Морское сражение у мыса калиакрия: история, последствия и интересные факты
Содержание:
Последствия битвы
Миниатюра из манускрипта XIV века с изображением битвы на Каталаунских полях.
По сведениям Иордана, в битве пало 165 тысяч воинов с обеих сторон, не считая погибших в предыдущую ночь 15 тыс. франков и гепидов. Идаций сообщил даже о 300 тысячах убитых. Аттила не был разгромлен, но вынужден был покинуть Галлию.
Обогнув Альпы, он атаковал в следующем 452 году Северную Италию со стороны Паннонии. Был взят штурмом и разгромлен крупнейший город на Адриатическом побережье Аквилея, пали другие города, захвачен Милан. Только эпидемия среди гуннов, а также выдвижение войск Восточной римской империи в дальние тылы гуннов за Дунай, заставили Аттилу покинуть Италию.
В 453 году Аттила ещё раз вступил в сражение с аланами и вестготами на Луаре, но снова был вынужден отступить и в том же году скончался.
Нашествие Аттилы в Галлию в 451 году и его встреча с папой римским Львом в 452 году оставили богатый след в католической житийной литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бич Божий (flagellum dei), отражая латинскую церковную традицию рассматривать вождя гуннов как наказание за грехи. Уже Григорий Турский (VI век) писал о словах апостола епископу Аравацию: «Господь твёрдо решил, что гунны должны прийти в Галлию и, подобно великой буре, опустошить её». В начале VII века Исидор сформулировал устоявшиеся воззрения:
В средневековых сочинениях битва на Каталаунских полях представлялась как символ победы цивилизованного мира над разрушительным варварством.
История службы
Участие в Первой мировой войне
1917 год.
16 декабря в Севастополе был создан Военно-революционный комитет большевиков, который взял власть над кораблями Черноморского флота в свои руки. «Калиакрия» совместно с другими кораблями вошел в состав советского Черноморского флота.
1918 год.
В начале января совместно с эсминцами «Фидониси» и «Пронзительный» доставил морской десантный отряд из Севастополя в Феодосию для «содействия установления Советской власти».
С 29 апреля по 1 мая совместно с эсминцами «Пронзительный», «Пылкий», «Громкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Гаджибей», «Керчь», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», миноносцами «Жаркий», «Живой», «Сметливый», «Стремительный» переход из Севастополя в Новороссийск во избежание захвата немецкими войсками.
Гибель
18 июня затоплен командой в Цемесской бухте Новороссийска по приказу Советского правительства во избежании захвата германскими войсками.
В 1919 году водолазная партия подняла с эсминца 102-мм орудия и боезапас к ним.
Подъем и восстановление
1925 год.
Носовая часть эсминца после подъема со дна Цемесской бухты. Октябрь 1925 года.
Корабль обнаружила партия ЭПРОН на 28 метровой глубине вблизи оградительного мола Новороссийского порта. Он не имел крена и дифферента и был в удобном для поднятия положении. Корпус повреждений не имел, мачты были сломаны, а настройки сильно повреждены.
С 17 июня по 5 октября эсминец готовили к подъему классическим способом, с использованием судоподъемных понтонов. После продувки последних, корабль оторвался от грунта и медленно всплыл, имея дифферент на корму. После подъема корабль отвели на отмель, где произвели откачку воды из внутренних помещений.
В декабре эсминец отбуксировали в Севастополь,
1926 год.
26 апреля отбуксирован с Севастополя в Николаев. Во время заключительной части, следуя на буксире ледореза «Ф. Литке», эсминец попал сначала в сильный шторм, а потом в широкую полосу плавающего льда. Но благодаря самоотверженности буксировочной команды корабль дошел до места назначения, на Николаевский государственный судостроительный завод им. Андре Марти, для восстановительного ремонта.
24 ноября переименован в «Дзержинский».
С 1 января 1927 по 1929 гг. проводился восстановительный ремонт.
Не ждали…
Встреча с противником была отчасти неожиданной и для русских моряков. Понимая, что выигрыш от внезапности встречи скоро сойдет на нет, адмирал Ушаков приказал двигаться на неприятеля, не меняя походного ордера в три колонны. Правда, чтобы иметь возможность в случае необходимости усилить тот или иной участок боевой линии, командующий русским флотом прибегнул к приему, который уже использовал в сражении в Керченском проливе. Он выделил три фрегата – «Иоанна Воинственника», «Иеронима» и «Покров Богородицы» – в резервную группу. Им предстояло стать авангардом атаки в случае перемены ветра или обеспечить атаку с двух направлений.
Основной удар русская эскадра направила на флагманскую часть турецкого флота. Для этого Федор Ушаков сосредоточил в голове передовой линии баталии шесть линейных кораблей при поддержке трех фрегатов, на борту которых находились две трети орудий всей эскадры. А огонь, который открыли эти пушки только тогда, когда до турецких кораблей оставалось не больше сотни метров – то есть с дистанции картечной стрельбы, – оказался на редкость эффективным, в первую очередь за счет чрезвычайно меткой стрельбы.
Скоро многие турецкие корабли, в том числе флагманский корабль «Бахр-и Зафер», получили серьезные повреждения. Такой результат привел турецких моряков в замешательство, и вскоре весь их флот развернулся, чтобы уходить к Дунаю. Этот поворот, во время которого корабли турецкой эскадры не могли вести прицельный огонь, позволил русскому флоту усилить огневое воздействие. И турки не выдержали. Уже не соблюдая строя, они начали спешно выходить из боя, стремясь как можно скорее покинуть место столь несчастливого для них боя. Надежда была только на то, что турецкие корабли, построенные французскими мастерами, имели перед русскими преимущество в скорости.
Усиление ветра и темнота вынудили адмирала Ушакова прекратить преследование противника. Впрочем, утром противник обнаружился поблизости от русской эскадры. Насколько близко, можно судить по такому факту. По распоряжению адмирала Федора Ушакова русские корабли получили право самостоятельного преследования противника, и командир фрегата «Амвросий Медиоланский» капитан-лейтенант Михаил Нелединской настолько увлекся, что в темноте вошел прямо в турецкую эскадру, вставшую на якорь. Чтобы не погибнуть, русские моряки, которых турки в темноте приняли за один из своих кораблей, не стали сразу поднимать флага. Они снялись с якоря вместе со всеми турецкими кораблями, но не дали полного хода. Постепенно «Амвросию Медиоланскому» удалось отстать от флота капудан-паши Гиритли Хусейна, после чего корабль поднял Андреевский флаг и присоединился к основным силам русского флота.
Схватка
Для победы над турками нужно было вмести сумятицу в их ряды быстрым и внезапным ударом. Как только Ушаков завидел турецкую эскадру, тут же решился на атаку. Турки даже не поверили поначалу: мало того, что русских было меньше, так Ушаков и не перестроил корабли в линию для нападения.
Русский контр-адмирал спешно провёл корабли тремя колоннами между берегом и турецкой эскадрой — под огнём береговых батарей. Если бы турки готовы были встретить незваных гостей, то русским морякам пришлось бы отступить. Но они и представить себе не могли, что Ушаков решится на безрассудно смелую атаку. Ушаков добился своего: на турецких судах уже царила паника, Сеид-Али потерял контроль над кораблями… Они не успели чётко построиться в линию баталии, не успели организовать артиллерийский отпор.
Перетерпев первое, внезапное, нападение русских, алжирец попытался перестроить корабли для контратаки, поймать ветер. В отличие от Гусейна, алжирец преодолел замешательство первых минут боя и оставался опасным противником. Ушаков прочитал этот замысел — и на собственном флагмане «Рождество Христово» атаковал его. Ушаков вышел из линии, бросился в атаку с одной целью: лишить турок «головы». В этом эпизоде не потерял выдержки один из лучших учеников Ушакова — командир «Рождества Христова» капитан первого ранга Елчанинов.
Когда сила — это слабость
Намереваясь уничтожить своего противника, турки собрали весомые силы. В состав эскадры, которая заняла позицию между Хаджибеем (нынешняя Одесса) и Тендровской косой, входили 14 линейных кораблей, восемь фрегатов и 23 вспомогательных судна с общей численностью экипажей 10 515 человек. Все эти корабли несли на своем борту 1400 пушек – почти вдвое больше, чем могли противопоставить им русские. В их распоряжении были десяток линкоров, шесть фрегатов, бомбардирский корабль и двадцать вспомогательных судов, всего чуть больше шести тысяч человек при 830 пушках.
Численный перевес был на стороне турецкого флота, да и командование его имело достаточный опыт, чтобы рассчитывать на успех. В помощь капудан-паше Хусейну, который держал свой флаг на линкоре «Бахр-и Зафер», султан Селим III направил опытного адмирала Саид-бея. Он поднял флаг на линкоре «Мелики-Бахри» Удачно было выбрано и место будущего сражения. Позиция, которую заняли турецкие корабли, не давала возможности русской галерной эскадре, сформированной в районе Херсона, прийти на помощь войскам князя Григория Потемкина, сражавшимся в западном Причерноморье. Единственной возможностью освободить им путь было морское сражение, которое вынужден был дать Черноморский флот. Причем в условиях, когда стратегическая инициатива находится на стороне противника.
Видимо, все эти обстоятельства, однозначно указывающие на успех предприятия, слишком убаюкали и молодого – всего 22 года! – капудан-пашу Гиритли Хусейна, и его более опытного советника Саид-бея. Ни тот ни другой не озаботились не то, что выдвинуть на восток хотя бы пару кораблей для разведки, но даже организовать контроль морского пространства вокруг своей стоянки. Поэтому появление утром 28 августа русских кораблей произвело на турок ошеломляющее впечатление. Увидев стремительно приближающуюся эскадру Черноморского флота, они начали в панике рубить якорные канаты. Командование почему-то отдало приказ спешно отходить к Дунаю вместо того, чтобы при собственном численном преимуществе дать бой противнику. Это только усилило неразбериху в турецком флоте – и отдало стратегическое преимущество в руки адмирала Федора Ушакова.
Встреча двух флотов
Согласно русской версии, 11 июня 1791 года Ушаков заметил неприятельский флот у мыса Айя на южном берегу Крыма. Турки сражения не приняли и взяли курс на юг. Ушаков гнался за ними четыре дня, но так и не настиг. По данным турецкого историка Исипека, обе стороны начали готовиться к бою, однако им помешал полный штиль, длившийся четыре дня. Потом ветер задул со стороны русских. Ушаков оценил силы противника в 18 линейных кораблей, десять тяжёлых и семь лёгких фрегатов, а также 22 мелких судна — всего 57 единиц. Контр-адмирал имел возможность сблизиться с османами, но не рискнул. Своё решение русский командующий объяснял тем, что после четырёхдневной погони имел всего десять линкоров из шестнадцати (шесть были отнесены мористее из-за поломок в рангоуте и обросших днищ). Турки считают, что флот русских оказался разбросан, тогда как османский держался компактно, что и заставило Ушакова отступить.
16 июня русские вернулись в Севастополь. Ушаков отписался Потёмкину о походе, сообщив, что через пять–семь дней он исправит повреждения и снова выйдет на поиски противника. Ремонт меж тем затянулся на месяц. 23 июля граф Войнович, главнокомандующий Черноморским флотом и портом Севастополь, был отправлен в отставку. Ушаков стал полновластным руководителем не только эскадры, но и всего флота. 29 июля он рапортовал Потёмкину, что ремонт кораблей завершён и он готов выйти в море. Утром 16 линейных кораблей, два бомбардирских судна, два фрегата, один брандер, одно репитичное судно и 17 крейсерских судов покинули порт и направились на поиски османского флота.
Состав эскадры Ушакова
Наименование | Пушки | Примечания |
«Рождество Христово» | 84 | Флаг контр-адмирала Ушакова |
«Иоанн Предтеча» | 74 | |
«Мария Магдалина» | 66 | Флаг бригадира Голенкина |
«Святой Владимир» | 66 | Флаг капитана бригадирского ранга Пустошкина |
«Святой Павел» | 66 | |
«Преображение Господне» | 66 | |
«Святой Георгий Победоносец» | 50 | |
«Святой Александр Невский» | 50 | |
«Святой Андрей Первозванный» | 50 | |
«Святой Иоанн Богослов» | 46 | |
«Святой Пётр Апостол» | 46 | |
«Царь Константин» | 46 | |
«Феодор Стратилат» | 46 | |
«Святой Леонтий Мученик» | 66 | |
«Навархия Вознесение Господне» | 46 | |
«Святой Николай» | 50 | |
«Святой Нестор Преподобный» | 44 | фрегат |
«Макроплия Святого Марка» | 36 | фрегат |
Одно репитичное судно, два бомбардирских корабля, 17 крейсерских судов |
Турки после манёвров в июне отошли к мысу Калиакрия на современном болгарском побережье Чёрного моря, где бросили якорь. В полдень 31 июля Ушаков обнаружил турецкий флот. Османами командовал капудан-паша Гиритли Хуссейн, а его помощником, главным «патрона», был назначен алжирский адмирал Сейди-Али (в русских источниках Саид-Али).
Состав османской эскадры
Наименование |
Пушки (примерное количество по данным турецких историков) |
Примечания |
Линейные корабли и поставленные в линию | ||
«Муккаддиме-и Нусрет» | 74 | Флаг Сейди-Али |
«Бахр-и Зафер» | 72 или 82 | Флаг капудан-паши Гиритли Хуссейна |
«Анка-йи Бахри» | 72 | |
«Фейз-и Худа» | 72 | Флаг турецкого «патрона» (вице-адмирала) |
«Нювид-и Фюттух» | 54–58 | Флаг турецкого «рийале» (контр-адмирала) |
«Хилал-и Зафер» | 66 | |
«Фетхуль-Феттах» | 62 | |
«Месудийе» | 58 | |
«Инайет-и Хакк» | 56 | |
«Укаб-и Бахри» | 54 | |
«Бед-и Нусрет» | 48 | |
«Бурдж-и Зафер» | 48 | Флаг «патрона Тунус» (тунисского вице-адмирала) |
«Шехбаз-и Бахри» | 46–48 | |
«Тевфик-уль Илах» | 58 | |
«Фатих-и Бахри» | 60 | Флаг «Рийале Джезаир» (алжирского контр-адмирала) |
«Бешир-и Зафер» | 54 | |
«Феда-и Нусрет» | ? | Зафрахтованный корабль |
«Умман-и Бахри» | ? | Зафрахтованный корабль |
«Келем-Бахри» | ? | Приватир, Флаг «патрона Джезаир» (Алжирского вице-адмирала) |
«Тунус Ибрагим-капудан» | ? | Приватир с тунисским экипажем |
Фрегаты и приватиры | ||
«Булад-и Бахри» | 46 | |
«Джейран-и Бахри» | 38 | |
«Дад-и Хакк» | 34 | |
«Мазхар-и Саадет» | 36 | |
«Мазхар-и Хидайет» | 36 | |
«Баис-и Нусрет» | 38 | |
? | 41 | |
? | 33 | |
«Тевфик-и Худа» | 27 | |
«Хедийе-и Хакими Фас» | 31 | |
«Рехбер-и Нусрет» | 31 | |
«Хедийе-и Девлет» | 31 | |
«Бидает-уль Фютух» | 31 | |
«Неджм-и Зафер» | 37 | |
«Саййад-и Бахри» | 37 | |
«Берид-и Фютух» | 33 | |
«Кайд-и Зафер» | 37 | |
«Каплан-Башлы» | 35 | |
«Пейк-и Нусрет» | 35 | |
«Туджар» | ? | Фирката (фрегат; употреблялось в значении каперского или крейсерского судна, то есть корабля, предназначенного для разбоя и каперства) |
«Эски Москов актармаси» | ? | Фирката |
«Кучук» | 33 | Фирката |
? | ? | Фирката |
? | 33 | ? |
«Мидилли» | ? | Фирката |
«Ени Тылсым-Бахри» | 28–33 | Бомбардирский корабль |
«Берк-и Хафиз» | 31 | Бомбардирский корабль |
«Рад-и Бахри» | Бомбардирский корабль | |
«Шихаб-и Хафиз» | Бомбардирский корабль | |
«Сагир кучук» | Бомбардирский корабль | |
Алжирская и тунисская эскадры шебек | ||
«Пейк-и Зафер» | 32 | |
«Хисн-и Газат» | 32 | |
«Мерих-и Бахри» | 26 | |
«Тунус Рийале» | ? | Тунисская шебека |
«Джезайир Патрона» | ? | Алжирская шебека |
«Джезайир Рийале» | ? | Алжирская шебека |
Пять бомбардирских судов, десять кирлангичей, 15 мелких судов |
Сражение[править | править код]
Эскадра направилась на запад и в полдень 31 июля обнаружила турецкий флот, стоящий на якоре близ мыса Калиакрии под прикрытием береговой батареи, имевшего 18 кораблей, 10 больших линейных фрегатов и полусотни других судов. На турецкой эскадре находился алжирский паша, известный в Средиземном море пират, Саит-Али, давший обещание Султану привезти Ушакова в Константинополь в клетке. Он командовал частью турецкого флота — алжирской эскадрой, на которой находилось большое количество десанта, предназначенного, по замыслу Саит-Али для абордажной схватки. Появление русского флота было внезапным и произвело смятение в турецком флоте. Обрубив якоря, он стал уходить под ветер построение турецкого флота происходило неорганизованно: Капудан-паша начал строить флот в линию правого галса, тогда как Саит-Али строил свою часть флота в линию левого галса; этому последовал и капудан-паша.
Я продолжал гнаться за ними и (в половине четвертого часа) сигналом приказал как можно скорее строить линию баталии при NNO ветре на левый галс, параллельно фронту неприятельскому и спускался на него со всей возможной поспешностью…Саит-Али с вице адмиральским кораблём…и другим большим и с несколькими фрегатами…спешил отделиться вперёд, выигрывая ветер. Посему, для предупреждения его намерений, я погнался за ним с кораблём «Рождество Христово», следуя вперёд нашей линии…Когда же линия нашего флота была построена в самом близком расстоянии против неприятельской, я догнал передовой корабль паши Саит-Али и сигналом приказал всему флоту спуститься к неприятелю на ближайшую дистанцию, а корабль под флагом моим, «Рождество Христово», приближаясь к передовому кораблю на дистанцию полукабельтова, атаковал его, обойдя несколько с носу. Тогда же, по учинённому сигналу (в 5 часов), всей линией началось жестокое сражение, которое продолжалось от пяти до половины девятого часа пополудни.
Через 45 минут после начала сражения корабль Саит-Али, разбитый до крайности, и потерявший почти 500 человек экипажа, скрылся за линией турецкого флота. Занявшие его место другой флагманский корабль и два фрегата, но и они вскоре, получив сильные повреждения, вышли из боя. Корабль «Рождество Христово», преследуя корабль Саит-Али, оказался в середине турецкого флота и произвёл в нём такое смятение, что корабли их сами друг друга били своими выстрелами В это время авангард турецкого флота был окружён тремя русскими линейными кораблями, следовавшими за Ушаковым. Спустя некоторое время весь наш флот окружил турецкий флот и расстреливал его до наступления темноты, принуждая турецкие корабли укрываться один за другого. При начале же ночной темноты флот неприятельский был совершенно разбит… и бежал стеснённой кучей под ветер… суда наши сомкнув дистанцию, гнались за ним и били его из носовых пушек, а которым было способно, и всеми лагами. Преследование неприятеля продолжалось всю ночь. На рассвете турецкий флот скрылся из виду, и Ф. Ф. Ушаков встал на якорь для исправления повреждений. Большая часть турецкого флота пришла в бедственное состояние. Несколько линейных кораблей от подводных пробоин пошли ко дну, другие выбросились на берег. Константинополя достигла только алжирская эскадра. Корабль Саит-Али начал тонуть ввиду берега и звал на помощь пушечными выстрелами.
Вид части флота, вернувшейся со сражения, с разрушенными кораблями без мачт и огромными потерями заставили Турцию ускорить мирные переговоры. 5 августа Ушаков снялся с якоря, намериваясь плыть к Босфору искать разбитый турецкий флот и захватить либо потопить и сжечь его. Однако 8 августа вблизи Варны русский флот был встречен турецким судном, вёзшими сообщение князя Репнина о заключении перемирия и прекращении боевых действий. Контр-адмирал Ушаков за победу при Калиакрии 14 октября 1791 года был награждён орденом Святого Александра Невского. В сражении у мыса Калиакрия получили новое развитие приёмы маневренной тактики морского сражения.
Результатом легендарных подвигов русской армии и флота, увенчанных победой при Калиакрии, стало подписание 29 декабря 1791 года (9 января 1792 года) Ясского мирного договора, закрепившего за Россией Крым и Кубань и усилившего позиции России на Кавказе и Балканах.
Почитание и память об адмирале Ушакове
День памяти Ф. Ф. Ушакова — 15 октября.
Его именем названы:
- бухта в юго-восточной части Баренцева моря и мыс на северном побережье Охотского моря;
- музей краеведения и улица в Темникове;
- бульвар и московская станция метро;
- Морская Государственная Академия в Новороссийске;
- набережная, мост и памятник в Санкт–Петербурге;
- площадь в Севастополе;
- улицы в Минске, Александрове и Челябинске;
- бульвар в Рыбинске;
- улица и памятник в Сарове (Арзамас-16);
- главный проспект и государственный морской институт в Херсоне;
- астероид 3010 Ushakov;
- флотилия юных моряков в Ярославле;
- военно-морской институт в Калининграде;
- купель на святом источнике близ церкви Успения Богородицы в деревне Молочково Солецкого района Новгородской области;
- стелла возле села Хопылево;
- 3 марта 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил военный орден двух степеней и медаль Ушакова;
- сооружен бюст в Рыбинске, Ейске Краснодарского края, Ростове-на Дону, Тутаеве Ярославской области, Мессине в Италии и на острове Закинтос в Греции;
- памятники в семейном поместье Алексеевка, на острове Корфу и на Мысе Калиакре.
Храмы в честь святого
Во имя святого Феодора Ушакова названы храмы:
- Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске;
- храм в Южном Бутове в Москве и в Севастополе;
- Кафедральный собор в Мордовии;
- храм-часовня Святого Праведного воина в Анапе и в Красноармейском районе Волгограда на берегу Волго-Донского канала;
- часовня в Кронштадтском морском кадетском корпусе; в Херсоне и в Севастополе.
Корабли, названные во имя Федора
Гордое имя великого флотоводца носят:
- Броненосец береговой охраны «Адмирал Ушаков» (имя выбирал император Александр III) построен на Балтийском заводе, спущен на воду 27 октября 1893 года, вошел в состав Балтийского флота.
- Легкий крейсер проекта 68-бис «Адмирал Ушаков» (1981) — первое советское судно с таким именем, в 1952 года спустили на воду.
- Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Орлан».
- «Киров» получил имя адмирала в 1992 году.
- Эскадренный миноносец пр. «Бесстрашный», переименованный в «Адмирала Ушакова» в 2004 году, спуск на воду произошел 28 декабря 1991. До 1994 года судно относилось к Балтийскому флоту, позже — к Северному.
- Самоподъемная модульная платформа, предназначенная для проведения инженерных работ в прибрежных водах на глубине до 24 м и прокладывания трубопроводов.
Другое
Герой Русско-турецкой войны смотрит на потомков со своего известного портрета. Но так ли выглядел Федор Ушаков — этот вопрос остается открытым.
Работа художника Петра Бажанова выполнена в 1912 голу — спустя почти 100 лет после смерти Ф. Ф. Ушакова. Других изображений до наших дней не сохранилось. Долгие годы этот вопрос никого не волновал. Только в 1943 году, когда Сталин решил учредить орден Ушакова, научное сообщество посчитало, что в качестве образца художник пользовался другим прижизненным изображением и скопировал образ с портрета на медали.
В августе 1944 г. специальная комиссия отправилась с секретной миссией найти могилу и мощи адмирала в Санаксарском монастыре. Она оказалась разграбленной. Исследователь останков — известный антрополог М. Герасимов — с помощью метода пластической реконструкции вылепил лицо и пришел к заключению, что портрет не похож на картину Бажанова. Вполне вероятно, что это родственник и однофамилец адмирала, служивший у него на корабле, а сам Федор Федорович последние годы жизни провел под Курском в Коренной пустыни, куда перевезен удочеренной племянницей Павлой сразу же после захоронения родственника, чтоб уберечь родных от гонений советской власти.
Жительница Курска Светлана Выренкова подробно рассказывает в газете «Друг для друга» (№ 50 от 11.12.2018) о том, как Павла Ивановна Ушакова-Брежнева привезла тяжело больного адмирала в свое имение под Курск, где он прожил еще 23 года и был погребен в семейной усыпальнице Брежневых возле старого деревянного храма Иоакима и Анны в селе Долгое.
Конструкция
Автоматика работает по схеме использования отдачи при коротком ходе ствола. Запирание канала ствола по схеме Браунинга со снижающейся казенной частью ствола при помощи фигурного паза, расположенного в приливе под патронником. При отходе ствола назад под воздействием отдачи паз в приливе взаимодействует с осью затворной задержки ствола, в результате чего казенная часть ствола снижается. При этом боевые выступы ствола выходят из зацепления с пазами затвора-кожуха, ствол останавливается, а затвор-кожух продолжает откат, извлекая и выбрасывая стреляную гильзу. Возвратная пружина размещается под стволом.
Ударно-спусковой механизм курковый, одинарного действия. По израсходовании всех патронов в магазине подаватель надавливает на затворную задержку, которая поднимаясь входит в соответствующий паз затвора-кожуха. В результате затвор-кожух фиксируется в крайнем заднем положении и указывает тем самым владельцу оружия на необходимость перезарядки. После присоединения снаряженного магазина стрелку необходимо надавить на рычаг затворной задержки вниз, и освободив затвор-кожух, таким образом дослать патрон в патронник.
Флажковый, управляемый вручную предохранитель, рычаг которого расположен на левой стороне рамки перед затыльником рукоятки, запирает шептало и затвор-кожух. Оружие оснащено разобщителем, не допускающим производства выстрела при не полностью закрытом затворе. Автоматический магазинный предохранитель блокирует спусковой механизм при вынутом магазине. Ранний вариант имел выбрасыватель, расположенный во внутренним отверстии затвора-кожуха. Начиная с 1965 года пистолет получает открыто расположенный выбрасыватель, что упрощает производство и снижает его стоимость, а курок получил спицу, вместо массивной головки.
Hi Power оснащён автоматическим магазинным предохранителем, который блокирует спусковой механизм при отсутствии магазина в шахте рукоятки. Это решение является весьма спорным, так как при случайном отсоединении магазина в разгар боя стрелок вынужден либо искать выпавший магазин, либо примыкать запасной, что требует затрат бесценного в боевой обстановке времени.
Магазин с двухрядным расположением патронов имеет однорядный выход, благодаря чему патрон поступает в патронник по прямой линии, что увеличивает надёжность подачи. Магазин крепится защёлкой, размещенной в основании спусковой скобы. Рукоятка пистолета имеет отличную эргономику, обеспечивая глубокий и плотный охват, что стабилизирует оружие в процессе прицеливания и повышает устойчивость при стрельбе.
Заявленная прицельная дальность для модификаций с регулируемым прицельным приспособлением при использовании приставного приклада-кобуры составляет 500 м, для базовой модели 50 м.