Сухой су-30 — sukhoi su-30

Вооружение

Член экипажа проверяет управляемые ракеты Р-27 и Р-73 на Су-30 во время гражданской войны в Сирии в октябре 2015 года.

Стационарно установленное артиллерийское вооружение в носовой части 1 х 30-мм автоматическая пушка ГРЯЗЕВ-ШИПУНОВ ГШ-301 (9А-4071К) с боекомплектом до 150 снарядов.

Зарядка пушки 8000 кг на двенадцати внешних станциях заряжания

Зенитно- ракетные комплексы 6 × АКУ / АПУ-470 по 1 ×  ГосМКБ Вымпел Р-27Р (АА-10 «Аламо-А») — полуактивные с радиолокационным наведением для средней дальности 2 × АКУ / Пусковые рельсы АПУ-470 по 1  шт. ГосМКБ Вымпел Р-27Т (АА-10 «Аламо-Б») — инфракрасное управление на средние дистанции 6 шт. Пусковых рельсов АКУ / АПУ-470 по каждому 1  шт. ГосМКБ Вымпел Р-27ЭР1 (АА -10 «Аламо-С») — полуактивный управляемый РЛС на большие расстояния 2 × АКУ / АПУ-470 пусковых рельсов на каждый 1 ×  ГосМКБ Вымпел Р-27ЭТ1 (АА-10 «Аламо-Д») — ИК- управляемый на дальние дистанции 6 × АКУ / АПУ-170 стартовых рельсов на каждый 1 ×  ГосМКБ Вымпел Р-77 / RWW-AE / RWW-SD (АА-12 «Сумматор») — активные радиолокационные на большие расстояния 6 × П-12 -1-Д стартовые рельсы для 1 ×  ГосМКБ Вымпел Р-73Р / Э / М2 (АА-11 «Лучник») — инфракрасное управление на короткие дистанции 2 × АКУ / АПУ-470 стартовых рельсов для 1 ×  ГосМКБ Вымпел Р-27П / Р-27ЭП1 (AA-10 «Аламо-Э / Ф») — пассивно управляемый для борьбы с самолетами ЭлоКа.

Крылатая ракета 2 пусковых рельса АКУ-58 для МКБ Радуга Ч-59МЭ «Овод» (АС-18 «Казоо») 4 пусковых рельса АКУ-58 для МКБ Радуга Ч-59МК «Овод» (АС-18 «Казоо» «))

Управляемые ракеты класса «воздух-земля» 6 пусковых планок АКУ-58М по 1  ГосМКБ «Вымпел Ч-29Л» (АС-14 «Кедж») каждая — 6 пусковых планок АКУ-58М с лазерным наведением для 1 ГосМКБ Вымпел Ч-29Т / ТЭ (АС-14 «Кедж») — 6 управляемых от телевизора пусковых планок АКУ-58 для « Звезды Стрела» Ч-31П «Тайфун» (АС-17 Криптон) — пассивная локация для управления РЛС 6 пусковых рельсов АКУ-58 для Звезды Стрела Ч-31А «Тайфун» (AS-17 Криптон) — активно управляемая радиолокационная система для боевых кораблей 4 × AKU-58 пусковые установки для Звезды Ч-35Э (SS-N-25 Switchblade) — активно управляемая радиолокатором для боевых кораблей

Неуправляемые ракеты класса «воздух-поверхность» 4 пусковых контейнера Б-8-О / М1 для 20 неуправляемых ракет «воздух-поверхность» С-8 ; Калибр 80 мм 4 пусковых контейнера Б-13Л для 5 неуправляемых ЗРК С-13 каждый ; Калибр 122 мм 4 × Пусковой контейнер ракеты ПУ-О-25 для неуправляемой ракеты класса «воздух-поверхность» С-25ОФМ ; Калибр 340 мм

Управляемые бомбы 3 × подвеска БД-4 на каждую 1 × ГНПП КАБ-1500 Л-Ф ( бомба с лазерным наведением 1500 кг) 3 × подвеска БД-4 на каждую 1 × ГНПП КАБ-1500С-Э (спутниковая навигационно- управляемая бомба 1500 кг) 3 × подвески БД-4 на каждую 1 × ГНПП КАБ-1500ТК / Кр (телеуправляемая бомба 1500 кг) 6 × подвеска БД-3У на каждую 1 × ГНПП КАБ-500 Д ( термобарическая бомба 500 кг с лазерным наведением ) 6 × Подвеска БД-3У на каждую 1 × ГНПП КАБ-500Л / ЛК / КР (500 кг бомба с лазерным наведением) 6 × Подвеска БД-3У на каждую 1 × ГНПП КАБ-500Т / КР (телеуправляемая 500 кг бомба) 6 × Подвеска БД-3У на каждую 1 × ГНПП КАБ-500С-Э (500-кг бомба спутникового наведения)

Свободнопадающие бомбы 8 × Базальт ФАБ-500М-62Т (500 кг осколочно-фугасная бомба свободного падения ) 8 × СБ-500 (зажигательная бомба 500 кг) 8 × РБК-500 ( кассетная бомба 500 кг ) 8 × ОДАБ — 500 ПМ ( аэрозольная бомба 500 кг ) 8 × БЕТАБ-500ШП ( противосклонная бомба 500 кг ) 3 × базальтовые КМГУ- 2 ( контейнер с суббоеприпасами 270 кг для малых бомб и мин) 4 × множественные бомбоносители МБД3-У6-68 каждый с 6 базальтовыми ФАБ-250М-62 (бомба свободного падения 250 кг, макс.28 бомб) 4 многозарядных бомбардировщика МБД3-У6-68 каждый по 6 ОФАБ-250-270 (бомба свободного падения 250 кг, макс. 28 бомб) 5 бомбоносителей МБД3-У6-68 с 4 бомбами РБК-250-275АО-1СЧ каждый (кассетная бомба 280 кг с бомбами АО-10, макс.20 бомб) 4 авианосца МБД3-У6- 68 с 6 × каждый базальтовый ФАБ-100 (бомба свободного падения 100 кг, макс. 28 бомб) 6 × многозарядные бомбардировщики МБД3-У6-68 с 5–6 × базальтовыми ОФАБ-100-120 (бомба свободного падения 100 кг , макс.32 бомбы) 8 учебных бомб П-50Т

Внешний контейнер 1 × Контейнер передачи данных Текон / Электрон-АПК-9Э для Ч-29, Ч-59 и КАБ-1500ТК 2 × Сорбзия / КНИРТИ SPS-171 / L005S «Сорбзия-С» Контейнер помех 2 × КНИРТИ L-175W » Чибины « Контейнер возмущений 1 × Контейнер возмущений КНИРТИ САП-14 2 × Контейнер возмущений КНИРТИ САП-518.

Популярный истребитель

В свою очередь, Су-30СМ2 является новой модификацией истребителя Су-30СМ, разработанного ОКБ Сухого. Это тяжёлый многоцелевой истребитель поколения 4++, предназначенный для завоевания господства в воздухе. Он был создан по заказу ВКС России на основе экспортного варианта Су-30МКИ, который был разработан в конце 1990-х годов для поставок в Индию.

  • Полёт пары истребителей Су-30СМ в ходе учения по ПВО

Максимальная взлётная масса Су-30СМ составляет 34,5 т при максимальной скорости 2125 км/ч. Полная боевая нагрузка истребителя — 8 т, он может нести шесть управляемых ракет для воздушного боя и авиационные бомбы массой до 500 кг. Также Су-30СМ оснащён 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-1.

«На Су-30СМ стоят двигатели с изменяемым вектором тяги, модули РЭБ «Хибины» последнего поколения, которые защищают его от оружия класса «воздух — воздух», зенитных управляемых ракет, РЛС «Барс», которая позволяет видеть различные цели и, соответственно, применять самолёту различные типы вооружения, в том числе ракеты класса «воздух — воздух», крылатые ракеты», — рассказал RT военный эксперт Алексей Леонков.

Также установлена электродистанционная система управления, которая позволяет самолёту с полным комплектом вооружения совершать фигуры высшего пилотажа, добавил Леонков. По словам специалиста, эта техника делает Су-30СМ многофункциональной боевой единицей.

Также по теме


«Никаких ограничений по боевому применению»: в чём преимущества российского Су-57 перед американским F-35

На воздушном параде 9 мая в небе над Москвой пролетит звено самолётов пятого поколения Су-57. Новейшая отечественная машина…

«Су-30СМ2 отличается от Су-30СМ тем, что на нём было изменено бортовое оборудование — теперь в состав силовой установки входят два двигателя АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Это значительно повысило его манёвренность во время воздушного боя. Данный истребитель претерпел изменения в связи с боевой эксплуатацией в Сирии», — рассказал Леонков.

Стоит отметить, что интерес к Су-30СМ, Су-30МКИ и других модификаций этой платформы проявляют целый ряд зарубежных заказчиков.

Так, в январе 2018 года во время турне министра обороны Сергея Шойгу по странам АТР была достигнута договорённость о продаже шести Су-30 Мьянме.

В начале 2019 года Минобороны Армении сообщило о планах закупить у России четыре истребителя Су-30СМ. В октябре 2019 года глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев сообщил, что РФ поставила восемь истребителей Су-30К в Анголу.

Одним из главных импортёров этого истребителя является Индия — модификация Су-30МКИ была создана именно по её заказу. К 2018 году на вооружении индийских войск состояло не менее 240 истребителей Сухого.

В июле 2019 года замдиректора ФСВТС Владимир Дрожжов сообщил, что Индия закупит у России ещё 18 истребителей Су-30МКИ. Кроме указанных стран, различные модификации истребителей Су-30МК и Су-30СМ эксплуатируют Китай, Вьетнам, Венесуэла и Алжир.

Модификации Су-30 пользуются большой популярностью у иностранных заказчиков из-за соотношения цены и качества, пояснил Юрий Кнутов.

«Индийские пилоты довольно хорошо владеют этим самолётом, их техники знают, как эти самолёты ремонтировать, отработаны вопросы запчастей, за счёт этого следующие поколения модификации Су-30 привлекательны для ВС Индии. Кроме того, последний конфликт Индии с Пакистаном продемонстрировал определённое достоинство российских самолётов, которые обладают сверхманёвренностью и могут уходить от любых самолётов и ракет», — подчеркнул эксперт.

В свою очередь, Су-30СМ2, полученные на основе этих самолётов, усилят боеспособность ВКС России и повысят её обороноспособность, считает Юрий Кнутов.

«Эти самолёты, находясь на вооружении ВКС РФ, позволят надёжно обеспечить безопасность российских границ, несмотря на то что США сейчас делают ставку на прорыв российских ПВО с использованием самолётов, имеющих технологию «стелс», — например F-35, F-22, B-2 Spirit и F-15. Россия принимает ответные меры и берёт на вооружение самолёты, которые имеют новейшие прицелы, ракеты повышенной дальности и обладают сверхманёвренностью», — подытожил эксперт.

Особенности истребитебя Су-30 и его технические характеристики

Боевой истребитель Су-30 является двухместной вариацией Су-27 и имеет технические возможности для выполнения сложных полетов с большой продолжительностью и дальностью. Экипаж такой машины состоит из летчика который выполняет пилотирование и управление вооружением ближнего боя, и летчика-оператора, решающего вопросы навигации, наблюдения за воздушной обстановкой дальнего боя. Помимо этого, второй член экипажа контролирует системы дальнего радиолокационного обнаружения для наведения их на цели, а также имеет возможность управления групповыми боевыми действиями звеньев самолетов, количеством до 4 машин.

На Су-30 установлены новые системы оборудования позволяющие существенно расширить его технические возможности и характеристики. К ним относятся:

  • система полетной дозаправки топлива, оснащенная выпускаемой штангой находящейся в отсеке перед кабиной;
  • радиосистема дальней навигации и наведения;
  • телевизионный широкоформатный индикатор тактической обстановки для координации групповых действий;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Высокую боевую эффективность Су-30 определяют его высокие маневренные характеристики при любых погодных условиях, возможность обнаружения воздушных целей на большой дальности, а также его индивидуальные ТТХ:

  • размах крыла – 14,7 м;
  • длина/высота – 21,94 м/6,36 м;
  • взлетная масса нормальная/максимальная, кг – 18800/33000;
  • дальность полета, км с одной дозаправкой/без дозаправки – 5200/3500;
  • скорость подъема – 330 м/с;
  • практический потолок подъема – 19500 м.

На сегодня сверх маневренный истребитель Су-30 – один из основных экспортных товаров военно-промышленного комплекса России

Внимание к истребителю проявляют Индия (в 2020 году планируют закупку 126 самолетов модифицированных Су-30), Венесуэла, Ангола, Алжир, Ирак (по состоянию на начало 2020 года получили 5 самолетов), КНР

Су-30

В 1986 году в СССР началась эксплуатация многоцелевого истребителя Су-27, но буквально через год военное руководство инициировало работы по его усовершенствованию. Из-за стремительного развития технологий изменения коснулись не только тактико-технических характеристик и оборудования самолета, но и концепции воздушного боя в целом. Использование радиолокационных станций (РЛС) с активной фазированной решеткой открыло для истребителя возможность не только вести воздушное сражение, но и руководить группой самолетов, взяв на себя некоторые функции машин ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Исходя из этого, руководство ПВО хотело получить машину, которая смогла бы выполнять функции перехватчика и использоваться как летающий командный пункт группы Су-27. Учитывая, что границы Советского Союза имели огромную протяжность, а аэродромов катастрофически не хватало, машина с указанными способностями была крайне необходима.

Военные предполагали, что для решения подобных задач наилучшим образом подойдет двухместный самолет. В качестве примера они приводили модель Су-27УБ – двухместную учебно-боевую версию, которая была оснащена дублированным управлением, но не уступала по возможностям базовой одноместной версии. Современное электронное и радиолокационное оборудование истребителей настолько многофункционально и сложно, что реализовать весь его потенциал в условиях скоротечного маневренного боя одному летчику очень непросто. Кроме того, наличие партнера рядом оказывает положительное психологическое воздействие в условиях длительного патрулирования. Предполагалось, что пока один летчик будет управлять машиной и вести бой на ближних дистанциях, второй сможет анализировать воздушную обстановку и руководить действиями всей боевой группы.

Работа над созданием двухместного самолета-перехватчика началась в ОКБ Сухого в конце 90-х. Как и предполагалось, роль базовой машины для модернизации сыграл Су-27УБ. Его выбор был обусловлен наличием двухместной кабины, десяти точек для подвески вооружения и объемных топливных баков. Чтобы дальность полета новой машины была еще более значительной, конструкторы снабдили ее оборудованием для дозаправки в воздухе. Первый прототип нового самолета получил название Т-10У-5.

Двухместный истребитель был оснащен новой системой дистанционного наблюдения и навигационным комплексом. Рабочее место командира группы было размещено в задней кабине. Его снабдили широкоформатным индикатором, который отображал всю необходимую информацию о воздушной обстановке (расположение группы, характеристики целей и прочие параметры).

Внешне новый истребитель практически не отличался от базовой версии. Он получил такие же технические параметры, отличную управляемость и высокий уровень надежности. В 1991 году в Иркутске машина, названная теперь уже Су-30, поступила в серийное производство.

Пользовательские состояния

Текущие пользователи

  •  Алжир — По состоянию на 2018 год на вооружении ВВС Алжира находится 44 Су-30МКА .
  •  Ангола — По состоянию на май 2019 года на вооружении ВВС Анголы находится 12 Су-30К . Эти самолеты были возвращены из Индии производителю Сухого в 2010 году. Там подержанные самолеты были отремонтированы и в 2013 году проданы Анголе.
  •  Китайская Народная Республика — По состоянию на январь 2018 года на вооружении ВВС Китая находится 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2 .
  •  Индия — По состоянию на декабрь 2018 года на вооружении ВВС Индии находится 240 Су-30МКИ , и в общей сложности заказано 272 Су-30МКИ.
  •  Индонезия — По состоянию на январь 2018 года 2 Су-30МК и 9 Су-3МК2 находятся на вооружении ВВС Индонезии .
  •  Казахстан — По состоянию на январь 2018 года на вооружении ВВС Казахстана находится 6 Су-30СМ .
  •  Малайзия — По состоянию на январь 2018 года на вооружении ВВС Малайзии находится 18 Су-30МКМ .
  •  Россия — По состоянию на январь 2019 года на вооружении ВВС и ВМФ находится 20 Су-30М2 и 114 Су-30СМ .
  •  Уганда — По состоянию на январь 2018 года на вооружении ВВС Уганды находится 6 Су-30МК2.
  •  Венесуэла — По состоянию на январь 2018 года на вооружении ВВС Венесуэлы находится 23 Су-30МКВ.
  •  Вьетнам — По состоянию на январь 2018 года на вооружении ВВС Вьетнама находится 35 Су-30МК2 .
  •  Беларусь — 12 Су-30СМ заказаны для ВВС Беларуси и будут поставлены до 2023 года.

Будущие пользователи

  •  Армения — В феврале 2019 года 4 Су-30СМ были заказаны для ВВС Армении и будут поставлены в 2020 году.
  •  Мьянма — В начале 2018 года для ВВС Мьянмы было заказано 6 Су-30СМЭ.

Модификации истребителя-бомбардировщика Су-30

  • Су-30 (1992 г., обозначение НАТО: Flanker-C) — базовая модель двухместного многоцелевого истребителя-бомбардировщика созданная на основе учебно-боевого истребителя Су-27УБ.
  • Су-30К (К — Коммерческий, 1993 г.) — коммерческий вариант Су-30 с системой дозаправки в полёте и спутниковой навигацией.
  • Су-30МК (МК — модернизированный, коммерческий, 1993 г.) — Су-30 с расширенной номенклатура вооружения, увеличенной с 4 до 8 тонн боевой нагрузкой, увеличенным на 1/3 ресурсом планера (до 3000 часов) и почти в два раза возросшим ресурсом двигателя (1500 часов). Взлетная масса возросла с 30 до 38,8 тонн.
  • Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский, 1997 г., обозначение НАТО: Flanker-H) — Су-30МК для Индии, отличался передним горизонтальным оперением, двигателем с отклоняемым вектором тяги, новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Вооружение одного из индийских Су-30.

  • Су-30КН (коммерческий, новый, 1999 г.) — тяжелый истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Телевизионные экраны индикаторов прямой видимости в кабинах пилотов заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи. В системе управления оружием добавлен вычислитель МВК для управления новыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
  • Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский, 1999 г., обозначение НАТО: Flanker-G) — Су-30МК для Китая? имеет расширенные возможности работы по наземным целям. БРЛС Н001ВЭ, двигатели — АЛ-31Ф.
  • Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий,индийский для Алжира) — Су-30МКИ для Алжира, отличался БРЛС Н011М.
  • Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) — Су-30МКИ для Малайзии, отличался БРЛС Н011М.
  • Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий-2, 2002 г.)— усовершенствованный Су-30МК с двигателями АЛ-31Ф и РЛС Н001.
  • Су-30МК2В (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) — Су-30МК2 для Вьетнама.
  • Су-30МК2V — Су-30МК2 для Венесуэлы.
  • Су-30М2 (2010 г.) — Су-30МК2 для ВВС России.
  • Су-30СМ (серийный модернизированный, 2012 г.) — Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП для ВВС России.

В шаге от пятого поколения: молодые наследники Су-27

С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого», было выпущено порядка 1500 самолетов этого типа, включая его модификации. На его базе были созданы такие машины, как многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК, самолет корабельного базирования Су-33, двухместный ударный самолет Су-34, многофункциональный одноместный истребитель Су-35С.

Эти машины находятся в шаге от пятого поколения истребителей и относятся к так называемому поколению «4+». Прежде всего, это прорыв в области сверхманевренности. Начался он в середине 1990-х годов, когда «сушки» стали оснащаться двигателями с управляемым вектором тяги. Новые двигатели в сочетании с новой системой управления существенно упростили пилотирование самолета и повысили его безопасность. Были преодолены проблемы «штопора» и сваливания.

Самолет Су-30СМ

Этими качествами в полной мере обладает многофункциональный истребитель Су-30МК. Исходно самолет был спроектирован в варианте для ВВС Индии, серийное производство этих машины было развернуто в 2000 году. На основе базового варианта было создано несколько новых модификаций: Су-30МКМ – для ВВС Малайзии, Су-30МКИ(А) – для ВВС Алжира. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году на эти истребители пересели «Русские витязи».

Самые молодые наследники Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлена новейшая РЛС «Ирбис» и более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.

Бомбардировщик Су-34 может атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Эти машины отличаются необычной для «сушек» кабиной пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов летчиков решено было посадить рядом.

Истребитель-бомбардировщик Су-30 — особенности и возможности

Многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-30 это дальнейшее развитие учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Впервые его показали публике в модификации Су-30МК (экспортный «Многоцелевой Коммерческий«) в 1993 г. на авиасалоне в Дубае.

Су-30 действительно многоцелевой самолет — и истребитель, и бомбардировщик, он не менее успешно справляется и с задачами дальнего истребителя-перехватчика, а с комплектом дополнительного оборудования, может использоваться его в качестве воздушного командного пункта. Как «командный» самолет, бортовой импульсно-допплеровкой РЛС он может одновременно выполнять наведение на цель до 4-х перехватчиков Су-27 (обязанности командира самолета в этом случае исполняет второй пилот).

Помимо основных задач, в зависимости от комплекта вооружения, Су-30 может использоваться в роли истребителя-штурмовика, истребителя-бомбардировщика и истребителя для завоевания превосходства в воздухе. Если сказать короче, «мастер на все руки» Су-30 может выполнять задачи «специалистов» типа Су-17, Су-24 и Су-27, при этом за счет лучших характеристик, справляется с ними в 2-2,5 раза эффективнее.


Чертеж многоцелевого истребителя-бомбардировщика Су-30

Если добавить к этому то, что модификация Су-30МКИ оснащена двигателями с поворотными соплами, обеспечивающими самолету т.н. «сверхманевренность», то Су-30 можно по праву назвать одним из лучших универсальных самолетов в мире.

По совокупности боевых качеств, истребители Су-30 последних моделей практически ни в чем не уступают истребителям пятого поколения, кроме разве что требований к малозаметности. Однако отсутствие «стелс»-технологий в конструкции Су-30 это не досадное недоразумение, а неизбежное следствие из роли выполняемой самолетом. Имея мощнейшие средства для радиолокационной разведки и выступая в роли координатора и наводчика для звена истребителей, Су-30 даже с точки зрения логики, не может быть «незаметным».


Истребитель-бомбардировщик Су-30СМ

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.

На самолете Су-30МК установлены ТРДФФ АЛ-31ФП, по своим характеристикам близкие двигателю АЛ-31Ф и имеющие систему управления вектором тяги. Интегрированная система управления самолетом и двигателем обеспечивает оптимальное отклонение аэродинамических рулевых поверхностей и поворотных сопел. Имеется убирающийся топливоприемник системы дозаправки топливом в полете. Возможна дозаправка одного Су-30 от другого, путём подвески под машину УПАЗ. Испытания Су-30 в качестве дозапращика шла на ОКБ Сухого на машине №01-01. До Су-30 (№ 01-01), система дозаправки была установлена на опытной спарке Су-27УБ (Т-10У-2) № 02-01. На ней она была собственно и отработана.

В шаге от пятого поколения: молодые наследники Су-27

С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого», было выпущено порядка 1500 самолетов этого типа, включая его модификации. На его базе были созданы такие машины, как многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК, самолет корабельного базирования Су-33, двухместный ударный самолет Су-34, многофункциональный одноместный истребитель Су-35С.

Эти машины находятся в шаге от пятого поколения истребителей и относятся к так называемому поколению «4+». Прежде всего, это прорыв в области сверхманевренности. Начался он в середине 1990-х годов, когда «сушки» стали оснащаться двигателями с управляемым вектором тяги. Новые двигатели в сочетании с новой системой управления существенно упростили пилотирование самолета и повысили его безопасность. Были преодолены проблемы «штопора» и сваливания.


Самолет Су-30СМ

Этими качествами в полной мере обладает многофункциональный истребитель Су-30МК. Исходно самолет был спроектирован в варианте для ВВС Индии, серийное производство этих машины было развернуто в 2000 году. На основе базового варианта было создано несколько новых модификаций: Су-30МКМ – для ВВС Малайзии, Су-30МКИ(А) – для ВВС Алжира. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году на эти истребители пересели «Русские витязи».

Самые молодые наследники Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлена новейшая РЛС «Ирбис» и более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.

Бомбардировщик Су-34 может атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Эти машины отличаются необычной для «сушек» кабиной пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов летчиков решено было посадить рядом.

Операторы


Карта с операторами Су-30 синим цветом

 Алжир

ВВС Алжира — 58 Су-30МКА на вооружении, еще 16 заказано.

 Ангола

ВВС Анголы — на вооружении 12 Су-30К.

 Армения

ВВС Армении — 4 Су-30СМ на вооружении.

 Беларусь

ВВС Беларуси — 4 Су-30СМ на вооружении по состоянию на ноябрь 2019 г., заказано 12.

 Индия

ВВС Индии — на вооружении 272 Су-30МКИ, еще 12 заказано.

 Индонезия

ВВС Индонезии — на вооружении 11 Су-30МК2.

 Казахстан

ВВС Казахстана — 12 Су-30СМ на складе по состоянию на декабрь 2018 года, две новые поставки — в ноябре и декабре 2020 года.

 Малайзия

Королевские ВВС Малайзии — 18 Су-30МКМ на вооружении.

 Мьянма

ВВС Мьянмы — 6 Су-30СМЭ заказаны в 2018 году.

 Китайская Народная Республика
  • ВВС Народно-освободительной армии — 73 Су-30МКК на вооружении.
  • Военно-морские силы Народно-освободительной армии — 24 Су-30МК2 на вооружении.
 Россия
  • ВВС России — на вооружении 19 Су-30М2 и 92 Су-30СМ.
  • Морская авиация России — 22+ Су-30СМ на вооружении, 21 Су-30СМ2 в заказе, всего запланировано 50 самолетов.
 Уганда

ВВС Уганды — 6 Су-30МК2 на вооружении.

 Венесуэла

ВВС Венесуэлы — на вооружении 22 Су-30МКВ.

 Вьетнам

ВВС Вьетнама — 35 Су-30МК2 на вооружении.

Кабина

Одной из главных особенностей самолета является кабина, в которой летчики располагаются тандемом (один за другим). Наличие бортовой радиоэлектронной станции, оснащенной фазированной решеткой, позволяет обнаруживать и сопровождать одновременно до 15 объектов. При этом четыре из них можно одновременно атаковать. Работу пилотов упрощают системы индикации на лобовом стекле и нашлемного целеуказания. Кабина также оснащается мультифункциональными жидкокристаллическими дисплеями. Благодаря всему этому летчики постоянно пребывают в полной осведомленности о воздушной обстановке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector