Вертолет ми-8: обзор технических характеристик ттх и истории создания

Модификации вертолёта

Количество модификаций Ми-8 огромно. В их число входят не только пассажирские и боевые машины, но и специальные – от противопожарных версий до морских амфибий. Назовём основные разновидности. Главными вариантами вертолётов первых серий с моторами ТВ2-117 были пассажирский Ми-8П, транспортный Ми-8Т и боевой Ми-8ТВ. Вертолёт для спецперевозок, с салоном «повышенной комфортности» имел индекс Ми-8ПС.

Амфибия Ми-14 представляла собой сильно доработанный Ми-8 с моторами ТВ3-117. Она стала «мостиком» к следующему поколению «Восьмёрок», которое поставлялось на экспорт под общим названием Ми-17. В СССР они назывались Ми-8МТ. В 1980-е запустили в серию новую базовую модель с увеличенной высотностью – Ми-8 МТВ. Её усовершенствованный вариант назвали Ми-8МТВ-1, а универсальный десантно-штурмовой вертолет получил индекс Ми-8 МТВ-2.

На экспорт новые вертолёты продавались, как Ми-171, а доработанная модель для внутреннего рынка стала известна, как Ми-8 АМТ.

В середине 90-х годов в России разработали «восьмёрку» с улучшенной аэродинамикой – Ми-8МТВ-5. Установленная в носу вертолёта РЛС потребовала замены части остекления кабины непрозрачным обтекателем.

Каждое поколение Ми-8 имело в составе и медицинские модификации, от Ми-8МБ до Ми-171ВА. Ряд вариантов проектировался для поставок конкретному заказчику. Заслуживает упоминания и Ми-8ВСМ – постановщик противопехотных мин. А под названием Ми-9 скрывается летающий командный пункт для командиров дивизий.

Интересные факты

Когда «восьмёрки» начали заменять Ми-4, стало ясно, что предшественники уступают им во всём. Ми-8 превосходили «четвёрку» и по скорости, и по вместимости, и по удобству обслуживания. Например, газотурбинные двигатели избавили механиков от постоянной борьбы с подтеканием смазки. Но в одном старый вертолёт долго превзойти не удалось – он был более высотным. Поэтому вплоть до появления модификации Ми-8МТ в горах продолжали работать поршневые Ми-4.

Зато в 21 веке зарубежные и российские заказы на пассажирские вертолёты сильно помогли заводам.

Довольно часто «универсальность» понимают, как возможность машины делать всё, но плохо. Спектр задач, который решал, и успешно, вертолёт Ми-8, заставляет усомниться в справедливости такого подхода. За свою полувековую карьеру он возил грузы и пассажиров, служил в ВВС африканских стран и в МЧС России.

«Восьмёрка» работала воздушным госпиталем и летающим краном. С её борта ставили и тралили мины. Вертолёт служил штурмовиком и разведчиком. Конечно, можно было бы списать его распространённость на неизбежный результат сферы влияния СССР, но ведь Ми-8 ещё в советское время официально поставлялся на экспорт в страны Запада. И спрос на него не прекратился с развалом Советского Союза. Остаётся только признать «восьмёрку» настоящим шедевром вертолётостроения.

Тактико-технические характеристики

  • Длина машины – 25.2 метра;
  • Конструкционная масса – 6.6 тонн;
  • Грузоподъемность подвески – 3 тонны;
  • Загрузка горючим – 2.8 тонны;
  • Дальность полёта – 445-500 км;
  • Номинальная скорость – 250 км/час;
  • Потолок высоты – 4.7 км;
  • Производительность двигателя – 1 700 л.с.;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Загрузка пассажирского отсека – 18-30 человек.

Нужно уточнить, что приведённые параметры актуальны для первых модификаций этой вертушки. Более поздние версии прошли глубокую модернизацию. В частности, эти винтокрылые машины оснащались более производительными двигателями ТВЗ-117, с заявленной мощностью 2 500 «лошадок». Это агрегаты с воздушной системой запуска и 12-ступенчатыми компрессорами.

Лучшие вертолеты в мире

Проектированием и конструированием занимается ряд развитых стран. В мире можно насчитать несколько десятков моделей, которые считаются лучшими в сферах своего предназначения. Но лишь несколько стали настоящими легендами.

AH-1Z Вайпер

Пятое место занимает Вайпер, это ударный вертолет, оснащенный двумя двигателями. Он оптимален для многоцелевого использования и поэтому по праву считается универсальным. Его разрабатывали специально для военной морской пехоты США в рамках программы модернизации H-1. Один из вариантов часто называют “Зулу Кобра”, но миру он больше известен именно как Вайпер. Отличительными особенностями стали винты на четыре лопасти, улучшенная прицельная система и композитные несущие. Используется не только американской армией, но вооруженными силами Ирана, Китая, Турции и других стран.

Еврокоптер Тигр

Совместная разработка инженеров из Франции и Германии, тоже относится к ударному типу. У него два мощных турбовальных двигателя, каждый на 1303 лошадиные силы. Максимальная скорость, которую они позволяют развить составляет 278 километров в час. Но выделяется он вовсе не производительностью. У этой машины самая совершенная маскировка в своем классе. Производимый уровень шума снижен до самого минимума, что очень значимо для военной авиации. Установлено оружие, это пушка на калибр 30 мм, предусмотрены четыре точки для размещения ракетниц. Есть возможность установить и пулеметы. Такими пользуются армии стран-разработчиков, а также Испания и Австралия.

Вертолет Mи-28H

Позиция в середине рейтинга и третье место достались нашему противотанковому ударнику Ми-28Н. В НАТО его называют по-другому, Havoc, что переводится, как опустошитель. Прозвище оправдано сутью: наш Ми способен работать в любой время суток и года и при любых погодных условиях. Он оптимизирован под боевые цели, так как предназначен специально для них, в этом классе он превосходит даже легендарный Ми-24. В носовой части размещена установка под пулеметы, под крыльями предусмотрены крепления для перевозки грузов.

Все важнейшие узлы дублированы и расположены в разных зонах, чтобы в случае поражения одной остался дубликат. Именно это решение обеспечивает максимальную живучесть, соответственно, и выживаемость экипажа. Мощность двигателя — 2200 лошадиных сил, он развивает скорость до 300 км в час.

AH-64D Apache Long Bow

Мы приближаемся к лидеру рейтинга, рассмотрим того, кто расположился на первом месте. АН-64 Апач показал свое мощное противотанковое поражающее действие в Персидском заливе. Он тоже сохраняет работоспособность в любых условиях, даже во время природных стихий. Модель создавали для армии США, и она соответствует целому ряду жестких требований. Это самая современная электроника, мощная огневая сила и уникальная система управления огнем. Его можно оснастить ракетами разного типа и калибра, а также автоматической пушкой.

Камов KA-50/KA-52

Неудивительно, что лидером стала именно “Черная Акула”, созданная Конструкторским бюро Камова. Его создали в 80-е годы, затем в 1995 году обновили под современные нужды российской армии. Это компактный одноместный вертолет ударного типа был сконструирован таким образом, чтобы минимизировать риск гибели пилота. Именно поэтому он создан маленьким, то есть легким и очень маневренным. Это единственная однопилотная модель, она способна поднимать в воздух 24 ракеты и 4 ракетных блока. КА-50 может перевозить ракеты класса воздух-воздух, что делает его опасным противником для других летательных аппаратов. Радиус его боевого поражения — 250 км, максимальная скорость — 350 км в час. Присутствует боевая пушка калибром 30 мм.

Теперь ты знаешь, в каких странах делают вертолеты, и можешь гордиться, что лучшие из них производят в нашей стране. Более того, отцами вертолетостроения тоже стали наши соотечественники.

История создания

С приходом к власти в СССР Н.С.Хрущёва резко сократилось финансирование авиации. Под сокращение попали и вертолётные программы. Оно не распространялась лишь на тех конструкторов, которые занимались совершенствованием уже существующих образцов авиационной техники.
Средний транспортно-боевой (многоцелевой) вертолет Ми-8 был разработан в начале 1960 гг. ОКБ им. М.Л. Миля (ныне ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля») в кооперации с другими предприятиями, программа его создания стала крупнейшей в мире вертолетостроения. Создавался как глубокая модернизация вертолета Ми-4 с газотурбинным двигателем (ГТД).

Под видом модернизации Ми-4 начали разработку принципиально новой машины В-8 грузоподъемностью 1,5—2 т с вертолетным вариантом газотурбинного двигателя АИ-24В, разрабатывавшимся для пассажирского самолета Ан-24. При этом предполагалось, в частности, сохранить от предшественника Ми-4 — шасси, трансмиссию, винты и другие агрегаты и системы. Большую помощь в создании В-8 оказало Главное управление гражданской авиации, к тому времени хорошо освоившее вертолет Ми-4, 28 февраля 1958 года было подписано соответствующее постановление правительства. Однако в процессе проектирования выяснилось, что от Ми-4 в новой машине мало что останется. Более того, Миль все больше склонялся к двухдвигательной машине, что позволяло увеличить не только ее грузоподъемность, но и надежность.

Вооружение

Несмотря на то что первые партии МИ-8 поставлялись в войска исключительно в транспортном варианте начиная с 1968 года, вертолет получил бортовое вооружение, и довольно мощное. В частности, внешние консоли оснащались блоками 57-миллиметровых неуправляемых ракет. Кроме этого, вертолёт мог нести до 1.5 тонн бомб. В условиях Афганской войны, МИ-8 стал оснащаться танковыми пулемётами.

В полном обвесе, машины выглядели очень грозно, и когда вертолеты пролетали над частями афганской армии, командирам приходилось долго собирать перепуганных новобранцев, большинство из которых никогда не видело боевых вертолётов.

Помимо вооружения, на вертолетах было усилено бронирование, однако, этот нюанс негативно повлиял на лётные характеристики. Вес машины заметно возрос, поэтому заметно снизилась дальность полёта. Несмотря на усиление защиты, советские войска теряли в Афганистане порядка 30 вертолетов Миля ежегодно.

История возникновения Ми-8

Дата «рождения» Ми-8 – 20 февраля 1958 года. В этот день Совет министров принял постановление по опытному строительству среднего вертолёта, именуемого тогда «В-8». Глава КБ, Михаил Миль, планировал использовать опыт, накопленный при создании тяжёлого вертолёта Ми-6, создав замену среднему Ми-4.

Замена поршневого мотора двумя турбинами обещала не только повысить эксплуатационные качества, но и рационализировать компоновку вертолёта.

В те годы и американские фирмы отказывались от поршневых моторов, заменяя их газотурбинными. Силовой установкой многих поршневых вертолётов (и Ми-4 в том числе) обычно служили громоздкие звездообразные моторы, занимавшие всю носовую часть фюзеляжа. Такое размещение вынуждало выносить пилотскую кабину наверх, а пространство грузовой кабины занимать приводными валами.

Рассматривались пассажирское, военно-транспортное и вооружённое исполнения.

Первый В-8, взлетевший летом 1961 года, были именно пассажирским, с комфортабельным салоном на 18 человек. Правда, прототип был одномоторным. Разработка двухмоторного В-8А стартовала позже и полетел он только в 1962 году.

Следующими опытными машинами стали военный транспорт для 20 десантников, оснащённый установкой для крупнокалиберного пулемёта, и вертолёт для правительственных перевозок. Пятый прототип стал эталонным образцом, и в 1965 году началось серийное производство Ми-8.

Почему вертолеты не могут летать на больших высотах? (5 фото)

Среди летательных аппаратов, применяемых в наше время, на 2 месте (а кое-кто ставит и на 1 место) по важности находятся вертолеты (геликоптеры). Если с пониманием меньшей грузоподъемности у простых людей вопросов не возникает (практически все вертолеты банально меньше средних самолетов), то с высотой полета возникают вопросы

Многим интересно, каков потолок высоты полета вертолетов, и с чем он связан.

Принцип полета самолетов связан с подъемной силой крыла, что становится понятно, если вспомнить о планерах. Винт или реактивный двигатель создают дополнительную подъемную силу, и дает возможность разгона до больших скоростей.

Подъемная сила крыла.

У вертолетов крыльев нет (в статье не идет речь об автожирах, у которых есть самолетный двигатель и винт, а лопасти вертолетного винта работают в режиме авторотации), так что ни о какой подъемной силе крыльев говорить не приходится.

Вертолет набирает высоту благодаря опоре на воздушную подушку, создаваемую быстро вращающимися лопастями основного винта. Однако с набором высоты плотность воздуха уменьшается. Следовательно, уменьшается и плотность поддерживающей винтокрылую машину воздушной подушки.

Подъемная сила вертолета.

Преодолеть затруднение с подъемом можно, увеличивая скорость вращения лопастей винта. Но это увеличение не безгранично, может наступить момент, когда вращающиеся лопасти оторвутся от вертолета под действием центробежной силы.

А вот с современным самолетом и тем более с ракетой таких проблем нет. Хотя для самолета подъемная сила крыла чрезвычайно важна, но он может лететь и практически вертикально вверх, используя только принцип реактивного движения (точно так, как летит ракета).

Так что становится понятным полет самолета на больших высотах, чем вертолет.

Что же касается предельной высоты полета вертолета (потолка), то их у летательного аппарата целых 2. Различают статический потолок, то есть высоту, которую вертолет способен набрать только за счет своего винта поднимаясь строго вертикально вверх. У обычных геликоптеров она находится в пределах 2-4 км. У военных машин несколько выше.

Есть еще динамический потолок, то есть высота достигаемая после разгона в горизонтальной плоскости. Этот потолок колеблется для обычных вертолетов в пределах от 4 до 6 км. Такой подъем достигается за счет преобразования кинетической энергии в потенциальную. Кинетическая энергия зависит от квадрата скорости тела, а потенциальная — от его высоты над землей. Несложно установить, чем сильнее разгонится вертолет, тем выше он может подняться. Такой прием преобразования скорости разгона в высоту называется в авиации «горкой».

Военные вертолеты вполне способны при динамическом наборе высоты подняться на 7-8 км. Есть прецедент в посадке вертолета даже на Эверест. Правда спасать экспедиции альпинистов в Гималаях с помощью вертолетов мало кому в голову придет — но тут все дело в сильных ветрах, которые могут ударить летательное судно о скалы.

Максимальная высота, на которую смог подняться вертолет составляет 12 442 м. Эта высота была достигнута в 1972 году французским пилотом Жаном Буле. Повторить рекордную попытку никто не решается, потому что полет французского летчика едва не завершился трагедией. На рекордной высоте у геликоптера отказал двигатель. Вертолет конечно не камень, он не падает отвесно.

Aérospatiale SA 315B Lama

Лопасти винта вертолета Aérospatiale SA.315B Lama продолжали вращаться и Буле смог посадить машину в режиме авторотации. Если бы он летал на автожире, то подобное действие никого бы не удивило, но повторить подобный трюк, с учетом огромной высоты, желающих пока не находится из-за смертельной опасности.

P.S. Учитывая вышесказанное, трудно утверждать, что вертолеты всегда летают на низкой высоте, просто самолеты летают выше винтокрылых машин.

Катастрофы Ми-8 в мирное время

Разбирая катастрофы и аварии на Ми-8, случившиеся вне боевых действий можно константировать, что основные лётные происшествия произошли: из-за человеческого фактора – 41,5%; отказ авиатехники – 37,7%; плохие метеоусловия – 7%; по другим причинам – 14%.

Вот наиболее характерная катастрофа по причине человеческого фактора. При полёте над городом Грозный 10 марта 2005 года в Чеченской народной республике вертолёт Ми-8 зацепился за высоковольтную линию электропередач. Погибли 15 человек, одному удалось выжить.

Вот ещё одна подобная, но более резонансная катастрофа. 28 апреля 2002 года возле посёлка Ермаки в условиях плохой видимости Ми-8 врезался в линию электропередач. На борту находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь и его ближайшее окружение. Вместе с главой края погибли 9 человек.

Ми-8

Случай человеческой халатности подтверждает следующая катастрофа. При перелёте из Сургута в Лянтор 30 августа 2001 года, выпавший трос из открытой двери Ми-8 попал в район рулевого винта и его отбросило в несущий винт. Машина стала неуправляемой, перевернулась и рухнула в болото. Погибли пять человек.

В таких случаях, как говорится, комментарии излишни.

Интересные факты

  • Во время создания конструкции тяжелого вертолета Ми-6 с общей взлетной массой более 40 т даже тяжелые зарубежные аналоги того времени имели граничную взлетную массу до 15 т.

  • На Ми-6 впервые в Советском Союзе предусматривалась перевозка груза с внешней стороны фюзеляжа.

  • Ми-6 стал первым в СССР вертолетом с газотурбинным двигателем.

  • В общей сложности Ми-6 побил 16 мировых рекордов.

  • Данной модели удалось в 1961 г преодолеть порог скорости в 300 км/час, который считался недоступным для вертолетов того времени.

  • Принимал участие в ходе ликвидации катастрофы на ЧАЭС в 1986 г., где его часто путали с Ми-26, который тоже участвовал в операции. В нынешнее время много экземпляров находится в разрушенном виде на площадках радиоактивной техники, поскольку дальнейшая их эксплуатация небезопасна. Одна из таких находится в районе села Рассоха (Киевская обл.).

  • 12.10.2012 в музее авиации г. Москва, на Ходынском поле, группою вандалов был распилен вертолет Ми-6 на маленькие части.

Ка 26 фото

Шасси было разработано, по принципу «летающего шасси». Такой способ, позволил расширить сферу применения Ка-26. За время производства было выпущено всего 800 машин разной модификации, а именно:

  • сельскохозяйственный – с установленными емкостями для химикатов с последующим их распылением на ширину 20-60м при полетной скорости 30-130км/ч;

  • пассажирско-грузовой с кабиной рассчитанной на 6 пассажиров, или разещения груза весом 900кг;

  • санитарный – с оборудованной кабиной для транспортировки двух лежачих больных на носилках и двух – на креслах, в сопровождении медицинского работника и установленным специальным оборудованием;

  • лесопатрульный – применяемый для осмотра лесов и проведения при необходимости спасательных операций в очагах возгорания; на вертолетах этой модификации монтировалась лебедка ЛПГ-150, грп. 150кг.;

  • летающий кран – для проведения монтажных работ и перемещения груза весом до 900кг на внешней подвеске;

  • спасательный – для проведения спасательных работ на воде, он был оснащен электролебедкой ЛПГ-150-M3 и системой подъема пострадавших, лодкой ЛАС-5М3 телевизионной камерой; баллонами для аварийной посадки на воду;

  • патрульный – для нужд госавтоинспекции, со оснащенный всеми необходимыми аксессуарами – громкоговорителями, лебедкой, грузовым крюком, телевизионной камерой.

За время производства этой машины, она была экспортирована в 14 стран мира. В том числе в в ГДР, ФРГ. Вертолет Ка-26, был единственный вертолет, получивший в то время на эксплуатацию на территории США.

Интересные факты о МИ-8

Приведём несколько интересных фактов, связанных с эксплуатацией этих винтокрылых машин. Знаете ли вы, что:

  • Сразу после взрыва реактора на Чернобыльской АЭС, к месту техногенной катастрофа прибыли военные вертолётчики. Ситуация была плачевная, и не исключалась вероятность повторного взрыва. Чтобы исключить подобный риск, было принято решение засыпать повреждённый реактор песком. Сделать это можно было только с воздуха. Сбрасывали песок с вертолётов МИ-8.
  • Модификация МИ-8АМШТ-ВА были адаптированы для работы в условиях экстремально низких температур. Для этого на машине были предусмотрены специальные чехлы, для защиты от ветра. Кроме этого, у этих моделей была улучшена теплоизоляция кабины.
  • Несмотря на то, что «восьмёрку» разрабатывали для замены Ми-4, здесь всё было не так однозначно. В частности, «четвёрка» проигрывала новым вертолетам по всем техническим параметрам, кроме одного: МИ-4 был высотной машиной. Поэтому в горных районах продолжали использоваться именно «четвёрки», оснащённые ненадежными и вечно подтекающими поршневыми двигателями. Это продолжалось до момента создания модификации МИ-8МП.
  • На базе МИ-8Т был построен вертолёт-амфибия МИ-14. Это уникальные машины, способные осуществлять посадку и взлетать с водной поверхности. Кроме этого, теоретически такие амфибии могли передвигаться по воде, используя для этого тягу основного винта. В настоящее время, эти машины сняты с вооружения, однако продолжают использоваться для нужд МЧС и гражданской авиации.
  • На базе МИ-8 была разработана модификация МИ-8АМШТ, получившая грозное прозвище «Терминатор». Это транспортно-штурмовой вертолёт, не уступающий по огневой мощи ударные вертушки МИ-24.

Интересные факты о МИ-8

Приведём несколько интересных фактов, связанных с эксплуатацией этих винтокрылых машин. Знаете ли вы, что:

  • Сразу после взрыва реактора на Чернобыльской АЭС, к месту техногенной катастрофа прибыли военные вертолётчики. Ситуация была плачевная, и не исключалась вероятность повторного взрыва. Чтобы исключить подобный риск, было принято решение засыпать повреждённый реактор песком. Сделать это можно было только с воздуха. Сбрасывали песок с вертолётов МИ-8.
  • Модификация МИ-8АМШТ-ВА были адаптированы для работы в условиях экстремально низких температур. Для этого на машине были предусмотрены специальные чехлы, для защиты от ветра. Кроме этого, у этих моделей была улучшена теплоизоляция кабины.
  • Несмотря на то, что «восьмёрку» разрабатывали для замены Ми-4, здесь всё было не так однозначно. В частности, «четвёрка» проигрывала новым вертолетам по всем техническим параметрам, кроме одного: МИ-4 был высотной машиной. Поэтому в горных районах продолжали использоваться именно «четвёрки», оснащённые ненадежными и вечно подтекающими поршневыми двигателями. Это продолжалось до момента создания модификации МИ-8МП.
  • На базе МИ-8Т был построен вертолёт-амфибия МИ-14. Это уникальные машины, способные осуществлять посадку и взлетать с водной поверхности. Кроме этого, теоретически такие амфибии могли передвигаться по воде, используя для этого тягу основного винта. В настоящее время, эти машины сняты с вооружения, однако продолжают использоваться для нужд МЧС и гражданской авиации.
  • На базе МИ-8 была разработана модификация МИ-8АМШТ, получившая грозное прозвище «Терминатор». Это транспортно-штурмовой вертолёт, не уступающий по огневой мощи ударные вертушки МИ-24.

Летно-технические характеристики

Рассмотрим основные лётно-технические данные современного Ми-8 модификации АМТ и сравним его с конкурентами. В качестве примера выступят одна из поздних модификаций французской «Пумы» — AS.532 и вертолёт фирмы Сикорского S-92.

Ми-8 АМТ S-92 AS.532
Длина, м 25,3 20,8 19,5
Взлётная масса, т 11,1 12 9,3
Максимальная скорость, км/ч 250 283 278
Крейсерская скорость, км/ч 230 257 257
Потолок, м 6300 4575 4100
Дальность полёта (практическая), км 570 999 618

Итак, Ми-8 крупнее по размерам, имеет больший потолок (а более поздняя модификация в 2013 году поднялась на предельную высоту в 9 км), но имеет меньшую дальность полёта. Впрочем, на него могут устанавливаться дополнительные баки.

Стоит заметить, что S-92 – сугубо гражданская машина, хотя и разработанная на базе многоцелевого S-70. Может показаться странным, что в таблице отсутствует очевидный соперник Ми-8 – «Ирокез», точнее, вертолёты семейства Bell 212/412. Дело в том, что, несмотря на свою распространённость, это машины более лёгкого класса, с заведомо меньшими габаритами и грузоподъёмностью.

Арсенал «Сапсана»

В тяжеловооруженный и бронированный «летающий танк» превратят легедарный Ми-8. С увеличенной боевой нагрузкой вертолет заметно потяжелеет. Для компенсации дополнительного веса машину оборудуют более мощной модификацией двигателя, чем ставят на Ми-8АМТШ сегодня.

По своей огневой мощи «Сапсан» превзойдет даже нынешние ударные вертолеты. Одним из типов вооружений для него заявлено «изделие 305». Ранее в открытых источниках появилась информация, что под этим обозначением скрывается перспективная сверхдальнобойная управляемая ракета «Гермес-А» с дальностью до 20 км. Это вдвое больше, чем у любых других вертолётных ПТУР, имеющихся сейчас на вооружении ВКС. Такими боеприпасами ещё только планируется оснастить модернизированные Ка-52М и Ми-28НМ.

Универсальный вертолет, сочетающий широкие боевые и десантные возможности, жизненно необходим подразделениям ССО и спецназа, уверен зампредседателя Союза десантников России полковник Валерий Юрьев.

ми-8

Ми-8АМТШ на генеральной репетиции военного парада в небе над Москвой

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По словам эксперта, в Афганистане, доставив бойцов к месту назначения, Ми-8, как правило, уходили. Прикрывали десантирование обычно пара вертолетов Ми-24, которые выстраивались в «карусель».

— Современный вертолет должен иметь достаточную огневую мощь, большой боекомплект и хорошие транспортные возможности, — добавил Валерий Юрьев. — Желательно, чтобы он высадил группу, а затем, пока бойцы подходят в назначенное место, начал уничтожать объекты. Нужен своего рода летающий танк. Это эффективнее, чем поддерживать бойцов из БМП или танков — с воздуха лучше видно обстановку. Но такая машина должна иметь достаточно мощный двигатель.

Ми-8 — уникальный вертолет, потенциал которого далеко не исчерпан, уверен заслуженный летчик-испытатель Герой России Игорь Маликов.

— При необходимости из него можно сделать всё что угодно, в том числе и универсальный транспортно-боевой вертолет, — рассказал он «Известиям». — С учетом многочисленных локальных войн, которые идут сейчас в мире, нам очень нужна такая машина, чтобы защитить наших ребят.

ми-8

Противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Атака» на вертолете Ка-52 «Аллигатор» на территории Летно-испытательного комплекса холдинга «Вертолеты России»

Фото: ТАСС/Сергей Карпухин

Кроме дальнобойных «Гермесов» новый «Сапсан» сможет применять и обычные для ударных вертолётов ПТУР 9М120 «Атака» в вариантах с кумулятивной, осколочно-фугасной и термобарической боевой частью. Их дальность составляет порядка шести километров.

Помимо управляемых ракет Ми-8АМТШ-ВН оснастят обычным для военно-транспортных машин набором из блоков неуправляемых реактивных снарядов, крупнокалиберных пулеметов, подвесных контейнеров с авиационными пушками и автоматическими гранатомётами. Сможет он применять и авиабомбы калибром от 50 кг до 500 кг.

В самом тяжеловооруженном варианте вертолет будет нести до четырех дальнобойных «Гермесов», до восьми «Атак» или до 2 т авиабомб. Один из вариантов подвески боеприпасов предполагает использование четырех современных ракет воздух-воздух малой дальности «Верба».

Отдельная часть опытно-конструкторской работы — создание дополнительной защиты. Грузовая кабина «Сапсана» получит быстросъемное бронирование, спасающее от стрелкового оружия. Серийные Ми-8АМТШ имеют защиту только для пилотов, задней пулеметной установки и жизненно важных систем. В новой модификации броней прикроют и спецназовцев.

От деревянных самолетов к первым вертолетам

В послевоенные годы страна, постепенно переходящая на мирные рельсы, остро нуждается в сельскохозяйственной технике. В 1946 году на заводе №387 впервые начали серийно выпускать лучшие на тот момент в мире самоходные комбайны С-4. Но буквально через пять лет казанский завод не просто возвращается к производству авиационной техники, но перестраивается на совершенно новую технологию. 

В послевоенные годы стало заметным отставание страны в области вертолетостроения. Лучшей зарубежной машиной того времени считался американский вертолет S-55 Сикорского. Именно его должен был превзойти новый советский вертолет. Ответственная задача была поручена конструкторскому бюро Михаила Миля. Под его руководством в кратчайшие сроки был спроектирован легкий многоцелевой вертолет Ми-1, пригодный как для военного, так и для гражданского применения.

Серийный выпуск машины начался в 1950 году на Московском вертолетном заводе, а с 1952 года – большой серией в Казани, что положило начало крупносерийному производству вертолетов в нашей стране. А завод с тех пор стал называться вертолетным.


Фото: Пресс-служба ЦАГИ

Михаилу Милю удалось справиться с возложенной на его КБ задачей – в своей категории вертолет Ми-1 не только не уступал западным аналогам, но и превзошел их по количеству построенных машин, мощности и дальности полета. Об отличных летно-технических характеристиках Ми-1 свидетельствуют 27 мировых рекордов, которые были установлены на этом вертолете в период с 1958 по 1968 годы.

Впоследствии Казанский завод №387 передал производство вертолетов Ми-1 оренбургскому заводу, их также производил Ростов и завод в Польше по лицензии. Но строительство винтокрылых машин навсегда осталось главным делом КВЗ, и завод превратился в отечественного лидера в области вертолетостроения.

Вслед за Ми-1 здесь стартовал выпуск первого военно-транспортного вертолета Ми-4, который также стал первым отечественным вертолетом, поставляемым на экспорт. Имея компоновку как у американского S-55, Ми-4 более чем вдвое превосходил его по грузоподъемности. Был осуществлен настоящий прорыв в вертолетостроении – создана грузовая кабина внутри самого корпуса машины. В других странах вплоть до 1960 года вертолеты перевозили грузы только на внешней подвеске.

В 1965 году Казанский завод приступил к выпуску Ми-8 – самого массового и популярного из всех вертолетов семейства «Ми». Количественный рекорд Ми-8 был поставлен в 1973 году, когда Казанский завод произвел 371 машину, больше одного вертолета в день.

Вертолеты легендарной серии Ми-8/17 стали настоящей визитной карточкой завода. Сегодня КВЗ выпускает современные модификации гражданских и военных машин этого типа: Ми-8МТВ-1 (экспортный вариант носит название Ми-171В), Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5) и Ми-172. Эти машины используются в военных, транспортных, медицинских, сельскохозяйственных и других целях, для перевозки пассажиров и подготовки ответственных мероприятий. Так, Ми-8 обеспечивали безопасность Олимпийских зимних игр в Сочи и Чемпионата мира по футболу в России.

Как считают эксперты, при условии непрерывного совершенствования Ми-8/17 смогут оставаться лидерами в своем классе. Московский вертолетный завод им. Миля и Казанский вертолетный завод продолжают работы по совершенствованию и модернизации вертолетов этого семейства. Развитием серии с большим заделом на будущее стал новейший Ми-171А2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector