Баллистическая ракета р-7, которая стала лидером космической гонки

Эксплуатация

С вооружения Р-7 сняли всего через несколько лет, в 1968 году. Для запуска «семёрок» требовался стационарный стартовый комплекс с обширной инфраструктурой.

Но всё это касалось только военной специфики. А «исследовательская» карьера «семёрки» продолжалась. Ещё в 1958 году начались работы над трёхступенчатой модификацией «Луна», запустившей на орбиту межпланетные станции. Её модернизированный вариант «Восток» вывел в космос не только спутники, но и первые в мире пилотируемые космические корабли.

Четырёхступенчатые ракеты «Молния», применявшиеся до 2010 года, впервые доставили спускаемые аппараты на Луну. Их трёхступенчатый вариант «Восход» позволил запускать корабли с экипажем из нескольких человек.

Но самой совершенной и массовой модификацией Р-7 стали ракеты «Союз», ставшие дальнейшим развитием «Восхода». Они используются до сих пор, более того – последняя версия «Союз-2» считается вполне современной по характеристикам. Большую роль, кстати, играет именно отработанность конструкции и отлаженное производство.

Модификации

Сама Р-7 и ее модификация Р-7А находились на вооружении РВСН недолгое время и в небольших количествах. Однако разработанная Сергеем Королевым 8К71 оказалась надежной и мощной ракетой, способной к многоэтапной модернизации, что позволило ей стать самым массовым в XX веке типом ракет-носителей. Всего существует более 20 модификаций Р-7, основные из которых:

  1. Р-7А (8К74) — модификация с увеличенной дальностью стрельбы, новой головной частью и системой радиоуправления;
  2. «Спутник» (8К71ПС) — вариант Р-7, в котором вместо боевого оснащения размещалась полезная нагрузка (искусственный спутник Земли);
  3. «Спутник-3» (8А91) — с увеличенной полезной нагрузкой, без системы радиоуправления;
  4. «Полет» (11А59) — легкий двухступенчатый носитель для вывода на орбиту маневрирующих спутников;
  5. «Луна» («Восток-Л», 8К72) — оснащена третьей ступенью, предназначена для запусков космических аппаратов к Луне;
  6. «Восток» («Восток-К», «Восток-2», «Восток-2М», 8К72К, 8А92, 8А92М) — с более мощными двигателями третьей ступени, именно эта ракета-носитель впервые вывела в космос пилотируемый корабль с человеком на борту;
  7. «Молния» и «Молния-М» (8К78 и 8К78М) — четырехступенчатая ракета-носитель легкого класса;
  8. «Восход» (11К57) — с новой третьей ступенью;
  9. «Союз» (11А511) и «Союз-2» (14А14)- глубокая модернизация Р-7, одно из самых многочисленных семейств советских и российских ракет-носителей, широко используемых в советской космонавтике вплоть до 2010-х годов.

Эксплуатация

С вооружения Р-7 сняли всего через несколько лет, в 1968 году. Для запуска «семерок» требовался стационарный стартовый комплекс с обширной инфраструктурой.

Ракета, готовая к старту, в боевой готовности долго пребывать не могла, а достигнутая точность была недостаточной.

Но все это касалось только военной специфики. А «исследовательская» карьера «семерки» продолжалась. Еще в 1958 году начались работы над трехступенчатой модификацией «Луна», запустившей на орбиту межпланетные станции. Ее модернизированный вариант «Восток» вывел в космос не только спутники, но и первые в мире пилотируемые космические корабли.

Но самой совершенной и массовой модификацией Р-7 стали ракеты «Союз», ставшие дальнейшим развитием «Восхода». Они используются до сих пор, более того – последняя версия «Союз-2» считается вполне современной по характеристикам. Большую роль, кстати, играет именно отработанность конструкции и отлаженное производство.

Запуски ракет: статистика

В целом с начала 20 века активность на космодромах мира существенно упала. Если сравнивать двух лидеров в этой отрасли – Россию и США, то последние каждый год производят намного меньше запусков, по сравнению с первой страной. В период с 2004 по 2010 год с космодрома Америки было запущено 102 ракеты, которые успешно справились с поставленными задачами. К тому же, было 5 неудачных запусков. В России успешно завершилось 166 стартов, а 8 закончились аварией.

Среди числа неудачных запусков аппаратов особо заметными являются аварии «Протон-М». С 2010 по 2014 год в результате таких неудач были потеряны не только амии ракеты-носители, но и несколько спутников и даже один иностранный аппарат. Конечно же, подобная ситуация с одной из самых мощных ракет-носителей не могла остаться без внимания: были уволены чиновники, а также причастные к возникновению таки неудач. Кроме того, начали создаваться проекты по совершенствованию космической индустрии России.

Сегодня, как и 50 лет назад, человек не менее заинтересован в освоении космоса. Современный этап отличается возможностью плодотворного международного сотрудничества, что эффективно реализуется в проекте МКС. Но многие моменты нуждаются в доработки, пересмотра или модернизации. Хочется верить, что с использованием новых технологий и знаний статистика запусков в будущем будет более радужной.  

История создания

Первая советская баллистическая ракета Р-1 поднялась в воздух еще в 1948 году. Дальность ее полета не превышала 300 км. Р-2, принятая на вооружение в 1951 году, уже могла достигать цели на дальностях до 600 км. Для того чтобы ядерный заряд попал вглубь вражеской территории, этого было все еще недостаточно, но работать по теме создания ракет с большой дальностью полета уже начали.

В 1955 году в Казахстане началось строительство полигона для испытаний МБР – позже он станет знаменитым космодромом Байконур.

В 1957 году на него стали прибывать из Москвы первые Р-7 (получившие тогда индекс 8К17). Первый пуск «изделия» оказался аварийным. Вообще из пяти первых запусков частично удачным оказался только один, что позволило ТАСС заявить о создании первой межконтинентальной ракеты (умолчав о том, что головная часть разрушилась в атмосфере).

Зато по-настоящему триумфальным стал первый же запуск «гражданского» носителя. В октябре 1957 года с помощью Р-7 вышел на орбиту первый в истории искусственный спутник. В 1958 году началась вторая фаза испытаний. Изменили головную часть — с целью избежать ее разрушения при возврате в атмосферу.

Аварийные пуски продолжались, но разрушения головной части наконец удалось избежать. Окончательно конструкция была доведена после третьей фазы испытаний, прошедшей в течение 1959 года. А в 1960 году ее приняли на вооружение. Для боевых запусков был построен космодром в Плесецке.

Современный этап

В настоящее время самым мощными являются ракеты-носители «Протон-М» отечественного производства, европейские «Ариан-5», американские «Дельта-IV Heavy». Запуск ракеты подобных типов позволяет вывести на орбиту (200 км в высоту) полезный груз массой до 25 тонн. Такие аппараты могут донести до геопромежуточной орбиты приблизительно 6-10 тонн и до геостационарной – 3-6 тонн.

Отдельного внимания заслуживают ракеты-носители «Протон», так как они отыгрывали немалую роль в освоении космоса. Их использовали для реализации разных пилотируемых программ, в т.ч. для отправки модулей орбитальной станции «Мир». С его помощью в космос были доставлены «Звезда» и «Заря», важнейшие блоки МКС. Невзирая на то, что не все полезные запуски подобных ракет были успешны, «Протон» и сейчас остается самым востребованным ракетным-носителем: каждый год осуществляется примерно 10-12 стартов.

Первое падение и последующие взлеты

Первое неудачное испытание Р-7 состоялось весной 1957 года. МБР набрала высоту, но спустя 1,5 минуты начала стремительно падать. Спустя еще несколько тестов конструкторам удалось устранить недоделки. Летом того же года Р-7 снова поднялась в воздух и преодолела более 6000 км – так СССР стал обладателем первой в мире МБР.

И этот полет «семерки» не прошел гладко, часть ракеты была разрушена вследствие термодинамических перегрузок. В 1958 году в строение Р-7 было внесено более 90 правок, усовершенствованная конструкция больше не имела технических неполадок. Теперь обновленная модель Р-7 позволяла уменьшить время ее подготовки к запуску, улучшить точность и увеличить дальность полета до 12 000 км.

Конструкция

Р-7 – жидкостная двухступенчатая моноблочная МБР. Выполнена по “пакетной” схеме – четыре боковых блока первой ступени расположены вокруг центрального блока второй ступени. Обе ступени запускались одновременно, максимальное время работы первой составляло 140 секунд, второй – 320 секунд.

Центральный блок имел обозначение “А”, боковые – “Б”, “В”, “Г” и “Д”.

В качестве горючего использован керосин Т-1, окислителя – жидкий кислород. Для привода турбонасосных агрегатов применялся газ, образующийся при каталитическом разложении перекиси водорода, а для наддува баков – сжатый азот.

Каждый из четырех блоков первой ступени оснащен маршевым двигателем РД-107 тягой 83 т (на земле). На второй ступени установлен двигатель РД-108 тягой 76 т.

Старт – газодинамический, с наземного стартового стола. Первоначальное наведение ракеты по азимуту осуществлялось с помощью поворотного круга пусковой установки.

Система управления – комбинированная: автономная инерциальная обеспечивала стабилизацию на активном участке полета; радиокомандная управляла коррекцией по направлению и дальности.

История создания

Первая советская баллистическая ракета Р-1 поднялась в воздух ещё в 1948 году. Дальность её полёта не превышала 300 км. Р-2, принятая на вооружение в 1951 году, уже могла достигать цели на дальностях до 600 км. Для того чтобы ядерный заряд попал вглубь вражеской территории, этого было всё ещё недостаточно, но работать по теме создания ракет с большой дальностью полёта уже начали.

А весной 1954 года вышло постановление Совета министров, предписывающее конструкторскому бюро Королёва создать межконтинентальную ракету Р-7. Показательно, что «семёрка» изначально имела двойное назначение – уже в постановлении оговаривалась возможность запуска с её помощью космических аппаратов.

В 1957 году на него стали прибывать из Москвы первые Р-7 (получившие тогда индекс 8К17). Первый пуск «изделия» оказался аварийным. Вообще из пяти первых запусков частично удачным оказался только один, что позволило ТАСС заявить о создании первой межконтинентальной ракеты (умолчав о том, что головная часть разрушилась в атмосфере).

Зато по-настоящему триумфальным стал первый же запуск «гражданского» носителя. В октябре 1957 года с помощью Р-7 вышел на орбиту первый в истории искусственный спутник. В 1958 году началась вторая фаза испытаний. Изменили головную часть – с целью избежать её разрушения при возврате в атмосферу.

Аварийные пуски продолжались, но разрушения головной части наконец удалось избежать. Окончательно конструкция была доведена после третьей фазы испытаний, прошедшей в течение 1959 года. А в 1960 году её приняли на вооружение. Для боевых запусков был построен космодром в Плесецке.

[править] На вооружении

Постановлением от 20 января 1960 года межконтинентальную баллистическую ракету Р-7 (8К71) приняли на вооружение Советской Армии.

Первое подразделение стратегических ракет начал функционировать 9 февраля 1958 на полигоне Плесецк у поселка Плесецк в Архангельской области РСФСР (ныне — Российская Федерация). Первое испытание ракеты состоялось 15 декабря 1959 года. Стартовую позицию закончили строить 1 января 1960 года. 16 июля состоялось два учебно-боевых пуска.

Строительство полигона было очень дорогим, преимущественно из-за сложности строительства в отдаленном регионе крупных стартовых комплексов. Проектная стоимость одного стартовой площадки составляла 5 % советского оборонного бюджета. Американцы столкнулись с похожими проблемами — первое поколение боевых ракет требовало значительных затрат.

Построено четыре стартовых комплекса для ракет Р-7.

12 сентября 1960 года на вооружение приняли МБР Р-7А, которая имела больше топлива во второй степени благодаря уменьшению количества электроники, уменьшило массу и увеличило дальность стрельбы на 500 км, новую головную часть и упрощенную систему радиоуправления.

После разведывательных полетов У-2 огромные стартовые комплексы перестали быть тайной для США и могли быть быстро уничтожены в случае ядерной войны. Перед стартом ракету доставляли с технической позиции железнодорожным транспортно-установочным лафетом и устанавливали на массивное пусковое устройство. Подготовка ракеты к запуску продолжалась почти 20 часов. Ракета не могла находиться заправленной более суток, поскольку имела криогенную систему. Ракеты не могли находиться в постоянной боевой готовности и были защищены от воздушной атаки. Р-7 разрабатывалась для запуска ранней тяжелой водородной бомбы, но после появления легких по массе бомб утратила свое значение.

К концу 1968 года обе ракеты сняли с вооружения.

История создания межконтинентальной ракеты V-2

В конце 20-х годов прошлого века молодой инженер Wernher von Braun купил экземпляр книги Hermann Oberth «Die Rakete zu den Planetenräumen» («Ракетка в межпланетном пространстве») ‒ рисунки 3 и 4. С 1930 года он учился в Техническом университете в Берлине, где помогал Oberth в испытаниях жидко-топливных реактивных двигателей. Von Braun работал над своей докторской степенью, когда нацистская партия получила власть в Германии. Капитан артиллерии, Walter Dornberger, организовал исследовательский грант отдела боеприпасов для von Braun, который с тех пор работал рядом с существующим твердотопливным ракетным испытательным полигоном Дорнбергер в Куммерсдорфе.

Рисунок 3. Первая страница книги Hermann Oberth «Die Rakete zu den Planetenräumen».

Диссертация von Braun: «Конструкторское, теоретическое и экспериментальное решение проблемы ракеты-носителя на жидком топливе» (от 16 апреля 1934 года), была отнесена для использования в германской армии, и не была разрешена для открытых публикаций до 1960 года. К концу 1934 года его группа успешно запустила две ракеты, достигшие высот 2,2 и 3,5 км.

В то время Германия очень интересовалась исследованиями американского физика Robert H. Goddard. До 1939 года немецкие инженеры и ученые иногда обращались непосредственно к Goddard по техническим вопросам. Von Braun использовал планы Goddard из разных журналов, при создании серии ракет Aggregat (A), названная по немецкому слову механизма или механической системы.

После успехов в Кумерсдорфе с первыми двумя ракетами серии Aggregate, Wernher von Braun и Walter Riedel начали думать о гораздо более крупной ракете летом 1936 года на основе создаваемого ими же двигателя с 25-и тонной тягой.

После того, как проект А-4 был отложен из-за неблагоприятного испытания аэродинамической стабильности А-3 в июле 1936 года, von Braun продолжил работу по доведению ракеты А-4 в 1937 году. И после «обширной серии испытательных пусков модели испытаний серии А-5», с использованием двигателя, переработанного из ранних серий A-3 Walter Thiel, техническая документация и конструкция ракет А-4 были заказаны в период 1938/39 годов. В течение 28 – 30 сентября 1939 года в Peenemünde состоялась встреча «День мудрости», посвященная финансированию университетских исследований для решения ракетных проблем.

Рисунок 4. Проект ракеты, которую предлагал Hermann Oberth, и которая была воплощена в металле Wernher von Braun.

К концу 1941 года Центр исследований армии в Peenemünde обладал технологиями, необходимыми для успешного запуска ракет А-4.

Четырьмя ключевыми технологиями ракет А-4 были:

  • ⦁ большие жидкотопливные реактивные двигатели;

  • ⦁ сверхзвуковая аэродинамика;

  • ⦁ гироскопическая система управления и механический компьютер;

  • ⦁ рули управления в газовой струе.

В начале сентября 1943 года von Braun пообещал Комиссии по дальнобойной бомбардировке, что развитие ракет А-4 будет «практически завершено или закончено», но даже к середине 1944 года полный список деталей ракет А-4 по-прежнему был недоступен. Hitler был достаточно впечатлен энтузиазмом своих разработчиков и нуждался в «чудодейственном оружии» для поддержания морального духа Германии, поэтому он санкционировал развертывание ракет в большом количестве. Ракеты V-2 собирались на подземном заводе Mittelwerk с привлечением заключенных из концентрационного лагеря Mittelbau-Dora.

Рекорд русской Р-7. История первой в мире ракеты межконтинентальной дальности

27 августа 1957 года сообщили об успешно проведенных испытаниях советской баллистической ракеты Р-7.

Стартовавшая 21 августа 1957 года в 15:25 на научно-исследовательском полигоне № 5 МО СССР ракета полностью выполнила намеченный план полета, головная часть достигла полигона на Камчатке.

Р-7 — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полета 8 тысяч километров. Это первая межконтинентальная баллистическая ракета в мире, прошедшая успешные испытания и доставившая боеголовку на межконтинентальную дальность.

Модификация Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 20 января 1960-го по конец 1968 года. В МО США и НАТО ракета получила обозначение SS-6 Sapwood. Главное ракетно-артиллерийское управление МО СССР использовало индекс 8К74.

На базе Р-7 создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внесших большой вклад в освоение космоса — на ракетах-носителях семейства Р-7 были запущены в космос многие ИСЗ начиная с самых первых и все советские и российские космонавты начиная с первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина.

Р-7 разработана ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королева. Главный проектировщик — Сергей Сергеевич Крюков. Она была спроектирована по «пакетной» схеме. Первая ступень состоит из четырех боковых блоков, каждый длиной 19 м и наибольшим диаметром 3 м. Они расположены симметрично вокруг центрального блока (вторая ступень) и соединены с ним верхним и нижним поясами силовых связей. Конструкция блоков одинакова. Блок состоит из опорного конуса, топливных баков, силового кольца, хвостового отсека и двигательной установки. На всех блоках стояли ЖРД РД-107 с насосной подачей компонентов топлива. Двигатель был выполнен по открытой схеме и состоял из шести камер сгорания. При этом две из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78 т у земли.

Вторая ступень (центральный блок) ракеты состояла из приборного отсека, баков для окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и четырех рулевых агрегатов. На ней устанавливался ЖРД РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но имевший большее число рулевых камер. Он развивал тягу 71 тонна у земли, включался одновременно с двигателями первой ступени (еще на старте) и работал, соответственно, дольше, чем ЖРД первой ступени.

Запуск всех двигателей обеих ступеней на старте осуществлялся, потому что в то время у разработчиков ракеты не было уверенности в возможности надежного зажигания двигателей второй ступени на большой высоте. С аналогичной проблемой столкнулись американские ракетостроители, создавая в это же время МБР «Атлас».

Модификации

Сама Р-7 и ее модификация Р-7А находились на вооружении РВСН недолгое время и в небольших количествах. Однако разработанная Сергеем Королевым 8К71 оказалась надежной и мощной ракетой, способной к многоэтапной модернизации, что позволило ей стать самым массовым в XX веке типом ракет-носителей. Всего существует более 20 модификаций Р-7, основные из которых:

  1. Р-7А (8К74) — модификация с увеличенной дальностью стрельбы, новой головной частью и системой радиоуправления;
  2. «Спутник» (8К71ПС) — вариант Р-7, в котором вместо боевого оснащения размещалась полезная нагрузка (искусственный спутник Земли);
  3. «Спутник-3» (8А91) — с увеличенной полезной нагрузкой, без системы радиоуправления;
  4. «Полет» (11А59) — легкий двухступенчатый носитель для вывода на орбиту маневрирующих спутников;
  5. «Луна» («Восток-Л», 8К72) — оснащена третьей ступенью, предназначена для запусков космических аппаратов к Луне;
  6. «Восток» («Восток-К», «Восток-2», «Восток-2М», 8К72К, 8А92, 8А92М) — с более мощными двигателями третьей ступени, именно эта ракета-носитель впервые вывела в космос пилотируемый корабль с человеком на борту;
  7. «Молния» и «Молния-М» (8К78 и 8К78М) — четырехступенчатая ракета-носитель легкого класса;
  8. «Восход» (11К57) — с новой третьей ступенью;
  9. «Союз» (11А511) и «Союз-2» (14А14)- глубокая модернизация Р-7, одно из самых многочисленных семейств советских и российских ракет-носителей, широко используемых в советской космонавтике вплоть до 2010-х годов.

Проект ракеты Р-7 на грани закрытия

Итак, не к первому мая, ни даже к 15 мая 1957 года желаемый результат не был получен. Ракета взлетела… но успешным этот запуск можно было считать с большой натяжкой.

В МИК начали подготовку к пуску следующей ракеты (№ 6Л). Предполагалось, что ее вывезут на старт до конца месяца, а 9 июня попробуют пустить. Уже шли предстартовые проверки, когда обнаружились неполадки в бортовом оборудовании. Королёв нервничал. В такие минуты он был непредсказуем, от глубокой сосредоточенности вдруг резко переходил к суровой требовательности. Случалось, срывался на крик, но быстро отходил.

Ракету сняли со стартового стола, предварительно слив топливо. Операция эта достаточно муторная. Недаром на Байконуре родилась песня: «Эх, только б улетела, не дай нам Бог сливать»…

Пуск состоялся 12 июня 1957 г. И тоже – неудача, очередной прототип ракеты Р-7 разрушился на активном участке траектории. На заседании Госкомиссии неожиданно для всех маршал М.И. Неделин предложил снять «семерку» с испытаний: «Военным такое сырое изделие не нужно». Вот тут Королева прорвало. Он доказывал, что имеет право на большее число пусков, что «8К71» по своим показателям в 5-8 раз превышает все, что было достигнуто в ракетной технике, ее дальность и скорость фантастичны, и вообще все в ней характеризуется словами «впервые в мире». Королева поддержали Пилюгин и Руднев.

21 августа 1957 года еще одно испытание. «Семерка» ушла со стартового комплекса, устойчиво отработала на всех этапах полета. Наконец-то это был успех!

Пятый пуск был произведен 7 сентября 1957 г. и тоже прошел успешно. Ракета была отлажена и из “сырого” изделия превратилась в одну из самых надежных конструкций.

Далеко не полный список ракет-носителей созданных на базе Р-7: Восток, Восход, Союз

Характеристики

Начнем с более общих характеристик видеокарт AMD Radeon R7 200. Все они выполнены по технологическому процессу, определяющему размер кристалла 28 нм. Значение не слишком высокое, по сравнению с другими видеокартами могло быть лучше. В противном случае это привело бы к перегреву карты, однако два встроенных кулера сводят на нет этот конструктивный недостаток в серии AMD Radeon R7 200. Фото в статье наглядно это демонстрируют. Единственный недостаток – нужно чаще чистить систему охлаждения.

AMD Radeon R7 200 series, особенности которой мы рассматриваем, подключается по интерфейсу PCI-E x16 версии 3.0. Достаточно стандартный, но намного лучше, чем AGP

При покупке просто обратите внимание на этот нюанс

Р-7 в качестве боевой баллистической ракеты

Интересно, что изначально создаваемая как “боевая”, ракета Р-7 была принята на вооружение в СССР в качестве носителя ядерной боеголовки, намного позже, чем в сугубо “мирном” качестве поработав ракетой-носителем для первых советских космических аппаратов.

В результате длительных доработок стартового комплекса и его высокой стоимости, официальное принятие ракеты на вооружение сильно затянулось.

Только 15 декабря 1959 года первая боевая стартовая станция заступила на боевое дежурство, через два дня постановлением Правительства СССР был создан новый вид вооружённых сил (войск) — Ракетные войска стратегического назначения.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 192—20 от 20 января 1960 года МБР Р-7 была принята на вооружение. 16 июля 1960 года впервые в Вооружённых Силах было проведено два учебно-боевых пуска ракеты серийного производства со стартовой позиции. Перед стартом ракету доставляли с технической позиции на железнодорожном транспортно-установочном лафете и устанавливали на массивное пусковое устройство. Весь процесс предстартовой подготовки длился более двух часов.

Ракетный комплекс получился громоздким, уязвимым, очень дорогим и сложным в эксплуатации. К тому же в заправленном состоянии ракета могла находиться не более 30 суток. Для создания и пополнения необходимого запаса кислорода для развёрнутых ракет нужен был целый завод. Комплекс имел низкую боевую готовность. Недостаточной была и точность стрельбы. Ракета данного типа не годилась для массового развёртывания. Всего было построено четыре стартовых сооружения.

12 сентября 1960 года на вооружение была принята МБР Р-7А. Она имела несколько большую по размерам вторую ступень, что позволило увеличить на 500 км дальность стрельбы, новую головную часть и упрощённую систему радиоуправления. Но добиться заметного улучшения боевых и эксплуатационных характеристик не удалось. Очень быстро стало ясно, что Р-7 и её модификация не могут быть поставлены на боевое дежурство в массовом количестве.

К моменту возникновения Карибского кризиса РВСН располагали всего несколькими десятками ракет Р-7 и Р-7А и лишь пятью готовыми пусковыми площадками; к концу 1968 года обе эти ракеты сняли с вооружения.

В основе материала компиляция из открытых источников сети интернет, статья Михаила РЕБРОВА, в газете “Красная Звезда” от 25 мая 1997 года.

Запуски ракет: статистика

В целом с начала 20 века активность на космодромах мира существенно упала. Если сравнивать двух лидеров в этой отрасли – Россию и США, то последние каждый год производят намного меньше запусков, по сравнению с первой страной. В период с 2004 по 2010 год с космодрома Америки было запущено 102 ракеты, которые успешно справились с поставленными задачами. К тому же, было 5 неудачных запусков. В России успешно завершилось 166 стартов, а 8 закончились аварией.

Среди числа неудачных запусков аппаратов особо заметными являются аварии «Протон-М». С 2010 по 2014 год в результате таких неудач были потеряны не только амии ракеты-носители, но и несколько спутников и даже один иностранный аппарат. Конечно же, подобная ситуация с одной из самых мощных ракет-носителей не могла остаться без внимания: были уволены чиновники, а также причастные к возникновению таки неудач. Кроме того, начали создаваться проекты по совершенствованию космической индустрии России.

Сегодня, как и 50 лет назад, человек не менее заинтересован в освоении космоса. Современный этап отличается возможностью плодотворного международного сотрудничества, что эффективно реализуется в проекте МКС. Но многие моменты нуждаются в доработки, пересмотра или модернизации. Хочется верить, что с использованием новых технологий и знаний статистика запусков в будущем будет более радужной.

Парадоксы немецкого наследия

Американская и советская ракетно-космическая техника многое позаимствовали из немецких трофеев, доставшихся после окончания Второй мировой войны. И, если американцам достался главный конструктор «Фау-2» Вернер фон Браун с большей частью своей команды, то «улов» СССР был скромнее — запасные части ракет и конструкторы второго эшелона вроде Гельмута Греттрупа. Тем не менее, иногда проскакивают обвинения в том, что, якобы, советские конструкторы не разрабатывали ракеты самостоятельно, а воровали идеи немецких конструкторов. При желании в интернете можно найти даже рисунки якобы проекта Греттрупа, подозрительно похожего на Р-7.

Любой, хоть сколько-нибудь интересовавшийся историей космической техники, знает, что даже формально копия «Фау-2», советская Р-1, уже отличалась от нее тем, что была модифицирована под производство в СССР, и использовала другие материалы. А уже начиная с Р-2 советские конструкторы отодвинули немцев и стали идти своей дорогой. Греттрупа отпустили из СССР еще в 1953 году, до начала разработки Р-7, продержав до этого несколько лет в информационной изоляции, а Г-5 был проектом крылатой, а не баллистической ракеты. Так что обвинения в плагиате полностью безосновательны. Но, в то же время, я знаю в «семерке» две вещи, которые до сих пор несут немецкий след.

Первая — это стартовый ключ, поворотом которого дается последняя ручная команда на пуск ракеты. Конструкторы, создавая пульты стартовых систем Р-7 хотели поставить более современно выглядящий выключатель, но военные, привыкшие к команде «ключ на старт» попросили оставить механический ключ.

Ключ на старт в Музее космонавтики, фото из ЖЖ yellow-reporter

Вторая — идея привода турбонасосного агрегата от каталитического разложения перекиси водорода. В присутствие катализатора концентрированная перекись превращалась в горячий водяной пар, и высвободившаяся энергия вращала турбины, подающие в двигатель компоненты топлива. Концепция использовалась и на «Фау-2», и на советских Р-1, Р-2, Р-5, до сих пор жива на семействе Р-7, и только на последующих ракетах от нее отказались. В 1950-х это был простой, компактный и надежный, пусть и не самый эффективный вариант, а сейчас это смотрится анахронизмом. В более современных ракетах стоят газогенераторы в виде небольших камер сгорания, которые используют те же компоненты и из тех же баков, что и основной двигатель. Но модернизировать двигатели и менять конструкцию уже поздно, надежность двигателя за сотни пусков наработана буквально космическая, так что газогенератор с перекисью будет летать на «семерке» до конца ее эксплуатации.

Дополнительно

Конечно, очень важны технические характеристики серии AMD Radeon R7 200. Технологии, которые поддерживает современная видеокарта, определяют ее функциональность и полезность для пользователя.

Видеокарты рассматриваемой серии чувствуют себя уверенно при работе с Direct X 12.0 и Open CL 1.2. Они также отлично работают с Open GL 4.3. И технология CrossFire уже давно перестала удивлять и прекрасно поддерживается этими картами. В чем же тогда различия?

  1. Первое препятствие – AMD TrueAudio. Эта технология была создана для поддержания лучшего качества звука. Но не во всех играх он используется, равно как и не все оборудование может его поддерживать. Из всех представленных карт только 260 и 260x поддерживают эту технологию.
  2. Также проблемой может быть декодер VCE, отвечающий за HD-видео. Поддерживается только на картах 250x и выше.

Вычислительный процесс

Учитывая имеющиеся у покупателя общие данные о ценнике в магазине, переходим к более точным цифрам. Характеристики серии AMD Radeon R7 200 позволят с уверенностью сказать, какая из этих видеокарт лучше остальных.

Начнем с количества универсальных процессоров. Они используются для расчета цвета и формы объектов, отображаемых на экране. Как вы понимаете, от этого параметра сильно зависит производительность карты в целом. И здесь можно с уверенностью сказать, что модель 240 сильно отстает от своих серийных собратьев.

  • AMD Radeon R7 240 имеет всего 5 вычислительных блоков, то есть 320 процессоров.
  • AMD Radeon R7 250 содержит 8 блоков, а 250x – уже 14.
  • AMD Radeon R7 260 имеет 12 блоков, 260x – 14, но модель 265 содержит до 16 вычислительных устройств. Здесь даже объяснения не нужны.

Конструкция

Баллистическая ракета Р-7 была двухступенчатой. Характерный и узнаваемый силуэт ей придала «пакетная» компоновка – двигатели первой ступени размещали в сбрасываемых блоках, размещённых вокруг центрального корпуса. При старте двигатели обеих ступеней запускали одновременно.

Вторая ступень оснащалась двигателем РД-108. Отличался он количеством рулевых камер (на РД-107 их было по две, у РД-108 — четыре). Кстати, по первоначальному проекту «семёрка» должна была управляться через газовые рули. Топливом служил керосин, окислителем был жидкий кислород.

Основная система управления «семёрки» – инерциальная. Корректирование траектории полёта Р-7 производилось по радиокомандам, которые передавали ей с пунктов управления, расположенных на земле. В качестве боевой части на Р-7 использовался термоядерный заряд мощностью в 2.9 мегатонны.

В качестве заключения

В фильме «Укрощение огня» ‒ советский художественный фильм 1972 года, посвященный создателям «советской ракетной техники», присутствуют слова С. Королева:

«… Мне у немцев учиться нечему. Я учился у Циолковского …».

Проблема «величайшего космического теоретика» Константина Циолковского заключается в том, что его знаменитая формула – не учитывающая реалий полета ракеты – уже находилась в учебниках Кембриджского университета, еще за год до того момента, когда родился Костя Циолковский.

После просмотра записи высадки первой американской экспедиции на Луну, которую показывали только верхушке советских ракетчиков, кто-то из главных конструкторов с досадой произнес: «Это все Черток виноват. В 1945 году он задумал украсть у американцев фон Брауна и с задачей не справился».

На эти слова Б.Черток резко ответил: «И очень хорошо, что эта авантюра мне не удалась. Просидел бы у нас фон Браун без толку на острове, потом отправили бы его в ГДР. Там, как бывшего нациста, никуда бы не допустили. А так с помощью американцев он осуществил не только свою, но и мечту всего человечества».

Ракета V-2 в историческом информационно-техническом музее Peenemünde, Германия.

Маленькое дополнение к портрету конструктора Wernher von Braun. При обсуждении научной общественностью США различных схем полета на Луну именно von Braun, имея собственную идею, поддержал предложение инженера из другой компании – Jack Haubolt. Интересно отметить, что предложение Haubolt  базировалось на идеях Ю. Кондратюка и Г. Оберта, выдвинутых ими независимо друг от друга еще в двадцатые годы. Инженер Haubolt стал известен на весь мир. Аналогичных примеров в ракетной промышленности СССР – привести никто не сможет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector