Как на самом деле выглядели герои фильма «д’артаньян и три мушкетера»?

Что такое французская гвардия?

Де Брантом не зря писалфранцузский полк», потому что в это время большая часть королевской гвардии была совершенно не французской. Традиционно считалось, чтосвои» дворяне могут быть склонны к заговорам и изменам, в то время как иностранцы верно служат нанимателю. Кодекс чести наёмника запрещал переходить на другую службу, пока прежняя ещё не завершена. То есть пока такие солдаты получали деньги, в их верности можно было не сомневаться.

Первыми гвардейцами короля Франции были шотландцы. В королевской гвардии служил и Квентин Дорвард — герой одноимённого романа Вальтера Скотта.

Постепенно стали формироваться и французские части. Правда, до появления полка французской гвардии все они были немногочисленными отрядами военной свиты, а не боевыми частями.

Полк, в который попал д’Артаньян, был не только боевым, но и самым большим во Франции. В 1635 году и в течение всей жизни нашего героя он насчитывал целых 30 рот. Но это были не простые роты. Численность каждой составляла аж 300 человек(в два раза больше обычной). Таким образом, в полку одновременно проходили службу девять тысяч гвардейцев исключительно из числа подданных короля.

Командование самостоятельно выбирало позицию в бою: обычно гвардейцы занимали центр первой атакующей линии и первыми атаковали крепости во время штурмов. Шли первыми во время парадов и первыми же входили в захваченные города.

Кроме того, во время военных кампаний гвардейцы получали лучшее жильё, а офицеры имели право присутствовать при королевском дворе. Если же они обвинялись в каких-либо преступлениях, судил гвардейцев лишь придворный суд или трибунал, назначенный королём.

Кто же такие мушкетеры?

Людовик (Louise XIII) в 1622 основал роту мушкетеров (вооруженных мушкетами) в качестве личной охраны. Мушкет (mousquet) был самым тяжёлым ручным оружием того времени (7-9 кг), поэтому для стрельбы вынуждены были использовать специальную подставку, зато он пробивал любые доспехи.

Мушкетеры на 80% были уроженцы Gascogne (Гасконь), согласно традиции установленной с XIII века. Младшие сыновья благородных гасконских семей поступали в армию короля. Гасконцы щепетильно берегли дворянскую честь, и имели репутацию отчаянных бойцов. Примечательно, что регион Беарн граничит с Гасконью. Ввиду наличия соседских связей, выходцы из дворянских семей Беарна так же имели неплохой шанс попасть в мушкетеры.

В Беарне, оказывается, есть деревенька Athos-Aspis (Атос-Аспис), городок Aramits (Арами) и Trois-Villes (Труа-Виль). А название города Pau (По) созвучно фамилии, родившегося здесь Isaac de Portau (Исаака де Порто). Только d’Artagnan (д’Артаньян) нашелся на относительном удалении – в соседней Гаскони, и несозвучном Lupiac (Люпияк).

Tous pour un, un pour tous ! (все за одного, один за всех!).

И этот безупречный девиз приобретает новый оттенок, впрочем, не умаляя геройства и задора. В ходе расследования следствию удалось установить настоящие имена прототипов героев Дюма, адреса и места рождения основных участников, краткие биографии, составленные по историческим документам и отзывам свидетелей (зафиксированным в специализированных французских источниках). Однако исторических следов сохранилось крайне мало. Более всех, как ни странно, «наследил» наш горячий гасконец д’Артаньян.

Ну-с… с кого начнем?!

Вкус славы

«У нас, гасконцев, лучший в мире вкус. Ничто нам не по вкусу, кроме славы.» — песня из кф.

Следует отметить, что король настолько доверял д’Артаньяну, что попробовал его продвинуть по карьерной лестнице в качестве губернатора недавно завоеванного города Лилля (Lille). Бравый мушкетер короля пытался быть хорошим администратором с апреля по декабрь 1672 года. И, наверняка с желанием, возвращается на фронт, где понятно — кто враг, а кто свой.

Оставаясь до конца храбрым солдатом, верным долгу, д’Артаньян в 62 года достойно погибает в бою при Маастрихте (Maëstricht), в июне 1673 года.

25 июня командующий приказал мушкетерам атаковать яростно защищающуюся ключевую позицию противника. Д’Артаньян, накануне потеряв в атаке 80 человек своей роты, страшно усталый, повел своих солдат на штурм. Они взяли укрепление. Когда стали подсчитывать потери, оказалось, что командира нет. Его нашли далеко впереди остальных, смертельно раненого в горло.

Гибель Д’Артаньяна опечалила и армию, и двор. Король Людовик XIV отслужил мессу в своей часовне, и написал королеве в письме:

С большой вероятностью тело д’Артаньяна захоронено в церкви Святых Петра и Павла (l’église St Pierre-et-Paul de Wolder), на окраине города Маастрихт (Нидерланды).

