Сталинские «ласточки»: как руководство ссср познакомилось с танком т-34
Содержание:
Память
Почтовая марка к 100-летию со дня рождения Кошкина
- Памятники
- В Харькове, недалеко от проходной Завода имени Малышева, в мае 1985 года Михаилу Ильичу Кошкину был торжественно открыт памятник. Также в Харькове в честь Михаила Ильича названа улица.
- Памятник танку «Т-34», а фактически М. И. Кошкину, установлен на трассе М-8 рядом с указателем поворота на родное село Кошкина Брынчаги в Ярославской области. В Переславль-Залесский в Ярославской области, названа улица в его честь.
- Памятник М. И. Кошкину установлен в центре его родной деревни Брынчаги Ярославской области (дом в котором он родился и жил, сгорел во время большого пожара в 1938 году).
- В Кирове (Вятке) на доме, где жил М. И. Кошкин (ул. Спасская, 31), установлена мемориальная доска.
- Мемориальная доска установлена в Главном здании СПбПУ, где учился Михаил Ильич.
- Мемориальная доска установлена на здании, где жил Михаил Ильич (г. Харьков, ул. Пушкинская, 54/2).
Книги
- Вишняков В. А. Конструкторы. 1989.
- Брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания (к 110-летию со дня рождения)», 2009 г.
Фильмы
- «Главный конструктор», реж. В. Семаков, в роли Кошкина Борис Невзоров.
- «Танки», реж. К. Дружинин, в роли Кошкина Андрей Мерзликин.
В филателии
В 1998 году к 100-летию со дня рождения М. И. Кошкина была выпущена российская почтовая марка с его портретом. На рисунке справа — установленный на постамент танк Т-34. На марке напечатан текст: «М. И. Кошкин. 1898—1940». Номинал марки — 1 рубль. Рисунок был выполнен Л. Зайцевым.
В нумизматике 2 декабря 2019 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвящённую М. И. Кошкину и танку Т-34 (в серии «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)»).
Война и танки
М. И. Кошкин скончался за девять месяцев до начала войны, ему так и не довелось засвидетельствовать триумф своей самой совершенной разработки.
К моменту начала войны Советский Союз располагал 1225 единицами Т-34. Танк хоть и находился в среднем классе, но был оснащен превосходной броней и мощным орудием, что позволяло ему вступать в противостояние с машинами тяжелого класса, такими как немецкие «Тигры» и «Пантеры». Последние были в разы дальнобойнее, но не могли пробить броню «тридцатьчетверки», а он, в свою очередь, хоть и с меньшего расстояния, но уверенно поражал вражескую технику. На тот моменту немцев на вооружении не было танка, который мог бы выдержать прямой удар Т-34.
И это было не единственным его преимуществом. Беспрецедентная маневренность позволяла вести бой в любых, даже самых сложных, условиях. Т-34 проходил там, где, по мнению противника, пройти просто невозможно.
Наша машина превосходила не только немецкие танки, она была лучшей в мире. Даже захватив уцелевшую в бою модель Т-34, немцы не смогли создать его копию, хоть многие идеи и были взяты на вооружение в дальнейших разработках. Можно сказать, что немецкие «Пантеры» и «Тигры» были созданы именно как ответ русскому Т-34.
Этот танк на поле боя вызывал ужас у танкистов врага и восторг у их конструкторов.Мюллер-Гиллебрандт, немецкий генерал-майор, даже говорил о развитии в рядах немецких войск «танкобоязни».
Некоторые элементы конструкции так и остались для них тайной за семью печатями, например, особый способ закалки стали для изготовления танков – сварка под флюсом, разработанная советским академиком Патоном Е. О.
До конца войны Т-34 не сдавал своих лидерских позиций на мировом рынке танкостроения. Технологические особенности и возможности серийного производства привели к тому, что он вошел в историю как самый массовый танк Великой Отечественной войны.
Минусы танка Т-34
Тесное внутреннее пространство. Сидеть внутри приходилось вчетвером, из-за маленькой башни и довольно крупного механизма орудия все чувствовали себя неудобно.
Плохая рация. В условиях мирного марша рация передавала информацию на километр. При каждой кочке её нужно было перенастраивать. В условиях боя передавала на пять метров, что ни парадоксально для тех времён (на танке M4 Sherman после стука в броню радисту, поминая все ласковые слова, также приходилось перенастраивать рацию).
Быстрая поломка. К сожалению, во время войны танк собирался детьми и женщинами, поэтому качество брони и сварки оставляла желать лучшего.
Плохая броня. Да, да, это может быть парадоксальным, но уже к концу 1942 года танк Т-34 мог лишь давить числом, теперь немцы имели способы довольно эффективно с ним бороться. Да и, опять же, качество брони в то время было далеко не самым хорошим.
Затрудненный обзор. Первоначальная башня не предполагала для командира отдельного места, какой-нибудь башенки для эвакуации (исправлено в башне версии “Гайка”, где для командира был сделан отдельный лючок, хорошо выделяющийся на крыше башни и имеющий смотровые щели). Осмотреться по нормальному он не мог. Часто это играло плохую службу экипаж не мог понять, откуда по ним ведут огонь, и ответить взаимностью не получалось.
Что ни парадоксально, все эти минусы военные спецы заметили еще в 1940 году, и отправили проект танка на доработку. Кошкин сделал некоторые модернизации, подправил все ошибки, танк стал намного лучше и получил название “Т-34М”. Но тут, как назло, началась война, и запустить танк в производство не удалось. Поэтому на заводах клепали Т-34, процесс производства которых уже был изучен. В 1944 же году в эксплуатацию был введён танк Т-34-85. Его нельзя путать с Т-34М, так как здесь была установлена более мощная пушка, расширена башня, да и еще один член экипажа из ниоткуда выскочил.
Биография
Михаил Ильич Кошкин родился в Ярославской области, в селе под названием Брынчаги, 21 ноября 1898 г. Его семья была очень бедна, отец тяжело трудился на лесозаготовках, когда Михаилу исполнилось 7, отца не стало – он надорвался и умер. Вдова осталась с тремя маленькими детьми на руках. Михаил с братом по мере сил помогали матери, после школы занимаясь выпасом свиней, но этого все равно было мало. Окончив всего 3 класса церковно-приходской школы, десятилетний Михаил, подобно другому Михаилу – Ломоносову, отправляется пешком в Москву в надежде заработать для семьи деньги. В столице у него были родственники по материнской линии, к ним он и шел. Мать снабдила его запиской с адресом, но эта важная бумажка была утеряна Михаилом раньше, чем он дошел до пункта назначения. А случилось это потому, что в пути он наткнулся на драку: несколько взрослых мальчишек избивали одного мальчика помладше, пройти мимо герой нашей статьи не смог, он заступился за слабого. В пылу драки и пропала заветная записка. И неизвестно, как могла бы сложиться дальнейшая судьба Михаила, если бы не случайный прохожий. Им оказался рабочий Московской кондитерской фабрики. Он не только выходил нашего героя, но и помог устроиться на фабрику.
Работая на фабрике, юный Михаил зарекомендовал себя как способный и добросовестный работник. Спустя 8 лет он уже был мастером цеха, а ведь ему не было еще и 19 лет.
В начале революционного 1917 года Михаил был призван в армию. Он воевал на Западном фронте, был ранен и отправлен в Москву в госпиталь, откуда был демобилизован. Но уже в 1918 году он возвращается в армию добровольно, вступив в ряды железнодорожного отряда Красной Армии. Принимал участие в боевых действиях под Царицыном.
В 1919 году получает перевод на Северный фронт, где сражается в боях за Архангельск. По дороге в Польшу Михаил Ильич заболел тифом. После выздоровления возвращается в ряды армии, на этот раз он воюет на Южном фронте.
Когда Гражданская война закончилась, он был направлен на обучение в Коммунистический университет им. Я. В. Свердлова. По окончании университета в 1924 году направлен на кондитерский завод в Вятке. Здесь на посту директора он проявил себя как грамотный, чуткий и ответственный руководитель.
Плюсы танка Т-34
Отличное бронирование для 1941 года. Немцы рвали волосы и срочно требовали к себе зенитные пушки KwK 8,8 cm, которые могли спокойно пробить броню этой машины. В то время как противотанковые пушки (45 и 57мм) такое сделать не могли, чем вызывали сильный диссонанс в рядах врага.
Следует напомнить, что зенитных пушек KwK 8,8 cm было не очень много в войсках, что тоже играло советским бойцам на руку.
Отличное оружие (Ф-34 на то время была самой сильной пушкой в мире).
Быстрый ремонт хорошая компоновка внутренних модулей позволяла совершить ремонт в полевых условиях. В отличии от немецких танков, та же замена двигателей не вызывала нервных судорог или выпадения волос.
Отличная подвижность.
Рождение легенды
Использование дизельного мотора, а также пятиопорного гусеничного хода открывало новые возможности в усовершенствовании танков. Чтобы доказать это, в конце 1939 – начале 1940 Кошкин строит два опытных образца танка, которому был присвоен индекс А-34. По сравнению с предыдущими моделями данный танк обладал несколькими серьезными преимуществами, среди которых значительное поднятие боевой массы (на 10 тонн) и двойное увеличение толщины брони. А-34 стал прототипом для Т-34.
Во время работы над чертежами «тридцатьчетверки» Михаил Ильич отдавался этому процессу целиком, практически поселившись на заводе. В отношении работы он всегда был очень требователен к себе и окружающим, напорист, целеустремлен и принципиален. Именно эта способность трудиться до полного самозабвения делала его специалистом высшего класса.
Первые опытные образцы танка Т-34 Михаил Кошкин создал весной 1940 года. К марту было выпущено два экземпляра. Несмотря на то, что танки уже были на ходу, общий их пробег пока не позволял перейти к публичным испытаниям. На спидометре каждого танка, согласно нормативам, должны были быть показатели свыше 2000 км. А между тем уже 17 марта в Кремле должен был состояться показ новой техники.
Вся биография конструктора танка Т-34 Кошкина свидетельствует о том, что этот человек не боялся принимать сложные решения и никогда не бежал от ответственности. Сложившаяся острая ситуация с публичной демонстрацией для высших эшелонов власти не стала исключением. Михаил Ильич нашел единственный возможный, но крайне рискованный, выход – он решает перегнать танки в Москву своим ходом. Это одновременно позволяло и провести полевые испытания, и набрать необходимый пробег.
Ситуация осложнялась еще и тем, что на тот момент Т-34 был изделием засекреченным, открыто демонстрировать его было невозможно, а значит маршрут строился в обход дорог и населенных пунктов, чтобы не допустить разглашения гостайны. К тому же еще лежал снег. А в Москве в назначенный час ждал Сталин. Условия по-настоящему экстремальные.
Сейчас, вероятно, сложно представить, какая чудовищная ответственность лежала на Кошкине, не только как на конструкторе, но и как на человеке, принявшем решение совершить пробег. Без преувеличения, он рисковал не только свободой, но, возможно, и жизнью. В случае если бы что-то пошло не так, отвечать перед Сталиным пришлось бы именно ему.
В ночь на 6 марта колонна с двумя закамуфлированными танками двинулась в путь. За рычаги танков Т-34 Михаил Кошкин в пути часто садился сам. Все недостатки конструкции, которые проявлялись во множественных мелких поломках, устранялись в полевых условиях.
Спустя почти неделю, 12 марта, танки были в Москве, а 17-го состоялась триумфальная демонстрация в Кремле. Иосиф Виссарионович остался доволен.
Праздник на заводе
И вот май 1945 года — долгожданная Победа!
26 мая из ворот уральского танкового завода в Нижнем Тагиле выехал танк Т-34 и своим ходом заехал на пьедестал перед центральной проходной. Вся Вагонка (так назывался посёлок при заводе) была там. Были речи, слёзы, улыбки, выступления рабочих, фронтовиков, песни — было запредельное всеобщее ликование. А когда стемнело, танк вдруг выстрелил в воздух зелёными и красными ракетами -завораживающее зрелище, вспоминают сегодня очевидцы, тогдашние дети, что родителей своих за годы войны практически не видели в своих круглосуточных детсадах, где из вкусностей были турнепс да морковка (какие витамины на Урале…), а из игрушек — деревянные танк да пистолет. А ещё в том году появился в арсенале у заводской детворы пластмассовый Т-34 — точная копия настоящего, где были и пушка, и пулемёт, и баки для горючего — просто чудо. Его вручали их родителям-заводчанам вместе с медалью «За доблестный труд в 1941—1945 гг.»
И как они по-детски они в тот вечер удивлялись: чего это фашисты так боялись нашего танка, ведь он так красиво стреляет
Смерть
К сожалению, кошмарные условия перегона танков из Харькова в столицу не прошли для Михаила Ильича бесследно. Кошкин сильно простудился. Ситуация усугубилась во время обратного перегона, когда один из танков упал в воду и он участвовал в извлечении машины. Болезнь обострилась, перейдя в пневмонию, которая и стала причиной смерти Михаила Кошкина.
Он не переставал работать, невзирая на острое течение болезни и госпитализацию. Вскоре пришлось удалить легкое, которое перестало функционировать, но это уже не могло спасти жизнь Михаилу Ильичу.
Кошкин скончался 26 сентября 1940 г. в санатории под Харьковом. Был похоронен на харьковском Первом городском кладбище.