Основной боевой танк т-80 уд «береза»

B-92С2 – двигатель для танка Т-90.

В-92С2 – V-образный четырёхтактный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель, используемый на танках Т-90, а так же на новейших Т-72Б3.

История создания

B-92С2 является продолжателем семейства двигателей В-2, история создания которых уходит в далекие 30-ые годы прошлого века. Конечно, современный двигатель это уже совсем другой агрегат, однако его габариты и рабочий объем остаются прежними уже более 80-ти лет. Изначально он разрабатывался для применения на бомбардировщиках, но модель получилась настолько удачная, что после ряда доработок его начали устанавливать и на танки.

Различные улучшенные модификации этого двигателя устанавливались на многие советские танки. Непосредственно на Т-90 изначально устанавливался двигатель В-84, однако уже при его создании было понятно, что он до конца не раскрывает все возможности танка. Разработка 92-ой модели затянулась, так как попала на 90-ые годы прошлого века, когда стране было явно не до танковых дизелей. Первые испытания начались в конце 90-ых годов, а в 2000 году он был принят для эксплуатации и пошёл в серийное производство. С того времени на всех новых танках Т-90 используется двигатель B-92С2.

Общее описание

B-92С2 самый современный на данный момент серийный танковый двигатель в России, глубокая модернизация двигателя В-2. Выпускается на Челябинском Тракторном Заводе.

Танковый двигатель существенно отличается от двигателей гражданского назначения. Если основной задачей гражданских моделей является большой моторесурс, то для военной машины на передний план выходит надежность в любых условиях, удельная мощность и многотопливность. Для работы B-92С2 используются различные виды дизельного топлива, каждый из которых лучше всего подходит для определенной местности и температуры окружающей среды. При крайней необходимости допускается даже использование авиационного топлива некоторых типов, но ресурс двигателя при этом очень страдает. В двигателе используется жидкостное охлаждение, а благодаря удачному расположению, которое предотвращает сильный нагрев корпуса, снижается заметность для систем ИК-наведения.

Удельная мощность составляет примерно 22 л.с./т, что является практически идеальным показателем, ведь при большей удельной мощности расходуется большее количество горючего, при этом танк не выигрывает в ходовых качествах и маневренности. Но именно по этому показателю данный двигатель не подойдет для новейшего танка Армата, так как тот заметно тяжелее Т-90.

В конструкции двигателя используются алюминиевые сплавы, что существенно уменьшает общий вес двигателя. Так же для повышения ресурса клапаны изготавливаются из хромомолибденовой стали.

Применение

Двигатель B-92С2 устанавливается на Т-90А и более поздние модификации танка, выпущенные после 2004 года, а так же на новейшие модификации Т-72Б3

Несмотря на отличные показатели надежности, B-92С2 все-таки имеет некоторые ограничения по использованию:

  • Температура воздуха -40/50 градусов (при использовании арктического дизельного топлива до -50 градусов)
  • Высота над уровнем моря не более 3000 м
  • Относительная влажность не более 98% при температуре 20 градусов
  • Максимальный продольный угол наклона не более 25 градусов
  • Максимальный поперечный угол наклона не более 30 градусов

Технические характеристики

Габариты

  • Длина – 1560
  • Высота — 950
  • Масса: 1020 кг
  • Объём: 38,8 литров

Рабочие характеристики

  • Мощность двигателя — 736 кВт (1000 л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент – 3920 Н.м.
  • Запас по крутящему моменту: 25%
  • Удельный расход топлива: 156 г/л.с.*ч
  • Удельная мощность двигателя: — 0,98 л.с./кг
  • Количество цилиндров — 12
  • Диаметр цилиндра: 150,0 мм
  • Ход поршня в цилиндре: с главным шатуном: 180,0 мм
  • с прицепным шатуном: 186,7 мм

Моторесурс – 1200 часов.

Форсированная модификация

После серьёзной модернизации танков Т-72 и Т-90 назрел вопрос о недостаточной мощности устанавливаемых для них двигателей. Для создания абсолютно новой модели может потребоваться достаточно много времени, поэтому было решено в очередной раз усовершенствовать проверенный годами агрегат. Новый двигатель получил обозначение B-92С2Ф (форсированный).

Максимальная мощность выросла до 1130 л.с. Картер, коленчатый вал, шатунно-поршневую группу пришлось серьезно усилить, чтобы они могли стабильно и надежно работать на повышенных режимах. Серьезным улучшением подверглись турбокомпрессор, система охлаждение и выпускная система. Однако у форсирования есть и недостаток, ведь за повышенную мощность приходится платить сокращение моторесурса двигателя, который теперь ровняется 1000 часам.

ТТХ

Бронирование

  • Тип брони – гетерогенная катаная высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) – 35/60° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) – 45/−30° и 15/−81° мм/град;
  • Борт корпуса – 25/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) – 15/76° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) – 25/−44° мм/град;
  • Днище – 10 мм;
  • Крыша корпуса – 15 мм;
  • Маска орудия – 35 мм;
  • Борт башни – 35/5° мм/град;
  • Крыша башни – 10 и 15 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки – 94-100;
  • Углы ВН: −8…+65°
  • Углы ГН – 360°;
  • Прицел – ТМФ-1, К-8Т;
  • Пулемёты – 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателей – спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные;
  • Мощность двигателей – 2 × 85 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 320 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 250 км;
  • Удельная мощность – 14,6 л.с./т;
  • Тип подвески – торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт – 0,84 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 34 град;
  • Преодолеваемая стенка – 0,7 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,7 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,0 м.

Модификации

Т-80 имел недостаточно мощную для 1942-1943 года пушку, так что велись активные работы по его перевооружению. Поступало предложение установить на танк пушку ВТ-42 калибра 45-мм, которая успешно прошла испытания на танке Т-70. К несчастью, ВТ042 не могла вести огонь под большим углом возвышения, и ее пришлось кардинально переработать. Новая пушка ВТ-43 отвечала всем требованиям и вскоре ее приняли на вооружение Т-80, но все работы по ней закончились вместе с прекращением производства танков.

Применение

В мемуарах и архивах до сих пор нет никаких сведений о боевом применении Т-80 – кое-где встречаются только жалобы на его ненадежность и перегруженность. Известно, что несколько Т-80 применялось в 1944 году в самоходно-артиллерийских полках, а также что эти танки состояли в 5-й гвардейской танковой бригаде, 230-м танковом полку и 12-й гв. кд.

Танк в культуре

Т-80 из-за его малоизвестности и малочисленности практически не появляется в компьютерных играх, хотя его влияния можно кое-где проследить. Например, в  игре «Panzer General» Т-70 способен атаковать вражеские самолеты, хотя на самом деле подобное может делать только Т-80.

Сам же Т-80 встречается в:

  • Стратегии Close Combat III: The Russian Front;
  • Римейке этой стратегии Close Combat: Cross of Iron;
  • ММО-играх World of Tanks (легкий танк 4 уровня) и War Thunder.

Танковые двигатели, новые и старые модели, которые до сих пор стоят на Российских танках

Первый двигатель В-2 был выпущен еще в 1939 году. Модификации этого мотора устанавливаются на российские танки, по сей день. Например, мотор В-2-34 ставили на Т-34 в 1941 году. А вот моторы В-84МС и В-92С2 уже ставили на ранние модели Т-90. Оба двигателя являются прямыми приемниками агрегата выпущенного 80 лет назад.

М одернизированный В-84МС.

Сложно поверить? Что ж, и новые и старые двигатели являются V-образными и имеют 12 цилиндров. Объём всех моторов составляет 38880 кубических сантиметров, а диаметр цилиндров – 150 мм. У всех моторов одинаковый поршневой ход 180 мм в левой группе и 186.7 в правой группе. Все моторы используют жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск топлива, а также по 4 клапана на цилиндр.

Само собой, интеграция в старые моторы современных технологий помогла значительно нарастить их мощность. Так, В-84МС дает 840 л.с, а В-92С2 уже целую 1000 л.с. Новомодные «примочки» действительно способны выводить даже очень старые двигатели на принципиально новый уровень качества и производительности. Само собой, бесконечно модернизировать любой механизм все равно не получится. Потому, что рано или поздно инженеры упрутся в конструкционный максимум. Потребуется вносить слишком большие, не рациональные с точки зрения экономики доработки непосредственно в корневой механизм.

Нове йший двигатель 12Н360.

Именно поэтому для Т-14 «Армата» пришлось создавать уже полностью новый мотор Х-образный 12-цилиндровый двигатель 12Н360 с отдачей 1500 л.с. Данный мотор (если не брать в расчет газотурбинный агрегат для танка Т-80) стал первым в России двигателем, который не является потомком знаменитого В-2.

Источник

Модификации танка Т-80

За те годы, когда Т-80 оставался основным боевым танком советских и российских Вооруженных сил, его отдельные узлы и агрегаты получили не один десяток поправок и новшеств. Технические характеристики танка Т-80 существенно улучшились. Были применены и серьезные изменения, позволившие говорить о создании новых модификаций боевой машины. Не вдаваясь в особенности всех моделей семейства Т-80, динамику развития танка можно проследить на трех из них.

Модификация
Боевая машина Т-80 Т-80Б Т-80УМ-1 «Барс»
Завод производитель Кировский завод   г.  Ленинград
Принят на вооружение 1976 г. 1978 г. 1997 г.
Вес танка Т-80 42 т 42,5 т 47 т
Наличие   и тип защиты
Динамичная Нет «Контакт-1» «Контакт -5»
Активная Нет Нет «Арена»
КОЭП Нет Нет «Штора -1»
Броня Литая и накатанная комбинированная
Вооружение
Пушка/калибр 2А46-1/125 мм 2А46-1/125 мм 2А46М/125 мм
Дальность стрельбы (м) 0…5000
Боекомплект 38 40 45
Пулемет       1х12,7 мм 1х7,62 мм
Силовая установка
Тип двигателя Газотурбинный
Мощность двигателя л.с. 1000 1100 1250
Макс. скорость по шоссе 65 70 70
Расход топлива (л/км) 3,7
Запас хода макс. (км)                                         350

К сожалению, в таблице невозможно отразить все ТТХ танка Т-80 и его конструктивные особенности, которые вносились в очередные модификации боевой машины. Но на самых важных из них остановиться необходимо:

  • модель Т-80 УК — командирский, с дополнительной радиостанцией и навигационной системой;
  • модель Т-80 УД была оснащена дизельным двигателем и предназначалась для экспорта;
  • большинство модификаций с конца 70-х годов комплектуются управляемыми оружейными комплексами «Кобра» и «Рефлекс». Проще говоря — это ракеты, пуски которых производятся из штатной пушки. Целями являются вертолеты, танки, ДОТы.

Птур «Рефлекс»

  • через несколько лет после начала серийного производства Т-80, постепенно все модели стали оснащать автоматическими системами управления работой двигателя. Она выбирает наиболее экономичный вариант движения, способствует сокращению расхода топлива;
  • последняя из модификаций «восьмидесятки», Т-80УМ-1 «Барс» оснащена более совершенной системой управления огнем. Она определяет дальность до цели, ее скорость, вносит данные о ветре и температуре, и с учетом скорости самого танка выдает прицельные данные. Специалисты высоко оценивают ТТХ Т-80У;
  • не забывают разработчики новых моделей и о комфорте экипажа. На «Барсе» создана удачная система кондиционирования.

Отдельно надо остановиться на результатах работы по дальнейшему совершенствованию системы защиты и обеспечения живучести танка. Речь идет об оснащении Т-80УМ-1 комплексом активной защиты «Арена» и КОЭП «Штора-1».

«Штора»
комплекс оптико-электронного подавления предназначен для нарушения работы лазерных дальномеров и систем лазерного наведения противотанковых средств

Два инфракрасных прожектора, установленных на башне танка, испускают модульное излучение. В секторе действия луча (20 градусов по горизонтали и 4 — по вертикали каждый) на дистанции 2-2,5 километра происходит подавление работы системы наведения противотанковых реактивных снарядов. Попавшие в сектор действия прожекторов ракеты получают ложный сигнал и не достигают цели.

Танк Т-80 УМ-1 с комплексом активной защиты «Арена»
«Арена»
этот комплекс активной защита включает систему направленных мини взрывов

Комплекс активной защита «Арена»— система направленных мини взрывов, уничтожающих артиллерийские кумулятивные снаряды и ПТУРы на подлете к танку. Она состоит из бортовой РЛС, контролирующей пространство вокруг боевой машины и 26 узконаправленных быстродействующих снарядов.

Варианты

  • БРЭМ-80У (БРЭМ-80 )-бронированная эвакуационная машина( БРЭМ ) на базе Т-80У, с большой надстройкой на передней половине шасси, большим 18-тонным краном квадратного сечения на левой стороне корпуса и 35-тонной лебедкой. (в отличие от более ранних советских БРЭМ, которые имели легкие стреловые краны).
  • БТУ-80 — Бульдозер на базе Т-80.
  • MTU-80 — Мостовой мост на базе шасси Т-80.
  • ПТС-4 — десантный транспортёр на базе Т-80.
  • Ладога — Первоначально называвшийся «Дебют», этот БТР предназначен для эвакуации советских властей из Кремля в аэропорт при ядерной / химической / биологической атаке. В «Ладоге» используются гусеницы от Т-80У, а также система подвески и газотурбинная силовая установка. Экипаж — 2 человека. Он также имеет четырехместную кабину, оборудованную средствами жизнеобеспечения экипажа для защиты пассажиров от радиологического, химического и бактериологического загрязнения окружающей среды.
  • БРЭМ-84 — украинская БРЭМ , созданная на базе Т-80УД, но оснащенная двигателем 6ТД-2 от Т-84.
  • 2С19 «Мста-С» — Самоходная 152-мм артиллерийская установка на базе ходовой части Т-80 и дизельного двигателя Т-72. Существует также версия со 155-мм стволом НАТО.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Т-80
В сети Интернет
  • Т-80 (лёгкий танк) // Википедия
  • Первый Т-80 // Военно-исторический портал Warspot
  • Лёгкий танк Т-80 // Броне-сайт

Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Средние танки III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (К)  • VIII Т-44-100 (М)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Объект 274а  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ  • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
САУ II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261

Лёгкие танки

Техника СССР I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Техника Германии I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther  • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Техника США I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6  • II T2 Light Tank  • II T7 Combat Car  • III M22 Locust  • III M3 Stuart • III MTLS-1G14  • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI M24E2 Super Chaffee  • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92  • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan
Техника Франции I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua  • II AMR 35  • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57  • VII AMX 13 57 GF  • VIII Panhard EBR 75 (FL 10)  • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90  • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105
Техника Великобритании I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC  • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI A46  • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac  • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore
Техника Китая I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64  • VII Type 62  • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D  • IX WZ-132A • X WZ-132-1
Техника Японии I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke  • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho
Техника Чехословакии I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38
Техника Польши I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm  • II 7TP • III 10TP • IV 14TP
Техника Швеции I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60  • III Strv m/40L
Техника Италии I Fiat 3000 • II L6/40

Исторический экскурс

Танк Т-64

60-е и 70-е годы прошлого столетия для советского танкостроения ознаменовались двумя главными направлениями работы. Борьбой за живучесть боевой машины и созданием более мощного двигателя, который обеспечивал бы и скорость, и маневренность. Прежде чем добиться результата было пройдено несколько этапов:

  • 1964 г. — решение ЦК КПСС о создании нового танка, главными характеристиками которого должны стать — запас хода не менее 450 км и мощность двигателя — 1000 л.с. Дизельный двигатель для достижения такой мощности нуждался в увеличении системы охлаждения и, соответственно, к увеличению габаритов танка;
  • Начало 60-х — создание на Харьковском заводе танка Т-64 (700 л.с.). Танк — в целом неудачный, двигатель взят на вооружение Кировским заводом в Ленинграде;
  • 1968-1974 гг. — проходят испытания объекта 219 (в последствии Т-80);
  • 1973 г. — начало серийного производства танка Т-72 «Урал» (840 л.с.) на нижнетагильском Уралвагонзаводе;

Танк Т-72

  • 1976 г. первый в мире танк с газотурбинным двигателем Т-80 (1000 л.с.) принят на вооружение в Советской Армии;
  • 1978 г. появляются модификации танка —Т-80Б и Т-80 БК;
  • 1985 г. стала серийно использоваться система дистанционной защиты от снарядов. В этом же году создаются еще две модификации — Т-80 БВ и Т −80 УМ-1.

Трем, разработанным почти одновременно, моделям среднего танка, была уготована разная судьба. Производство Т-64, как не очень удачного, прекратилось. Танк Т-72 (неофициальное название — «коммерческий»), оставаясь на вооружении в некоторых частях и соединениях СА, с 1976 г. стал массово экспортироваться как в страны Варшавского Договора, так и ряд других (в Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию, Югославию). Некоторым странам были проданы лицензии на производство танка «Урал».

Десятки, а то и сотни параметров, характеристик, дающих оценку техническому и боевому уровню танка можно разделены на три группы. А именно: броневая защита, огневая мощь, маневренность как на марше, так и на поле боя. Это и основные параметры ТТХ танка Т-80, и главная забота создателей машины.

Основные цели и задания

Применение ГТД в танках позволило существенно поднять их боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и энерговооружённость танка. Поскольку газотурбинный двигатель, в отличие от дизельного, не требовал разогрева перед запуском, его применение должно было значительно повысить боеготовность танка в зимних условиях, сократив время на его подготовку к выходу.

Разработчикам удалось в значительной степени решить проблему защищённости газотурбинной установки от воздействия пыли, создав воздухоочистительные устройства, улавливавшие 97% пылевых частиц. Благодаря этому танк Т-80 оказался способен эффективно применяться в самых различных географических районах и погодно-климатических условиях.

Реальный опыт боевого применения Т-80 оказался весьма далёк от когда-то запланированного стремительного броска самых скоростных советских танков по Западной Европе к Ла-Маншу. После не особо продолжительного и массового участия этих довольно дорогостоящих в производстве и эксплуатации танков в ряде локальных конфликтов они в своём большинстве были поставлены на длительную консервацию, за исключением вооружения ими немногих «парадных» частей.

Танки Т-80 обладают преимуществом высокой боеготовности в условиях низких температур

Применение в боевых условиях

Танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У приняли участие в первой Чеченской войне, где понесли достаточно серьёзные потери, составившие за 1994-1996 гг. 16 машин. Причём практически все эти потери были связаны не с недостатками конструкции танка, а с его недостаточно грамотным тактическим применением и слабой выучкой экипажей. Известны случаи, когда повышенный расход топлива у Т-80 оказывался неожиданностью для танкистов, обездвиживая технику прямо на марше.

Брошенные на штурм Грозного танки встречали грамотно организованное сопротивление со стороны боевиков. Кормовая часть любого танка в городских условиях становится крайне уязвимой для внезапного поражения противотанковыми средствами, а лобовой броне Т-80 зачастую приходилось испытывать сосредоточенный огонь в упор из десятка и более РПГ одновременно.

В дальнейшем, вместо массированного применения бронетехники, широко использовались небольшие бронегруппы в составе танков Т-80 или Т-72 и двух-трёх БМП. В населённые пункты такие бронегруппы уже не входили, разрушая оборону противников с безопасного расстояния. Кроме того, танки привлекались к сопровождению автоколонн, направляя головным танк с навешенным минным тралом.

Россия после первой Чеченской войны не стала проводить серьёзную модернизацию Т-80 и не использовала эти танки ни во второй чеченской кампании, ни в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году. Украина не применяла Т-80 при активных боестолкновениях в зоне конфликта вокруг Донбасса, но затем широко демонстрировала эти танки в районе проведённого разграничения воюющих сторон.

Танки Т-80 в современном Йемене

В настоящее время местом достаточно активного применения Т-80 является Йемен. В эту страну танки в количестве 66 единиц были поставлены Беларусью в 2011-2012 годах. Белорусские танки Т-80БВ к тому времени были модернизированы и оснащены динамической защитой. В ходе обострения внутреннего конфликта в этой стране Т-80 попали в руки обеих противоборствующих сторон, значительная часть их к настоящему времени потеряна.

Таблица технических характеристик

Характеристики моделей Т-80
Т-80 (Обьект 219) Т-80Б (Обьект 219Р) Т-80БВ (Обьект 219РВ) Т-80А (Обьект 219А) Т-80У (Обьект 219АС) Т-80УД » Береза » (Обьект 478Б)
Вес (метрические тонны) 46 42,5 43,7 51,9 46,0 46
Длина (метры) 7 6,98 7.01 7,085
Ширина (метры) 3,60 3,58 3,60 3,56
Высота (метры) 2,20 2,22 2,20 2,74
Основное орудие 125 мм 2А46-1 гладкоствольный 125 мм 2А46М-1 (Д-81ТМ «Рапира-3») гладкоствольный 125-мм гладкоствольный
ствол КБА3
Пулеметы) 7,62 мм ПКТ коаксиальный бак (1250 патронов) 12,7 мм НСВТ зенитный тяжелый (500 патронов) 7,62 мм KT-7,62 коаксиальный (1250 патронов) 12,7 мм KT-12,7 зенитный тяжелый (450 патронов)
ПТУР (обозначение НАТО) Никто 9М112 Кобра (АТ-8 Songster) (6 ракет) 9М119М Рефлекс (снайперский АТ-11Б) 9М119 Свирь (снайперский АТ-11) и 9М119М Рефлекс (снайперский АТ-11Б)
Двигатель Многотопливная газовая турбина ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. (746 кВт)
ГТД-1000Т (ГТД-1000ТФ для Т-80Б обр.1980 г.) многотопливная газовая турбина мощностью 1000 л.с. (746 кВт) (1100 л.с. (820 кВт) для ГТД-1000ТФ) Многотопливная газовая турбина ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. (820 кВт)
Многотопливная газовая турбина ГТД-1000М мощностью 1200 л.с. (895 кВт)
ГТД-1000Ф (ГТД-1250 для Т-80У обр.1992 г.) многотопливная газовая турбина мощностью 1100 л.с. (820 кВт) (1250 л.с. (932 кВт) для ГТД-1250) 6ТД двухтактный, многотопливный, 6-цилиндровый с жидкостным охлаждением, развивающий 1006 л.с. (750 кВт)
Скорость (км / ч) 70 (дорога) 48 (внедорожник) 65 (дорога) 45 (внедорожник)
Рабочий диапазон (км) 500 (дорога) 335 (внедорожник) 600 (дорога, дополнительные баки) 500 км (дорога) 335 (бездорожье) 900 (дорога, дополнительные баки) 580 км (по бездорожью) 450 км (по бездорожью)
Удельная мощность (л.с. / тонна (кВт / тонна)) 21,7 (16,2) 23,5 (17,6) (25,9 (19,3) для Т-80Б обр.1980 г.) 25,2 (18,8) 23,1 (17,2) 23,9 (17,8) (27,2 (20,3) для Т-80У обр.1992 г.) 21,9 (16,3)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector