Подводный фронт: лучшие подводные лодки второй мировой войны

Гордость и трагедия К-3

По понятным причинам первой в Советском Союзе атомной подводной лодке пришлось быть не только объектом для испытаний различных технических нововведений для атомного флота. Ей довелось на своей стальной шкуре проверять возможности ядерных субмарин. Уже в 1959 году она начала регулярные плавания подо льдами – сначала под кромкой, а потом и под серьезным паковым льдом, в итоге дойдя до Северного полюса.

Это был третий дальний поход лодки К-3, состоявшийся 11-21 июля 1962 года. Прежде всего экипажу лодки предстояло подтвердить, что она и подобные ей корабли способны на длительные походы подо льдами. Кроме того, советским морякам предстояло пройти точку Северного полюса в подводном положении и подняться из-подо льда на поверхность. Все задачи были выполнены успешно, за 178 часов лодка прошла в подводном положении 1294 мили и трижды – 15, 18 и 19 июля – всплывала почти точно на полюсе. Это было не просто достижение: таким образом советские подводники подтвердили, что арктические льды не станут препятствием для атомных ракетных подлодок. А это означало, что при необходимости нанести ракетный удар можно и оттуда, существенно увеличив ударную дальность ракет. Таким образом, восстанавливался паритет, нарушенный в марте 1959 года, когда первое в мире всплытие на полюсе совершила американская лодка «Скейт».

Одними успехами служба К-3 «Ленинский комсомол», конечно, не ограничивалась. И хотя печальный счет авариям на советских атомных субмаринах открыла не она, а первый атомный ракетоносец К-19, события 8 сентября 1967 года привели к самым тяжелым на тот момент последствиям. Лодка уже заканчивала боевую службу в Норвежском море, когда в первых двух отсеках случился пожар, унесший жизни 39 моряков. Пострадал и остальной экипаж, когда, чтобы не допустить взрыва торпед, командир приказал уравнять давление в отсеках, и из первых двух внутрь лодки хлынул отравленный продуктами горения воздух. В итоге лодке пришлось возвращаться на базу в надводном положении. Позднее в ходе следствия выяснилось, что причиной трагедии стала то ли жадность, то ли глупость кого-то из рабочих, во время планового ремонта заменившего медную прокладку на гидравлической системе высокого давления на паронитовую (смесь асбеста с пластиком).

Несмотря на периодические проблемы, связанные с тем, что лодка эксплуатировалась в тяжелейших условиях, К-3 оставалась в боевом составе флота до октября 1987 года – почти три десятилетия! За это время она шесть раз выходила на боевые службы и за 14 тысяч ходовых часов прошла в общей сложности почти 129 тысяч миль, то есть почти шесть раз обогнула Землю по экватору. После того как подлодку окончательно списали, она долгое время ожидала решения своей участи. Из первого советского подводного атомохода хотели сделать музей, подобно тому, как стал музеем атомный ледокол «Ленин», но у Минобороны долгое время не было на это средств. И лишь осенью 2020 года было окончательно решено, что подлодка «Ленинский комсомол» перейдет на вечный прикол в Кронштадт, где станет главным элементом Музея военно-морской славы. Она это заслужила.

Производство моторных лодок в России

После прекращения существования СССР отрасль маломерного судостроения России также испытала значительный спад из-за экономических причин. Однако, с ростом материального благосостояния россиян, спрос на водный транспорт набирает обороты. В настоящее время на территории России выпускается множество моделей моторных лодок. Твердокорпусные лодки выпускаются преимущественно в стеклопластиковых корпусах и в корпусах из алюминия. Производство лодок в России из фанеры и дерева сильно сократилось, в первую очередь из-за низких эксплуатационных характеристик таких моделей. В отдельную нишу стоит выделить надувные моторные лодки. Их неоспоримое преимущества – удобство хранения и возможность доставки без прицепа и спуска на воду без слипа. Организованных мест спуска лодок на воду на прицепах в России по прежнему не много, а берега не всегда позволяют съехать по естественному рельефу. Значительную часть производимых в РФ моторных лодок составляют модели, заимствованные у иностранных производителей, однако и собственных разработок вполне достаточно.

Дизель-электрический

Русско-японская война

  • Дельфин
  • Подводная лодка класса Касатка
  • Подводная лодка класса сом
  • Отдельный блок Форел / разовый блок (собственный класс)
  • Подводная лодка класса «осетр»

Эпоха Первой мировой войны

  • Почтовый
  • Минога
  • Акула
  • Подводная лодка класса Карп
  • Подводная лодка класса «Кайман»
  • Подводная лодка класса Морж
  • Подводная лодка класса Нарвал
  • Краб
  • Amerikansky Golland ( тип Holland 602GF / 602L )
  • Подводная лодка класса Барс (1915 г.)

Эпоха Второй мировой войны

Проект Ряд Изображение Построено Назначение
Подводная лодка класса Декабрист Серия I 6 большая позиционная подводная лодка
Подводная лодка класса Ленинец Серия II, XI, XIII, XIII-1938 г. 25 Шахтные слои
Подводная лодка класса «Щука» Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-1938 86 Средние патрульные подводные лодки.
Подводная лодка класса «Правда» Серия IV 3 Эскадрилья подводных лодок.
Подводная лодка класса «Малютка» Серии VI, VI-бис, XII, XV 110 Малые подводные лодки для прибрежного патрулирования.
Советская подводная лодка класса С Серия IX, IX-бис 41 год Средние подводные лодки, построенные по немецкому проекту (ранний вариант Type IX ).
Подводная лодка класса К (советская) Серия XIV 11 Крейсерские подводные лодки общевойскового состава.
Подводная лодка класса TS 3 Бывшие подводные лодки Королевского флота Румынии: ( TS-1 ), Marsuinul ( TS-2 ) и Delfinul ( TS-3 )

Ударные подводные лодки

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
Зулусский класс 26 Большие океанические подводные лодки
Класс виски 215 Средние многоцелевые подводные лодки
Квебек класс 30 Малые подводные лодки с полностью дизельной энергетической установкой
Кит класс 1 Экспериментальные подводные лодки с двигателем Walter, работающим на перекиси с высоким содержанием перекиси водорода (HTP).
Ромео класс 20 Средние подводные лодки
Фокстрот класс 75 Большие океанические подводные лодки
641Б Cом ( Сом , сом ) Танго класс 18 Большие океанические подводные лодки
690 Кефаль ( Kefal , кефаль ) Браво класс 4 Подводная лодка-мишень для торпедных учений
877, 877Э, 877ЭКМ, 877В, 877ЛПМБ, 877ЭК Палтус ( тюрбо ) Кило-класс 24 Большие подводные лодки
636, 636М ( Варшавянка , по Варшавскому договору ) Улучшенный класс Кило 31 год Большие подводные лодки
677 Лада ( Лада , богиня любви ) 1 Большие подводные лодки
1650 Амур (река Амур ) Модификация класса Lada на экспорт
865 Пиранья ( Piran’ya , пираньи ) Лосос класс (Лосось) 2 Сверхмалые подводные лодки

Ракетные подводные лодки

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
P613 Одноцилиндровый виски 1 × крылатая ракета СС-Н-3
Двойной цилиндр для виски 2 × крылатые ракеты СС-Н-3
Лонг Бин для виски 4 × крылатые ракеты СС-Н-3
Джульетт 16 Четыре SS-N-3 Shaddock (P-5 или P-6) или SS-N-12 Sandbox (P-500 4K-80 Basalt)

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
V611, 611AV Зулусский 6
629, 609, 601, 605, 619 Гольф 24 3 × катера проекта 629 Пусковая система Д-1 с ракетами Р-11ФМ

Вспомогательные подводные лодки

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
940 Ленок Индия 2 2 × DSRV класса Poseidon
1710 Макрель Белуга 1 Это было экспериментальное судно, которое использовалось для испытаний силовых установок, форм корпуса и методов контроля пограничного слоя.
1840 г. Лима 1 Большой спец. Он использовался для опробования новых технологий, исследований или поддержки специальных миссий.

Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.

«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.

Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.

Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.

Способ найти корзину в Android телефоне

В прочих устройствах с Андроид: планшетах, телефонах, часах, телевизорах, особенно с «чистой» мобильной системой корзины не предусмотрено. Хотя мы видим её при удалении файлов из рабочего стола или главного меню, как и на Samsung. При удерживании иконок она появляется вверху экрана. А чтобы удалить ярлык, нам необходимо перенести его в появившуюся небольшую корзину. Но при таком удалении приложений, их файлы стираются навсегда. Без возможности восстановить их из какого-нибудь раздела или папки.

Кстати, любой из файлов вашего мобильного устройства или ТВ с Андроид вы можете найти в файловом менеджере. Это приложение в главном меню, которое так и называется «Файловый менеджер» или «File Manager». В нём расположены все папки с файлами, которые нам доступны. Чтобы получить доступ к системным разделам, необходимо получить Root-права или права суперпользователя.

Это интересно: KNOX Samsung что это такое.

Захваченные иностранные военные корабли

Значительное количество иностранных военных кораблей было захвачено и повторно введено в состав Кригсмарине .

  • Клемансо , французский линкор, захваченный в 1940 году, когда он еще строился, но так и не был достроен. Из-зазатопления верфи и сухого дока в Бресте, постоянно находящихся под бомбардировками союзников, строительство не могло быть завершено.
  • Faà di Bruno , заложен в 1915 г., взят в плен в 1943 г., назначен наблюдателем Бибера, сдан в 1945 г. и распался.
  • Советская Украина , заложена в 1938 г., захвачена в 1941 г. (не достроена)
  • HNLMS O 8 , захваченный в 1940 году, принят на вооружение как UD-1, используемый в качестве учебного корабля для обучения экипажей немецких подводных лодок. Списан в 1943 году.
  • HMS  Seal , захвачен 1940 г., принят на вооружение как UB
  • Датский учебный корабль / корабль береговой обороны HDMS  Niels Juel  (1918) был снят с мели после попытки уничтожения корабля, сев на мель во время битвы при Изефьорде , разоружен и использован в качестве учебного корабля, переименованного Кригсмарине в Нордланд . Второй раз затоплен 3 мая 1945 года, списан в 1952 году.
  • Четыре норвежских эсминца класса Sleipner : HNoMS  Gyller  (1938) , HNoMS  Odin  (1939) , HNoMS  Tor  (1939) и HNoMS  Balder  (1939) были захвачены в 1940 году. Все четыре корабля несли службу в Кригсмарине.
  • Четыре французского Цветочек -класса корветы, Arquebuse , Hallebarde , Saber , и Poignard были захвачены в 1940 году после падения Франции. Все, кроме Poignard, были укомплектованы и поступили на вооружение как «патрульные суда» от PA 1 до PA 4 (последние не обслуживались).
  • HNLMS Джерард Калленбург был затоплен, чтобы предотвратить ее поимку в 1940 году, но тем не менее был поднят и введен в эксплуатацию в Кригсмарине как ZH1 в 1942 году.
  • RHS Василефс Георгиос был затоплен, чтобы предотвратить ее захват в 1941 году, но был поднят и введен в эксплуатацию в Кригсмарине как Гермес в 1942 году.
  • Французский эсминец L’Opiniâtre был захвачен во время строительства. Германия намеревалась достроить ее, но строительство было остановлено в 1943 году и разобрано на металлолом в том же году.
  •  Легкие крейсера HNLMS  De Zeven Provinciën (C802) и HNLMS  De Ruyter  (C801) были захвачены в 1940 году, когда они еще строились. Переименованы в KH1 и KH2 («KH» означает «Kreuzer Holland»), модифицированы для установки на Atlantic Bow и переработаны для нового немецкого вооружения. Работы должны были быть возобновлены, но продвигались очень медленно из-за саботажа со стороны голландского Сопротивления. KH1 был спущен на воду в 1944 году для использования в качестве блочного корабля . Оба корабля были укомплектованы модернизированной конструкцией после Второй мировой войны и переданы на вооружение Голландии в 1953 году.
  • KB Dalmacija — легкий крейсер Имперской Германии времен Первой мировой войны (SMS Niobe), проданный Югославии в 1925 году (KB Dalmacija), захваченный Италией в 1941 году (RN Cattaro), затем Германией после итальянского перемирия в 1943 году и переименованный в Niobe. Он был потоплен британскими торпедными катерами.
  • КБ Дубровник был захвачен сначала Италией в 1941 г. (Р. Н. Премуда), затем — Германией после итальянского перемирия в 1943 г. (ТА 32). Он был затоплен в Генуе в 1945 году после битвы на Лигурийском море .
  • KB Beograd был захвачен сначала Италией в 1941 году (RN Sebenico), а затем немецкими войсками после итальянского перемирия в 1943 году (TA 43). Она была потоплена в Триесте, хотя источники различаются по тому, как это произошло.
  • KB T3 был захвачен сначала Италией, затем Германией после итальянского перемирия в 1943 году. Он был потоплен самолетами союзников в феврале 1945 года.
  • Четыре югославских торпедных катера типа Orjen (KB Velebit, KB Dinara, KB Triglav и KB Rudnik) были захвачены сначала Италией в 1941 году (MS 42, MS 43, MS 44 и MS 46), а затем — Германией после итальянского перемирия в 1943 году. (S 601, S 602, S 603 и S 604). Все четыре были затоплены в 1944 году.
  • KB Zmaj был захвачен в 1941 году и использовался в качестве войскового транспорта до его затопления в 1944 году.
  • Югославский минный заградитель D2 был захвачен сначала Италией, затем Германией после итальянского перемирия в 1943 году. Он был потоплен в 1944 году.

Самые результативные подводники Нидерландов

Королевские военно-морские силы Нидерландов (нидерл. Koninklijke Marine) вступили во Вторую мировую войну, имея всего 27 подводных лодок. Потери за время войны составили 14 субмарин, из которых две были захвачены Германией и 12 потеряны в результате боевых действий (пять подлодок были затоплены экипажами ввиду угрозы их захвата противником, в том числе четыре лодки на базах). Девять лодок были потеряны во время боевых действий в Юго-Восточной Азии, из них потеря восьми лодок приходится на 1941–1942 гг. На Европейском театре военных действий было потеряно пять субмарин, включая две лодки, захваченные Германией в 1940 году.

Подводники Нидерландов достигли прекрасных результатов, нанеся противнику серьёзный урон во время боевых действий на многих морях, но особо они отличились в Юго-Восточной Азии. Всего же на всех театрах морской войны, атлантическом, средиземноморском и тихоокеанском, лодки ВМС Нидерландов пустили на дно свыше 120 кораблей противника, в том числе 12 боевых кораблей (включая три подводных лодки) и четыре десятка вспомогательных судов из состава боевых флотов общим тоннажем более 150 000 тонн. Еще более 55 000 тонн было повреждено или захвачено.

Подводная лодка HNLMS Dolfijn стала рекордсменом по числу побед в составе флота Нидерландов (11 потопленных целей), но уступила HNLMS O-21 по их общему тоннажу. А наиболее результативными по последнему показателю стали, HNLMS O-16 и HNLMS К-XIV.

Пятёрка самых результативных подводников Нидерландов по данным сайта DutchSubmarines выглядит следующим образом:

Фото Коротко об офицере
1 Антони Якобус Буссемакер (нидерл. Antonie Jacobus Bussemaker; 1 февраля 1900 — 15 декабря 1941) – 44 100 брт (три потопленных судна на 27 100 брт и два повреждённых на 17 000 брт). Был командиром подводной лодки HNLMS O-16. Погиб в боевом походе.
2 Карел ван Велль Груневельд (нидерл. Carel Adrianus Johannes van Well Groeneveld; 12 мая 1906 — 4 марта 1942) – 38 000 брт (четыре потопленных судна на 23 200 брт и два повреждённых на 14 900 брт). Погиб в боевом походе.
3 Йоханнес Франс ван Дульм (нидерл. Johannes Frans van Dulm; 24 октября 1907 — 20 августа 1991) – 20 075 брт (два потопленных судна на 850 брт и 10 повреждённых на 19 900 брт). Был командиром подводной лодки HNLMS O-21.
4 Хенри ван Остром Зуде (нидерл. Henri Max Louis Frédéric Emile van Oostrom Soede; 12 мая 1910 — 11 июля 1993) – 18 200 брт (шесть потопленных судов на 15 400 брт и два повреждённых на 2800 брт).
5 Альбертус Валькенбург (нидерл. Albertus Marinus Valkenburg; 24 мая 1908 — 30 марта 1983) – 17 650 брт (два потопленных судна на 5350 брт и два повреждённых на 12 300 брт).

«Подводное» противостояние двух сверхдержав

ДЭПЛ активно участвовали в противостоянии СССР и США, на то время двух мировых сверхдержав, в том числе и в «Карибском» кризисе, чуть было не свалившим земной шар в третью мировую, но уже ядерно-атомную войну. В операции «Кама» участвовали четвертые «Букашки», в том числе «Челябинский комсомолец». Они имели задачу при нападении на наши торговые суда, перевозившие на Кубу ракеты с ядерными боеголовками, нанести удар по американскому флоту. В Атлантике дизельные подводные лодки СССР попали в невиданный ими никогда до этого шторм, но техника и люди выдержали. Второе испытание хуже прежнего пришло с выходом на место возможных боевых действий: жара в лодках более 50 градусов по Цельсию. При этом воду выдавали крайне ограниченно – один стакан в сутки на одного человека. Этот проект был рассчитан на ведение боевых действий в северных широтах, а никак не на экваторе. Политикам удалось договориться и военного конфликта не состоялось, а уже впоследствии в конструкцию ДЭПЛ дальнего радиуса действия было внесено множество дополнений, в том числе и радикального свойства.

В годы «холодной войны» подводные лодки скрытно действовали у берегов потенциального противника, находясь в автономном плавании до трех месяцев. Известен случай, когда не заходя в прибрежные воды Италии, наша ПЛ определила свое местонахождения по отдаче якоря авианосцем США «Нимиц». А АПЛ 705 проекта почти сутки шла за боевым кораблем НАТО, несмотря на все его попытки «сбросить» ее с «хвоста», и прекратила преследование, только получив соответствующий приказ.

Серпуховский кремль

Аполлинарий Васнецов. Древний Серпухов. 1920 (Серпуховский историко-художественный музей)

Кремль были во многих русских городах, только в нынешней Московской области около десяти кремлей, однако, многие из них не уцелели до наших дней. Так от кремля XIV века в Серпухове осталось лишь пару фрагментов крепостной стены и фундамент.

Соборная гора, Серпухов

Строился он как важный оборонительный пункт на пути татаро-монгол на Москву. В середине же XVIII века Серпухов совершенно утратил свое военное значение и стену начали разбирать, в 1930-е же остатки стены пустили на строительство московского метро. Сейчас высокий холм, на котором располагался кремль, называют «Соборной горой».

Требования


Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Технико-тактические характеристики

Документально подтверждены следующие:

  • экипаж – более 50 чел.;
  • водоизмещение 2 325 тонн (надводное положение), 3 076 тонн (подводное положение);
  • длина – до 75 –;
  • ширина – до 10 –;
  • осадка – до 7 –;
  • силовая установка – один вал, 2 дизельных двигателя мощностью по 3,65 тыс. л/с и электродвигатель – 5,9 тыс. л/с, а также 2 резервных электродвигателя по 102 л/с;
  • скорость движения – до 10 узлов в надводном положении и до 19 – в подводном;
  • дальность плавания – до 7 тыс. миль со скоростью 8 узлов в час под РПД (на перископной высоте) и до 460 миль в подводном положении со скоростью 3 уз/час;
  • автономность плавания – 45 суток;
  • глубина погружения – до 0,33 км;
  • вооружение – 6 аппаратов, заряжаемых восемнадцатью торпедами или на 6 больше по количеству мин, 4 КР (крылатые ракеты с дальностью поражения 0,5 тыс. км.) и ЗРК ближнего действия типа земля-воздух (8 ракет). Различное современное радиоэлектронное оборудование для обнаружения целей и сохранения собственной скрытности.

Интересно! Направляющие для основного вала сделаны … из дерева! Правда дерева особого. Это бакаут, произрастающий в Центрально Америке. Он очень твердый (1,3 тыс. кг/м), насыщен гваяковой смолой, очень износостойкий, с естественной смазкой. Эти показатели дают возможность валу служить пару десятков лет.

Подводные базы глубоководных аппаратов

О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.

Таких субмарин известно немного:

  • проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
  • проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
  • проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
  • проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.

Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».

Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.

Для разных целей

Первой многоцелевой АПЛ II поколения стала К-38, построенная на Адмиралтейском заводе по проекту 671 (шифр «Ёрш»). Проект разработало СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») под руководством главного конструктора Георгия Чернышёва. Главная энергетическая установка лодки мощностью 31000 л.с. состояла из двух автономных паропроизводящих блоков на основе атомных реакторов. АПЛ была оснащена новейшими комплексами гидроакустики, навигации и автоматического управления лодкой, её оружием и всеми общекорабельными системами. Всего ленинградские корабелы до 1975 года передали флоту 16 лодок этого проекта, три из которых несли службу в рядах Тихоокеанского флота. Одна из них (К-314) в марте 1984 года стала виновницей инцидента в Японском море. Осуществляя слежение за авианосцем США «Китти Хок», АПЛ оказалась непосредственно под его днищем, которое основательно распорола при всплытии, лишившись при этом собственного гребного винта. Оба участника конфликта были отправлены в ремонт. В 1989 году К-314 была выведена из состава ВМФ. Остальные корабли этого типа закончили службу в 1993-1996 годах. Параллельно с ними служили лодки модернизированного проекта 671РТ, вооружённые помимо обычных торпед ракето-торпедами «Вьюга», выстреливаемыми с глубины до 60 м и способными с дистанции до 40 км поражать ядерным зарядом как любые корабли, так и береговые цели. ВМФ получил 7 таких лодок. Дальнейшим развитием многоцелевых АПЛ стала их модернизация по проекту 671РТМ (шифр «Щука»). Лодка получила кормовой гидроакустический комплекс с буксируемой антенной, что отразилось и на её внешнем облике: появление на корме «бульбы» — вместилища антенны. Кроме торпед и ракетоторпед АПЛ получила противолодочный комплекс «Шквал» с уникальной подводной ракетой М-5, развивающей скорость до 200 узлов (более 350 км/час) на дальности 11 км. Пять последних лодок 671РТМ были довооружены малогабаритными крылатыми ракетами «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км. Торпедные аппараты АПЛ калибром 533 и 650 мм имели дополнительные функции: постановка мин и запуск пилотируемых диверсионных снарядов «Сирена». В 1975 году для АПЛ был создан складной одноместный вертолёт Ка-56, который вместе с пилотом мог подобно торпеде выстреливаться из лодки, находящейся в подводном положении. Такому позавидует и хвалёный Джеймс Бонд! Всего по проекту 671PTM было построено 26 лодок. Одна из них (K-524) зимой 1985 года совершила сложнейший переход из Северного Ледовитого океана в Атлантику вокруг Гренландии по узким мелководным и изобилующим айсбергами проливам. Поход продолжался 80 суток, 54 из которых прошли подо льдом.

Экипаж и оснащение АПЛ

Все Топ АПЛатомные подводные лодки СССР и Российской Федерации по оснащению можно условно поделить на следующие типы:

Специального назначения.

Предназначаются в основном для исследования новых систем радиосвязи. Пример: атомоход модели 658С с реактором ВМ-А и мощностью 70 МВт. Генеральный конструктор проекта – С. Н. Ковалев.

С баллистическими ракетами.

Данный тип подлодок еще известен, как ракетный подводный крейсер стратегического назначения или подводная лодка атомная с ракетами баллистическими. Пример: атомоход 941 «Акула» с двумя атомными реакторами типа ОК-650 ВВ, каждый из которых имеет мощность 190 МВт.

Атомная подлодка с крылатыми ракетами.

Пример: атомоход 661 «Анчар», в состав которого входят два атомных реактора В-5Р с мощностью 177,4 МВт каждый. Главный конструктор Н. Н. Исанин.

Атомоход торпедный многоцелевой. Пример: подлодка 671 РТ «Семга», в состав которой входят два ядерных реактора модели ВМ-4П. Генеральный конструктор проекта – Г. Н. Чернышев.

Экипаж средней по размеру атомной подводной лодки состоял из около 100 моряков. Обязательными были следующие командирские должности:

  • Командир АПЛ;
  • Старший помощник командира АПЛ;
  • Заместитель командира АПЛ по политической части;
  • Старший помощник командира по боевому управлению;
  • Командир группы гидроакустики;
  • Командир турбинной группы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector