F-18
Содержание:
- Боевое применение[править | править код]
- Бортовое оборудование
- Технические характеристики на примере F/A-18C/D[править | править код]
- Популярная культура
- В компьютерных играх и фильмах[править | править код]
- Тактико-технические характеристики F/A-18
- Бортовое оборудование
- Боевое применение
- Эксплуатация
- Примечания[править | править код]
- Модификации
- Гаргрот
- Конструкция
- F/A-18 Hornet, McDonnell-Douglas
- На вооружении
- Эксплуатация
Боевое применение[править | править код]
- Операция «Каньон Эльдорадо» — Ливия, апрель 1986 г.
- Война в Персидском заливе — освобождение Кувейта, 1991 г.
- Операция «Обдуманная сила» — бомбардировки позиций боснийских сербов, 1995
- Операция «Лиса пустыни» — бомбовые удары по военным объектам Ирака, 1998
- Военная операция в Афганистане — с 2001.
- Иракская война — операция по свержению режима С. Хусейна, 2003—2010. К 2008 году было потеряно как минимум 5 F/A-18.
- Операция Odyssey Dawn — бомбардировки объектов военного потенциала режима Каддафи, Ливия, 2011
Война в Персидском заливеправить | править код
F/A-18 широко применялся для нанесения бомбовых ударов и воздушного прикрытия во время операции «Буря в пустыне».
В первый день войны группа из 10 «Хорнетов» была перехвачена одиночным перехватчиком МиГ-25, один из F/A-18 получил попадание ракеты и упал на землю, пилот погиб, став первой жертвой в операции «Буря в пустыне». Иракский «МиГ» успешно вернулся на аэродром.
На счету F/A-18 два сбитых иракских МиГ-21, причём оба МиГ-21 сбиты во время вылета на бомбометание; «Хорнеты» несли бомбы, и после уничтожения ракетами «воздух-воздух» иракских истребителей продолжили выполнение боевой задачи, подтвердив таким образом свою многофункциональность — это был первый в истории случай, когда самолёты с тяжёлой бомбовой нагрузкой одержали в воздушном бою победу над лёгкими истребителями.
Также F/A-18 уничтожили на аэродроме взлетающий МиГ-23, при этом один «Хорнет» был подбит ракетой ЗРК С-75.
Потери американцев составили 5 «Хорнетов» безвозвратными и 12 повреждёнными.
Безвозвратные потери:
17 января 1991 года F/A-18C (с/н 163484, аэ VFA-81) возле Багдада был сбит ракетой Р-40 иракского перехватчика МиГ-25, пилот погиб.
24 января 1991 года F/A-18A (с/н 163121, аэ VFA-15) разбился над морем из за проблем с двигателем, пилот катапультировался и был спасён.
5 февраля 1991 года F/A-18C (с/н 163096, аэ VFA-87) разбился над морем, пилот погиб.
8 марта 1991 года F/A-18C (с/н 163728, аэ VMFA-212) возле Дхахрана столкнулся с F/A-18C с/н 163729, пилот катапультировался.
8 марта 1991 года F/A-18C (с/н 163729, аэ VMFA-212) возле Дхахрана столкнулся с F/A-18C с/н 163728, пилот катапультировался.
ВВС Канады задействовали с авиабазы Доха в Катаре 41 истребитель-бомбардировщик CF-188A.
В ночь с 29 на 30 февраля возле острова Бубиян пара канадских CF-18 атаковала уходивший в иранские территориальные воды иракский ракетный катер «Оса» (некоторые источники ошибочно его указывают как ракетный катер типа TNC-45). Катер получил многочисленные попадания из 20-мм пушек, однако он остался на плаву, выпущенная «Хорнетами» вслед ракета AIM-7 в цель не попала и катер успешно ушел на иранскую территорию. Оба CF-18 получили отметки о «потоплении» катера.
Всего в ходе войны канадские «Хорнеты» совершили около 2700 вылетов. Из них только 56 вылетов было на бомбардировку иракских позиций. Первые бомбардировочные вылеты проводились с 24 февраля, в основном применялись 227-кг бомбы Mark 82, управляемое вооружение по наземным целям не применялось так как самолёты не были к нему приспособлены. Потерь не имели.
Гражданская война в Сирииправить | править код
18 июня 2017 года воздушную границу Сирии нарушил американский истребитель F/A-18E. Возле сирийского насёленного пункта Табка самолёт-нарушитель атаковал наносивший удар по позициям незаконных вооружённых формирований сирийский истребитель-бомбардировщик Су-22М4 827-й аэ ВВС Сирии. От первой ракеты AIM-9X сирийский бомбардировщик смог увернуться, однако попадание второй AIM-120 привело к потере управления сирийского самолёта. Сирийский пилот катапультировался у Джаадина и был эвакуирован.
Инцидентыправить | править код
11 декабря 1988 года в 200 милях от Гавайских островов во время учений истребитель F/A-18 ВМС США, взлетевший с авианосца USS Constellation (CV-64), случайно попал ракетой AGM-84 Harpoon с инертной боевой частью в индийский гражданский корабль MV Jag Vivek. Был убит один индийский моряк и ещё несколько было ранено. Корабль получил небольшие повреждения. Адмирал ВМС США С. Чадвик прибыл на обстрелянное гражданское судно и принёс извинения индийскому капитану корабля. ВМС США выплатили компенсацию за инцидент.
4 июля 2003 года американский F/A-18 был перехвачен истребителем F-16A ВВС Индонезии. Самолёты разошлись и до открытия огня дело не дошло.
Бортовое оборудование
Мощный вычислительный комплекс самолёта включает свыше 20 ЭВМ с общим объёмом памяти 741 000 16-разрядных слов. Основными являются две ЭВМ AN/AYK-14 (фирмы Control Data) с объёмом памяти по 64 000 16-разрядных слов.
На F/A-18 установлена цифровая электродистанционная система управления полётом с четырёхкратным резервированием.
Четыре бортовых ЭВМ обеспечивают управление самолётом F/A-18 по крену, тангажу и рысканию. Каждая ЭВМ работает автономно и расположена в отдельном отсеке, что обеспечивает повышенную живучесть системы электродистанционного управления самолётом. Выработка управляющих команд осуществляется по усредненным сигналам от всех бортовых ЭВМ. При выходе из строя одной, двух или трёх ЭВМ управление осуществляется оставшимися ЭВМ. При выходе из строя всех ЭВМ лётчик переходит на механическую систему управления.
На некоторых F/A-18D был установлен комплекс разведки ATARS снабжённый ИК сенсорами.
Все Хорнеты снабжены РЛС и бортовыми комплексами защиты — системами предупреждения о вражеском облучении а также комплектом для выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей.
Технические характеристики на примере F/A-18C/D[править | править код]
- Экипаж: 1 (F/A-18C) 2 (F/A-18D)
- Длина 17,1 м
- Размах крыла 12,3 м
- Высота 4,7 м
- Площадь крыла 38 м²
- Вес пустого 10 400 кг
- Вес снаряжённый 16 770 кг
- Вес максимальный взлётный 23 500 кг
- Максимальная скорость на высоте 12190 метров — 1,8 Маха (1915 км/ч)
- Максимальная скорость у земли — 1,2 Маха (1473 км/ч)
- Эксплуатационная перегрузка — 7,5 (ограничена электроникой)
- Крейсерская скорость 1060 км/ч
- Практический потолок 15240 м
- Перегоночная дальность на большой высоте с тремя ПТБ — 3200 км
- Боевой радиус 720 км
- Скороподъёмность у земли: 254 метров в секунду
- Нагрузка на крыло 454 кг/м²
- Тяговооружённость — 1,13 (пустого, на полном форсаже с 50 % топлива)
- Вооружение:
-
- 20 мм шестиствольная пушка M61A1 Вулкан, 578 снарядов
- на 9 точек подвески возможно установка в различных конфигурациях:
- Управляемые ракеты В-В AIM-9, AIM-7, AIM-120 различных модификаций
- Управляемые ракеты В-З AGM-65, AGM-88, AGM-84, AGM-154, AGM-158, KEPD-350 различных модификаций.
- Бомбы с телевизионным наведением типа AGM-62, лазерным наведением типа Paveway и GPS наведением типа JDAM калибром до 2000 фунтов.
- Неуправляемые бомбы типа MK и CBU калибров до 2000 фунтов (кассетные, зажигательные, фугасные, объёмного взрыва, бетонобойные), BLU-107 Durandal для поражения взлётно-посадочных полос.
- Тактические бомбы массового поражения — ядерные (до 340 килотонн) типа B61, MK116 с химическим зарядом (газы Зарин, VX), бактериологическое оружие, заряды с белым фосфором.
Подвесные топливные баки (до трёх штук), предусмотрена установка контейнеров ИК обзора AN/AAR-50, AN/AAS-38 «Nighthawk» и AN/ASQ-228 ATFLIR для работы самолёта ночью и контейнера AN/AWW-13 для даталинка, контейнер РЭБ AN/ALQ-167.
Популярная культура
Кино
- В тылу врага ( тылу врага ), американский фильм режиссера Джона Мура и выпущенный в 2001 году F / A-18 был сбит поверхности ракетного воздуха SA-13 «Gopher» (9K35 Стрела-10) . Хотя действие происходит во время боснийской войны (1992–1995), использовался самолет Super Hornet.
- В Top Gun: Maverick : (намечено на 2021 год) показан Super Hornet , сменивший F-14 Tomcat из первого фильма.
Литература
В романе «Небесные львы», написанном автором и бывшим летчиком ВМС США Франческо «Пако» Кьеричи , рассказывается история пилотов F / A-18F. Сначала они были учениками и инструкторами, а позже были назначены в 213-ю ударную истребительную эскадрилью ( VFA-213 ) Blacklions.
В компьютерных играх и фильмах[править | править код]
Хорнет появляется в фильмах «В тылу врага», «В осаде», «День независимости», «Скала», «Слёзы солнца», 2 сезон сериала — Золотые Крылья Пенсаколы.
Самолёту посвящено множество реалистичных и аркадных авиасимуляторов, среди которых можно выделить модуль F/A-18C для Digital Combat Simulator как самая продвинутая реализация Хорнета на ПК, F-18 Hornet 3.0 и его продолжения, F/A-18 Super Hornet от компании Digital Integration, продвинутом симуляторе Jane’s F-18, Over G Fighters (Xbox 360),Project Wingman (название внутри игры изменнено), модуль VRS Superbug для авиасимуляторов MSFX и Prepar 3D, и в серии аркадных Ace Combat. Присутствует в симуляторе Falcon BMS, с частичной авионикой от F-16 и в игре Strike Fighters 2 в виде качественно сделанного мода F-18A. Также можно полетать на самолёте F/A-18F Super Hornet в игре Battlefield 3.
Тактико-технические характеристики F/A-18
Экипаж F/A-18
— 1 (F/A-18C) 2 (F/A-18D)
Размеры F/A-18
— Длина 17.1 м — Размах крыла 12.3 м — Высота 4.7 м — Площадь крыла 38 m²
Вес F/A-18
— Вес пустого 10,400 кг — Вес снаряженный 16,770 кг — Вес максимальный взлетный 23,500 kg
Скорость F/A-18
— Максимальное скорость на высоте 12190 метров — 1.8 маха (1915 км/ч) — Максимальная скорость у земли — 1.2 маха (1473 км/ч) — Эксплуатационная перегрузка — 7.5 (ограничена электроникой) — Крейсерская скорость 1060 км/ч — Скороподъёмность 50.000 футов в минуту (у земли: 254 метров в секунду) — Нагрузка на крыло 454 kg/m² — Тяговооруженность — 1.13 (пустого, на полном форсаже с 50 % топлива)
Практический потолок F/A-18
— 15240 м
Перегоночная дальность F/A-18
— на большой высоте с тремя ПТБ — 3200 км
Боевой радиус F/A-18
— 720 км
Вооружение F/A-18
— 20 мм шестиствольная пушка M61A1 Вулкан, 578 снарядов — на 9 точек подвески возможно установка в различных конфигурациях: — Управляемые Ракеты В-В AIM-9, AIM-7, AIM-120 различных модификаций — Управляемые Ракеты В-З AGM-65, AGM-88, AGM-84, AGM-154, AGM-158, KEPD-350 различных модификаций — Бомбы с телевизионным наведением типа GBU-10 и AGM-62, лазерным наведением типа Paveway и GPS наведением типа JDAM калибром до 2000 фунтов — Неуправляемые бомбы типа MK и CBU калибров до 2000 фунтов (кассетные, зажигательные, фугасные, объёмного взрыва, бетонобойные), BLU-107 Durandal для поражения взлётно-посадочных полос. — Тактические бомбы массового поражения — ядерные (до 340 килотонн) типа B61, MK116 с химическим зарядом (газы Зарин, VX), бактериологическое оружие, заряды с белым фосфором. — Подвесные топливные баки (до 3-х штук), предусмотрена установка контейнеров ИК обзора AN/AAR-50, AN/AAS-38 «Nitehawk» и AN/ASQ-228 ATFLIR для работы самолета ночью и контейнера AN/AWW-13 для даталинка, контейнер РЭБ AN/ALQ-167
Бортовое оборудование
Мощный вычислительный комплекс самолёта включает свыше 20 ЭВМ с общим объёмом памяти 741 000 16-разрядных слов. Основными являются две ЭВМ AN/AYK-14 (фирмы Control Data) с объёмом памяти по 64 000 16-разрядных слов.
На F/A-18 установлена цифровая электродистанционная система управления полётом с четырёхкратным резервированием.
Четыре бортовых ЭВМ обеспечивают управление самолётом F/A-18 по крену, тангажу и рысканию. Каждая ЭВМ работает автономно и расположена в отдельном отсеке, что обеспечивает повышенную живучесть системы электродистанционного управления самолётом. Выработка управляющих команд осуществляется по усредненным сигналам от всех бортовых ЭВМ. При выходе из строя одной, двух или трёх ЭВМ управление осуществляется оставшимися ЭВМ. При выходе из строя всех ЭВМ лётчик переходит на механическую систему управления.
На некоторых F/A-18D был установлен комплекс разведки ATARS снабжённый ИК сенсорами.
Все Хорнеты снабжены РЛС и бортовыми комплексами защиты — системами предупреждения о вражеском облучении а также комплектом для выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей.
Боевое применение
- Операция «Каньон Эльдорадо» — Ливия, апрель 1986 г.
- Война в Персидском заливе — освобождение Кувейта, 1991 г.
- Операция «Обдуманная сила» — бомбардировки позиций боснийских сербов, 1995
- Операция «Лиса пустыни» — бомбовые удары по военным объектам Ирака, 1998
- Военная операция в Афганистане — с 2001.
- Иракская война — операция по свержению режима С. Хусейна, 2003—2010. К 2008 году было потеряно как минимум 5 F/A-18.
- Операция Odyssey Dawn — бомбардировки объектов военного потенциала режима Каддафи, Ливия, 2011
Война в Персидском заливе
F/A-18 широко применялся для нанесения бомбовых ударов и воздушного прикрытия во время операции «Буря в пустыне».
В первый день войны группа из 10 «Хорнетов» была перехвачена одиночным перехватчиком МиГ-25, один из F/A-18 получил попадание ракеты и упал на землю, пилот погиб, став первой жертвой в операции «Буря в пустыне». Иракский «МиГ» успешно вернулся на аэродром.
На счету F/A-18 два сбитых иракских МиГ-21, причём оба МиГ-21 сбиты во время вылета на бомбометание; «Хорнеты» несли бомбы, и после уничтожения ракетами «воздух-воздух» иракских истребителей продолжили выполнение боевой задачи, подтвердив таким образом свою многофункциональность — это был первый в истории случай, когда самолёты с тяжёлой бомбовой нагрузкой одержали в воздушном бою победу над лёгкими истребителями.
Также F/A-18 уничтожили на аэродроме взлетающий МиГ-23, при этом один «Хорнет» был подбит ракетой ЗРК С-75.
Потери американцев составили 5 «Хорнетов» безвозвратными и 12 повреждёнными.
Безвозвратные потери:
17 января 1991 года F/A-18C (с/н 163484, аэ VFA-81) возле Багдада был сбит ракетой Р-40 иракского перехватчика МиГ-25, пилот погиб.
24 января 1991 года F/A-18A (с/н 163121, аэ VFA-15) разбился над морем из за проблем с двигателем, пилот катапультировался и был спасён.
5 февраля 1991 года F/A-18C (с/н 163096, аэ VFA-87) разбился над морем, пилот погиб.
8 марта 1991 года F/A-18C (с/н 163728, аэ VMFA-212) возле Дхахрана столкнулся с F/A-18C с/н 163729, пилот катапультировался.
8 марта 1991 года F/A-18C (с/н 163729, аэ VMFA-212) возле Дхахрана столкнулся с F/A-18C с/н 163728, пилот катапультировался.
ВВС Канады задействовали с авиабазы Доха в Катаре 41 истребитель-бомбардировщик CF-188A.
В ночь с 29 на 30 февраля возле острова Бубиян пара канадских CF-18 атаковала уходивший в иранские территориальные воды иракский ракетный катер «Оса» (некоторые источники ошибочно его указывают как ракетный катер типа TNC-45). Катер получил многочисленные попадания из 20-мм пушек, однако он остался на плаву, выпущенная «Хорнетами» вслед ракета AIM-7 в цель не попала и катер успешно ушел на иранскую территорию. Оба CF-18 получили отметки о «потоплении» катера.
Всего в ходе войны канадские «Хорнеты» совершили около 2700 вылетов. Из них только 56 вылетов было на бомбардировку иракских позиций. Первые бомбардировочные вылеты проводились с 24 февраля, в основном применялись 227-кг бомбы Mark 82, управляемое вооружение по наземным целям не применялось так как самолёты не были к нему приспособлены. Потерь не имели.
Гражданская война в Сирии
18 июня 2017 года воздушную границу Сирии нарушил американский истребитель F/A-18E. Возле сирийского насёленного пункта Табка самолёт-нарушитель атаковал наносивший удар по позициям незаконных вооружённых формирований сирийский истребитель-бомбардировщик Су-22М4 827-й аэ ВВС Сирии. От первой ракеты AIM-9X сирийский бомбардировщик смог увернуться, однако попадание второй AIM-120 привело к потере управления сирийского самолёта. Сирийский пилот катапультировался у Джаадина и был эвакуирован.
Инциденты
11 декабря 1988 года в 200 милях от Гавайских островов во время учений истребитель F/A-18 ВМС США, взлетевший с авианосца USS Constellation (CV-64), случайно попал ракетой AGM-84 Harpoon с инертной боевой частью в индийский гражданский корабль MV Jag Vivek. Был убит один индийский моряк и ещё несколько было ранено. Корабль получил небольшие повреждения. Адмирал ВМС США С. Чадвик прибыл на обстрелянное гражданское судно и принёс извинения индийскому капитану корабля. ВМС США выплатили компенсацию за инцидент.
4 июля 2003 года американский F/A-18 был перехвачен истребителем F-16A ВВС Индонезии. Самолёты разошлись и до открытия огня дело не дошло.
Эксплуатация
Результат попадания ракеты ПЗРК «Стрела-2» в сопловое устройство левого двигателя F/A-18 в ходе «Войны в заливе» (1991). Самолёт, серийный № 164051 вернулся на базу и был отремонтирован
Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года — это была 314-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнет» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнет» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остался , базирующимся на американских авианосцах до вступления в строй истребителей F-35 Lightning II.
С 1986 года самолёты F/A-18 использует группа высшего пилотажа ВМС США «Голубые ангелы».
К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США.
Некоторые F/A-18A налетали уже 8500 часов.
Стоимость одного часа полёта составляет 18 700$.
Примечания[править | править код]
- Jenkins, Dennis R. F/A-18 Hornet: A Navy Success Story. New York: McGraw-Hill, 2000. P. 26-29.
- А. Кузьмин. Усиление конструкции самолётов F/A-18C и D // «Зарубежное военное обозрение», № 4 (589), 1996. стр.55-56
- Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 279.
- No One Left Behind: The Lt. Comdr. Michael Scott Speicher Story. Amy Waters Yarsinske. 2003
- Тэйлор М., Мандэй Д. Книга Гиннеса об авиации: Рекорды, факты и достижения. — Мн.: БелАДИ («Черепаха»), 1997. — С. 205.
- ↑
- More Data From Desert Storm. // Air Force Magazine, January 1996, p. 66.
- ↑
- Operation Friction, 1990-1991: The Canadian Forces in the Persian Gulf. Jean H. Morin, Richard Howard. Gimblett Dundurn. 1997. P.170
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 июня 2019.
- Canadian Warplanes. Harold A. Skaarup. iUniverse. 2009. P.281
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июня 2019.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 апреля 2012.
- СМИ: палубный истребитель США разбился в Калифорнии
- (англ.) (недоступная ссылка). Naval Air Station Fallon. United States Navy (2 August 2016). Дата обращения: 12 июня 2020.
- (англ.) (недоступная ссылка). Naval Safety Center. United States Navy (8 December 2016). — «F/A-18C flying an FCF-A crashed approx. 5 miles SE of NAS Fallon, NV. Pilot ejected, minor injuries.».
- (англ.). Las Vegas Review-Journal (2 August 2016).
- Harro Ranter. (англ.). Aviation Safety Network. — «An F/A-18C Hornet assigned to Strike Fighter Wing Pacific, Detachment Fallon, crashed into an open field.». Дата обращения: 12 июня 2020.
- . Lost Armour. Дата обращения: 12 июня 2020.
- (англ.). USA TODAY. Дата обращения: 15 марта 2018.
Модификации
Посадка F/A-18B Hornet на авианосце Рональд Рейган
- F/A-18A — первый серийный вариант. Построена 371 машина.
- F/A-18B — двухместный учебно-боевой вариант F/A-18A.
- F/A-18C — вариант с усовершенствованным БРЭО и вооружением (может нести УР AIM-120, AGM-65). Отдельно стоит отметить модификацию F/A-18C Lot20 с более мощными, 402 двигателями имеющим на 1800кгс большую тягу.
- F/A-18D — двухместный учебно-боевой вариант F/A-18C.
- F/A-18E Super Hornet — дальнейшее развитие варианта F/A-18C.
- F/A-18F Super Hornet — дальнейшее развитие варианта F/A-18D.
- EA-18 Growler — двухместный самолёт РЭБ разработанный на базе F/A-18F
Гаргрот
Первое, что мне сразу бросилось в глаза, это сильное различие в форме гаргрота:
Как видно из сравнительного фото, у Revell сечение гаргрота за фонарем кабины сильно нарушено. Оригинал имеет более прямоугольную форму в сечении, в то время как Revell сделал гаргрот в данном месте сильно скругленным
Обратите также внимание на полоски скотча, наклеенные в этом месте. Они дополнительно подчеркивают разницу между Hasegawa и Revell
Для наглядности еще картинка с противоположной стороны:
Ну и еще несколько фотографий оригинала:
Исправление гаргрота Revell представляется мне весьма проблематичным.
Конструкция
Три проекции F/A-18 Hornet
Выходные сопла F/A-18 австралийских ВВС, март 2009 г.
По требованию командования ВМС США при проектировании F/A-18 большое внимание уделялось выживаемости и надёжности. Небольшие габариты этого самолёта, недымящие двигатели, малая величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), слабое ИК-излучение, наличие бортовых средств РЭБ — все это затрудняет обнаружение и сопровождение самолёта
Нормальные рабочие перегрузки составляют 7,5 g.
Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным . Планер рассчитан на ресурс 6 тыс. часов при 2 тыс. взлётов с использованием катапульты и 2 тыс. посадок с использованием тормозного гака. В конструкции планера самолёта предусмотрено дублирование путей передачи силовых нагрузок.
Фюзеляж типа полумонокок. Отсек кабины лётчика выполнен в виде безопасно повреждаемой конструкции. Хвостовое оперение стреловидное. Дифференциальный цельноповоротный стабилизатор имеет угол обратного поперечного V, равный 2 градусам. Вертикальное оперение с двумя отклоненными наружу на 20 градусов килями смещено вперед относительно стабилизатора для вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки.
Крыло — многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 градусов. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Носки и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности в бою и аэродинамического качества в крейсерском полёте. Одной из отличительных особенностей самолёта является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъёмную силу и обеспечивают полёт самолёта на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников. Для вертикальной стабилизации композитное аэроупругое крыло оборудовано тонкими пьезоэлектрическими пластинами, с помощью которых осуществляется подавление нежелательных колебаний без добавления значительной массы и изменения формы крыла.
Силовая установка самолёта состоит из двух двигателей F404 модульной конструкции, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолёта на свою базу[]. Все агрегаты двигателя расположены в его нижней части, под компрессором. В отсеке силовой установки имеются системы обнаружения и тушения пожара. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые, расположены под корневыми наплывами крыла.
Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных протектированных баков и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные ёмкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом. Оба фюзеляжных расходных бака, содержащих топливо, необходимое для возвращения на базу, закольцованы. Питание обоих двигателей возможно из любого расходного бака. Топливная система оборудована отсечными клапанами, а топливные баки вынесены из зоны размещения двигателей. Имеется система контроля повреждения стенок каналов воздушного тракта, примыкающих к топливным бакам. Внутренние свободные отсеки, примыкающие к топливным бакам, для исключения пожара при их совместном боевом повреждении заполнены жёстким пенопластом. Расходные топливопроводы также покрыты протектором.
Самолёт изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6 %), используются высокопрочные стали (16,7 %), титановые сплавы (12,9 %), композиционные материалы (9,9 %) и другие материалы (10,9 %). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки — слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного углепластика. Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика. Носки стабилизаторов и килей изготовлены из титановых сплавов. В конструкции шасси самолёта (цилиндры основных стоек) применена высокопрочная сталь AerMet 100 (англ.)русск. фирмы Carpenter Technolodgy с пределом прочности 200 кгс/мм2.
F/A-18 Hornet, McDonnell-Douglas
Twin-engined shipboard fighter, developed from the smaller F-17.
Because of its dual role as attack aircraft, it is officially
known as the F/A-18. The F-18 is a medium-sized fighter, heavier
than the F-16 but lighter than
the F-14 and F-15. The RF-18
is a recce version, without the internal gun and with cameras in
the nose. The USN planned to replace a lot of combat aircraft by
the multifunctional F/A-18. The F-18 has also been sold abroad,
to Canada, Australia, switzerland, Spain, and others. In 1999 the substantially modified
F-18E ‘Super Hornet’ entered service.
This F-18E and the two-seat F-18F can be recognized easily by their rectangular engine intakes,
compared to the rounded intakes of the F-18A. It’s also about 30% bigger.
Type: F-18A
Country: USA
Function: fighter / attack
Crew: 1
Year: 1980
Engines: 2 * 7250 kg GE F404-GE-400
Max.Weight: 22317 kg
Max. Speed: 1900 km/h
Ceiling: 15250 m
Max. Range: 3670 km
Armament: 1*g20mm, 7700 kg payload
Unit cost: 32 million USD
Type: F-18C
Country: USA
Function: fighter / attack
Crew: 1
Engines: 2 * 7900 kg General Electric F404-GE-402 turbofans
Length: 17.10 m
Height: 4.70 m
Wing Span: 12.30 m
Wing Area: 38 m2
Wing loading: 450 kg/m2
Empty weight: 11,200 kg
Max.Weight: 23400 kg
Thrust/weight: 0.96
Max. Speed: 1900 km/h (Mach 1.8 or 1814 km/h 11000 m)
Ceiling: 15000 m
Rate of climb: 254 m/s
Max. Range: 3330 km
Armament: 1*g20mm M61 Vulcan internal gatling gun with 578 rounds, 6220 kg payload
Unit cost: 32 million USD
Type: F-18E
Function: fighter / attack
Year: 1999
Crew: 1
Engines: 2 * 97.9 kN G.E. F414-GE-400
Wing Span: 13.62 m
Length: 18.31 m
Height: 4.88 m
Empty Weight: 13387 kg
Max.Weight: 29937 kg
Speed: Mach 1.8+
Ceiling: 15240 m
Range:
Armament:
На вооружении
Эксплуатанты F/A-18
В разное время возможность приобретения F/A-18 рассматривалась Австрией, Венгрией, Польшей, Сингапуром, Филиппинами, Чехией, Чили. Несколько самолётов были заказаны Таиландом, однако заказ был аннулирован после Азиатского финансового кризиса 1997 года.
Страна | Количество | год | Доп.информация |
---|---|---|---|
США | 272 F/A-18F, 288 F/A-18E, 375 F/A-18C, 56 F/A-18A++, 30 F/A-18A/A+, 16 F/A-18B и 133 F/A-18D | 2016 | Снятия с вооружения не планируется хотя с производства снят. |
Австралия | 55 F/A-18A, 16 F/A-18B и 24 F/A-18F | 2016 | |
Испания | 20 F/A-18A (EF-18A) и 54 EF-18A | 2016 | Некоторые комплектующие производились испанской фирмой CASA. Кроме того, получены ещё 24 машины полностью американской сборки от ВМС США |
Канада | 59 F/A-18A (CF-18AM) и 18 F/A-18B (CF-18BM) | 2016 | — |
Кувейт | 31 F/A-18C и 8 F/A-18D | 2016 | — |
Малайзия | 8 F/A-18D | 2016 | — |
Швейцария | 25 F/A-18C и 6 F/A-18D | 2016 | — |
Финляндия | 55 F/A-18C и 7 F/A-18D, | 2016 | Решается вопрос о замене |
Эксплуатация
Результат попадания ракеты ПЗРК «Стрела-2» в сопловое устройство левого двигателя F/A-18 в ходе «Войны в заливе» (1991). Самолёт, серийный № 164051 вернулся на базу и был отремонтирован
Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года — это была 314-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнет» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнет» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остался , базирующимся на американских авианосцах до вступления в строй истребителей F-35 Lightning II.
С 1986 года самолёты F/A-18 использует группа высшего пилотажа ВМС США «Голубые ангелы».
К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США.
Некоторые F/A-18A налетали уже 8500 часов.
Стоимость одного часа полёта составляет 18 700$.