Основные функции прокуратуры рф
Содержание:
- Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел
- Сайты и интернет — страницы организаций
- Структура
- Признаки прокуратуры
- Структура прокуратуры РФ
- Основные сведения
- Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- История создания
- Функции прокуратуры
- Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры
- Общие полномочия
- Кого берут в прокуратуру?
- Прокуратура в системе органов государственной власти
- Похожие термины:
- Полномочия прокуроров
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел
Прокурор – обязательный участник в ряде следующих отдельных судопроизводств:
1) По ст. 273 ГПК – при усыновлении; 2) По ст. 278 ГПК – о признании пропавшим без вести или об объявлении о смерти; 3) По ст. 284 – о лишении дееспособности или об установлении ограничений на дееспособность лица или прав несовершеннолетних в части их доходов; 4) По статье 304 – о психиатрическом обследовании или помещения в специализированный стационар лица против его воли. Прокурор имеет полномочия сам решать, участвовать ли ему в каком-либо гражданском делопроизводстве или нет, если это не оговорено особо в федеральных законах РФ.
После подачи исковых требований прокурор обязан быть непосредственным участником в этом судебном разбирательстве. Благодаря этому он получает возможность подробно объяснить законность и причины подачи того или иного требования и контролировать исполнение различных нормативно правовых актов, касающихся хода текущего судебного процесса, на предмет законности. Лицо, в интересах которого он действует, всегда проходит истцом в гражданском судопроизводстве, о чем предварительно оно уведомляется, даже тогда, когда делопроизводство возбуждено прокурором без участия этого лица.
Прокурор всегда обязан подавать иски, составленные согласно нормативно-правовым требованиям, прописанным в ст. 131 ГПК РФ, то есть оформленные письменно, имеющие все необходимые пункты и т. д. После подачи искового заявления, он становится обладателем всех прав и обязанностей истца. Как следствие, он получает полномочия: изучать подробности дела, заявлять отводы и ходатайства, приводить доказательства и быть участником их исследований, обжаловать решения суда и выносить собственные решения по различным вопросам, появляющимся в делопроизводстве.
Но он неправомочен заключать мировую и не платит судебные издержки, в чем проявляется его выделяющееся в сравнении с остальными лицами-участниками гражданского судопроизводства положение. Если он отказался от заявленных им требований, то за заинтересованным лицом все равно остается право на продолжение разбирательства по его ходатайству по положениям ч. 2 ст. 45 ГПК РФ. При отказе этого лица от иска судья вправе завершить делопроизводство, когда это разрешено законодательством и не нарушаются ничьи права и интересы. Допустимо это благодаря закрепленному в законах положению, что прокурор имеет только процессуальный интерес.
Прокурор всегда обладает независимостью по отношению к заинтересованному лицу при рассмотрении предъявленных им требований судом, его роль заключается лишь в обеспечении законности хода судебного процесса. Если прокурор не являлся субъектом разбирательстве по делу в первой инстанции, то он не допускается к рассмотрению данного дела во второй и последующих инстанциях, то есть подавать апелляции.
Однако личное его отсутствие при делопроизводстве в первой инстанции не лишает его права подавать апелляционные представления. При обстоятельствах, обозначенных в ч. 3 ст. 45 ГПК, обязывающих прокурора принять участие в делопроизводстве, он получает себе полномочия подавать представления на апелляцию, даже если он не привлекался судьей первой инстанции к делопроизводству. Если прокурор был причастен к делопроизводству в первой инстанции, то только Генпрокурор РФ и его заместители располагают правом обратиться в Президиум ВС РФ с целью пересмотра постановлений суда в порядке надзора. Ст. 394 ГПК РФ наделяет прокурора полномочиями заявлять ходатайства о пересмотре вынесенных судом решений, когда открываются новые обстоятельства, относящиеся к процессу.
Сайты и интернет — страницы организаций
-
Президент России
-
Государственная дума Федерального Собрания РФ
-
Портал государственных услуг
-
Национальный антитеррористический комитет
-
Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе
-
Правительство Российской Федерации
-
Председатель Правительства Российской Федерации
-
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
-
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
-
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
-
Министерство финансов Свердловской области
-
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
-
Министерство промышленности и науки Свердловской области
-
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
-
Министерство социальной политики Свердловской области
-
Уполномоченные по правам предпринимателей РФ
-
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
-
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
-
Счетная палата Свердловской области
-
Избирательная комиссия Свердловской области
-
Серов
-
Кушва
-
Арамиль
-
Артемовский
-
Асбест
Структура
В Федеральном Законе (статья 11) она представлена следующим образом:
- На вершине стоит генеральная прокуратура России.
- После идет прокуратура субъектов.
- Образовательные и научные учреждения.
- Юридические лица, которые относятся к редакции печатных изданий.
- Ключевым завершением является прокуратура района и города.
Кроме того, в структуру прокуратуры России входит Следственный комитет при прокуратуре. Но он образует собственную систему органов. Стоит отметить тот факт, что несколько лет назад СК Российской Федерации был отдельной структурой. Однако проведенная реформа позволила объединить две организации, что не только упростило, но и улучшило правоохранительные органы.
Признаки прокуратуры
В мировой практике прокурорский орган имеет ряд общих признаков:
- легитимность, т.е. устройство прокуратуры, ее организация и компетенция определяются в соответствии с конституцией и действующим законодательством;
- наличие государственно-властной компетенции, которая закреплена федеральным законодательством и реализуется посредством системы полномочий ее должностных лиц;
- территориальный масштаб деятельности. Иными словами, деятельность прокуратуры распространена на всей территории страны независимо от конституционно-правовых особенностей статуса субъектов Федерации;
- централизованная система органов, которая включает в себя Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные органы, также научные, научно-исследовательские, консультативные, образовательные, издательские и иные учреждения;
- строгая определенность видов и форм деятельности прокуратуры действующим законодательством;
- институциональная и функциональная независимость, обеспеченная отдельным предметом ведения, особым порядком назначения на должность и освобождения от должности прокурорских работников, принудительным порядком реализации прокурорских полномочий.
Наряду с вышеобозначенными признаками отечественная прокуратура имеет ряд специфичных черт, а именно:
- надзорный орган. Статья 1 “Закона о прокуратуре” называет основным направлением ее деятельности надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории России законов;
- правоохранительный орган. Прокуратура является одним из органов государства, специально предназначенных для осуществления правоохранительной функции присущими ей методами;
- орган надзора центральной власти за деятельностью местных и региональных органов публичной власти.
Основное значение прокуратуры в Российской Федерации состоит в обеспечении единого законодательного пространства федеративного государства путем использования надзорных и правоохранительных методов, а также возможности участия в качестве представителя государства в возникающих правовых спорах.
Структура прокуратуры РФ
Система прокуратуры РФ представлена тремя звеньями.
Высшее звено прокуратуры представлено Генеральной прокуратурой, которую возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.
Прокуратуры субъектов Федерации составляют среднее звено российской прокуратуры. Их возглавляют прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором с согласия государственной власти субъектов РФ.
Третье звено включает прокуратуры районов, городов и приравненных к ним иных территориальных прокуратур. Прокуроры данного звена назначаются Генеральным прокурором РФ, а их заместители, старшие помощники и помощники – прокурорами субъектов РФ.
Основные сведения
Таблица 1. Справочная информация по ведомству
Наименование | Основная задача | Глава | Кому подчиняется | Сайт |
Генеральная прокуратура Российской Федерации | Надзор за соблюдением Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов | Генеральный прокурор Российской Федерации | Независима от органов государственной власти и прочих ведомств | https://genproc.gov.ru |
Централизованную структуру возглавляет Генеральный прокурор. Всякий нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему. В систему входят прокуратуры регионов (субъектов Федерации) и муниципальных образований с подразделением на более мелкие территориальные органы (например, относящиеся к району города). В своей работе они опираются на Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти. Одной из особенностей её статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение в Российской Федерации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства
Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации отличается тем, что в основном нормативном правовом акте нашей страны есть нормы, специально посвященные его регулированию — статья 129, которая находится в главе 7 — «Судебная власть и прокуратура».
В 2020 году в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, которые, в частности, затронули статью 129 (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2021 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»).
Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров.
В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом от 17 .О 1.1992 № 2201 — 1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
История создания
Создание прокуратуры в России связывают с Указом Петра I от 1722 года. Именно тогда при Сенате были введены должности Генерал-прокурора и Обер-прокурора. С 1802 года новая структура вошла в состав Министерства юстиции.
Рис.3. Петр I
В 1864 году было положено начало основополагающему принципу независимости — обвинительная власть была отделена от судебной.
В эпоху революции 1917 г. действовавшая прежде система была упразднена, и функции уголовного преследования были переданы следственным комиссиям и трибуналам. В 1922 году ВЦИК принял «Положение о прокурорском надзоре». Согласно этому акту в состав Народного комиссариата юстиции вошла Государственная Прокуратура.
В 1936 году прокуратура стала самостоятельной системой вне органов юстиции.
В дальнейшем ее деятельность регламентировалась Конституцией СССР и принимаемыми законами.
В 1992 году после распада СССР был принят Федеральный закон № 2202-1, действующий с изменениями и дополнениями и сейчас. Историю становления прокурорского надзора в России подробно освещает историко-документальная лента «На страже закона».
Функции прокуратуры
К основным функциям прокуратуры относятся следующие.
Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Федерации. В рамках данной функции выделяют ряд направлений:
- уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступления;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел Конституционным Судом РФ, конституционными и уставными судами субъектов РФ, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями, федеральными арбитражными судами;
- опротестование прокурорами противоречащих закону решений, приговоров, определений, постановлений судов;
- участие прокуроров в правотворческой деятельности;
- международное сотрудничество Генеральных прокуратуры и нижестоящих прокуратур в соответствующими органами иностранных государств и международными организациями;
- участие прокуроров в заседаниях законодательных и исполнительных органов государственной власти государства и его субъектов, органов местного самоуправления;
- рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры жалоб, заявлений и иных обращений;
- проведение прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц;
- обращение Генерального прокурора РФ в Конституционный суд по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан;
- обращение Генерального прокурора РФ в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и делам иной направленности;
- разработка Генеральной прокуратурой РФ систем и методик учета статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре.
Прокурорский надзор за законностью в деятельности поднадзорных объектов.
Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры
Определив, что деятельность прокуратуры является самостоятельным направлением реализации государственной власти, необходимо установить ее цель.
Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами. Эти задачи можно сгруппировать в три блока.
1. Задачи по обеспечению единства правового пространства в государстве:
- достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;
- обеспечение соответствия издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству;
- гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.
2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:
- обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью;
- обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.
3. Организационные задачи:
- обеспечение оперативного поступления информации об имеющих место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;
- установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспечения эффективности уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;
- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;
- подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры РФ; организация работы по повышению их квалификации с привлечением для этого как ученых, так и опытных практических работников прокуратуры.
Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:
- обеспечение общего надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов;
- осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- участие в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
- рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан;
- участие прокуратуры в правотворческой деятельности;
- участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- организация издания специальной литературы;
- обеспечение прямых связей в пределах предоставленной компетенции с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничества с ними, заключения соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров РФ;
- осуществление деятельности по подготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных кадров.
Общие полномочия
Права и обязанности прокурора прописаны в Законе Российской Федерации «О прокуратуре». Некоторые из них представлены ниже:
- Предъявив служебное удостоверение, прокурор получает доступ к любым помещениям и право свободно перемещаться по всей территории поднадзорного объекта.
- Уполномочен проверять исполнение законов (при поступлении в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения).
- Имеет абсолютный доступ к документам и материалам, а также вправе требовать от руководителя и другого должностного лица поднадзорного объекта представить все необходимые документы.
- Может вызывать должностное лицо и граждан для объяснений по поводу нарушения закона, если таковое имеется.
- Имеет право проводить прокурорскую проверку и ревизию.
Основные права и обязанности прокурора предоставляют возможность совершать действия:
- выносить протесты, не противоречащие закону;
- записывать представления об устранении нарушений;
- обращаться в суд с требованиями официально признать то, что правовой акт является недействительным (так как отменить его имеет право только суд);
- выносить письменное постановление о возбуждении уголовного дела (а также гражданского, арбитражного и так далее);
- письменно требовать привлечения виновного лица к ответственности.
Прокурорская деятельность делится на представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственную деятельность. Прокурор вправе выбрать направление и заниматься продвижением дела. Но стоит учесть тот факт, что деятельность прокурора в качестве обвинителя подразумевает не только принятие обвинительных доказательств от следователя, но еще и передачу дела в суд. После чего ему будет необходимо доказывать вину подсудимого на протяжении всего процесса. Обязанность прокурора заключается в том, что он должен грамотно излагать суть своего обвинения. Именно уверенная позиция в суде и достойный отпор доказательствам со стороны защиты дает шансы на вынесение обвинительного приговора.
Если решение судьи не устраивает прокурора, то у него есть полное право подать апелляцию на пересмотр дела в вышестоящем суде. Таким правом наделена не только сторона обвинения, но и защита (ответчик или адвокат). Специалисты надзорно-следственного органа обязаны рассматривать жалобы на нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации. Любое дело или рассмотрение начинается с письменного заявления.
Если нарушение имеет место, то прокурор обязан немедленно отреагировать на заявление. Именно это и является общей характеристикой прав и обязанностей прокурора. Причем на рассмотрение письменного заявления с фактами, доказывающими вину, — оно обязательно должно быть на столе у прокурора — дается определенное время.
Кого берут в прокуратуру?
Если молодой человек заинтересован в такой работе, ему следует поступить на юридический факультет вуза. В прокуратуру берут только людей с высшим образованием. Учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию. Ограничения для работников прокуратуры очень серьезные. Кроме образования, необходимо иметь хорошую репутацию и опыт работы. Судимых не назначат на должность в такой структуре.
Необходимо иметь российское гражданство и быть дееспособным гражданином. Если суд запретил человеку занимать государственную должность, то двери прокуратуры перед ним закроются. Также существуют ограничения по здоровью и возрасту. Люди, принятые на должность, обязаны открыть все сведения о себе. Отказ означает моментальное увольнение. Государство возложило на этих людей очень серьезные обязанности. В итоге от их честности зависит атмосфера в обществе. А от нее, в свою очередь, устойчивость государства. Потому проверку работники прокуратуры проходят серьезную.
Прокуратура в системе органов государственной власти
Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.
Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.
В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.
Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.
Во-вторъх, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.
В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.
В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т. е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.
С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его на должность и отстранении от должности. Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.
С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.
Во-первых, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.
Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.
Сказанное позволяет нам с необходимостью сделать следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры – это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий.
Похожие термины:
-
1. Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а такж
-
высшее должностное лицо Прокуратуры РФ. Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов. Г.п. РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерал
-
одна из высших гос. должностей пер. абсолютизма. Наблюдал за законностью деятельности госаппарата, возглавлял Сенат. С 1802 г. одновременно министр юстиции.
-
высшее должностное лицо Прокуратуры РФ. Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов РФ. Назначается на должность и освобождается от должности Советом федерации по представ
-
участвует в тех случаях, когда, по его мнению, этого требует охрана интересов государства и трудящихся. ГПК предусматривает различные формы участия П. в гражданском процессе. Согласно ст. 2 ГПК прок
-
в Российской империи: а) сановник, светское лицо, возглавлявшее Синод; б) начальник департамента Сената.
-
должностное лицо, осуществлявшее высший надзор за исполнением законов. Эта должность была учреждена в 1933 г. (до этого – Прокурор Верховного Суда СССР). С марта 1946 г. должность стала называться Гене
-
в XVIII-XIX вв.- должностное лицо в системе местного государственного управления, член губернского правления, задача которого заключалась в контроле за законностью действий местной администрации.
-
это специальный документ прокурорского реагирования, который подготавливается прокурором при обнаружении в подзаконных нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и направляется в го
-
в гражданском процессе Ч. п. п. – процессуальное действие, выраженное в особом процессуальном документе, при помощи которого прокурор возбуждает перед вышестоящим судом вопрос о необходимости от
-
Специфика деятельности П. в гражданском процессе определяется предметом его деятельности, ее направленностью. П. может выступать или как предъявитель иска (обращаться в суд за защитой прав и инте
-
см. Прокурорский надзор.
-
(устар.). – «Общий предок» адвокатов и прокуроров в России. Должность введена Указом от 12 января 1722 года.
-
Государственный обвинитель, призванный выявить разнообразные фактические обстоятельства, события, содержащего признаки правонарушения; установить и доказать состав правонарушения материально
-
в уголовном процессе РФ документ, который орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, составляют и вносят в соответствующий госу
-
обращение прокурора в суд
это специальный официальный письменный документ прокурорского реагирования по результатам антикоррупционной экспертизы, который подготавливается прокурором и направляется в суд для принятия
-
акт прокурорского надзора; прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное П. п. о возбуждении уголовного дела или производства об административном право
-
акт прокурорского реагирования на возможное нарушение закона. Оформляется подписываемым прокурором или его заместителем специальным документом в целях предупреждения правонарушений или при на
-
акт реагирования (как форма документа) прокурора. См. Апелляционное представление, Кассационное представление, Надзорное представление, Прокурор. 174
-
Психограмма –составная часть профессиограммы, в которой сформулирована система требований, предъявляемых профессией прокурора к психическим свойствам и качествам человека, заниающегося этой п
Полномочия прокуроров
Полномочия прокурора закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».
Прокурор имеет право:
- При предъявлении служебного удостоверения иметь доступ в служебные помещения, запрашивать документы и материалы, если это связано с проверкой исполнения законодательства России.
- Требовать предоставления нужных документов и их копий, требовать участия специалиста в проверке.
- Вызывать представителей юридических лиц и граждан для дачи объяснений.
- Приносить протесты на незаконные правовые акты, обращаться в суд с заявлением о признании таких актов недействительными.
- Вносить представления об устранении нарушений закона.