B-47

Что именно заклинивает в моторе и по каким причинам

Как правило, заклинивает коленвал. А точнее, его подшипники. Реже происходит заклинивание поршня. Главное, быстро ответить на вопрос о том, почему заклинило двигатель, попросту нельзя.

Дело в том, что существует множество причин, которые можно разделить на две основные группы: механические повреждения и перегрев.

Механические причины заклинивания ДВС

Посторонние предметы попали в надпоршневое пространство или на головку поршня. Это может быть, например, упущенная/оторванная гаечка. Например, шайба крепления воздушного фильтра упала во впускной коллектор, элементы попали во впуск при снятии карбюратора, посторонние предметы могли попасть непосредственно в камеру сгорания и т.д.

В этом случае заклинивает поршень, но не обязательно намертво. Однако в большинстве случаев для устранения последствий предстоит серьезный ремонт.

Обрыв или перескакивание ремня или цепи ГРМ, а также обрыв успокоителя цепи ГРМ и попадание его фрагмента под саму цепь.

Кстати, когда причиной заклинивания выступают неполадки с цепью или ремнем, клапаны деформируются (гнутся), из-за чего не могут вернуться в свое седло. Как следствие, поршень не может войти в верхнюю мертвую точку и происходит соударение клапана с головкой поршня.

  • Выход поршневого пальца. Это чревато тем, что головка поршня останется незакрепленной со всеми вытекающими последствиями.
  • Разболтавшиеся гайки коренных крышек коленвала или гайки нижней головки шатуна. Такое может случиться тогда, когда во время ремонта мотора эти гайки не были затянуты должным образом (момент затяжки нарушен).

Кстати, если достоверно известно о попадании посторонних металлических предметов в цилиндры, можно их извлечь без полного разбора двигателя. Для этого понадобится магнит и достаточной длины стержень (например, спица). Подняв поршни 1 и 4 цилиндров в верхнее положение, нужно вывернуть свечи зажигания и через свечной колодец магнитом извлечь металлический предмет. Если в 1 и 4 цилиндре ничего нет, то таким же образом следует проверить 2 и 3.

Перегрев двигателя

Многие причины заклинивания двигателя связаны именно с перегревом мотора. Наиболее распространенные из них такие:

Отсутствие смазки или низкий уровень масла. Как известно, внутри самого двигателя масло играет роль не только смазки, но и охладителя.

  • Попадание охлаждающей жидкости в масло. Приводит к тому, что смазочная жидкость теряет свои свойства. Чаще всего это происходит при нарушении целостности прокладки между головкой и блоком цилиндров, однако возможны и трещины в БЦ или ГБЦ.
  • Неисправный термостат или помпа охлаждающей жидкости.

Для любителей дизеля

— Одним из наиболее популярных и, по моему мнению, наиболее удачных моторов, которые встречаются на E60, является M57. Это рядный 6-цилиндровый турбодизель, выпускавшийся с объемами 2,5 и 3 литра

Сегодня можно сказать, что это классика дизельных BMW, и если кто-то ищет автомобиль на тяжелом топливе, рекомендую обратить внимание именно на М57. На этом двигателе, к слову, уже применялась система впрыска Common Rail, — рассказал корреспонденту Onliner эксперт

Мотор семейства М57 появился после 1997 года, и его в разных вариациях ставили на большое количество моделей: E39, E46, E38, E53, E83, E70, E90 и др. Что касается 2,5-литрового агрегата, он ставился на E60 с отдачей 163 л. с. и 400 Н·м. Трехлитровые имели мощность от 204 (530d) до 286 (535d) л. с.

На «Автобарахолке» количество дизельных и бензиновых E60 примерно одинаковое (дизелей чуть больше). Если ищете вариант именно с двигателем М57, то здесь все просто: все E60 c 6-цилиндровыми агрегатами относятся к этому семейству. Осталось выбрать объем (2,5 или 3 литра), привод (задний либо полный) и коробку передач (иногда встречаются версии на «механике»).

Конструкция модели 1947 года

ИЖ-47 – двухствольное бескурковое ружье с горизонтальным расположением стволов. Состоит из 4 узлов: блока стволов, коробки, где устроены спусковой, предохранительный и запирающий механизм, а также цевья и ложи.

Стволы отъемные, запирание осуществляется на крюки и поперечный болт. Ударные механизмы расположены на замочных досках. Курки и бойки возвратные.

Замок – ложно – подкладной, состоит из замочной доски, ударника с пружиной, серьги, шептала. Предохранительный механизм включает в себя: предохранитель, переключатель с пружиной, предохранительную кнопку. Спусковой механизм состоит из правого и левого спуска, скобы, коробки, личинки и рычага взводителя.

Взвод происходит при открывании ружья, при помощи взводителя. Имеются указатели взвода. Спуск запирается автоматическим предохранителем, кнопка которого находится на хвостовике колодки.

Стволы для ИЖ-47 частично изготовлялись на Тульском оружейном заводе. Отличия были очень незначительны. Вес «тульского» ствола составлял 1,85 кг, а длина – 752 мм.


Усм ружья иж 47

РБ-47 Подразделения стратегической разведки

РБ-47К 338-й стратегической разведывательной эскадрильи САК.

RB-47 был разработан для замены самолетов RB-29 и RB-50 Superfortress, которые служили для дальней фоторазведки, но которые быстро устаревали. RB-47 выполнял множество вылетов на хорьках по периферии советской территории, а иногда и внутри во время полетов на проникновение, чтобы нанести на карту запланированные маршруты для B-52, если боевые вылеты над Советским Союзом когда-либо станут необходимыми. Разведывательной серийной моделью был RB-47E, поставки ВВС США начались в 1953 году. Последний из 255 RB-47E был поставлен в августе 1955 года.

YRB-47B был прототипом конверсии B-47B, специально предназначенного для обучения экипажей для RB-47E. Задержки с доставкой RB-47E привели к тому, что 90 B-47 были преобразованы во временную разведывательную установку с 8-камерными бомбовыми отсеками. Девяносто первые стратегическая разведка крыло получил свой первый YRB-4 в апреле 1953 года, на 26 — е стратегической разведку крыла через три месяца, используя их , пока они не были заменены на новый RB-47E в 1954 году.

RB-47H был версией радиоэлектронной разведки и противодействия: 35 самолетов были изготовлены и доставлены в 55-й стратегический разведывательный авиаполк на авиабазе Форбс , штат Канзас, в августе 1955 года. Специализированная версия, ERB-47H была специальной модификацией трех электронных хорьков. самолет.

Пятнадцать РБ-47К (с 53-426 по 53-4279) также эксплуатировались 55-й SRW, 338-й СРС. РБ-47К отличался от РБ-47Е наличием радаров бокового обзора высокого разрешения (SLAR) и оборудования для отбора проб воздуха. Он использовался в качестве бортовой системы сбора информации о погоде, которая будет летать возле советской границы и собирать пробы радиоактивных осадков от ядерных испытаний. Это были одни из последних построенных Stratojet.

Поэтапный отказ от RB-47E начался в октябре 1957 года, но самолет оставался в эксплуатации еще десять лет, с последним SAC B-47, RB-47H (53-4296) из 55-го SRW был доставлен на авиабазу Дэвис Монтан для хранения. 29 декабря 1967 г. Эти модели были заменены на стратегические разведывательные самолеты Lockheed U-2 и SR-71 .

Lockbourne AFB , Огайо
2-я воздушная армия, 9 мая 1952 г. — 30 июня 1955 г.
8-е воздушные силы, 1 июля 1955 г. — 1 июля 1958 г.
ЯРБ-47 (1953–1954); РБ-47Б * (1953–1954); РБ-47Э (1954–1958), Б-47Э (1958)

3-я стратегическая разведывательная эскадрилья
4-я стратегическая разведывательная эскадрилья
10-я стратегическая разведывательная эскадрилья
Крыло отключено 1 июля 1958 г.

55-е стратегическое разведывательное крыло

15-я воздушная армия, авиабаза Рэми , Пуэрто-Рико (1950–1954)
Крыло переоборудовано в Boeing RB-47 в 1954 году по заказу компании Ramey.
15-й ВВС, Forbes AFB , Канзас , (1954–1967)
ЭРБ-47Н, РБ-47Н (1954–1967), РБ-47К (1955–1962)

38-я стратегическая разведывательная эскадрилья
338-я стратегическая разведывательная эскадрилья
343-я стратегическая разведывательная эскадрилья
Крыло переоборудовано в Boeing RC-135 в 1968 году.

70-е стратегическое разведывательное крыло , авиабаза Литл-Рок , Арканзас

2-я воздушная армия, 24 января 1955 — 25 июня 1962 г.
РБ-47Э (1955–1961), B-47E (1961–1962)

6-я стратегическая разведывательная эскадрилья
26-я стратегическая разведывательная (позднее 681-я бомбардировочная) эскадрилья
В конце 1961 года переоборудован в средние бомбардировщики B-47E; инактивирован в 1962 году.
15-й ВВС, Forbes AFB , Канзас (1954–1960)
РБ-47Э, 1954–1960 гг.

319-я стратегическая разведывательная эскадрилья
320-я стратегическая разведывательная эскадрилья
321-я стратегическая разведывательная эскадрилья
Крыло отключено 20 июня 1960 г.

91-е стратегическое разведывательное крыло

2d Air Force, Lockbourne AFB , Огайо
ЯРБ-47, РБ-47Э (1953–1957)

322-я стратегическая разведывательная эскадрилья
323-я стратегическая разведывательная эскадрилья
324-я стратегическая разведывательная эскадрилья
Крыло отключено 8 ноября 1957 г.

. * РБ-47Б эксплуатировались в 1953–54 гг. 26-й НИР. В отличие от более позднего RB-47E, RB-47B мог обеспечивать только дневное фотографическое покрытие.

Обнаружена проблема

В первую минуту не всегда понятно, что именно произошло — не крутится другой узел или заклинило двигатель. Что делать, если стартером не повернуть коленчатый вал? Пробуют начать с простого визуального осмотра подкапотного пространства.

Пытаются определить может ли заклинить двигатель от:

Перегрева (это прощупать можно только сразу после его остановки).
Отсутствия смазки (проверяют уровень).
Осматривают внешнее состояние всех узлов, важно заметить наличие течей или механических повреждений. Замеряется уровень охлаждающей жидкости

Без нее двигатель будет также перегреваться.

Если заклинил двигатель, то следует проверить работу всей системы охлаждения. Закипание жидкости говорит о неисправной прокачивающей помпе. Насос ответственен за циркуляцию, без этого в каналах двигателя температура растет.

История создания[править | править код]

В 1943 году командование ВВС США пришло к выводу, что армии требуется новый бомбардировщик дальнего радиуса действия с перспективными реактивными двигателями. Техническое задание было отправлено в агентства нескольких крупных авиастроительных компаний, среди которых был и Boeing.

Первым прототипом стал самолёт получивший обозначение «Модель 424», по сути, являющийся версией бомбардировщика B-29, оборудованной четырьмя реактивными двигателями. Результаты испытаний в аэродинамической трубе показали, что фюзеляж от B-29 не позволяет полностью реализовать потенциал реактивной тяги из-за слишком большого лобового сопротивления. Кроме того, в 1944 году ВВС составили новое техническое задание. Самолёт должен иметь максимальную скорость 800 км/ч, крейсерскую скорость 725 км/ч, дальность полёта 5600 км, потолок высоты 13500 м.

Следующим этапом разработки стала «Модель 432». Стремясь снизить лобовое сопротивление, инженеры создали полностью новый фюзеляж, а также изменили расположение двигателей. Теперь они находились в передней части фюзеляжа, а не под крылом.

После поражения Германии в 1945 году в распоряжение Америки попало множество материалов по перспективным военным разработкам, в том числе и в области авиации. Отчёты немецких учёных о положительном эффекте применения планеров со стреловидными крыльями при скоростях близких к звуковым были внимательно изучены американскими специалистами. В сентябре 1945 года руководству ВВС США был представлен ещё один вариант самолёта под обозначением «Модель 448», со стреловидными крылом и хвостовым оперением. Стреловидность крыла составляла 35 градусов, четыре двигателя TG-180 производства General Electric располагались, как и у предыдущей модели, в передней части фюзеляжа, ещё два были установлены в хвостовой части. Компоновка Модели 448 могла вызвать много проблем и была признана неудачной, так как появились сложности с размещением воздухозаборников хвостовых двигателей, а плотное расположение носовых повышало пожароопасность и сулило высокую трудоёмкость обслуживания.

На следующем этапе работ двигатели вновь были перенесены под крылья самолёта, причём конструкторы применили оригинальное решение. На каждом крыле располагалось по три двигателя. Два находились в общей «сдвоенной» мотогондоле ближе к фюзеляжу самолета, а третий почти на конце самого крыла. Вариант получил обозначение «Модель 450» и, в конечном итоге, был утверждён командованием ВВС США. Компания Boeing получила заказ на два опытных образца в апреле 1946 года. Самолёт получил обозначение «ХВ-47».

Первый экземпляр вышел с завода 12 сентября 1947 года, а уже 17 декабря совершил свой первый полёт. Пилотировали его лётчики-испытатели Роберт Роббинс и Скотт Ослер.

МиГ-19 идёт на перехват

К тому времени советские локаторы засекли неопознанную цель. Именно цель, ибо из причастных к тому драматическому факту специалистов никто не знал, какого гостя они «принимают». В авиационном истребительном полку, где в этот день боевое дежурство нёс капитан Василий Поляков, объявили готовность.

«Обычное было дежурство, — делился воспоминаниями с автором этих заметок житель Севастополя Василий Амвросиевич Поляков, уже будучи майором в отставке. — Осложнений не предвиделось, а к вечеру — сигнал…»

Василий Поляков в полку был одним из опытных лётчиков, в совершенстве освоившим МиГ-19, командовал звеном. Кроме учёбы в Армавирском военном авиационном училище, у него за плечами было восемь лет в истребительных частях противовоздушной обороны. Не случайно 1 мая на перехват самолёта-шпиона U-2, пилотируемого Пауэрсом, из полка назначили именно Полякова. Но тогда поединок просто не состоялся — американский самолёт-шпион не долетел до Кольского полуострова, был сбит на Урале. И вот очередной самолёт-нарушитель.

wikipedia.org
Военные атташе иностранных государств на выставке останков сбитого самолёта в ЦПКиО в мае 1960.

В готовности к немедленному взлёту на аэродроме находился и пилот соседнего полка, где на вооружении стояли высотные перехватчики Су-9. Однако Поляков оказался расторопнее и поднялся в воздух раньше. Пилоту Су-9 предстояло ещё надеть гермошлем, вот и не успел.

— Подбегаю к самолёту, — рассказывал Василий Амвросиевич, — а двигатель машины уже запущен. Взлетел, и сразу пошло наведение. Знал ли, что передо мной американский бомбардировщик, вооружённый двумя 20-мм пушками? Нет. В душе надеялся: цель — учебная. Но вот поступает команда «Перезарядить оружие». Понял: поединок предстоит реальный. Стремительное сближение, и я увидел самолёт, опознавательные знаки ВВС США, лица пилотов. Подошёл ближе к бомбардировщику и эволюциями машины начал показывать: следуйте за мной. Самолёт военный, но он мог заблудиться. Наилучшее решение — посадить его. Однако бомбардировщик не реагировал на сигналы. Это осложняло дело, пилоты просто не могли не видеть меня. «Что делать?» — запросил землю. Молчание…

Прервём на этом месте рассказ Василия Амвросиевича для небольшого отступления, чтобы прояснить ситуацию. Если в воздухе лётчик действовал безукоризненно, то на земле не обошлось без изъянов. Наводил Полякова на цель один из старших офицеров полка. Он грамотно руководил действиями лётчика истребителя до того момента, пока Поляков не сообщил, что цель уходит. Офицер растерялся и, по свидетельству очевидцев, не мог прийти в себя в течение нескольких минут.

Но хорошо, что рядом оказался его помощник, член боевого расчёта командного пункта старший лейтенант Анатолий Котляров. Убедившись, что самолёт боевой и не реагирует на требование идти на посадку, он приказал лётчику уничтожить цель, за что впоследствии был удостоен государственной награды.

авиару.рф
В воздух был поднят МиГ-19, управляемый капитаном Василием Поляковым.

И получили по носу

Вечером 1 июля 1960 года американский военный самолёт нарушил государственную границу СССР над Баренцевым морем в 22 километрах севернее мыса Святой Нос и был сбит советским истребителем. «Обязательно им нужен был этот Святой Нос, — пошутил на пресс-конференции 12 июля Никита Сергеевич Хрущёв. — И вот возле этого Носа они и сунули к нам свой нос».

В течение десяти дней, пока Никита Хрущев находился в зарубежной поездке, советская сторона ничего не сообщала об уничтожении самолёта-нарушителя. Видимо, ждали его возвращения и соответствующих решений. Впрочем, на пресс-конференции с участием советского лидера речь шла только о финальной стадии этой драматической истории.

Подробности штурман и второй пилот первые лейтенанты ВВС США Джон Маккоун и Фримен Олмстед (из шести членов экипажа американского самолёта только они остались в живых) рассказали на следствии в Комитете государственной безопасности СССР.

Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47 ровно через два месяца после того, как над Уралом был сбит U-2, пилотируемый старшим лейтенантом американских ВВС Френсисом Пауэрсом

И мировую общественность интересовало, что же это было: или американцы пошли на обострение международной обстановки, поэтому устроили авантюру, или RB-47 просто заблудился? Действия экипажа, подкреплённые показаниями самих пилотов позволили советской стороне сделать вывод о том, что это была заранее спланированная шпионская акция с задачей произвести разведку стратегически важного района СССР и проверить, будет ли засечён бомбардировщик, переоборудованный в дальний разведчик и получивший индекс RB-47

fishki.net
Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47.

Принадлежавший авиационному подразделению американской военно-стратегической разведки самолёт взял старт с американской военной базы в Брайз-Нортон (Англия) 1 июля 1960 года в 10 часов по гринвичскому времени и направился по маршруту, проходившему вдоль северных границ Норвегии и Советского Союза. Подобные полёты совершались и ранее, но…

Особенности полёта состояли в том, что штурману приходилось вносить поправки: самолёт почему-то всё время отклонялся от запланированного маршрута. На следствии Джона Маккоуна спросили: «Мог ли командир экипажа обойтись без штурмана?» Подумав, пилот ответил, что капитан Палм, будучи опытнейшим лётчиком (к тому времени он, образно говоря, облетел весь мир), вёл самолёт самостоятельно. К восемнадцати часам по московскому времени RB-47 уже летел над Баренцевым морем, под крылом были воды СССР.

flickr.com
Boeing RB-47 Stratojet в Музее ВВС США. Дейтон, Огайо.

Нарушения в работе

Если заклинил двигатель, также проверяют момент образования искры в двигателе. Каждый момент зажигания топлива должен происходить, когда он находится в верхней точке. При запаздывании этого будет оказываться сопротивление движению коленчатого вала, когда другой поршень с силой за счет смеси толкается вниз.

Аналогичные проблемы возникают при несвоевременном впрыске топлива в поршень, когда искра подается правильно. Диагностику этих узлов лучше проводить в условиях автосервиса на современном оборудовании. Также не допускается ездить в жару с неисправным вентилятором радиатора охлаждения.

Масляный насос механически связан с коленчатым валом. Проверяется достаточность попадания масла на трущиеся поверхности. Диагностировать скрытые дефекты получается, увы, когда уже заклинил двигатель. ВАЗ имеет аналогичные проблемы при недостаточном уходе за автомобилем.

Масляное голодание внутри двигателя происходит при постоянно низком уровне в картере. Коленчатый вал должен практически купаться в защитных присадках. В противном случае металл расширяется под влиянием температуры. Поэтому затягивать с периодической заменой масел строго не рекомендуется.

Интересные факты

  • В начале 1950-х годов ВВС США рассматривали проект превращения нескольких бомбардировщиков B-47 в беспилотные самолёты-снаряды по проекту MX-1457 «Brass Ring» для доставки к целям водородных бомб. Термоядерные устройства в то время только начинали разрабатываться, их вес и габариты были очень велики и ещё не было достаточной уверенности у инженеров, что можно будет создать термоядерную бомбу разумных размеров. Согласно проекту, термоядерное устройство должно было быть встроено в конструкцию беспилотного бомбардировщика (под обозначением MB-47) и направляться к цели при помощи радиоуправления с самолёта сопровождения (тоже B-47). Возле цели, оператор направлял беспилотный самолёт с бомбой на снижение, а самолёт управления возвращался на базу. Появление сравнительно компактных, авиатранспортабельных термоядерных бомб в середине 1950-х годов привело к прекращению работ по этому проекту.
  • Экипажи B-47 были обучены тактике взлёта с минимальным интервалом (англ. MITO), при выполнении которой бомбардировщики поднимаются в воздух с базы один за другим с интервалом всего в 15 секунд. Цель такой тактики — запуск всех бомбардировщиков так быстро, насколько это возможно. Это достаточно опасная процедура, так как бомбардировщики оказываются в зоне турбулентности, вызванной предыдущим самолётом и, кроме того, в результате впрыска воды в турбореактивные двигатели на форсированном режиме возникает густой чёрный дым, который ослепляет пилотов следующих самолётов.

Двигатели

Сдвоенные мотогондолы имеют более полный профиль чем на чертеже. Их сопла на 2.5 мм короче, но зализ и стекатели верные. Воздухозаборники верные, что подтверждается фотографиями, в то время как чертеж врет. Начинки сопел нет вообще – там стоит заглушка в 4-5 мм от среза сопла. Сопла придется кое-как самому деталировать и удлинять.
Мотогондолы на внешних пилонах наоборот верные по длине, но опять же – более толстые в хвостовой части.
С пилонами намного хуже: по высоте они нормальные, но по длине это нечто! На 4 мм короче на стыке с мотогондолой и на 12 мм длиннее на стыке с крылом!!!!! Задняя часть пилонов будет заново делаться.

Примечания

  1. Knaack, 1988, p. 142
  2. Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 870. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  3. [kp.ru/daily/25712/912330/ Лётчик Василий Поляков: «Я сделал два залпа и RB-47 загорелся»] // Мурманский календарь, 1 июля
  4. [www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=53&Itemid=47 Soviet Air-to-Air Victories of the Cold War]
  5. [www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=53&Itemid=47 U.S. Air-to-Air Victories during the Cold War, Wars in Yugoslavia, and Anti-Terror War]
  6. [www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=49&Itemid=47 Far East Air-to-Air Victories]
  7. [www.designation-systems.net/dusrm/app4/other.html Missile Scrapbook] // designation-systems.net
  8. Так, термоядерное устройство, использовавшееся в эксперименте Ivy Mike — первом термоядерном взрыве в США в 1952 году, полностью снаряжённое весило 80 тонн.
  9. [www.alternatewars.com/SAC/B-47E-IV_Stratojet_SAC_-_August_1962.pdf Standard Aircraft Characteristics. B-47E IV Stratojet]. — The Secretary of the Air Force, Aug 1962. — (AFG-2, Vol-1, Addn 30).

Двигатель B38B15 (BMW 318i)

Двигатель BMW B38 представляет из себя 3-цилиндровый бензиновый мотор с турбонаддувом, который заменил своего предшественника – 4-цилиндровый BMW N13. BMW B38 попал в производство с 2013 года.

Первым автомобилем, использующим B38, стал гибридный спорткар BMW i8, где этот мотор используется в качестве поперечного среднего двигателя вкупе с силовой установкой.

Этот агрегат часть модульного семейства двигателей BMW: 3-цилиндровых (B38), 4-цилиндровых (B48) и 6-цилиндровых (B58) бензиновых двигателей, которые используют объем 500 куб. см (30,5 куб. см) на цилиндр. Подробнее о моторе B38 – здесь.

Модификации

B-47A – предсерийная партия из 10 самолётов. Они отличались друг от друга оборудованием, на них производились испытания различных систем стартовых ускорителей. Вместо твердотопливных пытались применить и жидкостные ракетные двигатели.

Бомбардировщики получили новые моторы J47-GE-23. На них устанавливали прицельно-навигационные комплексы. Катапультируемые кресла на первых самолётах серии отсутствовали. Экипаж должен был покидать бомбардировщик через люк. Позже катапульты на самолёт вернули. Стартовые ускорители оставались встроенными.

B-47E – самая массовая серия бомбардировщиков, пошедшая в производство в 1953 году. На них появились двигатели J47-GE-25A с впрыском спирта, подвесные стартовые ускорители. Это был первый «Стратоджет», приспособленный для доставки ядерных бомб.

RB-47B и RB-74E – «Стратоджеты»-разведчики. В их удлинённом носу могли устанавливать до 11 фотоаппаратов различного назначения (панорамные, телескопические и т. д.), а в бомболюке размещали осветительные бомбы.

EB-47E – «Стратоджет»-помехопостановщик. В бывшем бомболюке устанавливали герметичный модуль, в котором сидели два оператора помехопостановщиков. Некоторые самолёты использовались для разведки запусков советских ракет.

RB-47H – вариант самолёта для радиоразведки. Тоже имел герметичную капсулу для операторов аппаратуры, но его главной задачей был сбор информации о работе радаров противника.

WB-47E – самолёт-метеоразведчик, полностью лишённый вооружения, зато способный передавать данные о состоянии атмосферы по телетайпу.

QB-47E – беспилотный «Стратоджет» — мишень. Этот самолёт предполагали использовать для испытаний зенитных ракет. Причём мишень задумывалась, как многоразовая – обстреливать её должны были ракеты без боевой части, а на борту самолёта находились многочисленные камеры, фиксирующие момент срабатывания взрывателя. Однако ошибочные запуски боевых ракет в итоге привели к тому, что из 12 построенных мишеней осталось две.

Был проект бомбардировщика с турбовинтовыми двигателями. Некоторое время рассматривали возможность использования B-47, как самолётов-снарядов. Первый проект вызвали к жизни большие габариты первых термоядерных бомб.

Возникла идея встроить заряд в самолёт, а выводить на курс либо дистанционно, либо с помощью заблаговременно катапультирующегося экипажа. Идея отпала, когда появились бомбы приемлемых габаритов. Позже, в годы Вьетнамской войны, предлагали заполнить часть топливных баков беспилотных QB-74 объёмно-детонирующей смесью. Проект развития не получил.

Лётно-технические характеристики

B-74 «Стратоджет» стал первым в истории средним реактивным бомбардировщиком.

Единственным «Стратоджет» был недолго – вскоре подоспели аналоги. Ими были британский «Виккерс Валиант» и советский Ту-16.

B-47E Stratojet Vickers Valiant Ту-16
Размах крыльев, м. 35,5 34,8 33
Длина, м. 32,6 33 34,8
Максимальная взлётная масса, т 100 63,6 79
Дальность, км 7478 7245 (с ПТБ) 7200
Потолок, км 12,3 16,5 12,8
Максимальная скорость, км/ч 977 913 992
Боевая нагрузка (максимальная), т 11,3 9,4 9

Британский бомбардировщик, уступающий аналогам о скорости и дальности, буквально повторил судьбу «Стратоджета» – с середины 50-х годов его попытались использовать для полётов на малой высоте. После этого были выявлены усталостные трещины и в итоге самолёты решили списать.

«Виккерсы» успели поучаствовать в Суэцком кризисе, где бомбили египетские позиции. Результативность их налётов, как сообщалась, была низкой. А вот советский Ту-16 оказался очень удачной машиной, и стоял на вооружении до 90-х годов, а в Китае и по сей день несёт боевую службу.

Интересно, что если B-47 имел хвостовую турель, то британцы вообще отказались от оборонительного вооружения, а вот Ту-16 был вооружен не хуже бомбардировщиков периода Второй Мировой. Он имел три турели со спаренными пушками калибра 23мм. Кроме того, ни одному из аналогичных бомбардировщиков при взлёте не требовались дополнительные ускорители.

Герой фильма, в исполнении Джеймса Стюарта – офицер резерва ВВС США, проходящий переподготовку. В том числе, и на «Стратоджете». При этом сам Джеймс Стюарт действительно служил в резерве ВВС в звании полковника и действительно переучивался на B-47.

«Стратоджет» стал одним из тех ранних реактивных самолётов, которым была уготована очень краткая жизнь. B-47 даже поршневые B-29 пережил ненадолго – модификацию B-50 сняли с вооружения в 1965 году, почти одновременно с B-47. У самолёта оказался невысокий модернизационный потенциал, а низкая усталостная прочность вообще вывела «Стратоджет» из игры.

В то же время самолёт успел неплохо послужить в качестве летающей лаборатории – на нём, в частности, обкатывались хвостовые турели с экспериментальной тогда пушкой М61. На B-47 также проводились длительные исследования эргономики кабины и испытания электродистанционной системы управления. Сложно назвать «Стратоджет» совсем неудачным самолётом. Но выдающимися качествами он тоже не блистал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector