Без парусов: переезд «оск» в петербург остановили пандемия и кадры
Содержание:
Для полноты картины читайте публикации profiok.com:
Российские оборонщики: принадлежность к ОПК не означает, что предприятие должно быть консервативным
Руководители предприятий ОПК: подбор сотрудников – творческий процесс
Алексей Рахманов: «Судостроение – важный фактор российской истории»
Принципы управленца Рогозина, или Как превратить ОПК из «нахлебника» в локомотив
Российские оборонщики: нужно работать на перспективу!
Как вырастить новых Королёвых? За дело взялись «Офицеры России» и СоюзМаш
Владимир Гутенёв: 2017 год должен пройти под знаком внимания к машиностроению
Дмитрий Рогозин: «Сила России в её собственной индустрии»
Санкции все спишут?
Надо сказать, что у главы ОСК есть универсальная «отмазка» – антироссийские санкции, лишившие судостроителей возможности привлекать иностранные инвестиции. Вот и для достройки четырех судов для «Совкомфлота» на Arctech Helsinki Shipyard Оу ОСК пришлось взять в ВТБ кредит 435 млн евро. Банки Евросоюза кредитовать хельсинкскую «дочку» ОСК, попавшую под санкции отказались. При этом за задержку сдачи этих судов «Совкомфлот» уже оштрафовал финскую судоверфь на 50 млн. долларов.
У финской верфи ОСК вообще большие проблемы. Алексей Рахманов недавно заявил, что финансовых потери Arctech в последние годы так велики, что ждать прибыли от верфи в ближайшие семь лет нет смысла. Выхода глава ОСК видит два: пессимистичный – начать банкротство верфи, и оптимистичный — продать контрольный пакет верфи.
Господин Рахманов склоняется к последнему варианту, причем финские СМИ пишут, что переговоры с новым потенциальным владельцем близки к завершению. И даже называют его – компания «Kermas».
Сам глава ОСК недавно подтвердил СМИ, что переговоры находятся в финальной стадии, и сейчас обсуждается только субординация долга, который накоплен верфью. При этом по словам Рахманова 45% акций верфи ОСК оставит себе. А исполнительный директор финской судоверфи Эско Мустамяки заявил, что главным критерием при выборе нового владельца стало следующее: он не должен фигурировать в секционных списках.
Имя владельца «Kermas», действительно, в санкционных списках не значится, но в его биографии есть куда более неприглядные «пятна».
Руководители предприятий: изменение ментальности
Десять лет назад основной задачей ОСК была консолидация предприятий и конструкторских бюро отрасли. Затем появилась программа импортозамещения, связанная с введением санкций против России, и необходимость восстановления стопроцентного исполнения ГОЗ. Теперь на первый план выходят вопросы диверсификации предприятий, реструктурирования верфей, превращения их в предприятия двойного назначения.
Обеспечение возможности оперативно конвертировать военное производство в гражданское и наоборот – не просто техническая проблема. «Изменение ментальности для работы с гражданским заказчиком – задача не менее сложная, чем восстановление исполнения ГОЗ на 100 процентов, – считает глава ОСК Алексей Рахманов. – Надеемся, что у нас для этого хватит ресурсов, знаний и компетенций».
Вопрос компетенций становится ключевым, в первую очередь, для руководителей предприятий, входящих в корпорацию: структурные изменения, трансформация управленческой модели ОСК, необходимость диверсификации и поиска новых рынков – всё это требует от управленца особых способностей, знаний, качеств. Каких?
Отвечая на вопрос profiok.com, президент ОСК довольно подробно объяснил, какими профессиональными и личными качествами должен обладать руководитель предприятия, входящего в корпорацию: «Неважно, где человек работает – в гражданском или в военном сегменте. Прежде всего нужен профессионализм в понимании всех основных аспектов управления предприятием, начиная от финансов и заканчивая производственными и организационными вопросами, пониманием, что такое оптимизированные бизнес-процессы в применении к конкретной цели
Буквально вчера в Санкт-Петербурге обсуждали с коллегами, как будут развиваться наши проектные бюро. Они говорят: «Мы сделаем всё что угодно!» И ведь сделают, они талантливые ребята. Но я ответил: «Конечно, сделаете, но вопрос сколько это будет стоить». Можно выполнить в принципе любую задачу. Мы можем полететь в космос или начать выпускать автомобили. Но дальше встаёт вопрос: а сможем ли мы делать это эффективно? Это один из основных вопросов, на который приходится отвечать директорам наших предприятий. Особенно тем, у которых на сегодняшний день основная загрузка военная, а переходить нужно к «гражданке». Эта логика и ментальность, понимание того, что такое проектирование продуктов под конкретную заданную себестоимость, пожалуй, сейчас является главным вызовом для наших проектных бюро и верфей.
Представьте себе, что будет, если кто-то завтра решит построить подводную лодку – например, в Тайланде или в Малайзии? Они соберут инженеров, у каждого из которых есть понимание, как работает железо или отдельные блоки и комплексы. Но чтобы сделать хорошую лодку, они должны будут ещё 50 лет набивать шишки, которые наши проектные бюро набивали за всё это время. В этом смысле концентрация знаний и мелких нюансов профессии отделяет мальчиков от мужей.
Я считаю, что в гражданском судостроении надо подходить к тому же самому, добиваться этой концентрации знаний. Каким бы примитивным ни казалось производство танкеров, есть много мелких нюансов, которые делают одних судостроителей успешными, а других нет. Этот набор не исчерпывается только экономическими, только промышленными или только инженерными знаниями и компетенциями. Это некий симбиоз: чтобы быть успешным руководителем, человек должен быть талантлив во многих и многих отраслях и сферах знаний».
Фото: пресс-служба ЦЭРС.
Вместо кораблей уплывают деньги
Так, Росморречфлот в 2016 году обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к ОСК о выплате неустойки в 667 млн руб. за срыв сроков сдачи дизельного ледокола ЛК-25 «Виктор Черномырдин». Заказ на 7,94 млрд руб.
ОСК получила в 2011 году, судно должно было быть сдано в конце 2015 года, но этого не произошло. В ОСК проблему объясняли тем, что немецкая верфь «Nordic Yards» отказалась от строительства надстройки для ледокола.
Верфь эта хоть и немецкая, но владелец у нее российский — «Nordic Yards» принадлежала бизнесмену Виталию Юсуфову. Правда, к моменту разбирательства Юсуфов от этого актива избавился. Поговаривают, что сделал он это, чтобы не платить неустойку.
Тем более, что годом ранее входящий в ОСК «Балтийский завод» (БЗС) через Международный коммерческий арбитражном суд хотел взыскать с «Nordic Yards» 1 млн руб. за невыполнение договорных обязательств. Более того речь шла о расторжении контракта и возврате аванса, полученного немецкой верфью.
С тех пор о том, что стало с деньгами, перечисленными господину Юсуфову, ничего не слышно. Зато глава ОСК Алексей Рахманов клятвенно пообещал, что ледокол будет достроен к началу 2018 года. Но для этого нужно еще 1,5 млрд руб.
Господин Рахманов вообще, похоже, любит давать обещания. И потом их не выполнять. Скажем, владельца компании «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова, рассказывают знающие люди, Рахманов этой своей привычкой довел до бешенства.
Якобы Алекперов даже отказался с ним лететь в одном самолете. А все дело в том, что ОСК постоянно срывает сроки сдачи буровой платформы для приоритетного нефтяной компании проекта освоения Филановского месторождения на Каспии.
А срывом сроков строительства ледокола «Арктика», который должен был спущен на воду в 2017 году, заинтересовался СКР. Следователи недавно завершили расследование уголовного дела о хищении бюджетных средств, выделенных на его строительство.
Теперь в мошенничестве обвиняется гендиректор ООО «Балтийский завод гидравлического оборудования» (БЗГО) Александр Харитонов, чья компания, по версии следствия, не исполнила свои договорные обязательства преднамеренно.
Как говорят наши источники в СКР, не исключено, что и господин Рахманов окажется в их поле зрения. Тем более, что СМИ уже подсчитали, что с 2014 года, когда Рахманов возглавил ОСК, предприятия корпорации были фигурантами около 60 уголовных дела, связанных с подозрениями в коррупции.
Развитие кадрового потенциала
Алексей Рахманов назвал участников совещания золотым фондом Объединённой судостроительной корпорации. Генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков, генеральный директор ПСЗ «Янтарь» Эдуард Ефимов, генеральный директор «Балтийского завода-Судостроение» Алексей Кадилов получили из рук Дениса Мантурова свидетельства о присвоении звания «Почётный судостроитель», а многие их коллеги – почётные грамоты и благодарности Минпромторга.
Но это не значит, что руководители корпорации и предприятий присвоили себе все заслуги. «Пока мы здесь заседаем, работники предприятий и конструкторских бюро создают то, чем все мы гордимся», – сказал Алексей Рахманов.
Развитием кадрового потенциала в ОСК занимаются давно и серьёзно. «Чтобы возродить интерес и престиж нашей профессии, начинаем уже со школьной скамьи. Работаем со школьниками и их родителями, системно проводим профориентационные мероприятия, направленные на распространение знаний о корабельном деле и судостроительных специальностях, приобщаем молодёжь к нашей отраслевой тематике и к знанию морской истории России», – говорит Рахманов. В прошлом году на предприятиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области был реализован пилотный социально-образовательный проект «Царь-плотник», охвативший около двух тысяч детей в возрасте 10-16 лет. В этом году запланирована реализация проекта во всех регионах присутствия предприятий группы ОСК.
Первый вице-президент СоюзМаш РФ Владимир Гутенёв также отметил уникальный кадровый состав предприятий ОСК и работу корпорации «по селекции и обучению молодых людей». Благодаря поддержке ОСК Союзом машиностроителей России была создана самая крупная в стране негосударственная школьная олимпиада «Звезда», в которой только в этом году приняли участие более 50 тысяч школьников. При участии ОСК реализуются и другие проекты – например, международный молодёжный форум «Инженеры будущего».
На базе предприятий ОСК создано 10 базовых кафедр, около 300 специалистов ежегодно участвует в процессе обучения студентов и около 1000 студентов ежегодно проходят практику на предприятиях корпораций. Каждый пятый из них становится работником ОСК. Преподаватели учебных заведений также проходят стажировки на предприятиях холдинга. Сотрудники ОСК принимают участие в различных профессиональных конкурсах, где многократно занимали призовые места.
Понятно, что кадры нужно не только готовить, но и заинтересовывать, удерживать, чтобы они не сбегали с предприятий и из КБ. В ОСК реализуется масштабная социальная программа: обеспечивается медицинское обслуживание и участие в спортивных мероприятиях, строится жильё, индексируются зарплаты. Зарплаты высококвалифицированных работников на предприятиях холдинга выше средних по соответствующим регионам.
Сошлись характерами?
Штаб-квартира Международной инвестиционная корпорация «Kermas» расположена в Финляндии, а вот владеет ею бизнесмен из Хорватии Данко Кончар. В финских СМИ пишут, что у него есть опыт судостроительного бизнеса на родине.
В России у господина Кончара несколько иные опыт и репутация. В свое время он был владельцем компаниями «Русский хром 1915» и «Серовский ферросплавный завод». И так, надо сказать, владел, что свердловские власти во главе с тогдашним губернатором региона Эдуардом Росселем просили правоохранителей разобраться с господином Кончаром.
Россель тогда утверждал, что владелец предприятий занижает официальные показатели прибыли и выводит деньги за границу. Прокуратура даже создала специальную рабочую группу, чтобы выявить факты уклонения от налогов. А тут еще природоохранные органы с претензиями – они заявили, что неблагоприятная экологическая обстановка в Первоуральске вызвана деятельностью завода «Русский хром».
Столкнувшись с проблемами, хорватский бизнесмен решил избавится от своих российских активов и даже подписал протокол о продаже «Русского хрома» бизнесмену Сергею Гильваргу, но потом отказался от его исполнения. Возможно, эта привычка давать обещания, а потом брать их обратно, и сблизила хорвата Кончара и россиянина Рахманова, которые являются давними партнерами?
Кстати, Гильваргу пришлось добиваться продажи предприятия через суд. А пока шли разбирательства, работа завода фактически остановилась, а Россия вынуждена была закупать хром у Казахстана.
Впрочем, ходить по судам господину Кончару, видимо, привычно. Как писали СМИ он в свое время был осужден на 12 лет за разного рода экономические преступления, но отсидел только половину срока.
Видимо, господин Рахманов питает слабость к таким людям, как господин Кончар. Умеющим извлекать из всего выгоду. Не случайно же в ОСК работает некий Кирилл Лятс. В 2011-2013 году он получил из бюджета Ульяновской области 300 млн рублей для своей компании «ЛокомоСкай». Помогал Лятсу в получении средств тогдашний замминистра торговли РФ Алексей Рахманов.
Еще один ставленник руководителя ОСК Алексей Жидаков, возглавивший в 2015 году дочернюю структуру ОСК АО «Росшельф» когда-то был внешним управляющим Тушинского машиностроительного завода. И оказался в центре скандала с невыплатой заработной платы рабочим на сумму 21 млн рублей. В СМИ писали, что он даже стал фигурантом уголовного дела, возбужденного СКР.
Так что господа Кончар и Рахманов явно одного поля ягода. И подпускать их к российскому бюджету, надо полагать, опасно. ОСК и так погрязла в долгах, а случись все же продажа финской верфи компании хорватскому бизнесмену, этих долгов может стать больше.
Ведь гарантий, что деньги на строительство ледоколов для «Атомфлота», выделенные Arctech Helsinki Shipyard Оу не исчезнут в неизвестном направлении, как это случилось с авансом «Nordic Yards». Деньги, между прочим, бюджетные. Стоит ли кормить ими сомнительных партнеров по судостроительному бизнесу. Или правильнее будет сказать «распилу»?
Упрощение контроля
Из 45 «дочек» ОСК 16 расположены в Петербурге и Ленобласти. Переезд штаб–квартиры упрощает контроль за их функционированием, а в случае непредвиденных обстоятельств позволяет более оперативно принимать решения, говорит адвокат, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и партнёры» Антон Лалак. По его мнению, основной минус переезда помимо затрат на него — время, необходимое для организации работы прибывающих из Москвы сотрудников.
Ещё одна проблема, с которой может столкнуться корпорация, — необходимость защиты данных, составляющих гостайну, полагает управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to BusinessСветлана Гузь.
«Вспоминается, как тяжело перебазировался в наш город Конституционный суд», — говорит исполнительный директор Ленинградской областной торгово–промышленной палатыИгорь Муравьёв. По его словам, Петербург и Москва — разные города по менталитету. «Но исторически большинство конструкторских бюро и судостроительных мощностей находились в Ленинграде.
Кроме того, сейчас развивается освоение Арктики. Производство ледоколов, в том числе атомных, и энергетических атомных станций пока ведётся только в Петербурге. Здесь же находятся ведущие профильные вузы и НИИ. «Наши исторические преимущества могут быть использованы в лучшем виде. И это важнее, чем удобство людей работать в центре столицы», — уверен он.
Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!
Биография
Рахманов Алексей Львович родился 18 июля 1964 г. в Нижнем Новгороде, Россия.
1981 — 1986 гг. — Нижегородский политехнический институт по специальности «Инженер-механик».
1988 — 1992 гг. — работал на Сормовском заводе «Лазурь» в Нижнем Новгороде.
1989 — 1990 гг. — Нижегородский лингвистический университет по специальности «Переводчик с английского».
1992 — 1994 гг. — главный специалист по вопросам экономического сотрудничества Департамента международных связей Администрации Нижегородской области.
1994 — 1996 гг. — работал в Российском центре приватизации.
1996 — 1998 гг. — менеджер отдела корпоративных финансов Ernst & Young.
1998 — 2000 гг. — старший консультант Группы независимой комплексной проверки Отдела корпоративных финансов Ernst&Young.
2000 — 2002 гг. — старший менеджер Отдела корпоративных финансов Ernst & Young.
2001 — 2003 гг. — Школа Бизнеса университета Чикаго по специальности «Мастер делового администрирования» .
2002 — 2008 гг. — директор по стратегии и развитию бизнеса ОАО «Северсталь-Авто» (ОАО Sollers).
Алексей Рахманов рассказал о состоянии дел в российском автопроме и о планах на будущее
2008: Директор департамента автомобильной промышленности в Минпромторге РФ
23 июля 2008 г. — Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации №427/К назначен на должность Директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России.
9 ноября 2011 г. — выступил с докладом в рамках XVII ежегодного семинара «Сертификация спецавтотранспорта, коммунальных, строительных, строительно-дорожных машин и оборудования» в Москве.
2012: Заместитель министра промышленности и торговли РФ
Март 2012 г. — назначен заместителем министра промышленности и торговли РФ.
Координирует работу и дает поручения по вопросам:
промышленной политики в гражданских отраслях, в том числе металлургической промышленности, энергетического машиностроения, автомобильной промышленности и судостроения, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения;
подготовки программ, стратегий и планов по вопросам развития в гражданских отраслях промышленности, включая краткосрочные и среднесрочные прогнозы развития отраслей промышленности;
инвестиционной политики в промышленности в установленной сфере;
модернизации, технологического развития и стимулирования инноваций в промышленности в установленной сфере;
повышения энергетической эффективности промышленности в установленной сфере;
разработки и реализации мер поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в установленной сфере;
разработки программ, стратегий, планов по развитию отраслей промышленности, а также краткосрочных и среднесрочных прогнозов развития отраслей промышленности в установленной сфере деятельности;
развития промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии;
промышленной утилизации вооружения и военной техники.
Осуществляет координацию и контроль деятельности следующих структурных подразделений центрального аппарата Министерства:
Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения;
Департамента базовых отраслей промышленности;
Департамента судостроительной промышленности и морской техники;
Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии;
Департамента развития оборонно-промышленного комплекса (в установленной сфере деятельности).
Несёт персональную ответственность в установленной сфере за выполнение задач и функций, возложенных на них.
2012 г. — докладчик на II Международном форуме «Автомобилестроение и развитие рынка автокомпонентов в России».
20 апреля 2012 г. — участник конференции в НАМИ на Технологической платформе «Экологически чистый транспорт «Зеленый автомобиль».
Член Российско-Итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству.
Член совета директоров ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Сопредседатель Подгруппы по автомобильной промышленности на Диалоге по промышленной политике и предпринимательству России и ЕС с российской стороны на 2012 год.
Алексей Рахманов: Российский автопром надо не только спасать, но и развивать
В Интернете чиновник ведет блог «Путеводитель по российскому автопрому».
Блог Алексея Рахманов: http://alexeyrakhmanov.ru/
Кадровый вопрос
В Москве останутся около 120 человек, связанных с экспортом, выставками и GR. В Петербурге будут работать около 300 сотрудников, сообщал ранее Алексей Рахманов.
Одновременно Георгий Полтавченко усиливает команду «своими» людьми. В 2020 году вице–президентом по гражданскому судостроению корпорации назначен Давид Адамия, ранее возглавлявший аппарат губернатора Петербурга.
В ОСК на должность советника председателя совета директоров перешёл работать бывший пресс–секретарь Георгия Полтавченко Андрей Кибитов. В 2019–м советником президента ОСК по вопросам Дальнего Востока стала экс–глава комитета по инвестициям Петербурга Ирина Бабюк. В январе 2021–го она возглавила департамент ОСК по имущественному блоку. Не исключено, что усиление команды продолжится.
«Предполагаю, что в первую очередь ОСК перевезёт в Петербург всех ключевых руководителей. Думаю, что около 35% персонала из Москвы переедет в Петербург. Остальных будут однозначно искать на местном рынке. Хотя кадров не так много, поскольку у ОСК своя специфика. Наш рынок более консервативный, не такой быстрый и динамичный, как в Москве», — полагает управляющий партнёр «Консорт Петербург»Юрий Михайлов.
Всего в 2020 году крупные судостроительные заводы Петербурга, входящие в ОСК, опубликовали почти тысячу вакансий, говорит руководитель пресс–службы hh.ru Северо–Запад Мария Бузунова. Правда, чаще всего судостроители ищут рабочие руки.
Достижения и планы
«Десять лет назад отечественное судостроение пребывало не в лучшей форме: предприятия были истощены и недозагружены, гособоронзаказ практически не исполнялся, – вспоминает президент ОСК Алексей Рахманов. – Сильное государство, которому жизненно необходимо иметь мощный флот, должно было и изменило ситуацию». И если военное кораблестроение пришлось, образно выражаясь, восстанавливать из руин, то производство гражданских судов вообще пришлось налаживать с нуля. Дело в том, что гражданского судостроения не было и в Советском Союзе: по известным причинам заказы размещались в странах социалистического лагеря.
Перечисление реализованных программ и проектов развития корпорации можно вести бесконечно долго, поэтому мы оставляем его за рамками этой публикации и отразим их лишь крупными мазками.
Сегодняшняя Объединённая судостроительная корпорация – это 40 отраслевых предприятий: проектно-конструкторские бюро, судостроительные и судоремонтные верфи. В периметре ОСК работает 85 тысяч человек, это почти половина всех российских корабелов. За 10 лет корпорация построила 30 боевых кораблей для ВМФ, и эта техника уже продемонстрировала своё качество в условиях локальных конфликтов. «Адмиралтейские верфи, ПО «Севмаш», Северная верфь, ЦС «Звездочка» и другие предприятия обладают уникальными компетенциями в сфере военного кораблестроения», – отметил глава Минпромторга Денис Мантуров. Добавим, что ОСК – один из крупнейших в мире экспортёров военных кораблей и судов.
Развивается и гражданское судостроение. Сегодня предприятия ОСК производят рыболовецкие, научно-исследовательские, спасательные, транспортные суда, атомные и дизель-электрические ледоколы и суда различных ледовых классов. На верфи «Лотос» в Астрахани заложен первый за 60 лет круизный лайнер проекта PV300, 28 марта на верфи «Красное Сормово» состоится закладка второго. Корпорация производит шельфовую технику, ледостойкие платформы. В сотрудничестве с Росатомом идёт работа по созданию плавучей атомной теплоэлектростанции.
Вместе с объёмом производства и разработок растут и финансово-экономические показатели ОСК. По отношению к результатам 2007 года, когда корпорация начала формирование, выручка ОСК в 2016 году выросла почти в 7 раз: с 49 до 336 млрд рублей. На практике доказала свою эффективность программа лизинга судов. В ОСК утверждают, что предложение «судно плюс финансовый продукт» востребовано на рынке, а значит, использование бюджетных ассигнований в этой сфере принесёт гарантированный доход и государству, и корпорации.
Всё это подтверждает, что решение о консолидации активов в области кораблестроения, принятое руководством страны десять лет назад, было своевременным и верным. «Можно с опорой на факты говорить о том, что решения по изменению модели управления судостроительной отраслью, принятые президентом 10 лет назад, продемонстрировали свою эффективность», – говорится в приветствии главы СВР Сергея Нарышкина.
«Прошедшие годы показали, что у российского судостроения есть не только слабые стороны, но и большое будущее», – сказал Алексей Рахманов. Глава ОСК уверен, что корпорация способна быть «мощнее и лучше», причём все условия и ресурсы для этого у неё есть. «Надо лишь добиваться качества производимых кораблей и судов на уровне мировых стандартов и находиться в русле самых новых технологических, инженерных и управленческих тенденций», – считает президент ОСК.