Немецкая бмп «мардер»

История боя

Первые машины Marder I, базирующиеся в Лотарингии, были отправлены на Восточный фронт в 1942 году для службы в частях пехотных дивизий Panzerjäger (истребители танков).

Это список пехотных дивизий, действующих на Восточном фронте, которые, как известно, использовали остров Мардер, и предполагаемые временные рамки, которые они использовали.

Разделение Батальон Временное ограничение
31. Инф. Div Pz. Jg.Abt.31 42 августа — 43 декабря
35. Инф. Div 2.Kp./Pz. Jg.Abt.35 42 сентября — 43 декабря
36. Инф. Div (мотор) 4.Kp./Pz. Jg.Abt.38 42 октября — 43 июня
72. Инф. Div 3.Kp./Pz. Jg.Abt.72 42 сентября — 43 декабря
206-й пехотный. Div. 1./Pz. Jg.Schn. Около 206 43 января — 43 декабря
256. Инф. Div 5./Pz. Schnelle-Abt.256 42 ноя — 44 апр
227. Inf. Div ~ 2. & / или 3.Kp. Pz. Jg.-Abt.227

В различных танковых трактатах 7-2 отмечается: «14 августа 1942 года … генерал-квитантору было предложено включить 72-7,5 см Pak40 (Marder I) Lorraine в поезда Blitztransport». (Изначально 6 дивизий выпустили 9, а затем 10 Marder I «в соответствии с K.St.N.1148a от 15 февраля 42 г. для Panzerjaeger-Kompanie (9 Sfl.)», Затем «10 7,5 cm Pak40 / 1 auf Sfl. Lorraine-Schlepper и организована в соответствии с K.St.N.1148a от 1 декабря 42. «Таким образом, было использовано от 54 (6 x 9) до 60 (6 x 10) из 72 отправленных Marder I. Таким образом, 12 Marder I доступны для 227-й пехотной дивизии».
Альфред Беккер отмечает : «К Рождеству 1942 года почти все люди Беккера достигли Парижа. В обмен на людей Беккер предоставил командиру 227-й пехотной дивизии 20 своих бронемашин. ». Это следует из новаторского проекта, предшествовавшего Pz. .div.использование первых переоборудованных машин Becker: 12x 10,5 cm leFH 16 Geschützwagen Mk VI 736 (e) и шесть более крупных 15 cm sFH13 на Mk VI 736 (e) 227-й пехотной дивизией.

Примечания к Pz Tr No. 10: «Два дополнительных leFH18 / 4 (Sf.), Установленных на шасси Lorraine Schlepper, были укомплектованы модифицированной надстройкой (аналогичной по конструкции и назначению 38t Grille sIG 33, с дополнительными 12 построенными и используемыми 2 PzGren Regts из 21-й танковой дивизии) и поставлены в начале декабря 1942 года в качестве нового Sturmgeschütz-Zug для 15-го баттери / 227-го артиллерийского полка ». (227-го пехотного дивизиона). Пока что мы получаем 20 — 12 — 2 = 6 FR Sfl, выданных Baukommando Becker.

Pz Tr № 10 также отмечает: «Еще 64 sFH13 (после первых 30, построенных в июне 42 года и отправленных Rommel) были установлены на шасси Lorraine-Schlepper в Wa A Paris в июле и августе 1942 года. Gepanzerte Artillerie-Regiment 1 ( Sfl) и 2 (Sfl) были выданы по 30 sFH14 auf Sfl. Для заполнения пяти батарей ». Следовательно, 64 — 60 = 4 избыточных sFH13, доступных для выпуска 227 Inf. Div. в декабре 42 для смешанного Sfl zug: 2 leFH18 / 4 (Sf.) и 4 sFH13 auf Sfl, таким образом оставив 2 FR Sfl. выдающийся.

Скорее всего, это была 1 (из 30 построенных) Großer Funk-und Beobachtungswagen auf Lorraine (f) — большая командирская и артиллерийская разведывательная машина. И единственная 12,2-см Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine (f) (1 построено) — штурмовое орудие, устанавливающее на это же шасси советскую 122-мм гаубицу. Был произведен только один. Таким образом, 20 обещанных Sfl = 12 Marder I + 2 leFH18 / 4 (Sf.) + 4 sFH13 auf Sfl + 1 Beob Sfl и подошва 12,2 см Kanone (r), все на шасси Lorraine-Schlepper Sfl (f) для 227-го Inf Div в декабре 42.}

Источники

  1. Н. Мишин. Модернизация БМП «Мардер» // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1981, стр.88
  2. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 101. — ISBN 9781857438352.
  3. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 257. — ISBN 9781857438352.
  4. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 386. — ISBN 9781857438352.

Главный редактор — Крис Бишоп. «Современная боевая техника». стр 46

Боевое применение и тактико-технические характеристики

Хотя «Мардер» стоит на вооружении с начала 70-х годов, в зоне боевых действий БМП впервые оказалась лишь в конце 90-х, когда германских миротворцев ввели в Косово. Спустя ещё десять лет машины, наконец, повоевали в Афганистане, где оказались неприспособленными к климатическим условиям и специфике контрпартизанской войны с большим количеством импровизированных мин.

На момент появления БМП «Мардер» у неё был только один прямой аналог и конкурент – советская БМП-1.

«Мардер» БМП-1
Экипаж 3 (7 десантников) 3 (8 десантников)
Масса, тонн 28 13
Высота, м 2,9 2
Скорость, км/ч 70 65
Запас хода, км 600 600
Вооружение 20мм автоматическая пушка, 2 7,62мм пулемёта ПТРК «Малютка», 73мм орудие, 7,62мм пулемёт
Максимальная толщина брони корпуса, мм 30 19

Советская БМП отличалась, в первую очередь, вооружением. Предусмотренные штатной комплектацией противотанковые ракеты, пушка, в боекомплект которой входили поначалу только кумулятивные боеприпасы – это свидетельствует о том, что боевая машина пехоты должна была поражать, прежде всего, бронетехнику.

Вооружение «Мардера», наоборот, лучше всего подходило для поражения пехоты и лёгкой техники, в том числе летательных аппаратов. В дальнейшем советские конструкторы работали над повышением «противопехотных» качеств БМП, а в ФРГ усилили «Мардер» с помощью ПТРК.

Но после объединения Германии проект закрыли, и замены старая машина так и не получила. Это при том, что, как считалось, предел модернизаций был достигнут ещё на модификации 1А3.

Однако «Мардеры» продолжают потихоньку подтягивать к новым требованиям и стандартам. Причина такой долгой жизни, увы, не в высоких боевых качествах, а в банальном сокращении военного бюджета.

Конструкция

Боевая машина пехоты «Мардер» получила компоновку, позже ставшую классической для БМП. Шестицилиндровый дизельный двигатель мощностью в 600 л.с, выполненный, как единый агрегат с гидромеханической трансмиссией, расположен спереди, у правого борта.

Топливные баки размещены в боевом отделении. Радиаторы системы охлаждения – в корме, по обе стороны от десантной аппарели. В пространстве между левым бортом и моторным отсеком – место механика-водителя. В центре корпуса находится 2-местная башня, с постами командира и наводчика.

Корпус сваривался из листов катаной брони, толщина верхнего листа – 30мм, но установлен он под очень большим углом. Толщина бортовой брони – около 15мм, нижняя часть борта закрывалась резиновыми экранами. Корпус полностью герметичен.

Вооружение установлено в башне лафетной компоновки. Оно представлено автоматической пушкой Rh.202 калибра 20мм, и пулемётом MG3 калибра 7,62мм. Темп стрельбы пушки – до 1000 выстрелов в минуту, большинство боеприпасов – осколочно-фугасные. Углы возвышения орудия позволяют вести огонь по воздушным целям. На цель орудие наводится с помощью оптических прицелов переменной кратности (2-6х) и ночных прицелов, требующих подсветки цели инфракрасным прожектором. Прицелы командира и наводчика – параллельны.

Десантник, сидящий лицом «к выходу» был оператором дистанционно управляемой пулемётной турели, в которой устанавливался второй пулемёт MG-3. В бортах – по две шаровые установки для ведения огня из индивидуального оружия, наведение – через перископы наблюдения. Благодаря герметичному корпусу «Мардер» без подготовки может форсировать брод полутораметровой глубины. Плавучесть машины обеспечивается только навесными поплавками.

Описание [ править ]

Marder 1A3 сзади, с опущенной рампой

Корпус Marder 1 полностью сварен из стали, что обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, а передняя часть корпуса обеспечивает защиту от снарядов APDS калибра до 20 мм. Более поздние варианты имели повышенную защиту до 30 мм APDS в ответ на 30-мм автопушку, вооруженную БМП-2, и разработку бомбовых кассетных бомб головного нападения.

Marder представляет собой относительно обычную конструкцию, в которой водитель сидит на передней левой стороне корпуса, а двигатель — справа от него. У водителя есть три дневных перископа, установленных в люке, открывающемся справа. Центральный перископ можно заменить на пассивный прибор ночного видения. За водителем — место для одиночного пехотинца. В ранних версиях «Мардера» у этого человека был люк, открывающийся вправо, и перископ, который можно было поворачивать на 360 градусов; этот люк был удален в варианте 1А3 и далее.

В центре корпуса расположена двухместная башня, в которой справа находится командир, а слева — наводчик. Люк предусмотрен только у командира. Командир имеет восемь дневных перископов для кругового обзора, а у наводчика есть еще три. Основной прицельной системой является прицел PERI-Z11 с оптическим увеличением 2х или 6х. Начиная с версии 1A2, появился дополнительный тепловизионный прицел с 2-кратным и 8-кратным увеличением. В задней части башни находится десантное отделение, в котором могут разместиться шесть пехотинцев, сидящих спиной к спине наружу по центру корпуса.

Marder способен преодолевать до 1,5 метров воды без подготовки и может быть оснащен комплектом, позволяющим преодолевать воду глубиной до 2,5 метров.

Автомобиль оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем с жидкостным охлаждением MTU MB 833 Ea-500, который развивает мощность около 441 кВт (600 л.с., 591 л.с.) при 2200 об / мин. Радиаторы охлаждения установлены в задней части корпуса по обе стороны от съезда. Двигатель агрегатируется с четырехступенчатой ​​планетарной коробкой передач Renk HSWL 194 с четырьмя передними и четырьмя задними передачами. Трансмиссия также обеспечивает рулевое управление и торможение с помощью бесступенчатого гидростатического блока, который передает мощность на два приводных блока, установленных в передней части корпуса. Автомобиль заправлен 652 литрами топлива, что дает ему запас хода около 500 километров. Ранние Marders могли развивать скорость 75 км / ч на 4-й передаче, но дополнительная броня более поздних машин снизила ее до 65 км / ч.

Marder приводится в движение гусеницей Diehl, которая может быть оснащена резиновыми дорожными накладками. Приводной механизм состоит из шести опорных катков с резиновыми шинами, ведущей звездочки в передней части корпуса и натяжного колеса в задней части. Также установлены три возвратных ролика. Подвеска представляет собой торсионную систему с дополнительными гидростатическими амортизаторами, установленными на двух передних и двух последних опорных катках.

Вооружение править

Marder 1 A3 стреляет из 20-мм пушки на учениях.

Мардер 1 А5

Первичное Вооружение является 20 мм Rheinmetall MK 20 Rh202 автопушкой , который установлен в небольшой двухместный башне и может стрелять либо бронебойные или HE раунды. Установленный соосно слева от пушки является 7,62 мм MG3 пулемет . Башня имеет поворот на 360 градусов и может подниматься от −17 градусов до +65 градусов со скоростью 40 градусов в секунду при повороте со скоростью 60 градусов в секунду. Ранние Marders до версии 1A1 включительно имели второй MG3, установленный на задней палубе в дистанционно управляемой капсуле. Обычно для 20-мм пушки имеется 1250 снарядов, а для MG3 — еще 5 000 снарядов.

На моделях, начиная с версии 1A1A, пусковая установка противотанковых управляемых ракет MILAN может быть прикреплена к башне для обеспечения улучшенных противотанковых возможностей. Обычно в машине перевозятся четыре ракеты.

Имеется четыре (по два с каждой стороны) порта для орудий, которые могут использоваться конной пехотой для обеспечения дополнительного огня по атакующим целям пехоты. Им были оснащены только Marder 1A1 и 1A2. Marder 1A3 и выше не имеют портов для орудий из-за установки дополнительного слоя брони и внешних ящиков для хранения.

Шесть дымовых гранатометов диаметром 76 мм могут создавать визуальную и инфракрасную блокирующую дымовую завесу .

История проекта

Еще в конце 50-х годов немецкими военными были сформулированы новые требования к системе бронетанкового вооружение Бундесвера. Кроме непосредственно танков, в нее также вошли и несколько других видов боевых машин, включая тяжелую гусеничную БМП с мощной защитой и пушечным вооружением.

Параллельно с созданием первого «Леопарда» шли работы над проектом боевой машины пехоты Neu, способной взаимодействовать с этим танком на поле боя. Военные требовали, чтобы новая БМП вмещала 10 пехотинцев с полной боевой выкладкой, была оснащена 20-мм автоматической пушкой и имела надежную систему защиты от химического, ядерного и биологического оружия. В разработках принимала участие целая группа немецких компаний, поэтому уже к 1961 году военным были предоставлены восемь образцов новой боевой машины. В последующие два годы были изготовлены еще семь вариантов БМП.

В общей сложности создание новой БМП заняло девять лет. Проект был окончательно утвержден в 1966 году, новая машина получила имя «Мардер». В 1969 году военному руководству Германии был продемонстрирован опытный образец БМП, в этом же году на мощностях Rheinmetall и Maschinenbau началось ее серийное производство. Первые образцы машины были официально переданы немецкой армии в 1971 году.

Процесс улучшения БМП «Мардер» начался практически сразу после принятия этой машины на вооружение. В 1975 году в качестве основного противотанкового оружия «Куница» получила ПТРК «Милан». До 1979 года этот комплекс был установлен на все имеющиеся БМП.

В 1979 году началась первая программа по модернизации боевой машины, которая позже получила наименование А1. Соответственно второй и третей программе улучшения БМП присвоили индексы А2 и А3.

БМП «Мардер» А1 получила новый механизм поворота башни, а 20-мм орудие снабдили механизмом селективного питания, который позволял в бою мгновенно переходить от бронебойных к осколочно-фугасным снарядам. Кроме того, был увеличен сам боекомплект, а в его состав включили новый подкалиберный снаряд. Также изначально планировалось оснастить все боевые машины тепловизорами, но сделано это было только для 674 «Мардеров».

В конце 80-х был дан старт программе модернизации А3, которая была рассчитана на 10 лет. Основной ее целью было повышение уровня защищенности БМП. На машину была установлена дополнительная навесная броня, также была усилена защита кормовых дверей и крыши корпуса. Разработчики ставили перед собой цель обеспечить машине круговую защиту от советской 30-мм пушки. Кроме того, были устранены амбразуры для личного оружия в десантном отсеке БМП. Вышеуказанные изменения привели к увеличению массы «Мардера» до 35 тонн.

Существовала еще одна программа модернизации БМП «Мардер», причем она должна была носить самый радикальный характер.

Согласно концепции, по которой изначально разрабатывалась эта боевая машина пехоты, она должна была не только подвозить солдат к месту боя, но и действовать дальше совместно с танками. При этом бойцы должны были находиться внутри машины, защищенные ее броней. Эта концепция предусматривала создание БМП с броневой защитой, не уступающей основным танкам, которые она обязана была сопровождать. Однако, если в начале 70-х годов «Мардер» по уровню защиты действительно приближалась к ОБТ «Леопард-1», то уже к середине 80-х разрыв по этому параметру был очень велик. Даже модернизация по уровню А3 не смогла полностью исправить эту ситуацию. Поэтому в середине 80-х началось создание практически новой машины «Мардер-2» на основе базовой модификации БПМ.

На ней планировали установить пушку сменного калибра (35/50 мм) и значительно увеличить уровень защищенности. Последнего рассчитывали добиться не только за счет серьезного увеличения толщины брони, но и кардинального улучшения ее качества. В конструкции новой машины хотели использовать броневую защиту, именуемую «чобхэмом второго поколения», что позволило бы лобовой части корпуса выдерживать попадания 125-мм танковых снарядов. При этом общая масса машины должна была увеличиться до 42-43 тонн, что превышало аналогичный показатель некоторых танков (Т-72 весит 41 тонну). Приводить в движение машину такого веса должен был новый двигатель с мощность 1,5 тыс. л. с.

Прототип «Мардер-2» был продемонстрирован в 1991 году, в том же году он успешно прошел полигонные испытания. Однако новая машина получилась не только очень тяжелой, но и крайне дорогой. В это время Холодная война была уже позади, от былой напряженности в Европе не осталось и следа, «железный занавес» пал. Поэтому руководство Германии не видело необходимости тратиться на новый чрезвычайно дорогой проект: работы по «Мардер-2» были сначала заморожены, а потом и вовсе прекращены.

Боевая служба [ править ]

Мардер в составе немецких миротворческих сил в Косово, 1999.

С первым подразделением, поставленным летом 1971 года, БМП Marder оставалась непроверенной в бою в течение 38 лет до июля 2009 года, когда они защищали немецкий боевой пост от талибов в районе Чахар Дара афганской провинции Кундуз , убив и ранив множество повстанцев. С тех пор Мардеры несколько раз участвовали в тяжелых боях. Эти машины оказались чрезвычайно полезными и получили высокую оценку немецких войск как большое тактическое средство. Однако экипажи подвергались большим физическим нагрузкам, поскольку ни один из транспортных средств не оборудован системами кондиционирования воздуха . Два мардера были повреждены самодельными взрывными устройствами в ходе наступления под руководством Германии на повстанцев Талибана в Катлиаме, 31 октября 2010 года. Позже в ходе битвы, названной Коалицией под кодовым названием « Операция Халмазаг », один Мардер отбил атаку Талибан пытается обойти позиции немецких десантников. В июне 2011 года немецкий мардер был уничтожен недалеко от Кундуза взрывным устройством 200 кг (440,91 фунта), в результате чего один солдат был убит и пятеро получили ранения.

Marder также использовался во время войны в Косово в составе немецких миротворческих сил, отправленных в составе сил НАТО в Косово ( KFOR ).

САУ «Marder» II

Весной 1942 года фирма «Alkett» разработала еще один проект противотанковой САУ, сочетавшей ходовую часть устаревшего танка Pz II и трофейную советскую дивизионную пушку Ф-22 (76,2-мм орудие обр. 1936 года). В начале войны немцы захватили большое количество этих орудий в западных приграничных районах СССР.

В качестве ходовой части использовались шасси танков Pz II Ausf D/E. Немцы унифицировали некоторое количество советских орудий под снаряды от новых 75-мм противотанковых пушек РаК 40/2. Такой вариант пушки получил обозначение 7,62 cm РаК 36(г), в то время как оригинальные советские пушки обозначались 7,62 cm FK 296(г).

Германская 75-мм САУ «Marder» II (шасси Sd Kfz 131) на южном участке Восточного фронта. 1943 год. 19 белых полос на орудии возле дульного тормоза свидетельствует о количестве подбитых советских единиц бронетехники.

Новое противотанковое самоходное орудие получило официальное обозначение — «Panzerjager II Ausf D/E fur 7,62 cm РаК 36(r)» (Sd Kfz 132) и второе неофициальное — «Marder» II («II» — второе поколение «Marder», также эта цифра указывает на шасси на базе «двойки»). Согласно официальной пропаганде, это была инициатива самого Гитлера.

В апреле—мае 1942 года на заводах фирмы «Alkett» было переоборудовано в САУ 185 танков Pz II, в июне на базе огнеметных танков Flammpanzer II «Flamingo» построили еще 30 САУ.

Боевая рубка с высокими бортами, сваренная из стальных бронелистов толщиной 14,5 мм (установить более толстую броню не позволяли возможности слабого двигателя танка Pz II), располагалась приблизительно в центре корпуса шасси. Орудие являлось очень мощным оружием. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 797 м/с мог с расстояния в 900 м пробить 81 -мм броню под углом 60° (104 мм — под углом 90°). САУ Marder II с пушкой Ф-22 могла справиться с любым советским танком вплоть до конца 1942 года. Однако ее сильное вооружение резко контрастировало с очень слабой броневой защитой, что осложняло и без того непростую проблему выживания экипажа.

Самоходки «Marder» 11 (с 76,2-мм орудиями) появились на Восточном фронте на вооружении противотанковых дивизионов немецких танковых и моторизованных дивизий. Они участвовали в ожесточенных сражениях за Сталинград и Северный Кавказ. Потери были велики. В начале 1943 года в составе действующей армии оставалось всего около 50 машин.

В 1942 году на вооружении немецкой армии появилось 75-мм противотанковое орудие РаК 40, способное поражать танки Т-34 с дальней дистанции. Конструкторы немецких фирм FAMO, MAN и «Alkett» получили задание создать на базе все того же танка Pz II и пушки РаК 40 противотанковую САУ. 23 мая 1942 года Министерство вооружения отобрало один из предоставленных в спешном порядке опытных экземпляров и приказало приступить к его серийному производству. Новая САУ, названная (как и подобная машина с советской пушкой) «Marder» II, официально обозначалась «7,5 cm РаК 40/2 auf Fgst Pz Kpfw II Ausf А-F» (Sd Kfz 131).

Раненые немецкие солдаты доставляются в полевой госпиталь на броне 75-мм САУ Marder III Ausf Н (на базе Sd Kfz 138). Восточный фронт, лето 1943 года.

Сильная отдача при орудийном выстреле и увеличившаяся масса машины (по сравнению с танком) отчасти компенсировались усилением подвески. Орудие монтировалось в трехсторонней броневой рубке, установленной в центре корпуса. Толщина противопульной брони (рубка) не превышала 14,5 мм.

За период с июня 1942 по июнь 1943 года немецкая промышленность выпустила 576 САУ «Marder» II. Позднее конверсии подверглись еще 75 танков Pz II, которых прежде планировали подвергнуть плановому ремонту.

САУ «Marder» II, оснащенные 75-мм пушками РаК 40, составляли в 1942 — первой половине 1943 года основу истребительно-противотанковых дивизионов немецких танковых и моторизованных дивизий. Первоначально они применялись только на Восточном фронте, но ближе к концу войны их стали использовать также на Западном фронте и в Италии.

Модификации

В 1979 году противотанковые возможности БМП повысили, установив на башне пусковую установку ракет «Милан», в боекомплект вошло четыре ракеты. Поскольку это было не встроенное оружие, а, пехотная пусковая установка, стрелять из неё приходилось, высунувшись из люка.

Приборы ночного видения заменили более современными, не требующими подсветки, а некоторое количество БМП получило тепловизоры. Машины без тепловизора получили индекс А1(-), а вообще не получившие современных ПНВ – А1А.

Модификация 1984 года получила обозначение «Мардер» А2. Все машины оснащались тепловизорами, ходовая часть усиливалась, а кормовая пулемётная турель упразднялась. Боекомплект пушки пополнился подкалиберными снарядами, пробивающими до 60 мм брони на дальности в 1500м. БМП с новым шасси, но старой башней, получили обозначение A1A2.

Вариант 1988 года “Мардер” 1А3 отличался усиленной бронезащитой. На корпус устанавливались (на болтах) дополнительные броневые экраны, призванные обеспечить защиту от огня 30мм автоматических пушек. ПТРК «Милан» заменили на модернизированный «Милан-2» с тандемной боевой частью. Башню перекомпоновали, 5 маленьких люков в крыше заменили на 3 крупных. Амбразуры, перекрытые бортовыми экранами, пришлось заглушить.

Вариант 2003 года носит название «Мардер» 1А5 — 75 машин было переделано с целью повысить защищенность от мин. На шасси «Мардер» также строился зенитно-ракетный комплекс «Роланд».

Литература и источники

Sd.Kfz.234/2 на Викискладе
  • Барятинский М. Б. Бронеавтомобили вермахта. — М.: Моделист-конструктор, 2007. — 32 с. — (Бронеколлекция № 1 (70) / 2007). — 2500 экз.
  • P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — London: Arms and Armour Press, 1978. — 272 p. — ISBN 0-85368-202-X.
  • T. L. Jentz. Panzerspähwagen. Armored Cars. Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263. — Boyds, MD: Panzer Tracts, 2001. — 60 p. — (Panzer Tracts № 13). — ISBN 0-97084-074-8.
  • | Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 Puma — Описание конструкции, боевое применение
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector