Большой противолодочный корабль

Содержание:

Описание конструкции

Схема наружного вида МПК проекта 1331М:

1 — 76-мм АУ АК-176; 2 — 533-мм ТА ДТА-53-1331 М; 3 — АП РЛС СУАО «Вымпел»; 4 — ПУ «Фаста-4М/2» ПЗРК; 5 — ПУ КУРС СППП ПК-16; 6— обтекатель АП РЛС «Позитив»; 7 — АП станции РТР «Бизань-4Б»; 8 — АП РЛС «Дон-2»; 9 — АП радиопеленгатора; 10 — визирная колонка СУАО «Вымпел»; 11— ходовой мостик; 12 — ходовая рубка; 13 — РБУ-6000; 14 — 30-мм АУ АК-630М; 15 — обтекатель антенн ГАК «Платина-МС», станций «Штиль-2» и КМГ-12; 16 — спасательные плотики ПСН-6; 17 — лацпорт антенны ГАС «Рось-К»; 18 — минные рельсы`; 19 — шестивесельный ял.

Корпус

Корпус корабля стальной, гладкопалубный, с седловатостью в носовой части и уширенной, занимающей всю ширину корпуса, носовой надстройкой. Корабль строился по продольной системе набора и имел верхнюю и нижнюю палубы, платформу, трюм и второе дно. Носовая и кормовая надстройки, внутренние выгородки и часть фундаментов выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов, для снижения водоизмещения. Ран­го­ут пред­став­лен четырёхногой фок-мачтой и башнеподобной грот-мачтой квадратного сечения из лег­ких спла­вов.

На кораблях устанавливались системы круглогодичного охлаждения и кондиционирования воздуха в жилых, служебных помещениях и на боевых постах, что позволяло поддерживать в помещениях кораблей нормальную температуру, влажность, чистоту и сменяемость воздуха. Корабли также оборудованы системой обогрева помещений и вентиляции, системами аварийного охлаждения главных двигателей и подачи забортной воды, системами хозяйственных паропроводов и системой пресной воды. Корабли отличались исключительно хорошим качеством постройки, добротностью и надежностью техники.

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков.
По расчётам корабль должен оставаться на плаву при затоплении любых трёх смежных отсеков, при этом начальная метацентрическая высота и надводный борт сохраняются положительными.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка механическая, трёхвальная, с тремя дизельными двигателями М-504А по 4 750 л.с. каждый, которые работали через реверс-редукторы на три трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Двигатель М-504А с частотой вращения 1 950 об/мин. и частотой вращения фланца отбора мощности 522 об/мин. имел ресурс до первой полной переборки в 3 500 часов и массу не более 7,5 тонны. Управление главными двигателями производится с пульта управления с помощью системы автоматизированного дистанционного управления. Полная маршевая скорость корабля под тремя дизелями составляла 24,5 узла.

Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, 50 Гц получала питание от трёх дизель-генераторов ДГ-300 мощностью по 300 кВт. Распределение электроэнергии осуществлялось через главный распределительный щит.

Вооружение

  • 76-мм артиллерийская установка АК-176
  • 30-мм артиллерийская установка АК-630М
  • Пусковая установка зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА»
  • Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 «Смерч-2»
  • 2 спаренных 533 мм торпедных аппарата
  • 12 глубинных бомб или 18 мин

Радиотехническое вооружение

  • Комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101) — выстрелы АЗ-ТСП-60УМ
  • РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка»
  • РЛС РТР «Бизань-4Б»
  • НРЛС «Дон»
  • Аппаратура госопознавания «Никель-КМ»
  • Радиопеленгатор АРП-50Р
  • ГАК МГК-335МС
  • ОГАС МГ-339Т «Шелонь»
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
  • ГАС КМГ-12 «Кассандра»
  • ГАС приема сигналов гидроакустических буев МГС-407К
  • Станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ
  • Станция обнаружения радиационного кильватерного следа ПЛ МИ-110Р

История службы

МПК-220 (справа) с однотипным МПК-215 у причала в Севастополе, фото 1991-1997 гг.

Весной 1991 года корабль перешёл из Феодосии в Севастополь, и 14 марта 1991 года был включён в боевой состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ) СССР. МПК организационно вошёл в состав 149-й тактической группы противолодочных кораблей 68-й бригады кораблей охраны водного района, базирующейся на Севастополь (Южная бухта). Корабль был принят от промышленности с рядом заводских недоделок; при нормальных условиях подобные недочёты особо отмечаются в приёмном акте и достаточно быстро устраняются за счёт завода-строителя, но в 1991 году нарастающий кризис в руководстве СССР в конце концов привёл к разделу страны и роспуску союзных министерств и ведомств. Связанное с этим обвальное сокращение оборонных расходов, больно ударившее по всем флотам, для Черноморского флота дополнительно осложнилось ещё и спорами между разделившимися Россией и Украиной: каждая из этих республик претендовала как на корабли флота, так и на прочее его имущество. В результате МПК-220 в начале 1990-х годов оставался лишь ограниченно боеготовым.

В 1997 году корабль принял участие в весеннем сбор-походе Черноморского флота совместно с однотипным МПК-215.

Летом 1997 года вопрос о разделе Черноморского флота между Россией и Украиной был окончательно решён и закреплён соответствующим соглашением. 27 июля 1997 года в Севастополе МПК-220, уже официально перешедший в состав ВМФ России, сменил Военно-Морской флаг СССР на Андреевский.

С 25 июня 1998 года над кораблём принял шефство город Владимир, в честь которого МПК-220 и получил новое имя – «Владимирец». Постепенно устранялись недоделки, благодаря усилиям экипажа и поддержке командования флота была достигнута полноценная боеготовность.

В 1999 году малый противолодочный корабль завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе корабельной противолодочно-ударной группы).

Последствия шторма 2007 года

11 ноября 2007 года во время сильного шторма в Севастопольской бухте МПК «Владимирец», находящийся в Севастополе у причала 13-го судоремонтного завода в ремонте, в результате навала на него сорванного со швартовых заводского плавкрана получил несколько пробоин левого борта и начал интенсивно принимать забортную воду. Корабль находился в ковше Килен-бухты, где был ошвартован правым бортом к причалу. Борьбу за живучесть осложняло то, что на выведенном в ремонт МПК находился лишь частично укомплектованный экипаж. Левый борт корабля поддерживал плавкран ПК-12050. В течении последующих суток в спасательной операции были задействованы противопожарные катера ПЖК-37 и ПЖК-45, водолазное морское судно ВМ-125, рейдовые водолазные катера РВК-860 и РВК-1360, рейдовые буксиры РБ-136, РБ-247 и РБ-296. Корабль с наложенными на места повреждений кольчужными пластырями был переведен в плавучий док ПД-88, где прошёл корпусной ремонт.

В августе 2008 года прошёл ремонт с продлением срока эксплуатации главной энергетической установки.

К 2014 году исключён из списка флота и разоружён. Предполагалась его реконструкция в плавучий музей, но, видимо, на это не изыскали средств: по меньшей мере, к 2019 году переделка в музей так и не была начата, а корабль ожидал утилизации в Севастополе.

Во время службы корабль носил бортовой номер 060.

Командиры

Командиры МПК-220 «Владимирец»
Даты Звание Командир Фотография
20.08.1990-24.03.1991 капитан 3 ранга Гришин Александр Андреевич
24.03.1991-02.12.1995 капитан 3 ранга Лушин Андрей Николаевич
19.09.1996-21.08.2000 капитан 3 ранга Добында Григорий Дмитриевич
23.08.2000-04.07.2003 капитан 3 ранга Алексеев Юрий Владимирович
02.10.2003-31.08.2005 капитан 3 ранга Анисимов Николай Александрович
31.08.2005-н/д капитан 3 ранга Берге Денис Александрович
н/д капитан 3 ранга Благодарный Николай
н/д капитан 3 ранга Пузиков Юрий

Проектирование

В феврале 1967 года Главнокомандующим ВМФ СССР было утверждено тактико-техническое задание и заключен договор на выполнение эскизного проекта корабля 1141. Главным конструктором корабля стал А. В. Кунахович. В проекте необходимо было обосновать выбор надежного крыльевого устройства, системы угловых передач (колонок) и винтов, рассчитать прочность и долговечность крыльевого устройства и корпуса.

Эскизный проект был разработан к концу 1967 года и был утвержден в 1969 году.

В 1968 году А. В. Кунахович умер, исполняющим обязанности главного конструктора стал А. М. Шейдвассер, в 1971 году главным конструктором проекта был назначен Е. И. Овсиенко.

проектирование и строительство малых противолодочных кораблей

 
К началу 60-х потребность советского флота в новых эскортных кораблях и противолодочных кораблях ограниченного водоизмещения резко возросла. Новые боевые корабли должны были обеспечить развертывание подводных лодок, осуществлять охрану военно-морских баз, соединений ударных кораблей и конвоев в прибрежных районах. Этому способствовало появлению в ведущих морских державах субмарин нового поколения с дизельными и ядерными силовыми установками. Резко возросла подводная угроза во всех операционных зонах советского военно-морского флота — в том числе и ближней зоне.
 
малый противолодочный корабль проекта 1124

 
Главком ВМФ СССР С. Г. Горшков дал указание начать разработку нового малого противолодочного корабля с повышенными возможностями противовоздушной и противолодочной обороны.  Предполагалось получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, как развитие проекта 204. Впервые на практике военно-морского судостроения небольшой корабль должен был получить на вооружение зенитно-ракетный комплекс самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию. В 1963 году Зеленодольскому ЦКБ -340 было выдано техническое задание на проектирование малого противолодочного корабля под шифром «Альбатрос». Главным конструктором корабля был назначен руководитель бюро Ю. А. Никольский

В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего надводного корабля. Специалисты Зеленодольского ПКБ были скованы жесткими рамками предложенного задания и, чтобы добиться требуемой 35 узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, предложили так называемые комбинированные обводы корпуса

Основной трудностью при проектировании корабля стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции.
 
В опытовом бассейне ЦНИИ имени А. Н. Крылова была проведена серия буксировочных испытаний моделей корпуса будущего боевого корабля, подтвердившая скоростные качества спроектированных обводов корпуса. Поведение военного судна на волнении изучалось в бассейне на самоходной модели.
 

Надводный корабль получил гладкопалубную архитектуру с развитой носовой надстройкой во всю ширину палубы, что придавало альбатросам их неповторимый внешний облик. Сплошная протяженная надстройка в сочетании с изящной седловатостью не только повышала высоту надводного борта, но и позволила получить солидные дополнительные объемы внутри корпуса.
 
Уже в июне 1964 года командование ВМФ и руководство министерства судостроительной промышленности рассмотрели представленный эскизный проект нового малого противолодочного корабля проекта 1124. 
 

История создания

В 60-х годах главнокомандующий ВМФ СССР С. Г. Горшков дал указание начать разработку нового малого противолодочного корабля с повышенными возможностями противовоздушной и противолодочной обороны. Предполагалось получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, как развитие проекта 204. Впервые на практике военно-морского судостроения небольшой корабль должен был получить на вооружение зенитно-ракетный комплекс самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию. В 1963 году Зеленодольскому ЦКБ -340 было выдано техническое задание на проектирование малого противолодочного корабля под шифром «Альбатрос». Главным конструктором корабля был назначен руководитель бюро Ю. А. Никольский.

В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего надводного корабля. Чтобы добиться требуемой 35 узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, предложили так называемые комбинированные обводы корпуса

Основной трудностью стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции.

Надводный корабль получил гладкопалубную архитектуру с развитой носовой надстройкой во всю ширину палубы, что придавало альбатросам их неповторимый внешний облик. Сплошная протяженная надстройка в сочетании с изящной седловатостью не только повышала высоту надводного борта, но и позволила получить солидные дополнительные объемы внутри корпуса.

В проект 1124М установили более совершенный ЗРК «Оса-МА», 76-мм АУ, РЛС «Топаз-2В», ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Платина-С» и подруливающее устройство «Поворот-159», которое обеспечивает управление кораблем во время использования ГАС «Шелонь-Т». Для компенсации весов и размещения аппаратуры КТУ-71 (телеуправления торпед) сняли одну РБУ-6000 с боезапасом и сократили запасы топлива, и на некоторых кораблях устанавливался ПЗРК «Стрела-3»

История создания

Разрабатывались специалистами Зеленодольского судостроительного завода, в Германской Демократической Республике(ГДР). Главным наблюдающим от ВМФ по проекту был назначен капитан 2 ранга О. К. Коробков. Корабли разработаны на базе малого противолодочного корабля проекта 1124, строились для собственных ВМС (тип «Parchim»), по заказу СССР, для стран Организации Варшавского договора и на экспорт. Головной МПК проекта 1131 вступил в строй ВМФ ГДР в 1981 году. По своим ТТЭ уступают прототипу (отсутствует ЗРК «Оса-М»), но отличаются исключительно высоким качеством постройки.

Проект 1131М модернизированный вариант с обновлённым артиллерийским, гидроакустическим и радиотехническим вооружением. Головной МПК-192 проекта 1131М вступил в строй Балтийского флота в 1986 году.

Вооружение

Артиллерийское

АУ АК-176

На корме размещается 1 одноствольная 76-мм артиллерийская установка АК-176. Боезапас составляет 152 выстрела. Ресурс ствола – 3000 выстрелов. Расчёт состоит из 2 человек. Скорострельность АУ – 30, 60 или 120 выстрелов в минуту. Максимальное количество выстрелов в непрерывной очереди – 70, после чего необходимо охлаждение в течение 25-30 минут. Начальная скорость снаряда достигает 980 м/с, а дальность стрельбы – до 15 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок – до 8 км. Масса АУ – 13,1 тонн. Наводка артустановки автоматическая и полуавтоматическая при помощи дистанционного управления и в ручную по визирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой башенной установке. Управление стрельбой осуществляется СУО, совмещённой с РЛС МР-123/176 “Вымпел-А”.

АК-630М

Противолодочное и противоминное вооружение

Реактивный бомбомёт РБУ-6000 “Смерч-2”

Глубинная бомба ББ-1

2 реактивных бомбометных установок РБУ-6000 “Смерч-2” с 12 стволами расположены в носовой части корпуса. Боезапас установки – 48 РГБ. Длина – 2165 мм, ширина – 2000 мм, высота – 2030 мм, масса – 3100 кг. Калибр РГБ – 212 мм, длина ствола РГБ – 1800 мм, Длина РГБ – 1830 мм, Масса РГБ – 113 кг (119.5 кг по др.данным) Масса взрывчатого вещества – 23.5 кг, дальность действия – 300-5800 м, глубина поражения – 15-350 м (РГБ-60), скорость погружения – 11.6 м/с (РГБ-60), скорострельность в залпе – 2,4 выстр/с

На корме находится 2 кормовых бомбосбрасывателя и 12 глубинных бомб ББ-1. Вес бомбы составляет 165 кг, вес тротила – 135 кг, бомба погружалась со скоростью 2,3-2,5 м/с, эффективный радиус взрыва – 5 м, глубина погружения бомбы – 10-210 м.

Зенитно-ракетное

ПЗРК «Стрела-3»

2 ПУ МТУ-4УС для ПЗРК “Стрела-3”, располагались побортно на кормовых срезах носовой надстройки. Скорость ракеты 9К36 – 670 м/с, дальность стрельбы – 500-4500 м, потолок – 30-3000 м при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная ИК головка самонаведения. Вес комплекса: 16 кг.

Торпедное вооружение

Из торпедного аппарата ДТА-53-1124 выстреливается практическая противолодочная торпеда.

Торпедное вооружение состоит из 2 двухтрубных 533-мм поворотных торпедных аппаратов ДТА-53-1124, комплектующихся автоматическим прибором АТУ-1 для ввода в торпеды текущего угла. Для стрельбы используются самонаводящиеся противолодочные торпеды СЭТ-53М. Вес боевой части торпеды 92 кг, скорость хода 29 узлов, дальность действия 14 км, глубина поражения цели 20-200 метров. Активно-пассивная акустическая система самонаведения торпеды в активном режиме имела радиус реагирования по подводной лодке 600 метров.

Радиолокационное вооружение

Корабли проекта 1331М комплектуются РЛС обнаружения воздушных целей МР-352 «Позитив».
РЛС осуществляет задачи:

  • освещение воздушной и надводной обстановки в интересах эффективного использования огневых средств;
  • определение уровня угрозы целей;
  • выдача целеуказания оружию.

Основные характеристики:
Зона обзора:
по дальности – 128 км
по углу места – 40 град.
Масса – 3,5 т

РЛС управления огнем МР-123 “Вымпел” осуществляет наведение и сопровождение артиллерийских установок АК-176 и АК-630М на воздушные, надводные и наземные цели на дальности до 5000 м. ПУ стрельбой оборудован ТВ-визиром. В системе предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с коллиматорным прицелом.
Дальность обнаружения цели ТВ-визиром:
– 75 км (морская цель типа катера пр.205)
– 7 км (воздушная цель типа МиГ-19)

Радиоэлектронное вооружение

РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) “Вымпел-Р2”, предназначена для обнаружения излучения работающих корабельных и самолётных РЛС, а так же головок самонаведения ракет (ГСН) и создания для них активных помех. 2 антенных поста обнаружения излучения, расположенных побортно на срезах крыльев ходового мостика и 2 антенных постов активного противодействия, размещены побортно на мачте. РЭБ обеспечивает:

  • автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа;
  • автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех;
  • решение задач РЭБ, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО надводного корабля.

История

Малые охотники за подводными лодками в СССР после Великой отечественной войны долгое время строили с деревянными корпусами, так как они были унифицированы по корпусу и двигателям с торпедными катерами. В 1948 году судостроительной верфью в Сосновке по проекту ОД-200бис (разработчик — центральное конструкторское бюро № 19 (ЦКБ-19) в Ленинграде, главный конструктор Леонид Львович Ермаш) построено 16 малых охотников с дизельными двигателями М-50, так как построенные в 1946—1947 годах верфью в Сосновке 40 малых охотников за подводными лодками проекта ОД-200, из-за установки на них карбюраторных двигателей «Паккард» были пожароопасны. Катера проекта ОД-200 стали последними, имевшими возможность перевозки по железной дороге. Появление подводных лодок с большими подводными скоростями и подводными дальностями хода требовало размещения на охотниках более дальнодействующих акустических средств обнаружения и более мощного и эффективного вооружения. Это повлекло за собой рост водоизмещения противолодочных катеров.

Противолодочные катера проекта 199, разработанные в ЦКБ-5 под руководством главного конструктора Павла Густавовича Гойнкиса на базе корпуса и энергетической установки большого торпедного катера проекта 183, последняя серия деревянных малых охотников. По сравнению с катерами проекта ОД-200, их противолодочное вооружение усилено: из двух кормовых бомбосбрасывателей и двух бомбометов БМБ-2 с 36 большими глубинными бомбами. Их артиллерийское оружие самообороны: две спаренные 25-мм пушечные установки 2М-3. Эти малые охотники были с современным для того времени гидроакустическими и радиолокационными станциями. По проекту ОД-200 до конца 1959 года судостроительной верфью № 5 в Ленинграде для морских частей пограничных войск построено 52 катера.

Как прошёл парад кораблей в Санкт-Петербурге

Рано утром 9 мая 2020 года состоялась церемония торжественного построения моряков Ленинградской военно-морской базы. Затем над палубой флагманского корабля – «Перекоп», подняли:

  • копию Знамени Победы;
  • флаг «Бессмертного полка»
  • флаг РФ.

С палубы легендарного крейсера «Аврора» звучали мелодии военных лет. Исполнял их Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы. Мелодии ретранслировали со всех четырёх кораблей, принявших участие в торжественном мероприятии.

По многолетней традиции на Ростральных колоннах зажглись огни. Они потухли вместе с залпами полуденной пушки Петропавловской крепости. Но огни на колоннах зажгутся опять. В 17.00 по МСК. На этот раз Ростральные колонные будут «гореть» до 23.00.

После торжественной части с участием кораблей, в небо взмыли воздушные суда.

Производство[править | править код]

ВМФ ГДР

— построено 16 малых противолодочных кораблей проект 133.1. С 1984 года числились кораблями береговой обороны. В 1992 году все корабли проданы Индонезии где числятся корветами.

ВМФ СССР

— построено 12 малых противолодочных кораблей проект 1331М.

Заводской номер — Наименование Заложен Спущен на воду Вступил в строй Примечание
№ 373 — МПК-192 26.02.1985 29.08.1985 19.12.1986 с 28.01.2011 — «Уренгой»
№ 374 — МПК-205 04.01.1985 28.12.1985 28.04.1986 с 10.02.1998 — «Казанец»
№ 375 — МПК-67 28.03.1985 19.04.1986 30.06.1987
№ 376 — МПК-99 25.06.1985 12.08.1986 28.12.1987 с 28.10.2004 — «Зеленодольск»
№ 377 — МПК-105 30.12.1985 20.11.1986 16.03.1988
№ 378 — МПК-213 08.04.1986 28.02.1987 29.07.1988
№ 379 — МПК-216 22.06.1986 25.06.1987 30.09.1988
№ 380 — МПК-219 07.11.1986 30.09.1987 23.12.1988
№ 381 — МПК-224 28.02.1987 30.03.1988 31.03.1989 с 05.03.2005 — «Алексин»
№ 382 — МПК-227 02.09.1987 16.08.1988 29.06.1989 с 25.05.2015 — «Кабардино-Балкария»
№ 383 — МПК-228 20.11.1987 31.10.1988 26.09.1989 с 02.09.1999 — «Башкортостан»
№ 384 — МПК-229 23.02.1988 30.01.1989 06.04.1990 с 19.04.1996 — «Калмыкия»

Какие мероприятия запланированы «живьём» в Санкт-Петербурге на 9 мая 2020 года

Власти города на Неве не отказались от проведения торжественных мероприятий, посвящённых 75-летию Дня Победы. Был изменён только их формат.

В Питере введены меры, призванные бороться с распространением коронавирусной инфекции среди горожан. В связи с этим нигде не афишировались мероприятия, которые планировались к проведению 9 мая 2020 года. Большая часть акций переформатировалась в онлайн режим.

Три основных мероприятия запланированы «вживую». Зрителями двух из них – парада кораблей и воздушных судов, стали только случайные прохожие, и участники торжеств. Третье – салют, по традиции запланировано на вечер. Но власти города не разглашают места запуска фейерверков. Известно только время – 22.00 по МСК.

Назначение и решаемые кораблем задачи

МПК пр.11451 предназначался для проведения поиска и уничтожения подводных лодок неприятеля, а так же для патрулирования отдельных районов. Особенностью данного корабля стали высокая скорость, мощное вооружение, ГАС с большой дальностью действия. Эти особенности позволяли применять тактику поисковых групп, состоящих из 3-4 кораблей, которые скачкообразно с высокой скоростью обследовали район поиска подводной лодки. Первый корабль, установивший контакт с целью, принимал функцию наводящего и непрерывно снабжал группу атакующих кораблей координатами цели. Корабль мог выполнять основные боевые задачи на удалении до 200 миль от берега.

Корабль выполнял следующие боевые задачи:

1. Сопровождение судов и кораблей в прибрежных районах в режиме противолодочной охраны.

2. Прикрытие входа (выхода) кораблей и подводных лодок в базы.

3. Перехват и уничтожение подводной лодки, осуществляющей прорыв в охраняемый участок через систему раннего оповещения. Одна группа кораблей могла обеспечить охрану участка протяженностью до 150 миль.

4. Контрольный поиск в указанном районе. Площадь обследуемого участка составляет 1800- 5500 миль /ч в режиме шумопеленгации.

Список кораблей входивших в состав флота СССР

Значение:

  • ЧФ — Черноморский флот
  • ТОФ — Тихоокеанский флот
  • СФ — Северный флот
  • «?» — неизвестно
  • «-» — нет или не было
Тактический № Название Проект № ССЗ Заводской № Зачислен в списки Заложен Спущен Вступил в строй Веден в строй В составе
МПК-134, до 1982 МПК-64 «Муромец», до 1992 «Киевский комсомолец» 1124М 302 001 30.10.1981 1980 1982 10.12.1982 05.03.1983 ЧФ
МПК-118 «Суздалец», до 1992 «Комсомолец Молдавии» 1124М 302 002 19.01.1983 01.08.1981 27.03.1983 03.10.1983 03.11.1983 ЧФ
МПК-142  ? 1124М 340 101 29.02.1984 20.02.1982 19.05.1984 30.12.1984 04.03.1985 СФ
МПК-139  ? 1124М 302 003 25.05.1983 08.04.1982 18.02.1984 02.08.1984 07.12.1984 СФ
МПК-190  ? 1124М 302 004 09.07.1984 05.04.1983 20.01.1985 08.08.1985 12.11.1985 СФ
МПК-199 «Касимов», до 1992 «Комсомолец Армении» 1124М 302 005 12.06.1985 20.02.1984 07.12.1985 07.10.1986 19.10.1986 ЧФ
МПК-198  ? 1124М 340 102 07.03.1986 03.08.1984 27.04.1986 29.12.1986 24.02.1987 СФ
МПК-202  ? 1124М 302 006 11.04.1986 22.01.1985 10.11.1986 06.10.1987 ? СФ
МПК-221, до 1992 МПК-200 «Приморский Комсомолец» 1124М 876 80 11.04.1986 08.02.1985 29.04.1987 29.12.1987 30.12.1987 ТОФ
МПК-69  ? 1124М 340 103 10.03.1987 04.04.1985 02.05.1987 29.12.1987  ? СФ
МПК-113 ? 302 007 10.03.1987 12.11.1985
МПК-89  ? 1124М 876 81 10.03.1987 21.01.1986 03.11.1987 13.12.1988 ? ТОФ
МПК-207 «Поворино» 1124М 302 008 04.03.1988 12.06.1986 06.05.1988 03.04.1989 21.04.1989 ЧФ
МПК-222 «Кореец» 1124М 876 82 20.02.1989 07.01.1987 27.04.1987 20.12.1989 28.02.1990 ТОФ
МПК-217 «Ейск» 1124М 302 009 20.02.1989 16.03.1987 12.04.1989 26.12.1989 28.02.1990 ЧФ
МПК-194 «Брест» 1124М 340 104 26.05.1987 11.05.1987 30.07.1988 27.09.1988 09.11.1988 СФ
МПК-196  ? 1124М 340 105 04.03.1988 11.05.1987 30.07.1988 30.12.1988 01.03.1989 СФ
МПК-125, до 02.02.1990 МПК-214 «Советская Гавань», до 15.02.1992 «Ленинская кузница» 1124М 302 010 20.02.1989 20.08.1987 30.03.1990 29.09.1990 29.12.1990 ТОФ
МПК-28  ? 1124М 876 83 13.04.1989 02.09.1987 09.09.1989 25.12.1989  ? ТОФ
МПК-197  ? 1124М 340 106 20.02.1989 27.10.1987 08.04.1989 25.10.1989 28.02.1990 СФ
МПК-64 «Метель» 1124М 876 85 15.01.1990 04.01.1988 02.10.1990 31.12.1990 14.03.1991 ТОФ
МПК-107 «Иркутский комсомолец» 1124М 876 84 03.11.1989 22.02.1988 05.06.1990 14.12.1990 14.03.1991 ТОФ
МПК-203 «Юнга» 1124М 340 107 20.02.1989 26.03.1988 19.07.1989 28.12.1989 28.02.1990 СФ
МПК-130 «Нарьян-Мар», до 1992 «Архангельский комсомолец» 1124М 340 108 15.01.1990 17.08.1988 09.03.1990 28.09.1990 29.12.1990 СФ
МПК-56  ? 1124М 340 109 15.01.1990 12.04.1989 30.06.1990 29.12.1990 14.03.1991 СФ
МПК-82  ? 1124М 302 011 15.01.1990 20.04.1989 20.04.1991 26.09.1991 19.03.1990 ТОФ
МПК-17 «Усть-Илимск» 1124М 876 86 31.01.1991 22.01.1990 28.08.1991 30.12.1991 11.02.1992 ТОФ
МПК-20  ? 1124М 876 87 31.12.1991 1990
МПК-7 «Онега» 1124М 340 110  ? 1990 1991 1991 1992 СФ
МПК-10  ? 1124М 340 111 31.01.1991 19.03.1990 27.07.1991 28.12.1991 11.02.1992 СФ
МПК-59 «Снежногорск» 1124М 340 113 13.05.1992 20.11.1990 22.05.1993 12.08.1994 17.11.1994 СФ

конструктивные особенности малого противолодочного корабля

 
Особое внимание при строительстве было уделено судовой силовой установке. Требовались возможность длительного поддержания относительно невысокого хода при поиске субмарины и способность немедленного развития скорости до 35 узлов при ее атаке

Оптимальным вариантом была признана комбинированная трехвальная дизель-газотурбинная установка. На каждый бортовой вал работал один дизель экономичного хода мощностью 10000 л.с., а на средний вал — форсажная газовая турбина мощностью 18000 л. с. Управление всеми тремя агрегатами предусматривалось дистанционно. В итоге в техническом проекте удалось реализовать практически все требования военно-морского флота, создав сильно вооруженный быстроходный противолодочный корабль с водоизмещением 900 тонн.
 
Уже 26 декабря 1966 года на стапеле судостроительного завода «Красный Металлист» имени Горького был заложен корпус головного малого противолодочный корабля. В списки кораблей ВМФ СССР первенец серии был зачислен 12 января 1967 года. Появление новых малых противолодочных кораблей в составе советского флота не ускользнуло от внимания условного противника. Их отнесли к классу корветов и присвоили кодовое наименование классификации НАТО «Grisha».
 

Литература и источники информации

Литература

Бережной С. С. Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №2/2001. — 32 с.

Дмитриев Г. С., Костриченко В. В., Леонов В. В., Машенский С. Н. Соколиная охота (Малые противолодочные корабли проектов 1141 и 11451). — М.: ООО «Военная книга», 2008. — 96 с. — ISBN 978-5-902863-18-2

Ссылки

Фотографии МПК проекта 11451 на war-book.ru

Страница «Википедии», посвящённая малым противолодочным кораблям проекта 11451 «Сокол»

Страница «Википедии», посвящённая малому противолодочному кораблю проекта 1141 «Сокол»

Самонаводящиеся торпеды СЭТ-72 на сайте militaryrussia.ru

Служба

1 октября 1992 года корабль вышел из порта Севастополь и своим ходом начал переход в Петропавловск-Камчатский. 20 декабря 1992 года прибыл в пункт базирования на Камчатке. Зачислен в состав 117-го дивизиона ПЛК 114-й БрОВР ТОФ (бухта Завойко). За время перехода, который занял 81 сутки, экипаж прошел 2 океана, 12 морей и 14 проливов, всего пройдено 11 815 миль. Индийский океан МПК-82

прошел на буксире.

23 февраля 1993 года поднял Андреевский флаг. МПК-82

один из крайних кораблей ВМФ России, так долго носивший Военно-Морской Флаг СССР после его развала.

В 2009 году по итогам состязаний на первенство ВМФ был объявлен лучшим кораблём 3-го ранга в рядах КТОФ, и награждён переходящим призом и грамотой ГК ВМФ.

В 2011 году принял участие в учениях Тихоокеанского флота.

В марте 2013 года МПК-82

в составе ОБК под общим командованием капитана 1-го ранга Василия Опрышко совместно с малыми ракетными кораблями «Смерч» и «Иней» успешно сдал курсовую задачу №2.

24 августа 2014 года МПК-82

вернулся с трёхмесячной боевой службы в районе Курильских островов и Сахалина. А уже в сентябре экипаж принял участие в стратегических командно-штабных учениях «Восток-2014».

В мае 2020 года близ Камчатки МПК-82

совместно с МРК «Мороз» отработал действия по ведению морского боя в составе группы.

В мае 2020 года появилась информация, что во время ремонта будет отремонтировано радиотехническое вооружение корабля: МГК-335МС и МГ-339Т «Шелонь-Т». В июле 2020 года в составе отряда кораблей (МРК Мороз, Иней, Разлив, МПК-107 и БТ-325) вернулся в базу после восьмимесячной БС.

Современное состояние

На 2020 год корабль входит в состав 117-го дивизиона кораблей охраны водного района с базированием на Петропавловск-Камчатский.

Служба

Все корабли были зачислены в Балтийский флот (МПК-67; МПК-99; МПК-105; МПК-192; МПК-205; МПК-213; МПК-216; МПК-219; МПК-224; МПК-227; МПК-228; МПК-229)

07 февраля 2007 года на МПК «Башкортостан» (228) произошёл пожар высшей категории сложности, от которого сильно пострадала носовая надстройка корабля.

Бортовые номера:

МПК-67 — 03 (1987); 233 (1987); 242 (1990); 301 (1997)

МПК-99 — 04 (1987); 255 (1990); 308 (1998); «Зеленодольск» (2004)

МПК-105 — 05 (1988); 245 (1990)

МПК-192 — 01 (1986); 262 (1987); 247 (1990); 304 (2000); «Уренгой» (2011)

МПК-205 — 02 (1986); 223 (1990); 311 (1998); «Казанец» (1998)

МПК-213 — 06 (1988); 222 (1990); 226 (1996)

МПК-216 — 07 (1988); 258 (2000)

МПК-219 — 08 (1988); 209 (1990)

МПК-224 — 09 (1989); 218 (1990); «Алексин» (2005)

МПК-227 — 10 (1989); 243 (1990); «Кабардино-Балкария» (2015)

МПК-228 — 11 (1989); 244 (1990); «Башкортостан» (1999). Порезан на металл в ноябре 2020 года

МПК-229 — 12 (1989); 232 (1990); «Калмыкия» (1996)

Описание конструкции

Основная статья: МПК на подводных крыльях проекта 11451 «Сокол».

Схема общего вида и разрез МПК проекта 11451

МПК проекта 11451, вид сбоку

МПК проекта 11451, продольный разрез

Корпус

Корпус гладкопалубный, катерного типа; выполнен сварным из лёгких алюминиево-магниевых сплавов марок АМг-61, АМг-61Т и АМг-61Н. Шесть переборок делили корпус на семь водонепроницаемых отсеков.

Крыльевое устройство в виде отдельных носового и кормового комплексов было выполнено из титанового сплава и крепилось к корпусу болтовыми соединениями.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка на корабле газотурбинная и состояла из трёх газотурбинных двигателей: двух агрегатов М10Д по 20000 л. с. в качестве основных и одного маршевого агрегата М16 мощностью 10000 л. с., обеспечивающего малый и задний ход. Газотурбинные агрегаты посредством редукторов приводили во вращение шесть гребных винтов, смонтированных попарно тандемом на трёх угловых стойках; каждый из трёх агрегатов приводил свою собственную пару винтов. Основные двигатели при большей мощности отличались меньшим ресурсом и были нереверсивными, а маршевый, предназначенный для более длительной работы на любых ходах, имел больший ресурс и возможность реверса.

Для маневрирования на малом ходу корабль был оснащён двумя выдвижными поворотными колонками в корме и одним подруливающим устройством в носовой части.

Электроэнергию обеспечивали два дизель-генератора по 200 кВт каждый; бортовая сеть питалась переменным трёхфазным током 390 В при частоте 50 Гц.

При подъёме на крыльях корабль мог развивать скорость свыше 60 узлов, и набирал он эту скорость с полного стопа за время менее трёх минут. Передвижение на крыльях и применение оружия допускалось при волнении моря до 5 баллов, а безопасное плавание на водоизмещающем режиме, без выхода на крыло, допускалось при волнении до 8 баллов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector