Державний герб україни: як виник тризуб та що приховує цей офіційний символ

История

Тризуб был символом княжеского рода Рюриковичей во времена Киевской Руси.

Послы князя Олега имели печатки с Тризубом. Монеты с Тризубом чеканил князь Владимир.

 bessarabiainform.com

Этим он хотел продекларировать суверенитет нового христианского государства — Киевской Руси, то есть, украинский герб использовался еще тысячу лет назад.

 bessarabiainform.com

Позже тризуб был подзабыт, а вернулся он как государственный символ 25 февраля 1918 года, когда в Коростене Украинская Центральная Рада официально утвердила его в качестве герба УНР.

Советская власть старалась всячески дискредитировать Тризуб.

Когда Украина стала независимой, то утвердила в качестве герба желтый трезубец на синем щите. Это произошло 19 февраля 1992 года решением Верховной Рады.

Проект большого Государственного герба Украины. Википедия 

Трикутник

У давніх віруваннях це символ вузької брами, що веде до вічного життя. Символ єдності трьох світів: земного або явного, підземного або невидимого, небесного або духовного. Це три стихії — вода, вогонь та повітря. Три рівні буття, тривимірність світу, Свята Трійця у пізнішій християнській релігії – про значення числа 3, яке відображає трикутник, нам відомо багато. Символ трикутника здавна асоціюється зі стихією Вогню. Деякі дослідники вважають сучасною варіацією трикутника знак тризуб.

Трикутники, що доторкаються вершинами один до одного, нагадуючи «пісочний годинник», символізують Світ та Антисвіт. А місце їх дотику є своєрідним місцем переходу із одного світу до іншого. Інколи між трикутниками зображають лінію, що зветься «Кільцем Великого Світіння», яка символізує дзеркало, де один світ віддзеркалюється в іншому і навпаки. Такий символ часто прикрашає вишиті рушники Середньої Наддніпрянщини та Слобожанщини.

Когда был утвержден символ Украины?

Свою современную историю герб начинает в 1917 году. Предложил ввести этот символ М. С. Грушевский, являющийся на то время председателем Центральной Рады. Выбор изображения политический деятель объяснял тем, что это печать Владимира. Важен тот факт, что Грушевский являлся и историком. Утвержден и официально признан Радой герб был в 1918 году. Были и альтернативные варианты, например, арбалет или лук, использовавшийся на Руси на печатях. В то же время предлагался и казак с мушкетом, присутствующий сегодня на большом гербе. В первоначальном варианте трезубец был золотистым и его окружал зеленый орнамент.

Тризуб и Рюриковичи

Не все ученые с этим согласны, но также существует научная версия, что в Киевской Руси тризуб был символом власти всех Рюриковичей. Но его  превращение в  тризуб началось после правления Святослава, который использовал двузуб. Некоторые исследователи  считают, что двузуб мог быть стилизацией буквы Ц (от слова «царь») с хвостиком от буквы, подтянутым к центру символа. Официально задокументированное изменение двузуба на тризуб начинается с эпохи князя Владимира и с того момента именно тризуб присутствует на многих изделиях, а также на монетах, самого Владимира и всех его потомков.

Типология древнерусских княжеских знаков (11-13 ст.)

Возвращаясь  к версии о птицах, упомяну, что в верованиях наших предков сокол находился на самой вершине дерева мира и некоторые специалисты полагают, что именно поэтому графическое изображение летящей вниз головой птицы могло стать прототипом герба династии Рюриковичей, князей Киевской Руси.

Знаки Владимира на монетах

В свое время (1889;1908 гг.) была сформулирована версия о византийской монограмме, зашифрованной в тризубе как слово ВАСИЛЕВС («царь» по-гречески).   В 1934 году появилась версия  монограммы кириллицей.

Прочтение тризуба как византийской монограммы (версии Болсуновского, Чернева, 1889)

Интересно, что исследователи разных стран пришли к выводу, что, хотя двузуб, а потом тризуб принадлежали к геральдике Рюриковичей, в Скандинавии (откуда родом первый Рюрик), не было найдено ни аналогов, ни прототипов тризуба. И ученые считают очевидным тот факт, что этот символ был зарожден на других территориях.

Святые изображения

В украшении святых изображений избы прослеживается определенная близость в декоре, мотивах ткачества, вышивки, керамики, резьбы, росписи свадебных стволов, настольных росписей. Это доказывает взаимовлияние разных видов народного творчества.

Свято-образная роспись Гуцульщины и Покутского края имеет следующие орнаментальные элементы:

Радомышльская икона

  • цветочные ветки;
  • тюльпаны в сочетании с «Силезской розой»;
  • лилии;
  • колокола:
  • Дикая роза.

Святые изображения Подолья украшены украшениями

  • пышные цветы, усыпанные лучами, букеты венков;
  • ладонь и венок ;
  • растения, похожие на пальмовые ветви или колокольчики;
  • веточки-кисточки;
  • элемент орнамента «яблоко».

Отличительной особенностью святых образов Северщины являются четки разного размера на их фоне. Такой художественный прием создает впечатление, что икона была одета в халат, напоминающий тонкое кружево. Обрамление такой иконы — это цветы, нарисованные в стиле модерн волнистой линией.

Иконография Поднепровья (Черкасская область, в частности Чигиринщина), частично Киевского Полесья, слабо орнаментирована. Все украшение ограничивается двумя большими цветами, помещенными вверху иконы или разбросанными по фону с мелкими цветками в виде стилизованных желто-белых крестов.

Символы Черкащины характеризуются традиционными растительными орнаментами, такими как букеты, пионы, стебли виноградной лозы (виноград — изоморфные и стилизованные изображения, что подчеркивает компактную группировку округлых, точечных или даже линейных элементов, напоминающих обильные грозди винограда; виноградная лоза — символ в Евхаристии , символ Христа, Его кровь , пролитая для искупления человечества от грехов

Орнамент на иконах Слобожанщины практически отсутствует. На некоторых иконах, в частности «Богородица с Младенцем», фон святых изображений украшен небольшими звездочками (звезды в основном восьмиугольные, реже шестиугольные, а в исключительных случаях — четыре, пять или другое число. углов, размещенных на всем фоне иконы или только вокруг нимб Богородицы и Иисуса.

Самые разнообразные формы цветов можно встретить на иконах Средней и Восточной Украины. Орнаментальный декор отличается живописностью и пластичностью, обусловленными применением техники росписи импасто. Иконы Западной Украины характеризуются геометрической трактовкой цветов, основой и деталями которых являются окружности (иногда овалы), окаймленные точками, линейный завиток, что достигается за счет графических приемов.

Державний символ України N2 – герб

Тризуб використовували з прадавніх часів багато народів Європи та Азії. В Україні найдавніші зображення тризуба відносять до трипільської культури. Це тризубець, зображений на животі глиняної статуетки жіночого божества Жінки-птаха.

Давньогрецький філософ Платон стверджував, що тризубці були символами влади в легендарній загиблій Атлантиді, яку більшість вчених асоціює з Критськими землями часів Мінойської цивілізації. І дійсно, на Криті у ті часи можновладці використовували двозубці, які пізніше ми побачимо і в українських князів. Тризубець був символом влади й у грецького Посейдона та римського Нептуна, богів водної стихії. Його використовував бог аріїв Шива, а потім бог їхніх нащадків скитів, Тагимасад. Самі ж скити, за словами римського поета Валерія Флакка, зображали на своїх щитах вогняні тризубці. Трапляються бронзові тризуби на теренах України й у післяскитську добу, у 3-4 ст. н.е.

Вважають, що слов’янський Перун, один з найважливіших у слов’янському пантеоні, що також опікувався водою та дощем, теж мав був використовувати тризуб, хоча й наочних свідоцтв тому не знайдено

Воно й не дивно, адже слов’янських ідолів робили переважно з дерева, й тому вони вже давно мали струхлявіти, і до того ж язичницькі символи ретельно винищували після хрещення Русі

Онук Рюрика, Святослав Хоробрий, мав на своїй печатці двозуб, дуже схожий на мінойський. Його син, Володимир Великий, узяв собі для печатки тризуб – практично такий же, який ми використовуємо сьогодні. Три його сини, Ізяслав, Мстислав та Ярослав (Мудрий), а також син іншого Святославового нащадка, Ярополка, на ймення Святополк, теж використовували тризуби. Усі ці державні знаки були золотими на синьому тлі. Дехто з князів, зокрема, Володимир Великий, карбували тризуб на своїх монетах.

Печатки Київських князів Рюриковичів (зліва направо): Святослава Хороброго, Володимира Великого, Ярослава Мудрого

Цікаво, що Рюриковичі не принесли тризуб з собою, адже ніде у скандинавів його не використовували, тож його, очевидно, взяли саме з нашої землі. Пізніші покоління Київських князів повертаються до двозуба, однак дещо іншої форми.

Печатки князів Рюриковичів. Ліворуч – печатки Святослава, його дітей і онуків. Праворуч – печатки нащадків Ярослава Мудрого. (Натисніть на зображенні, щоб збільшити)

Ще один цікавий факт – ті Рюриковичі, що пішли на московські землі, цей символ з собою не взяли.

У 13 ст. після розпаду Русі на окремі  князівства тризуб більше не використовують. Він повністю зникає з наших теренів на довгі століття, аж до 18-го, коли знайшли перші монети київських князів із зображенням цього знака. Ці знахідки викликали жвавий інтерес в істориків, ним зацікавились і стали з’ясовувати його значення та походження.

У грудні 1917 року тризуб приймають як державний символ Української народної республіки (УНР). Його також карбують на грошах і він стає емблемою Українського Чорноморського флоту з хрестом угорі.

За кілька десятиліть, коли Україну було розділено між кількома державами, символ тризуба використовує республіка Карпатська Україна та Організація українських націоналістів (ОУН), замінюючи середній зуб мечем.

Ліворуч – герб Карпатської України. Праворуч – прапор і герб Організації Українських Націоналістів (ОУН)

Остаточно тризуб повертається на наші терени після оголошення Незалежності. 19 лютого 1992 р. тризуб затверджують як малий герб нашої держави й він стає другим державним символом України. За основу беруть зображення з печатки Володимира Великого.

Ліворуч – печатка Володимира Великого. Праворуч – сучасний герб України

Празднование

Украинцы празднуют День флага 23 августа, а недавно подали на утверждение проект распоряжения, регламентирующий введение Дня гимна и герба государства. Это важный шаг для популяризации патриотизма среди населения. На заседании чиновники предложили установить датой празднования Дня государственного гимна десятого марта. Таким образом будет внедряться популяризация державной атрибутики не только внутри страны, а и среди представителей дипломатических учреждений Украины в соседних странах.

Акцентировано внимание на том, чтобы информация о державном гербе и флаге распространялась через СМИ, выделены средства на запуск социальной рекламы. В учебных заведениях предложено ввести уроки воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения к государственной атрибутике. Депутаты призывают популяризировать национальные символы на просторах интернета, а также разработать ресурс для распространения эмблем национальной идентификации Украины

Депутаты призывают популяризировать национальные символы на просторах интернета, а также разработать ресурс для распространения эмблем национальной идентификации Украины.

Раньше Украинским институтом национальной памяти выдвигалось предложение установить празднование Дня гимна 6 марта. Почему именно эта дата? Много лет назад 6 марта впервые прозвучал украинский гимн! Теперь осталось определиться с разработкой большого герба, запустить реализацию проекта и назначить день празднования этого дня. Предполагается, что это будет красное число календаря, то есть украинцы получат дополнительный выходной день.

Исчезновение и возрождение тризуба

Использование тризуба в княжеской символике пропало с  середины 13 столетия. Это связывают с полным исчезновением двоеверия в Киевской Руси и искоренением язычества. Интересно, что во времена, например, Богдана Хмельницкого, про тризуб ничего не знали.

Графити из древнего киевского храма

Возрождение его пришлось на конец 18 века при археологических находках княжеских монет.  С начала 19 столетия стали появляться попытки интерпретации символа. А сам термин «тризуб»  ввел историк Н. Карамзин в 1815 году.

В Украине как государственный символ тризуб был впервые возрожден в 1918 г. после принятия Центральной Радой его в виде государственного символа. А с 1992 года тризуб – это официальная  эмблема Украины, главный элемент Государственного Герба Украины.

Существует еще множество интерпретаций тризуба и графических изображений трезубца. Но главное мы должны знать. По мнению многих ученых разных времен, исследовавших этот символ, тризуб, по меткому выражению украинского философа и религиеведа Владимира Шаяна, является для нас «Великим таинством украинской души» и содержит в себе мощную сакральную энергию.

Мы должны это знать.

Если вам захочется поблагодарить автора: 4149 4391 0427 5809 (карта ПриватБанка)

Трезубец украшал карбованцы УНР, деньги Украинской державы Скоропадского и Директории

Трезубец, утвержденный в декабре 1917 года Украинской Центральной Радой, был изображен на первых государственных банкнотах УНР.

Впоследствии трезубец остался и на деньгах времен Украинской державы гетмана Павла Скоропадского и Директории УНР.

Трезубец на украинских деньгах начала ХХ ст.

Украинские карбованцы и гривни различных периодов 1918 года

Проекты некоторых из банкнот этой эпохи разработал известный график и художник Георгий Нарбут. Именно ему было поручено создать государственную печать и герб державы Скоропадского в 1918 году.

Трезубец стал основой малой печати — единственного разработанного Нарбутом государственного символа, который успели утвердить официально. Созданный Нарбутом герб остался лишь проектом и был разработан на основе национальной символики гетманского государства Войска Запорожского. В центре синего щита размещался казак, одетый в золотые одеяния и с мушкетом на левом плече. А над щитом возвышался золотой трезубец.

Ни этот герб, ни большую печать Украинской державы так и не успели утвердить официально. А эскиз большого герба, созданный Нарбутом, не сохранился.


Разработанные Георгием Нарбутом малая печать (слева) и государственный герб Украинской державы Скоропадского, 1918 / Фото: Украина Incognita / День / Национальный художественный музей Украины

Описание

Герб Украины, наряду с гимном и флагом, является одним из главных официальных символов государства. Существует Большой и Малый герб Украины. Центральным объектом обоих гербов является трезубец. В настоящее время официально утвержден только Малый герб, большой существует только в виде проекта, который еще не утвержден на официальном уровне.

Малый герб Украины – это синий щит с золотой каймой, на котором изображен золотой трезубец. Он был официально утвержден Верховной Радой Украины в феврале 1992 года, вскоре после провозглашения независимости страны.

Только в 2009 году украинское правительство утвердило проект нового Большого государственного герба, после чего он был передан в парламент. Однако депутаты за проект не проголосовали. Более того, народные избранники представили еще несколько эскизов, что еще сильнее усложнило ситуацию. В конце концов голосование было провалено, и Большой герб так и не был утвержден.

Теперь следует сказать несколько слов о проекте Большого герба Украины. Его основной деталью также является трезубец. Он изображен на синем щите и занимает центральную часть композиции (эта часть полностью повторяет Малый герб страны). С правой стороны от щита с трезубцем находится запорожский казак с мушкетом, а слева расположен золотой лев, вставший на задние лапы. В верхней части герба изображена корона, а на его нижней части — золотые колосья пшеницы, ветка калины и лента цветов украинского национального флага.

Каждый из этих элементов имеет собственное значение, связанное с историей украинских земель. Золотой лев – это символ Галицко-Волынского княжества, герб князя Даниила Галицкого – единственного короля в древнерусской истории. Казак с мушкетом на плече – это герб Войска Запорожского, существовавшего в период с XVI до XVIII столетие. Корона над щитом с трезубцем символизирует княжескую власть Киевской Руси. Калина и колосья пшеницы в нижней части герба – это традиционные символы Украины, они означают богатство и щедрость украинской земли.

По сути, основная идея Большого герба – это единство украинских земель, Запада и Востока, которая опирается на традиции государственности Киевской Руси.

Отсутствие официального Большого герба – это, конечно же, досадное упущение украинских властей. Однако страна уже давно привыкла к трезубцу, считая его основным государственным символом.

Если говорить о Большом украинском гербе, то самой интересной его частью, безусловно, является сам трезубец. Этот геральдический элемент намного древнее всех остальных. Его история начинается задолго до того, как свирепые и воинственные норманны основали город на берегах Днепра – будущую столицу древнерусского государства. На этом символе следует остановиться более подробно.

С этим читают

Державний символ України N3 – гімн

Восени 1862 року український поет, етнограф і фольклорист Дмитро Чубинський організував вечірку для київських студентів. Серед запрошений були й серби, що співали своїх патріотичних пісень. В одній з них хазяїн вечірки почув фразу, що вразила його в самісіньке серце: “срб се бије и крв лије за своју слободу…”. Він раптом схопив аркуш паперу і вийшов до іншої кімнати. Повернувся з уже готовим віршем, який одразу ж проспівали на мелодію сербської пісні.

Дещо перегукувався цей вірш і з польською мазуркою “Jeszcze Polska nie zgineła”, але це не дивно, адже вона тоді була дуже популярна серед слов’ян, у яких саме стала прокидатися національна свідомість. Зокрема, ця пісня спонукала словацького поета Само Томашека до написання вірша “Гей, словаки” (пізніше усі ці твори, від сербського до словацького, стали національними гімнами своїх країн). Є у цьому вірші й відгук на рядки з Шевченкового “Івана Підкови”:

Було колись – запорожці
Вміли панувати.
Панували, добували

І славу і волю…

Вірш Чубинського надихнув не одного композитора на створення до неї музики. Першим за цю справу взявся геніальний Микола Лисенко, що написав величезну кількість музичних творів (серед них – опери “Наталка Полтавка”, “Тарас Бульба”, “Енеїда” та сила-силенна пісень на вірші Шевченка). І його пісня стала доволі популярною, її співали до 20 ст. Також свою версію музичного оформлення запропонував інший композитор, Кирило Стеценко. А в 1865 музику до цього вірша написав ще й священник Михайло Вербицький, і саме його мелодія стала найуспішнішою. Воно й не дивно, адже, як відзначають деякі музикознавці, своїми мелодійністю, піднесеністю та “щемом сердечним” вона нагадує церковні літургії, і звучить надзвичайно гарно навіть без музичного супроводу.

Вперше спільне творіння Чубинського та Вербицького прозвучало як гімн у Перемишлі 10 березня 1865 року на роковини до Дня смерті Тараса Шевченка, і нині ця дата є Днем Державного гімну України.

Ця пісня стала справжнім символом боротьби за волю. Її співала українська інтелігенція та студенти у царській Росії, її забороняли та за неї переслідували. Її рядки надихали інших поетів на створення своїх творів. Зокрема, Іван Франко написав пролог до ювілейної вистави “Наталки Полтавки”, що завершувався словами:

Чей нові мечі засяють
У правицях, у твердих.
Довго нас наруга жерла,
Досі нас наруга жре,
Та ми крикнім: «Ще не вмерла,
Ще не вмерла і не вмре!»

Розповідають, що після цих слів публіка рукоплескала стоячи, а потім починала співати “Ще не вмерла Україна, ні слава, ні воля…”.

Ця пісня звучала під час проголошення акту злуки УНР та ЗУНР. Вона була гімном Карпатської України. І вона стала третім державним символом України, коли її зробили державним гімном через пів року після проголошення Незалежності, 15 січня 1992 року. Проте потім подумали, що її повний текст не відповідає нинішнім реаліям, і для гімну залишили лише перший куплет і приспів.

Дехто нині намагається переписати гімн, зробивши його не таким драматичним, мовляв, Україна жиє, свободу свою ми вже вибороли, а героїв, що за неї боролися, шануємо. Найвідомішим з цих оновлених текстів є варіант Олега Скрипки. Нижче ми покажемо вам тексти усіх 4 варіантів: Дмитра Чубинського, перший гімн України, другий гімн України і версію Олега Скрипки.

Нині пропонують замінити давньогрецьке “гімн” на слов’янський “славень”. Чи приживеться це слово, залежить від нас із вами.

Ось така дивовижна історія трьох державних символів України. Пам’ятаймо її, та шануймо символи нашої незалежності!

Современный вариант украинского герба

После распада СССР в 1991 году новой Украине нужны были новые символы. Но почему был выбран именно старый трезубец? Сегодня на вопрос, что означает герб Украины, может ответить любой житель страны. Главный символ государства напоминает не только о его величии, но и о богатой истории. Считается, что этот герб был вновь принят для подчеркивания древности страны. Активно используют этот символ как «знак Владимира» многие националистические течения. Вопрос о принятии большого герба остается открытым. В конституции государства прописано, что за его принятие выступает 2/3 состава Рады. Эскиз давно разработан, но символ не имеет юридической власти и официально не утвержден. На большом гербе, помимо малого и казака с мушкетом, изображается лев, корона, колосья и прочие элементы.

Флаг Украины со свастикой

При изучении истории Украины невозможно найти сведений, касающихся применения современного варианта полотнища совместно с нацистской свастикой. Чего нельзя сказать о желто-синем варианте, используемом в округе Галиция, образовавшегося на территории оккупированной Польши.

В архивных записях есть сведения, доказывающие применение данного варианта знамени галицийскими добровольцами и полицаями. Именно такая концепция разрешалась использоваться австрийцем Гитлером. С одной стороны это являлось неким знаком возврата Галиции к Австрии. В то же время это являлось наградой украинским националистам за хорошую службу рейху. В 1943 году создается добровольческая дивизия СС «Галичина», участники которой выбрали это знамя.

Другая символика в период Второй мировой войны была запрещена. Разрешалось использовать только немецко-фашистский символ – на красном фоне черная свастика, помещенная в белый круг.

В 1941-1945 гг. на оккупированных украинских землях действовал рейхскомиссариат Украины. На знаменах ОУН и бандеровского крыла свастики не было.

Некоторые последователи фашистской идеологии во время событий, произошедших в стране в 2013-2014 годах, применяли вариант штандарта со свастикой. Многие мечтали об образовании четвертого рейха в Украине. Но к государственной символике данные факты не относятся.

Версии происхождения трезубца на гербе Украины

Каждое государство имеет свой герб, флаг и гимн. Все эти символы в последующем символизируют страну, в которой их используют и чаще всего они тесно связаны с историей государства.

Трезубец Украины имеет длинную историю, которая привела данный символ древности к становлению его современным государственным символом Украины.

Трезубец является малым гербом страны.

Чаще всего его можно увидеть в соединении с английским щитом.

Государственный герб был принят в 1992 году, вместе с гимном и флагом. Смена политического курса потребовала принятие новой геральдики. Все эти символы возродились и стали новой частью украинской истории герба и флага.

Власть Посейдона

Трезубец — один из древнейших символов, когда-либо используемых человеком. В древности он считался символом большой власти и силы. Так же он символизировал могущество Посейдона.

На статуях Посейдона всегда можно встретить копье с трезубцем.

В Индии это является атрибутом высшей власти, поэтому его часто изображали на статуях индийских богов.

Во времена древней Руси этот знак указывал на триединство славянского мира. Так же этот символ использовался как герб великим князем Владимиром, который является основоположником православной церкви. Именно во время правления князя Владимира, герб начал появляться на государственных печатях и монетах.

Сокол Рюрика

Существует много версий, которые возникли с найденными археологическими находками и документами и способствовали рождению множеств толкований трезубца. Одной из них является версия о том, что «триизуб» является символом пикирующего сокола, происходящего от предков рода Рюриковичей.

Историки имеют много мнений, касающиеся династии Рюриковичей и происхождения трезубца. Точной информации о происхождении княжеского рода нет, поэтому историки и археологи создали некоторые версии, которые не всегда подтверждаются фактами.

По одной версии династия Рюриковичей произошла из племен западных славян. В этих племенах использовался древнеславянских символ «рарог», который в переводе означает сокол или падающий сокол.

Пикирующий сокол

Одним из многочисленных фактов в новой истории Украины является то, что все князья династии Рюриковичей использовали именные печати, которые не передавались по наследству. Именно этими печатями подписывались важные документы и письма.

До наших дней дошла часть этих печатей. Все они имеют общее основание в изображении – двузубец или подобие трезубца.

Именно к этим изображениям каждый князь добавлял различные элементы, в виде крестов, завитков и т. д. Спустя некоторое время эти символы использовали на доспехах, флагах, перстнях и предметах обихода.

Двузуб Хазар

Хазарская монета с изображением двузуба

До правления Владимира Великого, во времена, когда государства зарождались и угасали, существовало множество кочующих племен, одним из которых является хазарское государство. Символом данного государства являлся двузуб или тамга.

Историками было доказано, что этот символ является частью древнейшего рода кочевников, и в свое время символизировал власть правящей семьи.

Но также можно сказать, что этот символ был взят у других ранее существовавших народностей, таких как египтяне, римляне, греки и шумеры. В целом нет точного утверждения, о первоначальном происхождении данного символа.

Двузуб путем заимствования использовался многими народами.

Древние греки изображали двузуб как символ бога Аида, брата Зевса, Диметры и Посейдона. В древнегреческой мифологии, двузуб означал двойственность мира, жизнь и смерть.

Также этот символ можно встретить на изображениях шумерских и индийских богов.

Аид с двузубом

До того времени, как хазары стали самостоятельным народом, двузуб широко использовался тюркским народом, и его правителем Тогармой. Тюркские народы почитали культ дракона, и изображали его с двумя головами, что в последующем привело к одному из вариантов появления двузуба.

Чешский якорь

Из множества существующих теорий толкования символа трезубца, существует теория, по которой трезубец как символ был завезен чешскими священниками.

Эти священники проповедовали христианство и крестили местное население Руси до правления князя Владимира. Так как у них не оказалось под рукой никакого предмета схожего по форме с крестом, обряд крещения они проводили якорем, который был в форме трезубца.

Но эта теория не является подлинной, так как ее опровергло множество археологических находок специалистов в сфере геральдики и древних документов.

Казацкое государство

Следующий период становления символики Украины относится к 16–17 векам, когда происходила консолидация украинских земель и национально-освободительная война. В это время произошло образование военно-политического центра – Запорожской Сечи.

Летописец Григорий Грабянка упоминает, что в 1575 г. король Польши Стефан Баторий наградил казаков за мужество, проявленное в сражениях с татарами, особой печатью. Она изображала рыцаря-казака с мушкетом. Самой известной печатью является клейнод 1595 г., принадлежавший гетману Лободе. На ней в профиль изображен идущий казак с мушкетом и саблей. Этот знак в 1622 г. был назван гербом Войска Запорожского.

На клейнодах гетмана Богдана Хмельницкого тоже фигурировал казак с самопалом. Некоторое время этот знак являлся символом Украины. B 1758 г. его назвали национальным гербом. Ha картах Украины того времени была изображена именно эта эмблема. Но одновременно использовались и другие символы. Например, на печати Киевского магистрата 16 в. фигурировали арбалет, лук и стрела.

Печати Михаила Ханенко и Ивана Брюховецкого вместе с казаком изображали копье. Это говорило о роли Войска Запорожского в их выборе гетманами. Совершенно иные символы изображены на войсковой печати Петра Суховеенка, который получил булаву гетмана с помощью крымского хана Адил-Гирея. Она изображает лук с двумя стрелами. Казачество не приняло новый герб. Например, некоторые из них грозили сломать лук и стрелы своими мушкетами, таким образом намекая на оружие, составляющее государственную символику Войска Запорожского.

Вскоре у Украины может появиться Большой Герб. Что он будет олицетворять для народа?

19 ноября Оргкомитет утвердил эскиз будущего большого Государственного Герба Украины и тут же вызвал достаточно неоднозначную реакцию в сети. Так ли он плох? Редакция APnews решила детальнее рассмотреть новый символ и дать ответ на этот нелегкий вопрос.

Большой Государственный Герб Украины: из чего он состоит

Эскиз большого Государственного Герба Украины был представлен 19 ноября на заседании Оргкомитета. Победитель отборочного конкурса содержит обязательные элементы для большого Государственного Герба, в частности: герб Войска Запорожского, воина-казака, рыцаря с мушкетом и Знака Княжеского Государства Владимира Великого, то есть малый Государственный герб.

Но есть «одно».

Если проанализировать составляющие нового герба Украины, то на первый взгляд отмечаешь две важные детали, а именно символы двух украинских городов Украины – Киева и Львова. Начнем, пожалуй, со льва.

Лев

Лев – это символ власти и силы. Его корона на голове – символ достоинства и монархии. Учитывая историю Львова, оба элемента подходят для этого города (основан королем Руси Данилой Галицким). А вот в качестве олицетворения всей Украины, как суто республиканского государства тут можно поспорить. Если с самим львом, как символом могущества, тут еще можно согласится (см. другие варианты герба), то корона тут явно излишня.

Увы, в отличие от других львоносных государств (Швеция, Великобритания) конституционной монархией мы пока не являемся.

Архангел Михаил

Архангел Михаил – глава божьего войска, покровитель запорожского казачества и символ Киева. Как и со Львовом, целесообразность использования архистратига в качестве символа украинской столицы сомнению не подлежит.

Но как быть со всей страной? Вновь таки, Архангел Михаил — это христианский святой, а Украина по Конституции является светским государством и далеко не всем он может прийтись по нраву. Что он может олицетворять для людей нерелигиозных или представителей других конфессий? По факту, ничего.

Казак

Начиная с 18-19 ст. в Украине бытует так называемый казацкий миф, так что образ казака надолго укоренился в общественном сознании и его наличие является целесообразным.

Тризуб

Тризуб (в разных вариациях) – символ киевских князей из династии Рюриковичей. Учитывая длительную историю этого символа и преемственность Украины от древнерусского государства, против его наличия в большом гербе Украины мы также ничего не имеем.

Ранее APnews сообщал, «шлепками по независимости»: Вятрович едко высмеял новый большой Герб Украины.

Нажми, чтобы подписаться на Telegram APnews!
Только важные новости без лишнего мусора, и информационного шума

Подписаться

Символ государства в Украинской ССР

Во время расцвета Советской власти гербы всех республик были похожи. Коснулись изменения и украинского символа. Видоизменялся он трижды. Но все варианты изображения были схожи. На красном щите с восходящим солнцем изображался серп и молот, окаймленный золотыми колосьями. История герба Украины на период с 1929 по 1991 годы так же насыщена. Менялась не только общая стилизация символа, но и надписи на ленте, оплетающей колосья. Последний вариант герба не имел надписи УССР. Значение этого государственного символа расшифровать нетрудно. Краткая формулировка звучит следующим образом: «Все люди труда находятся под защитой красной армии и справедливого правительства».

Идеология

«Декларация националистических принципов» на официальном сайте организации подвергает критике «гуманистов», которые «через якобинство, социализм и социал-демократию дошли до национал-социализма и коммунизма». «Пятой колонной», которая «осуществляет режим внутренней оккупации», называются «красные», левоцентристские партии, центристские, правоцентристские, демократические, национал-демократические, а также «даже националистические организации, которые обслуживают чужеродный и космополитичный транснациональный олигархический капитал криминального происхождения».

К представителям иных национальностей декларируется отношение, соответствующее определению Степана Бандеры: «побратимское» (если они борются за национальное украинское государство), «толерантное» (если они признают права украинцев «быть хозяевами на своей земле»), «враждебное» (к тем, кто противодействует национальному возрождению). Отношение к государственным законам следующее: «национальная идея превыше закона». В Декларацию входят программные документы ОУН: «Декалог украинского националиста» Степана Ленкавского, «12 примет характера украинского националиста» Осипа Мащака, «44 правила жизни украинского националиста» Зенона Коссака.

Заселение Европы представителями «других рас» называется «угрозой существованию европейских народов», так как, по убеждению националистов, раса является основой этноса, его «телом». Противостоять этому следует нанесением ударов по лицам или институтам, которые «обеспечивают вытеснение украинцев мигрантами»; украинцы «имеют законное право сопротивляться мигрантам, которые занимаются наркоторговлей, свысока относятся к местным и вступают в сексуальные отношения с местным женщинами». Так, например, «Тризуб» поддержал участников нападения на студенческий городок в Харькове в июне 2015 года, в результате которого несколько случайных иностранных граждан и граждан Украины оказались в больнице с тяжёлыми травмами и двое человек погибли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector