Восточные славяне

Этноним народа

Название северян вызывает немало предположений и споров. До сих пор его суть остаётся весьма туманно. Как считал историк Лев Гумилёв, происхождение этнонима могло быть связано с именованием савиров, племён, занимавших во II веке Западный Прикаспий. Сам Гумилёв и его учитель Михаил Артамонов считали, что именно савиры были предками северян, что были ассимилированы славянскими народами.

Археолог Валентин Седов высказывал иную гипотезу. По его версии, слово “северяне” могло произойти от иранского “сев”, означавшему “чёрный”. Что примечательно, к городам северян принадлежал Чернигов, в одном только названии которого можно заметить подтверждение данной теории.

«Северянин» / -Ingvar-/ neizvestniy-geniy.ru

Славянские божества

В религии древних славян высшая группа богов включала в себя представителей небесной сферы таких как Перун, Сварог, Даждьбог и других. У большинства племен Перун являлся верховным божеством, так как он отвечал за гром и молнии. Чуть позже он стал считаться покровителем княжеской дружины и находился в данном статусе вплоть до принятия христианства. Однако западные славяне почитали его как рядовое божество высшего уровня. Среди них он был известен как Перкунас.

Интересно, что описываемая группа выше остальных духов и богов чтила Сварога. Когда-то для всех племен он являлся высшей силой, так как владел огнем и металлом. Наши предки верили, что он не только дал народу огонь и научил плавить металл, но и спустил свыше некий свод правил и предписаний, касающихся всех сторон жизни. К примеру, именно Сварог повелел мужчине иметь только одну женщину и брать ее в жены до конца своих дней.

Западные славяне называли его Свентовит, и со временем он превратился в бога войны. Для его прославления строили святилища, где абсолютно все, включая стены и крышу, было красного цвето. Само божество изображалось с четырьмя головами, повернутыми во все стороны света. Обычно в его руках был охотничий рог, который жрецы наполняли вином один раз в год. По истечению этого срока они смотрели, сколько вина осталось на дне сосуда и делали предположение о будущем урожае.

Боги средней группы были приближены к земле, людским потребностям и страхам. Среди них очень почитаема была Лада – богиня плодородия. К низшей группе относились различные духи и сущности: русалки, лешие, домовые.

Резюмируя, можно сказать, что религия древних славян практически не видоизменилась в результате расселения племен по разным территориям. До принятия христианства в ней прослеживались общие узнаваемые черты.

Великое переселение народов

Великое переселение народов и Восточная Европа. С конца IV в. н. э. начались многочисленные передвижения племен, вошедшие в историю под названием Великого переселения народов.

К этому времени многие народы Евразии научились изготовлять железное оружие, сели на коней, создали боевые дружины. Племена гнало вперед желание обрести добычу и новые богатые, уже освоенные земли Римской империи.

Первыми на территории Восточной Европы сдвинулись с мест германские племена готов.

Ранее они жили в Скандинавии, позднее расселились в Южной Прибалтике, но оттуда их потеснили славяне. Через земли балтов и славян готы пришли в Северное Причерноморье и прожили там два столетия. Отсюда они атаковали римские владения, воевали с сарматами.

Во главе готов стоял вождь Германарих, который, согласно некоторым сведениям, прожил 100 лет.

В 70-х гг. IV в. с востока на готов надвинулись племена гуннов. Спасаясь, часть готов переселилась в пределы Римской империи. Гунны были тюркским народом, и вместе с их появлением начинается господство тюркомонгольских племен на степных просторах Евразии. Они знали железоделательное производство, ковали мечи, стрелы, кинжалы; во время стоянок гунны жили в глинобитных домах и полуземлянках, но основой их хозяйства было кочевое скотоводство.

Все гунны были превосходными наездниками — и мужчины, и женщины, и дети. Главной их силой была легкая кавалерия. По данным римских историков, вид гуннов был ужасен: невысокие, заросшие волосами, плотные, с толстыми затылками, кривыми ногами, одетые в меховые малахаи и обутые в грубую обувь, сшитую из козьих шкур. Об их диких нравах и зверствах рассказывали легенды.

В своем движении гунны увлекали всех, кто попадался им на пути. Вместе с ними снимались со своих мест угрофинские племена, алтайские народы.

Вся эта огромная орда вначале обрушилась на алан, отбросила часть их на Кавказ, а остальных также втянула в свое нашествие.

Тяжелая, закованная в броню, вооруженная мечами и копьями аланская конница стала существенной частью армии гуннов. Разгромив готов, они огнем и мечом прошли и по южнославянским поселениям. В очередной раз, спасаясь от гибели, люди бежали под укрытие лесов, бросали плодородные черноземы. Часть славян, как и готов, вместе с гуннами также устремилась на запад.

Центром своей державы гунны сделали земли по Дунаю, располагавшие прекрасными пастбищами.

Отсюда они нападали на римские владения и наводили ужас на всю Европу. С тех пор имя гуннов стало нарицательным. Оно обозначало грубых и беспощадных варваров, разрушителей цивилизации.

Своей наивысшей мощи держава гуннов достигла при их вожде Аттиле.

Он был талантливый полководец, опытный дипломат, но грубый и беспощадный властитель. Судьба Аттилы еще раз показала, что сколь бы велик, могуч, страшен ни был властелин, но и он не может продлить вечно своей власти, своего величия. Попытка Аттилы завоевать всю Западную Европу закончилась в 451 г. грандиозным сражением в Северной Франции на Каталаунских полях.

Римская армия, в которую входили отряды многих народов Европы, разгромила наголову столь же многонациональную армию Аттилы. Вождь гуннов вскоре умер, между гуннскими вождями начались распри. Держава гуннов распалась. Но движение народов, вспененное гуннской волной, еще продолжалось несколько столетий.

Участниками Великого переселения народов стали и славяне, которые именно тогда впервые появляются в документах под своим именем.

§Анты
§Славянский вождь Кий
§Расселение племён восточных славян
§Восточные славяне
§Обычаи и верования славян

Восточные славяне

Достоверных сведений о происхождении и расселении восточнославянских племен в доисторический период очень мало. Известно, что примерно в пятом – седьмом веках восточный славяне заселили территорию бассейна Днепра, а затем распространились до верховьев Волги на востоке и южного побережья Балтики на северо-востоке.

Большинство исследователей считают, что к девятому – десятому столетию различные племенные союзы объединились в целостный древнерусский этнос. Именно он составил основу Древнерусского государства.

Собственно русский, украинский и белорусский народы окончательно сформировались лишь к семнадцатому веку.

   Русские

Всего в мире насчитывается сто тридцать три миллиона носителей данного этноса. В Европе это самый многочисленный народ, а в России его численность составляет примерно 80% населения.

Три четверти проживающих в России русских исповедуют православие. За пределами РФ большинство представителей народа проживает в постсоветских странах: Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии, а также в Германии, США, Канаде и других государствах.

На основе культурных, бытовых и региональных отличий выделяют множество субэтнических групп русского этноса: мещеряки (Рязанская обл.), полехи (Орловско – Калужское полесье), камчадалы (Камчатка), сибиряки, кубанские, терские и донские казаки и другие.

     Украинцы

В мире проживает около сорока пяти миллионов представителей народа. Кроме Украины, большие диаспоры есть в Канаде, США, России. Третий по численности славянский народ после русских и поляков.

По данным генетических исследований, наибольшее родство у данного этноса с юго-западными русскими, поляками и юго-восточными литовцами.

Украинский язык наиболее близок к белорусскому, их разделение на два самостоятельных языка произошло примерно четыреста лет назад.

     Белорусы

Общая численность составляет приблизительно десять миллионов. В Белоруссии проживает более восьмидесяти процентов представителей народа. Остальная часть в основном населяет сопредельные государства – Россию, Украину, Польшу Латвию и Литву.

Жителей Белорусского Полесья нередко выделяют в самостоятельный субэтнос, носящий название полещуки.

Большинство белорусов придерживаются православной религиозной традиции. Католиками являются лишь около пятнадцати процентов верующих.

Религиозные верования

До принятия христианства описываемый народ относился к язычникам, почитающим не только определенных божеств, но и духов природы, а также животных. Отличительной чертой славянских религиозных культов является тот факт, что они часто не выделяли отдельных богов, а поклонялись духам в целом. К примеру, в лесу, по верованиям древних племен, обитало огромное количество божеств. Поэтому, отправляясь на охоту либо собирать лесные дары, наши предки обращались сразу ко всем, прося их милости и защиты.

Примечательно, что славяне верили и в демонов. Однако в их представлениях они не являлись злобными сущностями. Древние народы считали, что демоны – это всего лишь души животных, растений и камней. Они могут жить в определенных предметах, но при необходимости выходят из них и путешествуют по миру.

Тотемизм или почитание прародителя-животного тоже было широко распространено в племенах. Особенно важен этот культ был для западных славян. Каждое племя выбирало свое тотемное животное и поклонялось ему, однако убийство священного зверя не считалось чем-то преступным. Данный факт является существенным отличием между славянским тотемизмом и тем видом, который он в дальнейшем принял, к примеру, в Египте. Интересно, что некоторые историки считают легенды об оборотнях, столь распространенные в Европе, результатом влияния подобных культов. Многие славянские общности почитали волков и во время ритуальных мероприятий надевали их шкуры. Порой обряд требовал передвижений в таком виде по местности, что, естественно, смотрелось дико и даже ужасающе для случайных путников.

В язычестве западных славян было принято служить богам на специально сооруженных местах, где устанавливались идолы. Капища, как их называли, устраивались в основном на холмах, которые отлично просматривались со всех сторон. Рядом располагалось место для жертвоприношений или требник. Языческие культы всегда подразумевают приношение в жертву животных во время обрядового служения.

Западные славяне после своего окончательного оформления в обособленную общность немного видоизменили капища. Они стали строить их закрытыми и помещали внутрь всех идолов одновременно. Примечательно, что входить в это подобие храма могли только волхвы. Рядовые члены племени имели возможность присутствовать при некоторых ритуалах рядом с капищем, но большая часть обрядов была скрыта от посторонних глаз.

Боги западных славян мало чем отличались от божеств своих восточных и южных собратьев. И это вполне закономерно, ведь у всех славян был общий пантеон богов. Хотя каждое племя отдельно почитало своего идола, считающегося покровителем именно этой общности. Если обратиться к классификации божеств, то можно сказать, что они делятся на три группы:

  • высшие;
  • средние;
  • низшие.

Подобное разделение соответствовало пониманию мироустройства, согласно которому наш мир состоит из трех уровней: Явь, Правь и Навь.

Великое переселение и появление славян

Причин для великого переселения было много, и по большей части этот процесс приходился на территорию современной Европы. Началось переселение в III в. н. э., а к IV в. многочисленные варварские племена кельтов и германцев стали бороться с соседними государствами уже на новых территориях. Лесные и степные варвары шли на захват более богатых земель в южных регионах, что и наложило след на переустройство части Северного Кавказа и Причерноморья. Как же это повлияло на древние народы на территории России? Великое переселение народов кратко можно охарактеризовать как процесс становления самостоятельных германских, романских и славянских народностей. Славяне вовсе не играли в этот период ключевую роль и фигурировали уже на позднем этапе переселения, но именно для регионов, которые сегодня входят в границы России, они в дальнейшем окажут судьбоносное влияние.

Дело в том, что переселение происходило с двух направлений. Как уже отмечалось, основной процесс происходил в европейской части – с северо-запада германцы и кельты двигались на завоевание южных земель. С востока из Азии двигались кочевники, в результате прошедшие путь от Китая до Франции. Была активность и в самих южных регионах. Со стороны Закавказья шли предки современных осетин – аланы. В разной степени эти миграционные движения формировали древнейшие народы на территории России. Восточные славяне, в свою очередь, присоединились к общей волне миграции к IV в. н. э. Они присоединились к потоку, который состоял из тюрков, сарматов, иллирийцев и фракийцев. Некоторое время у них были союзнические отношения с гуннами и готами, но впоследствии эти племена стали противниками. Собственно, именно нашествия гуннов вынудили славян расселяться в направлениях запада и юго-запада.

Радимичи — свободолюбивое племя

Наверное, самые загадочные и обделённые вниманием племена восточных славян. Радимичи проживали в бассейне реки Днепр, очень близко к полянам и будущему центру Киевской Руси, однако очень долго сохраняли свою независимость от Рюриковичей

Этот факт выглядит странным, поскольку в летописях об этих племенах очень часто отзываются либо насмешливо, либо свысока, и многие исследователи идут на поводу этих высказываний.


Женщина из племени радимичей. Реконструкция. (urokirus.com)

Вполне вероятно, что радимичи так же, как и северяне, платили дань хазарам, а затем, после завоевания Киева Олегом, подчинились пришедшему с севера князю. Вместе с ним эти восточные славяне участвовали в походах на Константинополь. Однако спустя столетие, почувствовав слабость центральной власти во время междоусобных войн, отделились от Киевской Руси.

Подавлять нелояльных радимичей отправился воевода Владимира Святославича Волчий Хвост. Войска киевлян и радимичей встретились на реке Пищань, и восставшие потерпели поражение. Постепенное поглощение вновь присоединённых племён продолжилось, и в 11 — 12 веках они стали частью Смоленского и Черниговского княжеств.

***

Мы поговорили лишь о самых значительных восточнославянских племенах и союзах племён, составивших основу Древнерусского государства. Но не стоит забывать, что были ещё и более мелкие объединения: полочане, дреговичи, тиверцы, уличи — имя им легион. А помимо них — и неславянские племена, тоже оказавшие большое влияние на формирование единой Киевской Руси. С самых первых дней своего существования держава Рюриковичей была полиэтническим государством, и каждое племя оставило свой след в истории Древнерусского государства.

Религия

«Збручский идол» хранится в Краковском археологическом музее.

В языческих славянских популяциях были христианизация между 7 — м и 12 — м веками. Православное христианство преобладает среди восточных и южных славян, в то время как католицизм преобладает среди западных славян и некоторых западных южных славян . Религиозные границы во многом сопоставимы с расколом между Востоком и Западом, который начался в 11 веке. Ислам впервые появился в VII веке во время ранних мусульманских завоеваний и постепенно был принят рядом славянских этнических групп на протяжении веков на Балканах.

Среди славянского населения, исповедующего религию, большинство современных христианских славян являются православными, за ними следуют католики, а небольшое меньшинство — протестанты . Большинство мусульманских славян следуют ханафитской школе суннитской ветви ислама. Религиозные различия по национальностям могут быть очень резкими; Обычно в славянских этнических группах подавляющее большинство религиозных людей исповедуют одну и ту же религию. Согласно переписи 2011 года, в Чешской Республике 75% не исповедовали религии .

В 20-м и 21-м веках наблюдается возрождение интереса к дохристианским верованиям славян , что вызвало популярность славянской исконной веры .

В основном восточное православие :

  • Россияне
  • Украинцы
  • Русины
  • Сербы
  • Болгары
  • Белорусы
  • Македонцы
  • Черногорцы

В основном католицизм :

  • Поляки (в т.ч. силезцы , кашубцы )
  • Чехи
  • Хорваты (включая Шокчи )
  • Словаки
  • Словенцы
  • Сорбс
  • Bunjevci
  • Крашовани
  • Банатские болгары

В основном ислам :

  • Боснийцы
  • Помаки
  • Горани
  • Торбеши

Государство франков против славян

На победе над Аварским каганатом история первого славянского государства отнюдь не закончилась. Удар, нанесённый повстанцами бывшим хозяевам, не стал окончательным — Само приходилось постоянно отбиваться от претензий тюркских правителей восстановить статус-кво. Проблемы возникли впоследствии и на западной границе — славянам пришлось противостоять и франкскому королевству.

«Хроника Фредегара» сообщает о разрыве между франками и славянским союзом племён в 632 году. Причиной этому послужило убийство франкских торговцев на территории государства. Франкский король Дагоберт отправил посольство к Само с требованием справедливого и немедленного наказания виновных в совершённых преступлениях. Славянский князь отказал в немедленном разбирательстве, пообещав лишь организовать на своей территории суд для выяснения обстоятельств произошедшего.

Франкский посол, значительно превысив свои полномочия, требовал от Само даже присягнуть на верность королю, на что получил безусловный отказ. Посланника выгнали из пределов государства. Узнав об этом, Дагоберт приказал собирать войска. «Холодный» конфликт перерос в «горячий».


Франкские воины. (Pinterest)

Война проходила с переменным успехом. Победы одерживали и франки, и славяне. Однако Дагоберт не смог склонить чашу весов в свою пользу — отряды Само часто вторгались на территорию королевства и разоряли города и сёла Тюрингии и других областей. Военные успехи славян Само были настолько значительными, что вождь лужицких сербов Дерван, долгое время хранивший верность франкским самодержцам, в результате влился в конфедерацию независимых славянских племён.

Почему же анты-славяне?

Эта гипотеза была выдвинута советскими историками и решала важную политическую задачу — удлинение «возраста» славян на исторической арене. Эта проблема идет еще со времен Ломоносова, которого граф Орлов отправил переписывать немецкую историю в архивы, так как они написали её не слишком блестяще и славно.Признать, что славяне появились в истории Европы очень поздно и как не самое выдающееся племя, было нежелательно и для Российской империи, и для СССР.

Аргументы, что анты-это славяне:

  • Территория проживания совпадает со славянской
  • Сведения Иордана и Прокопия о том, что анты и склавины — один народ

Наличие гусляров, найденных фигурок людей с «вышиванках» у антов, имя Бус, которое можно вывести из славянских языков.

Сведения античных авторов

В то время значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют феннами (финно-уграми) на севере, сарматами на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателях, которые сообщают более подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.

В первые века н.э. граница расселения славян, видимо проходила по Висле. На юге славяне расселялись до рубежей Римской империи.

Тацит в I н.э. еще не различает разные группы славян-венедов, а писатели VI века (Прокопий, Иордан) называют уже два военно-политических объединения славянских племен антов, живущих к востоку от Днестра, и склавенов – западных и южных антов.

В VI веке византийский автор Прокопий из Кесари в книге «Война с готами» писал:

Когда римляне в ходе своих завоеваний Среднего Дуная и Паннонии (нынешняя Австрия и Венгрия) столкнулись со славянами, о них появилось упоминание в работах Пилиния Старшего и Тацита. Первый называет славян венедами, соседствующими с германцами и занимавшими территорию восточнее реки Висла, которая, кроме них, была заселена сарматами, скифами, гиррами (их этническая принадлежность не ясна). Второй помещает венедов на территории от Балтийского побережья до Карпат. Венеды находились у Тацита между пивкинами (германское племя в нижнем Подунавье) и феннами (финно-угорскими племенами Восточной Прибалтики). Тацит, сомневаясь, относить ли венедов к сарматам или к германцам, склоняется все же к тому, что венеды ближе к германцам.

Древнегреческий ученый Птолемей помещает венедов вдоль Венедского залива (Балтийское море). На основании данных античных авторов можно приблизительно представить территорию, занимавшую венедами. Эта территория современной Польши, юго-западной Белоруссии, северо-западной Украины (Волынь, Полесье), а также Северное Прикарпатье и часть Балтийского побережья.

Затем сведения о славянах в письменных источниках исчезают вплоть до VI века, когда готского историк Иордан.

В произведениях византийских авторов: историка VI века Прокопия Кессарийского, юриста, историка, поэта Агафия Миринейского (ок.536-582г.), императора Маврикия (582-602) – даны характеристики жизни славян их быта, культуры, политического строя. «Племена славян и антов, — отмечается в «Стратегиконе» Маврикия, — сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоем образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране…» «Стратегикон» отмечает, что славяне селились в лесах, у неудобно проходимых рек, болот, озер. Из произведений авторов мы видим, что славяне жили родоплеменным строем. Византийцы писали также о наличии у славян вождей, которые «не согласны друг с другом», а поэтому «нелишне некоторые из них прибрать к рукам с помощью речей и даров, в особенности тех, которые ближе к границам империи, а на других нападать». Упоминание вождей у славян позволяет предположить, что это были предводители дружин, а значит, славяне находились на стадии военной демократии.

Славяне активно совершали походы на Византию, получая большое количество пленных и забирая огромную добычу. Они надвигались на Византию с Балкан и низовьев Дуная. Стремясь защитить свои границы от этих набегов и походов других народов, византийские императоры начиная с Юстиниана (518-527гг.) приглашали на службу славянских князей с дружинами, которые несли службу на Дунае, создавая там многочисленные временные поселения.

Следует отметить, что под славянами (склавинами, склавиями) византийские авторы понимали собственно славян, двигавшихся на Византию с севера (с территории современной Австрии и Венгрии), а под антами – восточных славян (жили в низовьях Днепра, Буга и Прикарпатье). Но существует точка зрения, что термин «ант» не имеет этнического значения и славяне, видимо, не употребляли его для самоназвания. Историки и археологи считают, что в VI в. н.э. в лесостепной части современной Украины существовало политическое объединение Антский союз (30-е годы VI в.–начало VII в.), где доминировали славяне, но куда входило ирано-зычное население. Лингвисты считают, что слово «ант» в иранских языках обозначает «край», т.е. какую-то окраинную территорию, но вовсе не Украину, как это хотят видеть украинские историки начиная с М. Грушевского.

Историческое значение государства Само

В 662 году Само скончался. Как это часто бывало в те далёкие времена, без сильного лидера держава стала трещать по швам. Славянские племена, у которых теперь не было большой надобности в объединении против сильного противника, которыми были авары, стали самостоятельно определять вектор своего дальнейшего развития. В Среднем Подунавье начинают формироваться сильные славянские государства — княжества Моравское и Нитранское, которые довольно успешно действовали против грозных аваров. Они платили дань тюркским соседям, однако авары, наученные горьким опытом, отказались от наиболее агрессивных и радикальных методов контроля над населением.

Держава Само была первым опытом славянской государственности. Хотя именно «государством» в полном смысле этого слова это территориальное образование, всё же, назвать нельзя. Скорее, имел место быть временный союз племён, направленный против общего врага — Аварского каганата. А авторитетный лидер, коим являлся франкский купец Само, волею судеб оказался на вершине, при этом, не имея достаточных полномочий в участии во внутренней жизни населения. Он был скорее военным лидером, «вождём» — и с этой ролью он справился более чем успешно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector