Катастрофа ан-124 в иркутске 6 декабря 1997 года

Китайская версия

Самолеты здесь не любили никогда. Для коренного жителя Иркутска гул истребителей
над городом стал привычным. И привычным стало ожидание чего-то страшного. Катастрофа
1994 года, когда на деревню Мамоны упал ТУ-154, научила людей бояться. «Мы ждали
этого, – говорил рабочий авиазавода, где производились отправляемые во Вьетнам
«сушки», по имени Александр. – И вот оно случилось. От нас скрывают, что в самолете
находился кто-то, кто не числился в полётном листе, много людей погибло, больше,
чем говорят. Видимо, кому-то не нравилось, что мы в последнее время из-за этих
продаж самолетов Вьетнаму жить стали более-менее, так и взорвали «Руслан». В
этом Китай был заинтересован. Говорят, они даже с кем-то с завода пытались связаться,
чтобы «сушки» не продавали».

Действительно, сопредельный Китай был очень недоволен тем, что Вьетнаму продают
самолеты. Периодически между этими двумя странами вспыхивают пограничные бои,
и, естественно, наши китайские друзья были не очень довольны тем, что их в случае
чего будут поливать свинцом дружественного производства. Просачивались даже
слухи, что некие китайские эмиссары предлагали российским высокопоставленным
чиновникам хорошие деньги в случае срыва этой сделки. «Китайцы делали это так
настойчиво, что для меня лично было ясно, что в случае чего они ни перед чем
не остановятся», – вскользь заметил некий ответственный работник администрации
Иркутской области. К слову, не так давно Россия продала Кипру системы ПВО С-300,
вследствие чего Турция, имевшая на этот остров зуб, заявила, что «воспользуется
любыми средствами, чтобы воспрепятствовать перевозке систем на Кипр». Правда,
озвучивший это чиновник тут же получил по шапке – возможно, потому, что нечаянно
предупредил… Китай о таком не предупреждал, а возможности его разведки на
нашей территории куда больше, чем у Турции, – даже иркутское ФСБ особо не отрицает,
что под видом тысяч торговцев, обосновавшихся на местных рынках, в область приезжают
и туристы в погонах…

Начальник отделе общественных связей АО «Ингосстрах» (застраховавшего «Руслам»
и его груз) Александра Калошина:

– Претензии владельцев составляют 56 миллионов 190 тысяч долларов. По случаю
наступления страхового события, подтвержденного представленными документами,
«Ингосстрах» выплатит указанную сумму Вьетнамской государственной компании,
заключившей сделку на поставку самолетов. Фактов, препятствующих выплате, не
обнаружено.

Между тем в конструкторском бюро Сухого заявили, что вьетнамские партнеры еще
не перевели деньги на счет бюро и теперь уже, судя по всему, так и не переведут,
из-за этого у них могут не выплатить зарплату. Здорово получается:. страховку
Вьетнам получит за самолеты, за кои, выходит, сам еще не заплатил, хотя сообщалось
как раз-таки об обратном. Куда ж денежки-то делись?

2006 год. 125 погибших

9 июля 2006 года пассажирский самолет Airbus A310 авиакомпании «Сибирь» (S7) выполнял рейс №778 Москва-Иркутск. Приземлившись на взлетно-посадочной полосе иркутского аэропорта в 07.42, лайнер не остановился, съехал на поле, пробил бетонное ограждение и врезался в гаражный кооператив, который располагался в 280-ти метрах от «взлетки». В результате столкновения произошла частичная разгерметизация топливных баков и возгорание топлива под левой плоскостью крыла и центральной частью фюзеляжа. Всего погибло 125 человек. В их числе дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник Управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков.

Авиакатастрофа 2001 год. Фото: Максим Шутов

По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) причиной катастрофы стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа. После повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы было установлено, что непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге. 

Причины катастрофы Ту-154 под Иркутском в 2001

По «горячим следам» катастрофы была создана государственная комиссии, которая занялась расследованием инцидента. К тому времени машина эксплуатировалась всего 5 лет. За два месяца до катастрофы российский авиаперевозчик купил ее в Китае и произвел капремонт.

Технический контроль также не выявил никаких неисправностей. Более того, за пару минут до падения командир воздушного судна связывался с наземными службами и сообщил, что на борту без происшествий, и все технические параметры в норме.

Позже была обнародована информация о том, что Ту-154 не смог сесть с первой попытки и уже при заходе на четвертый круг на 850-метровой высоте его развернуло в противоположном направлении от ВПП. Летчики не смогли выровнять лайнер, и он рухнул на землю.

Рассматривалась версия одновременного отказа всех трех двигателей, но она также не выглядела окончательной ввиду того, что в этой модификации была исключена такая вероятность. Были, конечно, проверены и данные обоих самописцев, обнаруженных на месте авиакатастрофы. Окончательный вердикт указал на человеческий фактор.

Римма и угол атаки

Специалисты называли несколько причин катастрофы, но постепенно почти все из них были отметены. Осталась одна: сбой в работе бортового компьютера. Но и она вызывала и вызывает сомнения экспертов. Катастрофа «Руслана» и еще одного российского лайнера, перевозившего боевую технику, легла в основу романа Андрея Таманцева «Угол атаки», в котором автор настаивает на иной версии случившегося. Исходя из сюжета романа, причиной гибели самолетов могли стали происки американцев, которые пытались заполучить крупные контракты по поставкам боевых самолетов.

Спустя десять лет выяснить истинные причины произошедшего довольно сложно. Обломки разбившегося «Руслана» долгое время лежали на территории авиазавода, но потом были сданы в металлолом. Место трагедии совершенно преобразилось: детский дом реконструирован, рядом с ним возвышается православный храм.

Маленькие ребятишки из детского дома № 1, ставшие свидетелями катастрофы, давно выросли. Почти все они уже покинули стены детдома, и только Римма, девочка, пережившая весь ужас того страшного дня, больше месяца пролежавшая в больнице с ожогами, достигнув 18-летнего возраста, продолжает жить в детском доме. Каждое утро Римма просыпается, смотрит на портреты погибших подружек — Ани, Яны и Люды — и идет на работу, на авиазавод, с аэродрома которого 6 декабря 1997 года взлетел самолет «Руслан».

Катастрофа навсегда сохранится в памяти Риммы — ее ноги и руки покрыты шрамами от ожогов, оставленных пламенем, ворвавшимся в пятую группу детского дома 6 декабря. Долгое время девочка прятала эти страшные следы беспощадного огня под брюками и кофтами с длинными рукавами. И только повзрослев и поняв, какая она все-таки красавица, девушка начала раскрепощаться и надевать открытые наряды.

В детском доме никто и никогда не укажет Римме на ее недостатки — даже совсем маленькие ребятишки, живущие по соседству, знают, откуда это у нее и почему говорить об этом не стоит.

Но сейчас Римма работает. Она выходит в город, ездит в общественном транспорте

Красивое лицо девушки привлекает внимание. Потом взгляды падают на руки, и Римма оказывается незащищенной от колких высказываний

Однажды в автобусе один мужчина, увидев шрамы на руках Риммы, начал выспрашивать, что это да откуда.

Ну как она могла рассказать совершенно постороннему человеку о том страшном дне, когда она, будучи восьмилетним ребенком, закрывала лицо руками, прячась от огня; как сворачивалась в комочек, принимая позу эмбриона в надежде почувствовать ту защищенность, которую ощущала в утробе матери, той матери, которую потом лишили родительских прав; как лежала больше месяца в ожоговом центре и ждала чуда. Но чудо, свершившись, обернулось для нее еще одной трагедией…

Воспитательница привела сына в детдом за 15 минут до катастрофы 6 декабря 1997 года, суббота. Ребятишек в детском доме было мало: кто в Доме творчества, кто в бассейне, кто на катке. В пятой группе остались Римма Васильева, Аня Зернис, Яна Потанина, Люда Шашкина… Воспитательница группы Надежда Мелешко за 15 минут до трагедии сбегала домой и привела в группу своего пятилетнего сынишку Макара.

Огонь ворвался в помещения пятой группы внезапно. Воспитательница находилась в состоянии аффекта и не знала, что делать. Две девочки куда-то спрятались, Римма закрывалась руками от огня, Надежда Мелешко тащила своего горящего сына…

Галина Крюкова, директор детского дома № 1, вспоминает, как вечером 6 декабря, когда всех детей уже перевезли в 13-й интернат, воспитатели недосчитались двоих. Сразу после катастрофы в больницу увезли Аню Зернис, Римму Васильеву, воспитательницу Надежду Мелешко и ее сына Макара. А вот Яны Потаниной и Люды Шашкиной, 8 и 9 лет, не было нигде.

— Мы ходили, искали, всех расспрашивали, а в 12 часов ночи меня пригласили на опознание, — рассказывает Галина Крюкова. — Тела сгорели так, что уменьшились до 70—80 сантиметров. И опознать я их могла только по размеру: Яна — вот эта, потому что поменьше…

15-летняя Аня Зернис умерла в больнице через пять дней. Макара, сына воспитательницы, доставили самолетом в Москву, но спасти мальчика не удалось, он умер в середине января. Где сейчас мать Макара, в детском доме никто не знает.

Самолёт

Тяжёлый транспортный самолёт Ан-124-100 №82002 был третьим выпущенным «Русланом». Год выпуска – 1984. Многое в нём появилось впервые и проходило обкатку. На обычных режимах полёта лайнер показал себя хорошо, но в этом полёте случилась беда. При выполнении сертификационного полета, на высоте 5800 м в разгоне от V = 530 км/ч до V = 650 км/ч, с с полностью отклоненным рулем поворота, на V = 614 км/ч произошло разрушение обтекателя радиолокационный станции и носовой откидной части фюзеляжа, приведшее к резкому торможению, возникновению сильной тряски и шуму в кабине.

Разрушение носовой части фюзеляжа привело к отказу двух двигателей, многочисленным отказам систем (в т.ч. отказы указателей скорости и высоты), сильной тряске конструкции, непрерывным звуковому и световому сигналам «критический режим».

Ан-124 CCCР-82002 в Ле-Бурже, 1985 год

Большие повреждения осколками потерпел 3-й двигатель, полностью вышедший из строя. При этом было нарушено функционирование гидросистем, а вышедшая из строя электроника стала передавать неверные данные.

Действия экипажа нельзя назвать хладнокровными, но в такой обстановке сохранить самообладание трудно. На приборной доске можно было увидеть, что скорость упала до 0, а высота показывалась на 1200 метров выше действительной. В кабине постоянно работала световая и звуковая сигнализация. Экипаж попробовал выпустить закрылки, но они не вышли до конца. Поскольку скорость невозможно было определить по приборам, её измерил находившийся неподалёку Ан-22 «Антей». Командиру «Антея» передали, что с «Русланом», находящимся неподалёку, происходит что-то непонятное.

Василий Самаров, КВС «Антея» сразу развернулся и увидел самолёт на высоте 5200 метров, но при подлёте обнаружил его уже на высоте 3000 м. По расчётам Самарова «Руслан» должен был находиться на километр выше. Он сообщил диспетчеру, что скорость «Руслана» 450 км/ч, и передал КВС Горбику, что те снижаются слишком быстро, и что за высоким лесом находится поле, пригодное для посадки. На это Горбик ответил: «Мы не снижаемся, мы падаем».

После второго сигнала место катастрофы было определено точно, все те, кому положено быть на месте аварии, прибыли в считанные минуты, но спасать было некого.

Компенсации и траур

Пассажиры были застрахованы, авиакомпания работает со страховой, а также от себя выплатит по 100 тысяч рублей пострадавшим и по 300 тысяч семьям погибших.

Дополнительно региональные власти предоставят семьям погибших материальную помощь в размере 1 миллиона рублей. Родным пострадавших в тяжелом состоянии выплатят 500 тысяч рублей. Получившим травмы средней тяжести регион выплатит 250 тысяч рублей, легкие травмы — 100 тысяч рублей. Областные власти обещают совершить эти выплаты в течение 2-3 дней.


15 сентября в Иркутской области официально объявлен днем траура
Подробнее

Также 15 сентября в Иркутской области официально объявлено днем траура по погибшим. Теле- и радиокомпаниям и учреждениям культуры на территории Иркутской области рекомендовано воздержаться от проведения увеселительных мероприятий и трансляции развлекательных передач.

По всей территории региона будут приспущены флаги Иркутской области. Главам муниципальных образований также поступила рекомендация приспустить флаги муниципалитетов.

Подарки Шойгу и Путина

Каждый год 6 декабря ребята из детского дома едут на кладбище в Ново-Ленино, где похоронены три девочки и сын воспитательницы Макар. Потом все идут в церковь, ставят свечки. В этот день в столовой детского дома обязательно подают кисель и блины. В 14.45 ребята и воспитатели выходят на митинг.

Храм Рождества Христова, построенный в память о погибших, стоит прямо за забором детдома. В 1999 году на его освещение в Иркутск прилетал Сергей Шойгу, который был на этом месте сразу после катастрофы «Руслана». Шойгу опекал детский дом в течение нескольких лет — он подарил иркутским ребятишкам свой выигрыш в игре «О, счастливчик!» — 32 тысячи рублей (сейчас эта игра называется «Кто хочет стать миллионером?»).

Но вот детдомовским ребятам, лично обласканным сильными мира сего, как-то не везло.

В 2000 году Владимир Путин подарил Тане Лущинской полутораметровую куклу, и вскоре девочка была переведена в коррекционную школу.

В 2002 году министр МЧС Сергей Шойгу подарил Антону Гроссману часы с надписью «Единая Россия». Мальчик отправился в коррекционный детский дом в Усть-Уде.

А Римме Васильевой, так сильно пострадавшей в катастрофе, никто никогда не преподносил таких подарков. Возможно, это к лучшему, потому что один подарок — новая семья — для Риммы однажды уже обернулся бедой. 

Последний взлет

Вернемся на аэродром. Вопреки обычным правилам, к большому удивлению присутствующих работников аэродрома самолет без прогрева двигателей набрал скорость и начал взлетать, но не в обычную сторону, а в сторону городских кварталов. Находящиеся на аэродроме увидели, как у начавшего набирать высоту самолета после громкого хлопка загорелся один из двигателей и огромная машина стала падать на жилые дома.

Падая, самолет буквально снес несколько квартир в одном доме и врезался в другой, оторвавшийся хвост повредил еще один дом, а обломки полетели в находящийся поблизости детский дом. Вокруг начался сильный пожар.

Очевидцы вспоминают катастрофу с ужасом. На месте крушения вылилось 130 тонн авиационного керосина, огненные реки заливали подъезды, лестничные площадки и квартиры. Работами по спасению живых и пострадавших, тушением пожаров и организацией помощи руководил Сергей Шойгу.

Версии

В 2009 году Генеральный конструктор украинского ЗМКБ «Прогресс» (являющегося разработчиком авиадвигателей для Ан-124) Фёдор Муравченко выступил со своей собственной версией причин катастрофы. На основе проделанных на предприятии исследований и опытов и собственных теоретических выкладок он пришёл к выводу, что к катастрофической ситуации привело повышенное (превышающее нормативное) содержание воды в авиационном топливе (керосине) и как следствие — льдообразование и забивание топливных фильтров, что вызвало помпаж двигателей.

В 2011 году лётчик-испытатель Александр Акименков заявил, что причиной катастрофы борта RA-82005 в Иркутске мог стать звонок одного из пассажиров по китайскому радиотелефону, который повлиял на работу электроники.

В 2018 году академик РАН Евгений Каблов сообщил, что Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ), генеральным директором которого он являлся, занимался изучением грибов, которые могут жить и размножаться в авиационном керосине. По мнению академика, такие грибы могли стать причиной катастрофы : «По мере развития они выбрасывают продукты жизнедеятельности в виде студенистой массы. Если всё это попадает в топливную систему, забивается насос регулятора, и двигатель в полёте может остановиться. Помните катастрофу Ан-124 в Иркутске? Он упал на взлёте, имея четыре двигателя. Там как раз с этим было связано… Летали они куда-то, там, видно, не проверили, в результате расплатились человеческими жизнями. А всё могли бы решить специальные добавки в топливо, которые уничтожают такие микроорганизмы. Это нужно понимать и соблюдать неукоснительно определённые требования, определённую последовательность действий — особенно при полётах в Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку».

Бомба взорвалась при взлете?

Геннадий Телегин, главный инженер АО «Рыбинские моторы» (там собирали разбившийся
«Руслан»):

– Самой важной мне представляется информация о том, что практически одновременно
остановились два двигателя левого крыла, а затем и третий на правом крыле, четвертый
начинает работать с перебоями. Это позволяет уже сейчас прийти к выводу: дело
не в двигателях и не в их конструкции

Однозначно ясно, что остановку трех двигателей
в течение нескольких секунд можно объяснить только внешним воздействием на них.

Цепь загадочных совпадений не размыкается. Некоторые люди, разбиравшие останки
погибшего экипажа, и часть работников авиазавода «СУ» считают, что на борту
«Руслана» якобы могла быть заложена бомба, которая и взорвалась при взлете,
отключив компьютер. Во всяком случае, ходят слухи, что из тел тех самых восьми,
впоследствии пропавших, доставали осколки металла, не имевшие ничего общего
с самолетным (везли ли эти люди что-то с собой или просто сидели ближе всех
к адской машине – неясно)

Некоторые намекают, что таинственно исчезнувшие тела
забрало на экспертизу местное управление ФСБ, но намекают осторожно – по тому
что боятся, а ФСБ, естественно, на эту тему не распространяется. Запрещено давать
интервью рабочим завода «СУ» (с ними удалось пообщаться только за пределами
проходной), набрали в рот воды работники аэродрома – да и кто подтвердит, что
его начальство допустило на борт посторонних?! Да это ж клевета просто! Уж,
конечно, такого человека с работы снимут или еще чего

Президент профсоюза летного состава России Сергей Плевако:

– Как профессионал могу сразу сказать одно: версии, выдвигаемые через официальные
источники, вызывают просто улыбку. Например, говорилось, что перепутали летнее
топливо с зимним и из-за этого и случилась катастрофа. Чепуха! Из-за этого самолет
не упадет, да и не могли там тип топлива перепутать. Мы точно знаем, что они
из Москвы летели на том же топливе, что и взлетали в Иркутске!

2011 год. Двое погибших

5 июля 2011 года в 190 км севернее Киренска Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8Т авиакомпании «ЮТэйр» Приобского МТУ ВТ ФАВТ. Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Усть-Кут -Даниловская площадь — буровая 72. На борту находились 13 пассажиров и груз.

После прибытия воздушного судна в район посадочной площадки 72-я Даниловская экипаж не смог обнаружить пригодную для приземления посадочную площадку и приступил к ее подбору с воздуха. Местность оказалась заболоченной. Однако было принято решение высадить пассажиров и разгрузить воздушное судно, удерживая вертолет в полувзвешенном состоянии. 

Во время выгрузки часть пассажиров перемещалась из вертолета на землю и обратно. На поверхности постоянно оставались четыре человека, которые относили груз в сторону от вертолета. В процессе выполнения разгрузочных работ у вертолета началось кренение в левую сторону, которое, по объяснению командира воздушного судна, достигало 15-ти градусов. Попытки привести положение вертолета в нормальное состояние не увенчались успехом. Машина провалилась колесом в грунт и опрокинулась на правый борт. После этого лопасти несущего винта ударились о землю и начали бесконтрольно вращаться. Были повреждены левый двигатель и левая часть кабины. В результате случившегося двое рабочих, находящихся на земле погибли, еще один — пострадал. После остановки вращения вертолета борт воздушного судна покинули оставшиеся пассажиры и члены экипажа. Травмы получили одна из пассажирок вертолета, а также командир воздушного судна и второй пилот.

Самолёт

Ан-124-100 (регистрационный номер RA-82005, заводской 4516003, серийный 01-07) был выпущен в 1985 году (первый полёт совершил 30 октября) и первоначально под б/н СССР-82005 эксплуатировался авиакомпанией «Аэрофлот» (КБ Антонова).
14 февраля 1988 года был передан ВВС СССР (566-й военно-транспортный авиационный полк, место базирования — аэродром Сеща), в них получил б/н 08; с 1992 года — в составе ВВС России, бортовой номер сменился на RA-82005, б/н в ВВС остался тот же — 08. Оснащён четырьмя двухконтурными трёхвальными турбореактивными двигателями Д-18Т производства Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс». На день катастрофы совершил 576 циклов «взлёт-посадка» и налетал 1034 часа.

На месте крушения самолета L-410 завершились спасательные работы, к осмотру приступили следователи.

Одновременно со спасателями на место крушения добрались местные жители, которые встречали своих родственников в аэропорту. Пассажиры, у которых работали мобильные, смогли до них дозвониться.

Евгений, родственник пострадавшего: «Встречали самолет, люди же на связи некоторые были, кто разговаривать мог, они геопозицию скидывали, и их искали. Получается, в 23:02 мне от родственника звонок поступил. Там разломанный самолет был, люди зажатые были, кто сидел, кто лежал».

В результате крушения погибли четверо  пилот Николай Черненко и трое пассажиров. Еще 12 человек с травмами доставлены в больницы. Среди них  федеральный судья и помощник прокурора. Кроме того, среди пострадавших  23-летняя Людмила Кокшарова, для которой это был первый полет в жизни. Она летела к своему жениху, который буквально месяц назад сделал ей предложение.

Врачи центра медицины катастроф, которые тоже не с первого раза смогли посадить свой вертолет в этом районе, рассказывают: всем тяжелым, к счастью, удалось оперативно помочь.

Виктор Бучинский, директор Иркутского областного центра медицины катастроф: «Очень тяжелая женщина с тяжелой черепно-мозговой травмой требовала немедленной операции. Наш нейрохирург сразу выполнил эту операцию, и сейчас пациентка находится в реанимации, но она пока нетранспортабельна в связи с тяжестью травмы».

За последнее время это уже второе ЧП с лайнерами авиакомпании «СиЛА». В июле в Томской области у их АН-28 отказали оба двигателя, и он также совершил жесткую посадку. Тогда никто не погиб. Но больше всего в авиакомпании именно чешских L-410, которые имеют неплохую репутацию и используются на многих направлениях.

Сейчас следователи изучают не только место катастрофы, но и работают в аэропорту вылета в Иркутске. Там изъята полетная документация и образцы топлива.

Светлана Петренко, официальный представитель Следственного комитета РФ: «Продолжается допрос лиц, ответственных за организацию и проведение полета, а также эксплуатацию самолета. В качестве основных версий происшествия следствием рассматривается ошибка пилотирования при выполнении маневрирования на посадке и отказ техники».

Напомним, накануне двухмоторный самолет L-410упал в четырех километрах от места назначения  села Казачинское. Несколько пассажиров смогли выбраться из под обломков самостоятельно, остальные были заблокированы внутри.

Как рассказал выживший пилот Николай Махнутин, во время захода на посадку из кабины практически ничего не было видно  мешал сильный туман, кроме того, автопилот вел самолет не совсем туда, куда следовало. Именно поэтому борт был вынужден отправляться на второй круг в условиях плохой видимости.

15 сентября власти региона объявили в Иркутской области Днем траура.

Причины катастрофы

Следственная комиссия установила, что 2-й двигатель на этом самолёте отказывал не в первый раз. Летом 1993 2-й двигатель отказал при подлете к Гуанчжоу (Китай). Экипажу пришлось вырабатывать топливо и садиться на аварийную полосу. Экипаж самолёта неоднократно писал послеполётные рекламации, в которых указывали неудовлетворительную работу 2-го двигателя. В день катастрофы 2-й двигатель смогли запустить лишь со второй попытки.

Расшифровка переговоров дала следующий результат.

За две минуты до взлёта было сказано:

— Передай инженеру, который двигатели готовил, что очень плохо подготовлены двигатели, не запускаются. Двадцать минут три двигателя запускали.

За минуту до взлёта:

— Опасные обороты! Кнопку нажимаешь — и не гаснет.

— Ни…я, прогреется — отключится. (КВС)

На расстоянии 4 км от аэропорта разрушился стартёр двигателя номер 2. Разрушение стартёра произошло из-за попадания постороннего предмета (предположительно обломка кожуха газосборника ВСУ) под заслонку управления стартёром. Из-за неплотно закрытой заслонки турбина стартёра продолжала раскручиваться и при значительном превышении предельно-допустимых оборотов произошло её разрушение. Части стартёра повредили систему подачи топлива, маслопроводы и трубопроводы гидравлической системы. Начался пожар второго двигателя, что и привело к катастрофе.

2016 год. 10 погибших

1 июля 2016 года самолет Ил-76 МЧС России вылетел с аэродрома в Усольском районе на ликвидацию лесного пожара в Качугском районе. На борту находилось 10 человек. В 11.30 экипаж должен был выйти на связь, однако этого не произошло. В результате двухдневных поисков самолет был обнаружен в 145-ти км от Качуга, все члены экипажа погибли. Выяснилось, что от крушения воздушного судна возник лесной пожар. 

Указом президента России Владимира Путина за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в экстремальных условиях, экипаж тяжелого самолета МЧС России Ил-76, погибший при тушении лесных пожаров в Иркутской области, награжден Орденами Мужества посмертно. На месте, где упал самолет, установили православный крест из лиственницы, возле него были посажены 10 сосен в память о погибших.

Ил-76. Фото: МЧС России

Ил-76. Фото: МЧС России

Ил-76. Фото: МЧС России

1 / 3

2001 год. 145 погибших

4 июля 2001 года ночью на подлете к Иркутску разбился авиалайнер Ту-154 авиакомпании «Владивосток-авиа». Рейс следовал из Екатеринбурга во Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. Пилоты выполняли маневр разворота и захода на посадку, когда авиалайнер неожиданно развернуло на 180 градусов, самолет начал падать. По предварительному анализу траектории падения он должен был упасть на поселок Бурдаковка в 34-х км от Иркутска. Пилотам удалось увести машину в сторону. Ту-154 рухнул на лесную поляну в нескольких км от села.

На место происшествия из Иркутска немедленно вылетели на вертолете спасатели МЧС, из ближайших населенных пунктов прибыли пожарные расчеты. Но спасать было уже некого. Ту-154 от удара разлетелся на множество мелких обломков, сохранилась лишь хвостовая часть лайнера.

Причиной ЧП стали ошибочные действия экипажа. При заходе на посадку экипаж не смог выдерживать установленную высоту в 850 метров. Чтобы исправить ошибку, второй пилот потянул штурвал на себя. Неправильные действия командира корабля лишь усугубили эту ситуацию, в результате самолет полностью потерял управление и разбился. Погибло 145 человек, в том числе девять членов экипажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector