Советский истребитель и-16

В чём их отличия

На поверхность изделий наносится специальная маркировка. Она является универсальной для всех типов и размеров.

Около десятка буквенных и цифровых условных обозначений дают полную характеристику специалистам и простым автолюбителям. По надписям можно определить:

  • Каким методом изготовлен.
  • Диаметр осевого отверстия.
  • Размер посадочной части для шины в дюймах.
  • Количество и диаметр отверстий для крепежа.

Одним из параметров среди прочих является диаметр. Например, для R15 обозначается цифровым значением в дюймах – 15. Латинская буква «R» обозначает радиальность шины. (Почти все автошины сегодня выпускаются именно радиальной конструкции). Значит, диск R15 имеет диаметр меньше, чем R16 ровно на 1 дюйм (2,54 см).

Модификации

Ниже указаны основные модификации истребителя И-16 и даны их основные особенности:

  • И-16 тип 4. Базовая модель самолета, серийное производство которой началось в 1934 году. Истребитель оснащался двигателем М-22 (480 л. с.), вооружение машины состояло из двух пулеметов ШКАС (7,62 мм) в крыле. Выпуск модификации продолжался до весны 1936 года, всего было изготовлено около 400 самолетов. Данная модификация не экспортировалась.
  • И-16 тип 5. Модификация самолета с двигателем М-25 (725 л. с.) Выпуск типа 5 начался в середине 1935 года и продолжался до начала 1938 года. Этот истребитель имел капот несколько другой формы, на нем был установлен кок и храповик. И-16 тип 5 активно использовался в Испании, очень часто на этот самолет устанавливали самодельную бронеспинку.
  • И-16 тип 6. Модификация истребителя, которая появилась после начала применения И-16 в Испании, в ее конструкции был учтен опыт реальных боевых действий. Под двигателем самолета появился синхронный пулемет, бронеспинка и маслорадиатор. Закрытый фонарь был заменен на открытый. Небольшая партия самолетов этой модификации была отправлена в Испанию.
  • И-16 тип 10. Модификация истребителя с двигателем М-25В (750 л. с.). Также было изменено вооружение машины: два дополнительных синхронных пулемета ШКАС были установлены над двигателем, каждый из них имел боекомплект из 650 патронов. Все это привело к увеличению взлетной массы до 1700 кг. На эту машину можно было установить убирающиеся лыжи, которые в полете прижимались к центроплану. Крыло самолета было оснащено посадочными щитками. И-16 тип 10 является одной из наиболее массовых модификаций истребителя. Ее выпускали не только в СССР, но и наладили лицензионный выпуск в Испании. Было изготовлено несколько экспериментальных машин, оснащенных мощными американскими двигателями. Это позволило значительно повысить их эффективность в боях с немецкими истребителями Messerschmitt Bf.109.
  • И-16 тип 12. Модификация истребителя, на которой пулеметы в крыльях были заменены пушками ШВАК.
  • И-16 тип 17. Это модификация самолета И-16 тип 10 с крыльевыми пушками ШВАК вместо пулеметов. В местах их установки конструкция крыла была усилена. Каждое орудие имело боекомплект в 150 снарядов.
  • И-16 тип 18. Вариант истребителя, оснащенный двигателем М-62 (1000 л. с.) с двухскоростным нагнетателем и винтом ВИШ-6А изменяемого шага. Для винтов были разработаны новые коки. Также была усилена моторама самолета, улучшена маслосистема, самолет получил новый карбюратор. Топливные баки были защищены броней. Вооружение истребителя состояло из четырех пулеметов ШКАС. Модификация И-16 тип 18 имела визуальное отличие: хвостовое колесо, установленное вместо костыля. Самолёт изготавливался в значительных количествах. Данная модификация имела лучшую устойчивость в полете, его управление было менее строгим, улучшились взлетно-посадочные характеристики.
  • И-16 тип 24. Этот самолет является модификацией И-16 тип 18. На него был установлен новый двигатель М-63 и усилена конструкция фюзеляжа и крыла. Между лонжеронами была установлена дополнительная обшивка из фанеры, что значительно уменьшило кручение крыла. Истребитель был оснащен винтом изменяемого шага ВИШ АВ-1 с новым коком, усилена конструкция шасси. Кроме того, данная модификация могла оснащаться дополнительными подвесными баками с объемом 200 литров. Вооружение истребителя состояло из четырех пулеметов ШКАС, два из которых могли быть заменены 12,7-мм БС. Также истребители этой модификации могли быть вооружены реактивными снарядами РС-82 (до шести штук). Масса самолета достигала 2050 кг.
  • И-16 тип 27. Истребитель – вариант глубокой модернизации типа 17 путем замены мотоустановки. Самолет был вооружен двумя пушками ШВАК.
  • И-16 тип 28. Модификация самолета И-16 тип 24, с пушечным вооружением вместо пулеметного.
  • И-16 тип 29. Последняя серийная модификация истребителя, ее серийное производство началось в 1941 году. Самолет оснащался двигателем М-63, его вооружение состояло из двух пулеметов ШКАС и одного БП. На этом самолете была усилена конструкция шасси, некоторые истребители этой модификации оснащались радиостанциями.

А мы его бомбой!

Уже через несколько дней выяснилось, что произошло. Оказывается, когда четвёрка советских МиГ-23 заходила в атаку, на них самих охотилась пара пакистанских F-16. Враг готовился атаковать советские машины, как только те сбросят бомбы и начнут набирать высоту. Однако неожиданный манёвр наших лётчиков перед атакой сбил пакистанцев с толку — когда наши «миги» резко снизились, F-16 потеряли их из виду. Боясь упустить добычу, пакистанцы рванули вперёд, но к тому времени советские самолёты уже начали набор высоты и… сбросили бомбы. Вот под этот веер бомб и угодили пакистанские лётчики. По всей видимости, одна из «соток» ударилась в один из F-16 с такой силой, что самолёт просто развалился в воздухе. Впрочем, была ещё одна версия: ведущий пары F-16 мог быть сбит своим ведомым. Увидев, что советские самолёты резким манёвром уходят из зоны атаки, пакистанский лётчик мог поторопиться и пустить ракету, когда в прицеле находился его ведущий. Ракета вместо цели могла перенавестись на более близкую цель. Такие случаи, кстати, были не редкостью. Так, например, в 120-м иап при перехвате летающих мишеней замполит сбил своего же командира эскадрильи. Ну а причина нервозности пакистанцев была проста. Примерно в то же время над местом действия появилась ещё одна пара советских истребителей МиГ-23, группа прикрытия, вооружённая для воздушного боя. Работа РЛС этих самолётов могла спугнуть F-16. Кстати, пилоту сбитого самолёта повезло. Он приземлился в район, контролируемый душманами, и уже ночью был вывезен в Пакистан. Разумеется, в советской печати не было сказано ни слова про этот инцидент, ТАСС лишь сообщил, что ПВО армии ДРА сбила нарушивший границу самолёт Пакистана. Зарубежные СМИ же, напротив, писали, что пакистанские F-16 сбили советский самолёт. Однако позже газеты начали утверждать с точностью до наоборот о том, что это советские лётчики сбили пакистанский истребитель. И вот теперь, спустя много лет, настало наконец-то время узнать правду об этой запутанной истории.

ПФМ-1 «Лепесток»

Противопехотная мина нажимного действия советского производства. Мина может устанавливаться на грунт только средствами дистанционного минирования. Одним из средств дистанционного минирования является кассета КМГУ, в каждой кассете уложено 1248 мин. Штурмовик Су-25 способен нести до шести кассет. Эпизод с миной ПФМ-1 показан в фильме «9 рота».

МиГ-23

Советский многоцелевой истребитель третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности разработки ОКБ-155. Советские МиГ-23 эпизодически участвовали в Афганской войне, а слёта 1984 года — на постоянной основе, сменив в Афганистане МиГ-21. Самолёты в основном использовались в качестве бомбардировщиков.

F-16 Fighting Falcon

Американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения. F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения. В начале 80-х США поставили Пакистану 40 истребителей F-16A. Пакистанские истребители с середины 1980-х годов активно действовали в районе афгано-пакистанской границы, охраняя воздушное пространство страны от периодических вторжений авиации СССР и Афганистана и сами периодически нарушая границу.

Метки: СССР, война, самолёт, Война и Отечество, авиация, конфликт, Пакистан, Афганская война, Афганистан

Основные модификации

ТБ-3-4АМ-34ФРН с истребителями И-16 на подвеске (Звено Вахмистрова)

  • И-16 тип 4 — двигатель М-22 мощностью 480 л. с. Вооружение 2 пулемёта ШКАС калибра 7,62 мм в крыле. Выпускался весь 1935 год до весны 1936 года (около 400 машин). Не экспортировался.
  • И-16 тип 5  — двигатель М-25 мощностью 725 л. с. Внешние отличие от типа 4 — иное капотирование двигателя, на винте кок и храповик для запуска. С июля 1935 в серии. В 1936—1937 годах был самым массовым. Применялся в Испании, где зачастую модернизировался установкой кустарной бронеспинки.
  • И-16 тип 6 — по опыту боёв в Испании добавлен синхронный пулемёт под двигателем, маслорадиатор и бронеспинка. От фонаря отказались по требованию лётчиков, построен небольшой серией для Испании. Транспорт в Испанию с ними потопили.
  • И-16 тип 10 — двигатель М-25В в 750 л. с., вооружение 4 ШКАСа из которых 2 синхронных над двигателем с 650 патронами на ствол. Взлётная масса выросла до 1700 кг. В этом типе применялись убираемые лыжи прижимавшиеся почти вплотную к центроплану. Самолёт строился в больших количествах в СССР, его лицензионное производство налажено в Испании. Несколько экземпляров оснащены американскими двигателями большей высотности, заметно улучшив шансы в боях с Bf.109 Мессершмитта.
  • И-16 тип 12 — модификация тип 5 с крыльевыми пушками ШВАК.
  • И-16 тип 17 — разновидность типа 10, на которой крыльевые ШКАСы заменены на пушки ШВАК (по 150 снарядов на ствол).
  • И-16 тип 18 — модификация с двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем и винтом ВИШ-6А (2 положения шага). Видимое отличие — хвостовой костыль заменён на колесо. Тип строился в больших количествах. Улучшилась продольная устойчивость на виражах и петлях, самолёт стал менее чувствителен к перетягиванию ручки на посадке. Вооружение 4 ШКАС с 3100 патронами. Идея возникла в действующих частях во время боевых действий на Халхин-Голе. Поступившие ремкомплекты для И-153 стали толчком для такой переделки. Самолёт показал хорошие лётные данные и после небольших модификаций рекомендован в серию.
  • И-16 тип 20 — доработка тип 18 с возможностью подвески под крылом сбрасываемых топливных баков.
  • И-16 тип 24 — развитие тип 18. Конструкция кое-где усилена. Устанавливался М-62 и новый М-63. Между лонжеронами введена под полотном 3-мм фанерная обшивка, что значительно уменьшило наблюдавшееся кручение крыла. Внедрены 2 подвесных бака на 200 л (кроме основного на 254л) Винты: для М-62 — АВ-1, для М-63 — ВВ-1. Вооружение — 4 пулемёта ШКАС. До 6 РС-82 под крылом. До 500 кг бомб. Взлётная масса достигала 2050 кг.
  • И-16 тип 27 — развитие тип 17 заменой двигателя.
  • И-16 тип 28 — разновидность тип 24, на которой вместо крыльевых пулемётов пушки ШВАК.
  • И-16 тип 29 — как тип 24, вооружение 2 синхронных ШКАС и 1 БС калибра 12,7 мм.

Итого по советским заводским сводкам:

  • 5895 боевых с пулемётами винтовочного калибра ШКАС и крупнокалиберным БС.
  • 737 с парой 20-мм авиапушек ШВАК в крыле (тип 12 — 44, тип 17 — 341, тип 27 — 59, тип 28 — 293).
  • 3444 невооруженных двухместных учебных тип 14 УТИ-2 (49), тип 15 УТИ-14 (3395).
Заводы 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 Всего
№ 39 им. Менжинского (Москва) 50 4 4 58
№ 21 им. Орджоникидзе (Горький) 527 902 1881 1070 1571 2207 336 8494
№ 153 (Новосибирск) 6 105 264 503 423 1301
№ 458 (Ростов-на-Дону) 356 83 439
Всего 50 531 906 1887 1175 1835 2710 1115 83 10292
Выпуск типов И-16 по заводским отчётам
1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 Всего
Тип 4 41 464 505
Тип 14 (УТИ-2) 22 27 49
Тип 5 861 1665 169 2695
Тип 15 (УТИ-4) 206 352 635 1103 1016 83 3395
Тип 12 10 12 22 44
Тип 17 27 314 341
Тип 10 508 426 934
Тип 18 177 177
Тип 24 155 760 19 934
Тип 27 59 59
Тип 28 16 277 293
Тип 29 570 80 650
Всего 41 486 915 2195 533 1572 3136 1115 83 10076

Применение И-16 в военное время

В предвоенное и первые два года войны самолеты И-16 выпускались деревянными: это позволило значительно сократить трудозатраты и снизить себестоимость машин. Всего было выпущено около 10 000 разных модификаций этого самолета.

Самолет в музее авиации

Поскольку на момент начала Великой Отечественной войны эти самолеты морально устарели, необходимо было в кратчайшие сроки создать новые типы самолетов на базе И-16. Это было с успехом выполнено в 1942 году – И-16 сменили современные истребители МиГ-1 (на базе И-61), ЛаГГ-3 и Як-1. До появления этих самолетов на вооружении Красной Армии оставались И-16 типов 5, 10 и 17 с моторами М-25 и М-25А. Примечательно, что в первых моделях И-16 устанавливали моторы М-25 мощностью 715 л. с; в последних модификациях этих самолетов уже стояли моторы М-62 мощностью 1100 л. с.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Модернизировалось и боевое оснащение: на первых моделях самолетов были установлены два пулемета калибра 7,62 мм; последние модификации имели уже четыре пулемета и даже легкие пушки.

Советские истребители, пришедшие на смену И-16, значительно опережали своих предшественников по летным и боевым характеристикам, но роль легендарных И-16 в участии в разгроме врага не переоценить – на этой воздушной машине было совершено много подвигов, которые будут прославлять в веках.

Модификации

Разработка и производство новейших моделей F16 проводились силами международного консорциума с главным офисом в США. Государства, принимавшие участие в изготовлении истребителя: Бельгия, Нидерланды, Дания, Англия и США. Голландская авиакомпания Fokker изготавливала центроплан, крылья и закрылки. Бельгийская Sabca — хвост фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение. Бельгийский завод FN изготавливал моторы F 100.

Модификации:

  • F-16А — базовая модель, одноместный, многофункциональный, используется в дневное время;
  • F-16В — 2-местный, учебно-боевой, выпускается с 1977 г.;
  • F-16С — одноместный, модернизированный, используется ВВС с 1984 г.;
  • F-16D — 2-местный, учебно-боевой, выпуск с 1984 г.;
  • F-16N и TF-16N — одно и 2-местные варианты, изготовленные для лётной школы «Топ Ган» ВМС США;
  • F-16ADF — ПВО-истребитель для Нацгвардии США на основании F-16А;
  • F-16С и F-16R — разведчик вместо RF-4C;
  • FSX — авиамашина на основе F-16 для подмены бомбардировщика F-1.

Планы модернизации

Изготовитель планирует дальнейшее усовершенствование всей серии истребителей. Боевые машины должны иметь CCV и AFTI. Улучшения затронут конфигурацию и цифровую систему управления полетом. F-16XL будет иметь бесхвостовую схему и усовершенствованную маневренность, большее расстояние беспосадочного перелёта, более современное вооружение.

Night Falcon и «Block 50»

Летательные аппараты «Block 40/42» Night Falcon изготавливаются с 1988. Истребителя оснащены системой LANTIRN, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления полетом, автоматической системой рельефного следования по местности. Боевая машина может нести управляемые ракеты AGM-88B.

Night Falcon

Установка дополнительного оборудования повлекла увеличение взлётного веса и усиление шасси. С 1991 г. производятся авиамашины «Block 50» и «Block 52». Они оснащены РЛС APG-68, современным ИЛС и ЭВМ, дипольным отражателем, СИП. Установлены новые моторы (F110-GE-229, F100-PW-220).

Block 50

Истребитель-перехватчик ПВО

В 1986 году 270 истребителей F16-А/В были переоборудованы в истребители-перехватчики ПВО. Самолеты были оснащены новой РЛС, отслеживающей небольшие объекты, пусковыми установками для управляемых ракет AIM-7 Sparrow. Перехватчики могут поднять целых 6 ракет AIM-120, AIM-7, AIM-9.

F-16CJ и F-16DJ

Для замены старых противорадиолокационных истребителей F-4GWWV были созданы F-16CJ в рамках серии «Block 50». Новые самолёты были одноместными. Вся работа второго пилота возлагалась на компьютер. Было выпущено несколько 2-местных машин серии F-16DJ. Истребители использовались парами. Они несли ракеты против РЛС (AGM-88, AGM-45) и самонаводящиеся ракеты (AIM-9 и AIM-120).

F-16CJ

F-16V

В 2015 году была изготовлена новейшая версия — F-16V, её назвали «Гадюка» («Viper»). Машина оснащена масштабированной радарной антенной APG-83 SABR, система дневного и ночного прицеливания SNIPER. Авиакомпания Lockheed Martin собирается улучшить все F-16C до стандарта F-16V или F-16S.

F-16I

2-местный F-16I создан на базе «Block 52» для ВВС Израиля. Истребитель получил название «Гроза» («Sufa»). Бортовая оснастка и вооружение летательного аппарата F-16I изготавливаются израильтянами. Закуплено — 102 машины. Стоимость одного самолёта — 70 млн. долларов.

Боевое применение

Впервые авиамашина в составе армии Израиля сражалась в воздушных боях в Ливане в 1981г. F-16 уничтожили около 33–45 самолетов Сирии, закупленных в СССР (МиГ-23, Су-22). Сирийцы подбили около 6 самолётов марки F-16. Израильская армия использовала F-16 для боевых атак в Ираке, Тунисе, Сирии, Секторе Газа. В 2018 г. израильские авиамашины использовались в Сирии, а одна машина была подбита.

ВВС Иордании использовали авиамашины F-16 в 2014-2016 годах в войне в Сирии и во внутреннем конфликте в Йемене. В 2015 г. Ирак использовал истребитель для атак по базам ИГИЛ. Истребитель использовали для совершения боевых вылетов армия Венесуэлы и Марокко. В 1980–1988 гг. предоставленные Пакистану американские авиамашины сражались в Афганистане.

США использовали F-16 в конце минувшего века в сражениях в Персидском заливе. Почти 5 лет в начале 2000-х американские авиамашины вели бои в Ираке. Турция эксплуатировала лёгкие F-16 в местных конфликтах и в войне в Сирии.

Хасан и Халхин-Гол

Во время советско-японского пограничного конфликта у озера Хасан летом 1938 г. И-16 в силу отсутствия в воздухе самолетов противника применялись в качестве штурмовиков, нанося удары по позициям японских войск. Слабая организация японской противовоздушной обороны противника позволила советской авиации практически безнаказанно уничтожать противника. От огня японских зенитных средств был потерян один И-16. Гораздо более серьезным испытанием для советского истребителя стала необъявленная война на Халхин-Голе, где И-16 пришлось столкнуться с новейшим японским истребителем Ки-27. Слабая материальная база и низкая подготовка летчиков советского 69-го корпуса, расквартированного в Монголии, привели к тому, что в первые недели конфликта японской авиации удалось захватить господство в воздухе. Только к августу 1939 г. советской авиации удалось переломить ход борьбы.

В небе Монголии развернулись масштабные воздушные баталии, когда на относительно небольшом участке сталкивались в бою десятки и даже сотни самолетов. На И-16 совершил таран на встречных курсах и сумел посадить поврежденный самолет старший лейтенант В. Ф. Скобарихин. Командир полка Г. П. Кравченко первоначально не поверил докладу летчика, пока механик не извлек из крыла И-16 Скобарихина фрагмент шасси японского Ки-27. Бои на Халхин-Голе связаны с рядом новинок — нового более мощного двигателя и вооружения. Так, при штурмовке японских аэродромов применялись И-16, оснащенные 20 -мм автоматическими пушками ШВАК. С И-16 связано и первое боевое применение реактивных снарядов советской авиацией. РС-82 использовала эскадрилья капитана Звонарева.


И-16 Витта Скобарихина после тарана. (twitter.com)

На И-16 на Халхин-Голе отличился один из первых трех дважды Героев Советского Союза Сергей Иванович Грицевец. Опытный пилот и самый результативный советский ас в Испании, он вновь проявил себя как лучший летчик-истребитель. Кроме того, Грицевец сумел вывезти на своем И-16 с вражеской территории командира 70-го истребительного авиаполка майора В. Забалуева, посадив истребитель вблизи японских позиций. Погиб Сергей Иванович Грицевец в сентябре 1939 г. на аэродроме Балбасово под Оршей в сентябре 1939 г., когда в его И-16 в результате нелепой ошибки врезался истребитель майора П. Хары. Это был единственный Дважды Герой Советского Союза, так и не доживший до вручения медали «Золотая Звезда».

В ходе советско-финляндской войны И-16 применялся в относительно немногочисленных боях с финской авиацией, а также при штурмовке наземных позиций и борьбы на коммуникациях противника, где целью советских пушечных истребителей становились финские эшелоны с войсками и военной техникой. В воздушных боях И-16, как правило, имели превосходство в борьбе с очень разношерстной и немногочисленной финской авиацией. Всего после войны финны признали потерю 67 самолетов (из них 21 в воздушных боях). Еще примерно 70 машин получили серьезные повреждения.

Сбит самолёт!

Вот самолёты вылетели с аэродрома и направились в сторону заданного района. Предполагалось проводит бомбометание с высоты 4 км, чтобы разлёт бомб был как можно больше; но сами самолёты оставались бы вне зоны действия средств ПВО душманов. Чтобы избежать перехвата пакистанскими самолётами, МиГ-23 шли по маршруту далеко от афганской границы. Но, как оказалось, недостаточно далеко. Вскоре группа вышла в заданный район, и ведущий заметил в разрывах облаков посёлок Тани, расположенный к югу от Хоста. Это был хорошо заметный ориентир, показывающий, что самолёты в заданном районе. «Миги» сомкнули строй и легли на боевой курс. И в этот момент в наушниках запищала «Берёза» — система предупреждающая, что самолёт облучает либо наземная РЛС какого-нибудь ЗРК, либо бортовая РЛС вражеского самолёта. Но на предупреждение никто не обратил внимания, всем было не до этого. Вся четвёрка сбросила высоту, пронеслась над самой кромкой горного хребта — и тут же стремительные машины рванули вверх. И в этот самый момент стальным дождём вниз полетели бомбы, по 16 штук с каждого самолёта. Сбросив свой смертоносный груз, «миги» стремительно поднимались к облакам. Стрелка альтиметра показывала уж 6 км, когда позади них вдруг что-то ярко вспыхнуло. Ведущий оглянулся — в небе ярко пылал факел, затем в огне что-то хлопнуло и в сторону стремительно понеслась тёмная точка. Закачался купол парашюта. Видимо, сработала катапульта. Но кто же горит? Ведь все советские МиГ-23 были целы и невредимы. Командир группы доложил на базу, что видит на земле догорающий неизвестный самолёт, и тут из облаков выскочил как ошпаренный серо-голубой F-16 и на форсаже с набором высоты стал уходить в сторону пакистанской границы.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Шавров, 1985 г., Маслов, 1997 г.

ТТХ И-16 различных модификаций

тип 4

тип 5

тип 10

тип 12 И-16П

тип 15 УТИ-4

тип 17

тип 18

тип 24

тип 27

тип 28

тип 29

Технические характеристики

Экипаж

1 (пилот)

2

1 (пилот)

Длина, м

5,86

5,985

6,074

5,985

6,074

6,13

6,074

6,13

Размах крыла, м

9,0

9,004

Высота, м

3,25

3,218

Площадь крыла, м²

14,5

Масса пустого, кг

961

1 118,5

1 327

1 160

1 156,2

1 425,5

1 433,5

1 490

1 335,5

1 403,1

1 547

Масса снаряжённого, кг

н/д

н/д

н/д

н/д

1 353,2

н/д

н/д

1 751

н/д

н/д

1 776

Масса нормальная взлётная, кг

1 354

1 508

1 716

1 718

1 458,2

1 810

1 830

1 941

1 807,9

1 988

1 966

Масса полезной нагрузки, кг

н/д

н/д

н/д

н/д

342

н/д

н/д

451

н/д

н/д

419

Масса топлива, кг

н/д

н/д

н/д

н/д

105

н/д

н/д

190

н/д

н/д

190

Двигатель

1× М-22

1× М-25А

1× М-25В

1× М-25А

1× М-25В

1× М-62

1× М-63

1× М-62

1× М-63

Мощность, л.с.

1× 480

1× 730

1× 750

1× 730

1× 750

1× 800

1× 900

1× 800

1× 900

Лётные характеристики

Максимальная скорость

на высоте, км/ч / м

362 / 0
346 / 2 000

390 / 0
445 / 2 700

398 / 0
448 / 3 160

393 / 0
431 / 2 400

398 / 0
450 / 2 800

385 / 0
425 / 2 700

413 / 0
461 / 4 400

410 / 0
462 / 4 700

н/д

427 / 0
463 / 2 000

419 / 0
470 / 4 480

Посадочная скорость, км/ч

107

117

126

129

118

131

132

130,5

131

150

131

Практическая дальность, км

680

540

525

520

364

417

485

440

458

н/д

440

Практический потолок, м

7 440

9 100

8 270

8 240

8 960

8 240

9 300

9 700

н/д

9 950

9 800

Скороподъёмность, м/с

11,4

14,2

14,7

11,5

14,8

11,5

17,2

14,7

н/д

15,6

14,7

Время набора высоты,
м / мин

3 000 / 4,4
5 000 / 9,9

3 400 / 4,0
5 400 / 7,7

3 000 / 3,4
5 000 / 6,9

3 000 / 4,36
5 000 / 8,9

3 000 / 3,38
5 000 / 6,39

3 000 / 4,36
5 000 / 8,9

3 000 / 2,9
5 000 / 5,4

3 000 / 3,4
5 000 / 5,2

н/д

3 000 / 3,2
5 000 / 5,55

3 000 / 3,3
5 000 / 5,8

Время виража, с

12-14

14-15

16-18

16-17

16-18

17-18

17

17-18

17-19

16-17

Длина разбега, м

н/д

220

260

275

248

280

210

260

230

210

н/д

Длина пробега, м

н/д

200

288

395

278

405

475

300

405

240

н/д

Нагрузка на крыло, кг/м²

93,1

103,5

118

100

124

125

133

124,2

136,5

135

Тяговооружённость, Вт/кг

362

353

321

329

360

304

321

353,6

н/д

н/д

350

Вооружение

Пушечно-пулемётное

2× 7,62 мм ШКАС

4× 7,62 ммШКАС

2× 20 ммШВАК
2× 7,62 ммШКАС

нет

2× 20 ммШВАК
2× 7,62 ммШКАС

4× 7,62 мм ШКАС

2× 20 мм ШВАК
2× 7,62 мм ШКАС

1× 12,7 мм УБС
2× 7,62 ммШКАС

Оценка противником

«В исследовании Люфтваффе особо подчёркивалась превосходная маневренность И-16 по сравнению с Bf.109, правда указывалось, что из-за отставания в скорости, скороподъемности и характеристиках пикирования в бою И-16 быстро потеряет инициативу и будет вынужден принять оборонительную тактику. Только очень опытный пилот мог полностью использовать в бою преимущество в маневренности. На больших скоростях маневренность серьёзно ухудшается. Самолёт легко воспламенялся при обстреле сверху и сбоку». По оценке ген.-инженера Отто Томсена «оборудование самолёта и устройство кабины пилота были чрезвычайно примитивными», а открытая кабина являлась архаизмом.

История создания

К работе над истребителем И-16 Поликарпов приступил уже в возрасте зрелости как конструктора. За его спиной были учебный самолет У-2, истребители И-5, И-15 различных модификаций, а также малосерийные и опытные самолеты.

Да и мощности для создания нового самолёта также имелись, запускались все новые авиазаводы, рос парк станков, и производились все новые конструкционные материалы.

Тем не менее, в качестве основы для истребителя была выбрана классическая на тот момент смешанная конструкция. Моторама из стальных труб, фюзеляж в виде скорлупы из берёзового шпона, крыло из фанеры обтянутое полотном.

Шасси было сделано убирающимся, с ручным приводом. Вооружение составляли два крыльевых пулемета, на тот момент ещё ПВ-1, конструкции Максима, но с воздушным охлаждением.

Летом 1933 года начал окончательно вырисовываться будущий И-16. Кольцо Тауненда заменил капот НАСА с жалюзи. К концу года было изготовлено два экземпляра самолета, с двигателем М-22 и зарубежным Ф-2 «Райт-Циклоном».

В марте провели ряд испытаний прототипов на выход из штопора, так как считали что короткий фюзеляж истребителя, по аналогии с конкурентом И-14, будет склонен к плоскому штопору.

Испытания на штопор проводил сам Чкалов, в ходе чего 75 раз ввёл самолёт в штопор и вывел его из него, доказав его устойчивость. Более того для вывода из штопора было достаточно поставить рули высоты в нейтральное положение, И-16 сам выходил из него, такая же картина наблюдалась и при умышленном штопорении самолета.

В дальнейшем в конструкцию внесли ряд правок, в основном работали над механизмом уборки шасси и оборудованием кабины летчика. В это же время закончили и подготовили к испытаниям третий прототип ЦКБ-12, на этот раз с двигателем «Райт-Циклон» Ф-3, именно с этим мотором самолёт показал 437 км/ч на высоте 5000 метров.

И в конце 1934 года истребитель И-16 тип 4, был запущен в серию, выпускался на заводе №21 и №39 небольшими партиями, всего около 60 машин, включая экспериментальные и «красные пятерки». Самолеты оснащались двигателем М-22 и М-25, вооружение составляло два крыльевых пулемета ШКАС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector