Реактивный топор войны или ракета «томагавк»

Проблемы с точностью

После окончания Второй мировой США и СССР создают по остаткам германских ракет их точные копии – ракеты JB-2 Loon и 10Х. Разочарование наступило практически сразу, когда стало очевидно, что изначально блестящая идея не могла быть успешно реализована в технологически отсталой фашистской Германии. Ракеты имели крайне низкие тактико-технические характеристики. Военных двух сверхдержав не устраивали ни малая дальность полета – 250 километров, ни низкая точность кругового вероятного отклонения (КВО) – 15 000 метров. О том, чтобы принять на вооружение ракеты в таком виде, не могло быть и речи.

Американская КР Loon, усовершенствованная и тщательно изготовленная копия Фау-1, создавалась с участием достаточного количества подготовленных инженерных кадров. Ее основное отличие от Фау-1 – управление: вместо примитивной инерциальной системы применена радиокомандная с управлением с борта переоборудованной дизельной подводной лодки (ПЛ). Позиция ракеты в текущий момент времени определялась принимаемым сигналом бортового радиомаяка. В идеальных обстоятельствах точность системы давала отклонение 400 метров на дальности 160 километров.

В октябре 1945 года ВВС США запустили амбициозную и долгосрочную программу по разработке большого семейства управляемых крылатых ракет. В числе тех, что были доведены до серийного производства и приняты на вооружение, – MGM-1 Matador, SSM-N-9 Regulus, AGM-28 Hound Dog, MGM-13 Mace. Наиболее заметным и дорогостоящим стал проект стратегической дозвуковой межконтинентальной КР, получившей вначале индекс MX775A, «Снарк» (Snark). Первая в своем классе ракета рождалась долго и в муках: летные испытания проходили с 6 августа 1953 по 5 декабря 1960 года. За это время осуществлено 76 пусков и создано шесть модификаций. Первые четыре – с N-69A по N-69D – оснащались инерциальной навигационной системой наведения N5A. 33 тестовых пуска проводились до 20 ноября 1957 года.

Летные испытания поначалу давали крайне неудовлетворительные результаты. Среднее КВО ракеты оказалось равным 20 милям (32 километра). Проблему удалось решить в модификации N-69E, дополнив инерциальную навигационную систему (ИНС) астрокоррекцией KS-120 компании Collsman, что позволило значительно улучшить точность. Наиболее удачный испытательный пуск проведен 25 сентября 1959 года (отклонение от точки прицеливания влево – 7,7 километра, недолет – 550 метров).

Американская AGM-86 ALCM, аналогом которой стала советская крылатая ракета воздушного базирования Х-55. Фото из архива автора

Проблемы с точностью еще долго будут негативно сказываться на судьбе многих удачных советских и американских разработок КР. К их числу относится и проект советской стратегической КР морского базирования П-5. На дальности 1000 километров точность ее вывода к цели была настолько низкой, что цель не попадала даже в зону слабых разрушений при подрыве ядерной боевой части (БЧ). На ракете установлен аналоговый автопилот АП-70А с прецизионным автоматом курса и гировертикалью. После модернизации 1958–1962 годов (П-5Д) введен доплеровский измеритель угла сноса по курсу и радиовысотомер РВ-5М. Но даже после этого КВО составляло еще значительную величину – 3000 метров. Операционная дальность полета была намеренно ограничена половиной от максимальной дальности. Американские и советские ракетостроители низкую точность своих изделий компенсировали единственно доступным в то время техническим решением – повышенной мощностью термоядерной БЧ.

Условно история развития стратегических КР делится на два этапа. Первый (поколение Фау) длился с 1944 по 1962 год, и к нему относятся все вышеперечисленные ракеты, после чего наступил второй этап, который можно назвать эпохой «Томагавков». Одной из последних ракет первого поколения стала американская крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) AGM-28 «Хаунд Дог» (Hound Dog), производство которой продолжалось некоторое время по инерции. 744 стратегических бомбардировщика Boeing B-52 (выпуск прекращен в 1962 году) ничего, кроме бомб свободного падения, не имели и должны были получить хоть какое-то более или менее эффективное оружие.

Особенности конструкции крылатой ракеты Tomahawk Block I

Следует отметить, что американцы практично подошли к созданию нового оружия. Достигнутый с Советским Союзом в середине 70-х годов XX века ядерный паритет требовал создания новых средств доставки ядерных боеприпасов, поэтому изначально новая крылатая ракета — новый боевой топор разрабатывался в нескольких модификациях. Основной, стратегический вариант ракетного комплекса «Томагавк» имел три модификации(А, С , D) и был рассчитан для нанесения ударов по наземным целям в глубине территории вероятного противника. Ко второму, к тактическому варианту ракеты относились модификации B и E. Эти крылатые ракеты должны были уничтожать любые наводные цели.

Конструкция крылатой ракеты имела все свойственные этому виду оружия характерные черты. Корпус представлял собой моноплан цилиндрической формы, снабженный в носовой части обтекателем. Устойчивость снаряда в полете обеспечивали выпускающиеся крылья, расположенные в центральной части корпуса. В хвостовой части ракета имела крестообразный стабилизатор. Основным конструктивным материалом являлся авиационный алюминий и прочный пластик. Использование в конструкции корпуса защитных материалов обеспечили существенное снижение радиолокационной заметности ракеты. В качестве основного двигателя на новую ракету сначала ставились турбореактивные двигатели Williams F107-WR-400 с тягой в 2,7 кН. Позже на другие модификации устанавливались более мощные двигатели. Для модификаций ракет воздушного базирования использовались двигатели ТРД Тeledyne CAE J402-CA-401, способные давать тягу в 3,0 кН.

Мощный маршевый двигатель обеспечивал ракете — снаряду скорость полета свыше 800 км/ч. Дальность полета варьировалась в диапазоне 800- 2500 км, в зависимости от модификации ракеты и варианта базирования. Как правило, крылатые ракеты с ядерной боеголовкой обладали большей дальностью. Тактические модификации способны были летать на меньшее расстояние. Сведенные тактико-технические характеристики для крылатых ракет «Томагавк» выглядят следующим образом:

  • дальность полета для ракет наземного (надводного) пуска 1250 — 2500 км;
  • дальность полета ракет (подводный пуск) базирующихся на подводных лодках до 1000 км;
  • маршевая скорость полета 885 км/ч;
  • максимальная скорость полета на завершающем участке полета при определенных углах атаки — 1200км/ч;
  • корпус ракеты имел длину 6,25 м;
  • размах крыльев 2,62 м;
  • вес снаряженной ракеты варьировался в диапазоне 1450-1500 кг, в зависимости от типа боеголовки;
  • ракета могла быть оснащена ядерной боеголовкой, осколочно-фугасным зарядом или кассетной боеголовкой.

В процессе разработки и последующего серийного выпуска ракеты оснащались тремя типами системы наведения:

  • инерциальной;
  • корреляционной;
  • корреляционной электронно-оптической.

Последняя модификация крылатых ракет Tomahawk Block IV, которая сегодня должна поступить на вооружение армии США уже оснащается совершенно новой электронно-оптической системой наведения DSMAC корреляционного действия. В процессе маршевого полета курс ракеты может быть скорректирован с учетом метеорологической обстановки в районе цели и боевой обстановки. В нынешних условиях оружие представляет собой полностью автоматизированный боевой комплекс, способный принимать решения самостоятельно в зависимости от особенностей боевого применения.

Достоинства и недостатки BGM-109 Tomahawk

«Томагавк» — это, несомненно, высокоэффективное оружие. Универсальное, дешевое, способное решать множество задач. Конечно же, у него есть недостатки, но плюсов гораздо больше.

Достоинства:

за счет низкой высоты полета и использования специальных материалов «Томагавки» являются серьезной проблемой для средств ПВО;
ракеты обладают весьма высокой точностью;
это оружие не подпадает под действие соглашений о крылатых ракетах;
КР «Томагавк» имеют низкую стоимость обслуживания (если сравнивать с баллистическими ракетами);
данное оружие относительно дешево в производстве: стоимость одной ракеты на 2014 год составляла 1,45 млн долларов, для некоторых модификаций она может достигать 2 млн долларов;
универсальность: различные виды боевых частей, а также разные способы поражения объектов позволяют применять Tomahawk против самых различных целей.

Если сравнивать стоимость использования этих КР с проведением полномасштабной воздушной операции с применением сотен самолетов, подавлением вражеской ПВО и установкой помех, то она покажется просто смешной. Нынешние модификации этих ракет могут быстро и эффективно уничтожать стационарные объекты противника: аэродромы, штабы, склады и узлы связи. Весьма успешно применялись «Томагавки» и против гражданской инфраструктуры противника.

Есть у нынешних модификаций «Топора» и недостатки:

невысокая скорость полета;
дальность полета конвенционной ракеты ниже, чем у КР с ядерной БЧ (2500 против 1600 км);
невозможность атаковать движущиеся цели.

Еще можно добавить, что КР не может маневрировать с большими перегрузками для противодействия системам ПВО, а также применять ложные цели.

В настоящий момент работы над модернизацией крылатой ракеты продолжаются. Они направлены на продление дальности ее полета, увеличение боевой части, а также над тем, чтобы сделать ракету еще «умнее». Последние модификации «Томагавков», по сути, являются настоящими БПЛА: они могут барражировать в заданном районе 3,5 часа, выбирая себе наиболее достойную «жертву». При этом все данные, собранные сенсорами КР, передаются в пункт управления.

Двигатель «Tomahawk»

Теперь следует сказать несколько слов о двигателе «Томагавка», ведь именно он отвечает за столь длительный полет на большую дистанцию. Ракета оснащена турбовентиляторным двигателем «F107-WR-402». Хоть его и нельзя назвать самым быстрым, но при этом он обеспечивает стабильный полет с хорошей скоростью.

К слову, при необходимости двигатель ракеты может быть оборудован специальным ракетным усилителем, который после использования сбрасывается по типу ступеней ракет-носителей.

А что с боеголовкой, спросите вы? Поскольку «Томагавк» является, по сути, модульной ракетой, ее головная часть может нести в себе как ядерный заряд, так и обычные взрывчатые компоненты.

К примеру, это может быть 450 килограмм взрывчатого вещества.

Или же кассетные бомбы, если есть необходимость уничтожения тяжело бронированной цели.

Победители конкурса

В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.

Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.

«Гранат» в ответ

Мероприятия по созданию нового поколения стратегических КР в США в начале 70-х не остались незамеченными руководством СССР. Постановлением Совмина от 8 декабря 1976 года было принято решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось разработать морские КР двух типов – малоразмерные дозвуковые, отстреливаемые из торпедных аппаратов (ТА) подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных пусковых установок (ПУ).

Создание дозвуковой КР было поручено свердловскому НПО «Новатор», возглавляемому Львом Люльевым. Разработка КР, являющейся аналогом американского «Томагавка», началась в 1976 году. Параллельно в МКБ «Радуга» стартовали работы над проектом КРВБ Х-55 (РКВ-500), являющейся аналогом американской AGM-86B ALCM. В 1984-м, на год позже американского «Томагавка», ракету 3К10 «Гранат» официально приняли на вооружение.

3М-10 или РК-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения. Оперение трехперьевое, цельноповоротное. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается.

Двухконтурный одновальный турбореактивный двигатель Р-95-300 с кольцевой камерой сгорания, разработанный под руководством главного конструктора Олега Фаворского, расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне. Р-95-300 развивает статическую взлетную тягу 4,0 kN, обладает поперечным размером 315 миллиметров и длиной 850 миллиметров при собственной массе 95 килограммов. Расход горючего Р-95-300 составляет 0,65 кг/кгс-ч – на уровне и даже чуть лучше своего американского аналога двухконтурного турбореактивного двигателя (ДТРД) Williams F-107 – WR-400 (0,685 кг/кгс-ч).

Р-95-300 создавался с учетом достаточно широкого полетного диапазона, свойственного КР, с возможностью маневра по высоте и скорости. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещенным в хвостовом коке ротора. В полете при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа. Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором мощностью 4кВт. Помимо обычных сортов топлива (авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других) для Р-95-300 разработали специальное синтетическое топливо Т-10 – децилин. Это высококалорийное токсичное соединение, с которым достигались максимальные характеристики ракеты. Особенностью Т-10 является его высокая текучесть, требующая тщательной герметизации и уплотнения всей топливной системы.

Центральную часть ракеты занимает огромный отсек – бак кессонного типа, внутри которого в герметичных проемах размещаются крыло, боевая часть, арматура и ряд других агрегатов. Объем бака – около 1000 литров. Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно конструктивной горизонтали изделия, фиксируясь с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации РК-55 становится асимметричной. Складным выполнено и хвостовое оперение, все поверхности которого являются рулевыми, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Фюзеляж ракеты полностью цельнометаллический (из сплава АМГ-6).

В конструкции реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. За счет небольшого миделя и чистоты обводов ракета имеет минимальную эффективную площадь рассеяния, что затрудняет ее обнаружение средствами ПВО. В поверхности корпуса нет контрастных щелей и острых кромок, двигатель укрыт фюзеляжем, широко использованы конструкционные и радиопоглощающие материалы. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита.

Окончание читайте в № 30, 2015 г.

Устройство и модификации

Ракета «Томагавк» представляет собой, по сути, беспилотный самолёт-снаряд. Это дозвуковой моноплан со складывающимися крыльями, оснащённый небольшим турбовентиляторным двигателем Williams F107. Стартует «беспилотник» при помощи крепящегося к хвосту твердотопливного ракетного двигателя (опытные авиационные модификации его не имели).

Конструкция ракеты модульная, что и обусловило разнообразие боевых частей и систем наведения. Теоретически, «Томагавк» вполне может использоваться, как беспилотный разведчик или доставлять куда-либо небольшие грузы. В разработке находились варианты для доставки кассетных боеприпасов, но в серию они не пошли.

Вариант RGM-109B(ракеты для субмарин имели индекс UGM) был противокорабельным и отличался от стратегического, в первую очередь, боеголовкой. Вместо ядерного заряда он нёс полубронебойную БЧ, а систему наведения по контуру местности заменили радиолокационной. Противокорабельный «Томагавк» мог выполнять примитивные манёвры уклонения.

Модификация RGM-109C предназначалась для уничтожения наземных целей в тылу врага. Она несла осколочно-фугасный заряд, содержащий 340 кг взрывчатого вещества. Для повышения точности её оснастили системой распознавания целей по изображению. После модернизации способ атаки цели изменился – на начальном этапе полёта «Томагавк», как и раньше, летит «на бреющем», а в конечной фазе взмывает вверх и пикирует на цель.

Альтернативный вариант позволяет подрывать заряд в воздухе, когда ракета пролетает над мишенью. Следующая модернизация ещё сильнее повысила точность внедрением системы спутниковой навигации. А за счёт замены взрывчатого вещества на более мощное соединение удалось снизить массу боевой части и тем поднять дальность.

Модель RGM-109E – «тактическая» серия, удешевлённой и облегчённой конструкции. Она потеряла возможность запуска из торпедных аппаратов (хотя субмарины с вертикальными шахтами вооружаться ей могут), зато она способна, за счёт применения устройства спутниковой связи, прямо в полёте менять цель.

В 1980-е ими довооружили линкоры «Айова» времён Второй Мировой. В 2000-е годы 4 стратегические субмарины «Огайо» переоборудовали в ударные – в шахтах от баллистических «Трайдентов» разместили более 600 «Томагавков».

Сухопутные «Томагавки» изначально должны были существовать в двух вариантах. Но от ПКР берегового базирования отказались ещё в процессе разработки. В итоге в строй встал только термоядерный вариант, запускаемый с подвижной установки, размещенной на шасси грузовика.

Большинство установок разместилось в Европе, и век их оказался недолог – все ликвидировали по условиям договора 1987 года. Хотя первый вариант авиационного «Томагавка» конкурса не прошёл, в 80-е годы его снова попытались предложить ВВС, как оружие средней дальности. Эта попытка тоже оказалась неудачной, проект был закрыт.

Операторы

 Австралия
 Бразилия
 Чили
 Финляндия
 Франция
 Япония
 Нидерланды
 Новая Зеландия
 Польша
 СССР
поставлялись по программе ленд-лиза с конца августа 1941 по декабрь 1944, всего было получено 2425 шт. (2097 шт. из США и 230 шт. из Великобритании), их первое боевое применение имело место в ноябре — декабре 1941 года. Полные ремкомплекты и запасные моторы по программе ленд-лиза в СССР не поставлялись (несмотря на просьбы советской стороны), в результате с весны 1942 года самолёты начали выходить из строя по техническому состоянию. В дальнейшем, до 40 истребителей P-40 были переоборудованы в авиамастерских 13-й воздушной армии Ленинградского фронта (на них установили советские авиадвигатели М-105П и М-105Р), ещё один P-40E был переоборудован в двухместный самолёт-разведчик. В ВВС РККА, среди пилотов, Р-40 получил название «чудо безмоторной авиации». Это объяснялось тем, что двигатель самолёта не был рассчитан на суровые климатические условия северной части Советского Союза (а именно на севере было дислоцировано большинство Р-40) и часто давал сбои. С другой стороны, советские пилоты постоянно использовали форсаж, в то время как по наставлению форсаж разрешалось использовать только в крайних случаях, так как постоянное использование форсажа пагубно влияет на двигатель, сильно сокращая его ресурс.
 Турция
 Великобритания
Китай

XP-40 в полёте.

Вид в три-четверти на раннюю модель P-40.

Модификации «Томагавков»

Принимая во внимание активное применение «Томагавков», военное руководство США поставило перед производителем задачу существенно удешевить свое изделие и улучшить некоторые из его характеристик. Так появился RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятый на вооружение в 2004 году

В этой ракете использовали более дешевый пластиковый корпус, более простой двигатель, что почти в два раза снизило ее стоимость. При этом «Топор» стал еще смертоноснее и опаснее.

На ракете использовали более совершенную электронику, она оснащена инерциальной системой наведения, системой TERCOM, а также DSMAC (с возможностью использования инфракрасной картинки местности) и GPS. Кроме того, тактический Tomahawk использует двухстороннюю спутниковую систему связи UHF, что позволяет перенацеливать оружие прямо в полете. Телекамера, установленная на КР, дает возможность оценивать состояние цели в реальном времени и принимать решения о продолжении атаки или ударе по другому объекту.

В настоящее время идет разработка «Томагавка» следующего поколения. Разработчики обещают устранить в новой ракете самый серьезный недостаток, присущий нынешним модификациям: невозможность поражать движущиеся морские и наземные цели. Кроме того, новый «Топор» будет оснащен современной РЛС миллиметрового диапазона.

«Tomahawk» – прошлое и настоящее

Всего, за всю историю существования «Томагавков» было разработано 7 разновидностей этих ракет. Часть из них снята со службы еще несколько десятков лет назад. Например, такая участь постигла комплексы, которые запускались с земли.

Что интересно, в прошлом маршрут первых моделей приходилось прокладывать за неделю до даты планируемой атаки при помощи воздушного картографирования, сделанного с самолета. Во время пуска оставалось только надеяться на то, что тактическая ситуация за это время не изменилась.

Не стоит на месте и техническое развитие данной модели ракеты. Так, в 2016 году Национальная лаборатория Лос-Аламоса представила разработку, позволяющую дополнительно увеличить боевую мощь «Томагавка» за счет несгоревшего топлива.

Также налаживание производства этих ракет позволило снизить стоимость до 650 тысяч долларов, вместо 1,5 миллионов в прошлом.

Вкупе с универсальностью, касающейся выполнения боевых задач, «Томагавк» можно смело называть одной из самых впечатляющих военных разработок последних лет.

Траектория полёта

Для ракеты «Томагавк», характеристики которой разработаны для нанесения скрытного внезапного удара, обе системы корректировки обеспечивают полет на малых высотах, используя рельеф местности как прикрытие. Такое решение повышает малозаметность, затрудняет обнаружение крылатых ракет США противником и увеличивает точность их попадания в цель.


Траектория полёта с использованием систем корректировки

  1. Старт.
  2. Район первой коррекции по системе TERCOM.
  3. Маршевый участок коррекция TERCOM с использованием системы NAVSTAR.
  4. Коррекция траектории по системе DSMAC.

На схеме видно, что на разных участках маршрута корректировку осуществляют разные системы, к тому же в этот процесс подключается спутник. На начальном и среднем участке работает инерциальная подсистема управления TERCOM. В её состав входят:

  • бортовой ЭВМ;
  • инерциальная платформа;
  • барометрический высотомер.


Принцип действия навигационных систем TERCOM и DSMAC Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов и трех акселерометров. Гироскопы нужны для измерения угловых отклонений ракеты в системе координат, а акселерометр определят ускорение этих отклонений. Подсистема обеспечивает определение места КР с точностью 0.8 км за 1 час полета.

На завершающем этапе включается система DSMAC. Она обеспечивает корректировку траектории непосредственно от сканирования рельефа и подведение ракеты к цели. В то время как система TERCOM сравнивает данные полученные со спутника с данными полученными непосредственно в полёте и при сопоставлении этих данных происходит корректировка дальности полета «Томагавка».

Конструкция и устройство

Ракета «Томагавк» выполнена по нормальной аэродинамической схеме (горизонтальное оперение, он же стабилизатор, расположено позади крыльев).


Пример нормальной аэродинамической схемы

Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, имеет форму цилиндра с овальным обтекателем головной части. Крылья и крестообразный стабилизатор способны складываться и утапливаться в корпус. Снизу расположен воздухозаборник. Для снижения заметности на весь корпус нанесено специальное покрытие.


Схема ракеты «Tomahawk» BGM-109

  1. Инфракрасный датчик переднего обзора.
  2. Блок подсистемы DSMAC.
  3. Канал связи.
  4. Иллюминатор подсистемы DSMAC.
  5. Боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом.
  6. Топливный бак и силовые приводы развертывания крыла.
  7. Воздухозаборник ТВРД и термобатарея.
  8. Маршевый ТВРД.
  9. Блок подсистемы TERCOM.

В головной части расположены инфракрасные датчики управления, блок подсистемы DSMAC и канал связи. Датчики обеспечивают наведение на цель, а при помощи DSMAC осуществляется корректировка завершающего этапа маршрута.

Канал связи, в соответствии с ТТХ «Томагавка», необходим для получения сигналов корректировки. На некоторых моделях ракет установлена инерциальная система наведения. При использовании этой системы маршрут создаётся заранее, его формируют на основе разведданных рельефа, и человек не участвует в управлении ракетой. То есть, она следует к цели автономно.

Позади головной части расположена боевая часть.

Ещё чуть сзади неё находится иллюминатор подсистемы DSMAC, необходимый для считывания данных с рельефа.

В хвостовом отделе расположены топливный бак, приводы для развёртывания крыльев, воздухозаборник, маршевые двигатели и ещё одна подсистема корректировки.

Устройство BGM-109 Tomahawk

Крылатая ракета «Томагавк» — это моноплан, оснащенный двумя небольшими складывающими крыльями в центральной части и крестообразным стабилизатором в хвостовой. Фюзеляж цилиндрической формы. Ракета имеет дозвуковую скорость полета.

Корпус состоит из алюминиевых сплавов и (или) специального пластика низкой радиолокационной заметности.

Система управления и наведения является комбинированной, она состоит из трех составляющих:

инерциальной;
по рельефу местности (TERCOM);
электронно-оптической (DSMAC);
с помощью GPS.

На противокорабельных модификациях стоит радиолокационная система наведения.

Для запуска ракет с подводных лодок используются торпедные аппараты (для старых модификаций) или специальные пусковые установки. Для пуска с надводных кораблей применяют специальные пусковые установки Мк143 или УВП Мк41.

В головной части КР расположена система наведения и управления полетом, за ней – боевая часть и топливный бак. В задней части ракеты находится двухконтурный турбореактивный двигатель с выдвижным воздухозаборником.

К хвостовой части крепится ускоритель, придающий начальное ускорение. Он выносит ракету на высоту 300-400 метров, после чего отделяется. Затем сбрасывается хвостовой обтекатель, раскрываются стабилизатор и крылья, включается маршевый двигатель. Ракета выходит на заданную высоту (15-50 м) и скорость (880 км/ч). Такая скорость является довольно небольшой для ракеты, но она позволяет наиболее экономно использовать топливо.

Боевая часть ракеты может быть самой разной: ядерной, полубронебойной, фугасно-осколочной, кассетной, проникающей или бетонобойной. Масса БЧ разных модификаций ракеты также различается.

Запуск крылатой ракеты

После поступления приказа на запуск начинается предполетная подготовка, которая должна занимать не более 20 минут. В этот же момент давление в торпедном аппарате сравнивается с таковым на глубине погружения, чтобы старту ракеты ничего не мешало.

Производится ввод всех необходимых для проведения стрельб данных. Когда поступает сигнал, гидравлика выталкивает ракету из шахты. На поверхность она всегда выходит под углом около 50 градусов, что достигается в результате работы систем стабилизации. Вскоре после этого пиропатроны сбрасывают обтекатели, раскрываются крылья и стабилизаторы, включается маршевый двигатель.

За это время ракета успевает взлететь на высоту приблизительно 600 м. На основном участке траектории высота полета не превышает 60 метров, а скорость — достигает 885 км/ч. Сперва наведение и курсовую корректировку осуществляет инерциальная система.

Эффективность применения

Эффективность применения достигается за счет:

  • малой заметности (использование радиопоглощающих покрытий и размеры значительно меньше самолета или межконтинентальной ракеты)
  • низкой высоты полета (большое количество мертвых зон средств обнаружения ПВО)
  • высокой точности (достаточно одной ракеты с обычным зарядом для уничтожения ракетной шахты)
  • достаточно высокой скорости (требующей быстрой реакции ПВО)
  • высокой надежности (отработанной и подтвержденной в Югославии и Ираке)
  • низкой стоимости (по сравнения с самолетами, межконтинентальными ракетами, стратегическими комплексами ПВО, РЛС)
  • высокой стратегической маневренности носителей при выборе направлений массовых ударов (специальные арктические корабли и АПЛ принятые на вооружение в 90-х годах и начале XXI века, базы на суверенных территориях расположенных в непосредственной близости от атакуемой страны)
  • массированного применения, гарантирующего уничтожение всех основных целей в сочетании с внезапностью (на вооружении приняты тысячи ракет, темпы принятия новых будут незначительно (5..10 %) сокращаться после 2007; время запуска рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить одновременное поражение целей)
  • большого срока службы, позволяющего накапливать большое количество ракет, одновременно находящихся на вооружении
  • низкой стоимости поддержания в боевом состоянии
  • не попадания под действие выполняющихся договоров о стратегических вооружениях
  • низкой заметности в оптическом диапазоне.

Все эти характеристики в совокупности с налаженной системой обнаружения АПЛ и создаваемой ПРО делают невозможным создание асимметричного дешевого ответа на угрозу упреждающего удара.

военное снаряжение

TLAM-D содержит 166 суббоеприпасов в 24 канистр: 22 канистры семи каждого, и две канистры шести каждого , чтобы соответствовать размерам планера. В суббоеприпасах такие же тип комбинированных эффектов боеприпасов малокалиберной бомбы используется в больших количествах в ВВС США с ЦБ-87 Комбинированных эффектами боеприпасом . В суббоеприпасах канистра разливает два за один раз, один на каждую сторону. Ракета может выполнять до пяти отдельных целевых сегментов , что позволяет ему атаковать несколько целей. Однако для того, чтобы достичь достаточной плотности покрытия , как правило , все 24 канистры разливают последовательно от задней стенки к передней.

История создания

В начале своей истории «Томагавки» задумывались как крылатые ракеты с подводным запуском.

1971 год — начало разработки ракет с подводным запуском. Было разработано два варианта крылатых ракет: тяжёлый и лёгкий.

1972 год — после нескольких тестов был выбран лёгкий вариант, для торпедных аппаратов. Несколько предприятий получили контракты на разработку SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile). Именно в этот период ракеты и получили своё прозвище — «Томагавк».

1974 год — отбор наиболее перспективных проектов для демонстрации, их оказалось всего два: BGM-109A от фирмы «Дженерал дайнемикс» и  BGM-110A от фирмы «Лин-Темко-Воут».

1976 год — в этом году начали пробные запуски. Прототип BGM-110A провалил два пуска из двух, в то время как оба пуска прототипа BGM-109A прошли безукоризненно. Нетрудно догадаться, что победителем конкурса стал второй прототип, а работы по первому были прекращены. В этом же году руководство проекта приняло решение о расширении возможности базирования ракет. Были созданы надводные и наземные варианты «Томагавков».

1980 год — проходят испытания AGM-109 (модификация BGM-109A воздушного базирования) и AGM-86B (модификация на основе BGM-109A). Победителем в испытаниях стала AGM-86B, а разработка AGM-109 воздушного базирования была остановлена. Но морская версия AGM-109 продолжала активно развиваться.

1980 год — первое надводное лётное испытание серийной модели ракеты BGM-109A Tomahawk с борта эсминца и подводной лодки. Оба пуска прошли успешно.

1983 год — после нескольких лет дополнительных испытаний и доработок КР Tomahawk прошла контрольные испытания и была принята на вооружение США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector