Униформа красной армии 1918-1936 гг
Содержание:
- Форма РККА
- 21 век – обмундирование войск России
- Преимущества новой униформы армии РФ
- Красноармейцы в берсалье!
- Знаки различия Красной Армии 1919 года
- Армия Петра I
- Форма после революции
- Детская военная форма
- Буденовка и шинель
- «Красный — человек опасный!»
- Форма в армии Екатерины и других русских царей
- Фотографии униформы Красной Армии 1936-1943 гг.
- Довоенная женская форма
- История одежды русских военных
- Гимнастёрка
- Знаки различия Красной Армии 1919 года
- Фотографии униформы красной армии 1918-1936 гг.
- Психология и история форменной одежды
- Война
- Война
- Довоенная женская форма
Форма РККА
В 1924 г. в Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) была введена очередная военная форма, состоящая из гимнастерки с отложным воротником и карманами, шинели, бриджах, сапогах или ботинках. Вместо шлема была придумана фуражка защитного цвета с красной звездой. Для зимы использовали полушубки, куртки из мериносового сукна на вате, пальто-плащи, шапки-финки и бекеши (полупальто из овчины).
Отдельно были спроектированы формы для войск военно-воздушных сил и летчиков. Они отличались цветом сукна, знаками отличия, петлицами и нарукавными знаками. В 1926 г. были введены Правила ношения формы и деление ее на летнюю и зимнюю. Кроме того, в зависимости от ситуации военную форму подразделяли на повседневную, караульную и походную. Категорическим требованием стало постоянное ношение снаряжения и знаков отличия. К походному снаряжению относили: командирский ремень с пряжкой, кобуру с пистолетом, шашку, полевую сумку, к которым в походе добавлялись фляжка, противогаз, бинокль.
Для различных родов войск обмундирование могло отличаться: для танковых были придуманы комбинезоны и кожаные куртки, шлемы, пылезащитные очки.
В конце 1930-х и в 1940 году участие РККА в военных конфликтах оказало влияние и на пересмотр отношения к обмундированию. Появились новые элементы зимней формы: стальной шлем, шапка-ушанка с мехом. Внесены изменения в детали формы для генералов и маршалов, появились новые эмблемы и кокарды на фуражки отдельно для каждого родов войск, на сапоги добавлялись шпоры. Полагалась теплая шинель на 5 пуговицах.
Очередные изменения формы военных лет были введены в 1943 г., когда наступил перелом в Великой Отечественной войне: была отменена «буденовка», возрождены погоны, возвращены черно-красные цвета для артиллеристов, установлено новое обмундирование для казаков, обновлена парадная форма.
21 век – обмундирование войск России
В 2005 г. президентским указом В. Путин ввел некоторые нововведения в военную форму РФ: были введены папахи для зимнего варианта экипировки. В соответствии с данным Указом было запрещено ношение обмундирования людьми, не имеющими отношение к военнослужащим.
За последнее 10-летие были введены изменения в комплектацию военной одежды: появился офисный костюм для офицеров и генералов, обновленная полевая униформа для солдат и офицеров. В комплект вошли: костюм, разновидности сезонных курток, защитный жилет, шапка или берет, ботинки на разные сезоны, балаклава, рукавицы и перчатки.
В 2007 г. Министерством обороны РФ была поручена разработка новой военной формы России. Для работы были привлечены специалисты ЦНИИ швейной промышленности, модельеры В. Юдашкин и И. Чапурин и др. Обмундирование было готово к 2010 г. и содержало некоторые нововведения:
- погоны перенесены на рукава и грудь;
- появились элементы на липучках;
- форма шинелей стала более приталенной и узкой;
- отменены сапоги с портянками и кальсоны с завязками;
- пошиты свитера для офицеров и т. д.
Однако не все образцы военной формы прошли полевые испытания, и поэтому были заменены некоторые ткани и утеплители, сделаны изменения в деталях и аксессуарах.
Преимущества новой униформы армии РФ
Современная полевая форма для солдат и офицеров имеет высокую комфортность благодаря многослойности (8 уровней). При ее изготовлении применяются мембранные материалы и другие новейшие технологии, сделана особая обработка швов. В комплекте присутствует большое количество предметов, которые используются в зависимости от погодных условий и обстановки.
Основные уровни военной формы, правила ее комплектации:
- белье 2-х видов (нательное и флисовое для термоизоляции в холодный период);
- куртки (3-4-й уровни) — флисовая для утепления и ветровка для прохладной погоды;
- костюм Soft Shell (5-й), пошитый из водостойкой и ветрозащитной ткани с повышенной воздухопроницаемостью, используется в качестве защитной верхней одежды;
- ветроводозащитный костюм (6-й), изготовленный из мембранного материала с «дышащими» свойствами с многочисленными застежками и молниями;
- утепленный костюм (7-й уровень) — предназначен для защиты от экстремальных холодных условий;
- летний полевой костюм из хлопка носится в верхнем слое в летний период;
- срок ношения военно-полевой формы, выдаваемой военнослужащим, составляет 3 года.
В 2016 г. было пошито 4 тыс. комплектов для военнослужащих, которые служат в сложных северных условиях и в Арктике. Такая экипировка разработана с учетом защиты человека от продолжительного действия холода при сильном ветре и высокой влажности, во время дождя или снега.
Красноармейцы в берсалье!
Войска белых с 1917 года в течение шести лет вели ожесточённую вооружённую борьбу с Красной армией, но в конце концов потерпели поражение. Это известно каждому школьнику. И хотя причин для победы красных оказалось довольно много, очевидно, что она случилась не столько из-за правильной политики последних, сколько из-за удачного применения… PR-технологий, пусть и на чисто интуитивном уровне! Недаром, видно, белый генерал А.А. фон Лампе считал, что «белые могли бы победить красных, если бы они сами в своих методах, в своей деятельности… стали тоже красными». Начало Гражданской войны с обеих сторон было отмечено невиданным до этого всплеском энтузиазма и самопожертвования. Что же касается обмундирования, то сначала воевали по большей части кто в чем. В 1919 году красные нашли и разграбили склады, в которых находилась форма, разработанная ещё в 1916 году художником Васнецовым: головной убор по типу богатырского шлема и разноцветные нагрудные застёжки для различных родов войск. Так что красноармейцы, также как и белогвардейцы, донашивали форму царской армии, только красные получили обмундирование нового образца, нашили на шлем звезду (это потом уже его стали называть будённовкой, первоначальное название — богатырка) — и порядок! К 1919 году начался процесс стабилизации политической власти белых на ок». раинах России, а красных — в её центре, это привело к некоторой определённости во внешнем виде бойцов, но что ещё существеннее — и у тех и у других появилась своя специфическая символика. Для белых было важным подчеркнуть свою верность православию и национальному единству России. Основной мотив красных — уничтожение всего старого и построение на его руинах «коммунистического рая» для пролетариата и в первую очередь для самих себя. На II Всероссийском совещании отечественных организаторов, проходившем 12 июня 1920 года в Москве, Ленин отмечал: «К нам теперь один за другим подходят поезда с великолепным английским снаряжением, часто встречаются русские красноармейцы, целыми дивизиями одетые в великолепную английскую одежду… и итальянское «берсалье» (берсалье — экипировка итальянских мотоциклистов).
Знаки различия Красной Армии 1919 года
16 января 1919 года (приказ РВСР № 116) впервые в Красной Армии вводятся знаки различия должностного положения командиров и начальников. Это выделяло их, поднимало авторитет. Изготовлялись знаки различия из алого сукна и нашивались над обшлагом левого рукава шинели и рубахи. Состояли они из звезды и, кроме того, у младших командиров — треугольников (длина стороны 4 см), у средних и старших — квадратов (длина стороны 3 см) и у высших командиров и начальников — ромбов (длина сторон 3 и 3,5 см). Звезда и другие нашивки имели черную обводку. В центре звезды наносились черной краской серп и молот.
Армия Петра I
Переобмундирование своей армии Петр I провел сразу же после перевооружения. Под стены Азовской крепости русская армия уже пришла в новых укороченных кафтанах. Образцом для одежды пехотинцев стала немецкая форма: петровские гвардейцы были одеты в суконный темно-зеленый кафтан, украшенный красными обшлагами с 4 медными пуговицами. На левое плечо крепился алый погон, на который вешалась перевязь сумки с патронами. Под них надевался камзол-веста, который застегивался на мелкие пуговицы, еще ниже была белая рубашка. Штаны шили из хорошего сукна, а для кавалеристов — из лосиной кожи, длиной до колен. Ниже надевали чулки и тупоносые башмаки. Для похода выдавали сапоги, а в плохую погоду — плащ-епанчу с двойным воротником.
Армейские и гвардейские части отличались по цвету формы: семеновцы носили красно-синюю, преображенцы — красно-зеленую. Для офицеров также были пошиты галстуки-банты, которые завязывали вокруг шеи, спуская концы на грудь. цвета отличались для разных чинов и родов войск.
Форма офицеров отличалась более богатым декором: расшитые золотые галуны на треуголке и кафтане, шелковые разноцветные шарфы с кистями (цвета российского флага) и другие. Однако она отличалась узким покроем и неудобством при ношении.
Форма после революции
После 1917-го в годы Гражданской войны обмундирование Красной армии было неунифицировано: единственной отличительной особенностью была алая лента с надписью «Красная гвардия», которую надевали на рукав или шапку. В 1918 году появился оригинальный суконный головной убор, который позднее был назван «буденовкой» (вначале именовали «богатыркой»). Погоны были отменены, их сменили отличительные квадраты и треугольники, по которым можно было идентифицировать звание и войска.
Ношение эмблемы в виде красной звезды было утверждено в мае 1918 г., которая стала символом молодого государства. Его носили на шинели, френче, гимнастерке и т. д.
В 1922 г. вышел указ Реввоенсовета о переходе на новое регламентированное обмундирование, а старая униформа отменялась
Большое внимание было уделено знакам различия, которые нашивались на нарукавный клапан, в петлицы и другие формы. Они отличались по цвету, форме и т
д. Основная форма состояла из суконной шинели и шлема, рубахи-гимнастерки, брюк «галифе», сапог или ботинок. Сукно использовали темно-серое из шерсти, рубаха — серая из крашеной хлопчатобумажной ткани.
Детская военная форма
Обмундирование носят не только служащие Российской армии, но и учащиеся кадетских корпусов, Нахимовских и Суворовских училищ, расположенных на территории РФ. В этих учебных заведениях мальчики и девочки, выбравшие военную профессию, живут и учатся на протяжении нескольких лет, чтобы потом продолжить служить и пополнить строй кадровых офицеров Вооруженных сил РФ. Во время учебы они носят детскую военную форму, пошитую специально для данного учебного заведения.
Ношение обмундирования современных служащих армии и формы солдат времен Великой Отечественной войны в последние годы стало популярно у детей и их родителей. Стилизованные костюмы для мальчиков и девочек относятся к одному из популярных атрибутов детских утренников, которые проходят в честь празднования 23 февраля и 9 мая, спектаклей о войне в школах.
В продаже можно найти исторические и современные военные костюмы, пошитые по образцам обмундирования офицеров и солдат РФ, летчиков и моряков, полицейских и десантников, обмундирование времен Великой Отечественной войны. Также есть и отдельные аксессуары: буденовка, камуфляжный или красный берет, армейский ремень, пилотка и фуражка, бинокль.
Выбирая красивую военную форму для детей, родители воспитывают в них защитников своего государства, прививают чувство патриотизма и любви к своей стране. Мальчики перевоплощаются в отважных офицеров и солдат, готовых защитить свою родину, как это когда-то делали их прадедушки и прабабушки.
Буденовка и шинель
В конце 1918 года жюри конкурса и Реввоенсовет Республики (РВСР) рассмотрели проекты нового военного обмундирования. 16 января и 8 апреля 1919 года приказами РВСР утверждены зимний головной убор, нарукавные знаки различия, расцветки петлиц по родам войск, шинели, летние рубахи, обувь.
Зимним головным убором стал шлем серого сукна с козырьком и отгибавшимся назатыльником, который пристегивался при помощи кожаных хлястиков и пуговиц к шлему с левой и с правой сторон. Спереди к нему пришивалась звезда из цветного сукна. Она очерчивалась черной краской шириной 5—6 мм с красной окантовкой. В центре этой звезды крепился значок — кокарда — красная звездочка с плугом и молотом.
Первыми новые головные уборы надели бойцы и командиры иваново-вознесенского отряда во главе о М. В. Фрунзе, отправленные на Восточный фронт, и Первой Конной армии С. М. Буденного.
Шлем своей формой напоминал исконно русские защитные доспехи — железный шлем витязя, богатыря. Поэтому вначале он получил неофициальное название — богатырка, а в последующем — буденовка. Шлем-буденовка стал олицетворением высокого революционного порыва молодой Красной Армии, ее преданности идеалам революции, идеалам партии. Он стал символом великого пафоса революции и гражданской войны.
Хорошо сочеталась с буденовкой новая шинель. Она была нарядна, проста и удобна, давала возможность выглядеть красноармейцу народным героем, былинным богатырем. Это достигалось и покроем шинели, и подбором цвета сукна и нашивок. Изготовлялась шинель из сукна защитного цвета, имела 4 кармана — два боковых и два нагрудных. Воротник, обшлага и карманные клапаны были из шинельного сукна, но более темного цвета. На груди к левому борту шинели нашивались три клапана из цветного сукна, правая часть каждого из них заканчивалась петлей, которой они и пристегивались к пуговицам правого борта шинели. (Эти нашивки в быту получили наименование «разговоры»). На концы воротника нашивались ромбовидные петлицы цветного приборного сукна. По линии талии имелось два хлястика — на левом и правом боку.
Устанавливался также образец летней рубахи. Она изготовлялась из хлопчатобумажной ткани защитного цвета. На стоячий воротник и на грудь рубахи нашивались такие же клапаны, как и на шинели, они состояли из двух частей и при застегнутой рубахе составляли как бы единую нашивку. Форма и знаки различия устанавливались централизованно.
Летним головным убором стала фуражка защитного цвета со значком-кокардой — красной звездой с плугом и молотом в центре.
Труднее всего для молодой Советской власти было обеспечение армии обувью. Приказом РВСР № 628 от 8 апреля 1919 года обувью для РККА были введены лапти. Командирам же разрешалось покупать сапоги за свой счет.
«Красный — человек опасный!»
Известно, что человек, одетый в ярко-красное, не только привлекает всеобщее внимание, но и служит для многих знаком опасности. Недаром все современные гламурные женские журналы не рекомендуют девушкам на своё первое интимное свидание надевать именно красное бельё
Возможно, что подсознательно желая устрашить врага, многие командиры Красной армии распорядились одевать своих бойцов в красное, что, казалось бы, противоречило всем правилам маскировки. Например, красные рубашки носили в 51-й стрелковой дивизии, а в 1919 году в Сумах у комендантского патруля были не только красные околыши на фуражках, но и красные кафтаны и галифе. Особые отряды крымской ЧК в том же 1919 году были в красном с головы до ног, на которых у них, правда, были надеты высокие белые гетры. По словам дипломата Г.Н. Михайловского, чекисты выглядели не столько как красноармейцы, сколько как «красноиндейцы» из романа или из фильма. И красные, и белые носили «красные революционные шаровары» — галифе и полугалифе. Вот и выходит, что недооценка белогвардейцами эмблематики своего движения не лучшим образом сказалась на ведении ими боевых действий против красных. В результате пострадала Россия.
Метки: пропаганда, кокарда, эмблема, война, Гражданская война, одежда, Тайны 20 века, армия, РККА, звезда, Белое движение, символика, агитация, мундир, будёновка
Форма в армии Екатерины и других русских царей
Во времена екатерининского правления князь Потемкин впервые поставил вопрос об удобстве для солдат и офицеров при ношении военной формы. Была отменена традиция надевать парики, а мундиры были заменены на более практичные и широкие, брюки стали заправлять в сапоги. На голову солдаты надевали каски для защиты от ударов сабель.
С приходом к власти Павла неудобная форма опять вернулась в армию, как и ношение париков, неудобных лакированных туфель (которые натирали ноги). Причем за несоблюдение указанной формы людей могли сослать в Сибирь.
При Александре II российской военной форме вернули эстетический вид и удобство. Более просторный покрой позволял поддевать теплое белье, что было спасением для солдат в холодные зимние месяцы. Были введены в обиход военные шинели, на которые сверху надевался теплый башлык. Крой был выбран более простой, поэтому по внешнему виду российская военная форма стала напоминать крестьянскую одежду. Ее производство было более дешевым, к тому же, для экономии царь издал указ, что деньги на обмундирование вычитались из жалования солдат и офицеров.
В начале 20 века после Русско-японской войны в комплект обмундирования военных России были введены однобортные кители с воротником-стойкой, цвет выбран был защитно-зеленый, застежка сделана на 5 пуговиц, добавлены карманы. Став популярным, такой фасон получил название «френч» в честь генерала Великобритании.
Фотографии униформы Красной Армии 1936-1943 гг.
Маршал Советского Союза в повседневной форме, 1936-40 гг. | Красноармеец, пехота, 1936 г. | Старший политрук, артиллерия, 1936-40 гг. |
Военинженер 2-го ранга, технические войска, 1936-43 гг. | Интендант 2-го ранга к повседневной форме, 1936-42 гг. | Младший лейтенант, военно-воздушные силы. 1941 г. |
Капитан, автотранспортные части артиллерии, 1936-40 гг. | Старший лейтенант в повседневной форме, ВВС, 1936-40 гг. | Красноармеец в летнем комбинезоне, автобронетанковые войска, 1935 г. |
Лейтенант в походной форме, автобронетанковые войска, 1938-41 гг. | Капитан, военно-воздушные силы, 1936-40 гг. | Лейтенант в полетной форме, военно-воздушные силы, 1936-43 гг. |
Отделенный командир, автотранспортные части, 1938-40 гг. | Защитная противохимическая одежда, 1936-45 гт. | Комбриг в повседневной форме Академии генерального штаба, 1936-40 гг. |
Старший лейтенант Государственной безопасности в повседневной форме, НКВД, 1936-37 гг. | Старший лейтенант Государственной безопасности в повседневной форме, НКВД, 1936-37 гг | Старший лейтенант Государственной безопасности в зимней форме. НКВД. 1936-37 гг. |
Сержант Государственной безопасности, НКВД, 1937-43 гг. | Майор, внутренние войска НКВД 1937-43 гг. | Младший политрук в летней походной форме, пехота, 1939 г. |
Красноармеец, пограничные войска НКВД 1937-41 гг. | Стрелок в зимнем камуфляже, 1939-40 гг. | Стрелок в зимней походной форме, 1936-41 гг. |
Красноармеец и парадной форме кубанских казачьих кавалерийских частей, 1936-41 гг. | Красноармеец в парадной форме донских казачьих кавалерийских частей, 1936-41 гг. | Майор в парадной форме терских казачьих кавалерийских частей, 1936-41 гг. |
Младший лейтенант в парадной форме горских кавалерийских частей, 1936-41 гг. | Маршал Советского Союза в повседневной форме, 1940-43 гг. | Генерал-майор в парадной форме, 1936-41 гг. |
Генерал-майор танковых войск в повседневной форме, 1940-43 гг. | Генерал-майор в походной форме, 1940-43 гг. | Генерал-лейтенант в летнем обмундировании, 1940 г. |
Генерал-майор авиации в летнем обмундировании, 1940-41 гг. | Лейтенант в летней повседневной форме, пехота, 1940-43 гг. | Лейтенант в походной форме, пограничные войска НКВД, 1940-43 гг. |
Подполковник в повседневной форме, артиллерия, 1940-43 гг. | Старший батальонный комиссар, артиллерия, 1940-41 гг. | Капитан в повседневной форме, автобронетанковые войска, 1940-41 гг. |
Капитан в повседневной форме, военно-воздушные силы, 1940-41 гг. | Лейтенант в повседневной форме, военно-воздушные силы, 1940-41 гг. | Капитан в летней форме, военно-воздушные силы, 1940-41 гг. |
Красноармеец, кавалерия, 1940-41 гг. | Младший сержант, пехота. 1941 г. | Младшим сержант, пехота, вид сзади 1941 г. |
Корпусной комиссар в повседневной форме, пехота, 1941-42 гг. | Корпусной комиссар, пехота, 1941-42 гг. | Батальонный комиссар в парадновыходной форме, пехота, 1941 г. |
Курсант военного авиационного училища в парадно-выходной форме, 1941 г. | Красноармеец в парадно-выходной форме, пехота. 1941 г. | Подполковник в зимней повседневной форме, артиллерия, 1941-43 гг. |
Лейтенант, пехота. 1941 г. | Лейтенант в походной форме военного времени, сухопутные войска. 1941-43 гг. | Майор, военно-воздушные силы, 1941-43 гг. |
Майор, кавалерия, 1940-43 гг. | Красноармеец к зимней форме, инженерные войска, 1941-43 гг. | Младший лейтенант в походной форме, автобронетанковые войска, 1941-43 гг. |
Снайпер в летнем камуфляже. 1941-45 гг. | Разведчик в летнем камуфляже, 1941-42 гг. | Снайпер в осеннем камуфляже, 1941-45 гг. |
Боец-наблюдатель группы самозащиты МПВО, 1941-44 гг. | Ефрейтор к походной форме, пехота, 1941 г. | Ефрейтор, пехота, вид сзади, 1941 г. |
Красноармеец, сухопутные войска, 1941-43 гг. | Младший лейтенан т и походной форме военного времени, сухопутные войска, 1941-43 гг. | Старшнй краснофлотец, 1940-41 гг. |
Инженер, капитан 2-го ранга. ВМФ. 1941-43 гг. | Красноармеец, автобронетанковые войска, 1941-42 гг. | Красноармеец, сухопутные войска, 1941-43 гг. |
Красноармеец, кавалерия. 1941-42 гг. | Командир-таикист в зимней форме. 1942-44 гг. | Капитан 3-го ранга, ВМФ. 1942-43 гг. |
Летчик морской авиации, 1941-45 гг. | Стрелок-автоматчик, горнострелковые части, 1942-43 гг. |
Довоенная женская форма
До революционных событий 1917 года женщины находились в русской армии только в качестве сестер милосердия. Уже после свержения династии Романовых появился знаменитый женский ударный батальон смерти под командованием Марии Бочкаревой. Но военнослужащие батальона носили мужскую форму.
После создания РККА женщин обеспечивали обмундированием точно так же, как и мужчин. При этом для женщин-медиков утвердили шерстяную юбку черного или темно-синего цвета. Как сообщил ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ Александр Печейкин, для вольнонаёмных женщин, занятых на должностях среднего, старшего и высшего начсостава, предусматривался ряд предметов верхней одежды: фетровый берет, рубаха-блуза, юбка, хромовые ботинки и т.д. Выдача осуществлялась либо материалом (ассортимент кадрового начсостава), либо в виде денежной компенсации.
История одежды русских военных
В Древней Руси никакой формы для военных практически не было, т. к. постоянных войск не существовало. До 17 века каждый князь имел в своем распоряжении дружину, которая была одета в обычные одежды того времени. Однако во время нападения или защиты города ее представители надевали сверху защитные доспехи.
Впервые попытку создания одинаковой военной формы (одежды) предприняли при формировании стрелецких полков в 17 столетии. Тогда появились красные кафтаны, не раз написанные русскими художниками в произведениях искусства («Стрельцы» С. Иванова и др.). Такую одежду называли цветным платьем, причем ее цвет означал принадлежность к различным полкам. Существовала и парадная униформа, которую стрельцы надевали во время церковных праздников: в нее были добавлены добротные сапоги и меховая шапка.
Гимнастёрка
Утверждается, что название «гимнастёрка» было внедрено в официальный оборот только в марте 1942 года по личному распоряжению главного интенданта Красной армии генерал-майора интендантской службы П.И. Драчёва1. До этого решения в официальной документации применялся термин «рубаха», а ещё раньше — «гимнастическая рубаха».
На сегодняшний день ни один исследователь не назовёт с определённостью дату, которую можно считать точкой отсчёта существования гимнастёрки как предмета воинского обмундирования.
Большинство авторов сходятся во мнении, что гимнастическая рубаха была введена в конце 50 — начале 60-х годов XIX века для гимнастических упражнений и хозяйственных работ. Однако конкретный приказ о её учреждении пока не обнаружен.
Видимо, причина в том, что гимнастическая рубаха на деле представляла собой солдатскую нательную рубаху, а она, в свою очередь, видоизменённую крестьянскую исподнюю одежду. Вне строя, в местах расквартирования солдаты носили нижнюю рубаху без мундира с надетой (накинутой) на неё шинелью, с фуражкой на голове.
В боевых условиях в местах с жарким климатом нательная рубаха становилась «строевой одеждой». Начальство смотрело на подобные вольности сквозь пальцы. На знаменитой акварели М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина, запечатлевшей эпизод сражения при реке Валерик на Кавказе, русские солдаты изображены в белых холщовых рубахах, белых полотняных штанах и с белыми чехлами на бескозырках.
Достоверно известно, что 7 мая 1856 года приказом по военно-учебным заведениям воспитанникам было предписано «летом, в знойное время» носить «белые полотняные матросские рубашки» без погон.
Сам же термин «гимнастическая рубаха» впервые встречается в приказе военного министра от 18 июня 1860 года, которым для генералов и офицеров вводился белый полотняный китель по образцу уже существовавшего в кавалерии.
В приказе упоминается, что офицеры пехоты должны носить эти кители «на службе только в тех случаях, когда нижние чины надевают установленные для гимнастических упражнений рубашки».
Гимнастическая рубаха имела простой и функциональный покрой, как и большинство народных изобретений: кусок полотна перегибался пополам и сшивался по бокам, затем вырезалась горловина, оформлявшаяся невысоким стоячим воротником и неглубокой застежкой спереди с крючками или пуговицами. К «стану» пришивались рукава без обшлагов. Срок службы определялся одним годом.(выделено куратором этой темы)
————
ПОДЛИННИКИ:
Знаки различия Красной Армии 1919 года
16 января 1919 года (приказ РВСР № 116) впервые в Красной Армии вводятся знаки различия должностного положения командиров и начальников. Это выделяло их, поднимало авторитет. Изготовлялись знаки различия из алого сукна и нашивались над обшлагом левого рукава шинели и рубахи. Состояли они из звезды и, кроме того, у младших командиров — треугольников (длина стороны 4 см), у средних и старших — квадратов (длина стороны 3 см) и у высших командиров и начальников — ромбов (длина сторон 3 и 3,5 см). Звезда и другие нашивки имели черную обводку. В центре звезды наносились черной краской серп и молот.
Фотографии униформы красной армии 1918-1936 гг.
Красноармеец, 1918 | Красноармеец, доброволец Башкирской Красной армии, 1918 г. | Комиссар, 1918-20 гг. |
Командир роты, 1919 г. | Командир эскадрона, 1920-22 гг. | Командир кавдивизиона, 1920-22 гг. |
Стрелок-пехотинец в зимнем камуфляже, 1920-21 гг. | Военрук Инспекции ОГПУ, 1923 гг. | Красноармеец в летней форме, пехота, 1923-24 гг. |
Красноармеец в зимней форме, пехота, 1923-24 гг. | Красноармеец в летней форме, пехота, 1924 г. | Представитель руководства ОГПУ в зимней форме. 1924 г. |
Сотрудник ОГПУ в повседневной форме, 1924-27 гг. | Помощник командира батальона в полевой форме, пехота, 1925-26 гг. | Предеедатель военного трибунала в зимней форме, 1924 |
Начальник станционного отдела ОГПУ. Транспортные отделы ОГПУ, 1925-34 гг. | Помощник командира отдельного эскадрона, кавалерия, 1927-29 гг. | Красноармеец в полевой форме, бронетанковые войска, 1931-34 гг |
Красноармеец, кавалерия, 1931-36 гг. |
Психология и история форменной одежды
Каждый человек за свою жизнь не раз сталкивается с ношением формы. Отношение к этому явлению у всех разное, как отличается ее социальное значение и восприятие многими людьми. Главная цель ношения любой формы — показать принадлежность человека к определенному виду деятельности или социальному классу.
С древних времен ношение определенной одежды определяло социальный статус человека: лучшие меха и ткани являются признаком более высокого статуса в обществе. Самой первой в истории человечества формой для военных были алые плащи у воинов-спартанцев в Древней Греции. Позднее отличительным атрибутом военных стала кольчуга и гербовые знаки отличия на щитах и флагах.
Затем стала появляться униформа не только как принадлежность военных служащих, но и одежда для школьников и служащих на заводах. В Российской Империи первая школьная форма появилась в 1834 г. и стала предметом гордости учеников гимназий.
Ношение военной формы воплощает идею контроля, несет закодированную информацию о человеке. Военный, одевший обмундирование, подчиняется определенным правилам, соблюдение которых четко определено уставом. Это накладывает некоторый обязательства и отпечаток на личность, определяет правила его поведения. Отклонения от них связываются с неповиновением и даже диверсией, с проявлением индивидуальности. Таким образом, ношение любой формы оказывает двойственное значение на человека, который ее надевает.
Ношение военной формы одежды и стандартной униформы оказывает на людей дисциплинирующее действие, способствует влиянию на ум и тело, т. к. предполагает формирование определенного телосложения и военной выправки. Однако и вызывает необходимость подчинения, превращения индивидуальной силы одного человека в коллективную мощь армии. Военная униформа также является идеологическим инструментом, средством формирования физической и умственной деятельности.
Война
С началом Великой Отечественной войны возникла необходимость в мобилизации женщин не только для тыла, но и для участия в сражениях. И поэтому проблема создания специальной формы для женщин встала более остро.
3 августа 1941 года приказом №261 НКО СССР для женщин, занимавших нестроевые должности начальствующего состава, ввели обмундирование, состоявшее из берета, пальто и платья. Суконный берет защитного цвета состоял из цельного донышка и четырёх частей тульи. Спереди на берет посередине тульи крепился металлический красноармейский значок-кокарда.
Двубортное женское форменное пальто делали из серого сукна. Оно имело открытые лацканы и два ряда больших форменных пуговиц, по пять на каждом борту. Длина пальто от его нижнего края до пола должна была составлять 30 см. Стоит отметить, что несмотря на утвержденное пальто для женщин, им чаще по фигуре подгоняли мужскую шинель.
Платье хлопчатобумажное или шерстяное цвета хаки имело отложной воротник. Тот же Печейкин отметил, что на воротник платья нашивались петлицы гимнастёрочного образца. Рукава оканчивались манжетами, застёгивавшимися на две маленькие форменные пуговицы. Длина платья была на 5 см короче пальто. И в отличие от пальто, платье с некоторым перерывом использовали в Советской армии до конца советской власти.
Но уже через год НКО СССР ввел в женскую форму ряд изменений, которые приближали ее к общеармейским нормам. Тем, кто служил на фронте, предоставляли берет, суконную шинель, гимнастёрку, юбку и чулки цвета хаки, а также сапоги кожаные или кирзовые. Зимой выдавали шапку-ушанку, шерстяную гимнастерку и юбку, полушерстяные чулки, ватную телогрейку и шаровары, валенки и армейские перчатки.
Война
С началом Великой Отечественной войны возникла необходимость в мобилизации женщин не только для тыла, но и для участия в сражениях. И поэтому проблема создания специальной формы для женщин встала более остро.
3 августа 1941 года приказом №261 НКО СССР для женщин, занимавших нестроевые должности начальствующего состава, ввели обмундирование, состоявшее из берета, пальто и платья. Суконный берет защитного цвета состоял из цельного донышка и четырёх частей тульи. Спереди на берет посередине тульи крепился металлический красноармейский значок-кокарда.
Двубортное женское форменное пальто делали из серого сукна. Оно имело открытые лацканы и два ряда больших форменных пуговиц, по пять на каждом борту. Длина пальто от его нижнего края до пола должна была составлять 30 см. Стоит отметить, что несмотря на утвержденное пальто для женщин, им чаще по фигуре подгоняли мужскую шинель.
Платье хлопчатобумажное или шерстяное цвета хаки имело отложной воротник. Тот же Печейкин отметил, что на воротник платья нашивались петлицы гимнастёрочного образца. Рукава оканчивались манжетами, застёгивавшимися на две маленькие форменные пуговицы. Длина платья была на 5 см короче пальто. И в отличие от пальто, платье с некоторым перерывом использовали в Советской армии до конца советской власти.
Но уже через год НКО СССР ввел в женскую форму ряд изменений, которые приближали ее к общеармейским нормам. Тем, кто служил на фронте, предоставляли берет, суконную шинель, гимнастёрку, юбку и чулки цвета хаки, а также сапоги кожаные или кирзовые. Зимой выдавали шапку-ушанку, шерстяную гимнастерку и юбку, полушерстяные чулки, ватную телогрейку и шаровары, валенки и армейские перчатки.
Довоенная женская форма
До революционных событий 1917 года женщины находились в русской армии только в качестве сестер милосердия. Уже после свержения династии Романовых появился знаменитый женский ударный батальон смерти под командованием Марии Бочкаревой. Но военнослужащие батальона носили мужскую форму.
После создания РККА женщин обеспечивали обмундированием точно так же, как и мужчин. При этом для женщин-медиков утвердили шерстяную юбку черного или темно-синего цвета. Как сообщил ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ Александр Печейкин, для вольнонаёмных женщин, занятых на должностях среднего, старшего и высшего начсостава, предусматривался ряд предметов верхней одежды: фетровый берет, рубаха-блуза, юбка, хромовые ботинки и т.д. Выдача осуществлялась либо материалом (ассортимент кадрового начсостава), либо в виде денежной компенсации.