Славные подвиги танкистов великой отечественной войны. видео
Содержание:
- Зиновий Колобанов
- Потрясающий анимационный фильм-реконструкция: «Колобанов. Бой под Войсковицами». Авторы фильма дизайн студия «Дар»
- Книга о подвиге Колобанова.
- Медаль Колобанова в игре world of tanks
- Знаменитые танкисты Великой Отечественной войны 1941-1945 – от 15 до 19 побед
- Подвиг Зиновия Колобанова
- Зиновий Колобанов
- Рейд Т-28 через Минск
- Дмитрий Лавриненко
- Сергей Мыльников. Неожиданный маневр
- Курт Книспель
- Олег Касков. Когда нельзя проиграть
- Фото КВ-2
- Курт Книспель
- Дмитрий Лавриненко
- Лётчики – герои Сталинградской битвы
- Крейтон Абрамс
- Угнать танк и остаться в живых – уникальный случай
- Михаэль Виттман
- Итоги
Зиновий Колобанов
Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гинесса. 20 августа 1941 года 5 танков роты старшего лейтенанта Колобанова уничтожили 43 немецких танка, 22 из них было подбито в течении получаса.
Колобанов грамотно выстроил оборонительную позицию. Замаскированные танки Колобанова встретили танковую колонну немцев залпами. Сразу же были остановлены 3 головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. Немцы были лишены возможности маневра и не смогли выйти из сектора обстрела.
Танк Колобанова подвергся массированному обстрелу. За время боя он выдержал более чем 150 прямых попаданий, но крепкая броня КВ-1 выстояла.
Потрясающий анимационный фильм-реконструкция: «Колобанов. Бой под Войсковицами». Авторы фильма дизайн студия «Дар»
Книга о подвиге Колобанова.
«Подвиг танкиста» – книга о герое отечественной войны Зиновии Григорьевиче Колобанове. Подробно рассказывает о бое роты из пяти тяжелых танков под его командованием на подступах к Красногвардейску. Издание богато иллюстрировано изображениями штабных оперативных карт. Дополнено аналитическими материалами и фотографиями. Книга будет интересна как широкому читателю, так и специалистам-историкам. Автор книги Александр Степанов.
Медаль Колобанова в игре world of tanks
Медаль Колобанова — это одна из самых желанных наград в World of Tanks. Для получения необходимо остаться в бою в одиночку против пяти соперников и победить.
Также читайте статью: «Вездеход» — первый русский танк или машина Пороховщикова
Знаменитые танкисты Великой Отечественной войны 1941-1945 – от 15 до 19 побед
20 танкистов Великой Отечественной войны подбили от 15 до 19 гитлеровских танков и самоходок. Пятеро из них воевали на тяжёлых танках КВ или ИС. Трое командовали экипажами самоходных орудий. Один – Леонид Дружинин – воевал на американском M4А2 Sherman. Остальные командовали Т-34 разных модификаций.
Его танк был назван в честь 65-летней москвички Марии Иосифовны Орловой, которая потратила на его изготовление все семейные сбережения и драгоценности. Эта женщина проводила на фронт мужа, троих сыновей и дочь. Двое её сыновей не вернулись с войны.
Знаменитый танк в ГСВГ
Танк «Мать-Родина» дошёл до Берлина и был установлен в одной из воинских частей Группы советских войск в Германии на постамент, сделанный из гранитной плиты, с которой выступал Гитлер. Во время вывода контингента советских войск из Германии танк вывезли в Россию. Он стоит в п. Котельники Люберецкого района Московской обл. у школы, в которой действует Музей боевой славы 17-й механизиованной бригады. Именно в её составе сражался Т-34/85 «Мать-Родина».
Подвиг Зиновия Колобанова
В августе 1941 немецкие части прорвали фронт и двигались к Ленинграду. Зачастую немцы не встречали сопротивления и стремительно продвигались колоннами по дорогам. Возникла угроза захвата немцами Гатчины. Сил для обороны города почти не было, на оборону бросили всего лишь одну танковую роту под командованием Зиновия Колобанова, накануне получившую 5 танков КВ, только что выпущенных в Ленинграде. Этими танками нужно было перекрыть три дороги, ведущие к городу. Колобанов принял решение отправить по две машины на крайние дороги, а сам с одним танком занял позицию на центральной.
Колобанов с экипажем
Колобанов грамотно выбрал позицию на участке, где с обоих сторон дороги находилась заболоченная местность, а сам танк был тщательно замаскирован. 20 августа появились немцы. Начали они с разведки — пролетела немецкая авиация, проехали мотоциклисты, но замаскированный танк им обнаружить не удалось. Наконец появилась немецкая танковая колонна. Подпустив врага, КВ открыл огонь. Сначала были уничтожены первая и последняя машина, затем Колобанов стал методично расстреливать остальные. Не сразу сообразив, откуда по ним стреляют, немцы, наконец, обнаружили КВ и открыли ответный огонь. Но всё было бесполезно. Через 30 минут все 22 немецких танка были уничтожены, а затем та же участь постигла и противотанковые пушки, пытавшиеся стрелять из хвоста колонны. Хотя танк понёс повреждения, была заклинена башня, разбиты приборы наблюдения, броня выдержала. После боя на ней насчитали более 100 попаданий. Всего же рота Колобанова за этот день уничтожила 43 танка противника.
Зиновий Колобанов
Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гинесса. 20 августа 1941 года 5 танков роты старшего лейтенанта Колобанова уничтожили 43 немецких танка, 22 из них было подбито в течении получаса.
Колобанов грамотно выстроил оборонительную позицию.
Замаскированные танки Колобанова встретили танковую колонну немцев залпами. Сразу же были остановлены 3 головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. Немцы были лишены возможности маневра и не смогли выйти из сектора обстрела.
Танк Колобанова подвергся массированному обстрелу. За время боя он выдержал более чем 150 прямых попаданий, но крепкая броня КВ-1 выстояла.
Рейд Т-28 через Минск
30-е годы были временем экспериментов в танкостроении. Одним из плодов этих экспериментов было появление многобашенных танков. Сначала такие машины появились на Западе. А затем и в СССР появились трёхбашенный Т-28 и пятибашенный Т-35. «Сухопутные линкоры», как тогда их называли, эффектно выглядели на парадах, но вскоре стало ясно, что для реальной войны они годятся плохо. Огромные размеры делали танки отличной мишенью, а броню из-за больших размеров нельзя было сделать толстой. Выпуск многобашенных танков был прекращён, но к началу войны часть танков всё ещё находилась на вооружении Красной Армии.
Т-28
Большая часть многобашенных танков была потеряна в самом начале войны, но с одним Т-28 связана поистине удивительная история. 26 августа старший сержант Дмитрий Иванович Малько вернулся в Минск, на склад, которым он заведовал. Здесь оставались 2 броневика и один танк Т-28, только что прошедший капитальный ремонт. В городе полным ходом шла эвакуация, прорвавшие фронт немецкие части уже подходили к Минску. У танка не было экипажа, поэтому его было положено подорвать, но Малько стало жалко танк, и он добился разрешения забрать его с собой. Усевшись на место механика-водителя, он двинулся с отступавшими советскими частями на восток. По дороге танк пришлось ремонтировать, и из-за этого, а также из-за нескольких других происшествий Малько опоздал. Оказалось, что двигаться дальше некуда — дорога на восток уже перерезана немцами. Но Малько всё равно не стал бросать танк. По дороге он встретил майора и 4 молодых солдат, которые и пополнили экипаж танка. Все вместе решили реализовать поистине безумную идею — вернуться назад и прорваться к своим через уже оккупированный немцами Минск. В брошенном военном городке пополнили запасы топлива и боеприпасов, а затем двинулись к Минску.
Был уже полдень 3 июля 1941 года, немцы уже несколько дней находились в городе. У них даже не возникло мыслей о том, что появившийся на дороге Т-28 — не какой-нибудь трофей, а танк с советскими танкистами. Возможно, двигаясь без шума, действительно можно было проехать через Минск и вернуться к своим на танке, но у танкистов были другие планы.
Первую цель экипаж Т-28 нашёл у ликёроводочного завода. Рядом с ним немцы сгружали в грузовик ящики со спиртным. Но попробовать его немцам не удалось — около 20 фашистов погибли под пулемётным огнём. Двинувшись дальше, танкисты увидели двигавшуюся навстречу колонну мотоциклистов. Вскоре вся она была раздавлена и расстреляна пулемётным огнём.
Но самое худшее ожидало фашистов в центре города. Доехав туда, танкисты увидели, что улица забита вражескими солдатами и техникой. Т-28 открыл шквальный огонь из всех башен. Немцы в панике разбегались, вражеские машины были объяты пламенем. Проехав дальше, танк расстрелял немецкую технику и солдат в парке. Снаряды почти закончились, но уже близко была окраина города, а позади танка остались сотни трупов фашистов.
Однако прорваться танкистам всё же не удалось. Уже на самой окраине Минска танк встретила противотанковая батарея. Несколько снарядов срикошетили от брони, но один-таки пробил её, попав в моторное отделение. Танк остановился, немцы открыли огонь из автоматов. Из шести человек экипажа трое погибли, один попал в плен к немцам, но двоим удалось спастись, в т. ч. и Дмитрию Ивановичу Малько. Более того, ему удалось перебраться через линию фронта и вернуться к своим. Он продолжил воевать на танке и встретил победу в звании старшего лейтенанта, заместителем командира танковой роты. Более подробно всю историю о Минском рейде, рассказанную героем от первого лица, можно прочитать тут.
Дмитрий Лавриненко
Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танковым асом Второй мировой войны. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941 года он уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. Успешность Лавриненко можно объяснить его решительностью и боевой смекалкой. Воюя в меньшинстве против превосходящих сил противника, Лавриненко удавалось выходить из почти безвыходных ситуаций. Всего ему довелось участвовать в 28 танковых боях, трижды он горел в танке.
19 октября 1941 года танк Лавриненко отстоял от немецкого вторжения Серпухов. Его Т-34 в одиночку уничтожил моторизованную колонну противника, которая наступала но шоссе из Малоярославца на Серпухов. В том бою Лавриненко, кроме боевых трофеев, удалось раздобыть и важные документы.
5 декабря 1941 года советский танковый ас был представлен к званию Героя Советского Союза. Уже тогда на его счету числилось 47 уничтоженных танков. Но танкиста наградили только орденом Ленина. Однако к тому времени, когда должно было состояться награждение, его уже не было в живых.
Сергей Мыльников. Неожиданный маневр
8 августа 2008 года сержант Сергей Мыльников находился в составе российской миротворческой группы, защищавшей осетинский народ от геноцида. В уличном бою в столице Южной Осетии Цхинвале экипаж Т-72 под командованием Мыльникова уничтожил 2 танка и 3 единицы легкой бронетехники, таким образом танкисты обеспечили прорыв к окруженным миротворцам и спасли их от уничтожения. Но бой на этом не закончился. Мыльников до последнего держал оборону, и только после того, как машина получила четыре прямых попадания, экипаж покинул танк. Кольцо грузинских войск вокруг миротворцев сжималось.
Было принято решение отходить навстречу нашим войскам. Однако из-за ожесточенного огня противника сделать это было невозможно. Тогда сержант Мыльников вернулся в свой поврежденный и безоружный танк и на максимальной скорости двинулся навстречу врагу. Такой неожиданный маневр сделал свое дело. В панике противник бросился врассыпную. Именно это позволило российскому миротворческому батальону прорваться к своим и вынести раненых и погибших.
Курт Книспель
Курт Книпсель считается самым результативным танковым асом Второй мировой войны. На его счету почти 170 танков, однако не все из его побед до сих пор являются подтвержденными. За годы войны он уничтожил 126 танков в качестве наводчика (20 неподтвержденных), в качестве командира тяжелого танка — 42 танка противника (10 неподтвержденных).
Книпсель четыре раза был представлен к Рыцарскому кресту, но так и не получил этой награды. Биографы танкиста связывают это с его непростым характером. Историк Франц Куровский в своей книге о Книпселе пишет о нескольких инцидентах, в которых тот показывал далеко не самую лучшую дисциплину. В частности — вступился за избиваемого советского солдата и подрался с немецким офицером.
Олег Касков. Когда нельзя проиграть
4 апреля 1996 года в Чечне в районе Ведено мотострелковая колонна с танковым охранением под командованием старшего лейтенанта Каскова попала в засаду. Олег Касков был контужен, наводчик и механик-водитель тяжело ранены. Казалось, этот бой уже проигран. Но, собрав волю в кулак, старший лейтенант вытащил раненых из танка и оказал им первую помощь.
Затем Касков ликвидировал пожар в боевом отделении танка и, заняв место наводчика, прямым попаданием поразил наиболее опасную для колонны позицию противника. Танкист до последнего снаряда прикрывал выход колонны из зоны обстрела. В 1997 году за мужество и героизм при выполнении специального задания Олегу Каскову присвоено звание Героя России.
Фото КВ-2
Советский танк КВ-2 с башней МТ-1, застрявший в речке Зиедаплис (Zieduplis). Танк захвачен немецкими войсками 24.06.1941 года. На башне и маске орудия большое количество следов от попаданий снарядов малого калибра. Танк из состава 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса 11-й армии Северо-Западного фронта. Возможно, этот танк был потерян в районе городка Шета в 17 км востоку от города Кедайняй в Литве. Машина выпуска июля—августа 1940 года.
Танк КВ-2 из состава 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии 1-го механизированного корпуса, подбитый в бою за город Остров 5 июля 1941 года. Серийный номер машины Б-4754. В сохранившихся актах на списание о танке КВ-2 №4754 говорилось следующее: «Танк был подбит – перебита гусеница, которая свалилась. Снарядом пробита боковая бронь трансмиссии и повреждены тяги управления и бортовые фрикционы, движение танка было невозможно. Так как подбитые и горевшие танки забили проездную часть моста, отход был невозможен ввиду подбитого управления танка и свалившийся гусеницы, и танку не было возможности развернуться. Командир батальона дал приказание выйти из танка, а сам остался в машине для выведения танка из строя. Дальнейшая судьба капитана Русанова до сих пор не известна, остальной экипаж вернулся в часть. Поле боя немедленно было занято противником и эвакуация оставшейся машины с поля боя стала невозможна.» По данным ОБД «Мемориал», капитан Иван Иванович Русанов из 6-го танкового полка погиб 5 июля 1941 года. На других фотографиях этого танка видно обгоревшее тело погибшего советского танкиста — с большой долей вероятности это и есть И.И. Русанов.
Советский танк КВ-2, завязший в грязи около Витебского аэродрома. На заднем плане фото виден остов советского самолета, разбитая аэродромная техника и немецкий бомбардировщик Do.17Z. Предположительно на фотографии тяжелый танк КВ-2 (заводской номер Б-4712) из состава 1-го танкового батальона 28-го танкового полка 14-й танковой дивизии 7-го механизированного корпуса Западного фронта. В начале июля 1941 г., после ремонта двигателя под Смоленском, танк принял участие в обороне города Витебск: огнем препятствовал переправе немцев через железнодорожный мост, подбив 8 танков противника и израсходовав 2 боекомплекта. После этого боя танк был направлен для пополнения заправки, но по дороге был снова брошен в бой, без снарядов. Экипажу удалось повредить два танка и одно орудие противника, но серьезные повреждения получил и сам КВ – пробиты радиаторы, повреждена смотровая щель механика-водителя, в результате попадания снаряда пробита броня башни, погибли 2 члена экипажа – лейтенант Климычев и младший сержант Климов. При выходе из атаки танк увяз в грязи, из за отсутствия средств эвакуации и сильного огня противника танк эвакуировать не смогли, при выходе из машины пропали без вести два заряжающих.
Советский тяжелый танк КВ-2, провалившийся с мостиком в селе Пелча в районе Дубно. Машина выпуска ноября—декабря 1940 года из 12-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. На башне след попадания фугасного снаряда. Возможно, позднее танк был взорван, так как имеется ряд снимков без крыши башни и со стволом в положении отката.
Немецкий солдат рядом с советским тяжелым танком КВ-2, опрокинувшимся с железнодорожной платформы на станции Лида. Танк выпуска мая-июня 1941 года, предназначался для 29-й танковой дивизии 11-го механизированного корпуса Западного фронта и был отправлен 17 июня 1941 года из Ленинграда в Гродно в числе других двадцати КВ-2. Однако в связи с началом войны до места назначения эшелон с танками не дошел. При разгрузке на станции Лида танк опрокинули с платформы на пути. В дальнейшем, он был убран с путей и оттащен к другим захваченным КВ-2, где и стоял довольно длительное время.
Курт Книспель
Курт Книпсель считается самым результативным танковым асом Второй мировой войны. На его счету почти 170 танков, однако не все из его побед до сих пор являются подтвержденными. За годы войны он уничтожил 126 танков в качестве наводчика (20 неподтвержденных), в качестве командира тяжелого танка — 42 танка противника (10 неподтвержденных).
Книпсель четыре раза был представлен к Рыцарскому кресту, но так и не получил этой награды. Биографы танкиста связывают это с его непростым характером. Историк Франц Куровский в своей книге о Книпселе пишет о нескольких инцидентах, в которых тот показывал далеко не самую лучшую дисциплину. В частности — вступился за избиваемого советского солдата и подрался с немецким офицером.
Дмитрий Лавриненко
Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танковым асом Второй мировой войны. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941 года он уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. Успешность Лавриненко можно объяснить его решительностью и боевой смекалкой. Воюя в меньшинстве против превосходящих сил противника, Лавриненко удавалось выходить из почти безвыходных ситуаций. Всего ему довелось участвовать в 28 танковых боях, трижды он горел в танке.
19 октября 1941 года танк Лавриненко отстоял от немецкого вторжения Серпухов. Его Т-34 в одиночку уничтожил моторизованную колонну противника, которая наступала но шоссе из Малоярославца на Серпухов. В том бою Лавриненко, кроме боевых трофеев, удалось раздобыть и важные документы.
5 декабря 1941 года советский танковый ас был представлен к званию Героя Советского Союза. Уже тогда на его счету числилось 47 уничтоженных танков. Но танкиста наградили только орденом Ленина. Однако к тому времени, когда должно было состояться награждение, его уже не было в живых.
Лётчики – герои Сталинградской битвы
Одна из больших и оживлённых улиц современного Волгограда, расположенная в самом крупном спальном районе города Семь Ветров, носит имя 8-й воздушной армии. Многие советские лётчики, родом из самых разных регионов страны, навсегда стали героями Сталинграда, и их имена неразрывно связаны с городом на Волге.
Лейтенант Алкидов Владимир, 22 года
Награду ему утвердили в августе 42-го, однако вручать её было некому: Алкидов был сбит под Калачом-на Дону, раненый выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Из госпиталя для военнопленных в Миллерово лётчик сбежал, и до 11 декабря 1942 г. скрывался у мирных жителей.
Потом был выдан предателями-полицаями, попал в лагерь, откуда 21 декабря совершил второй побег. Длительная проверка чекистов позволила ему вернуться за штурвал истребителя лишь 29 декабря 1944 г. В итоге, Алкидов успел поучаствовать в советско-японской войне (август 1945-го), где завоевал орден Красной Звезды.
Прожил до 62 лет (1982).
Сталинградский аэродром Гумрак, 1942 год
Майор Землянский Владимир, 35 лет, посмертно
Лётчик-штурмовик Владимир Васильевич Землянский под Сталинградом повторил широко известный смертельный подвиг Николая Гастелло. Именно Землянский производил штурмовку первых немецких танков, прорвавшихся к Сталинграду. В районе Яблоновой балки 7 августа 1942 г. его самолёт подбили, и герой направил свою горящую машину на скопление боевой техники врага, погибнув при взрыве.
Крейтон Абрамс
Нужно сказать, что мастера танкового боя были не только в немецких и советских войсках. Были свои «асы» и у союзников. Их них можно отметить Крейтона Абрамса. Его имя сохранилось в истории, знаменитый американский танк М1 назван в честь него.
Абрамс был тем, кто организовал танковый прорыв от нормандского побережья до реки Мозель. Танковые части Крейтона Абрамса дошли до Рейна, при поддержке пехоты спасли окруженную немцами десантную группу в немецком тылу.
На счету частей Абрамса около 300 единиц техники, правда, по большей части не танков, а грузовиков снабжения, бронетранспортеров и прочей вспомогательной техники. Количество подбитых танков среди «трофеев» частей Абрамса невелико — примерно 15, из них 6 числится лично за командиром.
Угнать танк и остаться в живых – уникальный случай
7 июля 1943 года командование дало приказ разведчикам под руководством Дмитрия Закревского раздобыть карты и другие важные документы о местонахождении боевых частей противника.
На следующее утро разведчики выдвинулись к линии фронта на бронетранспортёрах. Недалеко от нейтральной линии бойцы спешились и дальше пошли ползком. Так они прошли все немецкие заставы и часовых. В отряде было 11 человек: военфельдшер Быстрицкий, красноармеец Доброедов, ефрейтор Иванников, старший сержант Калинин, младший лейтенант Косик, старший сержант Минин, красноармеец Новиков, старший сержант Плешкевич, сержант Подоляев, сержант Семенов и старший сержант Семинец.
Подлинная фотография Закревского Дмитрия и его товарища Иванникова
Достигнув заданной точки, солдаты заметили какую-то тёмную гору, накрытую брезентом. Под брезентом оказался танк с включённой внутри лампой. Однако никого поблизости и внутри не было. Зато после того, как младший лейтенант Косик залез в танк, он обнаружил маленькие портативные немецкие карты с размеченными фашистскими позициями, и секретные документы. Недолго думая, командир группы приказал забрать машину вместе с её содержимым. Танк может рассказать не меньше, чем секретные документы вермахта. Косик проверил двигатель и другие ходовые элементы – всё было в рабочем состоянии.
Разведчики завели мотор и поехали. Конечно, поднялся шум, немцы не поняли, что происходит, почему танк покинул своё прежнее место дислокации. Началась беспорядочная стрельба. Но ни один немец не смог подойти к танку на близкое расстояние: наши солдаты окружили его и вели обстрел. Большим преимуществом сыграло то, что танк был серым, и в ночи его не было видно. Фашисты быстро потеряли его из виду.
Подвиг подвигом, а как воспримут немецкий танк свои
Этот вопрос волновал командира группы. Поэтому, чтобы красноармейцы не начали обстрел, разведчики достали красный немецкий флаг со свастикой и стали размахивать только красной его частью, чтобы свастики не было видно. Более того, танк вёл стрельбу из пулемёта в сторону фашистов, что тоже сыграло свою роль. Советская армия приняла танк без боя.
Немецкий танк ПЗ 4, на котором подъехал Закревский со своим отрядом (цветная фотография для наглядности)
Михаэль Виттман
Михаэля Виттмана, в отличие от Курта Книпселя, было удобно делать героем Рейха, даже несмотря на то, что не все в его «геройской» биографии было чисто. Так, он утверждал, что во время зимних боев на Украине в 1943-1944 годах уничтожил 70 советских танков. За это 14 января 1944 года он получил внеочередное звание и был награжден Рыцарским крестом и дубовыми листьями к нему, однако по истечении некоторого времени выяснилось, что на этом участке фронта РККА вовсе не располагало танками, а Виттман уничтожил две «тридцатьчетверки», захваченных немцами и состоявших на службе Вермахта. Экипаж Виттмана в темноте не разглядел опознавательных знаков на башнях танков, и принял их за советские. Тем не менее, немецким командованием было решено не афишировать эту историю.
Виттман принимал участие в боях на Курской дуге, где, по его словам, уничтожил 28 советских самоходных орудий и около 30 танков.
Итоги
Мы не упомянули о большом количестве бронетехники, применявшейся во время Великой Отечественной войны, но отметили самые интересные и выдающиеся образцы.
Стоит выделить основные черты самых удачных танков Второй Мировой:
- простота, технологичность, дешевизна производства, благодаря чему достигалась массовость;
- хорошая подвижность, позволяющая применять машину в любых условиях;
- броня средней толщины под наклоном, благодаря чему масса оставалась в разумных пределах при достаточном уровне защиты;
- пушка среднего калибра, способная поражать цели в лобовую проекцию с достаточной точностью, при этом обладать высокой скоростью перезарядки и большим возимым боекомплектом.
Часто возникает вопрос о том, есть ли лучший танк Великой Отечественной войны. На него сложно ответить без предвзятости, поскольку были образцы техники, которая могла бы претендовать на это звание, но пострадала из-за обстоятельств вроде неправильного применения или проблем на производстве.
Тем не менее, лучшим по совокупности характеристик можно назвать советский Т-34 и это вряд ли станет для кого-то сюрпризом.
Да, он страдал из-за низкого качества запчастей, условия работы экипажа нельзя было назвать комфортными, броня не спасала от немецких пушек второй половины войны, а орудие временами оказывалось бессильным против лобовой брони немецких тяжёлых бронированных боевых машин.
Но концепция среднего танка, защищённого наклонной бронёй, обладающего достаточной подвижностью и огневой мощью, оказалась настолько удачна, что немцы сделали Пантеру, попытавшись воплотить своё видение сильных сторон Т-34.
Позже появились могучие советские ИС-2, ИС-3, немецкий Королевский Тигр, началась разработка Е-серии и Мауса, но именно средние танки, ставшие компромиссом всех важных характеристик, завоевали популярность в Великой Отечественной войне и после неё, эволюционировав, в итоге, в ОБТ.