В ролях[]

  • Михаил Боярский — д’Артаньян
  • Вениамин Смехов — Атос, граф де Ла Фер (песню «Есть в графском парке чёрный пруд» исполнил Вячеслав Назаров)
  • Валентин Смирнитский — Портос
  • Игорь Старыгин — Арамис (озвучил Игорь Ясулович, песни исполнял солист ВИА «Коробейники» Владимир Чуйкин)
  • Олег Табаков — король Людовик XIII
  • Александр Трофимов — кардинал Ришелье (озвучил Михаил Козаков, песни исполнял сам Александр Трофимов)
  • Алиса Фрейндлих — Анна Австрийская, королева
  • Лев Дуров — де Тревиль (дуэт с М. Боярским исполнил Лев Дуров, сольную партию — Александр Левшин)
  • Маргарита Терехова — Миледи (в первой серии в дуэте с Борисом Клюевым пела Елена Дриацкая, в третьей серии песню исполнила сама Маргарита Терехова)
  • Борис Клюев — Рошфор
  • Ирина Алфёрова — Констанция Бонасье (озвучила Анастасия Вертинская, песни исполняла Елена Дриацкая)
  • Леонид Каневский — господин Бонасье, галантерейщик
  • Алексей Кузнецов — герцог Бэкингем
  • Владимир Балон — де Жюссак
  • Елена Цыплакова — Кэтти (в титрах первой серии И. Цыплакова, песни исполняла Елена Дриацкая)
  • Валерий Мышастый — отец д’Артаньяна (озвучивание и вокал Дмитрий Атовмян)
  • Ольга Матешко — девушка из Менга
  • Юрий Дубровин — Ла Шене
  • Виолетта Клименко — аббатиса Бетюнского монастыря (озвучила Лия Ахеджакова)
  • Мария Ярыгина — маркиза, любовница короля (озвучила Нина Маслова)
  • Юрий Шерстнёв — палач из Лилля

Эпизоды

  • Николай Павлюк — гвардеец кардинала / наёмный убийца, подосланный Миледи к д`Артаньяну
  • Сергей Кустов — мушкетёр Монтаран
  • М. Евшин
  • Виктор Лысенко
  • О. Белкин
  • Анатолий Ходюшин — гвардеец кардинала
  • Геннадий Макоев — мажордом
  • Николай Ващилин — гвардеец кардинала
  • Сергей Васильев — гвардеец, брошенный в камин
  • Эдуард Ковдерер — гвардеец кардинала
  • Иосиф Кринский — гвардеец кардинала

В титрах не указаны

  • Георгий Юнгвальд-Хилькевич — шкипер, хозяин шхуны (озвучил Алексей Булдаков)
  • Евгений Данчевский — Фельтон
  • Виктор Павловский — первый судейский
  • Владимир Долинский — второй судейский (озвучил Георгий Вицин)
  • Леонид Маренников — хозяин трактира
  • Валентин Букин — придворный на Мерлезонском балете
  • Борис Астанков — трактирщик-отравитель
  • Инга Третьякова — девушка в трактире
  • Георгий Мартиросьян — гвардеец кардинала
  • Екатерина Мелентьева — женщина с тестом

Мушкетеры первой роты д’Артаньяна

При Д’Артаньяне в организации части произошёл качественный скачок. В результате,  численность королевских мушкетёров увеличилась вдвое. Штат роты был определён в 250 человек, а в какой-то момент он составлял даже 330 человек.

Также была построена казарма на улице Бак в Сен-Жерменском предместье. Так называемый «Отель Мушкетёров» (до того мушкетёры жили на съёмных квартирах). «Отель» представлял собой комплекс из двух трехэтажных корпусов. Между ними располагался обширный двор, где привязывали лошадей.

В конце концов, рота стала совершенно самостоятельным подразделением со своим казначеем, священником, аптекарем, хирургом, шорником, оружейником, музыкантами. Она получила собственное знамя и штандарт с изображением бомбы, вылетающей из мортиры и падающей на город и девизом: «Quo ruit et lethum» — «Куда падает, там и смерть». В результате была введена должность знаменщика и штандартоносца.

Блестящая военная карьера

После победы Людовика XIV над Фрондой д’Артаньян вернулся в Париж. Он немедленно получил чин лейтенанта французской гвардии. А когда в 1657 году монарх восстановил мушкетёрскую роту, гасконец стал заместителем герцога Неверского — командира королевских гвардейцев.

Для провинциала и внука простого торговца это была выдающаяся карьера, не так ли?

В 1660 году старый и тяжелобольной Мазарини передал гвардейцев кардинала королю. С тех пор королевские мушкетёры всегда составляли две роты.

Кроме этих частей, в состав королевской гвардии входили другие исключительно придворные формирования: телохранители короля и швейцарская сотня, шотландская гвардия и привратники Лувра, полицейская гвардия, гвардейские жандармы(наследники рыцарской кавалерии Средних веков) и шеволежеры(лёгкая конница).

Все они просуществовали всё время правления двух Людовиков, а новые гвардейские части появились во Франции уже после гибели д’Артаньяна.

Генрих IV

Генрих (Анри) IV Великий (Генрих Наваррский, Генрих Бурбон) — лидер гугенотов в конце Религиозных войн во Франции, король Наварры с 1572 года (как Генрих III), король Франции с 1589 года (формально — с 1594), основатель французской королевской династии Бурбонов.

Родился 13 декабря 1553, По, Беарн. Был убит в Париже 14 мая 1610 года католическим фанатиком Франсуа Равальяком. Был похоронен 1 июля 1610 года в королевском аббатстве Сен-Дени.

Преемником Генриха стал его старший сын Людовик (король Людовик XIII) в возрасте восьми лет при регентстве своей матери.

Генриху посвящена знаменитая песня, приписываемая композитору Эсташу Дю Корруа — «Vive Henri Quatre»: «Да здравствует Генрих Четвертый, да здравствует храбрый король, этот четырежды чёрт, имевший тройной дар: пить, воевать и быть галантным кавалером».

У нее был довольно вольный стиль, однако она была очень популярна в эпоху Наполеоновских войн и позже. У этой песни существует русскоязычный вариант — «Жил-был Анри Четвёртый. Он славный был король. Любил вино до черта, но трезв бывал порой» — вольный перевод c французского.

Кем и где служил д’Артаньян?

В 1630 году д’Артаньян приехал в Париж. Благодаря знатному происхождению он поступил на службу в полк французской гвардии.

В романах Дюма гасконца приняли в роту дез Эссара. Однако сам дез Эссар в те годы ещё не был капитаном, поэтому ротой командовать никак не мог.

Д’Артаньян начал службу кадетом во французской гвардии, т. е. служил рядовым, постигая военную науку. После нескольких лет службы стал офицером. И подобный путь(офицерский чин за выслугу лет) проходили все молодые дворяне. Такая традиция сохранялась в европейских армиях вплоть до второй половины XIX века, когда возросшие требования к образованию уже не позволяли давать офицерские чины только за принадлежность к благородному сословию.

Офицеры французской гвардии

Полк французской гвардии сформировался в 1563 году по распоряжению Екатерины Медичи.

…Изгнав англичан из Франции,(…) королева мать, которая стояла у власти по причине малолетства сына, создала французский пехотный караульный полк для охраны его величества», — писал мемуарист сеньор де Брантом.

Королевские мушкетёры[править]

… А вот д’Артаньян и его коллеги прежде всего были лейб-гвардейцами самого короля. Чтобы быть таковыми при дворе, нужно было потратить просто сумасшедшие деньги на то, чтобы прилично выглядеть. В книге отдельная пара глав посвящена их мучениям и проискам когда де Тревиль объявляет о необходимости полностью обновить экипировку. Поэтому разница между королевским мушкетёром и обычным примерно как между взводом почётного караула и взводом пехотинцев мотострелковых войск. Кстати, Дюма прямо указывает, сколько пришлось потратить одному из четверки на одни лишь шмотки. В те времена государственного снабжения не существовало в принципе, всё за свой счет, и такая фигня в армии будет продолжаться ещё очень долго, так что индивидуальность нашла отражение во всем — от сделанных на заказ шпаг и пистолетов до пошитых на заказ же костюмов из дорогой ткани и шляп. Ну и породистые лошади, куда ж без этого. Такова гламурная эстетика плаща и шпаги, господа! А тех, кто себе этого позволить не мог, ждала незавидная участь. В поисках денег на шмотки и шанс оказаться при дворе обнищавшие слуги короля ползли в Новый Свет, где зачастую и гибли.

Просто для справки: на весь этот шик тратилось денег размером с военный бюджет. Тут имеются в виду не только шмотки, но и балы и прочая роскошь. Однако следует учесть, что всё это финансировалось из государственного кармана, ибо зарплата, точнее содержание. В описываемое Дюма время, к примеру, Франция коллективно пухла с голоду. Да, собственно, учитывая масштабы коррупции (чтобы государственная машина хоть как-то работала, пришлось создать дублирующую систему), разнузданность дворянства и зажимание граждан низшего сорта в тиски совершенно чудовищных поборов, не удивительно, что от добровольцев в армию отбою не было — это был, по сути дела единственный шанс для очень многих хоть как-то выжить.

Более того, мелкие дворянчики были рады даже вакансии офицера в обычном полку, а то и вербовались в иноземные войска. Аналогичная ситуация была в свое время в Англии, но там очень вовремя навели некоторое подобие порядка. Педаль в пол давила Испания — из-за переизбытка дворян знаменитые терции в значительной степени состояли из полунищих идальго.

Мушкетеры при Людовике XIII

Генрих IV решил обзавестись личной охраной. В результате в 1600 году он сформировал роту карабинеров исключительно из дворян. Людовик XIII, спустя 22 года, вооружил этих солдат мушкетами. Так появились королевские мушкетеры.

Форма мушкетеров поражала великолепием. Во-первых, мушкетеры носили короткий лазоревый плащ с серебряными галунами и нашитыми на него спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами.

Крест, изготовлявшийся из бархата, имел золотые королевские лилии на концах и алые трилистники на перекрестьях. Во-вторых, каждому мушкетеру полагался конь серой масти (точнее, белый либо серый в яблоках), поэтому в народе роту прозвали «Серыми мушкетерами».

Снаряжение мушкетера: конь, мушкет с сошкой, шпага, палаш (для конного боя). Более того, пара пистолетов, дага (кинжал для левой руки) и перевязь (берендейка) из буйволовой кожи.

К ней крепились патроны, пороховница, мешочки для пуль и фитили. Также в набор вошёл и багинет. К тому же, вооружение, снаряжение, коня и слугу мушкетер должен был приобретать сам. Мушкет выдавался из казны. То есть мушкетер был обвешан оружием с ног до головы.

Исторические лица[]

Царствующие особы

1-й роман
  • король Франции Людовик XIII (I)
  • королева Франции Анна Австрийская, жена Людовика XIII и мать Людовика XIV действует во всех трёх романах цикла. Дюма, с одной стороны, рисует королеву в положительном свете: она красива, благородна, полна чувства собственного достоинства. В то же время она легкомысленна и неблагодарна; роман с кардиналом Мазарини, по мысли Дюма, унижает королевское достоинство Анны.
2-й роман
  • король Франции Людовик XIV — действует в романах «Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя». В романе «Двадцать лет спустя» он ещё ребёнок, однако Дюма подчёркивает его самостоятельность, чувство собственного достоинства и зарождающуюся неприязнь к кардиналу Мазарини. Людовик является одним из главных героев романа «Десять лет спустя»: любовные интриги короля, его увлечение де Лавальер, которую любит сын Атоса, виконт де Бражелон — один из основных сюжетов книги. (II, III)
  • король Англии Карл I является одним из действующих лиц романа «Двадцать лет спустя». Мушкетёры пытаются спасти короля от казни по поручению его супруги, королевы Генриетты, но их миссия оказывается неудачной. (II)
  • королева Англии Генриетта Мария Французская, жена Карла I и сестра Людовика XIII. (II)
3-й роман
  • их сын король Англии Карл II при помощи мушкетеров возвращает себе престол в романе «Десять лет спустя».
  • его сестра принцесса Генриетта Стюарт, жена герцога Орлеанского, невестка Людовика XIV
  • герцог Филипп I Орлеанский, брат Людовика XIV, муж Генриетты

Французская аристократия и придворные

1-й роман
  • Де Тревиль — капитан роты королевских мушкетёров.
  • Дэзессар — командир гвардейцев, зять Тревиля
  • Ла Порт (Pierre de La Porte, 1603—1680) — камердинер королевы Анны Австрийской
  • Ла Шене — камердинер короля
  • герцогиня де Шеврёз — придворная дама; у Дюма — возлюбленная Арамиса («белошвейка»), фигурирует во всех трёх романах цикла. Виконт де Бражелон — её сын, которому она отчасти покровительствует.
2-й роман

Герцог де Бофор — внук Генриха IV, фигурирует в «Двадцать лет спустя» и «Виконте де Бражелоне». В романе «Двадцать лет спустя» слуга Атоса, Гримо, помогает герцогу бежать из Венсенского замка и принять участие во Фронде. (II, III)

3-й роман
  • Луиза Лавальер — фаворитка Людовика XIV. У Дюма появляется в романе «Двадцать лет спустя»: здесь она маленькая девочка, в которую влюблён юный виконт де Бражелон. В романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» Луиза оказывается при дворе: она искренне влюбляется в Людовика XIV, что приводит в отчаяние де Бражелона. В финале книги показана трагическая судьба Лавальер: она оставлена королём и одинока. (III)
  • мадемуазель де Тонне-Шарант — будущая мадам де Монтеспан (III).
  • Николя Фуке — министр финансов (III)
  • Жан-Батист Кольбер — соперник Фуке, занял его место как советник Людовика XIV и министр финансов (III)
  • Безмо де Монлезен — комендант Бастилии, обязанный своей должностью Фуке и Арамису.

Биография[]

Книга «Три мушкетера»

Молодой небогатый гасконский дворянин д’Артаньян (что означает «из Артаньяна») в апреле 1625 года покинул родной дом и отправился в Париж, надеясь на место в полку мушкетёров. По дороге, в Менге (Meung-sur-Loire), он ввязался в драку с графом Рошфором, приближённым кардинала Ришельё, и тот похитил его рекомендательное письмо. По прибытии в Париж д’Артаньян направляется на аудиенцию к капитану королевских мушкетёров господину де Тревилю, однако тот разъясняет, что по существовавшим правилам он не может дать новичку место в своем полку до того, как он проявит свою доблесть или не прослужит в другой, менее престижной, части двух лет, и направляет его в гвардейский полк Дэзэсара.

Далее, в силу ряда случайностей, в тот же день д’Артаньян оскорбляет одного за другим троих опытных мушкетёров — друзей Атоса, Портоса и Арамиса — и получает от всех троих вызовы на дуэль. Но дуэль, на которую он явился следующим утром на пустырь за аббатством, была прервана появлением гвардейцев кардинала, которые хотели арестовать четвёрку за нарушение указа о запрете дуэлей. В ответ Д’Артаньян и три его соперника объединились и победили превосходящего противника, став после этого друзьями.

Д’Артаньян нанял слугу по имени Планше и остановился у галантерейщика Бонасьё и его жены Констанции, в которую вскоре влюбился. Вскоре он отправляется в Лондон, чтобы спасти честь королевы и уговаривает составить ему компанию своих троих друзей-мушкетёров. Но дорога полна опасностей — всех мушкетёров выводят из строя ловушки и засады, подстроенные кардиналом, — один д’Артаньян, сразившись по дороге с посланником кардинала, графом де Вардом, добирается до порта и переправляется через Ла-Манш в Лондон. Там он встречается с Бекингемом, получает у него подвески (две украденные пришлось заменить копиями, срочно изготовленными ювелиром Бекингема) и доставляет их обратно в Париж, буквально в последний момент.

Однажды, заметив несдержанный разговор между прелестной незнакомой девушкой и англичанином, д’Артаньян вызывает последнего на дуэль. На дуэли мушкетёры победили англичан, лорд Винтер, которого д’Артаньян пощадил, познакомил его с девушкой, оказавшейся вдовой покойного старшего брата лорда — леди Кларик. Д’Артаньян воспылал к ней страстью, но от её служанки Кэтти узнал, что миледи любит графа де Варда. Подменив письма де Варда, д’Артаньян тем вызывает у миледи ненависть к якобы отвергнувшему её графу. Она решает покончить с де Вардом руками д’Артаньяна и проводит с ним ночь. Тогда д’Артаньян и замечает у неё на плече клеймо и вспоминает о тайне Атоса, рассказаной как-то им, — когда-то у него была жена, но, обнаружив, что она заклеймена, он узнал, что она воровка и простолюдинка (дворян не клеймили), убил её, по праву феодала того времени, и пошёл на мушкетёрскую службу.

Тем временем король начинает осаду мятежной крепости Ла-Рошель, оплота гугенотов. Три мушкетёра и д’Артаньян, теперь тоже мушкетёр, проявляют на войне чудеса удали и героизма.

Миледи оказывается в монастыре кармелиток. В этом же монастыре скрывалась после истории с подвесками возлюбленная д’Артаньяна Констанция. Миледи вошла к ней в доверие и попыталась похитить. Когда в монастырь неожиданно прибывает четвёрка мушкетёров, миледи отравляет Констанцию. Мушкетёры выслеживают злодейку и приговаривают к казни. Лилльский палач, жизнь брата которого тоже погубила миледи, привёл приговор в исполнение.

Мушкетёры ожидали сурового наказания за свои поступки. Но Ришельё, втайне опасавшийся своей компаньонки, оценил потенциал д’Артаньяна и в знак примирения подарил ему патент на чин лейтенанта мушкетёров.

«Двадцать лет спустя»

Через двадцать лет после казни Миледи и получения звания лейтенанта мушкетёров, д’Артаньян принимает сторону Мазарини вместе с Портосом, пытается задержать герцога де Бофора, помогает Кромвелю в Англии, захватывает Мазарини вместе с Атосом, Портосом и Арамисом и требует назначить его капитан-лейтенантом мушкетёров, потому что Тревиль уже год освободил эту должность. После окончания Фронды, должность с гасконца снимается.

«Виконт де Бражелон»

Через десять лет после окончания Фронды вместе с Атосом возвращает корону Карлу II и становится капитан-лейтенантом королевских мушкетёров. Именно д’Артаньяну поручают арест Фуке. В том же году д’Артаньян умирает под стенами Маастрихта, всего секунду сжимая маршальский жезл.

Когда появилась французская армия

Военную свиту короля, или королевскую гвардию, создали уже в конце XV столетия. Позднее, при короле Карле IX(вторая половина XVI века), начали появляться регулярные военные части. В эти годы сформировались старейшие армейские полки. Но настоящими создателями французской армии всё же стоит признать королей Людовика ХIII и Людовика XIV.

И пусть его численность на первый взгляд казалась совсем мизерной, наличие такой силы уже было огромным достижением. Ведь в начале XVII века европейские государства только начинали создавать регулярные военные части.

Австрийские мушкетёры и пикинёры XVII века

В это время зародилась и линейная тактика — самая передовая и эффективная система ведения боя, господствовавшая на полях сражения почти 200 лет. Она требовала настолько хорошей выучки солдат, что государства оказались перед выбором: или создавать регулярное войско, или не иметь никакого. Ведь хорошо обученная пехота могла разгромить численно превосходящее войско, организованное по прежним, ещё средневековым стандартам.

Именно эта революция в военном деле заложила основы европейского военного превосходства. Именно в это время во французской армии служил Шарль д’Артаньян.

Пример Испании: мушкетеры как революция

Первой известной в Европе армией из обученных профессиональными военными наемников стали испанские мушкетеры.

В XVI веке они дебютировали на поле боя, а с приходом огнестрельного оружия вытеснили и рыцарей: теперь вместо тяжело бронированной конницы на поле боя господствовали рейтары. Так назвали всадников с огнестрельным оружием.

Не случайно именно мушкетеры-наемники «дали старт» обучению и подготовке ранее просто нанимавшихся вояк. Длинные и тяжелые мушкеты эффективно били на расстояние около 100 — 150 метров, при этом перезарядка длилась невероятно долго, а одиночные выстрелы были не особо эффективны. Поэтому мушкетерам нужно было:

  • стоять в определенной формации, при которой обеспечивается защита;
  • уметь стрелять залпами точно по команде;
  • быстро меняться с «коллегами» для перезарядки.

Тактика боя

Выглядела ранняя тактика работы мушкетеров так: отряд строился четырехугольник (каре), в котором было от 20 до 30 шеренг. Шеренга, стоящая первой, давала залп, а затем быстро уходила за спины товарищей и так по кругу. А для защиты использовались либо фланговые отряды конницы или пикинеров, либо тактика «подвижного каре» («караколе», что можно перевести как «улитка»).

При таком подходе мушкетеры были необычайно эффективны и к середине XVI века составляли до 50% регулярных войск практически всех армий Европы.

Мушкетёры короля

В романе Дюма д’Артаньян попросился на службу в роту королевских мушкетёров, где служил капитаном его покровитель де Тревиль. Однако и здесь писатель отступил от исторической правды. Во-первых, в это время де Тревиль был всего лишь вторым лейтенантом. Во-вторых, с ходу попасть в одну из самых приближённых к королю частей военной свиты д’Артаньян решительно не мог. Для этого наш герой должен был одновременно быть очень богат и знатен и происходить не из такой глубокой провинции, как Гасконь.

Но тут опять помогли родственные связи. Людовик XIII очень хорошо относился к семье матери д’Артаньяна(потомкам древнего рода герцогов Гаскони), и уже через три года де Тревиль при поддержке короля смог перевести нашего героя в ряды мушкетёров, где служил и сам. В романе перевод гасконца состоялся чуть раньше — через два года.

— Сударь, — произнёс Д’Артаньян, — уезжая из Тарба в Париж, я надеялся в память той дружбы, о которой вы не забыли, просить у вас плащ мушкетёра. Но после всего виденного мною за эти два часа я понял, что эта милость была бы столь огромна, что я боюсь оказаться недостойным её.

— Это действительно милость, молодой человек, — ответил г-н де Тревиль. — Но для вас она, может быть, не так недоступна, как вы думаете или делаете вид, что думаете. Впрочем, одно из распоряжений его величества предусматривает подобный случай, и я вынужден, к сожалению, сообщить вам, что никого не зачисляют в мушкетёры, пока он не испытан в нескольких сражениях, не совершил каких-нибудь блестящих подвигов или не прослужил два года в другом полку, поскромнее, чем наш.

Мушкетёры были гораздо более элитарным формированием. Они входили в число гвардейских частей,находящихся в Лувре». То есть несли охрану внутренних покоев дворца, в то время как французская гвардия стояла лишь в уличных караулах.

Обычно, когда речь идёт о мушкетёрах, воображение рисует пешего воина с ружьём, от которого и пошло название этого рода пехоты. Но во Франции всё было не так просто.

Таким образом, мушкетёры были кавалеристами всё время своего существования. Однако по распоряжению короля они обучались ведению боя и в конном, и в пешем строю.

Д’Артаньян на службе кардинала

Мушкетёры считались королевскими любимцами. Если другие части гвардии Людовик XIII унаследовал от предков, то эту он создал сам. Вплоть до 1634 года король сам же командовал ротой, после чего возложил эту обязанность на капитана де Тревиля.

Оставив пост командира, король не забывал своих телохранителей. Он помогал им во всём и прощал самые разные проступки(что хорошо описал Дюма).

Кардинал Ришельё со свитой

Вторая рота мушкетёров появилась в 1629 году для охраны могущественного королевского министра кардинала Ришельё.

Соревнование между двумя ротами было, скорее, желанием выделиться перед покровителем и показать собственную удаль, нежели завистью кардинальских мушкётеров к королевским.

Д’Артаньян, будучи королевским гвардейцем, так и не получил чина лейтенанта. После расформирования роты он перешёл на службу к кардиналу Мазарини. Гасконец выполнял самые разнообразные, чаще всего секретные, поручения его высокопреосвященства.

Кардинал Мазарини, портрет 1650-го года

Интересно, что в 1650-м, с началомФронды принцев», Мазарини воссоздал роту гвардейцев кардинала. Без личной охраны министр, которого к тому времени ненавидело огромное множество французов, рисковал быть убитым на улицах столицы.

В 1651 году сторонники Фронды заставили принявшего власть Людовика XIV дать Мазарини отставку. Верный сторонник министра д’Артаньян отправился в ссылку вслед за ним.

Песни[]

  • Песня-наказ д`Артаньяна-отца — Дмитрий Атовмян
  • Песенка о шпионах кардинала — Марк Розовский
  • Куплеты Рошфора и Миледи — Борис Клюев и Елена Дриацкая
  • Баллада де Тревиля — Александр Левшин
  • Дуэт де Тревиля и д`Артаньяна — Михаил Боярский и Лев Дуров
  • Марш гвардейцев кардинала — ансамбль «Коробейники»
  • Романс Арамиса — Владимир Чуйкин
  • Песня мушкетёров — Михаил Боярский и музыканты ансамбля «Коробейники» (Владимир Чуйкин, Александр Левшин и Александр Попов).
  • За мною, милорд! — Елена Дриацкая
  • Дуэт королевы и Бекингэма — Алиса Фрейндлих и Алексей Кузнецов
  • Дуэт королевы и кардинала — Алиса Фрейндлих и Александр Трофимов
  • Отчаяние королевы — Алиса Фрейндлих
  • Дуэт Констанции и д’Артаньяна — Михаил Боярский и Елена Дриацкая
  • Баллада об опасной дороге — Михаил Боярский и ансамбль «Коробейники»
  • Угрозы Людовика XIII — Владимир Чуйкин
  • Триумф королевы — Алиса Фрейндлих
  • Смерть Констанции — Михаил Боярский
  • Песня о католиках и гугенотах — ансамбль «Коробейники»
  • Баллада Атоса — Вячеслав Назаров
  • Пуркуа па — Михаил Боярский
  • Песня Миледи — Маргарита Терехова
  • Песня служанки — Елена Дриацкая
  • Перед грозой — Михаил Боярский и Владимир Чуйкин
  • Баллада о дружбе — Михаил Боярский, Вениамин Смехов и ансамбль «Коробейники»

Рейтары: губители рыцарей

Рейтары, представляющие собой новые формации конницы, также отлично «прижились» на полях сражений XVI века.

Сменив тяжело экипированных рыцарей (для которых, к слову, требовалось невероятное количество трудочасов в плане подготовки оружия и доспехов), они стали активно использовать тактику, сегодня известную как «hit and run», то есть быстрые, «кинжальные» атаки и столь же быстрое отступление.

Одетые в компактные кирасы и вооруженные несколькими пистолетами, рейтары предпочитали не «врубаться» в ряды вражеской армии, а просто расстреливать ее с безопасного расстояния. Пистолеты вместо мушкетов применялись потому, что позволяли быстро,не слезая с коня, перезаряжаться.

Появление рейтаров датируется 1552 годом — именно тогда о них появляются записи в хрониках тех лет (в частности, это письма армейских чинов).

Тактика боя

Манера атаки рейтаров схожа с мушкетерской — все те же залпы шеренгами, однако при работе с лошадьми эта задача в разы усложнялась. Нужно было быстро дать залп, сманеврировать и отойти назад для перезарядки, и если отряд действовал неумело, эффективность атак резко падала. Так что из всех кавалерийских формаций того периода рейтары (в том числе наемные) известны самой строгой дисциплиной.

Фото:web.archive.org

Куратор: Александр Артамонов

Охлаждение между супругами

Тем временем двор ждал рождения наследника. Но у Анны случилось четыре выкидыша. После второй неудачной беременности отношения между супругами значительно охладились. Тогда же начали распространяться слухи о неподобающих отношениях королевы, сблизившейся с англичанином Джорджем Вильерсом, герцогом Бекингемом. На одном из балов Анна подарила ему ленту с подвесками — этот эпизод попал в роман Александра Дюма «Три мушкетёра».

Ещё со времени прибытия инфанты во Францию Мария Медичи сделала её духовником кардинала Ришельё. В 1624 году он стал первым министром Франции. Анна ненавидела его, пожалуй, даже сильнее, чем свою соперницу-королеву. Позже, когда Мария Медичи окончательно проиграет придворную борьбу и покинет страну, она будет тайно поддерживать связь со своей снохой. Письма, перехваченные агентами Ришельё, вывели Людовика из себя.

В 1638 году Анна наконец родила дофина — будущего Людовика XIV, затем на свет появился Филипп I Орлеанский. Это позволило королеве избавиться от репутации изменницы и интриганки — теперь никто не мог пошатнуть её положение. Правда, отношения с супругом так и остались непростыми. Людовик часто отсутствовал, предпочитая военные походы (в разгаре была Тридцатилетняя война) семейным хлопотам.


Людовик XIII, дофин и Анна Австрийская. (pinterest.com)

Людовик XIII отличался слабым здоровьем. 41-летний король скончался 14 мая 1643 года — Анна осталась вдовой. В своём завещании монарх назначил её регентшей при малолетнем сыне, ей предстояло править совместно с Джулио Мазарини, назначенным новым Первым министром.

Самым серьёзным испытанием для королевы-регентши стала Фронда — смута, охватившая страну в 1649—1653 гг. Анна столкнулась с оппозицией в парламенте, надеявшейся на повторение во Франции сценария Английской революции. Сначала к борьбе против врагов короны подключился герой Тридцатилетней войны принц Конде, однако затем он и сам разорвал отношения с регентским тандемом. Войны Фронды сильно повлияли на сына Анны. Людовик XIV вырос убеждённым сторонником абсолютной монархии. В 1661 году, после смерти Мазарини, он начал править самостоятельно. Тогда же Анна покинула Королевский совет и перестала влиять на решения сына. Она удалилась в аббатство Валь-де-Грас, где и умерла в возрасте 64 лет 20 января 1666 года.

И снова здравствуйте, или новый мушкетер короля

Ничто не вечно под луной. Шекспир, 11 сонет.

Но даже звезда Мазарини пошла к закату. И наш, уже капитан, возобновляет строевую службу на границе. Как он относился ко всем этим перипетиям — остается не известным. Но он снова зарекомендовал себя героем, и удостоился в 1658г. назначения в обновленную роту королевских мушкетеров. Это достойнейшие из лучших воинов, 150 гвардейцев, капитаном которых был сам король. Вторым по званию шел племянник Мазарини – Манчини (Mancini), а третьим – капитан д’Артаньян!

Парижане называли их серыми мушкетерами (mousquetaires gris) — но лишь по внешнему виду. Мушкетеры были одеты в щегольские плащи лазоревого цвета с серебряными крестами, и все лошади были серой масти. Французы любовались парадами в Венсене (Vincennes) и Нейли (Neuilly), где командовал сам король Людовик XIV.

Карьера д’Артаньяна делает блистательный рывок, он подле самого короля, и дружит с видными государственными деятелями Лионэ, ле Телье и Фуке (Lionne, Le Tellier и Fouquet).

«Женюсь, женюсь… Какие могут быть игрушки?».

Примерно к сорока годам, как каждый не убитый ранее приличный дворянин, д’Артаньян обязан был задуматься о достойном продолжении рода. Мадам де Севинье (Madame de Sévigné) недотянула в глазах нашего практичного героя, и он женится в 1659 на действительно богатой вдове Анне Шарлоте Кретьен Бойе де Шансели (Anne Charlotte Chrétienne Boyer de Chancely, baronne de Sainte-Croix). Однако, обзаведясь двумя чудными сынишками, лет этак через шесть наш герой не усидел у семейного очага, и отправился в лихорадочную жизнь двора.

Кстати, род д’Артаньяна слегка прослеживается до наших дней. При большом желании можно найти потомков.

Хотелось веселья – извольте! Тюремщик.

На гребне удачи, под восторженные взгляды дам и уважительные современников, когда до пенсии рукой подать, и вот-вот заживем…

Король соблаговолил назначить именно д’Артаньяна на роль тюремщика Николя Фуке (Nicolas Fouquet)****. Фуке был другом Шарля д’Артаньяна и, по совместительству, самым шикарным суперинтендантом финансов за всю историю Франции.

У Шарля подкосились ноги, когда он вышел за дверь залы официальных аудиенций короля. Он попросил вина что бы не упасть в обморок «il succombe à l’émotion au point qu’il fut obligé de demander du vin pour ne pas défaillir…». Сие нестандартное поведение блистательного шевалье было кем-то где-то зафиксировано, и дошло до нас, как свидетельство. Это произошло в Нанте (Nantes) 4 сентября 1661 года.

Но и здесь наш герой остается мужественным гасконцем, он верен королю и долгу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector