало много высоких гостей во главе с министром авиационной промышленности Петром Дементьевым. Было очевидно, что событие предстояло значительное. Машин, подобных Ту-16, в мире не было тогда. В тот день погода долго не позволяла экипажу летчика-испытателя Николая Рыбко сделать первый вылет. Высокие гости ходили около машины и время от времени спрашивали у Туполева: «Когда полетим?» Поначалу Андрей Николаевич отмалчивался, а потом ответил: «Ну что вы ко мне подходите? Вон к кому подходите!» – и указал на Рыбко. Туполев считал, что летчик и только летчик мог в такой ситуации сказать, приемлема ли та или иная погода для столь ответственной работы».

Заводские испытания прототипа Ту-16 продолжались в течение полугода, всего было выполнено 46 полетов. В ходе испытаний была достигнута скорость 1020 км/ч и дальность 6050 километров, что было выше заданных параметров.

Еще на этапе разработок прочнисты и конструкторы перестраховались, взлетная масса «88-1» была увеличена более чем на 10 тонн, что потребовало от ОКБ А.Н. Туполева заранее провести необходимую работу по облегчению самолета. Это было сделано на втором экземпляре самолета − дублере под индексом «88-2». Но сам факт того, что еще до окончания государственных испытаний самолет был одобрен для серийного производства, говорит о высоком качестве машины.

Для организации производства пришлось значительно перестроить казанский авиационный завод №22. Применялись новые методы и технологии. Например, был внедрен математический метод построения кривых и поверхностей, который сэкономил много сил и времени. Все наработки, реализованные в Казани, позже были перенесены в два других центра производства нового самолета − завод №1 в Куйбышеве и завод №64 в Воронеже. В процесс создания будущего главного «стратега» страны были включены сотни предприятий и заводов Союза, поставлявших различные системы, оборудование и комплектующие.

Первый серийный бомбардировщик Ту-16 поднялся в небо  29 октября 1953 года. Широкая публика увидела самолет на параде 1 мая 1954 года. Весной 1954 года Ту-16 стал поступать в строевые части. Через год на параде в Тушино в небе пролетели уже 54 самолета. Всего за последующие 10 лет, пока производство не прекратили, было выпущено 1509 бомбардировщиков Ту-16.

Самолет получился очень запоминающимся, со стремительным силуэтом, длинным стреловидным крылом и и стреловидным хвостовым оперением. Гондолы двигателей были утоплены в фюзеляж. В машине были применены современные материалы и множество новаторских решений. Например, благодаря шасси с двумя четырехколесными поворотными тележками Ту-16 мог садиться на грунтовые и снежные посадочные полосы.
 

Разработка

Бомбардировщик Ту-16 в музее Монино (1998 г.)

В конце 1940-х годов Советский Союз был твердо привержен идее не уступать Соединенным Штатам в возможностях стратегических бомбардировок . Единственным дальним бомбардировщиком Советского Союза в то время был Ту-4 «Бык» Туполева , реконструированная копия американского B-29 Superfortress . Разработка особенно мощного турбореактивного двигателя Mikulin AM-3 привела к возможности создания большого бомбардировщика с реактивным двигателем.

КБ Туполева начало работу над прототипами Ту-88 («Самолет Н») в 1950 году. Ту-88 совершил первый полет 27 апреля 1952 года. После победы в конкурсе на Ил-46 он был принят в производство в декабре. 1952. Первые серийные бомбардировщики поступили на вооружение Фронтовой авиации в 1954 году, получив служебное обозначение Ту-16 . Он получил отчетное название НАТО Badger-A .

Вид сзади сбоку на разведывательный вариант Ту-16 Барсук (скорее всего Ту-16Р) (1989 г.)

У него было новое крыло большой стреловидности и два больших турбореактивных двигателя Микулин АМ-3, по одному в корневой части крыла. Он мог нести одну массивную обычную бомбу ФАБ-9000 массой 9000 кг (20 000 фунтов) (российский эквивалент британского Большого шлема ) или различное ядерное оружие на расстояние около 4800 км (3000 миль). Производство проходило на 3 авиационных заводах: в Казани , Куйбышеве и Воронеже .

Хотя Ту-16 начинался как высотный бомбардировщик свободного падения, в середине 1950-х годов он был оборудован для установки первых советских крылатых ракет . Версия Ту-16КС-1 ( Badger-B ) могла нести ракеты AS-1 в боевом радиусе 1800 км (1100 миль). Это очень крупное оружие было аэродинамически похоже на истребитель Микояна-Гуревича МиГ-15 , оснащенное ядерной или обычной боеголовкой, и имело дальность действия около 140 км (85 миль). Они предназначались для использования в первую очередь против авианосцев ВМС США и других крупных надводных кораблей. Последующие Ту-16 были переоборудованы под более поздние, более совершенные ракеты, при этом их обозначения менялись несколько раз.

Египетские Ту-16 (1980 г.)

Универсальный Ту-16 был построен в многочисленных специализированных вариантах для воздушной разведки , морского наблюдения , сбора электронной разведки ( ELINT ) и радиоэлектронной борьбы ( ECM ). Всего в 1954–1962 годах на трех заводах Советского Союза было построено 1507 самолетов. Гражданская доработка — Туполев Ту-104 — обслуживала пассажиров Аэрофлота . Ту-16 также экспортировался в Индонезию , Египет и Ирак . Он продолжал использоваться ВВС и военно-морской авиацией Советского Союза, а затем и России, до 1993 года.

Поставка Ту-16 в Китай началась в 1958 году, и Сианьская авиастроительная промышленная корпорация (XAC) по лицензии произвела самолет под китайским обозначением Xian H-6 . По крайней мере 120 из этих самолетов остаются в эксплуатации. 14 мая 1965 года один из бомбардировщиков Ту-16 НОАК провел первое воздушное испытание ядерного оружия на территории Китая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector