От шишака до кевлара: эволюция русских шлемов

Stahlhelm M35

Немецкая каска М-35, принятая на вооружение в 1935 году, к началу Второй мировой войны по праву считалась лучшим образцом военного защитного снаряжения. Она стала развитием немецкого шлема М-16, появившегося, как можно понять из названия, ещё в 1916 году.

Изменение роли пехоты в боевых операциях, повышение её мобильности, отход от позиционной тактики ведения боев, повлияли и на характеристики шлема. Он стал более легким, уменьшились размеры козырька и конусного назатыльника, прикрывавшего уши от звуковой волны и осколков. Первые каски М-35 изготавливались из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена и выдерживали давление до 220 кг на мм².

СШ-40

Советский шлем СШ-40, в котором Красная армия прошла всю войну, и который до сих пор является основой для касок российской армии принимал сам Семён Будённый. Один из разработчиков шлема М. И. Корюков вспоминал: «Он (Будённый — Ред.) внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, — пуля такой силы не имеет… Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух — и тут же звякнул шлем. Будённый с удивлением осмотрел место удара: „Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!“, и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем — с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Будённого. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. „Молодцы! — сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали“.»

До этого в Красной армии была на вооружение каска СШ (стальной шлем)-36 (её отличал от СШ-40 гребень на макушке) и СШ-38 (без гребня, но с широкими полями, которые сильно парусили, что доставляло немало хлопот кавалеристам).

Какие каски были в СССР после революции

Если посмотреть хроники или старые фотографии первых лет после появления Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Небольшое количество металлических шлемов сохранилось на военных складах, доставшихся Советской республике «в наследство» от царской власти, но чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.

Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:

  • Польский поход;
  • Халхин-Гол;
  • Финская война;
  • Гражданская война в Испании;
  • Битвы на озере Хасан.

Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.

Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:

  • Он изготавливался из легированной броневой стали;
  • Толщина стенок равнялась 1,9 мм;
  • При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;
  • Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.

В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена подтулейной системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. Даже в настоящее время данные варианты защиты не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.

M-1 и MK-1

Американская каска М-1, принятая на вооружение армии США в 1941 году, заменила собой каску М-1917, по форме напоминавшую английскую каску МК1. Английская каска по форме напоминала тарелку, из-за чего была шутливо названа «миской» (Dish Pan). Широкие поля каски прикрывали солдат Первой мировой от шрапнели (по анализу санитарных потерь на долю артиллерии и шрапнели приходилось до 45-50% всех потерь на Западном фронте).

Каски М-1 на тарелки похожи не были, а были похожи на советские каски СШ-40. Производились они из марганцовистой стали Гадфильда. К сентябрю 1945 года их было произведено более 22 миллионов экземпляров.

СШ-40

Советский шлем СШ-40, в котором Красная армия прошла всю войну, и который до сих пор является основой для касок российской армии принимал сам Семён Будённый. Один из разработчиков шлема М. И. Корюков вспоминал: «Он (Будённый — Ред.) внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, — пуля такой силы не имеет… Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух — и тут же звякнул шлем. Будённый с удивлением осмотрел место удара: „Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!“, и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем — с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Будённого. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. „Молодцы! — сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали“.»

До этого в Красной армии была на вооружение каска СШ (стальной шлем)-36 (её отличал от СШ-40 гребень на макушке) и СШ-38 (без гребня, но с широкими полями, которые сильно парусили, что доставляло немало хлопот кавалеристам).

От каски к стальному шлему (Часть I)

Стальной шлем (каска) образца 1928 года Появление огнестрельного стрелкового оружия положило начало кризису защитного индивидуального снаряжения. В течение многих столетий для изготовления средств индивидуальной бронезащиты использовались естественные природные материалы: кожа буйволов, крепкое дерево, кость, прочные ткани и т. д. Применение этих материалов обеспечивало надежную защиту от оружия с низким уровнем энергии воздействия. Но еще более пяти тысяч лет назад началось производство средств индивидуальной бронезащиты из металлических материалов: сначала из бронзы, а затем из железа и стали. Металлические материалы характеризовались высокой технологичностью, стабильностью свойств, а изделия из металла обеспечивали необходимый уровень защиты. По мере совершенствования средств поражения доспехи становились крайне тяжелыми и значительно ограничивали подвижность. Стремительное совершенствование стрелкового оружия в XIX века, связанное с изобретением бездымного пороха, нарезного стрелкового оружия и оболочечных пуль с высокой начальной скоростью и энергией, обладавших значительным пробивным действием, окончательно вытеснило последние образцы защитного снаряжения (латы, кирасы, нагрудники) и надолго определило скептическое отношение к средствам защиты тела от ранящих снарядов.

Металлические латы и шлемы на поле боя в полном смысле слова «убила» артиллерия! Именно она с начала XVII столетия определила тактику, структуру армий и общие требования к вооружению. Доспехи не выдерживали тяжелой картечной пули. Холодное рубящее оружие осталось только у кавалерии, которая чем дальше, тем больше отходила на второй план, а главная роль на поле боя переходила к пехоте. Для нее первостепенным был фактор подвижности; защитное снаряжение должно было приспосабливаться к этому требованию. Постепенно вслед за изменением тактики и унификацией пехотного оружия оно выходило из употребления. Дольше всего продержались на вооружении кираса и металлический шлем — в середине XIХ века они еще входили в снаряжение тяжелой кавалерии — кирасирских полков.

В начале ХХ столетия динамичное поступательное развитие получили новые достижения технического прогресса, что способствовало бурному росту исследований в научных и промышленных отраслях знаний, что, в свою очередь, привело к качественному рывку в области военного дела и в военной технике. Это было обусловлено введением бездымных порохов, появлением многозарядного, в том числе и автоматического стрелкового оружия (пулеметов), осколочно-фугасных (бризантных) снарядов (гранат), скорострельных орудий, а также улучшением прицельных приспособлений. Все это вместе взятое резко повлияло на повышение эффективности воздействия стрелкового оружия и артиллерии на противника. Так, фундаментальное открытие французских конструкторов-оружейников в области артиллерийского вооружения — гидропневматическая система отката, сконструированная при создании 75-мм полевой пушки М 97, позволило повысить практическую скорострельность артиллерийских орудий от 3 до 5 раз. Бризантные взрывчатые вещества, заменившие черный порох, при разрыве снаряда, давали большее количество осколков с увеличенной убойной силой, чем при прежнем наполнении артиллерийских снарядов.

В те годы шло постоянное наращивание эффективности наступательных вооружений, в ущерб разработке защитного вооружения. Хотя еще в 1900 году в Германии были проведены опытные стрельбы по животным, на головы которых были надеты кожаные шлемы разных конструкций, наглядно доказавшие, что даже самые маленькие осколки снарядов пробивают не только кожаные шлемы, но и черепа их носителей. Однако этому не было придано никакого значения.

Stahlhelm M35

Немецкая каска М-35, принятая на вооружение в 1935 году, к началу Второй мировой войны по праву считалась лучшим образцом военного защитного снаряжения. Она стала развитием немецкого шлема М-16, появившегося, как можно понять из названия, ещё в 1916 году.

Изменение роли пехоты в боевых операциях, повышение её мобильности, отход от позиционной тактики ведения боев, повлияли и на характеристики шлема. Он стал более легким, уменьшились размеры козырька и конусного назатыльника, прикрывавшего уши от звуковой волны и осколков. Первые каски М-35 изготавливались из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена и выдерживали давление до 220 кг на мм².

Stahlhelm M35

Немецкая каска М-35, принятая на вооружение в 1935 году, к началу Второй мировой войны по праву считалась лучшим образцом военного защитного снаряжения. Она стала развитием немецкого шлема М-16, появившегося, как можно понять из названия, ещё в 1916 году.

Изменение роли пехоты в боевых операциях, повышение её мобильности, отход от позиционной тактики ведения боев, повлияли и на характеристики шлема. Он стал более легким, уменьшились размеры козырька и конусного назатыльника, прикрывавшего уши от звуковой волны и осколков. Первые каски М-35 изготавливались из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена и выдерживали давление до 220 кг на мм².

Франция

Первыми на фронтах Первой мировой войны использовать стальные шлемы в массовом порядке стали французы. Модель каски М-1915 в честь автора проекта генерал Аугуста Луи Адриана называлась «шлем Адриана». До появления каски Адриана французы пытались защищать голову своих солдат шлемом Cerviere. Он представлял собой стальную полусферическую «шапочку» толщиной 0,5 мм, которая одевалась под кепку или другой головной убор.

Каска Адриана (модель М-1915). Франция.Лысьвенский музей (Пермский край)

Каска Адриана состояла из четырёх частей:

  • полусферический свод шлема;
  • составной козырёк (передняя и задняя части);
  • гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и одновременно усиливающий защитные свойства шлема.

Каска изготовлялась из мягкой стали толщиной 0,7 мм. Процесс изготовления шлема включал в себя более 50 операций, из них треть – это изготовление и установка гребня. Вес шлема составлял 700-800 граммов. Харак­терной чертой каски Адриана, использовавшейся французской армией, было наличие эмблемы каждого рода войск, а объединяли их литеры RF — République Française. В конце 1915 года было выпущено и поставлено на фронт более 3 миллионов касок.

Каска Адриана (модель М-1915). Франция.Лысьвенский музей (Пермский край)

Несмотря на невысокие защитные свойства каска Адриана оставалась самой распространённой моделью стального шлема в период Первой мировой войны. Только во Франции было изго­товлено более 20 миллионов касок Адриана. Кроме Франции каска была принята Бельгией, Италией, Грецией, Польшей, Румы­нией, Сербией, Чехо­словакией, Мексикой, Бразилией, Болгарией и другими странами. К концу 1915 года 1 миллион касок был поставлен и в русскую армию. На них помещался рельефный двуглавый орёл. В 1926 году каску Адриана усовершенствовали. Форма шлема стала более круглой. Упростилась технология изготовления. Шлем стал изготавливаться из двух частей – непосредственно раковины шлема и гребня. Модель 1926 года делали из более прочного сплава стали и марганца, в результате чего его вес увеличился до 1000 граммов. Значи­тельные изменения затонули и подшлем­ник.

История

В ходе эксплуатации в войсках шлемов СШ-36 были выявлены их недостатки и начались работы по созданию нового общевойскового шлема. В 1937—38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Именно эта модель была взята за основу при создании шлема

Контур шлема (изначально получившего известность как СШ-39) приобрел новые очертания. Вес СШ-39 составлял 1 250 грамм, толщина стенок 1,9 мм, он изготавливался из стали лучшего качества.

Перед войной испытания СШ-40 проводились на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущий специалист по броневым шлемам — подполковник В. Орлов.

В годы войны выпускался металлургическими заводом «Красный Октябрь» в Сталинграде и Лысьвенским металлургическим заводом, затем в связи с боями в Сталинграде только последним. Приёмочные испытания готовой продукции включали выборочную (от партии) оценку бронестойкости шлема в тире предприятия обстрелом простой пулей, патрон с приведённым (уменьшенным) зарядом, из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов. Дистанция стрельбы составляла 25 метров. Скорость предела кондиционных поражений (ПКП) шлема составляла порядка 300 м/с.

На фото СШ-39 «трёхклёпка». СШ-40 в обиходе часто именуются шестиклёпками.

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.

В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.

Новый российский шлем 6Б47 «Ратник»

Хотя новейшая российская экипировка «Ратник» до сих пор проходит испытания, один из её элементов уже выпускается серийно — это защитный шлем 6Б47 «Ратник». Он отличается от предыдущих российских разработок своим весом, который составляет менее 1 кг и небольшими габаритами. Вместе с тем, данный шлем намного крепче, чем его более тяжёлые «собратья». Подобных характеристик удалось добиться за счёт использования новейших композитов для его производства.

Данный шлем имеет трёхслойную систему защиты. Внешний и внутренний слой сделаны из твёрдых композитов, между которыми помещён слой из арамидного материала. Данная каска по своей функциональности больше напоминает современный шлем лётчика. Она снабжена системой связи и монитором, на который проецируется изображение с оптического прицела.

Появление боевых шлемов во Франции

Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем , защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.

Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи , которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:

  • Колпака;
  • Гребня;
  • Юбки .

Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитывать тот немаловажный факт, что французский шлем был предназначен вовсе не для защиты от пуль. Он, конечно, мог отрикошетить пулю, которая попадала в него по боковой траектории, но прямое попадание не выдерживал. Зато шрапнель и осколки от гранат его не пробивали.

Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем , страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:

  • Россия :
  • Румыния :
  • Италия :
  • Португалия :
  • Великобритания .

M-1 и MK-1

Американская каска М-1, принятая на вооружение армии США в 1941 году, заменила собой каску М-1917, по форме напоминавшую английскую каску МК1. Английская каска по форме напоминала тарелку, из-за чего была шутливо названа «миской» (Dish Pan). Широкие поля каски прикрывали солдат Первой мировой от шрапнели (по анализу санитарных потерь на долю артиллерии и шрапнели приходилось до 45-50% всех потерь на Западном фронте).

Каски М-1 на тарелки похожи не были, а были похожи на советские каски СШ-40. Производились они из марганцовистой стали Гадфильда. К сентябрю 1945 года их было произведено более 22 миллионов экземпляров.

Каска СШ-68-стальной шлем образца 1968-года

Подборка фото стального шлема СШ-68 / СШ-68Н / «Заготовка»

Противоосколочный стальной шлем СШ-68 пришёл на смену СШ-60. Отличался от своего предшественника большей прочностью, большим наклоном лобной стенки купола и уменьшенными бортикам-краями отогнутых наружу. Окрашивался, как правило в зелёный цвет.

Появление шлема связано с унификацией оружия стран Варшавского Договора. Так среди этих стран стали отбирать оружия с наилучшими характеристиками. Во время отбора ГДРовский шлем М-56 при обстреле показал на 3-6% лучше характеристики по сравнению с советским шлемом СШ-60. В свзяи с этим Генеральный Штаб Министерство обороны СССР дал указания Техническому Комитету вещевого управления армии для разработки нового шлема. В 1965 году волгоградский Министерства черной металлургии взялся за создании, чьи исследования показали, что одной формы для увеличения пули стойкости не достаточно и завод обратился за помощью в ленинградский НИИ (Центральный Научно исследовательский институт материалов-ЦНИИМ) для улучшения стали для новых касок. Над проектом работали Д.К. Бельков, А. А. Светлакаова, Л.И. Воронкова, П. И. Широких и другие.

Масса шлема СШ-68 составляет 1300 грамм, плюс дерматиновый подшлемник 200 грамм. Новый шлем обеспечил защиту от холодного оружия и осколков с массой 1 грамм до 250 метров, и пуль на излете. Шлем СШ-68 состоял на вооружении стран Варшавского договора. На данный момент состоит на вооружении Китая, Северной Кореи, стран бывшего СССР, Индии и других странах. В России данная модель заменяется шлемом 6Б27. Первый образец был представлен в 1966 году, которых сохранил подшлемные ремни Д.Г. Белякова от шлема СШ-60. В 1967 году шлем прошел баллистические испытания на пробитие, была создана техническая документация по нему и уже в 1968 поступил на вооружение СССР и стран Варшавского Договора. Среди солдат каска получила прозвище «гэдэровка» и «афганка», а США прозвали ее «conehead»-коническая голова и «egghead»-яйцеобразная голова.

Шлемы изготавливается трех размеров: 1-ый размер до 55 см, 2-ой размер до 56-58 см, 3-ий размер до 59 см и выше.

Каска СШ-68М

СШ-68М под индексом ГРАУ-6Б14 для армии стала модернизации каски СШ-68 посредством усиления арамидной тканью с внутренней стороны каски. Над проектом модернизации шлема работало ГУ НПО «Специальная техника и связь» После модернизации масса каски увеличилась на 400 грамм до 1900 грамм. Так же была усовершенствована система ремней, теперь подшлемник крепился на 4 заклепки, а не на 6 как раньше. Новый шлем обеспечил 1-ый класс защиты и может защищать от пуль пистолета Макарова и револьвера Наган и стальных осколков с массой в 1 грамм летящих со скоростью до 400 м/с.

Каска СШ-68Н «Заготовка»

Стала дальнейшей модернизацией Шлема СШ-68М для МВД посредством большей защиты арамида на 100 грамм. Вес шлема стал составлять 2000 грамм. Так же изменению подверглась система ремней, которую заменили на пластиковые карабины и пластиковый подбородок. Над модернизацией работал НИИ «Стали». Защита достигла 2-го класса защиты за счет комбинации стали и арамида.Ношение шлема возможно с шапкой.

Каска халхинголка СШ-36

Это был первый стальной шлем, созданный в СССР и распределенный в войсках в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком(«носом»)и боковыми полями –скатами («ушами»). придавал советскому солдату узнаваемость. Хотя по мнению некоторых членов Политбюро

СШ-36 у советского солдата получился «иностранный вид». Несмотря на свою новизну, шлем, тем не менее имел некоторые элементы, присущие предыдущим моделям. Например, вентиляционное отверстие располагалось в верхней части шлема и прикрывалось небольшим гребнем, явно позаимствованным от французской каски Адриана. Окрашивался шлем в темно – зеленый цвет или в цвет хаки. Спереди наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение шлем получил во время гражданской войны в Испании 1936-39гг. (Небольшая партия этих шлемов поставлялась в качестве военной помощи республиканцам). Затем были испытания у озера Хасан в 1938г., у реки Халхин-Гол в 1939 (что впоследствии дало неофициальное название шлема : «Халхингольский») и в «Зимней войне» с Финляндией 1939-40гг.

В ходе боев у шлема был выявлен ряд недостатков: например, широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты от удара шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек ухудшал обзор. Кроме того, защитные качества шлема оказались довольно низкими. Однако и с началом Великой Отечественной войны в виду острой нехватки стальных средств защиты, солдатам выдавались СШ-36, в том числе и собранные с полей сражений. Назывались такие шлемы «ремонтированными» и на них мог быть установлен подшлемник более позднего образца. В виду того, что, недостатки СШ-36 стали слишком очевидны, понадобился новый, более лучший шлем. Сперва протестировали множество шлемов, созданных за последние годы в западных странах. В 1937-38гг. несколько наиболее удачных шлемов были протестированы на Ржевском полигоне. В 1938г. был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала итальянский стальной шлем образца 1933г. Не исключено, что именно этот шлем был взят за основу советского. Характерный гребень отныне был снят со шлема, сам же шлем приобрел новые очертания. Силуэт русского солдата в каске стал символом воина-победителя на долгие годы

Каска СШ 40

Этот шлем известен как СШ-40 по дате, когда планировалась передача его в войска. На самом же деле первые образцы такого шлема были произведены в 1939г. Такой шлем получил индекс СШ-39 и главное его отличие от СШ-40 заключалось в том, что подшлемник ( кольцевое подтулейное устройство) крепился на трех заклепках. (Отсюда пошло неофициальное название СШ-39- «трехклеп»). Крепление же подшлемника на СШ-40 осуществлялось на шести заклепках, что несомненно было более надежно. Подшлемник, установленный на шлемах, выпущенных до 1942г. имел купольную форму (изготавливался из ткани, кожи, кожзаменителя или вощеной ткани). Шлемы же, выпущенные после 1942г.( индекс СШ40\42) имели новый тип подшлемника, состоявший из трех лепестков искусственной кожи, с обратной стороны которых крепились амортизационные ватные подушечки. Замена подшлемника была вызвана невозможностью использования шлема с купольным подшлемником в зимнее время, так как его конструкция не позволяла надевать шлем на теплый головной убор ( например, шапку-ушанку). Шлем окрашивался в оливковый цвет либо в цвет хаки, иногда спереди рисовался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлемы, в затылочной части около нижней кромки проставлялся штамп завода – изготовителя, год выпуска, а также штамп с указанием размера.

Шлем СШ 40 в СССР и других странах

Шлем СШ-40 используется до настоящего времени всеми армиями стран СНГ. Кроме СССР СШ-40 использовался странами Варшавского договора, а также многочисленными повстанческими армиями африканских, ближневосточных, азиатских и др. стран.

Параллельно с разработкой нового стального шлема для нужд армии, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской обороны и частей ПВО, в том числе и специальными шлемами. По заданию Наркомата обороны на Ленинградском металлургическом заводе в 1938г. начали производить такие шлемы. Внешне шлем сильно напоминал английский шрапнельный шлем Brodie обр.1915г. и по сути был упрощенным вариантом британской модели

Stahlhelm M35

Немецкая каска М-35, принятая на вооружение в 1935 году, к началу Второй мировой войны по праву считалась лучшим образцом военного защитного снаряжения. Она стала развитием немецкого шлема М-16, появившегося, как можно понять из названия, ещё в 1916 году.

Изменение роли пехоты в боевых операциях, повышение её мобильности, отход от позиционной тактики ведения боев, повлияли и на характеристики шлема. Он стал более легким, уменьшились размеры козырька и конусного назатыльника, прикрывавшего уши от звуковой волны и осколков. Первые каски М-35 изготавливались из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена и выдерживали давление до 220 кг на мм².

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector