Герб украины: фото, описание, значение, история создания

Большой герб Украины

Большой герб Украины включает в себя малый герб с дополнительными элементами. В центральной части располагается украинский трезубец со щитом, на левой стороне изображается золотой лев на задних лапах, на правой стороне запорожский казак с мушкетом.

На нижней части композиция из развивавшегося украинского флага, ветки калины и колосьев пшеницы. На верхней части, над щитом с трезубцем внутри, изображается корона времен князя Владимира Великого. Все эти элементы связаны с историей Украины и имеют свое значение.

Большой герб Украины

Большой герб Украины

  • Казак с винтовкой является гербом Войска Запорожского;
  • Лев является символом Галицко-Волынского княжества и гербом короля Данилы Галицкого;
  • Калина и пшеница являются традиционными символами, которые олицетворяют щедрость и богатство земли;
  • Корона над малым гербом указывает на былую княжескую власть.

История, как появился герб Украины, толкуется авторитетными учеными Незалежной на все лады. Но идея большого герба заключается в объединении всех элементов из истории Киевской Руси и имеет яркий смысловой пример уникального величия Украины.

Последние события на политической арене и война на Донбассе стали ярким свидетельством значения герба Украины для националистов фашистского толка, стремящихся уничтожить мирных граждан на востоке страны, и дискредитировать режим на мировой арене.

Интересные факты

На украинском сайте электронных петиций есть обращение с требованием поменять местами цвета на флаге. Автор обращения аргументирует это тем, что сочетание желтого и голубого более благоприятно согласно восточной и древнеславянской философии.

Символом победы у славян издревле было желтое Солнце, как на гербе Владимира Красно Солнышко. Перемена цветов на флаге вернула бы Украине мир, свободу и процветание. Чтобы петиция попала к Президенту, требовалось набрать 25 тысяч голосов. Но изменение национального символа поддержали только 92 человека.

Поменять местами цвета на государственном знамени советовала Леониду Кравчуку китайская художница Мао Мао. Украина только начала государственное становление в 1992 году, поэтому перемена была бы естественной. Художница предупреждала о неблагоприятном превосходстве голубого цвета над желтым, что в итоге может привести Украину к краху.

Опасения Мао Мао связаны с китайским философским трактатом «Книга Перемен». Согласно трактату, сочетание «голубой-желтый» означает несчастье, а сочетание «желтый-голубой» — благополучие. Правильное расположение цветов — спорный вопрос. Их порядок не устанавливали официально. На старинных открытках запечатлены оба варианта.

Желто-голубой флаг — не уникальный. Его используют в том же виде, но с разными оттенками иностранные государства и города:

  • Нижняя Австрия, федеральная земля в составе Австрии;
  • немецкий город Хемниц;
  • Биберах-на-Рисе, Германия;
  • польский город Грыфув-Сленский;
  • панамская провинция Эррера с картой региона в центре и звездами;
  • Далмация, историческая область Хорватии.

Оттенки цветов украинского флага официально утверждены в системе Pantone: лазурь 2935C и золотой Yellow 012C. Украина относится к немногим славянским государствам, которые отказались от красного цвета на национальном символе. Второе такое государство — Босния.

Журавко представил новый флаг Украины, который должен заменить «жовто-блакитный прапор»

Массовыми шествиями националистов отметила Украина собственный «суверенный» День защитника Отечества, который по решению экс-президента страны Петра Порошенко отмечается 14 октября (а не 23 февраля). Киевские власти так не хотели «совпадать» в этом празднике с Россией, что приурочили торжества к позорной дате — «дню рождения» Украинской повстанческой армии, боевого крыла Организации украинских националистов (ОУН-УПА1, запрещена в РФ). Напомним, ОУНовцы, в том числе лидер украинских националистов Степан Бандера в годы Второй мировой войны сотрудничали с нацистской Германией.

Новоявленный «День защитника отечества» сопровождался на Украине многочисленными акциями и маршами сегодняшних националистов, дефилировавших как под бандеровскими знаменами, так и под официальными «жовто-синими прапорами».

Увы, из-за заигрываний Киева с националистами желто-синий флаг настолько дискредитирован, что, если Украина готова меняться в лучшую сторону, она должна отказаться от этого символа националистического государства. Такое мнение в беседе с Федеральным агентством новостей высказал экс-депутат Верховной рады, известный украинский политик Алексей Журавко.

Рассуждая на эту тему на своей странице в Facebook, Журавко в частности пишет, что под желто-синим флагом был всего один момент, когда страна развивалась — при правительстве Николая Азарова. А затем националисты «доскакались и погрузили страну в пучину войны», пишет политик.

По мнению политика, дискредитировавшему себя желто-синему флагу есть альтернатива. Это новый флаг, объединяющий в себе флаги Украинской ССР и СССР. В своем блоге Журавко публикует изображение этого флага будущей Украины и пишет:

На вопрос корреспондента ФАН, рассчитывает ли Жураво найти в этом вопросе понимание у сограждан, украинский политик ответил так:

По мнению политика, тот вариант флага, который он предлагает, поможет объединить людей на Украине на основе патриотизма и уважения к своему прошлому.

1 Организация запрещена на территории РФ.

Кривий танець

Знак, який ще називають безконечником і меандром. Остання назва грецька і походить від місцевої ріки Меандр. Та вченими доведено використання цього символу на території України ще 20 тис. років тому. В давній українській символіці його більш м`які вигини асоціюють з водою, гармонійним плином життя. Він утворює вічний безконечний орнамент, який снується, наче нитка долі, але завжди повертається до Першоджерела. Він зображає життєвий шлях і водночас є символом вічного буття.

Називаючи такий орнамент кривим танком, його пов`язують із обрядовим танцем, який українські дівчата традиційно виконували навесні, заряджаючи своїми рухами землю. Найчастіше символ безконечника можна зустріти на вишивках Гуцульщини, Волинi, Київщини, Кубанi та Полтавщини. Меандрові візерунки часто прикрашали саме чоловічі сорочки, символізуючи на них силу і життєву енергію.

Вскоре у Украины может появиться Большой Герб. Что он будет олицетворять для народа?

19 ноября Оргкомитет утвердил эскиз будущего большого Государственного Герба Украины и тут же вызвал достаточно неоднозначную реакцию в сети. Так ли он плох? Редакция APnews решила детальнее рассмотреть новый символ и дать ответ на этот нелегкий вопрос.

Большой Государственный Герб Украины: из чего он состоит

Эскиз большого Государственного Герба Украины был представлен 19 ноября на заседании Оргкомитета. Победитель отборочного конкурса содержит обязательные элементы для большого Государственного Герба, в частности: герб Войска Запорожского, воина-казака, рыцаря с мушкетом и Знака Княжеского Государства Владимира Великого, то есть малый Государственный герб.

Но есть «одно».

Если проанализировать составляющие нового герба Украины, то на первый взгляд отмечаешь две важные детали, а именно символы двух украинских городов Украины – Киева и Львова. Начнем, пожалуй, со льва.

Лев

Лев – это символ власти и силы. Его корона на голове – символ достоинства и монархии. Учитывая историю Львова, оба элемента подходят для этого города (основан королем Руси Данилой Галицким). А вот в качестве олицетворения всей Украины, как суто республиканского государства тут можно поспорить. Если с самим львом, как символом могущества, тут еще можно согласится (см. другие варианты герба), то корона тут явно излишня.

Увы, в отличие от других львоносных государств (Швеция, Великобритания) конституционной монархией мы пока не являемся.

Архангел Михаил

Архангел Михаил – глава божьего войска, покровитель запорожского казачества и символ Киева. Как и со Львовом, целесообразность использования архистратига в качестве символа украинской столицы сомнению не подлежит.

Но как быть со всей страной? Вновь таки, Архангел Михаил — это христианский святой, а Украина по Конституции является светским государством и далеко не всем он может прийтись по нраву. Что он может олицетворять для людей нерелигиозных или представителей других конфессий? По факту, ничего.

Казак

Начиная с 18-19 ст. в Украине бытует так называемый казацкий миф, так что образ казака надолго укоренился в общественном сознании и его наличие является целесообразным.

Тризуб

Тризуб (в разных вариациях) – символ киевских князей из династии Рюриковичей. Учитывая длительную историю этого символа и преемственность Украины от древнерусского государства, против его наличия в большом гербе Украины мы также ничего не имеем.

Ранее APnews сообщал, «шлепками по независимости»: Вятрович едко высмеял новый большой Герб Украины.

Нажми, чтобы подписаться на Telegram APnews!
Только важные новости без лишнего мусора, и информационного шума

Подписаться

Державний символ України N2 – герб

Тризуб використовували з прадавніх часів багато народів Європи та Азії. В Україні найдавніші зображення тризуба відносять до трипільської культури. Це тризубець, зображений на животі глиняної статуетки жіночого божества Жінки-птаха.

Давньогрецький філософ Платон стверджував, що тризубці були символами влади в легендарній загиблій Атлантиді, яку більшість вчених асоціює з Критськими землями часів Мінойської цивілізації. І дійсно, на Криті у ті часи можновладці використовували двозубці, які пізніше ми побачимо і в українських князів. Тризубець був символом влади й у грецького Посейдона та римського Нептуна, богів водної стихії. Його використовував бог аріїв Шива, а потім бог їхніх нащадків скитів, Тагимасад. Самі ж скити, за словами римського поета Валерія Флакка, зображали на своїх щитах вогняні тризубці. Трапляються бронзові тризуби на теренах України й у післяскитську добу, у 3-4 ст. н.е.

Вважають, що слов’янський Перун, один з найважливіших у слов’янському пантеоні, що також опікувався водою та дощем, теж мав був використовувати тризуб, хоча й наочних свідоцтв тому не знайдено

Воно й не дивно, адже слов’янських ідолів робили переважно з дерева, й тому вони вже давно мали струхлявіти, і до того ж язичницькі символи ретельно винищували після хрещення Русі

Онук Рюрика, Святослав Хоробрий, мав на своїй печатці двозуб, дуже схожий на мінойський. Його син, Володимир Великий, узяв собі для печатки тризуб – практично такий же, який ми використовуємо сьогодні. Три його сини, Ізяслав, Мстислав та Ярослав (Мудрий), а також син іншого Святославового нащадка, Ярополка, на ймення Святополк, теж використовували тризуби. Усі ці державні знаки були золотими на синьому тлі. Дехто з князів, зокрема, Володимир Великий, карбували тризуб на своїх монетах.

Печатки Київських князів Рюриковичів (зліва направо): Святослава Хороброго, Володимира Великого, Ярослава Мудрого

Цікаво, що Рюриковичі не принесли тризуб з собою, адже ніде у скандинавів його не використовували, тож його, очевидно, взяли саме з нашої землі. Пізніші покоління Київських князів повертаються до двозуба, однак дещо іншої форми.

Печатки князів Рюриковичів. Ліворуч – печатки Святослава, його дітей і онуків. Праворуч – печатки нащадків Ярослава Мудрого. (Натисніть на зображенні, щоб збільшити)

Ще один цікавий факт – ті Рюриковичі, що пішли на московські землі, цей символ з собою не взяли.

У 13 ст. після розпаду Русі на окремі  князівства тризуб більше не використовують. Він повністю зникає з наших теренів на довгі століття, аж до 18-го, коли знайшли перші монети київських князів із зображенням цього знака. Ці знахідки викликали жвавий інтерес в істориків, ним зацікавились і стали з’ясовувати його значення та походження.

У грудні 1917 року тризуб приймають як державний символ Української народної республіки (УНР). Його також карбують на грошах і він стає емблемою Українського Чорноморського флоту з хрестом угорі.

За кілька десятиліть, коли Україну було розділено між кількома державами, символ тризуба використовує республіка Карпатська Україна та Організація українських націоналістів (ОУН), замінюючи середній зуб мечем.

Ліворуч – герб Карпатської України. Праворуч – прапор і герб Організації Українських Націоналістів (ОУН)

Остаточно тризуб повертається на наші терени після оголошення Незалежності. 19 лютого 1992 р. тризуб затверджують як малий герб нашої держави й він стає другим державним символом України. За основу беруть зображення з печатки Володимира Великого.

Ліворуч – печатка Володимира Великого. Праворуч – сучасний герб України

Повна рожа

Рожечка, або восьмипроменева зірка утворюється накладанням прямого хреста (символ чоловічого начала, Сонця) і косого хреста (символ жіночого начала, Місяця). Поєднання цих двох сутностей закономірно дає життя усьому. Повну рожу називають також Зіркою Матері. Саме такий символ ми часто бачимо на іконах Богородиці.

Восьмикутна зірка – один із найпопулярніших геометричних мотивів в українській вишивці. 8 – невипадкове число. Біофізики кажуть, що саме така зірка – октаедрон – зображає модель побудови енергетичного поля довкола будь-якого живого організму. Людська зигота після поділу має саме 8 клітин, 8 енергетичних потоків, які надалі формують фізичну і духовну основу ембріона.

Кривий танець

Знак, який ще називають безконечником і меандром. Остання назва грецька і походить від місцевої ріки Меандр. Та вченими доведено використання цього символу на території України ще 20 тис. років тому. В давній українській символіці його більш м`які вигини асоціюють з водою, гармонійним плином життя. Він утворює вічний безконечний орнамент, який снується, наче нитка долі, але завжди повертається до Першоджерела. Він зображає життєвий шлях і водночас є символом вічного буття.

Називаючи такий орнамент кривим танком, його пов`язують із обрядовим танцем, який українські дівчата традиційно виконували навесні, заряджаючи своїми рухами землю. Найчастіше символ безконечника можна зустріти на вишивках Гуцульщини, Волинi, Київщини, Кубанi та Полтавщини. Меандрові візерунки часто прикрашали саме чоловічі сорочки, символізуючи на них силу і життєву енергію.

Празднование

Украинцы празднуют День флага 23 августа, а недавно подали на утверждение проект распоряжения, регламентирующий введение Дня гимна и герба государства. Это важный шаг для популяризации патриотизма среди населения. На заседании чиновники предложили установить датой празднования Дня государственного гимна десятого марта. Таким образом будет внедряться популяризация державной атрибутики не только внутри страны, а и среди представителей дипломатических учреждений Украины в соседних странах.

Акцентировано внимание на том, чтобы информация о державном гербе и флаге распространялась через СМИ, выделены средства на запуск социальной рекламы. В учебных заведениях предложено ввести уроки воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения к государственной атрибутике. Депутаты призывают популяризировать национальные символы на просторах интернета, а также разработать ресурс для распространения эмблем национальной идентификации Украины

Депутаты призывают популяризировать национальные символы на просторах интернета, а также разработать ресурс для распространения эмблем национальной идентификации Украины.

Раньше Украинским институтом национальной памяти выдвигалось предложение установить празднование Дня гимна 6 марта. Почему именно эта дата? Много лет назад 6 марта впервые прозвучал украинский гимн! Теперь осталось определиться с разработкой большого герба, запустить реализацию проекта и назначить день празднования этого дня. Предполагается, что это будет красное число календаря, то есть украинцы получат дополнительный выходной день.

Флористические символы

Основные флористические символы: снежный ком, ива, дуб, тополь, барвинок, ноготки. Издавна они олицетворяют красоту Украины, духовную силу украинского народа, свидетельствующие о любви к родной земле.

Керамические украшения

  • Барвинок символизирует верность.
  • Василек — символ скромности и нежности.
  • Каштан — символ Киева, столицы Украины.
  • Снежное дерево — символ жизни, крови, огня.
  • Мак символизирует красоту и молодость.
  • Ива — символ рода, мировое дерево.
  • Виноград — символ красоты новой семьи, благополучия, плодородия.
  • Лилия, как цветок, посвященный Деве Марии, означает чистоту и невинность.
  • Дуб — священное дерево славянского мира, символ жизни, солнца, вечности бытия, возраста и устройства Вселенной («мировое древо»).
  • Вишня — символ мирового древа, жизни; символ Украины, родной земли; мама; невеста.
  • Фиалка — символ веселья и радости, единство пары, лесные фиалки — горе.
  • Хмель — символ плодородия, юного буйства.

Эволюция флага Украины: от знамен времен Владимира Великого до флагов, прошедших АТО (ФОТО)

Сегодня украинцы празднуют День флага. Современный сине-желтый флаг впервые публично появился 25 июня 1848 году во Львове, когда украинцы Королевства Галиции и Лодомерии вывесили его над ратушей как национальный флаг. Именно после этого случая сине-желтый флаг приобретал все большую популярность.

Как отмечает Украинский институт нацпамяти, желто-голубые цвета символизировали Киевское государство еще до крещения Руси. Почти все гербы городов Киевщины и Украины в целом обрамлялись желто-голубыми цветами. С XVIII века полковые и сотенные казацкие флаги Войска Запорожского имели голубое полотнище, на котором желтой краской наносился крест, звезды, оружие, фигуры святых.

В эпоху Киевской Руси флаги треугольно-клиновой формы часто были красного цвета — наиболее удобный для передачи сигналов в ходе боя. Известно, что у князя Владимира Великого был собственный герб — золотой трезубец на синем фоне. В XIII веке золотой лев на синем фоне украсил герб сына Даниила Галицкого — Льва. Затем сине-желтые цвета мелькнули в Грюнвальдской битве 1410 года. Еще спустя столетие сине-желтые краски стали использовать в гербах украинских городов, которые получили Магдебургское право.

У казачества флаги были прямоугольной или так называемой скошенной формы. Традиционными мотивами казачьих знамен являлись голубые полотна с желтыми изображениями гербов, небесных светил, оружия, фигур святых.

В 1918—1920 годы в Украинской Народной Республике флаг «переворачивался». По мнению историков, никаких оснований — ни исторических, ни геральдических, ни вексилологических — для «переворачивания» украинского флага нет.

В советские времена 1 мая 1966 года двое украинцев установили над Киевским институтом народного хозяйства желто-голубой флаг с изображением трезубца. Расследованием этого «теракта» тогда занялось КГБ. Следователи установили, что организаторами акции были соседи по общежитию: уроженец Одессы мастер-сантехник Георгий Москаленко и уроженец Киевщины слесарь-сварщик Виктор Кукса. На полотнище они прикрепили трезубец и сделали надпись «Ще не вмерла Україна, ще її не вбито! ДПУ».

Другой интересный случай, связанный с флагом Украины, случился 27 июля 1976 года на Олимпийских играх в Монреале, когда представитель украинской диаспоры во время игры футбольных команд СССР и ГДР выбежал на поле с украинским флагом, выкрикивая «Слава Украине!». Таким образом в советские времена диаспоряне напомнили миру и СССР о существовании Украины.

24 августа 1991 года флаг Украины внесли в Верховную Раду.

Современные украинские флаги прошли войну на Донбассе. Знамена сопровождали военных во множестве боев.

УНР

После революции в феврале 1917 года желто-голубой флаг был принят довольно быстро. Однако выбрать герб нового государства оказалось труднее. Свидетели двух многолюдных манифестаций, которые происходили в Киеве весной 1917-го говорят o нескольких знаках, использовавшихся их участниками. Это был золотой лев на лазурном фоне, его комбинация с архангелом Михаилом, казак с самопалом, золотой орел и полумесяц co звездами и крестом.

Историк Михаил Грушевский, являвшийся председателем Центрального совета, 16.09.1917 опубликовал специальную статью в «Народной воле». В ней он писал, что Украина никогда не имела постоянного герба. B числе символов, которые, по его мнению, могли исполнить эту роль лучше всего, были трезубец, лук и арбалет, известные по киевским печатям 17–18 вв., а также казак c мушкетом.

Затем данный вопрос поднимался после образования Украинской Народной Республики. Осенью 1917-го была создана геральдическая комиссия, работа которой привела к двум подходам. Приверженцы исторического принципа желали утвердить гербом Украины известную в прошлом эмблему. Сторонники другого подхода настаивали на ассоциации нового строя с новым знаком.

Михаил Грушевский выдвинул компромиссное предложение. По его мнению, в центре на голубом фоне должен был размещаться золотой плуг, вокруг которого бы находились трезубец, казак, лев, всадник и арбалет. Над ними был голубь с оливковой ветвью – символ национального согласия и мира. Держать щит с обеих сторон должны были рабочий и крестьянка. Но окончательное решение комиссия так и не приняла.

Тем временем в конце 1917 г. был утвержден проект украинского кредитного билета. На фронтальной части купюры должны были находиться отпечатки знака Владимира. Таким образом, трезубец впервые появился в официальных документах УНР.

Позднее, 18.01.1918 был утвержден украинский военно-морской флаг. Ha синей полосе размещался золотой трезубец, в верхней части которого располагался крест. Это второе появление символа в официальных документах до его утверждения. B феврале Совет Министров республики внес закон о державном гербе Украины (фото приведено в статье) – знаке Владимира Великого, подобном эмблеме на флаге ВМФ, но без креста. 01.03.1918 в г. Коростене герб был официально утвержден. К тому времени Киев уже был оккупирован большевиками.

Проект символа государства было поручено сделать главе Академии искусств Украины Кричевскому. Им были подготовлены эскизы большого и малого гербов, и соответствующих печатей. Изображенные на них трезубцы окружали оливковые ветви, символизировавшие национальное согласие и мир с соседними странами. Эскизы были утверждены 22.03.1918.

Сколько символов у этой страны?


Геральдика – это сложная и многогранная наука, и любой символ в ней не случаен. Даже при разработке семейных гербов тщательно продумывается каждый элемент. Не трудно догадаться, что и государственная эмблема – это не просто набор знаков. На сегодняшний день Украина имеет два герба: большой и малый, но официально используется только второй. На голубом фоне изображен золотой трезубец – символ власти и величия князя Владимира. Использовалось это изображение и в качестве печати правителей династии Рюриковичей. Большой герб Украины дополнен казаком с мушкетом, символизирующим мощь Войска Запорожского. Более сложная эмблема до сих пор не утверждена, но существует в виде официальных законопроектов. Помимо двух гербов, имеется у Украины, как и любого другого государства, собственный флаг и гимн. По своему значению этим символы столь же важны, как и графическая эмблема. Флаг и герб Украины достаточно похожи, они выполнены в одних цветах: голубом и желтом.

Павел I

Герб России с Мальтийским крестом

Став императором, Павел I сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 г. двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Но поскольку Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это не могло не отразиться и на государственном гербе. В 1799 г. был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом ( «коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра. В 1800 г. он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако принять этот герб до смерти Павла не успели. Павел I также явился основателем Большого российского герба. В Манифесте от 16 декабря 1800 г. дается его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован. Александр I, став императором в 1801 г., отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но при Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, а перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: факел, перуны (громовые стрелы), лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами.

Казацкое государство

Следующий период становления символики Украины относится к 16–17 векам, когда происходила консолидация украинских земель и национально-освободительная война. В это время произошло образование военно-политического центра – Запорожской Сечи.

Летописец Григорий Грабянка упоминает, что в 1575 г. король Польши Стефан Баторий наградил казаков за мужество, проявленное в сражениях с татарами, особой печатью. Она изображала рыцаря-казака с мушкетом. Самой известной печатью является клейнод 1595 г., принадлежавший гетману Лободе. На ней в профиль изображен идущий казак с мушкетом и саблей. Этот знак в 1622 г. был назван гербом Войска Запорожского.

На клейнодах гетмана Богдана Хмельницкого тоже фигурировал казак с самопалом. Некоторое время этот знак являлся символом Украины. B 1758 г. его назвали национальным гербом. Ha картах Украины того времени была изображена именно эта эмблема. Но одновременно использовались и другие символы. Например, на печати Киевского магистрата 16 в. фигурировали арбалет, лук и стрела.

Печати Михаила Ханенко и Ивана Брюховецкого вместе с казаком изображали копье. Это говорило о роли Войска Запорожского в их выборе гетманами. Совершенно иные символы изображены на войсковой печати Петра Суховеенка, который получил булаву гетмана с помощью крымского хана Адил-Гирея. Она изображает лук с двумя стрелами. Казачество не приняло новый герб. Например, некоторые из них грозили сломать лук и стрелы своими мушкетами, таким образом намекая на оружие, составляющее государственную символику Войска Запорожского.

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу.


Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

Державний символ України N3 – гімн

Восени 1862 року український поет, етнограф і фольклорист Дмитро Чубинський організував вечірку для київських студентів. Серед запрошений були й серби, що співали своїх патріотичних пісень. В одній з них хазяїн вечірки почув фразу, що вразила його в самісіньке серце: “срб се бије и крв лије за своју слободу…”. Він раптом схопив аркуш паперу і вийшов до іншої кімнати. Повернувся з уже готовим віршем, який одразу ж проспівали на мелодію сербської пісні.

Дещо перегукувався цей вірш і з польською мазуркою “Jeszcze Polska nie zgineła”, але це не дивно, адже вона тоді була дуже популярна серед слов’ян, у яких саме стала прокидатися національна свідомість. Зокрема, ця пісня спонукала словацького поета Само Томашека до написання вірша “Гей, словаки” (пізніше усі ці твори, від сербського до словацького, стали національними гімнами своїх країн). Є у цьому вірші й відгук на рядки з Шевченкового “Івана Підкови”:

Було колись – запорожці
Вміли панувати.
Панували, добували

І славу і волю…

Вірш Чубинського надихнув не одного композитора на створення до неї музики. Першим за цю справу взявся геніальний Микола Лисенко, що написав величезну кількість музичних творів (серед них – опери “Наталка Полтавка”, “Тарас Бульба”, “Енеїда” та сила-силенна пісень на вірші Шевченка). І його пісня стала доволі популярною, її співали до 20 ст. Також свою версію музичного оформлення запропонував інший композитор, Кирило Стеценко. А в 1865 музику до цього вірша написав ще й священник Михайло Вербицький, і саме його мелодія стала найуспішнішою. Воно й не дивно, адже, як відзначають деякі музикознавці, своїми мелодійністю, піднесеністю та “щемом сердечним” вона нагадує церковні літургії, і звучить надзвичайно гарно навіть без музичного супроводу.

Вперше спільне творіння Чубинського та Вербицького прозвучало як гімн у Перемишлі 10 березня 1865 року на роковини до Дня смерті Тараса Шевченка, і нині ця дата є Днем Державного гімну України.

Ця пісня стала справжнім символом боротьби за волю. Її співала українська інтелігенція та студенти у царській Росії, її забороняли та за неї переслідували. Її рядки надихали інших поетів на створення своїх творів. Зокрема, Іван Франко написав пролог до ювілейної вистави “Наталки Полтавки”, що завершувався словами:

Чей нові мечі засяють
У правицях, у твердих.
Довго нас наруга жерла,
Досі нас наруга жре,
Та ми крикнім: «Ще не вмерла,
Ще не вмерла і не вмре!»

Розповідають, що після цих слів публіка рукоплескала стоячи, а потім починала співати “Ще не вмерла Україна, ні слава, ні воля…”.

Ця пісня звучала під час проголошення акту злуки УНР та ЗУНР. Вона була гімном Карпатської України. І вона стала третім державним символом України, коли її зробили державним гімном через пів року після проголошення Незалежності, 15 січня 1992 року. Проте потім подумали, що її повний текст не відповідає нинішнім реаліям, і для гімну залишили лише перший куплет і приспів.

Дехто нині намагається переписати гімн, зробивши його не таким драматичним, мовляв, Україна жиє, свободу свою ми вже вибороли, а героїв, що за неї боролися, шануємо. Найвідомішим з цих оновлених текстів є варіант Олега Скрипки. Нижче ми покажемо вам тексти усіх 4 варіантів: Дмитра Чубинського, перший гімн України, другий гімн України і версію Олега Скрипки.

Нині пропонують замінити давньогрецьке “гімн” на слов’янський “славень”. Чи приживеться це слово, залежить від нас із вами.

Ось така дивовижна історія трьох державних символів України. Пам’ятаймо її, та шануймо символи нашої незалежності!

Ромб

Ромб є архаїчним знаком. Його пов`язують із плодючістю людини і землі. Основою розшифрування значення символу є чоловіче та жіноче начало. Він складається з двох трикутників. Та найцікавіше те, що в праукраїнському розумінні три кути ромба тримає жінка (як три кути оселі), а лише четвертий – чоловік, який завершує цілісність. Ромб (із крапкою посередині) є символом засіяного поля, яке мало надзвичайно велике значення для наших предків, означало достаток і добробут.

Ромбоподібні узори вишивали на весільних рушниках та на весільному одязі молодої. Одяг із вишитими ромбами молода жінка, завагітнівши, мала носити аж до народження дитини. Адже цей символ слугував сильним оберегом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector