Вооружение рыцаря средневековья

Католическая церковь осуждала турниры и их участников

Любой турнир начинался с большой церковной службы. Как бы ни относилось высшее духовенство к рыцарским играм, для простого священника гораздо важнее было мнение его сеньора, а не далёкого папы.

Поначалу состязания считались церковью чем-то предосудительным. Папство не могло мириться с тем, что христианские воины могут убить или ранить друг друга вместо того, чтобы сражаться с врагами веры в Крестовых походах. Осуждались пышность турниров и честолюбие их участников и организаторов.

Римские папы запрещали рыцарские турниры не менее четырёх раз, но на эти запреты очень быстро перестали обращать внимание. Например, после того как в 1193 году папа Селестин III в очередной раз запретил турниры, король Англии Ричард Львиное Сердце демонстративно разрешил проводить рыцарские состязания в своих владениях

Например, после того как в 1193 году папа Селестин III в очередной раз запретил турниры, король Англии Ричард Львиное Сердце демонстративно разрешил проводить рыцарские состязания в своих владениях.

К тому же бо́льшая часть епископов и кардиналов происходила из феодальной знати, и потому они сами любили посмотреть на эффектные состязания воинов.

Робин Гуд

В фильме рассказывается история Робин Гуда — простого солдата королевской армии, который стал народным героем. По возвращению в родные края после кровопролитных сражений на французских землях, главный герой становится свидетелем упадка и разрухи.

После смерти короля Ричарда, корону получает недальновидный и мстительный Иоанн Безземельный. Чтобы спасти земли от конфискации Робин вынужден притвориться своим сослуживцем, который погиб в Нормандии.

В чужом обличье он собирает отряды и возглавляет оборонительные рубежи, когда захватчики Франции высаживаются на берега Англии. Но его отвага вызвали несправедливые обвинения и гнев короля. Напряженная ситуация вынуждает смелого Робина уйти в лес.

Миф I:Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться

Это самое распространенное утверждение, которое я читал еще во времена динозавров, когда проходил историю Средних веков в школе.

Учебник тех времен описывал персонажа, облаченного в настолько тяжелую и неудобную броню, что его приходилось сажать на коня чуть ли не с помощью подъемного крана, а упав с грохотом с лошади, такой горе-всадник лежал на земле и сучил ручками-ножками как черепаха, перевернутая на спину, становясь беспомощным, и не имея возможности подняться.

Турнирные доспехи

В действительности, у этого мифа есть реальное основание — турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья использовались для того, чтобы в чудовищной копейной сшибке во время состязаний благородные воины не получили смертельных травм.

Для этого, во-первых, была усилена толщина доспеха в тех местах, куда должно было ударить копье, что естественно резко повышало вес изделия. Во-вторых, некоторые сочленения были просто сварены вместе, как например, шлем и часть нагрудника, что делало воина неповоротливым истуканом.

Именно для них иногда даже делали специальные лестницы, навроде трапа для самолета, по которым они взбирались на коня и летели в бой на турнире. Вот такие доспехи могли весить до сорока килограммов. Естественно, при падении с лошади встать было не так просто. Но, чаще всего причиной был скорее сам удар о землю, чем тяжесть и неудобство доспеха.

Мобильность рыцаря в доспехах

Реальные же боевые доспехи весили максимум двадцать пять (в редчайших случаях тридцать) килограммов. Да еще и распределены по телу они были так, что тренированный с детства рыцарь — а известны полные комплекты на детей семи-восьми лет — в этих латах чувствовал себя как рыба в воде.

Рыцарь мог бегать, прыгать, взбираться по лестнице, используя одни только руки и запрыгивать на лошадь, не используя стремена. Это известно и из исторических сочинений, и из сделанных на их основе современных реконструкций.

Неизменные спутники рыцарей

Меч с крестообразной рукояткой – главное оружие средневековых воинов, выступавшим своего рода символом рыцарства. Он превосходил другие виды холодного оружия по удобству и маневренности. В опытных руках метровый меч, весивший порядка 2-х кг, можно было задействовать с невероятной эффективностью. Остроконечный меч легко проникал сквозь броню и отсекал конечности.

Представители военной аристократии, отменно показавшие себя в сражениях, получали право именовать свое оружие. В мирное время его можно было даже носить с собой в общественных местах и использовать для самообороны.

К XV-XVI векам обязательным элементом боевого костюма выступал также кинжал. Его всегда размещали слева от седла. Незаменимым помощником для защиты от копий и ударов мечей выступал щит. Деревянные изделия были обтянуты кожей и обиты металлическими полосами.

Неизменным спутником средневекового рыцаря был его верный конь. Для защиты сильных, натренированных для битвы животных также задействовались доспехи. Броня, именуемая как «бард», включала 5 основных элементов:

  • круппер – для защиты туловища;
  • критнет – для шеи;
  • шанфрон – для головы;
  • пейтраль – для груди;
  • фланшард – для боков.

Конь в железной попоне, оседланный облаченным в доспехи рыцарем, становился своего рода крепостью. За счет этого всадник вместе с животным был малоуязвимым для поражения стрелами, а также ударами мечей и копий противника.

Прикрывающие коня по всей площади туловища 1,5 мм металла оборачивались колоссальными цифрами суммарного веса «наряда». Вес конского доспеха варьировался в пределах 30-45 кг. Если суммировать эти числа с массой облаченного в доспехи седока, нетрудно подсчитать, что коню приходилось носить на себе 25% от собственного веса.

Рыцарский костюм как показатель статуса

Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.

В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.

Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.

Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.

4.3 / 5 ( 37 голосов )

Рыцарские доспехи мог сделать, и уж тем более починить, буквально любой деревенский кузнец

Технология производства качественных доспехов была доступна отнюдь не каждому кузнецу. А те, кто её знали, охраняли эти сведения лучше, чем хранят тайны технологических процессов современного хай-тека. Да доспехи в Средние века как раз и были самым что ни на есть хай‑теком.

Качественные доспехи умели делать всего в нескольких регионах: Милане, Нюрнберге, Голландии. Поэтому долгое время попытки англичан завести у себя доспешное производство высокого качества заканчивались неудачей. До тех пор пока они не стали переманивать немецких бронников к себе на службу. Даже могущественный Карл V — глава Священной Римской империи и король Испании — вынужден был заказывать доспехи в Нюрнберге. В Кастилии просто не было мастеров такого класса.

Они же начали производить доспехи по мерке заказчика или же нескольких типовых размеров, которые затем купцы развозили по всей Европе.

И вы, дорогой читатель, остерегайтесь неверной информации о рыцарстве, щедро рассыпанной в самых разнообразных источниках.

Доспехи коня

Матерчатые попоны, подобно чехлам покрывавшие всего коня целиком, с головой и хвостом, появились в рыцарском обиходе после первых Крестовых походов и распространились к началу XII в. В жаркой Палестине, где воевали первые крестоносцы, такие попоны защищали животных от палящего солнца и впитывали обильный лошадиный пот. На попонах оказалось удобно размещать рыцарскую геральдику, и по укрытому цветной попоной коню издали опознавали рыцаря. Попона состояла из двух частей — передней, с чехлом для шеи и головы, в котором проделывались отверстия для глаз и ушей, и задней, покрывавшей круп коня. Части сходились у седла, оставляя открытой место его крепления и стремена. Но ткань не спасала коня от ран, и в середине XIII в. под матерчатую попону стали надевать кольчужную попону той же формы.

Полное снаряжение рыцаря и его коня

В начале XV в. конский кольчужный доспех дополнился латной защитой головы лошади – шанфроном. Вскоре появился и полный латный конский доспех – бард. Полный комплект барда состоял из шанфрона, дополненного пластинами для защиты ушей, критнета – защиты шеи, пейтраля – защиты груди, круппера – защиты крупа и фланшарда – защиты боков. Бард весил 35–40 кг, и если прибавить к этому вес всадника – 70–90 кг и его доспехов 25– 35 кг, то коню приходилось нести от 130 до 165 кг. При этом, судя по размерам сохранившихся бардов, рыцарские кони не были похожи на тяжеловозов и, при всей мощи, были стройными животными. Такие сильные, выносливые, быстрые и красивые боевые кони – дестрие – стоили очень дорого, и их приобретали только богатые воины.

Полный конный готический доспех. Германия. Аугсбург. 1480-е гг.

Поделиться ссылкой

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Воспитание настоящего рыцаря

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

  • Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении);
  • Борьбе без оружия;
  • Изящным манерам;
  • Стратегии и тактике;
  • Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Доспехи и оружие

Средневековье еще называют веком кольчуги. Но металла для их производства было мало, поэтому они стоили очень дорого. Да и сам процесс изготовления требовал много усилий и времени. Все обмундирование и вооружение рыцаря Средневековья вместе с конем оценивалось в 15 кобылиц или 45 дойных коров, а это хозяйство одной деревни.

Всадники надевали качественные одежду и оружие:

  • стеганая рубаха;
  • чешуйчатые и пластинчатые доспехи, позже — кольчуга;
  • кольчужные чулки;
  • куполовидные шлемы;
  • щиты;
  • длинное копье;
  • железный меч.

На обнаженное тело юноши надевали длинные стеганые рубахи. Менее богатые рыцари носили броню, пошитую из двух слоев кожи. Надевали этот кафтан через голову или завязывали его на спине. Позже на кожаные детали начали нашивать металлическую чешую.

Затем появилась кольчуга — особое обмундирование, состоящее из одного или нескольких рядов стальных колец. Она свисала до колен, а для удобства имела разрезы сзади и спереди. Кольчуга быстро вытеснила кожаные доспехи.

На ноги юноши надевали металлические чулки, а кольчуги дополнились капюшонами и длинными рукавами. Голову защищал шлем. Его надевали поверх мягкого капюшона. Сначала он напоминал купол с нащечниками и наносником. А в конце XII века появились горшковидные шлемы. Они закрывали не только голову, но и плечи. Верхушку можно было загнуть вперед. При этом внутренний объем расширялся, что снижало риск получения ранения лица.

Основное оружие рыцарей — копье, его использовали для наступления на врага. Снаряжение изготавливали из ясеневого древка и наконечника из железа. Но использовать копье всадники могли только после изобретения стремян. До этого у них не было опоры, чтобы приподняться в седле. Хотя оружие можно было назвать крепким, оно редко переживало один турнир.

Копья не хватало для ведения полноценного боя. Рыцари использовали также мечи, изготовленные из железа. Оружие было длинным и массивным, ему давали прозвища. У короля Артура — Экскалибур, у Ролланда — Дюрандаль. Рукояти украшали драгоценными камнями, а сами мечи передавали от отца к сыну, как семейную реликвию.

Серпуховский кремль

Аполлинарий Васнецов. Древний Серпухов. 1920 (Серпуховский историко-художественный музей)

Кремль были во многих русских городах, только в нынешней Московской области около десяти кремлей, однако, многие из них не уцелели до наших дней. Так от кремля XIV века в Серпухове осталось лишь пару фрагментов крепостной стены и фундамент.

Соборная гора, Серпухов

Строился он как важный оборонительный пункт на пути татаро-монгол на Москву. В середине же XVIII века Серпухов совершенно утратил свое военное значение и стену начали разбирать, в 1930-е же остатки стены пустили на строительство московского метро. Сейчас высокий холм, на котором располагался кремль, называют «Соборной горой».

Китай-город

Китайгородская стена, фото 1887

Кремль был не единственной крепостью в Москве. В середине XVI века правящая тогда Елена Глинская, мать Ивана Грозного, решила построить еще одну защитную линию вокруг сердца столицы. Китайгородская стена длиной 2.5 километров была сооружена за рекордное время, высотой она была ниже кремлевской, но толще — и более приспособлена для установки орудий.

Вид Китайгородской стены изнутри. Проломные ворота (слева) на Лубянскую пл. Вдали Ильинская башня, 1920-е

Стена оправдала себя и выдержала несколько нападений, однако, в конце XVIII века перестала иметь фортификационное значение. Долгое время она была просто символом старой Москвы, но в сталинское время город решили кардинально реконструировать. Требовалось расширить улицы и построить новые проезды, а Китайгородская стена сильно затрудняла движение — она имела лишь восемь въездных ворот.

Отреставрированный участок стены

В 1930-х годах ее снесли, однако, несколько участков стены уцелели, и в 1990-е и 2000-е их даже отреставрировали.

Мужская одежда раннего Средневековья

Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.

Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Пластинчатые латы

Донато
Джанкола облачил толкиновского Фарамира в сверкающую кирасу.

В 15 веке качество бригантин улучшилось. Пластины приобрели трапециевидную
форму и стали плотно
подгоняться по фигуре. Иногда пластины даже перекрывали друг друга, обеспечивая
улучшенную защиту. Число пластин в доспехе возросло до 100-200, а потом и до 500
штук. Но все это, конечно, были полумеры. Настоящую защиту могли дать только крупные,
объемные, цельнокованые детали.

Еще в 13 веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными
пластинами (когда воину, владельцу доспехов, это позволяли средства). Кроме нагрудников
и наплечей, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники
и иные элементы. Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись кольчужными или
кожаными фрагментами. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования.
Мастера не прекращали воплощать новые идеи, пока не довели принцип до логического
окончания, сделав доспех действительно сплошным. Отныне он был сочленен из отдельных
деталей и закрывал все тело.

Большинство рыцарей теперь желало иметь такие и только такие доспехи. Это было
обусловлено и тактикой действия рыцарской кавалерии. Тяжелая кавалерия атаковала
в сомкнутом строю глубиной в несколько
рядов. При этом король нередко считал важным находиться в первом ряду. Ведь по
европейской традиции представители наиболее обеспеченного класса — высшей аристократии

не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствие оных, ежегодно должны
были биться на турнирах. А что произойдет с командиром, скачущем впереди на лихом
коне, если он окажется выбит из седла? Всадник грохнется прямо под ноги коня собственного
оруженосца, а по сравнению с ударом подкованного копыта любая палица — пустяк!

Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном
бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета (подобного природному
панцирю жуков), и тем самым резко повышали живучесть воина, спешенного во время
кавалерийского сражения.

Первые “классические” пластинчатые рыцарские доспехи появились еще в 13 веке.
Но в ту пору они были доступны только королям. И то не всем, а только самым обеспеченным!
С начала 14 века полное вооружение могли себе позволить уже короли среднего достатка
и многие герцоги, а в 15 веке это удовольствие
стало доступно и для широких рыцарских масс.

Сплошные доспехи
15 века гарантированно защищали от стрел, пущенных из лука с любой дистанции.
На расстоянии 25-30 метров латы выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули.
Они не пробивались дротиками, копьями и мечами (кроме двуручников), надежно защищали
и от ударов. Пробить их можно было только тяжелым рубящим оружием (желательно
— двуручным).

Хоуберк,
превращенный в бикини — частый мотив женских фэнтезийных портретов
(Кейт Паркинсон, обложка журнала Dragon).

К сожалению, подобная броня имела и недостатки,
из которых наиболее весомый (в буквальном смысле) — нагрузка на воина. Весил сочлененный
панцирь около 25 кг. Если же под него надевалась кольчуга, что было общепринято
до конца 15 века, то общая масса защитного снаряжения достигала 32 килограммов!

Воин, закованный в такие тяжелые доспехи, был существенно ограничен в подвижности.
В индивидуальном пешем бою латы скорее мешали, чем помогали, ибо одной пассивной
обороной победы не достичь. Ну, а для нападения на врага нельзя уступать ему в
подвижности. Встреча с легковооруженным противником, располагающим длинным оружием
большой пробивной силы, ничего хорошего пешему
рыцарю не сулила. Готовясь принять бой в пешем строю, рыцари снимали защиту, по
крайней мере, с ног.

История ордена Тамплиеров

В отличие о менее известных, но более удачливых госпитальеров, тамплиеры не самая древняя организация. Орден был основан в 1119 году, французским рыцарем Гуго де Пейном и несколькими его товарищами.

Почему тамплиеры так называются?

Первоначальной задачей французов была охрана паломников, следующих в «Святую землю». Только что закончился Первый крестовый поход, были образованы новые христианские королевства на востоке, времена были неспокойные, а паломничество в Иерусалим было очень популярно.

Но в отличие от госпитальеров (которые владели госпиталями) у французов не было своего помещения, и Гуго обратился к королю Иерусалима с предложением обеспечивать охрану пилигримов.

Королю идея понравилась, рыцарям, для организации штаб-квартиры, была предоставлена мечеть Аль-Акса, размещенная на Храмовой горе. С тех пор за ними закрепилось название «храмовники», или «рыцари храма». Настоящее же название ордена длиннее:

«Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма» или  «Бедные воины Христа и Храма Соломона».

В обоих вариантах подчеркивается бедность. И это не спроста.

Бедные рыцари

В самом начале своего существования тамплиеры действительно были бедны, а в конце — стали самой богатой организацией своего времени. На их печати были изображены два рыцаря скачущие на одном коне — по пол лошади на человека. Таким образом, подчеркивалась бедность.

Через 10 лет после своего основания во время собора в городе Труа им был дарован устав и рыцари стали Орденом. В уставе был прописан запрет на владение собственностью. Надлежало быть умеренными в еде и одежде, не носить украшения (в том числе не украшать оружие), не жениться…. Все таки, монашеский орден.

Интересно, что в уставе указано количество коней на одного рыцаря, но уже не более трех.

Еще через десятилетия Пара римский утвердил устав, освободил тамплиеров от уплаты налогов, и, главное, подчинил орден непосредственно себе (от чего авторитет рыцарей еще более вырос, ведь подчиняясь Папе, они более не подчинялись никому).

В орден начали вступать многие знатные дворяне, дарить ему земли и замки. Бедные рыцари получали в распоряжение собственность, которой не могли владеть согласно своего же устава. Но как можно осуществлять функции охраны не имея замков, что есть, где брать лошадей и оружия не владея полями, лесами и деревнями? Все нужно они, конечно, получили.

Как воевали тамплиеры

Благодаря тому, что рыцарского ордена был устав, была организация и дисциплина. Материальная база позволяла разделить обязанности: братья монахи молились и занимались хозяйством, братья-воины — занимались боевой подготовкой и воевали. По сравнению с любой средневековой армией, у которой не было не дисциплины, ни опыта совместного взаимодействия, тамплиеры были хорошо организованной и слаженной боевой единицей.

Любой военачальник был счастлив видеть их (так же как и госпитальеров или тевтонцев) в своем войске. Они не отступали, не сдавались и не платили выкуп за пленных, не бросались в бой без приказа. Поэтому рыцари ордена обычно находились на самом ответственном участке — в авангарде или арьергарде.

Символы ордена

Символами ордена тамплиеров являются красный крест на белом фоне. Но одеваться в белое могли только братья-воины, монахи, сержанты и слуги носили черные и коричневые одежды.

Крест

Крест тамплиеров имеет узнаваемую форму и цвет. Красный цвет означал готовность пролить кровь во имя веры. А вот форма «лапчатый крест» или крест с расширенными концами по видимому символизировал «иерихонские трубы».

Впрочем, ни в уставе ни в других документах форма креста не регламентируется. Это просто красный крест. Первоначально он и был обычной, простой формы, иначе об форме были бы упоминания.

Япония

Японский латный доспех XVI — XVII веков с кирасой в западном стиле ( нанбан до госоку )

В период Кофуна в Японии, в 4-5 веках, были изготовлены очень продвинутые панцири из железных пластин, называемые танко и шлемы. Пластинчатые доспехи использовались в Японии в период Нара (646-793 гг.); в курганах были найдены как пластинчатые, так и пластинчатые доспехи , а также были найдены ханива (древние глиняные фигурки), изображающие воинов в полных доспехах.

В Японии военные действия периода Сэнгоку (15 и 16 века) требовали производства большого количества доспехов для постоянно растущих армий пехотинцев ( асигару ). Простые нагрудные доспехи ( до ) и каски ( кабуто ), пригодные для боеприпасов, производились серийно.

В 1543 году португальцы привезли в Японию фитильное огнестрельное оружие ( танегасима ) . Когда японские мастера-мечники начали массовое производство фитильного огнестрельного оружия, и огнестрельное оружие стало использоваться на войне, использование ламеллярных доспехов ( ō-ёрой и до-мару ), ранее использовавшихся в качестве самурайских доспехов, постепенно уменьшалось. Японские производители доспехов начали изготавливать новые типы доспехов из железных пластин большего размера и пластинчатой ​​кожи. Этот новый комплект доспехов называется тосэй гусоку (гусоку), что означает современные доспехи. Тип гусоку , который охватывает переднюю и заднюю часть тела с одной железной пластиной с поднятым центром и V-образной нижней части, как броней, был специально называется Nanban доу гусоку (западный стиль гусоку ) и был использован какой — то самурай . Японские производители брони разработали пуленепробиваемые пластинчатые доспехи, называемые тамэси гусоку или (испытанные пулями), которые позволяли солдатам продолжать носить доспехи, несмотря на интенсивное использование огнестрельного оружия в конце 1500-х годов.

В 1600-х годах войны в Японии подошли к концу, но самураи продолжали использовать пластинчатые доспехи до конца эры самураев в 1860-х годах, с известным последним использованием самурайских доспехов в 1877 году во время восстания Сацума .

Добавим немного средневековой Японии (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Япония всегда была немного «вещью в себе», но до знакомства в 16 веке с «южными варварами», португальцами, жители Страны восходящего солнца находились почти в полной культурной изоляции от остального мира.

Это позволило им создать свою, совершенно уникальную культуру, в том числе и в военной среде. Аналогом средневекового рыцаря в Японии был самурай. Японские «рыцари» носили сложные доспехи, изготовленные по типу бригантины. Металлические пластины достаточно сложно комбинировались, покрывались лаком, шнуровкой, кожей и тканью. Металлические шлемы искусно украшались и, как правило, комплектовались «анатомическими» масками.

Гражданская одежда рыцаря Японии состояла из трех основных частей — кимоно, хакама (широкие штаны разной длины) и накидки хаори.

Экипировка и вооружение рыцаря

Ни один рыцарь не мог появиться на поле боя без своих доспехов. Доспехи должны быть сделаны на заказ. Их делали из металла и других негнущихся материалов. Мнение о том, что ношение лат сильно ограничивало движение воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности и соединялось заклёпками и кожаными ремнями. Это позволяло воину совершать любые движение.

Доспехи рыцаря
Рыцарь в кольчуге и шлеме

Со временем облачение становилось все прочнее. Добавлялись бронированные элементы. Доспехи были тяжёлыми и весили около 50 фунтов (22.7 кг). Качество и мощь брони служила не только для войны в защитных целях, но и выступала символом статуса. Главным условием для того, чтобы стать рыцарем — приобрести вооружение и экипировку за свой счёт.

Голову рыцарей изначально в XI веке защищал «нормандский» шлем, дополненный наносником.


Нормандский шлем с наносником

А затем и полумаской.


Нормандский шлем — полумаска

В XIII веке их заменит закрытый «горшковый» шлем «топфхельм».


Горшковый шлем «топфхельм»

Во второй половине XIV века появится шлем цельнокованый «бацинет».

Цельнокованый шлем «бацинет»

А затем, в первой половине XV века распространились более практичные «слады».


Шлем «слады»

И в конце XVI столетия конные рыцари сменили «слады» на закрытые шлемы «бургиньоты» с подвижным забралом.


Закрытый шлем «бургиньот»

Наступательным оружием у рыцарей был меч, широкий и короткий, с плоской рукояткой

и копьё с длинным и тонким древком из ясеня, с железным наконечником в виде ромба.

До конца IX столетия рыцарь был одет в броню, тунику из кожи или материи, покрытой металлическими бляхами или кольцами. Позже броню вытеснит кольчуга — рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном.

Рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном

Вначале кольчуга доходила до ступней. Позже ее укоротили и ноги для защиты стали закрывать чулками из колец. Что бы отражать удары рыцарь носил щит из дерева и кожи, обитый металлическими полосами и украшенный бляхой. Сначала был круглый щит, потом продолговатый и удлиненный, чтобы закрывать рыцаря от плеч до пят. Рыцари вешали его на шею на широком ремне.


Щиты рыцарей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector