Словене ильменские
Содержание:
- Легендарные предки и правители племени[править | править код]
- Ильменские словене
- Археология[править | править код]
- Племена
- Общественно-политический строй
- Уличи
- Дулебы
- Изгнание и призвание варягов
- Радимичи — свободолюбивое племя
- Легендарные предки и правители племени[ | код]
- Дулебы
- «Звероподобные» вятичи
- Примечания[ | код]
- Южные славяне
- Вятичи
- Поляне — предки киевлян
- Северяне — данники хазар
Легендарные предки и правители племени[править | править код]
История словен до IX века известна плохо и только по преданиям, а потому — недостоверна. Первопредками словен и их князей предание (записанное в период с конца XV по XVII века) называет Словена и Руса, которым приписывается основание городов Словенска/Новгорода и Русы задолго до нашей эры.
По другой версии, изложенной в Иоакимовской летописи, князь Словен основал только некий Великий Град (то есть столицу словен). Далее по Иоакимовской летописи власть перешла к потомку Словена легендарному князю Вандалу, после которого сменилось десять поколений вплоть до IX века. Сыновьями Вандала были три легендарных князя Избор, Владимир и Столпосвят, княжившие в трёх городах, названных в их честь, — Изборске, Владимире и Столпосвятове (отождествлялся Татищевым с Осташковым).
По информации из этой же летописи в первой половине IX века у словен был князь Буривой, воевавший с варягами и проигравший решающую битву. После поражения князь бежал в город Бярмы, расположенный где-то на острове, а варяги обложили словен данью. Затем словене пригласили на княжение Гостомысла сына Буривоя. Гостомысл будто бы разгромил всех врагов, обложил данью всех соседей и долго княжил в Словенской земле. Историки отмечают, что предание о Гостомысле очевидно имеет западнославянское происхождение (у балтийских славян известен король Гостомысл, погибший в 844 году).
Предание о трёх братьях-князьях напоминает многие подобные легенды, из которых на Руси наиболее известны легенды о Кие, Щеке и Хориве и о Рюрике, Синеусе и Труворе. Иоакимовская летопись сообщает только, что главная правящая династия происходит от Владимира, но вплоть до IX века ни одного представителя не называет. В. Н. Татищев относит время легендарного князя Вандала к VI веку. Археологических подтверждений существования княжества словен в VI веке не существует, хотя расселение первых групп славян в Южном Приильменье и на Верхней Волге отмечается отдельными памятниками V—VII веков. Следов проживания словен на Волхове в это время не обнаружено.
Ильменские словене
По берегам озера Ильмень и вдоль реки Мологи обитало племя словен. До сих пор нет точных данных о его происхождении. Родовые легенды называли первооснователями своего народа братьев Руса и Словена.
По словам Нестора-летописца, именно они основали города Старую Руссу и Новгород Великий. Воинскую славу племени принёс некий князь Вандал, военной силой подчинивший себе все соседние племена.
Словенские «гости» бывали не только на Готланде, в Швеции, Византии, но и в арабских странах. В начале IX века племенем правил князь Буривой, неудачно воевавший с варягами. Словене платили им дань, до того как Гостомысл (его сын?) поднял словен на восстание. Варягов изгнали, но немного погодя, тот же Гостомысл предложил «призвать Рюрика». Как бы то ни было, основным населением «вольной Новгородской республики» были Ильменские словене.
Археология[править | править код]
Карта балтийских и славянских археологических культур III—IV веков
Археологически словене отождествляются с так называемой «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень и Верхнем Поволжье (памятники «удомельского» типа). У ильменских словен были распространены наземные срубные дома с характерными для славян печами-каменками в углу.
Раскопки селища на реке Прость выявили материалы третьей четверти I тысячелетия, то есть самые ранние славянские древности в истоке Волхова, хронологически более ранние, чем напластования в Старой Ладоге. Селище на реке Прость было самым крупным (10 га) неукреплённым поселением раннего Средневековья в Приильменье и, возможно, являлось центром словен Ильменского Поозерья.
В 770-е годы предположительно словене и скандинавы заняли раннее поселение в Старой Ладоге, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами (до 840-х годов).
В VIII[источник не указан 2361 день] — начале IX веках вблизи истока Волхова возникает укреплённое Рюриково городище, позже служившее резиденцией будущих новгородских князей — предположительно предшественник Новгорода.
Также в Южном Приильменье известен город Руса, в котором выявлен культурный слой поселения не позднее конца IX века.
В первой половине IX века в земле словен возникает Великий Новгород, ставший крупным политическим, ремесленным и торговым центром средневековой Руси.
Племена
Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.
Поляне. Самое многочисленное племя, селившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали истоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.
Словене ильменские. Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.
Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.
Полочане. Селились южнее Западной Двины
Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство
Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять. О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.
Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.
Волыняне. Селились южнее древлян в истоках Вислы.
Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.
Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.
Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.
Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.
Северяне. В основном занимали территорию, прилегающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.
Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.
Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.
Племенные союзы
У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.
В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:
- Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
- Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
- Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
- Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).
Общественно-политический строй
Политической основой восточнославянских племенных союзов были институты так называемой военной демократии. Их возглавляли князья, которые выполняли управленческие и военные функции. Они опирались на дружину и воинское братство, состоящее из профессиональных военных. Княжеская власть носила догосударственный характер. Она была авторитетно-властным полномочием и обязанностью, а не авторитарно-властным господством и привилегией. Кроме князя и дружины, важную роль в общественно-политической деятельности играло народное собрание «вече» и совет старейшин.
Прежде чем появились первые признаки государственности, славяне жили общиной, в которой постепенно закреплялось такое понятие как частная собственность. Каждая семья имела право на владение лядиной – участком расчищенной земли.
Интеграция племенных союзов восточных древних славян, занятий и быт которых мы рассмотрели, привела к образованию в IX веке нескольких геополитических центров. На юге выделились поляне с центром в Киеве, а на северо-западе – словене, с центром сначала в Ладоге, а затем в Новгороде. Когда эти два центра объединились, образовалась новая организационная форма общества, получившая название Древнерусское государство.
Уличи
Уличи, судя по «Повести временных лет», проживали в нижних течениях Буга, Днепра и на побережье Черного моря. Город Пересечен был центром племенного союза. Долгое время уличи оказывали киевским князьям сопротивление. В отличие от большинства восточнославянских племен, они не принимали участие в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. На рубеже 940-х, воевода Свенельд целых три года осаждал Пересечен. Под натиском кочевых племен, уличи все-таки отошли на север и вошли в состав Киевской Руси.
Теперь поближе познакомимся с занятиями, бытом, нравами и обычаями древних славян.
Дулебы
Этот племенной союз древних славян, расселение и занятия которых мы рассматриваем, начиная с VI века, обитал в бассейне Буга и притоков Припяти. Исследователи признали дулебов одними из наидревнейших восточнославянских этнических групп. Как и у многих других древних славян, занятия дулебов были связаны в основном с земледелием. Именно из дулебов позже образовались племенные союзы — волыняне и древляне. В седьмом веке дулебы подверглись нападению аваров. В 907 году они участвовали в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. В X веке объединение распалось, а его земли вошли в состав Киевской Руси.
Изгнание и призвание варягов
Как гласят некоторые полулегендарные источники, после смерти одного из новгородских князей (посадников) на территорию словен пришли варяги. Племенные союзы, в которые входили и словене, в середине IX века платили им дань. Но в 862 г., как гласит «Повесть временных лет», варягов изгнали. Через некоторое время между племенами начались усобицы. Для того чтобы их прекратить, решено было призвать князя со стороны. Пришли братья Рюрик, Трувор и Синеус. Старший, Рюрик, начал княжить в Новгороде. В этой же летописи сказано, что в Новгороде население постепенно сменилось на варяжское, «а прежде были словене».
Но Д. С. Лихачев, переводивший летопись, полагал, что вставка с этой легендой была позднейшей, сделанной печерскими монахами.
Скорее всего, племя словен просто слилось с другими племенами. Образовывался единый русский этнос с единым языком и обычаями. Последнее упоминание словен относится к 1036 г. Новгородчина же как самостоятельная административно-территориальная единица существовала еще много веков, пока Иван III Великий не присоединил эту территорию к Московской Руси.
Радимичи — свободолюбивое племя
Наверное, самые загадочные и обделённые вниманием племена восточных славян. Радимичи проживали в бассейне реки Днепр, очень близко к полянам и будущему центру Киевской Руси, однако очень долго сохраняли свою независимость от Рюриковичей
Этот факт выглядит странным, поскольку в летописях об этих племенах очень часто отзываются либо насмешливо, либо свысока, и многие исследователи идут на поводу этих высказываний.
Женщина из племени радимичей. Реконструкция. (urokirus.com)
Вполне вероятно, что радимичи так же, как и северяне, платили дань хазарам, а затем, после завоевания Киева Олегом, подчинились пришедшему с севера князю. Вместе с ним эти восточные славяне участвовали в походах на Константинополь. Однако спустя столетие, почувствовав слабость центральной власти во время междоусобных войн, отделились от Киевской Руси.
Подавлять нелояльных радимичей отправился воевода Владимира Святославича Волчий Хвост. Войска киевлян и радимичей встретились на реке Пищань, и восставшие потерпели поражение. Постепенное поглощение вновь присоединённых племён продолжилось, и в 11 — 12 веках они стали частью Смоленского и Черниговского княжеств.
***
Мы поговорили лишь о самых значительных восточнославянских племенах и союзах племён, составивших основу Древнерусского государства. Но не стоит забывать, что были ещё и более мелкие объединения: полочане, дреговичи, тиверцы, уличи — имя им легион. А помимо них — и неславянские племена, тоже оказавшие большое влияние на формирование единой Киевской Руси. С самых первых дней своего существования держава Рюриковичей была полиэтническим государством, и каждое племя оставило свой след в истории Древнерусского государства.
Легендарные предки и правители племени[ | код]
История словен до IX века известна плохо и только по преданиям, а потому — недостоверна. Первопредками словен и их князей предание (записанное в период с конца XV по XVII века) называет Словена и Руса, которым приписывается основание городов Словенска/Новгорода и Русы задолго до нашей эры.
По другой версии, изложенной в Иоакимовской летописи, князь Словен основал только некий Великий Град (то есть столицу словен). Далее по Иоакимовской летописи власть перешла к потомку Словена легендарному князю Вандалу, после которого сменилось десять поколений вплоть до IX века. Сыновьями Вандала были три легендарных князя Избор, Владимир и Столпосвят, княжившие в трёх городах, названных в их честь, — Изборске, Владимире и Столпосвятове (отождествлялся Татищевым с Осташковым).
По информации из этой же летописи в первой половине IX века у словен был князь Буривой, воевавший с варягами и проигравший решающую битву. После поражения князь бежал в город Бярмы, расположенный где-то на острове, а варяги обложили словен данью. Затем словене пригласили на княжение Гостомысла сына Буривоя. Гостомысл будто бы разгромил всех врагов, обложил данью всех соседей и долго княжил в Словенской земле. Историки отмечают, что предание о Гостомысле очевидно имеет западнославянское происхождение (у балтийских славян известен король Гостомысл, погибший в 844 году).
Предание о трёх братьях-князьях напоминает многие подобные легенды, из которых на Руси наиболее известны легенды о Кие, Щеке и Хориве и о Рюрике, Синеусе и Труворе. Иоакимовская летопись сообщает только, что главная правящая династия происходит от Владимира, но вплоть до IX века ни одного представителя не называет. В. Н. Татищев относит время легендарного князя Вандала к VI веку. Археологических подтверждений существования княжества словен в VI веке не существует, хотя расселение первых групп славян в Южном Приильменье и на Верхней Волге отмечается отдельными памятниками V—VII веков. Следов проживания словен на Волхове в это время не обнаружено.
Дулебы
Как и в случае с белыми хорватами у историков мало информации о этом народе.
Они проживали в средние века и уже после 11 века о них нет записей ни в одном историческом документе. Существует теория, что прекращение существования дулебов вязано и распадом общины на волынян и бужан.Место проживание дулебов считается весьма обширным, а находки были найдены на территории Днепра, Волыни, Луцка.
А так же есть доказательства их проживания на территории современной Белоруси, ее южных частях.Основным занятием дулебов было земледелие и скотоводство. Так же раскопки показывают развитое гончарное дело, торговлю мехом, медом и оружием.
«Звероподобные» вятичи
В рассказах современников особой дикостью и воинственностью отличались вятичи. Предания этого племени славили своим родоначальником Вятко, былинного вождя, приведшего свой род в Волжско-Окское междуречье. По тем же былинам, племя разрослось и освоило огромную территорию окрест, как ареал своего обитания.
Внешне вятичи не сильно выделялись в глазах иноземцев по строению лица, цвету волос и глаз от других восточных славян. Впрочем, есть мнение, что у вятичей вполне могут быть не славянские этнические корни. Гипотетически можно увидеть родство вятичей с финно-угорскими племенами или даже вандалами — германским племенным союзом.
Вятичи были отличными охотниками и рыболовами, храбрыми и умелыми воинами. При всём этом они занимались собирательством, скотоводством и подсечным земледелием. Описывая племя вятичей, известный автор «Повести временных лет» Нестор-летописец отмечал, что вятичи жили в лесах и нрава были «зверинского».
Они дольше других славянских племён противились христианству. Сохраняя свои языческие традиции, они постоянно стремились на волю из-под «ярма» Новгородской и Киевской княжеской власти.
Когда к власти в Киеве пришел Святослав Игоревич, будущий победитель хазар, вятичам пришлось умерить свой воинственный пыл. Они покорились князю-воину. Но после того как князь Святослав погиб, вятичи снова вышли из повиновения. Его сыну, Владимиру Святому снова пришлось снова покорять непослушных вятичей. Полностью и окончательно вятичи влились в Древнерусское государство только при Владимире Мономахе в XI веке.
Примечания[ | код]
- Гончарова Н. Н. Антропология словен новгородских и их генетические связи (автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук). — М., 1995. — С. 4, 22 — 22 с.
- , с. 98.
- , с. 83.
- ↑ , с. 66.
- Третьяков П. Н. Финно-угры, балты и славяне на Волге и Днепре. — М.—Л.: Наука, 1966. — С. 284. — 308 с.
- Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа. — М.: Наука, 1965. — С. 268, 269.
- К истории градообразования на территории Древней Руси, VI — первая половина XI века / М. А. Сагайдак (при участии В. В. Мурашевой, В. Я. Петрухина) // История русского искусства: в 22 т. ; отв. ред. А. И. Комеч. — М.: Сев. паломник, 2007. — Т. 1: Искусство Киевской Руси. — С. 81—108.
- Носов Е. Н., Плохов А. В., Хвощинская Н. В. Рюриково городище. Новые этапы исследований. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. (Труды ИИМК РАН. Т. XLIX)
- Носов Е. Н., Горюнова В. М., Плохов А. В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (Новые материалы и исследования). СПб., 2005, С. 122—154 (Тр. ИИМК РАН; Т. XVIII)
- Лебедев Г. С. Ильменское Поозерье // Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005, С. 515.
- Кривичи и словене. — Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2007. — С. 13.
- ↑ , с. 320.
- Пилипенко М. Ф. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. — Мн.: Беларусь, 1991. — С. 56. — 142 с.
Южные славяне
Болгары
Болгары – первые славянские племена на территории современной Болгарии появились в 5-6 веке. Объединение и расширение началось лишь с 7 века благодаря пришедшим из Центральной Азии булгарам. Объединение тогда правившим ханом двух народов позволило в будущем создать крепкое государство с богатой и насыщенной историей.
На быт и культурное наследие болгар повлияла римская, греческая и османская культуры, которые оставили видимый след в истории страны каждая в свою эпоху. Сегодня можно увидеть памятники архитектуры разных временных рамок, насладиться фольклором, где смешаны несколько разновидностей культур, что и делает ее неповторимой и отличающейся от других;
Сербы
Сербы – коренной народ южных славян. Именно сербы считаются наиболее близкими к хорватам по происхождению, развитию, культурным ценностям, так как на протяжении долгого времени считались одним общим сербохорватским племенем. Разделение истории началось в выбора веры – сербы приняли православие, а хорваты католическую веру.
Наследие культуры и развитие Сербии в целом богато и многогранно. Помимо народных, всемирно известных танцев, впечатляющих нарядов, отличающихся яркими красками и вышивкой, в Сербии и в наши дни чтут некоторые язычные обряды, взявшие основу ещё во времена развития народа до прихода основной веры – православия;
Хорваты
Хорваты – массовое переселение в 6-8 веке на побережье Адриатического моря дало возможность славянским народностям не только расширить численность первых поселенцев заселявших территорию будущей Хорватии, но и укрепить своё положение, объединившись с местными общинами. Пришедшие с Вислы древние хорватские племена отвоевали побережье, принеся свой язык, другую веру и в корне изменив местный быт. Адриатическое море считалось хорошей возможностью для торговли в расширения связей между народами, поэтому местность на территории побережья всегда привлекала различных переселенцев.
В Хорватии до сих пор чудесно соединяются древние традиции и современный ритм жизни. Богатая культура вносит свои правила в современный быт, украшения, традиционные праздники и гуляния;
Словенцы
Словенцы – 6 век, как время активного переселения, стало основой и для народов Словении. Переселившиеся на территории славяне основали практически первое славянское государство – Карантания. Позже государству пришлось отдать бразды правления завоевавшим их франкам, но не смотря на это они сохранили свою историю и независимость, что несомненно повлияло на дальнейшее развитие и вероисповедание. Так же важным шагом в развитии Словении стало написание первой летописи около 1000 года на словенском языке.
Несмотря на периодические войны и периодические экономические потери страна раз за разом смогла возобновлять свой привычный быт и уклад жизни благодаря широко развитому земледелию и прикладному искусству, что позволило наладить торговлю с соседними общинами и государствами.
Сегодня Словения – страна со сложной, но богатой историей, максимальной безопасностью и широким радушием для каждого приезжего, желающего ознакомиться с красивыми видами в духе старинной Европы;
Боснийцы
Боснийцы – несмотря на то, что территорию будущей страны Боснии заселили славяне так же в 6-7 веке, она самой последней образовала целостное и единое государство, правление и приняла христианство как практически единое вероисповедание. Историки утверждают, что изолированность от соседних стран – Византии, Италии, Германии, была тому помехой. Но не смотря на это страна процветала благодаря широчайшему земледелию, чему способствовало расположение ее центральной части на реке Босна.
Несмотря на достаточно тяжелую историю страна отличается ярким культурным наследием и поддержанием его для своих потомков. Посетив страну любой желающий может с ней ознакомиться и погрузиться в интересную историю.
Вятичи
Племенной союз, обитавший в бассейнах верхней и средней части реки Ока, а также по реке Москва. Их родоначальником, судя по «Повести временных лет», был Вятко, пришедший от поляков со своим братом Радимом – родоначальник радимичей. Согласно археологическим наблюдениям, расселение вятичей произошло с территорий Днепровского левобережья или верховья Днестра. Многие исследователи считают субстратом вятичей местное балтское население. В бассейне Оки племенной союз расселялся в VI-VIII веках. В качестве союзников он принимал участие в походе на Византию, однако долгое время не зависел от киевских князей, оставаясь язычниками. К XII веку территория вятичей была поделена между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами.
Поляне — предки киевлян
Племенному союзу полян суждено было стать ядром Киевской Руси. Именно на территории их расселения находилась будущая «мать городов русских». Так же, как и северяне, поляне в 8 веке платили дань Хазарскому каганату, однако смогли за счёт внутренних ресурсов освободиться от этой зависимости. Тем не менее, уже спустя несколько десятилетий они попадают в частичную зависимость от древлян.
Антропологическая реконструкция полян. (forum.kajgana.com)
Современные учёные отмечают, что очень быстро в исторических письменных свидетельствах термин «поляне» заменяется словом «киевлянин». Таким образом, в течение очень короткого времени эти восточные славяне становятся ядром городского сообщества Киева, а их племенная идентичность постепенно сходит на нет.
Поляне не занимали такие же обширные территории, как древляне или северяне, поэтому их сила заключалась не в многочисленности, а в удачном расположении. Киев был одним из важнейших торговых и перевалочных центров на Днепре. Поэтому именно поляне едва ли не первыми стали заниматься, помимо обычных восточнославянских промыслов, и торговлей.
Северяне — данники хазар
Проживавшее на Левобережье Днепра, племенное сообщество северян в политическом развитии было очень похоже на соседних древлян. Историки, реконструируя сообщения летописцев, пришли к выводу, что эти восточные славяне сохраняли свою автономию в составе Древнерусского государства вплоть до первой трети 11 века, а затем стали ядром «северских земель» и Черниговского княжества в частности.
До прихода Олега на эти территории северяне платили дань Хазарскому каганату. Олег освободил их от такой обузы и предложил свою защиту, причём обязательства перед Киевом, наложенные Олегом на северян, были значительно легче, чем аналогичные древлянские. Чуть позже княгиня Ольга распространила на этот племенной союз полюдье, однако, по всей видимости, активно в политическую жизнь пограничных племён не вмешивалась.