Универсальные десантные корабли типа «мистраль»

Строительство

На выставке Euronaval 1998 французы подтвердили, что они планируют построить серию судов, основанных на концепции BIP-19. Тем не менее, разрешение на строительство двух кораблей, Mistral и Tonnerre, не было получен до 8 декабря 2000 года. Контракт на постройку судов был опубликован 22 декабря 2000 года и и, после получения одобрения от комиссии по государственным закупкам (Union des groupements d’achats publics, UGAP) 13 июля 2001 года, был отдан Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l’Atlantique в конце июля.

Команда дизайнеров и инженеров собралась в Сен-Назере (Saint-Nazaire) в сентябре 2001, и приступила к изучению и адаптации концепции BIP-19. В процессе проектирования, была изготовлена и испытана в аэродинамической трубе модель в масштабе 1:120. Испытания показали, что при сильных встречных ветрах, из-за высоты корабля и удлиненной надстройки создается турбулентность вдоль взлетной палубы. Дизайн был изменен, чтобы минимизировать эти эффекты и обеспечить лучшие условия для эксплуатации вертолётов.

Корабли должны были строиться по частям на разных верфях и предприятиях. Распределённое строительство подразумевало создание двух основных модулей и нескольких второстепенных, которые впоследствии должны были быть собраны воедино в завершении строительства. DCNS назначенная главой строительства и отвечающая за 60% бюджета и 55% рабочего времени собирала двигатели в Лорьяне (Lorient), боевые системы в Тулоне (Toulon), а корму судна, в том числе надстройку в Бресте (Brest). STX Europe, дочерняя компания STX Shipbuilding Южной Кореи, отвечала за постройку носовых частей каждого корабля в Сен-Назер (Saint-Nazaire), и за их транспортировки на завод DCNS в Бресте для окончательной сборки. Еще несколько компаний принимали участие в постройке двух первых судов серии: Некоторые сборочные работы осуществлялись польской компанией Stocznia Remontowa в Гданьске (Gdańsk), А компания Thales собирала радары и системы связи. Предполагалось что строительство каждого корабля займет 34 месяца и обойдется в 685 миллионов евро за оба судна, приблизительно как стоимость постройки одного корабля типа HMS Ocean или USS San Antonio, и приблизительно та же стоимость как и у предшествующих кораблей типа Foudre, которые были в состоянии перевозить вдвое меньший груз и постройка которых занимала 46,5 месяцев.

Начиная с Dixmude, остальные французские Мистрали и первые два российских Мистраля, все построены или будут строиться в Сен-Назер (Saint-Nazaire) на верфях компании STX France, которая находится в совместной собственности STX Europe, Alstom и французского правительства, с контрольным пакетом акций у STX Europe. DCNS будет обеспечивать лишь боевые системы кораблей.

DCNS заложил киль для кормовой части обоих кораблей в 2002 году; Mistral 9 июля, и Tonnerre 13 декабря. Chantiers de l’Atlantique заложил киль передней части Mistral 28 января 2003 года. Первый блок кормовой части Tonnerre был поставлен в сухой док 26 августа 2003 года, а Mistral 23 октября 2003 г. Обе кормовые секции были собраны бок о бок в одном сухом доке. Носовая часть Mistral покинула Сен-Назер на буксире 16 июля 2004 года и прибыла в Брест 19 июля 2004 года. 30 июля начался процесс сборки корабля из двух половин. Носовая часть Tonnerre прибыла в Брест 2 мая 2005 года и прошла ту же процедуру.

Mistral был спущен на воду по графику 6 октября 2004 года, а Tonnerre 26 июля 2005 года. Поставка судов была запланирована на конец 2005 и начало 2006 года соответственно, но была вынужденно отложена более чем на год из-за технических проблем. Они были введены в эксплуатацию в ВМС Франции 15 декабря 2006 года и 1 августа 2007 года соответственно.

Третий корабль типа Mistral был заказан в 2009 году и его постройка началась 18 апреля 2009 в Сан-Назаре (Saint-Nazaire). В связи с экономическими реалиями весь корабль был построен там же. 17 декабря 2009 года, было объявлено, что третий корабль этого класса будет называться Dixmude. Было высказано предположение, что третьему кораблю типа может быть дано историческое название Жанны д’Арк после вывода из эксплуатации вертолётонесущего крейсера с таким именем в 2010 году, но идея встретила противодействие у некоторых высокопоставленных офицеров во французских военно-морских кругах. От строительства запланированного 4-го корабль типа Mistral официально отказались в 2013 году.

Модернизации и переоборудования

Замена оружия на кораблях для РФ

Варианты вооружения вертолётов на кораблях РФ

Переоборудование для ВМФ России

По требованию российской стороны конструкция вертолетоносцев было доработана. В частности, был изменен до ледового класса состав сплавов стали для корпусов кораблей, что позволяет применять их в северных широтах. Увеличена высота боевых кораблей для размещения российских вертолётов типа Ка-28 и Ка-52К. Все системы и устройства на борту корабля русифицировались. На вертолётоносцы установлено российское и французское оборудование управления и связи. Часть такого оборудования была установлена на корабль на верфи в Сен-Назере, часть — на одной из российских верфей. Кроме того, в Сен-Назере корабль получил российские системы управления огнём.

В конструкции кораблей предусмотрены места для установки дополнительного вооружения: средств противовоздушной обороны, скорострельного артиллерийского вооружения и крупнокалиберных автоматических установок для отражения нападений с моря. Это позволит применять вертолётоносцы в открытом море при меньшем количестве надводных кораблей охранения.

По данным DCNS, на российских Mistral 30-мм Breda-Mauser были заменены на артиллерийские установки АК-630 калибра 30-мм в носовой части по правому борту и в кормовой части корабля по левому борту. Две ЗРК Simbad заменены на две зенитные ракетные установки 3М47 «Гибка», размещённые спереди по правому борту и сзади — по левому.

Для «Владивостока» во Франции построены 4 десантных катера нового поколения . Катера типа CTM NG лучше приспособлены к действиям в условиях сильной качки, а их скорость составляет до 20 узлов (в 2 раза больше, чем у CTM). Воздушную поддержку операций морской пехоты или сил специального назначения должны были обеспечивать российские вертолёты Ка-52К, палубный вариант известного боевого вертолета.

Вместо устаревшей французской системы спутниковой связи Syracuse на российский Mistral установили отечественную систему «Центавр». Согласно документам, помимо традиционных для российского ВМФ приёмников и передатчиков КВ и УКВ-связи на «Владивостоке» будет установлено изделие Р-794-1, которое входит в состав модернизированной системы спутниковой связи «Центавр».

28 сентября 2012 года заключила с российской стороной контракт на производство для российских универсальных десантных кораблей типа Mistral оптронной поисково-прицельной системы Vampir NG . Система работает в двух режимах: «океанский» режим для дальнего наблюдения в открытом море и «прибрежный» режим для прибрежных акваторий.

Замена вооружений на УДК типа Mistral для ВМФ России
Вооружение на УДК типа Mistral Вооружение для ВМФ России
Ракетное вооружение
2 (2×2) ПУ ЗРК Simbad с 16 ракетами Mistral 2 ПУ 3М47 «Гибка» с ракетами «Игла»
2 боевых модуля 3Р89 «Палаш» (по другим источникам ЗРАК «Пальма») с двумя (2х4) ПУ 9М340 «Сосна-Р»
Универсальное/артиллерийское вооружение
2 АУ 30-мм/82 Breda-Mauser АУ 57-мм А-220М
2 АУ 20-мм/90 F2
4 пулемета 12,7-мм/90 M2HB Browning 4 пулемета 12,7-мм
2 шестиствольных пулемета 7,6-мм/90 M134 Minigun 2 шестиствольных пулемета АК-630М
Авиационное вооружение
8 десантных вертолётов NH90 и 8 штурмовых вертолётов Tigre или 35 лёгких вертолётов 8 ударных вертолетов Ка-52К и 8 транспортно-десантных вертолетов Ка-29 или 35 лёгких вертолётов

Переоборудование для ВМФ Египта

Первоначально корабли были построены для ВМФ России, однако контракт был аннулирован после присоединения Франции к остальным странам Евросоюза, которые ввели санкции по экономическому и военно-техническому сотрудничеству с Москвой.

После отказа Франции передавать вертолетоносцы России, российская сторона демонтировала аппаратуру, которая предназначалась для использования ВМС России. Российское связное оборудование было заменено египетским.

Обсуждалась возможность изготовления в России другого комплекта оборудования специально для ВМС Египта. Египетская военная делегация провела переговоры с «Рособоронэкспортом», в которых заявила о своем желании установить российское радиоэлектронное вооружение, в том числе средства радиоэлектронной борьбы. Кроме того, ВМС Египта закупила российские вертолеты Ка-52 морской версии.

История создания

Предшественники

Основная статья: Универсальные десантные корабли типа Foudre

Десантные корабли-доки типа Foudre представляют собой серию из двух кораблей. Первый корабль вошел в состав флота ВМС Франции в 1990 году, второй — в 1998 году. Корабли типа Foudre предназначались для переброски механизированного батальона сил быстрого реагирования Франции. Могут также использоваться в качестве транспортов снабжения.

Предпосылки к созданию

В 1997 году DCNS начала исследование для создания многоцелевого десантного корабля. В это же время, французская доктрина десантных операций должна была обновить и увеличить десантную флотилию ВМС Франции, которая в то время состояла из двух кораблей типа Foudre и двух типа Ouragan.

Перед DCNS стояла задача увеличить количество перевозимой живой силы и наземной техники одновременно с приоритетом господства в воздухе. Для проектирования были выбраны следующие ориентиры — 1400 морских пехотинцев, 280 единиц наземной техники и 30 вертолётов, которые должны вести боевые действия в течение десяти дней с глубиной фронта в 100 км. Эта сила должна иметь возможность вмешаться в любом месте в 5000 км от французской метрополии.

Проектирование

Финальная концепция Mistral

Схема Mistral

Французские кораблестроители всегда славились тем что, не пытались просто копировать зарубежные проекты кораблей, а нетривиально подходили к решению задач, которые перед ними ставили военные. BIP (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») задумывался как модульная, масштабируемая конструкция, которая могла бы быть доступна различным странам Европейского союза и создаваться совместно. Однако различные политические события, связанные с трудоустройством и перераспределением контрактов, привели к тому, что проект BIP вернулся в сугубо французское производство.

В 1997 году появилась серия проектов кораблей под общим названием NTCD, созданных по отложенному проекту ядерного вертолётоносца PH 75. Крупнейшим из них был BIP-19, который позже стал основой кораблей типа Mistral. Главные размерения BIP-19: длина — 190 м, ширина — 26,5 м, осадка 6,5 метров и водоизмещение 19 000 т. DCN на основе версии BIP-19 спроектировали ещё три меньших корабля с общей шириной 23 метров: BIP-13 (13000 т, 151 м), BIP-10 (10000 т, 125 м) и BIP-8 (8000 т, 102 м). BIP-8 напоминал итальянский десантный транспорт типа San Giorgio, но включал ангар для вертолётов.

На этапе проектирования, концепция NTCD предусматривала четыре подъёмника для вертолётов по левому и правому борту, один в центре и один перед надстройкой. Позже количество подъемников уменьшилось до двух и изменилось расположение: главный подъемник в кормовой части судна первоначально располагался по правому борту, но затем был перемещен в центр, а вспомогательный подъемник расположили за островной надстройкой.

Концептуальные чертежи и описания сделанные DCN, одним из двух судостроителей, участвующих в проекте,, демонстрировали различное оборудование, используемое на авианосцах, включая рампу-трамплин для STOBAR («короткий взлёт» с трамплина и посадка с помощью аэрофинишера), позволяющий использовать самолёты AV-8B Harrier II и F-35 Lightning II-B, 4 или 5 площадок для взлёта/посадки вертолётов, включая одну усиленную, способную принимать вертолёты типов V-22 Osprey или CH-53E Super Stallion, а также мокрый док для судов на воздушной подушке LCAC или десантных катеров типа Sabre. После рассмотрения сенатом Франции концептуальных проектов сенаторы сочли самолёты STOBAR излишним и было принято решение изменить конструкцию.

На выставке Euronaval компания DCN представила проект перспективного десантного корабля. Планировалась серия судов, основанных на концепции BIP-19 . Основу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – шесть тяжелых вертолетов различного типа и восемь , которые могли использовать для взлета носовой трамплин. Кроме того, на корабле имелась кормовая док-камера на два 95-тонных типа LCAC или на четыре типа LCM меньшего водоизмещения (последние еще часто называют «десантная баржа»).

После получения одобрения от Комиссии по государственным закупкам контракт на постройку судов был опубликован 22 декабря 2000 года и отдан в конце июля 2001 года компаниям Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l’Atlantique.

Описание

Mistral — это ракетный комплекс ПВО малой дальности (ШОРАД), который может использоваться с транспортных средств, надводных кораблей и вертолетов, а также в переносной конфигурации. При использовании в роли ПЗРК ракета «Мистраль» транспортируется в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) вместе с дозатором «друг или враг», источником питания и треногой с прицельными приспособлениями. Затем ими должна управлять пара членов экипажа в качестве командира и стрелка. Существуют также пусковые установки, которые позволяют запускать ракеты с бронированных машин, кораблей или вертолетов (таких как Aérospatiale Gazelle , Denel Rooivalk или Eurocopter Tiger ). Чтобы уничтожить ракеты, выпущенные из задней части самолета-цели, для Mistral принята пропорциональная навигация с использованием гироскопа в качестве ориентира вместо метода преследования в более ранних ПЗРК с ИК-наведением. Для дальнейшего расширения возможностей ECCM искатель Mistral имеет очень узкое поле зрения, чтобы отклонять ложные цели и помехи, искатель может наклоняться в диапазоне +/- 38 градусов. На пусковой установке ракета разгоняется до гироскопа за 2 секунды, а общее время реакции составляет 5 секунд. Универсальная двухцветная (2–4 и 3–5  мкм ) охлаждаемая ИК-ГСН Mistral разработана SAT ( Societe Anonyme de Telecommunications ), и в этой ракете используются как лазерные бесконтактные, так и ударные взрыватели.

MCP (Координационный пост Mistral) был впервые показан на авиасалоне в Париже в 1991 году, оснащенный SHORAR (радаром противовоздушной обороны ближнего действия) от Oerlikon Contraves. MCP предназначен для использования с портативной системой Mistral, системами ATLAS, ALBI или MPCV, а также в составе ракетных систем наземной противовоздушной обороны (GBAD) MBDA Mistral для противовоздушной обороны воинских частей и важных объектов.

MCP обеспечивает целеуказание и управление огнем для одиннадцати огневых средств Mistral, систем ПВО ALBI, ATLAS или MPCV. МКП устанавливается на шасси грузовика или любое другое шасси повышенной проходимости. Более новая версия MCP называется IMCP или Улучшенный пост управления ракетами.

Система оружия ближнего боя, основанная на Mistral, представляет собой версию с шестью ракетами, названную Sadral , со стабилизированной пусковой установкой с быстрой перезарядкой, которая полностью автоматизирована. Директор управления огнем, разработанный CSEE, интегрирован в пусковую установку, состоящую из телекамеры и FLIR . Изображение, созданное обоими директорами, появляется на экране консоли оператора под палубой, и ракеты фиксируются на цели перед запуском. Полностью загруженная пусковая установка Sadral весит 1080 кг, а пульт оператора — 280 кг. Двухракетная установка, установленная на кораблях, называется « Симбад» , а недавно запущенная четырехкомпонентная версия — « Тетраль» . Эволюция Simbad теперь предлагается: Simbad RC . И Tetral, и Simbad RC управляются дистанционно с палубы корабля, в то время как оригинальный Simbad управляется вручную с помощью простого оптического прицела.

Роль «Мистраля» в составе российского флота

С самого начала назначение кораблей типа «Мистраль» и их место в системе задач ВМФ России вызывали горячие дискуссии в СМИ и экспертном сообществе, тем более что командование не спешило делиться своим мнением. Главной особенностью ДВКД (или универсальный десантный корабль – УДК) типа «Мистраль» является их оптимизация для решения в значительной степени задач мирного времени и квазибоевых операций.

Изначально они предназначались для обеспечения французского военного присутствия в удаленных районах мира. Во Франции их классифицируют как корабли проекции силы и управления (Ввtiments de Projection et de Commandement – BPC). «Мистрали» могут выполнять функции корабля управления, десантного, вертолетоносца, военного транспорта и госпитального судна. В последние годы опыт применения стоящих на вооружении Mistral, Tonnerre и Dixmude продемонстрировал их эффективность для решения таких задач, как управление экспедиционными силами, нанесение ударов вертолетами в ходе военной кампании в Ливии, оперативная переброска войск и техники в Сенегал для операции в Мали, гуманитарная эвакуация французских граждан из Ливана.

В то же время данные корабли, построенные во многом по коммерческим нормативам (и имеющие вследствие этого пониженную живучесть), могут столкнуться с проблемами в крупномасштабной войне на море. Особенно с учетом того, что ВМФ России имеет сейчас очевидно низкий потенциал, что, следовательно, делает невозможным использование кораблей типа «Мистраль» в условиях господства противника на море. Поэтому по сути «Владивосток» и «Севастополь» неприменимы в конфронтации с США, НАТО и их союзниками (например, Японией).

Судя по всему, особая роль отводится «Владивостоку» и «Севастополю» в качестве штабных кораблей управления военно-морскими группировками, которые во все возрастающих масштабах развертываются в Средиземном море и Индийском океане. Видимо, именно как корабли управления российские «Мистрали» будут использоваться наиболее интенсивно.

Безусловно, ввод в состав ВМФ двух таких кораблей резко увеличит возможности по развертыванию в удаленных водах, впервые придаст ему реальные экспедиционные возможности. Ведь таких крупных специализированных единиц не имел даже ВМФ СССР периода расцвета.

Однако наибольшую ценность для отечественного флота будет представлять приобретение опыта эксплуатации современного крупного западного военного корабля, требующего внедрения новейших методов поддержания технической готовности, обслуживания, норм снабжения, обеспечения и ремонта, корабельной организации. В какой-то степени ДВКД могут стать революционными кораблями в техническом и эксплуатационном отношении. Возможно, уже одно это оправдает потраченные 1,12 миллиарда евро.

[править] Околомистральные срачи

Хитрый план

  • Зачем Рашке УДК? Срач зародился еще до подписания контракта и не утихает до сих пор. Каких впопуасов собралась ногебать Россия, когда они все под боком? Но тут можно сказать, что первоначально первых два УДК хотят приписать к Тихоокеанскому флоту, а в зоне его действия есть десятки спорных островов курильской гряды, а еще есть одна когда-то «исконно русская» земля — Аляска! Также нужно понимать, что дать пизды российский флот у своих берегов вполне способен и без УДК. «Мистраль» хорош своей дальностью плавания и вместимостью. Очень хороший кандидат на перевозку оружия до покупателя, так как уже были прецеденты, когда гражданские суда с оружием останавливали, а вот остановить боевой корабль, да еще с сопровождением, — это даже стальные яйца не могут, так как он наверняка ответит и будет повод для полномасштабной войны. Ну не гонять же Кузю каждый раз до Сирии с комплексами С-300, тем более, там их в трюм впихивать неудобно. Также он будет хорош во время учений нашего флота, так как на него входит много противолодочных вертолетов и можно будет избороздить заданный квадрат вдоль и поперек, также облегчается задача по взаимодействию с наблюдающими кораблями НАТО, ведь аппаратура будет французской. На нем будет удобно совершать круизы в дружественные страны, принимать гостей (эх, бар-то выпилили), оказывать гуманитарную помощь в случае стихийных бедствий. Также подходит для эвакуации людей из посольств.
  • «Мистраль» — говно, не ходит ниже −7° по Цельсию! Ну по первоначальному проекту так оно и было, но для заказа России вроде как и состав сталей поменяли, и корпус усилили, и систему обогрева прикрутили. Надо понимать, что бороздить на нем моря в районе вечных льдов никто не планирует. Черное, Балтийское и Японское море, где айсберги не плавают.
  • Корабль скорее баржа, так как сделан по гражданским правилам кораблестроения. Тут надо понимать, что «Мистраль» не обязан с шашкой наголо ехать в первых рядах, сминая оборону противника. Его задача будет скоординировать действия заточенных под это кораблей, а потом обеспечить подвоз пихотов и техники для десанта. К этому времени уже все будет зачищено от угроз. И вообще гражданские правила судостроения гораздо инновационнее и удешевляют строительство. А еще в длительных походах, на которые рассчитан «Мистраль», будет комфортнее людям, а не как в наших БДК, где спать десант размещается в гамаках между техникой.
  • А заправлять-то чем будете? Есть, конечно, риск, что изнеженные французские дизеля, хлебнув забойной соляры со складов хранения флота, скажут кря, но с другой стороны — ездят же Пежо по России и ничо. Проблема есть в ГСМ, их для обслуживания необходимо более 50 видов, и там явно не флотский солидол используется. Лицензию и заводик, кстати, на их производство Россия уже не потянет, а еще импортное сырье. Придется нердам от химии поднапрячься.
  • Морской пехоте не нужен такой десантный корабль! «Мистраль» проектировался с учетом пожеланий армии Франции, и они наверняка не совпадают с уставным укладом России, может получиться так, что будет ни два ни полтора для потребностей морской пехоты. Но на них, скорее всего, положат хуй, так как изделие штучное, а для массовых зерграшев у морской пехоты никто не отбирает старые БДК.
  • Французы нас наебали, поставив вместо норвежской системы управления кораблем, стоящей на своих «Мистралях», какое-то гавно! И таки да, но тут скорее баблом не захотели делиться еще и с норвежцами, а наши генералы не возражали, значит, их устраивает предложенный вариант.

Детали договора

Французы торговались отчаянно. Российская сторона настаивала на строительстве трех из четырех запланированных вертолетоносцев на собственных верфях с использованием импортной технической документации. Сошлись на половине. Кроме того, кормовая часть изготовлялась на Балтийском заводе судостроения, что тоже удешевило проект. Следует особо отметить высокое качество работы отечественных корабелов и полную стыковку всех узлов при окончательной сборке в Сен-Назере.

Сразу было оговорено условие о том, что французская сторона установит на «Мистрали» для России часть высокотехнологичного навигационного оборудования, а под вооружения подготовит лишь установочные площадки и проложит кабельные коммуникации. Все ракетные и артиллерийские системы россияне поставят сами и свои.

Немаловажным фактором при подписании контракта могла стать возможность овладения новейшими технологиями кораблестроения, если, конечно, у французов есть чему поучиться. В основном они касаются методов сборки крупнотоннажных корпусов, хотя Балтзавод и Объединенная судостроительная корпорация тут же получили заказ на атомные ледоколы, не менее сложные, чем «Мистраль». Стоимость двух военных судов составила 1,2-1,5 миллиарда евро плюс 2,5 миллиарда рублей за работы, которые предстояло выполнить российским корабелам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector