Сергей ильюшин

Варианты

Ил-96-300

Базовый вариант с двигателями ПС-90А (4х16 000 кгс). Первый полет самолет совершил 28 сентября 1988 года, 29 декабря 1992 года получил сертификат летной годности. Первый Ил-96-300 поступил на службу в «Аэрофлот» в 1993 году. В настоящее время помимо Аэрофлота используется только ГТК Россия в качестве VIP-транспорта и кубинской Cubana, в том числе в качестве транспорта президента Кубы. Производился серийно на заводе ВАСО в Воронеже. Единственный из пассажирских самолётов серии, находящийся в эксплуатации. Было выпущено 20 самолётов, включая опытные. 11 августа 2009 года было объявлено, что самолёт Ил-96-300 будет снят с производства как «бесперспективный».

Максимальная взлётная масса — 250 тонн, коммерческая нагрузка — 40 т. Дальность полёта при максимальной загрузке — 9 000 км, при количестве пассажиров 269 человек и с полным запасом топлива — 13 500 км. Пассажировместимость в кабине трёх классов — 235 человек, в двухклассовой компоновке — 262, в эконом-классе — 300 человек.

Ил-96-300ПУ

Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки Президента РФ. Ил-96-300ПУ (Пункт управления) построен в двух экземплярах. Отличий по летно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счет некоторых доработок. На самолете установлено оборудование, позволяющее вести управление вооруженными силами в случае ядерного конфликта. Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением характерного жёлоба в верхней части фюзеляжа. Первый самолёт этой версии был собран в 1995 году для Бориса Ельцина. Второй, «Путинский» Ил-96 (б/н 96016) поднялся в воздух 21 апреля 2003 года.

Ил-96М/Т

Ил-96М — это первый российский самолёт, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. Был изготовлен только один, опытный образец. В марте 1993 года фюзеляж опытного Ил-96-300 был удлинён, двигатели ПС-90 заменены на Pratt&Whitney PW2337 (впервые в истории российской авиации на самолёте были установлены американские двигатели) тягой 17 030 кгс, установлена западная авионика. Самолёт совершил первый полёт 6 апреля 1993 года. В 1997 году Ил-96М был сертифицирован в США. Неоднократно демонстрировался на всевозможных авиасалонах, на МАКС-2003 демонстрировался под обозначением Ил-96-400 с двигателями НК-86. В мае 2009 года разрезан.

По всем основным показателям Ил-96М стал «рекордсменом» среди советских пассажирских самолётов: он способен брать на борт до 435 пассажиров, максимальная коммерческая нагрузка — 58 тонн, максимальная взлётная масса — 270 тонн, практическая дальность полёта — 12800 км.

Разрабатывались другие варианты:

  • Ил-96МД — самолёт с двумя двигателями Pratt&Whitney PW4082 (в настоящее время эти двигатели используются на Боинге 777).
  • Ил-96МК — самолёт с четырьмя турбореактивными НК-92 тягой 20 000 кгс.

На базе Ил-96М был разработан грузовой вариант Ил-96Т. В 1997 году построен единственный экземпляр (б/н RA-96101), 16 мая поднялся в воздух. Также неоднократно демонстрировался на авиасалонах в фирменной раскраске Аэрофлота, хотя авиакомпания никогда им не пользовалась, заказов на данный тип не поступало.

Ил-96-400

Самолёт Ил-96-400 является глубокой модернизацией Ил-96-300 с двигателями ПС-90А-1 тягой 17 400 кгс и улучшенной авионикой. Фюзеляж был «позаимствован» у Ил-96М. Максимальная взлётная масса — 270 тонн, полезная нагрузка — 58 тонн. Максимальная пассажировместимость — 435 человек. Максимальная дальность полета — 13 000 км.

По состоянию на 2009 Ил-96-400 не был собран ни в одном экземпляре, заказов на данный тип пока ещё не было.

Ил-96-400Т является грузовым вариантом Ил-96-400. Лётно-технические показатели остались неизменными. Производится на заводе ВАСО в Воронеже. Первый Ил-96-400Т был создан путём реконструкции Ил-96Т, собранного в 1997 году. В 2007 году собран целиком новый самолёт. Оба самолёта в 2007 году были проданы Атлант-Союзу, в 2009 году они перешли в Полёт. По состоянию на май 2011 года в парке Полёта успешно эксплуатируется три самолёта, а еще два будут сданы в эксплуатацию в 2011 г.

Достоинства и недостатки самолёта

Основным достоинством Ил-86 является то, что это был первый широкофюзеляжный пассажирский самолёт в СССР, обладавший к тому же небывалой по тем меркам пассажировместимостью. Именно благодаря этому была решена проблема пассажирских авиаперевозок на средние дистанции и создана основа их популяризации. Также стоит отметить, что при проектировании Ил-86 был использован ряд инноваций, таких, например, как усовершенствованная система бортовой электроники, а также новая компоновка пассажирского салона. Всё это позже пригодилось как при проектировании младшего собрата Ил-86 – самолёта Ил-96, так и других самолётов.

Ещё одним важным достоинством пассажирского лайнера Ил-86 является его высокая надёжность. За 30 с лишним лет коммерческой эксплуатации самолёт перевёз десятки тысяч пассажиров, однако ни один из пассажиров не погиб при этом. Да, из 106 выпущенных самолётов было к августу 2002 года потеряно всего четыре, однако при этом погибло 22 человека, являвшихся членами экипажа Ил-86. Так что потеряно лайнеров было менее четырёх процентов от общего числа.

Что касается недостатков Ил-86, то главным из них является сравнительно невысокая мощность его двигателей. Благодаря этой особенности, а также высокой взлётной массе самолёта, среди пилотов гражданской авиации сложилось даже шуточное мнение, «что, мол, Ил-86 взлетает лишь благодаря округлости Земли». Отчасти это утверждение верно, так как взлёт Ил-86 требует несколько большей длины взлётно-посадочной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования для некоторых аэропортов. При этом и реверс двигателей также достаточно слаб, поэтому посадка Ил-86 требует большего пробега.

Услуга послепродажного обслуживания марки «Ил»

Помимо разработки и серийного выпуска, ОАО «Авиационный комплекс им. Ильюшина» занимается послепродажным обслуживанием своих самолетов. 

В спектр его работ входят:

  • •          гарантийное обслуживание;

  • •          выполнение регламентных работ;

  • •          ремонтные, восстановительные работы, обновление интерьера, проведение доработок по технической документации, создание модификаций;

  • •          создание специальной ремонтной и проектной документации;

  • •          поиск решений в обнаружении и устранении дефектов;

  • •          надзор за техническим состоянием авиатехники;

  • •          разработка соответствующей документации на устранение эксплуатационных повреждений воздушных судов;

  • •          продление срока службы и ресурса аппаратов своего производства;

  • •          доведение до летного состояния самолетов «Ил» после продолжительного (свыше одного года) хранения или перегона по указаниям главного конструктора;

  • •          определение оценки технического состояния своих самолетов, включая документирование и дефектацию самолета или отдельных его частей;

  • •          доставка запчастей, вспомогательного имущества и агрегатов по обычному и срочному заказам эксплуатанта, выполнение ремонта комплектующих изделий;

  • •          разработка необходимой ремонтно-эксплуатационной документации для заказчиков, которая распространяется на аппараты, эксплуатируемые в тяжелых климатических условиях;

  • •          обучение инженерно-технического и летного состава, включая уровни повышения квалификации и переподготовки.

Историческое значение

Генеральный конструктор Ильюшин, по воспоминаниям его коллег, умел заражать своим энтузиазмом, увлекать своей идеей людей без всякой агитации. Для молодых специалистов Ильюшин разработал «Краткую памятку конструктору», где описал основные вопросы конструирования частей, узлов и деталей самолёта. В «Памятке» даётся не только полный перечень всех требований, влияющих на конструирование, но и указывается на необходимость системного подхода к проектированию, назначение комплексного анализа всех факторов. В результате Ильюшин не только сам внёс вклад в развитие авиастроения, в обороноспособность страны, но и воспитал крупнейших специалистов, обладающих высокой квалификацией, работоспособностью и индивидуальным стилем.

Ильюшин принадлежит к той плеяде выдающихся конструкторов, творческая деятельность которых выходит за рамки инженерного труда и становится деятельностью учёного. Как истинный инженер и учёный, он поддерживал любые творческие начинания, помогал авторам и изобретателям, ищущим новых решений. В результате чего сотрудники ОКБ опубликовали не одну сотню научно-технических работ. Конструкторы получили много авторских свидетельств и патентов самого различного характера.

Ильюшин по праву считается выдающимся авиаконструктором и учёным и занимает достойное место в истории авиации. Его штурмовики, бомбардировщики, пассажирские самолёты на каждом этапе развития авиации — новинки технической мысли.

Флагман гражданского флота

К середине 1950-х стало ясно, что для гражданской авиации нужны многоместные скоростные реактивные самолеты. Собрали ведущих конструкторов, и Хрущев поставил перед ними задачу создать пассажирский самолет, который можно было бы использовать и как грузовой, то есть сделать универсальную машину.

Ильюшин на совещании у Хрущева сказал: «Универсальный самолет — это все равно что утка. Она все умеет — ходить, плавать, летать, и все умеет плохо. Такой самолет я делать не буду».

Однако позже Хрущева удалось убедить в правоте Сергея Владимировича, и он согласился дать задание ОКБ Ильюшина на постройку специального пассажирского самолета. И правильность идеи Ильюшина о необходимости создания специальной пассажирской машины без попыток совместить несовместимое полностью подтвердилась. Это был турбовинтовой Ил-18.

В это же время Туполев создал реактивный Ту-104. Оба самолета эксплуатировались в одно время, но тираж Ил-18 превысил тиражи Ту-104, Ту-124, Ту-134 и АН-10 вместе взятых.

Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила самолет Ил-18 золотой медалью. С этой машины начался наш экспорт самолетов за рубеж. Свыше ста штук продали — большая партия.

Ил-62М авиакомпании «Аэрофлот» в аэропорту Хитроу

Wikipedia

Ил-62 была последней машиной Ильюшина, которую он прошел, как говорится, «от и до».

Многие не верили в 62-ю. Даже свои — не все поддержали Ильюшина. И он было засомневался. Мучился, думал, и все-таки понял: прав! А ее хотели закрыть

Неважно себя чувствовал, болел, но доказывал и своим конструкторам, и наверху. В его конструкции моторы были вынесены в хвост

Поэтому пассажиры практически не ощущают шума, тряски и вибрации. А сконструированное им «чистое» крыло считается аэродинамически совершенной конструкцией

В его конструкции моторы были вынесены в хвост. Поэтому пассажиры практически не ощущают шума, тряски и вибрации. А сконструированное им «чистое» крыло считается аэродинамически совершенной конструкцией.

Тираж 62-го был довольно высок, порядка сотни самолетов продали полякам, немцам, китайцам, корейцам, арендовали японцы и французы…

 Международная авиационная федерация наградила самолет Ил-18 золотой медалью. С этой машины начался наш экспорт самолетов за рубеж. Свыше ста штук продали — большая партия

Конструктор не спешил с Ил-62: первый опытный экземпляр начал летать в январе 1963 года, в 1964-м полетела вторая машина, на которой доводили силовую установку, в 1965-м — третья. В 1967 году закончились заводские испытания, и в том же году самолет прилетел в Париж на авиационный салон в Ле-Бурже.

В июльский день 1970 года Ильюшин в последний раз пришел в свой кабинет. Узкий круг конструкторов, председатель завкома, секретарь парткома. Приехал министр Дементьев со свитой. Все произошло коротко, официально. И когда все собрались, Ильюшин сообщил, что передает руководство своему ученику, талантливому конструктору Генриху Васильевичу Новожилову, а сам уходит на пенсию.

В 1971 году вступила в эксплуатацию новая машина, созданная под руководством генерального конструктора Новожилова. Это был тяжелый реактивный военно-транспортный самолет Ил-76. Дело Ильюшина продолжалось. Девятого февраля 1977 года выдающегося конструктора Ильюшина Сергея Владимировича не стало.

Но коллектив ОКБ продолжал выпускать самолеты под его именем: Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, Ил-96М. А теперь еще и Ил-112В.

Модификации

Самолет выпускался в большом количестве различных версий, предназначенных для пассажирских и транспортных перевозок. Многие версии имели значительные отличия от базовой модели. Например, на основе стандартного фюзеляжа, увеличенного по длине на 1 метр, выпускались самолеты повышенной вместимости, имевшие обозначение ИЛ-14М. Такой лайнер вмещал, в зависимости от размеров багажного отсека и буфета, 28, 32 или 36 пассажиров.

После 1960 года большинство стандартных 18-местных лайнеров в ходе капитальных ремонтов были доработаны до такого стандарта. На основе планера одного из таких удлиненных самолетов собрали единичный экземпляр 14-местной машины с повышенным комфортом под обозначением ИЛ-14М14.

Позднее стал выпускаться ИЛ-14С, имевший салон на 6-8 пассажиров. Версия оснащалась улучшенной звукоизоляцией и расширенным набором навигационного оборудования. Для работы с ним на борту было создано отдельное рабочее место для штурмана. Двигатели таких машин имели более мощные генераторы ГСР-6000А. Один из таких самолетов был передан премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру.

На базе ИЛ-14С была версия СИ с увеличенными по объему топливными баками (с 3510 литров до 4325) и улучшенной теплоизоляцией пассажирского салона. Существовал 18-местный вариант с обозначением ИЛ-14СО, использовавшийся в паре с «люксовой» машиной для перевозки рядовых членов делегаций.

Всего было выпущено около 50 различных самолетов ИЛ-14 в варианте «люкс», причём некоторые из них получили в результате капитального ремонта стандартных машин на заводе №407 в Минске. Последние «люксовые» ИЛ-14 списали в первой половине 70-х годов.

Для армейской транспортной авиации строился вариант ИЛ-14Т. Основным отличием такого самолета была грузовая дверь с шириной 2,71 метра и высотой 1,6 метра, прорезанная в левом борту фюзеляжа ближе к хвостовой части. В правом борту имелась небольшая дверь для посадки десанта из 25 человек и экипажа, состоявшего из 2-4 человек.

Для размещения десанта вдоль бортов были откидные сидения. Максимальная грузоподъемность ИЛ-14Т составляла 2000 кг. Крыло самолета имело усилители конструкции, кабина штурмана оснащалась выпуклым застекленным блистером, в котором размещался бомбовый прицел.

На базе серийного ИЛ-14Т было несколько модификаций:

  1. ИЛ-14Т-ТД, предназначенный для доставки стандартных десантных поддонов.
  2. ИЛ-14ТД, использовавшийся только для доставки десанта из 21 человека.
  3. ИЛ-14ТБ, применявшийся для буксировки десантных планеров ЯК-14.
  4. ИЛ-14ТС, санитарный вариант самолета, рассчитанный на перевозку до 18 лежачих раненых на носилках.
  5. ИЛ-14-30Д, модернизированный вариант серийного ИЛ-14Т для доставки 30 десантников или 3000 кг груза.
  6. ИЛ-14ТГ и ИЛ-14Г – гражданские версии транспортного самолета.

За счет создания множества модификаций Ил-14 применяли для военных, гражданских и исследовательских задач.

Кроме перечисленных выше серийных машин существовал еще ряд мелкосерийных и единичных самолетов на базе ИЛ-14:

  1. ИЛ-14 «Патрульный», оснащенный радаром самолет для пограничных войск.
  2. ИЛ-14РР, рыбный разведчик, оснащенный радаром. Применялся для поиска косяков рыбы и выявления фактов браконьерского лова. Всего было построено 14 самолетов.
  3. ИЛ-14 «Полярный», построенный на основе фюзеляжа ИЛ-14М в количестве 8 экземпляров. Машины имели улучшенную теплоизоляцию и использовались для обслуживания антарктических экспедиций. К этому же типу относился и ИЛ-14ЛР – ледовый разведчик, построенный в количестве 34 штук.
  4. ИЛ-14ФК и ИЛ-14ФКМ, применявшиеся для аэрофотосъемки. Самолеты имели дополнительные баки в крыльях и салоне.
  5. ИЛ-14 Метеолаборатория, число таких самолетов неизвестно, но каждый из них имел уникальное оборудование.
  6. ИЛ-14АКС, применявшийся как носитель оборудования космической связи. Самолет оснащался в носовой части специальной антенной.

Конструкция

Ил-6 разрабатывался классическим низкопланом с однокилевым оперением вертикального типа и двумя двигателями. Большая часть конструкции была использована от бомбардировщика ДБ-4. Отличались только аэродинамические элементы крыла и некоторые его параметры

Последнему уделялось особое внимание, так как от него зависела степень безопасности эксплуатации самолета

Схема Ил-6

Крыло у него имело единый аэродинамический профиль с положительной стреловидностью и увеличенным сужением. Такое решение вызывало ранние срывы потоков в концевых сечениях, что приводило к повышенному росту риска возникновения односторонних срывов, сваливания бомбардировщика на крыло и последующего отправления в штопор. Также повышенная нагрузка на поверхность конструкции с увеличением угла возможной атаки поспособствовали возрастанию сопротивления. Для решения проблемы пришлось удлинить крыло.

Использование однокилевого типа вертикального оперения было связано с желанием основываться на опыте ДБ-4, показавшем недостатки отказа от подобных конструкционных решений, который стал нормой в военный период. Это помогло получить нужную устойчивость бомбардировщика при любом режиме полета.

Макет конструкции Ил-6

Дизельные двигатели имели сглаженную форму и размещались на двух гондолах. Водяные радиаторы, используемые для охлаждения, были расположены внутри крыльевых туннелей и получали охлаждающий воздух через носки крыла. Внешне два варианта применявшихся двигателей, АЧ-30Б и АЧ-30БФ, не имели никаких различий.

Двигатель АЧ-30Б

Экипаж должен был состоять из шести человек, среди которых были два летчика, штурмана, стрелок-радист и 2 стрелка. Каждые имели свои отдельные кабины, оборудованные нужными приборами. Летчики находились в стандартной кабине пилотов.

Список самолетов

Известные самолеты Ильюшина включают:

Штурмовая атака

  • Штурмовик Ил-2 Штурмовик , кодовое имя НАТО «Барк», 1939 год, самый массовый военный самолет всех времен.
  • Ил-8 , штурмовик, 1943 г.
  • Ил-10 , штурмовик, кодовое имя НАТО «Зверь», 1944 год.
  • Прототип штурмовика Ил-16, созданный на основе Ил-10 1945 года.
  • Ил-20 (1948 г.) штурмовик, прототип, 1948 г.
  • Прототип реактивного штурмовика Ил-40 «Мускулистый» , 1953 год.
  • Опытный реактивный штурмовик Ил-102 , проект отменен, 1982 г.
  • Проект штурмовика М Ш , 1942 г.

Бомбардировщики

  • Дальний бомбардировщик ДБ-3 , 1935 год.
  • Бомбардировщик-торпедоносец Ил-4 «Боб» разработан на базе ДБ-3 1939 года.
  • Дальний бомбардировщик ДБ-4 , 1940 год.
  • Опытный образец дальнего бомбардировщика Ил-6, созданный на базе Ил-4, 1942 г.
  • Прототип реактивного бомбардировщика Ил-22 , первый в мире четырехмоторный самолет с прямым крылом, 1947 год.
  • Ил-28 «Бигль» и средний учебно-бомбардировщик «Талисман» , первый в мире двухрежимный самолет с форсажной камерой, 1948 год.
  • Опытный образец тактического стреловидного бомбардировщика Ил-30, созданный на основе Ил-28 1951 года.
  • Прототип реактивного бомбардировщика Ил-46, созданный на базе Ил-30 1952 года.
  • Опытный образец сверхзвукового бомбардировщика Ил-54 «Паяльная лампа» , 1955 год.

Транспорт

  • Двухмоторный грузово-транспортный самолет Ил-12 «Тренер» , 1945 г.
  • Опытный образец грузового планера Ил-32 , 1948 год.
  • Ил-34 опытный моторизованный вариант Ил-32.
  • Ил-76 «Кандид» , стратегический авиалайнер , самый массовый в мире самолет своего класса, 1971 год.

    • Ил-78 «Мидас» , вариант дозаправки самолета Ил-76, 1982 г.
    • Десантный командный пункт

    Ил-82 разработан на базе Ил-76.

Ил-106 предлагался тяжелый военно-транспортный.

Легкий военно-транспортный образец Ил-112 , 2019 г.

Военно-транспортный самолет средней грузоподъемности Ил-276 , ранее обозначался как Ил-214.

внутреннее обозначение Ил-76МД-90А.

Пассажирский самолет

  • Двухмоторный транспортный самолет Ил-14 «Ящик», разработанный на базе Ил-12 1950 года.
  • Прототип четырехмоторного авиалайнера Ил-18 «Моллюск» (1946 г.) , 1946 г.
  • Турбовинтовой авиалайнер Ил-18 «Лысуха» , один из основных мировых транспортных средств на протяжении десятилетий, 1957 год.
  • Ил-62 «Классический» дальнемагистральный реактивный авиалайнер, самый большой в мире авиалайнер на момент первого полета, первый в мире серийный авиалайнер этой категории, 1963 год.
  • Среднемагистральный широкофюзеляжный реактивный авиалайнер Ил-86 «Камбер» , первый советский широкофюзеляжный и первый в мире 100% двухэтажный квадро-реактивный самолет, 1976 год.
    Ил-80 «Максдоме» разработан на основе Ил-86 1985 года выпуска .
  • Ил-87 «Аймак» — авиадесантный вариант Ил-86.

Широкофюзеляжный дальнемагистральный авиалайнер Ил-96 разработан на основе самого быстрого в мире широкофюзеляжного самолета Ил-86 1988 года.

Легкий многоцелевой самолет Ил-100 .

Опытный образец бизнес-джета Ил-108 , отказ от проекта, 1990 год.

Региональный самолет Ил-114 , 1990 г.

Разведка

  • ELINT / радиолокационная разведывательная версия Ил-18
  • вариант воздушного командного пункта Ил-18.
  • вариант ледовой разведки, аналог Ил-20М, 1948 г.
  • Морской патрульный / противолодочный самолет Ил-38 «Май», разработанный на базе Ил-18, 1971 года.
  • Ил-140 ДРЛО вариант Ил-114.
  • А-50 Шмель (от Бериева), вариант ДРЛО Ил-76, кодовое название НАТО «Mainstay», 1978 год.
  • А-100 Премьер (от Бериева), вариант Ил-76МД-90А с системой ДРЛО.

Экспериментальные и проекты

  • Проект реактивного авиалайнера Ил-16
  • Проект реактивного бомбардировщика Ил-24 на базе Ил-22
  • Проект дальнего бомбардировщика Ил-26 , 1947 год.
  • Ил-36 Опытный образец
  • Проект бомбардировщика Ил-38
  • Проект штурмовика Ил-42
  • Проект летающего бомбардировщика Ил-52 .
  • Проект бомбардировщика Ил-56 .
  • Военно-транспортный проект Ил-60
  • Проект авиалайнера Ил-64 .
  • Проект сверхзвукового транспортного (ССТ) Ил-66 (1959 г.) , 1959 г.
  • Военно-транспортный проект Ил-66 .
  • Проект ближнемагистрального авиалайнера Ил-70 , 1961 год.
  • Проект самолета Ил-70 ДРЛО, 1969 г.
  • Проект сверхзвукового авиалайнера Ил-72 разработан на базе Ил-66 1961 года.
  • Проект среднемагистрального авиалайнера Ил-72 (1964 г.) , 1964 г.
  • Проект авиалайнера Ил-74 , 1966 год.
  • Поисково-спасательный вариант Ил-76, проект отменен, 1989 г.
  • Проект транспортного самолета Ил-88 , 1972 г.
  • Предложенный дальнемагистральный авиалайнер Ил-90 , 1988 г.
  • Ил-118 предлагал вариант Ил-18 с двумя турбовинтовыми двигателями.
  • Предлагаемый бизнес-джет Ил-126
  • Проект дальнего авиалайнера Ил-196 .
  • Экспериментальная авиационная лазерная лаборатория А-60, созданная на базе Ил-76МД, 1981 г.

История создания Ил-86 и его эксплуатация

В конце 1960-х годов в советской гражданской авиации возникла необходимость получить широкофюзеляжный пассажирский самолёт средней дальности, который мог бы перевозить до 250 человек. Наиболее эта необходимость стала ощущаться в 1967 году, когда и вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолёта.

Первоначально в опытно-конструкторском бюро Ильюшина было принято решение модифицировать межконтинентальный пассажирский лайнер Ил-62, доведя его пассажировместимость до 250 человек. Этот проект получил название Ил-62-250, однако вследствие возможных недостатков конструкции будущего лайнера, вызванных удлинением его фюзеляжа и изменения центровки, вскоре был закрыт. Таким образом, было решено разработать принципиально новый пассажирский самолёт.

При разработке лайнера, вскоре получившего обозначение Ил-86, рассматривалось несколько вариантов компоновки и устройства пассажирского салона и кабины для экипажа. Так, прорабатывались двухпалубная конструкция фюзеляжа, а также однопалубная конструкция с овальным сечением фюзеляжа. Однако данные варианты серьёзно бы повлияли на аэродинамические характеристики лайнера и привели к его худшей управляемости.
В итоге был разработан широкофюзеляжный самолёт, имевший в салоне эконом-класса девять мест, разделённых на три ряда и имевших два достаточно широких прохода. Пассажировместимость Ил-86 при этом составляла 350 человек, что для отечественной авиации являлось невиданным доселе показателем.

К 1976 году разработка пассажирского самолёта Ил-86 была завершена, а уже в конце того же года машина совершила свой первый полёт. После этого начались сначала заводские, а затем уже и сертификационные испытания лайнера, однако его серийное производство началось именно в 76-м.

Аварии и происшествия

За всю историю эксплуатации с самолётом Ил-96 не случалось катастроф и аварий, повлёкших гибель людей.

Инцидент при взлёте президентского самолёта

5 октября 2004 года некоторые российские издания сообщили, что 29 сентября при взлёте из международного аэропорта Лиссабона Ил-96-300ПУ (б/н 96016) столкнулся со стаей птиц, предположительно, голубей. Столкновение с птицами (англ. birdstrike) — частое явление в авиации, которое, однако, далеко не всегда приводит к поломке двигателей. Взлёт был прерван, а самолёт отбуксирован на стоянку. 30 сентября его осмотрели техники ГТК Россия, которой принадлежит самолёт, прибывшие из Москвы на Ил-62.

В итоге было объявлено, что причиной отмены взлёта стало вовсе не столкновение с птицами, а конденсат от трубок СКВ, попавший на приборную панель. Влага исказила показания приборов: двигатели работали на взлётном режиме, но приборы показали, что на взлётный режим двигатели выйти не смогли

Вероятно, этот случай остался бы рядовым, если бы внимание российской прессы не привлекла фотография португальского споттера Мигеля Клаудио, которому посчастливилось заснять самолёт в момент инцидента

Путина в тот момент в самолёте не было, он находился в Саратове.

Запрет на полёты

2 августа 2005 года тот же Ил-96-300ПУ, но уже с президентом на борту, не смог взлететь из аэропорта финского города Турку, где Владимир Путин находился с официальным визитом. При рулении была обнаружена некая техническая неисправность, было принято решение пересадить президента на резервный Ил-62.

Последствия этого инцидента оказались более серьёзными. 22 августа по предложению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта полёты всех самолётов Ил-96 были запрещены. Это объяснялось систематическим отказом системы торможения колес, который произошёл в том числе 2 августа в Финляндии. Было объявлено, что один из узлов колёсного тормоза, УГ151-7, бракован и не соответствует заявленным чертежам. Агрегаты УГ151 для Ил-96 собирались на Балашихинском литейно-механическом заводе, для их замены новая партия была собрана на заводе НПО Молния в Москве.

Результатом запрета стали многомиллионные убытки авиакомпаний, использовавших Ил-96, в первую очередь Аэрофлота. 3 октября генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов был отправлен в отставку, полёты Ил-96 были возобновлены в тот же день. Запрет на полёты продлился 42 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector