Фау-1

Содержание:

Уважаемые коллеги, цикл «Беспроводные мушкетеры» заканчивается. Изначально, я собирался написать еще несколько статей, но тщательно изучив материалы пришел к выводу, что все описываемые в них наработки — подчас очень интересные! — относятся к послевоенному периоду, и не подходят под задачу «рассказать об управляемом оружии Второй Мировой Войны». Будет разумнее позднее рассказать о них в отдельном цикле статей.

Представление о Фау-2 как о прародительнице всего послевоенного ракетостроения весьма… популярно. Но верно это лишь в отношении французского ракетостроения. В то время как США и СССР, начав с немецких дизайнов, очень быстро ушли в сторону собственных, французы поступили наоборот: начав со своих дизайнов, перешли к немецким.

Первоначально, французы собирались начать с того же, с чего и все остальные: с испытаний немецких Фау-2. Было заключено предварительное соглашение с американскими оккупационными властями, о передаче французам десяти немецких ракет с печально известного завода-концлагеря “Миттельверк”. Однако, когда французы собрались забрать ракеты, то получили неожиданный отказ: американское правительство пересмотрело соглашение. Немецкие наработки по баллистическим ракетам были сочтены слишком важными для безопасности Соединенных Штатов, чтобы делиться ими даже с союзниками – тем более таких, в вооруженных силах которых было в то время полным-полно коммунистов, и им сочувствующих из бывших членов Сопротивления.

Французы обиделись, но не отчаялись. Возможность такого развития ситуации предусматривалась заранее, и у французов уже был готов “план Б”: воспроизвести Фау-2 собственными силами, используя чертежи и оборудование немецких фирм-субподрядчиков. Программа получила кодовое название “проект 4211” и предполагала максимальное использование труда “трофейных” немецких ракетчиков. Летом 1946 года в Верноне (Нормандия) был организован исследовательский центр LRBA (фр. Laboratoire de Recherches Balistiques et Aeronautiques – Лаборатория Баллистических и Авиационных Исследований), в которой работали три десятка немецких ракетных специалистов. Планы предусматривали изготовление набора компонентов для тридцати ракет Фау-2, которые затем предполагалось отправить в Алжир для сборки и испытаний.

Однако, проект 4211 быстро забуксовал на месте. Хотя французским военным удалось собрать материалы и оборудование для создания 75% компонентов Фау-2, оставшиеся 25% оказались нерешаемой задачей. Как назло, среди этих 25% деталей были и гироскопы автопилота, электромеханический “мозг” ракеты. Попытки добыть гироскопы у США и СССР увенчались лишь незначительным успехом: американцы разрешили французам ознакомиться с конструкцией и работой автопилота, но готовых образцов не предоставили. Кроме того, быстро стало ясно, что на организацию ракетного полигона в Алжире уйдет куда больше времени и денег, чем предполагалось.

К этому времени, впрочем, французским инженерам стало ясно, что Фау-2 – отнюдь не последнее слово в ракетостроении. При всех своих поражающих воображение (в то время) размерах и мощи, конструкция немецкой ракеты была… старомодна. Не имея возможности адекватно просчитать нагрузки, фон Браун и к.о. создали перетяжеленную конструкцию с несущим каркасом и взятым “с потолка” избыточным запасом прочности. Многие компоненты двигателя и системы подачи топлива были скрупулезным воспроизведением идей Роберта Годдарда середины 1930-ых.

Установка ракеты EA-46/51 EOLE на стартовый стол. Начатая с хорошим заделом, эта программа, однако, не увенчалась успехом — во многом из-за успеха немецкого конкурента

Французы считали, что их собственные инженеры смогут сделать ракету лучше. И небезосновательно. Команда Жан-Жака Бари, осуществившая летом 1945 года запуск первой французской жидкотопливной ракеты EA-41, уже работала над более совершенным аппаратом. Их новая ракета EA-46, работающая на жидком кислороде и керосине, должна была стать основой для целого семейства перспективных ракетных двигателей.

Тем не менее, совсем игнорировать богатый немецкий опыт французам тоже казалось непрактичным. Имевшийся коллектив немецких специалистов, обладавших значительным опытом в работе над Фау-2 выглядел слишком ценным “имуществом”, чтобы просто его расформировать. Проект 4211 переориентировали в пользу создания новой линии ракет, развивающих конструкцию Фау-2.

Модификации[править | править код]

За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.

Фау-1 воздушного запуска

Фау-1 на модифицированном He 111 Arado Ar 234 Blitz mit V1 Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.

Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.

В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надёжны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.

В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.

Дальнобойная Фау-1

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.

В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах. Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.

Пилотируемая V4 (Фау-4)

Основная статья: Fieseler Fi 103R Reichenberg

Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R

Пилотируемый вариант крылатой ракеты Fieseler Fi 103R, или V4; должен был применяться против армад бомбардировщиков союзников. Кабина пилота находилась в задней части фюзеляжа, перед диффузором двигателя:


Пилот должен был направлять самолет на цель и затем выбрасываться с парашютом. К 1944 году было построено 175 экземпляров. Всерьёз разрабатывался проект использования V4 как оружия камикадзе. Для этого создавалась армейская операция подготовки пилотов-смертников. Всего было подготовлено 200 таких пилотов. Хотя самолёты типа V-4 в конце концов так и не поступили в распоряжение пилотов-смертников, пилоты из этой программы были использованы с имеющимися в наличии самолётами.

Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.

Борьба с «Фау-1»

Запуск самолетов-снарядов «Фау-1» был ответом немцев навысадку союзников вНормандии. Решение обиспользовании этих аппаратов было принято несмотря нато, что длязапуска «Фау-1» было готово только десять из55 площадок.

Спустя два дня? 15 июня 1944 года? Германия предприняла новую атаку спомощью «Фау-1». На этот раз сеще большей силой. Использование секретного оружия Гитлера вызвало панику среди лондонцев. К концу недели, к18 июня, ежедневно нагород падало по60–80 самолетов-снарядов. В выходные «Фау-1» убили около200 жителей Лондона. Больше всего людей пострадало припопадании самолета-снаряда вздание церкви Guards Chapel, где втот момент было много прихожан. Тогда число убитых составило 121 человек.

Применение «Фау-1» вызывало значительные разрушения. При попадании вгустонаселенный городской район могло быть уничтожено до20 зданий. В зону поражения попадали объекты, находившиеся врадиусе 500 метров отместа падения самолета-снаряда.

В Британии скоро нашли способ борьбы снемецкими самолетами-снарядами. Наиболее эффективными оказались только что появившиеся зенитные снаряды срадиовзрывателями, взрывающиеся назаданном расстоянии отцели безконтакта сней. Кроме того, пролив патрулировали истребители. Последние рубежи охраняли аэростаты (около 2 тыс.). Последние оказались недостаточно эффективными. Благодаря аэростатам завсе время было уничтожено около300 «Фау-1».

Что касается самолетов, то, какпоказала практика, уничтожать «Фау-1» могли только новейшие истребители ВВС Великобритании, такие какHawker Tempest иSpitfire XIV. Постепенно летчики поняли, каклучше всего истреблять немецкие самолеты-снаряды

В этом деле важно было неподлетать слишком близко к «Фау-1». Наиболее оптимальное расстояние доцели вовремя атаки было 180–230 метров

На этой дистанции успешно выводилась изстроя система управления самолетом-снарядом. Приближение к «Фау-1» грозило повреждением истребителя привзрыве боевой части самолета-снаряда. Во время таких операций были ипотери среди летчиков. Так, впервые месяцы погибло около70 пилотов. Скорость «Фау-1» каждый раз была разной, нообычно они пересекали Ла-Манш соскоростью 560 км/ч. По мере того какрасходовалось топливо, аппараты становились легче иих скорость увеличивалась до640 км/ч. Во время атаки британские истребители развивали скорость 650–700 км/ч, убританских летчиков было две-три минуты длятого, чтобы уничтожить самолеты-снаряды, перед тем какони упадут наЛондон. Некоторые летчики использовали разные уловки дляборьбы с «Фау-1». Так, они подлетали наистребителе кнемецкому самолету-снаряду икончиком крыла переворачивали его. После этого «Фау-1» немог восстановить курс ипадал.

Почти полностью удалось нейтрализовать угрозу от «Фау-1» ксентябрю 1944 года, когда места запусков немецких самолетов-снарядов были заняты союзными войсками. Около 4,2 тыс. «Фау-1» кэтому времени было уничтожено истребителями, зенитными снарядами иаэростатами. Последний самолет-снаряд упал вХартфордшире 29 марта 1945 года. За все время территории Британии достигли 3,2 тыс. «Фау-1». Потери британцев отсамолетов-снарядов составили более 6 тыс. человек убитыми.

Письмо ФАУ «Главгосэкспертизы России» от 28 января 2021 г. № 08-05-1/938-НБ О сроках действия нормативных документов

24 марта 2021

ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее — Учреждение) рассмотрело обращение ГК «Рубеж» по разъяснению срока действия нормативных документов и сообщает следующее.

Пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 на Учреждение, как организацию по проведению государственной экспертизы, возложена обязанность разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Требования к порядку применения нормативных документов установлены частью 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ).

При этом согласно части 5.2 статьи 49 ГрК РФ при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 статьи 49 ГрК РФ и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ), на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет (в отношении линейного объекта — на дату утверждения проекта планировки территории (далее — ППТ)). В случае, если с даты выдачи ГПЗУ или даты утверждения ППТ прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу, аналогичное правило действует при проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка ППТ.

С учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», в случае если полуторогодовалый срок с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ истекает в период с 7 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г., то применение указанных документов в целях определения даты оценки проектной документации продлевается еще на один год. Таким образом оценка проектной документации в случае представления таких ГПЗУ или ППТ осуществляется на соответствие требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи ГПЗУ или на дату утверждения ППТ, при условии, что с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ прошло не более 2,5 лет.

Вопросы применения норм ГрК РФ и постановлений Правительства Российской Федерации не относится к компетенции Учреждения.

 
 
Н.В. Богомолова

Принцип действия ракеты

ФАУ 1 — первая крылатая ракета, запущенная в серийное производство. Запускалась с земли при помощи специального пускового механизма. Стартовав, ракета летела на маршевом двигателе. Если запас топлива в двигательном отсеке полностью расходовался, маршевый двигатель отключался, и ракета пикировала к цели.

ФАУ 2 имела несколько иной принцип действия. Дело в том, что FAU 2 была первой в мире ракетой, которая совершила полет на высоте 188 километров, почти вышла в космическое пространство. После запуска  ракета выходила на полетную высоту, и на этих эшелонах проходила большую часть пути. После достижения нужных координат, ФАУ 2 направлялась к земле и поражала свою цель.

https://youtube.com/watch?v=54W-1PPrTa4

Управлялась ФАУ системой специализированных устройств.

Технические характеристики

Приведём основные данные обоих образцов германского «оружия возмездия».

Fi 103 (Фау-1) A-4 (Фау-2)
Стартовая масса, кг 2200 12500
Масса топлива, кг 540 9760
Масса боевой части, кг 700-1000 730-830
Максимальная скорость, км/ч 656 522
Максимальная дальность, км 286 320
Отклонение от цели, км 0.9 (проектное) 5,0 (по результатам советских испытаний)

Несложно заметить, даже не вдаваясь в детали, что «Фау-2», доставляя даже меньший заряд взрывчатого вещества, по общей массе намного превосходила примитивный самолёт-снаряд. Можно сказать, что если рейх ещё мог позволить себе выпуск крупных партий «Фау-1», то сборка «Фау-2» экономике легко не давалась.

Ещё в конце войны американцы скопировали «Фау-1» и приняли на вооружение под названием JB-2. Американская ракета выгодно отличалась от «Фау-1» наведением по радиокомандам и стартом с помощью компактных пороховых ускорителей.

Применение ракет «Фау» само по себе можно считать удачным. Даже с учётом того количества «Фау-1», которое выходило из строя или уничтожалось средствами ПВО, затраты на своё производство они оправдывали. А вот «Фау-2», хотя и кажутся более эффективным оружием из-за невозможности перехвата и высокого процента удачных запусков, стоили гораздо дороже.

А производство баллистических ракет оттягивало на себя и ценные ресурсы. Например, для того, чтобы обеспечить топливом одну «Фау-2», надо было переработать на спирт около 30 тонн картофеля. И это в то время, когда нехватка пищи становилась ощутимой.

Ни о каких точечных ударах по стратегически важным объектам не приходилось даже и говорить. Массированные бомбардировки были бы более результативными – но осуществлять их Германии было нечем. А главное – время, когда Британию можно было принудить к выходу из войны, к 1944 году ушло безвозвратно.

В период, когда Вермахт выгоняли из Франции, удары по жилым кварталам скорее могли вызвать желание поскорее покончить с противником. Зато после войны немецкими наработками в области ракетного оружия в полной мере воспользовались страны-победители.

Космическая пушка

Army and military photos

Ну что же, раз были акустическая и ураганная пушки, то почему бы не сделать и пушку космическую? Разработки таковой велись нацистскими учеными. Теоретически это должно было быть орудие, способное фокусировать направленное солнечное излучение на точку на Земле. Впервые идея была озвучена в 1929 году физиком Германом Обертом. Его проект космической станции со 100-метровым зеркалом, которое могло улавливать и отражать солнечный свет, направляя его на Землю, был взят на вооружение.

Во время войны нацисты использовали концепцию Оберта и начали разработку слегка видоизмененного образца «солнечного» орудия.

Они полагали, что огромная энергия зеркал может буквально вскипятить воду земных океанов и выжечь все живое, превратив в пыль и прах. Существовала экспериментальная модель космической пушки — ее и захватили американские войска в 1945 году. Сами немцы признали проект провальным: слишком уж авангардной была технология.

Обзор документа

При применении базисно-индексного метода определения сметной стоимости материальных ресурсов их сметная цена формируется на основании конъюнктурного анализа.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» разъяснила, какая информация используется для проведения конъюнктурного анализа.

Данные, отсутствующие в документах, обосновывающих стоимость в текущем уровне цен соответствующих материальных ресурсов, могут быть дополнены и подписаны уполномоченным лицом заказчика при оформлении обоснований и результатов конъюнктурного анализа.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Fi-103B-1

Еще до начала массового производства Фау-1, Министерство вооружений и боеприпасов пришло к выводу, что даже это “дешевое оружие” обходится Рейху слишком уж дорого. Острая нехватка ценных в условиях военного времени материалов (в том числе и стали), вызванная огромными потерями на фронтах и непрерывными бомбардировками, вынуждала экономить на всем.

В попытке уменьшить стоимость ракеты, была разработана упрощенная и удешевленная версия Фау-1. На ней стальное крыло заменили деревянным несколько большего размаха, а носовой обте­катель выполнили из фанеры. Вес ракеты уменьшился примерно на 38 килограмм, что повлекло за собой небольшую прибавку к дальности. Все ракеты версии B-1 снаряжались амматолом.

Первые Fi-103B-1 были запущены в феврале 1945 года по Антверпену. Большая часть ракет, собран­ных зимой 1944-1945 года, относилась, по-видимому, к этой серии.

Пенемюнде

Серия удачных запусков А-2 позволила группе фон Брауна приступить к более масштабным моделям. Сначала была построена А-3, которая показала полную бесперспективность применяемой схемы стабилизации, а затем А-5 (уменьшенная копия будущей А-4). Три неудачных запуска А-3 состоялись в декабре 1937 года, а уже к лету 1938-го была запущена А-5, достигшая высоты 12 км и упавшая в 18 км от точки старта. Разумеется, речи о заатмосферном суборбитальном полете еще не могло идти, но было ясно, что новая компоновочная схема работоспособна. Пора было приступать к постройке настоящей полноразмерной ракеты — А-4.

Это интересно: причина неудач ракеты А-3, как ни странно, очень прозаична — ракета теряла осевую стабилизацию уже при скорости бокового ветра 3,6 м/с, а при 8 м/с была обречена. Это было исправлено в А-5 за счет установки новой электроники «Сименс», изменения компоновочной схемы и усиления рулевых машин.

Двигатель Фау-2 — результат многолетнего труда массы людей. А начи-нать его проек-тировку фон Брауну пришл-ось в одиночку.

5 сентября 1938 года Дорнбергер и Беккер отправились на доклад к главнокомандующему армией генерал-полковнику Браухичу в его ставку в Цоссене. Высокое начальство полностью одобрило решение о переходе к следующему этапу разработки. По замыслу, А-4 должна была достигать высоты 80 км, иметь дальность полета 175 км и нести тонну полезной нагрузки. Разумеется, такие характеристики были бы недостижимы без комплексной переработки двигателя, своевременно и качественно выполненной группой доктора Тиля.

В марте 1939 года ракетный центр Пенемюнде посетил Гитлер. Ему продемонстрировали силовые агрегаты А-3 и А-5, произвели показательную сборку А-3 на монтажном столе, а затем рассказали о будущей А-4. Фюрер внимательно смотрел и слушал, но сохранял молчание. И лишь во время обеда задал прямой вопрос о сроках доводки А-4 и ее предполагаемой дальности полета. Выслушав ответы и задав еще пару технических вопросов, Гитлер рассеянно улыбнулся и сказал: «Ну что ж, великолепно».

Тем не менее к концу визита у Дорнбергера сложилось впечатление, что фюрер остался равнодушен к достижениям ракетного центра. В мемуарах Дорнбергер описывает это следующим образом: «В его планах не было места для наших ракет, и, что было хуже всего, он не верил, что время ракет придет. У него отсутствовало чувство прогресса техники, тогда как от этого зависела наша работа. Этот «инженерный спектакль», без сомнения, в какой-то мере восхитил его, если исходить из его замечания, что он был «великолепен». Может, поэтому он и позволил нам продолжать работу; но в то время он не смог предвидеть ни те возможности, которые открывает реализация наших планов, ни даже практическое использование гигантских ракет».

А вот на импульсивного Геринга, которому была продемонстрирована такая же «зрелищная программа», увиденное произвело колоссальное впечатление. Он восторженно хлопал себя по ляжкам, светился счастьем, хохотал и делал фантастические пророчества.

Проекты на базе Фау-2

Внешние видеофайлы

A4b

В 1941 году в попытке увеличить дальность полёта баллистической ракеты была предложена идея оснастить её крыльями, переведя тем самым заключительную стадию полёта в сверхзвуковое планирование. Проект получил некоторое развитие в 1944 году, когда в экспериментальных целях несколько серийных Фау-2 были оснащены крыльями высокой стреловидности.

Предполагалось, что за счёт сверхзвукового планирования дальность действия ракеты удастся увеличить до 750 км, что позволило бы атаковать цели на территории Великобритании непосредственно с территории Германии. Два экспериментальных запуска были проведены: первый (неудачный) 27 декабря 1944, и второй — 24 января 1945. Во время второго пуска ракета достигла скорости, соответствующей М=4 (то есть в четыре раза превышающей скорость звука), прежде чем крылья отвалились от фюзеляжа и ракета разрушилась.

A4 подводного запуска

В 1943 году была выдвинута идея использовать подводные лодки для доставки ракет А4 к побережью США и обстрела ими прибрежных городов. Так как ракета перед запуском должна была быть установлена вертикально, расположить её внутри существующих германских лодок было невозможно, поэтому для доставки ракеты в подводном положении предполагалось использовать буксируемый пусковой контейнер, внутри которого располагалась ракета, топливо и окислитель. Перед запуском, после всплытия, контейнер выравнивался вертикально за счёт заполнения кормовых балластных цистерн, ракета заправлялась и осуществлялся пуск.

Проект получил развитие, и три подобных контейнера были заказаны в 1944 году, но только один собран к концу войны; вся система ни разу не была испытана. Однако разведка союзников сумела получить некоторые данные о проекте в 1944 году и ВМФ США разработал специальные меры по противодействию развёртыванию ракетоносных субмарин, если бы таковые вышли в океан. В январе 1945 года во время попытки крупной «волчьей стаи» прорваться из Норвегии в Северную Атлантику эти действия были ошибочно приняты за намерение развернуть ракеты для удара по Нью-Йорку, ошибка выяснилась только после разгрома немецкого соединения.

Боевое применение


Для защиты от Фау-1 использовано около 2000 аэростатов заграждения (оригинальное цветное фото 1942 года)

За применение Фау-1 отвечал специально созданный 65-й армейский корпус . Боевое развёртывание ракет началось в 1943 году, с подготовки нескольких стартовых позиций во Франции. С инженерной точки зрения представлялись более выгодными хорошо защищённые железобетонные стартовые комплексы («тяжёлые» позиции), в то время как с военной точки зрения предпочтительнее были рассредоточенные «лёгкие» позиции. В итоге было принято компромиссное решение об оборудовании 4 «тяжёлых позиций» (Бункер Сиракур и Бункер Брекоэрт) и 96 «лёгких». Фактически ни одна тяжёлая позиция так и не была завершена, и все запуски осуществлялись с лёгких.

13 июня  — первое боевое применение Фау-1, удар нанесён по Лондону. Одновременно были запущены 10 Фау-1, из которых 5 упали сразу после старта или во время полёта, судьба ещё одной осталась неясной, до Англии долетели 4 ракеты, но на Лондон упала только одна из них. При её падении на район Бетнал-Грин (Туэр-Хамлетс) 6 человек погибли и 9 получили ранения. В первые недели совершалось до 40 запусков ракет ежедневно, к концу августа количество пусков доведено почти до 100. После вторжения союзников в Нормандию, захвата или уничтожения бомбардировками большей части наземных установок, количество пусков значительно уменьшилось и только в декабре 1944 года вновь стало превышать 40 пусков в сутки. С января 1945 года количество пусков по Англии снижалось, последний осуществлён 29 марта 1945 года.

К 29 марта 1945 года 10 492 было запущено по Англии (из них 8 892 с наземных пусковых установок и 1 600 с самолётов); 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Тем самым, на каждую достигшую Лондона ракету приходилось 10 погибших или раненых лондонцев. В городе было разрушено около 23 000 зданий и до 100 000 получили различные степени повреждений. Также атакам Фау-1 подвергались Портсмут, Сауптгемптон, Манчерстер и ряд других британских городов. В завершающие месяцы войны немцы усиленно атаковали самолётами-снарядами важные центры Западной Европы — Льеж (3 141 пуск), Антверпен (2 183 пуска), Брюссель (151 пуск), Париж.

Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

Достоверных случаев применения Фау-1 по советским войскам не зафиксировано. Советское командование ПВО, тем не менее, считало реальными попытки такого применения по важнейшим промышленным центрам СССР, изучало опыт борьбы союзников с ними и готовило части ПВО к отражению таких ударов (известны крупномасштабные учения ПВО с реальными целями, имитирующими атаки Фау-1 на Ленинград, осенью 1944 года).

Всего к концу войны немцы изготовили около 25 000 единиц Фау-1.

Таран (воздушный), Супермарин Спитфайр и Фау-1. Спитфайр (справа) кончиком крыла «подцепляет» и переворачивает V-1 (слева); гироскопы ракеты не в состоянии вернуть её после этого на курс, она падает

Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Хотя конкретные цифры варьируются от источника к источнику, британский доклад, опубликованный после войны, показал, что на Англию были запущены 7547 Фау-1. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 — артиллерией кораблей Королевского ВМФ.

Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов[когда?] — снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнём) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector