Tiger i

Разновидности

Ранняя производственная серия Тигра получила название PzKpfW VI Ausf. H. Она отличалась тропической системой для двигателя, облегчавшей эксплуатацию в горячем климате пустыни, таком, с каким сталкивались в Северной Африке. Также он мог преодолевать водные препятствия довольно большой глубины вброд. PzKpfW VI Ausf. E стал новой модификацией и заменил собой предшественника, начиная с февраля 1944 года. По немецким традициям корпус Тигра был использован для создания других машин, обеспечивающих потребности армии. Например, была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ), позволявшая буксировать поврежденные танки, с которыми не справлялись по причине большого веса обычные тягачи. Ведущий танк существовал как «Бефехлспэнзер Тайгер» с дополнительным оборудованием связи, командирская версия «Befehlspanzer» и штурмовое орудие «Sturmtiger» имевшее морскую пушку калибра380 мм и предназначенное для разрушения долговременных укреплений.

Конструкция

При создании бронеавтомобиля «Тигр» инженеры из ЗАО «ПКТ» взяли за основу вышеупомянутый HMMWV, но часть элементов разработана полностью с нуля, а другая взята из основ бронетранспортера БТР-80 и автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-3937 «Водник».

Кузов и платформа

Компоновка классическая капотная – спереди находится моторное пространство, далее расположена кабина, а за ней десантный отсек, отделенный броневой переборкой.

В военной комплектации бронезащита кузова интегрирована в каркас – вместо обшивки броневыми панелями, как на большинстве бронеавтомобилей, борта и крыша кузова изготавливаются непосредственно из катаной гомогенной стали толщиной от 5 до 7 мм в зависимости от модификации. Такая защита выдерживает выстрел обычным (не бронебойным) боеприпасом с близкого расстояния из любого ручного стрелкового оружия калибром 7.62 мм.

Кстати, защищается только кузов пассажирского и десантного отделения – капот изготовлен из обычной стали, и хватит пары выстрелов, чтобы вывести автомобиль из строя. К тому же у него полностью отсутствует противоминная защита (от подрыва), являющаяся стандартом для современной военной техники такого класса, поэтому даже небольшой фугас гарантированно уничтожит и машину, и десант в ней.

В штатской версии кузов изготавливается из обычной стали, поэтому гражданский Тигр намного легче военного собрата – «всего» 3.5 тонны, в то время как у бронеавтомобиля она составляет от 5.3 до 7.6 т.

Интерьер

Рассматривать оснащение военной версии нет смысла – любой армейский автомобиль имеет простой и утилитарный салон, что вполне логично, ведь военная техника должна быть, в первую очередь, функциональной.

Но в гражданской версии разработчики уделили оснащению салона больше внимания. Вместо простых каркасных сидений, устанавливаются удобные кресла с кожаной обивкой. На передней панели, кроме стандартных приборов, размещается дисплей мультимедийной системы, все элементы зашиты качественным пластиком. Также имеются электропакет, регулировка сидений, парктроник и кондиционер.

Люксовая версия салона в гражданском варианте

Но несмотря на приличные размеры, ГАЗ-2330 Тигр страдает той же болезнью, что и знаменитый «Хаммер» — по центру салона идет громадный туннель трансмиссии, поэтому сзади с комфортом может разместиться только 2 человека, тогда как почти все трехдверные внедорожники рассчитаны на пятерых, не говоря уже о современных люксовых моделях с семиместным салоном.

Двигатели и трансмиссия

Отечественный двигатель изготавливается на Ярославском заводе, а моторы Cummins поставляются из КНР, где производятся по лицензии. Несмотря на приличный объем и высокий крутящий момент около 700 Нм, моторы слишком слабые даже для гражданской версии весом в 3500 кг, не говоря о более тяжелой военной. Те же арабы, изначально заказавшие «Тигр», в своем варианте Nimr устанавливают турбированный дизель MTU 6R 106 мощностью 325 л. с.

Расход топлива у Тигра впечатляет. В гражданской версии, благодаря снижению полной массы почти в два раза, удалось довести его до 20-25 л/100 км в городе и до 15 л на трассе. Но у военных образцов показатель составляет 35-40 л/100 км – непозволительно много для колесной техники.

Ходовая часть

Машина Тигр имеет привод на все колеса. В военной версии используется 5-ступенчатая механическая трансмиссия, в гражданском варианте предлагается возможность установки 4-диапазонного автомата. Также имеется раздаточная коробка с блокировкой межосевого дифференциала, а оба моста оборудуются самоблокирующими межколесными дифференциалами.

Торсионная подвеска во многом идентична устанавливающейся в БТР-80. Она оснащается гидравлическими амортизаторами со стабилизаторами поперечной устойчивости и легко переносит любые нагрузки. Колеса типоразмера 335/80 R20 изготавливаются из прочной резины и имеют усиленный корд, а благодаря системе автоматической подкачки могут приспосабливаться к преодолению различных преград. Кстати, в гражданской версии эта система тоже используется.

Боеприпасы Тигра

Снаряды орудия были подобны снарядам к своему предшественнику — зенитной пушке. Существенно различали их лишь электрический спуск и полуавтоматический затвор у Тигра. Танк обычно нес около 92 снарядов на борту, хоть иногда их число и доходило до 100. Обычно половина снарядов была осколочно-фугасного типа, а остальная состояла из бронебойного, подкалиберного и кумулятивного типов. Орудие имело превосходную баллистику и могло поражать цели на огромных дистанциях. Рекомендовалось стрелять максимум на 2500 метров по неподвижным целям, однако, в июле 1944 года наводчик из экипажа командира 3-й роты 506-го тяжелого танкового батальона гауптмана Ваккера поразил танк Т-34, находившийся на дистанции 3600 метров. И это был далеко не единичный случай. Таким образом, танк Тигр имел возможность уничтожать своих врагов с таких расстояний, с которых те ему не были способны что либо сделать.

Двигатель и трансмиссия

Королевский Тигр массой 68 тонн, приводил в движение четырёхтактный V12 Майбах HL 230 P30, развивающий 700 л.с. Мощность развивалась при 3000 об/мин, хотя обычно танк эксплуатировался при 2500-2600 об/мин., дающих около 600 л.с.

Трансмиссия тяжёлого Тигр 2 была весьма сложной и значительно увеличивала высоту танка из-за карданного вала, соединяющего между двигатель сзади и трансмиссию спереди. Коробка передач имела 8 передних передач и 4 задние, встроенный стояночный тормоз. Благодаря сервоприводу, работа механика-водителя была значительно облегчена, за счёт переключения передач рычажком и автоматизации работы фрикциона.

Тигр: описание и фотографии

Тигров отличает гибкое, мускулистое тело и круглая голова с выпуклым лбом, выразительными глазами и небольшими, но чуткими к звукам ушами. Тигры прекрасно видят в темноте, а по утверждению ученых, могут различать цвета. Бенгальский и амурский тигры являются самыми крупными в своем виде. Размеры этих тигров могут достигать 2,5-2,9 метров в длину (без учета хвоста), а вес тигров этого вида достигает 275-320 кг. Высота тигра в холке составляет 1,15 м. Средний вес взрослого самца составляет 180-250 кг.

Согласно официальным данным, рекордный зафиксированный вес самого большого тигра (бенгальского) составлял 388,7 кг.

При этом самки обычно меньше самцов по размеру.

Упругие усы тигра белого цвета растут в 4-5 рядов, обрамляя тигриную морду. Острыми клыками длиной до 8 см тигр легко расправляется со своей добычей.

Особые ороговевшие выступы сбоку подвижного языка помогают разделывать тушу убитого животного, а также служат вспомогательным средством гигиены. У взрослых млекопитающих имеется по 30 зубов.

На передних лапах тигра находятся 5 пальцев, на задних лапах их всего 4, на каждом пальце расположены втяжные когти.

Уши тигра небольшие и имеют округлую форму. Зрачок животного круглый, радужка имеет желтый цвет.

Южные виды тигров обладают коротким и плотным волосяным покровом, северные собратья более пушистые.

В окраске животных превалирует цвет ржавчины с красным или коричневым оттенком, грудь и живот гораздо светлее, а порой и вовсе белые.

Исключительной красотой тигр обязан темно-коричневым или абсолютно черным полосам, расположенным по всему телу. Полосы тигра имеют характерные заостренные окончания, иногда раздваиваются, затем вновь соединяются. Обычно у животного имеется более 100 полос.

Длинный хвост, покрытый кольцами полосок, на конце всегда имеет черный цвет. Полосы тигра расположены уникально, как отпечатки пальца человека, и служат зверю отличным камуфляжем.

След самца тигра более длинный и вытянутый, чем у самки. Длина следа у самца составляет 15-16 см, ширина 13-14 см. Длина следа самки тигра достигает 14-15 см, а ширина 11-13 см.

Рев тигра слышен на расстоянии почти 3 километров.

Несмотря на солидный вес, тигры могут развивать скорость до 60 км/ч независимо от окружающего ландшафта.

Продолжительность жизни зверя в неволе составляет примерно 15 лет.

История автомобиля

Прототипную версию машины начали создавать в завершении 1990-х годов. Она была основана на семействе, которое неплохо смогло себя зарекомендовать (например, БТР-80). Когда шла середина первого десятилетия нового века, автомобилем заинтересовалось российское управление министерства внутренних дел, вслед чего, он пошел на серийное производство.

Серийное производство необычного транспортного средства смогло освоить Армавирское машиностроительное предприятие, которое и по сегодняшний день, продолжает производить данные внедорожные автомобили. Есть много видео того, как работает данное транспортное средство.

Конечным потребителем была фирма King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB). Она принадлежит иорданскому королю Абдуле II. Исполняла и координировала проект дочерняя компания ГАЗа, ЗАО «Промышленные компьютерные технологии».

Дебютные варианты модели Tiger HMTV представили в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Перед разработчиками была поставлена задача сконструировать простую в производстве, но надежную в обиходе машину, которая могла бы без особых трудностей справиться с тяжелыми условиями в пустыне, ведь Хаммеры очень часто выходили из строя.

Они с ней справились. Как раз, в качестве будущей бронемашины был взят Hummer, а к проекту решили подключить несколько российских заводов. В кратчайшие сроки заказ смогли выполнить – разработали бронированную и небронированную версию автомобиля.

Выпущенная версия получила наименование ГАЗ-2975 «Тигр». Машина получила использованные узлы, вместе с компонентами БТР-80. Также кое-что решили взять из бронированной машины «Водник».

Машины покупателю пришлись по душе, однако в итоге, документы на поставку модели так и не были подписаны. Зато в Иордании, в Аль Дулайле объединенная арабо-иорданская компания Advanced Industries of Arabia (AIA, 80% акций у BJG) решила начать с лета (июнь) 2005 года выпуск похожих бронемашин Nimr в разных вариантах.

Поэтому у Горьковского автомобильного завода осталась разработанная и готовая к серийному выпуску машина. На предприятии собрали несколько моделей 2-й серии, где была иная внешность и интерьер. Как раз они под наименованием ГАЗ-233034 «Тигр», были продемонстрированы на выставке MIMS-2002.

ГАЗ-233034

Вслед за тем, как пара опытных образцов машин пришли в московское отделение СОБРа в качестве опытного эксплуатирования, автомобилем начали интересоваться в руководстве Министерства внутренних дел Российской Федерации. Позднее, именно министерство стало заказчиком «Тигра».

Выпуск транспортных средств в серийном порядке организовали на Арзамасском машиностроительном заводе, где их производят по настоящее время. Горьковский автомобильный завод больше не производит машины «Тигр».

Характеристики «Королевского Тигра»

Примечателен и тот факт, что «Королевским» танк называли, как правило, в СССР и союзнических государствах, когда в самом Третьем Рейхе боевую машину именовали как «Тигр Б» или «Тигр II». Компоновка «Королевского Тигра» была вполне обычная для немецкого танкового производства – переднее расположение трансмиссии с задним расположением двигателя. Для придания прочности их обычно крепили при помощи сложных шипованных соединений. При этом Германия несла ощутимые затраты на производство одного танка: по времени на изготовление требовалось 2 недели, а по ресурсам – 119,7 тонн стали, чуть меньше половины уходило в «стружку», для сравнения «Пантера» требовала только 77,5 тонн металла.

Корпус «Королевского Тигра» практически был идентичен с корпусом «Пантеры»: использовались броневые листы толщиной 150 – 250 мм. Чтобы было удобно демонтировать и ремонтировать агрегаты трансмиссии, переднюю часть крыши сделали съемной. Башня диаметра 1850 мм изготавливалась из бронелистов 40-180 мм, соединенных креплениями типа «ласточкин хвост». Сперва боекомплект составлял 77 выстрелов, после чего этот показатель довели до 84 выстрела. Кроме основного грозного орудия танк получил два 7,92-мм пулемета MG-34.

Производство

Тигр стал первым тяжелым танком Вермахта. Возможно, его создание было бы отсрочено на неопределенный срок, но средний танк PzKpfw IV Ausf. E-F по всем характеристикам уступал советскому Т-34, и для успеха предприятия армия Третьего рейха отчаянно нуждалась в сильной и мощной машине.

Третьим рейхом был объявлен конкурс на лучшую модель тяжелого танка с массой не менее 30 тонн и орудием, расположенным в башне над корпусом.

Одновременно с проектированием заявленной модели нового тяжелого танка занимался Фердинанд Порше. Новатор в области автомобилестроения, он был на хорошем счету у Гитлера и только начинал свой путь в строительстве танков.

По характеристикам надежности и проходимости победил танк «Хеншель». Танк Порше, помимо сложной конструкции, предполагал для своей работы такие редкие материалы, как медь, что исключало потоковое производство.

Башню танка, однако, позаимствовали у модели Порше, поскольку заказанные «Хеншелем» башни не успели изготовить в срок.

История

Создание

Первые работы по созданию танка «Тигр» начались в 1938 году. К этому моменту на вооружении Вермахта вообще не было тяжёлых танков прорыва, аналогичных по назначению советским Т-35 или французским Char B1. С другой стороны, в планируемой военной доктрине (опробованной позже в Польше и во Франции) тяжёлым малоподвижным машинам практически не было места, поэтому требования военных к такого рода танку были довольно расплывчаты. Тем не менее, Эрвин Адерс, один из ведущих конструкторов фирмы «Хеншель» (Henschel) начал проработку 30-тонного «танка прорыва» (Durchbruchwagen). В течение 1939—41 гг. фирма «Хеншель» построила два опытных образца, известных под обозначениями DW1 и DW2. Первый из прототипов был без башни, на второй устанавливалась башня от серийного Panzerkampfwagen IV. Толщина брони прототипов не превышала 50 мм.

После нападения Третьего Рейха на Советский Союз немецким военным стала очевидной необходимость качественного усиления танкового парка Вермахта. Немецкий средний танк Panzerkampfwagen IV последних модификаций E и F на тот момент cильно уступал по основным характеристикам советскому среднему танку (в немецкой классификации тех лет Mittlererschwerer — среднетяжёлому) Т-34 выпуска 1941 года. Аналога КВ-1 в Вермахте не было совсем. Хотя за счёт высокого мастерства экипажей, хорошего насыщения танковых частей артиллерией сопровождения, отличному взаимодействию с авиацией немецкие войска более чем успешно выводили из строя как Т-34, так и КВ, в значительном числе боевых эпизодов в руках грамотных советских танкистов «тридцатьчетвёрки» и КВ наглядно показали, что хорошая обзорность, отличная эргономика всё же не компенсируют полностью слабое бронирование и вооружение «четвёрок». C преодолением хаоса и неразберихи в Красной Армии эти машины стали представлять всё большую угрозу для солдат Вермахта. Кроме того, по ходу войны немецким войскам всё чаще приходилось сталкиваться с заранее подготовленной обороной противника, где необходимость тяжёлого танка прорыва уже не подвергалась сомнению. Решение возникших задач разделилось на два направления — модернизацию уже существующих образцов бронетехники (Panzerkampfwagen III и Panzerkampwfagen IV) и ускоренному созданию своего аналога советского КВ-1.

Вскоре после нападения на СССР конструкторским бюро двух известных машиностроительных фирм — «Хеншель» и «Порше» поступили тактико-технические требования на тяжёлый танк прорыва проектной массой 45 тонн. В распоряжении главы первого КБ Эрвина Адерса уже был значительный багаж наработок по DW1 и DW2, тогда как возглавлявший «конкурентов» Фердинанд Порше только пробовал себя в танкостроении. Представление опытных образцов было приурочено к 20 апреля 1942 года — дню рождения фюрера, времени на разработку и постройку прототипов было немного. Эрвин Адерс и сотрудники его КБ пошли по традиционному пути немецкой танкостроительной школы, выбрав для нового тяжёлого танка ту же компоновочную схему, что и у Panzerkampfwagen IV и применив на танке новое изобретение конструктора Г. Книпкампа — «шахматное» расположение опорных катков в четыре ряда. До того оно применялось только на тягачах и бронетранспортёрах фирмы «Ханомаг», использование его для танка было новшеством в мировом танкостроении. Таким образом была успешно решена задача повышения плавности хода, а следовательно и повышения точности стрельбы на ходу. Фердинанд Порше, более известный в то время новаторскими работами в области автомобилестроения (в т. ч. спортивного), попытался перенести свой подход в новую область. На его прототипе были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссия. Однако по сравнению с прототипом фирмы «Хеншель» машина Ф. Порше была конструктивно сложнее и требовала больше дефицитных материалов, в частности меди. На последней удачной конструкцией оказалась башня, которую без особых изменений позаимствовали «конкуренты».

По результатам показа прототипов фюреру и последующих тестов на Куммерсдорфском полигоне военным руководством Третьего Рейха был выбран прототип фирмы «Хеншель», несмотря на личное покровительство фюрером Ф. Порше. Под наименованием PzKpfw VI Ausf H «Тигр» он был запущен в серийное производство. Общее количество выпущенных машин — 1355 единиц.

История создания

В 1941 году, после начала большой войны с СССР, нацистская Германия столкнулась с огромной проблемой: советские танки намного превосходили немецкие. А раз техника у противника лучше, значит, и победа достанется ему. Конечно, Гитлеру этого совсем не хотелось, в отношении страны Советов у него были совершенно другие планы. Поэтому был отдан приказ создать такие танки, которые привели бы в ужас всю Европу и Россию вместе взятые

Особое внимание надлежало уделить тяжелым танкам. Были разработаны Пантеры, которые во время войны показали себя с лучшей стороны

Но и враг не дремал — техника союзников постоянно совершенствовалась. Поэтому был предложен вариант создания тяжелого танка Тигр, который считался на тот момент одним из самых сильных и непробиваемых.

Однако Гитлеру и высшему военному руководству хотелось поставить на танк пушку 88 мм, которую невозможно было расположить на другие военные танки. Кроме того, информация от пленных советских офицеров показывала Германии не очень приятную картину — военный потенциал СССР был огромным. Поэтому страна озаботилась созданием такого танка, который был бы оснащен мощным и современным оружием, броня была бы непробиваемой (почти), технические характеристики были бы самыми современными. На мощность двигателя, гусеницы и прочие движущиеся детали инженеры не обращали внимания — предполагалось, что новый танк будет стоять на месте (скрытым от противника, разумеется), с помощью оптического прицела расстреливать соперников на поле боя с дальнего расстояния.

Первые разработки нового танка начались в 1942 году под руководством Ф. Порше, автоконструктора, основателя автомобильного завода Порше. За основу были взяты танки Тигр, но броня стала более тяжелой. Кроме того, Порше планировал поставить на новое орудие более мощную пушку — 105 или 150 мм. Конечно, не он один участвовал в соревновании за создание танка — компания «Хеншель» также не осталась в стороне, представила Гитлеру свои чертежи, и в 1943 году с ней был подписан контракт. Разумеется, проект Порше не стали отклонять совсем — его завод к тому времени уже разработал башни с пушками, которые отлично вписались бы в новую модель танка. Так на свет появился Королевский Тигр (Königstiger), получивший мировую известность, как танк Тигр II.

Первые полсотни танков были оснащены пушкой 88 мм и башней от Порше. В 1944 году модель танка поменялась — от образа Порше отказались совсем, используя башни более простой конфигурации. Броня (особенно лобовая) стала еще толще, что делало танк практически неуязвимым. Также поверхность машины была обмазана циммеритом, чтобы защитить танк от ручных противотанковых мин.

Вооружение было масштабным для того времени — пушка 88 мм пробивала с дальнего расстояния (4 км) любой вражеский танк. Но, конечно, были и отрицательные стороны — слишком длинный ствол пушки, ее вес значительно усложняли заряд снарядов. Всего в базе было до 80 снарядов (точное количество зависело от типа башни, ее вместимости).

Двигатель был мощный — 700 лошадиных сил. Гусеницы и катки обеспечивали плавность движения танка, отличную проходимость (хотя в условиях российского бездорожья немецкие механики хлебнули с этой машиной горя). Кроме того, перевозка Тигра доставляла дополнительные неудобства — гусеницы надо было менять каждый раз, когда танк перевозился по железной дороге. Это в разы замедляло скорость переброски машин.

Вечный танк

Помимо легенды о танке «Белый тигр», существует и еще одна легенда о танке — возможно, на истории о «Тигре» и основанная. Она немножко поближе уже к дням сегодняшним — речь идет о периоде Первой чеченской войны. Как и во время Великой Отечественной, как и танк «Белый тигр», в Чечне тоже действовал свой танк-призрак — его прозвали «Вечным». Он тоже появлялся из ниоткуда, тоже был неуязвим для снарядов противника, так же внезапно исчезал. Вот только, в отличие от своего собрата, танка «Белый тигр», «Вечный танк» воевал на нашей стороне — он защищал наших ребят, попавших в беду — возникая всегда именно в тот момент, когда была нужна помощь, которой, казалось, было неоткуда ждать.

Еще одна деталь сближает эти два танка: «Белый тигр» был белым весь, танк чеченской войны имел на башне белую полосу — правда, уже закопченную, что косвенно указывает на тот факт, что танк горел — а значит, является призраком. А вот в другом вопросе эти два танка различаются: модель танка «Белый тигр» — Т-6, модель «Вечного танка» — Т-80. Первый — против нас, второй — за нас. Отличий хватает, но и схожего много: помимо вышесказанного, экипаж «Вечного танка» также никто никогда не видел. Поэтому, конечно, нельзя утверждать стопроцентно, но можно предположить, что одна легенда базируется на другой; и если исходить из версии, что все это — красивые выдумки, то первая была создана с явной целью запугивания, устрашения, а вторая же, наоборот, для придания сил, уверенности, надежды.

Характеристика

Выше упоминалось, что конструкторы получили задание спроектировать танк в сорок пять тонн, тем не менее готовое изделие имело боевую массу в пятьдесят семь тонн. Тяжелый танк по классификации, рассчитанный на пять человек, за годы службы (а их всего лишь три) он был выпущен в размере более чем тысяча триста экземпляров. А масштабы его впечатляли: более шести метров в длину (и еще два с небольшим – 88-миллиметровая пушка), почти четыре — ширина, три — высота. Немаленькая махина! Да еще и поражало цель на расстоянии до двух километров! «Тиграм» не было надобности подъезжать к противнику вплотную, чтобы расстрелять его, как это делали другие танки. По прямой хорошей дороге «Тигр» мог развивать скорость до сорока четырех километров в час (вдвое медленнее он ехал по бездорожью). Один такой танк обходился Германии в несколько раз дороже любого другого более раннего производства (ну и менее мощного, конечно же). Впоследствии на базе «Тигров» переоборудовались и другие машины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector