Государственный герб россии: описание, значение и история двуглавого орла

Что означает герб Италии: изображение и история

Герб Италии официально таковым не является. Это национальная эмблема, которая лишена традиционной геральдической структуры. Рисунок, придуманный в середине XX в., является синтезом новейших социалистических символов и деталей, известных с древности. Сегодня гербовый знак Италии свидетельствует о прошлом и настоящем демократической республики.

Изображение

  • Центральный элемент – белая пятиконечная звезда с красным контуром. Она изображена на фоне белой (серебристой) шестеренки.
  • Основные символы окантованы зелеными ветвями, которые перекрещиваются внизу. Если смотреть на изображение, то слева – олива, напротив – дуб.
  • Ветви перевязаны лентой красного цвета с надписью белыми буквами: «REPVBBLICA ITALIANA».

Значение

  • Белая звезда – оберег итальянской нации, бытующий со времен античности.
  • Шестеренка позаимствована из социалистической символики. В эмблеме она указывает на демократический строй Итальянского государства.
  • Оливковое дерево – знак мира. Дубовая ветвь напоминает о физической силе и мужестве нации.

    В совокупности растения ассоциируются с природой Апеннинского полуострова.

  • Надпись REPVBBLICA ITALIANA в переводе с итальянского языка означает «Итальянская республика». На эмблеме фраза написана в стилистике античного римского алфавита и указывает на многовековую историю страны.

Что означают цвета на гербе Италии:

  • Белый цвет символизирует свободу, справедливость и достоинство итальянского народа.
  • Зеленые оттенки напоминают о мире и надежде.
  • Красный цвет ленты ассоциируется с единством граждан Республики и любовью.

Итальянское королевство

Предшественник нынешнего национального символа – герб Итальянского королевства. Он существовал с 1860-х и представлен в 3 разновидностях: эмблема правящей Савойской династии, общегражданский и государственный гербы. Общим элементом в них был фамильный геральдический знак королевского семейства – красный гербовый щит с прямым серебряным крестом посередине.

Герб фашистской Италии

В 1929 г., после прихода к власти фашистской партии, государственный герб частично изменился. Исчезли львы-щитодержатели. На их месте появились фасции – связки прутьев, которые в Древнем Риме считались символом могущества. В XX в. они дали название фашизму.

После ареста фашистского лидера Бенито Муссолини в 1943 г. прежний государственный знак был возвращен.

Республиканский

Первый республиканский герб в Италии создан для профашистского государства Сало. Оно существовало на севере Апеннинского полуострова в 1943-1945 г. Основной элемент эмблемы – геральдический щит национальной красно-бело-зеленой расцветки. В центре присутствовал пучок фасций. На щите восседал золотой имперский орел – символ власти. После падения фашизма в 1945 г. герб Сало упразднен.

К современной версии

В 1946 г. итальянская монархия пала, и страна была объявлена демократической республикой.

Новая национальная эмблема выбиралась посредством общегосударственного конкурса. Основные правила для художников-участников – включение в рисунок пятиконечной звезды как символа итальянцев и отказ от политико-идеологической тематики конкретных партий.

1 версия герба была отобрана в 1947 г. Автор замысла – Паоло Пашетто, художник, декоратор и промышленный дизайнер. В центре эмблемы изображалась круглая башенная стена – старинный геральдический символ общества и государства. Над ним располагалась пятиконечная звезда с лучами. Ниже башни – волнистые линии, напоминавшие об окружающих Италию морских водах.

Рисунок был обрамлен оливковыми ветвями, перевязанными лентой. На ней написан девиз по-итальянски «Unit e Libert», что переводится как «Единство и Свобода».

Рисунок утвержден в качестве государственного герба в 1948 г. и с тех пор не менялся.

Факты

  • Герб и флаг Италии выдержаны в одинаковой зелено-бело-красной гамме.
  • Пятиконечная звезда появилась на первой государственной награде Итальянской республики – Ордене солидарности.
  • Контуры шестеренки по форме напоминают геральдическую башню, которая присутствовала на 1 версии эмблемы.
  • Растения на гербе иногда объясняются как символы итальянских регионов: олива отвечает за юг страны, дуб – за север. Официальная трактовка не предполагает такого разделения.

Как создать герб семьи?

Есть ряд основных правил которые необходимо соблюдать при создании фамильного герба:

Основу герба всегда составляет щит. Он может быть разных форм и по своему значению определять национальную принадлежность владельца, например: треугольный – это нормандские, варяжские гербы; овальные – итальянские; квадратные, закругленные внизу – испанские; четырехугольные, заостренный книзу – французские; фигурные – немецкие.

При составлении гербов используют традиционные материалы, такие как металлы (золото и серебро), меха, финифть.

Традиционно используются два драгоценных металла – это золото и серебро. И пять основных финифтей: лазурная, красная, черная, зеленая, пурпурная.

Государственный флаг вверх тормашками

Один из символов президентской власти — президентский штандарт — и государственный флаг весьма похожи. Оба в триколоре, только штандарт ещё и с вышитым гербом. Штандарт поднимают или устанавливают там, где в этот момент находится глава государства, будь то кабинет, здание, корабль или автомобиль. Но если со всех главных государственных зданий исчезает флаг, значит, сменилось государство.

Официальное утверждение флага таким, каким мы его видим сейчас, произошло в 2000 году, как и в случае с российским гербом. Но такой же бурной полемики в 1990-х годах флагу удалось избежать. Немного поспорили о ширине полос и остановились почти на том самом варианте, который рисовал ещё Петр I сначала для своего корабля, а потом и в качестве государственного символа для всей страны.

Военнослужащие роты специального караула Президентского полка выносят штандарт президента Российской Федерации и государственный флаг Российской Федерации во время церемонии инаугурации избранного президента России Владимира Путина. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС

Зато появление триколора на главных зданиях страны происходило в настолько стремительно меняющейся обстановке, что не обошлось без оплошностей. Новый стяг взвился на флагштоке нынешнего Дома правительства РФ сразу после августовского путча 1991 года и митинга сторонников демократии у этого здания на Краснопресненской набережной. Мгновенно вышло постановление за подписью первого зампреда Верховного Совета РСФРС Руслана Хасбулатова о признании трехцветного полотнища главным флагом страны. Правда, Вилинбахов в диссертации отмечал, что в спешке в постановлении была допущена серьезная ошибка: флаг в нем назван национальным, а не государственным, что понижало статус флага и формально делало невозможным его использование в качестве символа государства.

Первый флаг новой страны к тому же не был предназначен для того, чтобы размещаться на уличном флагштоке. Бывший начальник Главного эксплуатационного управления Управделами президента Виктор Савченко вспоминал, как ему в спешном порядке пришлось позаимствовать трехцветный флаг у экс-министра внешних экономических связей Виктора Ярошенко — тот был сторонником возвращения исторического триколора и держал знамя в своем кабинете. Другого флага попросту не было. Полотнище провисело ровно сутки, затем его заменили на знамя из более подходящей ткани. Но дата его водружения — 22 августа — стала официальным Днем государственного флага РФ.

Над Кремлем же алое советское знамя сменилось на российское бело-сине-красное несколько месяцев спустя, вечером 25 декабря 1991 года, после того как Михаил Горбачев официально объявил, что слагает с себя полномочия президента СССР. Савченко рассказывал, что даже расписал в особой тетради, как в деталях должна проходить смена флага. Однако журналист Борис Грищенко, много лет проработавший в кремлевском пуле и бывший очевидцем смены эпох, в своей книге «Посторонний в Кремле» вспоминал, как первые 12 минут своего существования Российская Федерация провела с флагом, вывешенным вверх тормашками. «Как только полотнище триколора развернул ветер, кто-то из стоявших у окна третьего этажа главного корпуса цитадели (Кремля. — Прим. ред.) вполголоса выругался, — писал он. — «Говорил им, стервецам, как вешать. Ни черта не слушают!» — произнес тот же голос». Зимним вечером в темноте полосы было трудно различить, вот и повесили флаг не так, как надо.

Цех по производству российского флага. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Символика и толкование знаков

Геральдика (гербоведение) — научная дисциплина, занимающаяся изучением гербов, правил и общих закономерностей, по которым они создаются. Геральдика изучает виды, разделяя их на государственные, муниципальные, корпоративные, семейные, личные.

  • щит — главная часть, на которой изображаются символы; щит символизирует те лучшие качества, которые защищают семью, а также то, что семья выдвигает на первый план в своей жизни, её духовные ценности;
  • намёт — своего рода рамка вокруг герба, это художественное оформление, дополняющее щит; по бокам также могут стоять различные фигуры, например, на гербе Великобритании по бокам щита изображены львы;
  • шлем — венчает щит, часто поверх шлема добавляется нашлемник;
  • девиз — краткая надпись в нижней части, как правило, оформленная в виде ленты или раскрывающегося свитка.

Щит — основа и обязательная часть, все остальные элементы могут варьироваться. Также у большинства гербов есть свой девиз, он может быть приписан внизу на художественно оформленной ленте, а может быть вписан в герб, быть над щитом или по бокам. Гербы бывают как сложные по форме, так и совсем аскетичные.

Кроме представленных выше геральдических фигур, существуют негеральдические символы — это и есть то, что рисуется на щите. К негеральдическим относятся естественные, искусственные, мифические фигуры.

голубь — знак мира, неба, духовной чистоты;
дракон — символ могущества, способностей, успеха в делах;
змея означает ум, мышление, осторожность, взвешенность, неспешное течение дел;
сокол, ястреб — сила, ловкость, храбрость, свобода, красота;
собаки подойдут тем, кто ценит верность, дружбу;
пчёлы украшают герб трудолюбивого хозяина;
лавр, пальма, кипарис — слава, власть, мудрость, свершение, триумф, а также склонность к искусствам, размышлениям, философии;
оливковое дерево — символ щедрости, тепла, богатого урожая, достатка, мира, процветания;
лев — сила, власть, мужество, храбрость, крепкая семья, высокие начинания;
орёл — птица тех, кто ценит свободу, всех романтиков, мечтателей, сильных и бесстрашных;
в лебедях соединяются красота и лиричность, это символы верности, крепкой семьи, любви;
лошадь — это трудолюбие, верность, скорость, удача;
поместив рыбу на герб, семья будет стремиться к успеху, реализации, материальному благополучию; это также символ верности своему делу, погружения в какую-то область деятельности без остатка;
книга, свиток, перо — знание, искусство, наука, поэзия, духовные ценности;
замок, дворец, дом — символ защищенности, уюта, конструктивности, согласия между членами семьи.

Создавая ваш рисунок, правильно используйте символику. Можно соединить сразу несколько символов, однако не стоит добавлять на щит слишком много фигур. Они должны быть гармонично связаны друг с другом и передавать послание, с помощью которого вы хотите представить свою семью.

Большой герб Украины

Большой герб Украины включает в себя малый герб с дополнительными элементами. В центральной части располагается украинский трезубец со щитом, на левой стороне изображается золотой лев на задних лапах, на правой стороне запорожский казак с мушкетом.

На нижней части композиция из развивавшегося украинского флага, ветки калины и колосьев пшеницы. На верхней части, над щитом с трезубцем внутри, изображается корона времен князя Владимира Великого. Все эти элементы связаны с историей Украины и имеют свое значение.

Большой герб Украины

Большой герб Украины

  • Казак с винтовкой является гербом Войска Запорожского;
  • Лев является символом Галицко-Волынского княжества и гербом короля Данилы Галицкого;
  • Калина и пшеница являются традиционными символами, которые олицетворяют щедрость и богатство земли;
  • Корона над малым гербом указывает на былую княжескую власть.

История, как появился герб Украины, толкуется авторитетными учеными Незалежной на все лады. Но идея большого герба заключается в объединении всех элементов из истории Киевской Руси и имеет яркий смысловой пример уникального величия Украины.

Последние события на политической арене и война на Донбассе стали ярким свидетельством значения герба Украины для националистов фашистского толка, стремящихся уничтожить мирных граждан на востоке страны, и дискредитировать режим на мировой арене.

Президентский «орден»

Один из официальных президентских символов — знак президента России — сделали в виде равноконечного креста и цепи на основе ордена «За заслуги перед Отечеством». Но именно по этой причине он имел все шансы отправиться в музей. Дело в том, что по международной традиции президентские знаки делают по образу главной госнаграды. Орден «За заслуги…» считался ею в 1996 году, когда разрабатывался знак. А уже в 1998 году высшим орденом РФ стал орден Андрея Первозванного. Но знак менять не стали — он существует в единственном экземпляре.

Знак сразу сообщает новому президенту, что он должен принести отечеству: на медальонах орденской цепи написан девиз «Польза, честь, слава». На оборотной стороне в звеньях помещены накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотом вписаны имена бывших президентов. Таким образом, на знаке есть имена Ельцина, Медведева и Путина, причем фамилия последнего указана трижды — по числу предыдущих президентских сроков.

Как и остальные символы президентства, этот знак был изготовлен по поручению Ельцина. И то, что в цепи знака 17 звеньев, связано не с какой-то особой символикой, а с тем, что она была рассчитана на изрядный рост первого президента России — её длину даже выверяли по манекену, копировавшему его фигуру.

На своей первой инаугурации, в мае 2000 года, Путин предпочел просто подержать знак в руках. Впрочем, и Медведев, вступая в должность, тоже не стал надевать знак.

За весь президентский срок глава государства надевает знак только один раз — на церемонии вступления в должность. Все остальное время президентский «орден» находится на хранении.

Знак президента Российской Федерации. Фото: Евгений Биятов/ТАСС

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу.


Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

Казацкое государство

Следующий период становления символики Украины относится к 16–17 векам, когда происходила консолидация украинских земель и национально-освободительная война. В это время произошло образование военно-политического центра – Запорожской Сечи.

Летописец Григорий Грабянка упоминает, что в 1575 г. король Польши Стефан Баторий наградил казаков за мужество, проявленное в сражениях с татарами, особой печатью. Она изображала рыцаря-казака с мушкетом. Самой известной печатью является клейнод 1595 г., принадлежавший гетману Лободе. На ней в профиль изображен идущий казак с мушкетом и саблей. Этот знак в 1622 г. был назван гербом Войска Запорожского.

На клейнодах гетмана Богдана Хмельницкого тоже фигурировал казак с самопалом. Некоторое время этот знак являлся символом Украины. B 1758 г. его назвали национальным гербом. Ha картах Украины того времени была изображена именно эта эмблема. Но одновременно использовались и другие символы. Например, на печати Киевского магистрата 16 в. фигурировали арбалет, лук и стрела.

Печати Михаила Ханенко и Ивана Брюховецкого вместе с казаком изображали копье. Это говорило о роли Войска Запорожского в их выборе гетманами. Совершенно иные символы изображены на войсковой печати Петра Суховеенка, который получил булаву гетмана с помощью крымского хана Адил-Гирея. Она изображает лук с двумя стрелами. Казачество не приняло новый герб. Например, некоторые из них грозили сломать лук и стрелы своими мушкетами, таким образом намекая на оружие, составляющее государственную символику Войска Запорожского.

Изменения российского герба

Однако оставался ли он неизменным на протяжении всей истории существования страны? Ответ однозначен: нет. Постепенно в когтях орла на гербовом изображении появились традиционные для монархической императорской власти регалии – держава и скипетр. Далее сын Ивана IV Грозного, Федор Иванович по прозвищу «Блаженный» (царствовал в течение недолгого периода с 1584 по 1587 года), привнес новые изменения и собственное видение в изображение: он поместил между головами двуглавого орла, увенчанными коронами, православный крест. Это новшество было связано с утверждением патриаршества и церковной независимости государства в 1589 году.

Михаил Федорович Романов, правивший в первой половине XVII века, утвердил появление на гербе, в центре тела орла, на его груди, изображение уже упоминаемого выше Георгия Победоносца. Кроме того, на эмблеме начала изображаться дополнительная третья корона, помещенная между головами птицы.

Павел I, занимавший престол в период с 1796 по 1801 год и являвшийся покровителем мальтийского ордена, добавил в герб государства изображение мальтийского креста и короны.

Значение символа герба Российской империи, равно как и его общий стиль, подверглись изменениям и при царствовании Александра I (правил с 1801 по 1825 года). Им были исключены две короны из трех существующих, а также мальтийская символика, введенная предшественником. После победы над войском французов, главой которых являлся Наполеон Бонапарт, гербового орла начали изображать с расправленными крыльями, опущенными вниз (до этого они были подняты). Скипетр и держава в лапах заменились на факел, венок и молнию, что ознаменовало собой постепенное изменение человеческого сознания и отношения к власти.

Однако самая ключевая из всех предшествующих геральдических гербовых реформ была проведена во время правления Александра II. В 1855-1857 годах ее возглавил барон Бернгард Кене, который, совместно с членами специально учрежденного Гербового отделения, изменил общий рисунок Орла и Святого Георгия. Кроме этого, были выпущены нормы употребления герба как символики, которые вкупе с вновь преобразованным видом эмблемы просуществовали вплоть до революционного 1917 года.

Двуглавый орел на время существования СССР канул в небытие – его сменили символы власти пролетариата, серп и молот. Изображение птицы вернулось лишь в 1993 году: рисунок двуглавого орла был выполнен по мотивам герба Российской империи и официально узаконен президентским указом.

III. Значение и символика герба

4. Во вступлении уже говорилось об основных функциях герба — репрезентативной, юридической, опознавательной. Именно роль герба как опознавательного знака является ключевой. Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен. Это «необщее выражение лица» во многом оказывается важнее смыслового содержания, вкладываемого в герб его разработчиками (ведь оно может забыться, а облик герба остается).

История знает множество гербов, возникновение которых было случайным, символика — надуманной или навязанной и т.д.; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов к территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый пышный герб).

5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в «краткий путеводитель» и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

6. Один из классических способов создания герба — принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох — в гербе г. Гороховца, ворон — в гербе г. Грайоворона, старая женщина — в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, Великие Луки получили свое название из-за речных излучин, а в их гербе помещены три лука. Главный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.

7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом «самых геральдических» знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур — как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.
В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в разделах 12 и 13.

Геральдика России

Славянские племена были отделены от Западноевропейских цивилизаций. Геральдика на этой территории появилась гораздо позднее и была заимствованным явлением. Первыми символами власти можно считать двузубцы и трезубцы, найденные на монетах и печатях X-XI вв. представителей династии Рюриковичей. С приходом христианства великие князья стали копировать византийские геральдические символы, а также наносить на печати изображения святых — покровителей рода.

Во второй половине XVII века налаживание культурных связей между российским и польским дворянством привело к появлению первых гербов. Систематизация и установка общих правил геральдического дизайна произошли при царе Алексее Михайловиче (1629-1679 гг.), который пригласил римского герольдмейстера Лаврентия Курелича для составления рукописи обо всех великих князьях, их родстве с европейскими династиями и описании гербов. Позднее Петр I создал Герольдию – специальное ведомство, которое отвечало в том числе за регистрацию и утверждение дворянских гербов. Составление полного Гербовника российской знати началось при Павле I, и к 1917 году документ содержал описание более 4 500 родовых эмблем.

Геральдика – это важная часть истории и культуры. По элементам герба легко определить сословную принадлежность и историю рода. Некоторые гербы королей, князей и знатных дворян преобразовались в государственные или городские.

Последующие уточнения

О3.09.1940 г. Президиум Верховного Совета принял решение о внесении изменений в герб СССР в связи с тем, что число республик возросло до 16. В это же время проводилась работа, связанная с подготовкой новой Конституции. 03.03.1941 г. был принят новый проект герба, предварительный. Однако препятствием для завершения работы явилась война.

Новый вариант герба был утвержден только 26.06.1946 г. На нем девиз был обозначен уже на 16 языках. К тем, которые уже имелись, были добавлены надписи на таких языках, как молдавский, латышский, эстонский, финский. Что касается республик Средней Азии и Азербайджана, то соответствующие им надписи были сделаны уже на кириллице.

Изображение животных на гербах

Любое животное, мифическое или реальное, могло быть помещено на герб. Звери изображались схематично, без точного следования анатомии, и символизировали определенные качества.

Самыми популярными существами в геральдике являются:

  • Лев или леопард. Олицетворял собой мужество, отвагу, агрессивность.
  • Орел считался богом или спутником богов. Являлся символом могущества и власти, поэтому часто присутствовал на гербах королей и императоров.
  • Двухглавый орел — мифическое существо, ставшее символом объединения Восточной и Западной Римских империй. Во времена Византии появлялся в территориальных и фамильных гербах правителей-потомков.
  • Единорога изображали по-разному. В древних индийских текстах это был бык с одним рогом. Позднее, в XIV-XV вв., в Европе его представляли как существо с телом лошади, копытами и бородой козла, и длинным витым рогом. Такое изображение появилось на гербе короля Джеймса I (1566-1625 гг.). Единорог был символом верности и целомудрия.
  • Феникс — волшебная птица с золотыми или красными перьями, способная возрождаться из пламени. В европейском христианстве — символ воскрешения.
  • Грифон, древнее существо с большими крыльями и телом льва. Первое его изображение было найдено на территории Ирана. Считался хранителем богатств, объединял свирепость хищника и быстроту птицы.
  • Гарпия – создание из древнегреческих легенд, женщина с крыльями и конечностями стервятника. В геральдике символ означал свирепость или развращенность.
  • Морские животные использовались на гербах портовых городов. Рисунки носили крайне условный характер. По сути, морской хвост добавлялся к любому наземному животному или человеку.

Павел I

Герб России с Мальтийским крестом

Став императором, Павел I сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 г. двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Но поскольку Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это не могло не отразиться и на государственном гербе. В 1799 г. был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом ( «коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра. В 1800 г. он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако принять этот герб до смерти Павла не успели. Павел I также явился основателем Большого российского герба. В Манифесте от 16 декабря 1800 г. дается его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован. Александр I, став императором в 1801 г., отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но при Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, а перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: факел, перуны (громовые стрелы), лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector