Восточные славяне в древности

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Быт вятичей

Территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история:

В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы.

Так вот, среди этих густых лесов и поселились вятичи. Селились вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин:

  • река — источник пищи;
  • торговый водный путь — один из самых надежных, по тем временам.

Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном).

Немного позже, славяне начали строить дома-срубы (иногда даже в два этажа), которые, помимо своей основной, выполняли еще и защитную функцию. Во дворах таких домов располагались хозяйственные постройки (сараи, погреба, амбары), и, конечно же, загоны для скота. Все дома в поселении были обращены «лицом к воде».

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье — болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.

Перстни, найденные в Воротынском селище на реке Ресса

Родовым гнездом Вятичей на Руси считался город Козельск.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла.

Соседи

На рисунке показана карта VII – VIII вв.

Ещё до нашей эры, проживая на Северном Причерноморье, славяне соседствовали с киммерийцами, которые были вытеснены скифами, впоследствии – сарматами.

При великом переселении славянские племена отошли на более северные земли. Причиной этого было захватническое поведение восточногерманских племён — готов и гуннов.

Беспокойным соседом был и образованный на южных землях Тюркский каганат, вынудивший славян отойти к лесостепям и болотам. Но и там грозила опасность от набегов кочевников, которые сжигали дома, захватывали в рабство людей и грабили. Славяне отстаивали независимость своих племён, постоянно были готовы к отражению вооружённых кочевников.

Происхождение

Учёными-историками выдвинуты два варианта появления этого народа: автохтонный и миграционный.

Согласно автохтонной теории, племена появились в местах, в которых они в последствии жили и развивались. Особенностью этого предположения было необычное явление — формирование крупной языковой и культурной общности из множества разрозненных племён, живущих на общей территории.

Сторонники миграционной теории предполагали, что предками восточных славян были народы, переехавшие из других стран. Учёные расходятся во мнении о том, из каких территорий эмигрировали прародители славянства. 

Возможно это были древние представители:

  • дунайских и балканских племён (эту версию поддерживали историки Ключевский и Соловьёв, древний летописец Нестор);

  • скифских племён, населяющих Азию и Причерноморье;

  • прибалтийских племён, которые расселялись по территории Европы.

Эти племена относят к группе европейских народов, которые начали своё расселение около 5 века до нашей эры. Единого ответа о месте, из которого появились славяне, нет даже у современных учёных. 

Поляне — предки киевлян

Племенному союзу полян суждено было стать ядром Киевской Руси. Именно на территории их расселения находилась будущая «мать городов русских». Так же, как и северяне, поляне в 8 веке платили дань Хазарскому каганату, однако смогли за счёт внутренних ресурсов освободиться от этой зависимости. Тем не менее, уже спустя несколько десятилетий они попадают в частичную зависимость от древлян.


Антропологическая реконструкция полян. (forum.kajgana.com)

Современные учёные отмечают, что очень быстро в исторических письменных свидетельствах термин «поляне» заменяется словом «киевлянин». Таким образом, в течение очень короткого времени эти восточные славяне становятся ядром городского сообщества Киева, а их племенная идентичность постепенно сходит на нет.

Поляне не занимали такие же обширные территории, как древляне или северяне, поэтому их сила заключалась не в многочисленности, а в удачном расположении. Киев был одним из важнейших торговых и перевалочных центров на Днепре. Поэтому именно поляне едва ли не первыми стали заниматься, помимо обычных восточнославянских промыслов, и торговлей.

Обычаи восточных славян в древности

Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают». А древляне          « живут зверинским образом », убивают друг друга, едят «всё нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «всё нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены.

 Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали.

                                                                              тризна

А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

Иранцы, германцы, балты и финны

Территория расселения восточнославянских племён, где в IX веке образовалось единое Древнерусское государство, охватила пространство от Чёрного до Балтийского моря и Ладожского озера, от Вислы до Верхней Волги. Несколькими столетиями раньше здесь жили другие народы.

Наука считает, что причерноморские степи населяли скифы – народ иранской группы. Затем их сменили родственные им сарматы и аланы. Севернее, в лесной зоне, на территории нынешних севера Украины и Белоруссии, жили различные племена балтской группы. Балты в первые века нашей эры занимали часть нынешнего Центрального района Российской Федерации: Смоленскую, Калужскую, часть Московской, Тульской, Рязанской областей.

Ещё севернее и восточнее начинался ареал финских племён, родственных современной мордве. Мордва даже упоминается в источнике VI века – «Истории готов» Иордана – среди народов, якобы покорённых готским королём Германарихом в IV веке. Таким образом, среди народов, живших в Северном Причерноморье и Приазовье, были не только сарматы и аланы. В первых веках нашей эры тут обитали также германоязычные готы и вандалы. Отмечают историки здесь и фракийцев, в раннем Средневековье полностью ассимилированных другими народами.

Граница между балтскими и финскими племенами то и дело смещалась то к северу, то к югу, как показывают ареалы археологических культур. Гидронимия Московской области, например, представляет причудливую смесь балтских (Москва, Протва, Клязьма, Руза, Яуза, Гжель, Пахра), финских (Ока, Вондига, Шатура) и славянских (Десна, Цна) наименований. Причём балтские названия крупных рек в основном преобладают.

Вместе с тем, до сих пор не решена важная историческая загадка. Почему славяне вдруг, за короткий по историческим меркам срок, стали преобладающим народом на огромном пространстве Восточной Европы. Скорее всего, часть будущей Руси входила в славянскую прародину. Только мы пока не знаем, где.

Источник —

Религиозные верования славян

Расселение племен славян едва ли отразилось на их верованиях. Восточные славяне были глубоко религиозны, но понятие о богах появилось у них не сразу. Язычеству или поклонению множеству богов предшествовало поклонение предкам и духам. Культ предков был тесным образом связан с родовым строем. Поэтому, отношение к ним было подобающим.

Для живущих в тесных рамках патриархальной семьи было важно чувствовать поддержку не только живых, но и умерших родственников. Душа умершего должна была охранять покой живых. Славяне верили в то, что душа скончавшегося старейшего члена семьи становится домашним духом

Так появилась вера в домовых. Домашнему духу приносили подношения (жертву) в виде пищи (молоко, хлеб, фрукты).

История расселения славян пестрит войнами, набегами и борьбой за власть, но память народа сохранила с той поры не только это, но и множество замечательных мифов и легенд.. Так, славяне верили, что в реке жили русалки и водяные, в лесах лешие и кикиморы, в поле обитал дух поля – полевик. Он появлялся в своих владениях ровно в полдень. Чтобы избежать с ним встречи славяне делали перерыв в работе и предпочитали на поле именно в это время не ходить. Духи в большинстве своем были враждебными, но никогда не трогали человека, принесшего им жертву. Отправляясь в лес, славяне оставляли еду для духа леса, рыбача, не забывали порадовать духа реки.

Языки в славянских странах

Языки в этих странах произошли от одного общего языка (его называют праславянским), некогда существовавшего у древних славян. Он формировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Неудивительно, что большинство слов созвучны (например, русский и украинский языки очень похожи). Также имеются сходства в грамматике, структуре предложений, фонетике. Это легко объяснить, если учесть длительность контактов между жителями славянских государств. Львиную долю в структуре славянских языков занимает русский. Его носителями являются 250 миллионов человек.

Интересно, что флаги славянских стран тоже имеют некоторые сходства в цветовом решении, в наличии продольных полос. Связано ли это как-то с их общим происхождением? Скорее всего да, чем нет.

Страны, в которых говорят на славянских языках, не так уж и многочисленны. Но все же славянские языки до сих пор существуют, процветают. А прошло уже несколько сотен лет! Это означает лишь то, что славянский народ самый могущественный, стойкий, непоколебимый

Важно, что славяне не теряют самобытности своей культуры, уважения к своим предкам, чтят их и хранят традиции

Сегодня есть множество организаций (как в России, так и за рубежом), которые возрождают и восстанавливают славянскую культуру, славянские праздники, даже имена для своих детей!

Первые славяне появились во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Разумеется, что зарождение этого могучего народа происходило в районе современной России и Европы. С течением времени племена осваивали новые территории, но все же далеко уйти от своей прародины они не смогли (или не хотели). Кстати, в зависимости от миграции, славяне делились на восточных, западных, южных (у каждой ветви было свое название). У них были отличия в образе жизни, земледелии, некоторых традициях. Но все же славянское «ядро» осталось целым.

Большую роль в жизни славянских народов сыграло появление государственности, войны, смешение с другими этническими группами. Появление отдельных славянских государств с одной стороны намного уменьшило миграцию славян. Но, с другой стороны, с этого момента смешения их с другими народностями тоже резко упало. Это позволило славянскому генофонду прочно укрепиться на мировой арене. Это сказалось и на внешности (которая является уникальной), и на генотипе (наследственных признаках).

Славянские страны в период Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла большие перемены в страны славянской группы. Например, в 1938 году Чехословацкая Республика потеряла свое территориальное единство. Чехия перестала быть независимой, а Словакия превратилось в немецкую колонию. В следующем году Речи Посполитой пришел конец, а в 1940 году то же произошло и с Югославией. Болгария встала на сторону фашистов.

Но были и положительные стороны. Например, образование антифашистских направлений и организаций. Общая беда сплотила славянские страны. Они боролись за независимость, за мир, за свободу. Особенно такие движения приобрели популярность в Югославии, Болгарии, Чехословакии.

Советский Союз же во Второй Мировой войне сыграл ключевую роль. Граждане страны самоотверженно боролись с режимом Гитлера, с жестокостью немецких солдат, с фашистами. Страна потеряла огромное количество своих защитников.

Некоторые славянские страны в период Второй мировой войны были объединены Всеславянским комитетом. Последний был создан Советским Союзом.

Что такое панславизм?

Интересно понятие панславизм. Это такое направление, которое появилось в славянских государствах в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, восхвалял их самобытность.

Цветами панславизма были белый, синий и красный (эти же цвета фигурируют на многих флагах стран). Зарождение такого направления, как панславизм, началось после наполеоновских войн. Ослабленные и «уставшие», страны поддерживали друг друга в трудную минуту. Но с течением времени о панславизме стали забывать. А вот в настоящее время опять есть тенденция возвращения к истокам, к предкам, к славянской культуре. Возможно, это приведет к образованию движения неопанславистов.

Славянские страны сегодня

Двадцать первый век – это время некого разлада в отношениях славянских стран. Особенно это касается России, Украины, стран Евросоюза. Причины здесь больше политические, экономические. Но несмотря на разлад, многие жители стран (из славянской группы) помнят о том, что все потомки славян – братья. Поэтому войн и конфликтов никто из них не хочет, а хочется лишь теплых родственных отношений, как было когда-то у наших предков.

Радимичи — свободолюбивое племя

Наверное, самые загадочные и обделённые вниманием племена восточных славян. Радимичи проживали в бассейне реки Днепр, очень близко к полянам и будущему центру Киевской Руси, однако очень долго сохраняли свою независимость от Рюриковичей

Этот факт выглядит странным, поскольку в летописях об этих племенах очень часто отзываются либо насмешливо, либо свысока, и многие исследователи идут на поводу этих высказываний.


Женщина из племени радимичей. Реконструкция. (urokirus.com)

Вполне вероятно, что радимичи так же, как и северяне, платили дань хазарам, а затем, после завоевания Киева Олегом, подчинились пришедшему с севера князю. Вместе с ним эти восточные славяне участвовали в походах на Константинополь. Однако спустя столетие, почувствовав слабость центральной власти во время междоусобных войн, отделились от Киевской Руси.

Подавлять нелояльных радимичей отправился воевода Владимира Святославича Волчий Хвост. Войска киевлян и радимичей встретились на реке Пищань, и восставшие потерпели поражение. Постепенное поглощение вновь присоединённых племён продолжилось, и в 11 — 12 веках они стали частью Смоленского и Черниговского княжеств.

***

Мы поговорили лишь о самых значительных восточнославянских племенах и союзах племён, составивших основу Древнерусского государства. Но не стоит забывать, что были ещё и более мелкие объединения: полочане, дреговичи, тиверцы, уличи — имя им легион. А помимо них — и неславянские племена, тоже оказавшие большое влияние на формирование единой Киевской Руси. С самых первых дней своего существования держава Рюриковичей была полиэтническим государством, и каждое племя оставило свой след в истории Древнерусского государства.

Происхождение названия славян

Существует несколько версий происхождения слова «славяне».

  1. От термина «слово». Славяне — люди, говорящие словами, то есть понятно. По аналогии с этим неславянские племена назывались немцы, т.е. немые, неспособные говорить по-славянски.
  2. От индоевропейского слова slauos — «народ» (кстати, в греческом языке есть слово lambda;alpha;όsigmaf;, означающее «народ, население, люди»).
  3. Топонимическая версия.

Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.

Как появились первые славянские племена?

Славяне, как этнос, сформировались ко второй половине I тысячелетия до н.э. Но предки их поселились в Европе задолго до этого, примерно во II тысячелетити до н.э. На формирование новой народности и расселение славян в древности оказали влияние ираноязычные племена, а также балты, фракийцы, кельты и германцы.

Ученые предполагают, что славянскую группу племен в древности также называли «венетами», «антами» или «склавенами». Эти названия применялись ко всем славянам или же к отдельным племенным союзам, выбравшим в качестве места расселения славян Восточную Европу.

Венеты — этническое имя всех славянских племен. Название «анты» имеет индоиранское происхождение и переводится, как «живущие на окраине». Самих себя славяне антами не называли. Так своих соседей именовали ираноязычные обитатели Северного Причерноморья. Первое упоминание о «склавенах» встречается в трудах Йордана и Прокопия Кесарийского.

Термином «склавены» славяне обозначали самих себя, это самоназвание.

Связи между существующими обозначениями славян и с территорией расселения восточных славян в данном случае нет.

Происхождение слова Русь

Русь — историческое название земель восточных славян.

Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа).

Как следует из летописных источников, государство восточных славян Русь получило своё название по варягам-руси.

До призвания варягов славянские племена, что населяли территорию будущего «первого русского государства», жили под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Роуская земля».

Древние переселенцы

О происхождении голяди и появлении этих племён на Руси существует масса предположений. На мой взгляд, одна из самых аргументированных версий принадлежит историку В. Н. Татищеву. Он ссылается на ряд старинных источников, что явно указывают: голядь прибыли на русские земли с территории Пруссии.

В летописях XI-XII столетий отмечается, что голядские племена обитали в верховьях Протвы. Как я уже отметила, это была центральная часть Руси, важнейший центр торговли и взаимодействия с другими народностями. Название “голядь” уже использовалось в ту пору, но, как предполагает исследователь, его могли применять славяне по отношению к своим соседям-переселенцам.

Сами же представители этого народа называли себя галиндами (вероятно, имеется в виду ассоциация с Галиндией — исторической областью в Пруссии). Согласно сведениям Птолемея, во II веке галинды начали движение к новым землям. Вполне возможно, что уже тогда они и заняли центральные части Руси.

Галинды (голядь), реконструкция в отеле Galindia

А как же тогда варяги-русь?

Однако последующие события летописей ставят под сомнение такое происхождение названия «русь». Согласно им, в 862 году на новгородской земле пошли настроения, после которых племена весь, чудь, словене и кривичи пошли «за море» к варягам. Но не просто к варягам, а к племени русь и пригласили их князей княжить.

Лаврентьевская летопись уточняет, что новгородские племена выбирали между князьями из Киева, с Дуная, «от хазар» и от варягов. Канадский автор Сергей Парамонов указывает, что им нужен был человек, знающий обычаи и веру предков, не притеснитель и не угнетатель, а справедливый судья и управляющий.

Очевидно, что живущая за морем «русь» была тоже славянским племенем – чужака бы не пригласили. Об этом же косвенно говорят и западные хроники, которые не знают ни германцев, ни норманнов с таким названием. Зато известно, что на берегах Балтики жило славянское племя русь, о котором упоминается в житии епископа Отгона Бамбергского. Креститель ходил по балтийскому побережью с проповедью и указывал, что крестил славянское племя рутенов, они же – русины.

Действительно, немецкий остров Рюген ранее назывался Рутин и был населен ругами (рутами). Славянство ругов сомнению не подлежит, так как о нем пишут такие авторы как Адам Бременский, Гельмольд, Саксон Грамматик и Титмар. Это славянское племя встречается в хрониках и документах в разных вариациях – руззи, руции или рустици.

Даже княгиня Ольга упоминается в хрониках Европы не как «регина руссорум», а как «регина ругорум» – королева славян.

Западные славянские племена

Западнославянские племена проживали на территории современной Центральной Европы. Их принято разделять на четыре группы:

  • польские племена (Польша, Западная Белоруссия);
  • чешские племена (часть территории современной Чехии);
  • полабские племена (земли от реки Эльбы до Одры и от Рудных гор до Балтики). В «полабский союз племен» входили: бодричи, руяне, древяне, лужицкие сербы и ещё более 10 племен. В VI в. большинство племен было захвачено и порабощены молодыми германскими феодальными государствами.
  • поморяне, жившие на территории Померании. Начиная с С 1190-х г. поморяне подвергались нападениям со стороны германцев и датчан и практически полностью утратили свою культуру и ассимилировались с захватчиками.

Сведения античных авторов

В то время значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют феннами (финно-уграми) на севере, сарматами на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателях, которые сообщают более подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.

В первые века н.э. граница расселения славян, видимо проходила по Висле. На юге славяне расселялись до рубежей Римской империи.

Тацит в I н.э. еще не различает разные группы славян-венедов, а писатели VI века (Прокопий, Иордан) называют уже два военно-политических объединения славянских племен антов, живущих к востоку от Днестра, и склавенов – западных и южных антов.

В VI веке византийский автор Прокопий из Кесари в книге «Война с готами» писал:

Когда римляне в ходе своих завоеваний Среднего Дуная и Паннонии (нынешняя Австрия и Венгрия) столкнулись со славянами, о них появилось упоминание в работах Пилиния Старшего и Тацита. Первый называет славян венедами, соседствующими с германцами и занимавшими территорию восточнее реки Висла, которая, кроме них, была заселена сарматами, скифами, гиррами (их этническая принадлежность не ясна). Второй помещает венедов на территории от Балтийского побережья до Карпат. Венеды находились у Тацита между пивкинами (германское племя в нижнем Подунавье) и феннами (финно-угорскими племенами Восточной Прибалтики). Тацит, сомневаясь, относить ли венедов к сарматам или к германцам, склоняется все же к тому, что венеды ближе к германцам.

Древнегреческий ученый Птолемей помещает венедов вдоль Венедского залива (Балтийское море). На основании данных античных авторов можно приблизительно представить территорию, занимавшую венедами. Эта территория современной Польши, юго-западной Белоруссии, северо-западной Украины (Волынь, Полесье), а также Северное Прикарпатье и часть Балтийского побережья.

Затем сведения о славянах в письменных источниках исчезают вплоть до VI века, когда готского историк Иордан.

В произведениях византийских авторов: историка VI века Прокопия Кессарийского, юриста, историка, поэта Агафия Миринейского (ок.536-582г.), императора Маврикия (582-602) – даны характеристики жизни славян их быта, культуры, политического строя. «Племена славян и антов, — отмечается в «Стратегиконе» Маврикия, — сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоем образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране…» «Стратегикон» отмечает, что славяне селились в лесах, у неудобно проходимых рек, болот, озер. Из произведений авторов мы видим, что славяне жили родоплеменным строем. Византийцы писали также о наличии у славян вождей, которые «не согласны друг с другом», а поэтому «нелишне некоторые из них прибрать к рукам с помощью речей и даров, в особенности тех, которые ближе к границам империи, а на других нападать». Упоминание вождей у славян позволяет предположить, что это были предводители дружин, а значит, славяне находились на стадии военной демократии.

Славяне активно совершали походы на Византию, получая большое количество пленных и забирая огромную добычу. Они надвигались на Византию с Балкан и низовьев Дуная. Стремясь защитить свои границы от этих набегов и походов других народов, византийские императоры начиная с Юстиниана (518-527гг.) приглашали на службу славянских князей с дружинами, которые несли службу на Дунае, создавая там многочисленные временные поселения.

Следует отметить, что под славянами (склавинами, склавиями) византийские авторы понимали собственно славян, двигавшихся на Византию с севера (с территории современной Австрии и Венгрии), а под антами – восточных славян (жили в низовьях Днепра, Буга и Прикарпатье). Но существует точка зрения, что термин «ант» не имеет этнического значения и славяне, видимо, не употребляли его для самоназвания. Историки и археологи считают, что в VI в. н.э. в лесостепной части современной Украины существовало политическое объединение Антский союз (30-е годы VI в.–начало VII в.), где доминировали славяне, но куда входило ирано-зычное население. Лингвисты считают, что слово «ант» в иранских языках обозначает «край», т.е. какую-то окраинную территорию, но вовсе не Украину, как это хотят видеть украинские историки начиная с М. Грушевского.

Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне. Самое многочисленное племя, селившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали истоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские.  Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане. Селились южнее Западной Двины

Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство

Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять.  О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.

Волыняне. Селились южнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне. В основном занимали территорию, прилегающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.

В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector