Обзор транспортного самолета ан-124 руслан

Тактико-технические характеристики

Основные эксплуатационные параметры, которыми обладает Ан 124 «Руслан»:

Максимальный взлётный вес 405 тонн
Вес пустого самолета 173 тонны
Запас горючего во внутренних баках 213,714 тонны
Длина самолета 69,1 м
Высота 20,78 м
Размах крыла 73,3 м
Скорость 865 км/ч — максимальная, 800 км/ч – крейсерская
Дальность полета 7 500 км с грузом 80 тонн, 4 800 – с грузом в 120 тонн
Практический потолок 11 600 м

Максимальная грузоподъемность «по паспорту» составляет 120 тонн, однако на практике самолет перевозил иногда и 132 тонны. Кроме того, необходимо учитывать, что если для C-5 Galaxy максимальная разрешенная масса «моногруза» составляет 50 тонн, то «Руслан» может перевозить столько же без получения специального разрешения. При оформлении этого документа допустимый вес «моногруза» достигает 120 тонн.


Еще один «негабаритный» груз доставлен по назначению

Модификации самолета Ан-124 Руслан

Первая модифицированная модель судна была выпущена еще в 1992 году. Она уже не предназначалась для военных целей, поэтому специальное оборудование для военной техники и десанта, было убрано. Помимо этого, изменениям подверглась система радионавигации, отсек для груза, отсек для экипажа и двигатели судна. Модель предназначалась для крупных пассажирских перевозок и получила названия Ан-124-100 Руслан.

Технические характеристики Ан-124-100:

  1. Длина, высота судна и размах крыла остались неизменными (69 метров, 73 метра и 21 метр, соответственно).
  2. Масса пустого судна снизилась до 173 тонн.
  3. Показатели максимальной грузоподъемности упали до 120 тонн.
  4. Максимальная масса топлива также стала меньше – 212 тонн.

Данная модификация самолета Руслан сохранила максимальные показатели скорости. Зато крейсерская скорость значительно увеличилась – 800-850 км/час.

Самолет Ан-124-100 Руслан имеет печальную славу. Именно эта модель потерпела крушение 6 февраля 1997 года в Иркутске. Самолет потерпел крушение сразу после взлета. Причиной авиакатастрофы считается отказ сразу трех двигателей. Судно совершило падение на жилые дома, из-за чего количество пострадавших значительно увеличилось.

Авиакатастрофы

Во время испытательного полета на территории Украины (Киевская область, село Кодра) разбился Ан-124. Это произошло 13.10.1992 года. Из-за ряда негативных факторов, включая столкновение с птицей на взлете, самолет упал на лес. Погибли восемь летчиков-испытателей. В 93 году к трагедии привела ошибка экипажа. Не прочитав необходимых указаний для посадки в специфической местности «Руслан» врезался в гору около г. Керман. Восьмого октября 1996 года возле Турина разбился Ан-124. Причиной была ошибка экипажа и определенные недостатки в конструкции.

Самой крупномасштабной трагедией была авария 97 года в Иркутске. Самолет упал на жилые дома. Помимо потери Ан-124 и двух истребителей Су-27, погибло большое количество людей. К авиакатастрофе привел отказ трех двигателей и нарушение правил взлетной массы.

Самолет Ан-124 фото

Многостоечное шасси, которое снабжёно 24 колёсами дает возможность эксплуатировать самолёт с грунтовых полос, а также менять угол наклона фюзеляжа и стояночный клиренс, что облегчает проведение разгрузочных погрузочных работ

Комплекс транспортного десантного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния оборудования и систем на 1000 точек, две силовые вспомогательные установки с турбонасосами и электрогенераторами снабжают автономность использования. Особенность конструкции самолёта – наличие двух грузовых люков в хвостовой и носовой части фюзеляжа, что ускоряет и облегчает процессы выгрузки и загрузки грузов.

Самолет Ан-124 фото

Герметичен грузовой отсек. Над ним располагается кабина экипажа, пассажирская кабина и отсек для отдыха экипажа для сопровождающих. Бортовое оборудование предназначается для исполнения десантных-транспортно задач днём и ночью, в сложных и простых погодных условиях, при противодействии противника ПВО, продолжительном отрыве от аэродрома главного базирования и включает: типовой комплекс связи, пилотажный прицельно-навигационный комплекс, транспортно-десантное оборудование (допускается десантирование лишь посадочным методом). Самолёт Ан-124 имеет на вооружении воздущных сил России, но применяется для обслуживания задач блока НАТО. Самолёт для военных перевозок применяют для обеспечения частей НАТО в Афганистане и районах Средней Азии и в районе Персидского залива (для перевозки ракетного зенитного комплекса «Пэтриот»).

Самолет Ан-124 кабина

Самолёт снабжён разгрузочным погрузочным оборудованием, передвижными бортовыми кранами (БПК) общая грузоподъёмность до 20 тонн,  Без специального разрешения допускают перевозить моногрузы, вес до 50 тонн. Самолёт снабжен системой централизованной заправки под давлением сквозь 4 заправочные горловины, которые расположены в правой и левой гондолах основных стоек шасси. Еще вероятна заправка самотёком сквозь 2 заливные горловины, которые расположены на верхних частях левой и правой консолей крыла.

Самолет Ан-124 шасси фото

Ан-124 способен на борт брать  до 440 десантников-парашютистов или 880 солдат с целым снаряжением. Но опыты, начатые в 1989 году по сбросу манекенов парашютистов с самолёта заставили ввести на парашютное десантирование людей ограничения, которые обусловлены аэродинамическими факторами.

Операторы

224-й летный отряд Ан-124 в полете с двумя Су-27 компании « Соколы России» на параде Победы в Москве в 2010 году .

Военный

 Россия
  • ВКС России

    • ВВС России — 12 в строю, 14 в резерве. В 2008 году был подписан контракт с « Авиастар-СП» на модернизацию 10 самолетов до 2015 года. По состоянию на декабрь 2019 года модернизировано не менее 11 самолетов. 2 под заказ.

      • 12-я военно-транспортная авиационная дивизия

        566-й военно-транспортный авиаполк — авиабаза Сеща, Брянская область

      • 18-я военно-транспортная авиационная дивизия
      • 224-й авиаотряд военно-транспортной авиации — Мигалово (авиабаза) , Тверская область

Бывшие военные операторы

 Советский Союз

Советские ВВС — самолеты были переданы ВВС России и Украины после распада Советского Союза .

Гражданское

Волга-Днепр Ан-124-100

Ан-124 авиакомпании « Антоновские авиалинии» в аэропорту Лонг-Бич . Груз: детали из композитных материалов для Airbus A350 XWB

В июле 2013 года на коммерческой эксплуатации находилось 26 Ан-124.

 Россия

Волга-Днепр (12, из них 3 под заказ)

 Украина

Антоновские авиалинии (7)

 Объединенные Арабские Эмираты

Максимус Эйр Карго (1)

Бывшие гражданские операторы

 Ливия

Libyan Arab Air Cargo — по состоянию на 2013 год в эксплуатации находилось 2 самолета; Один из них был захвачен Украиной в 2017 году и один уничтожен на земле в международном аэропорту Митига в июне 2019 года.

 Россия
  • Аэрофлот — российские международные авиалинии — выбыл из флота в 2000 г.
  • Аякс Карго ( Авиакомпания Аякс Полет )
  • Авиакомпания «Полет» — прекратила свою деятельность в 2014 г.
  • Авиакомпания Россия — выбыло из флота
  • Авиакомпания Трансаэро — выбыла из флота
 Советский Союз

Аэрофлот Советские авиалинии — передан в флот российского Аэрофлота

 Объединенное Королевство
  • Air Foyle (в партнерстве с КБ Антонова) — совместное предприятие распущено в 2006 г.
  • HeavyLift Cargo Airlines (в партнерстве с авиакомпанией «Волга-Днепр») — прекратила свою деятельность в 2006 г.
  • Антонов AirTrack — прекратил работу
  • Titan Cargo — компания прекратила свою деятельность в 2002 г.
  • TransCharter Titan Cargo — деятельность прекращена в 2003 г.

Бортовые системы

В общей сложности в системах управления авиалайнера задействуется 34 компьютера. Среди бортового оснащения следует отметить систему штурвального управления, автоматического ЭДСУ, гидравлический комплекс на четыре канала, а также высокий уровень организации энергетического снабжения и жизнеобеспечения экипажа. Помимо этого, воздушное судно оборудовано навигационной радиолокационной системой, программой инерциального повышения надёжности, прицельным комплексом типа ПНПК-124, а также не теряющей своей актуальности и в наше время радионавигационной аппаратурой «Омега» и «Лоран».

Варианты

Волга-Днепр Антонов Ан-124-100М-150 с открытой носовой дверью на МАКС-2005 , Москва — Жуковский ; Cubana de Aviación Ilyushin Ил-96 на заднем плане.

Ан-124 Руслан
Стратегический тяжелый транспортный самолет
Ан-124-100
Коммерческий транспортный самолет
Ан-124-100М-150
Коммерческий транспортный вариант с авионикой западного производства
Ан-124-102 Слон
Коммерческий транспортный вариант с EFIS ,
Ан-124-115М
Запланирован новый вариант с EFIS на базе авионики Rockwell Collins.
Ан-124-130
Предлагаемая версия
Ан-124-135
Вариант с одним сиденьем в задней части и остальной частью грузового пространства (около 1800 квадратных футов), предназначенной для грузовых перевозок.
Ан-124-150
Новый вариант с увеличенной грузоподъемностью (150 тн)
Ан-124-200
Предлагаемая версия с двигателями , каждый мощностью 59 200 фунтов силы (263 кН)
Ан-124-210
Совместное предложение с Air Foyle по удовлетворению требований Великобритании к краткосрочным стратегическим авиалайнерам (STSA) с , каждый мощностью 60 600 фунтов силы (264 кН), и авионикой Honeywell — конкуренция с STSA прекращена в августе 1999 года, возобновлена ​​и выиграл Boeing C-17A .
Ан-124-300
Заказанный ВВС России вариант с новой авионикой, новой улучшенной тормозной системой и грузоподъемностью 150 тонн.

Технические характеристики

  • Экипаж состоит из восьми человек. Это капитан самолета, помощник командира, два оператора погрузочных работ, штурман, бортрадист, старший бортинженер и бортинженер по авиационному оборудованию.
  • Пассажиры: семь человек для смены команды самолета и двадцать один обслуживающий персонал.
  • Грузоподъемность Ан-124 «Руслан» — 120 тонн.
  • Длина: 69,1 метров.
  • Крыло: 73,3 метра, его площадь 628 кв. м.
  • Высота самолета 21,08 метров.
  • Max взлетная масса 392 тонны.
  • Топливо: 212,350 тонн.
  • СУ 4 шт. TPДД Д-18T.
  • ВСУ 2 шт. ГTД TA-12.
  • Эксплуатация в течение 50 тысяч летных часов, 10 тысяч полетов, рассчитанные на сорок пять лет.
  • Скорость 865 км\ч.
  • Дальность: 7500 км.
  • Потолок: 11,6 км.

Оснащение

Силовая установка самолета представлена четырьмя двигателями марки Д-18Т. Это трехвальные моторы с высоким показателем двухконтурности. Тяга одного из них в режиме взлета достигает 23,43 тонна-силы.

На каждом двигателе монтированы два насоса модификации НП-107. Они представляют собой самолетные гидросистемы. Также на двигателях установлены привод-генераторы ГП23. Их мощность составляет 60 кВА.

Система подготовки воздушных масс, маркируемая как СПВ, понижает температуру и давление воздуха, поступающего от компрессоров. Она подает его в системы противообледенения и кондиционирования.

Автономность эксплуатации авиасудна обеспечивают следующие конструкционные элементы:

  • десантно-транспортное оборудование;
  • бортовая система, обеспечивающая автоматизированный контроль техсостояния рабочих систем;
  • две дополнительные силовые установки с электрогенераторами и турбонасосами.

Наличие специализированного оборудования позволяет эксплуатировать самолет для выполнения различных задач. Благодаря такому оснащению, а также размерам фюзеляжа самолет может транспортировать 880 военных в полной амуниции и 440 десантников.

Важно. В 1989 году конструкторы ввели ограничение на парашютное десантирование военных

Они обусловлены аэродинамическими факторами.

Катастрофа в Иркутске

За все время эксплуатации самолетов Ан-124 в результате летных происшествий было потеряно 4 самолета.

Одной из самых тяжелых стало падение военного борта в небе над Иркутском. Бортовой номер RA-82005 впервые поднялся в воздух в октябре 1985 года. Общий налет борта по состоянию на конец 1997 года составлял 1034 часа, или 576 циклов «взлет — посадка».

6 декабря 1997 года произошло одно из самых тяжелых летных происшествий в истории военнотранспортной авиации. Борт RA-82005 следовал из Москвы на вьетнамский военный аэродром Камрань с посадками в Иркутске и Владивостоке. На борту находились 40 тонн груза — собранные на Иркутском авиационном заводе два истребителя СУ-27УБТ, 15 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 14 часов 42 минуты самолет поднялся в небо с аэродрома Иркутска.

Дальнейшая хронология событий была восстановлена специалистами комиссии по расследованию причин катастрофы со скрупулезной точностью:

  • 3 секунды после взлета, высота 5 м — помпаж и отключение двигателя №3.
  • 9 секунд после взлета, высота 22 м — штатная остановка двигателя №2.
  • 11 секунд после взлета, высота 66 м – помпаж двигателя №1.

Рост угловой скорости и угла атаки не превышал допустимых значений, но вследствие резкой потери тяги после остановки трех из четырех двигателей, Ан-124 начал крен влево и резкое снижение с одновременной потерей линейной скорости.

Стабилизировать и удержать самолет в полете, имея один рабочий двигатель, экипажу не удалось.

Гигантский самолет упал на расстоянии 1,6 км от аэродрома Иркутск-2 на городской микрорайон Авиастроитель. Основной удар пришелся на дом №45 по ул. Гражданская. Киль самолета уперся в стену дома №120 по ул.Мира, а другие крупные обломки – в здание детского дома.

Общее количество погибших в авиакатастрофе — 72 человека:

  • 49 из них — стали жертвами катастрофы на земле, жители Иркутска, 15 из них – дети.;
  • 15 — пассажиры «Руслана»;
  • 8 — члены экипажа.

70 семей лишились жилья. В ликвидации последствий катастрофы принимали участие сотни военных и гражданских специалистов, техника спасательного центра МЧС России.

Ситуация была осложнена тем, что бортовые регистраторы переговоров экипажа и технических параметров самолета очень сильно пострадали при пожаре. В частном порядке после завершения официального расследования, появлялись интервью, в которых военные и гражданские эксперты и специалисты высказывали различные точки зрения по поводу причин отказа двигателей «Руслана» после взлета.

Приводимые ниже факты являются неофициальными и не могут использоваться в качестве выводов о степени виновности производителя, экипажа либо технического персонала:

  • перегрузка самолета перед вылетом с аэродрома Иркутска.
  • нарушение работы одной из бортовой систем вследствие использования одним из пассажиров запрещенных электронных устройств.
  • превышение количества 9 воды в авиационном керосине и, как следствие – появление льда и отказ топливных фильтров турбореактивных двигателей.

В 1999 году на месте падения «Руслана» в Иркутске была освящена церковь Рождества Христова, возведенная в память о жертвах ужасной катастрофы.

Политически чуждое происхождение

Главной проблемой Ан-124, которая мешает его нормальной эксплуатации и совершенствованию, остается его происхождение. Разработанный КБ Антонова в Киеве еще по заказу ВВС и Минавиапрома СССР, самолет содержит изрядный объем украинских комплектующих, в том числе двигатели. Кроме того, конструкторское бюро является единственной организацией, уполномоченной принимать решения о возможности эксплуатации самолетов. И если для военных наличие или отсутствие такого решения в принципе большой проблемой не являются, то коммерческая эксплуатация российского парка Ан-124 может оказаться под угрозой — в виду новых геополитических реалий.

О возможном рестарте Ан-124 уже заговаривали — причем во всех случаях основным потенциальным заказчиком оказывались именно коммерческие компании, однако до украинского кризиса интерес к программе был скорее теоретическим: большой летный ресурс имеющихся машин и их модернизационный потенциал обеспечивал и военным, и гражданским пользователям десятки лет спокойной жизни в условиях планомерного обслуживания ранее построенных самолетов и их постепенного совершенствования.

Руслан_1

Самолет Ан-124 в сборочном цехе завода

Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

В этих условиях возможный объем производства новых бортов вряд ли превысил бы 10–20 единиц, чего явно недостаточно для покрытия затрат на его развертывание. По бизнес-плану, который в 2008 году составила Объединенная авиастроительная корпорация совместно с аудиторской компанией  Ernst&Young, рентабельным производство могло стать при заказе от 40 бортов ценой по 150–160 млн долларов за каждый. При этом временные затраты на возобновление производства оценивались в 4–6 лет — с учетом продолжения сотрудничества с Украиной.Но уже в то время российское правительство, сохраняя имеющиеся производственные цепочки, отказывалось финансировать перспективные совместные проекты — что было совершенно оправданно на фоне поведения администрации Виктора Ющенко и просматривавшихся перспектив возможного дальнейшего ухудшения отношений Москвы и Киева. Одной из жертв такого подхода стал, в частности, совместный российско-украинский самолет Ан-70, который до середины 2000-х оценивался (в прессе во всяком случае) как один из самых перспективных проектов отечественного авиапрома.

Катастрофы

Всего в жизни грузовика было 4 серьезные авиакатастрофы. Первая случилась еще в 1992 году, когда самолет разбился во время второго испытательного полета. Причиной катастрофы оказалось разрушение носового обтекателя (РЛЭ), а после и всей носовой части. Обломки, полетевшие назад, попали в два правых двигателя и стали причиной их остановки. Самолет рухнул в лесу около Киева. Выживших не осталось, погибли все восемь испытателей.

Следующая катастрофа произошла в 1993 году. Во время захода на посадку в аэропорту иранского города Кермана самолет врезался в гору. По установленным данным, произошла ошибка в работе экипажа.

1996 год омрачил историю существования Ан-124 в итальянском Турине. Самолет был в аренде у “Аэрофлота” и прилетел для выполнения личного заказа, поступившего от султана Брунея, по перевозке легковых автомобилей. В день прибытия шел дождь и погода оставляла желать лучшего, а полоса общей длиной в 3300 метров была на ремонте, точнее ее последние девятьсот метров. Но экипаж данную информацию не получил.

При подлете к ВПП командир совершил ошибку, переставив РУДы на нулевую отметку, а реверс поставил в исходное положение. Соответственно, с первой попытки посадить самолет не удалось, и, пролетев тысячу метров от остатка ВПП, не касаясь ее шасси, командир увел самолет на второй круг. Но из четырех двигателей взлетный режим был установлен только на третьем, и из-за отсутствия необходимой тяги Ан-124 начал терять высоту. Зацепив шасси крышу дома, он рухнул на землю.

От падения произошло разрушение фюзеляжа, было уничтожено два дома и убито двое итальянских граждан. Из экипажа выжили сам командир и бортинжинер, получив тяжелейшие травмы, пятнадцать членов компании отделались легкими ранениями, и двое летчиков, в прошлом летавших на военных самолетах, погибли.

Последняя – самая ужасная катастрофа. Она произошла в Иркутске зимой 1997 года, когда, уйдя в крутой крен, самолет врезался в жилой дом. Тогда трагедия унесла семьдесят две жизни. Точная причина кружения так и не была выяснена, но известно, что в момент подлета к домам “Руслан” пытались отвести от жилых зданий, однако он уже был неуправляем.

Борт был загружен под завязку не только грузом, который состоял из двух истребителей Су-27, но и топливом. Военные самолеты были заказаны вьетнамскими ВВС и направлялись в аэропорт Камрани. После взлета, извергая пламя, глохнет третий двигатель. Однако полет решили продолжать. Но на высоте всего двадцать два метра глохнет второй и следом первый. В этот момент экипаж пытается связаться с диспетчером и сообщить о случившейся обстановке, но связь прерывается.

Один-единственный рабочий двигатель вывел Ан-124 в левый крен, тем самым задев крылом небольшой деревянный дом, отчего его развернуло и выбросило на кирпичную хрущевку. Падая, он успел другим крылом зацепить и рядом стоящий детский дом. В полете самолет успел провести всего тридцать пять секунд.

Хвост самолета врезался в другую постройку. Вся местность крушения была объята пламенем, ведь из баков мгновенно вылился керосин, моментально вспыхнув. Так как оба черных ящика были в самом эпицентре ужасного пожара, то восстановить переговоры не удалось. Следствие так и не смогло выяснить, что явилось причиной выключения трех двигателей, но некоторые говорят о возможном перегрузе и конструктивных недоработках самих двигателей модели Д-18Т, собранных украинцами.

История создания самолета «Руслан»

История создания «Руслана» связана с задачей обеспечения превосходства над аналогами военных транспортных самолётов (ВТС) противника, в их числе — разрабатываемого транспортника «Lockheed С-5А Galaxy».

События развивались в следующем порядке:

  1. 1966 год — принято Постановление №564/180 о развитии авиации и вооружений до 1970 года. Оно обязало принять безотлагательные меры по увеличению грузоподъёмности военных транспортников до 100.0 -120.0 тонн. Изыскательские работы поручены инженерному бюро КМЗ (Киевский механический завод, впоследствии — ОКБ О. Антонова).
  2. 1967 год — генеральный конструктор проекта О. Антонов представил военной промышленной комиссии, проект под шифром «122», которая отклонила запуск производства самолета Ан-124 «Руслан», характеристики которого не составляли конкуренции с американским транспортником С-5.
  3. до 1971 года продолжалась разработка новых проектных решений. Комиссии представляют проекты АН-124 (на четырех моторах) АН-126 (на шести моторах), где грузоподъемность представлена 120.0 и 140.0 тонн, соответственно.
  4. 1972 год принято решение о реализации проекта АН-124, как удовлетворяющего выполнению задач быстрой переброски войск и вооружений на стратегические расстояния.
  5. 1973 год — создан экспериментальный экземпляр, но технические задачи выполнены не были, из-за уровня развития технологий. В связи с этим, началась реализация программы по совершенствованию технологий и производства, сопутствующих постройке самолёта отраслей машиностроения. К работе привлекались практические все научные институты и конструкторские бюро СССР.
  6. к 1979 году построенные сборочные корпуса, монтируется оснастка, на которой будет собираться транспортный самолёт «Руслан».
  7. в октябре 1982 года первый «Руслан» покинул сборочную площадку и тогда же был совершён первый испытательный полёт.
  8. в 1986 году, к подписанию акта специальных испытаний, налёт часов составлял 650.0 с временем полёта 1595.0 часов.

Сборочный ангар АН-124

АН-124 был представлен на обозрение советской общественности и представителям СМИ в 1985 году, и сразу же был представлен на двадцать шестой международный аэрокосмический салон во Франции.

История создания

В 1965 году в Киеве, в КБ Антонова был создан тяжелый транспортный самолет Ан-22 и Советский Союз стал обладателем самого большого в мире грузового самолета (можно отметить, что Ан-22 до сих пор остается самым большим самолетом с турбовинтовым двигателем). Но триумф был недолог: в США полным ходом шла работа над Lockheed C-5 Galaxy, который был значительно мощней советского самолета. В СССР было принято решение создать еще более тяжелый транспортник. Советским конструкторам была поставлена задача, создать самолет с грузоподъемностью 120-140 тонн. Причин такого решения было несколько: во-первых, речь шла о престиже, а к таким вещам в СССР относились внимательно, а во-вторых, увеличение грузоподъемности военно-транспортных самолетов давало ощутимое преимущество в быстроте развертывания войск и их снабжении.

Украинские авиастроители сразу же включились в работу над новым самолетом, благо наработок в этом направлении хватало. Но и задача, которая стояла перед ними, была очень неординарной: таких самолетов еще никто и нигде не строил. Нужно было решить массу технических вопросов: с нуля разработать технологии и создать оборудование, для работы с деталями и узлами огромных размеров. В 1970-1971 годах антоновцы представили чертежи проекты двух самолетов, с четырьмя и шестью двигателями, с грузоподъемностью 120 и 140 тонн соответственно. А в 1973 году по этим чертежам был создан модель самолета, в натуральную величину. Размеры нового самолета поражали. Чтобы эта модель стала серийным самолетом нужно было улучшить практически все технические характеристики машины.

Была создана особая группа, она занималась улучшением аэродинамики самолета, его прочности, безопасности. Изучалась возможность применению в будущем Ан-124 новых материалов и технологий. В этой работе принимали участие специалисты лучших институтов и научных центров СССР. Самолет Ан-124 можно смело назвать венцом инженерно-конструкторской мысли бывшего Советского Союза. При создании самолета было использовано множество новых материалов и технологий, многие из которых не имели мировых аналогов. Именно благодаря этому удалось создать машину с такими уникальными техническими характеристиками.

Первый полет самолета состоялся 24 декабря 1982 года. В 1985 году его сначала показали советским журналистам, а затем представили мировой общественности на авиационной выставке в Париже. В том же году Ан-124 поставил сразу 21 мировой рекорд, включая рекорды дальности полета и грузоподъемности.

С распадом СССР производство этих машин постепенно сошло на нет. Последний самолет был выпущен на Ульяновском авиазаводе в 1995 году. В 1992 году была создана модификация Ан-124, модифицированная модель самолета получила наименование Ан-124-100. В машине убрали оборудование, предназначенное для десантирования, изменили радионавигационные системы, в кабине пилотов появились новые приборы и надписи на английском языке, экипажу были созданы дополнительные удобства. Также был модернизирован грузовой отсек. Модернизации подверглись и двигатели, работа которых ранее часто вызывала нарекания. Скорее всего, из-за проблем с двигателями в 1997 году в Иркутске случилась одна из самых страшных авиакатастроф в истории России.

Одной из самых трагичных страниц истории Ан-124 стала чудовищная катастрофа этого самолета в Иркутске, 6 декабря 1997 года. В этот день самолет Ан-124-100, который взлетел с аэродрома авиазавода в Иркутске и из-за отказа трех двигателей потерпел крушение и рухнул на жилые дома. В этой катастрофе погибло 72 человека, включая всех членов экипажа самолета. Причина этой катастрофы так и осталась загадкой. Бортовые самописцы были сильно повреждены. В Иркутск выехала правительственная комиссия. Основной причиной трагедии были названы конструкционные недостатки двигателей самолета. В настоящее время, в Иркутске, на месте воздвигнута церковь Рождества Христова.

В последние годы неоднократно совершались попытки возобновить серийное производство этой уникальной машины, ибо спрос на услуги подобных грузовых самолетов на мировом рынке весьма велик. Стоимость одной машины составляет 70-100 млн. долларов. Но пока результатов нет.

Особенности конструкции «Руслана».

Самолёт имеет традиционную аэродинамическую компоновку с крылом верхнего расположения и хвостовым однокилевым вертикальным оперением и стабилизатором. Чистые аэродинамические формы крыла сверхкритического профиля прекрасно сочетаются с богатой механизацией, включающей закрылки из трёх секций, элероны и отклоняющиеся предкрылки. В крыле размещены внутренние баки под топливо, вмещающие 230 тонн горючего.

Ан-124

Четыре турбореактивных двигателя двухконтурной схемы с реверсом тяги, расположенные парой на каждой консоли крыла, развивают суммарную мощность 97720 кгс (4 Х 23430 кгс). Автономность запуска основных силовых установок и работа оборудования на стоянке возможна с помощью двух бортовых вспомогательных установок.

Так как машина изначально предназначалась для ВТА, она имела две опускаемые рампы спереди и сзади, поднимаемую переднюю часть фюзеляжа и возможность изменять высоту стоек на стоянке. Титановый пол и размеры грузовой кабины выбирались с учётом «типовой» военной нагрузки, а шасси, состоящие из пяти пар колёс с каждой стороны фюзеляжа и четырёх колёс на двух передних стойках, позволяют осуществлять взлёт и посадку на грунтовые аэродромы.

Ан-124 вид снизу

Широкий фюзеляж и расположение кабин на двухпалубном уровне позволяют перевозить до 120 тонн груза. На верхней палубе располагается кабина экипажа и салон на 88 человек с каютами-купе для отдыха членов команды. Грузовая кабина длиною 36 метров, высотою 4,40 м и шириной 6,40 м находится на нижней палубе и занимает весь внутренний объём фюзеляжа. В ней можно разместить 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полной выкладкой.

Текущая ситуация и дальнейшие перспективы

Изначально самолет планировалось производить на двух заводах. Первый располагался в Киеве – там машины строили с 1984 по 1994 годы. Второй находился в Ульяновске и занимался Ан-124 до 1995. Позднее экономическая ситуация в России и Украине заставила отказаться от дальнейшего производства самолетов этой модели. Однако в 2000 году в Киеве продолжили достраивать не законченные Ан-124, предназначенные для российских заказчиков. В течение последующих четырех лет было собрано еще несколько самолетов.

С 2004 года создание Ан-124 было полностью прекращено. Представители России и Украины проводили переговоры, чтобы запустить производство вновь, но сроки регулярно сдвигались. В 2006 году было сделано заявление, что к 2013 будет создано два модернизированных самолета для российской компании «Волга-Днепр» и еще порядка 100 машин к 2030 году. В 2008 был составлен экономический план. К 2013 году были достигнуты договоренности и планировался запуск производства на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Однако после этого сроки были сдвинуты.

Дальнейшие перспективы модели весьма туманны, так как для выпуска машин требуются компоненты украинского производства. Заменить их российскими аналогами затруднительно и слишком дорогостояще. Поэтому вероятность возобновления строительства самолета даже под другим наименованием сомнительна.

Сейчас Ан-124 используется четырьмя эксплуатантами (машин):

  • ВВС РФ – 11;
  • «Волга-Днепр» – 9;
  • «Авиалинии Антонова» – 7;
  • Неизвестная компания – 1.

За время эксплуатации самолет применялся для разных целей. Так, в 1989 году на Ан-124 доставили 140 тонн музыкального оборудования для концерта группы Pink Floyd в Москве. В 1997 самолет транспортировал химический реактор весом 125 тонн из Франции в Катар. В 2011 году на нем перевозили насосы для устранения последствий аварии на японской АЭС. В 2015 самолет применялся в Сирии для срочной доставки системы С-400.

Ан-124 стал одним из самых известных советских самолетов. Он побил множество мировых рекордов и отличился огромной грузоподъемностью. Всего было выпущено 56 машин, и могла состояться сделка на поставку еще 100 единиц. Однако ухудшение отношений между Россией и Украиной исключило дальнейшие реализацию и развитие самолетов этой модели.

Попытки возобновить серийный выпуск Ан-124

Комитет по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской комиссии в октябре 2006 года решил продолжать реализацию проекта, имея в виду возобновление серийного производства. Компания «Волга-Днепр» собирается до 2030 года купить до ста модернизированных самолетов Ан-124-100М-150. При этом поставка двух машин приходится на 2013 год.

Ernst & Young и Объединенная авиастроительная корпорация в июне 2008 г. завершили разработку бизнес-плана по возобновлению выпуска самолетов Ан-124. Для начала производства в соответствии с этим документом потребовалось получить подтвержденные заказы не меньше чем на сорок машин. По мнению Виктора Ливанова, члена правления ОАК, сейчас есть спрос на самолеты, и до 2030 г. авиакомпаниям потребуется 71 лайнер. Если заказов будет набрано достаточное количество, то машины будут производиться на «Авиастаре», начиная с 2012 г., по 1-2 лайнера в год. Вместе с тем есть 2 незаконченных планера, которые планируют достраивать. В скором времени ожидается выведение пяти машин из распоряжения Министерства обороны. На то время стоимость Ан-124 – $150-160 млн.

Со стороны Министерства обороны поступили заказы на машины (три самолета) и от авиационной компании «Волга-Днепр» (сорок самолетов).

Объем рынка – 82 машины. На сегодняшний день есть опционы на 61 машину, причем 52 из них собирается купить Россия. Также среди числа заказчиков назвали Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Дмитрий Кива, президент КБ «Антонов», 29 сентября заявил, что компания вместе с U.S. Aerospace допустила к участию в тендере Министерство обороны США на поставку самолетов, общая сумма которого 50 млрд долларов. На тендере были представлены 3 разных модели самолетов: Ан-122-КС, Ан-124-КС и Ан-112-КС. В результате КБ «Антонов» выбрали на тендере еще в первом туре.

Вячеслав Богуслаев, председатель Совета директоров «Мотор Сич», 20 июля 2011 г. заявил, что программа восстановления производства Ан-124 на авиазаводе «Авиастар-СП» была отложена на 2016 год.

Украина и Россия 12 июля 2013 г. достигли договоренности (на уровне премьер-министров) о формировании совместной компании по производству АН-124-100. И уже в конце месяца появилась информация о том, что на авиазаводе возобновили производство Ан-124.

Владимир Шаманов, командующий ВДВ, в начале августа 2013 г. заявил о потребности ВДВ в таких самолетах, как Ан-124. Вместе с тем он отметил, что постройка самолета уже ведется в Ульяновске.

По итогам заседания межгосударственной комиссии Д. Мантуров (министр торговли и промышленности) и М. Короленко в присутствии В. Януковича и В. Путина подписали акт соглашения о реализации мер государственной поддержки серийного выпуска самолетов Ан-124, оборудованного двигателем Д-18Т, и их модификаций. Стоит отметить, что вопрос о возобновлении выпуска Ан-124 будет иметь положительное решение только в том случае, если удастся сформировать портфолио заказов, которое полностью окупит все затраты.

Юрий Слюсарь, замглавы Минпромторга РФ, 15 августа 2014 г. заявил, что совместный российско-украинский проект в связи с политической ситуаций неактуален, как и прочие совместные проекты в авиастроении.

Так, модернизация и ремонт самолетов Ан-124 в России теперь проходит только на «Авиастар-СП».

Характеристики самолета Ан-124

  • Экипаж: 8 чел. ( помощник командира, командир, старший бортинженер,  бортинженер по АО, штурман,  2 оператора разгрузочо- погрузочных работ, бортрадист)

  • Пассажировместимость: 28чел.

  • Грузоподъёмность: 120000кг

  • Длина: 69,1м

  • Размах крыльев: 73,3м

  • Высота: 21,08м

  • Площадь крыльев: 628кв.м.

  • Наибольший взлётный вес: 392000кг

  • Вес топлива во внутренних баках: 212350кг (максимальная)

  • Массовая отдача: 58 процентов

  • Силовая установка: 4×ТРДД Д-18Т

  • Тяга: 4×229,85 кН (23430 кгс)

  • Вспомогательная силовая установка: 2×ГТД ТА-12

  • Назначенный ресурс:  45 лет; 10000 типовых полётов; 50000 лётных часов

  • Длина грузовой кабины: 36,5м

  • Ширина грузовой кабины: 6,4м

  • Высота грузовой кабины: 4,4м

  • Объем грузового отсека: 1050кв.м.

  • Размер грузовых люков:

    • передний: 6,4х4,4м

    • задний: 6,4х4,4м

  • Наибольшая скорость: 865км/ч

  • Крейсерская скорость: 800—850км/ч

  • Дальность полета: 4800км

  • Наибольшая высота: 11600м

  • Нагрузка на крыло: 365кг/кв.м.

  • Тяговооружённость: 0,41

Ан-124 видео

https://youtube.com/watch?v=wtXcZpxCOMY

Ан-3 — AN-3Ан-24 – AN-24Ан-26 – AN-26Ан-28 – AN-28Ан-38 – AN-38Ан-140 – AN-140Ан-148 – AN-148Ан-158 – AN-158

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector