Броневик «фалькатус»
Содержание:
Конструкция броневика спецназа
«Фалькатусы» на вооружении ЦСН ФСБ
Конструкция бронемобиля выполнена в нестандартной манере, отчасти напоминающей джип, из-за чего многие обозреватели скептически высказываются о внешнем виде. Передняя часть корпуса сделана под острым углом для противодействия фронтальному огню. Лобовое стекло разделено на три части.
Броневой лист
Броня штурмового автомобиля по некоторым данным соответствует шестому классу. Предусмотрена защита подвески и днища, что позволяет преодолевать мины с минимальным риском. Стекло также бронированное, имеются свидетельства о его способности выдерживать выстрелы из СВД.
Средства наблюдения и связи
О средствах внешней и внутренней связи броневика «Фалькатус» сведений не имеется. С учетом применения машин предполагается, что коммуникационное оборудование должно обеспечивать как связь между группами и подразделениями, так и координацию действий с воздушным прикрытием.
В вопросе наблюдения учитывается компоновка автомобиля и корпуса. Острая носовая часть и небольшие оконные проемы не обеспечивают хорошей прямой видимости на близком расстоянии. Вместо этого задействованы камеры, выводящие изображения на экраны. Уже известно о шести таких устройствах.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель и большая часть узлов трансмиссии располагается в передней части машины под бронированным капотом. Используется турбодизельная силовая установка Тутаевского моторного завода модели 8431.10. Объем — 17,2 л, мощность — 830 л. с., максимальный крутящий момент — 2550 Нм. Трансмиссия роботизированная, имеет двенадцатиступенчатую коробку ZF.
Ходовая часть
Броневые автомобили «Фалькатус» строятся на базе шасси КамАЗ-4911 Extreme с колесной формулой 4х4. Учитывая большую массу кузова подвеска получила значительное усиление. На каждом из колес имеется пара сдвоенных гидравлических амортизаторов. На более поздних моделях для колес устанавливают защитные кожухи.
Число пассажирских мест
«Фалькатус» рассчитан на перевозку 10-12 человек, включая водителя и командира группы. По имеющимся сведениям, сидения располагаются спинками к продольной оси машины, что позволяет бойцам наблюдать за окружением.
Выход десанта обеспечивается через боковые и кормовые двери, имеется люк в крыше. Боковые двери открываются по разворотной схеме — передние вперед, задние назад. Это защищает бойцов спецназа при выходе с обеих сторон.
Известные и предположительные характеристики
Вероятно, не стоит особо рассказывать, что «Фалькаус» является полноприводной машиной. По предположениям в его основе гоночный КамАЗ-4911. В таком случае его двигатель должен иметь мощность 730 лошадиных сил. По приблизительным оценкам вест бронеавтомобиля должен составлять 12 тонн. Известно, что на испытаниях машина разгонялась до 200 километров в час.
Если догадки по поводу собственной массы машины верны, то ее полезная нагрузка должна достигать 3,5 тонны, поскольку, как сообщалось, при полной загрузке вес броневика составляет 15,5 тонны. Приведены еще две характеристики. «Фалькатус» способен преодолеть подъем при угле 37 градусов. Кроме водителя он вмещает одиннадцать десантников.
ФСБ продемонстрировала новейшие броневики российских спецслужб
Демонстрация прошла после коллегии ФСБ, на которой глава государства поблагодарил сотрудников ведомства за успешную борьбу с боевиками. Согласно аббревиатуре на решётке броневика (ЦСН), он предназначается для Центра специального назначения ФСБ России.
Один из опытных образцов «защищенного автомобиля для ЦСН» «Фалькатус» разработки ЗАО «Форт Технология» во время демонстрации Президенту России. Москва, 26.02.2016 (с) Sputnik.news
Бронемашины «Фалькатус» и «Викинг» разрабатываются для отечественных силовых структур и считаются секретными. Официальной информации о них нет, доподлинные характеристики также неизвестны.
Хотя, ещё летом в Набережных Челнах (Татарстан) замечены новейшие российские бронеавтомобили «Фалькатус» и «Викинг», сообщает «» в спецпроекте «Русское оружие». Согласно записям видеорегистраторов, опубликованным в интернете, окрашенные в черный цвет машины футуристического вида передвигались по дорогам города в общем потоке.
Бронеавтомобиль «Факлькатус» (Falcatus), именуемый «защищенным автомобилем для ЦСН», отрабатывается с 2010 года московским ЗАО «Форт Технология» в качестве дальнейшего развития разработки, начатой в свое время на АМО ЗИЛ по теме «Каратель».
уточняет, что тогдашний проект данной машины с 2008 года разрабатывался на АМО ЗИЛ (под руководством дизайнера Святослава Саакяна) совместо с «Форт Технологией», занимающимся производством элементов конструктивной защиты, в соответствии с ТТЗ по теме «Каратель», выданным еще в 2002 году на конкурсной основе ряду предприятий Министерством обороны России. На ЗиЛе проект проходил как КЛОП и предусматривал использование специального шасси собственной разработки, при этом общая масса машины не должна была превышать 7 тонн со вместимостью максимум 10 человек. Однако в дальнейшем проект полностью перешел к , которая сумела заинтересовать им ЦСН ФСБ и в 2010 году изготовила с участием ЗиЛа первый макетный прототип на шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911. Последующие работы ведутся совместно с АО «КАМАЗ». создан на базе шасси грузовика КамАЗ-4911 Extreme — постоянного участника ралли «Дакар». По разным данным, бронемашина оснащается 185-сильным 4-цилиндровым дизелем Cummins или 8-цилиндровым дизельным мотором ярославского завода ЯМЗ-7Э846.
Два варианта опытных образцов бронированной машины «Фалькатус» (Falcatus) постройки ЗАО «Форт Технология». Слева, предположительно, машина поздней версии (с) ВКонтакте
, разработкой проекта «Каратель» занималось ЗАО «Форт Технология» (разрабатывает специальные костюмы и иное оборудование); компания в своё время заинтересовала ЦСН ФСБ этим бронеавтомобилем. В 2010 году был разработан первый прототип, однако первые его снимки появились только в 2012 году. Бронеавтомобиль использует двухносое шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911, а его масса составляет до 12 тонн, хотя изначально предполагалось, что она будет весить не более семи тонн. Вместимость автомобиля — десять человек. Машина получила название «Фалькатус» (Falcatus), она именуется «защищённым автомобилем для ЦСН».
В другом броневике под названием «Викинг» угадывается шасси от КамАЗа.
Опытный образец бронированной машины «Викинг», также созданной ЗАО «Форт Технология» на том же шасси КамАЗ-4911 на основе разработанного в Московском Государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана проекта БКМ-49111, во время демонстрации Президенту России. Москва, 26.02.2016 (с) lifenews.ru
Во втором двигавшемся в Набережных Челнах спецавто несложно разглядеть очертания КАМАЗа, однако сведений о «Викинге» еще меньше. На кадрах видны двухсекционная четырехдверная кабина, закрытый кузов со смотровыми окнами по бокам, а также двери сзади.
По имеющимся сведениям, бронированный грузовик был создан рамках программы переоснащения спецотрядов Федеральной службы безопасности РФ на основе разработки МГТУ имени Н.Э. Баумана с шифром БКМ-49111. Многоцелевой автомобиль обладает рядом уникальных характеристик и предназначен для выполнения различных задач в контр-террористических операциях.
«Викинг» также создан на базе КАМАЗ 4911 Extreme, как и «Каратель» оборудован системой наблюдения за боевой обстановкой на основе расположенных по периметру корпуса видеокамер, обеспечивающих полный обзор водителю.
Особенностью компоновки салона бронемашины называется расположение десанта «спиной к спине», что обеспечивает круговой обзор. Броня автомобиля способна выдержать патроны 7,62 мм. Также машина обладает противоминной защитой, обеспечиваемой в том числе подвеской особенной конструкции.
Расположение мест для экипажа
Внешнюю архитектуру и интерьер бронеавтомобиля «Каратель» создали А. Чирков и С. Саакян. Последний вместе с заместителем директора по развитию АМО «ЗИЛ» – руководителем проекта инжиниринговой компании С. Ошурковым разработал общую компоновку шасси и кузова машины.
Компоновку и размещение агрегатов выполнил ведущий инженер-конструктор А. Степанов, а расположение экипажа (бойцов) спиной к спине предложил К. Потехин. Руководителем разработки эскизного проекта и ходового макета назначили заместителя главного конструктора АМО «ЗИЛ» В. Мазепу. Нельзя не сказать, что автомобиль с однообъемным кузовом оригинального дизайна, ставший детищем группы молодых проектировщиков, появился в неординарно короткий срок для такого рода изделий. Работа от первого эскиза до постройки ходового посадочного макета была выполнена с мая по сентябрь 2009 г.
В ходе проектирования бронеавтомобиля «Каратель» осуществлялось взаимодействие АМО «ЗИЛ» с различными профильными организациями, такими как РКК «Энергия», МАМИ, ЗАО «Форт Технология», НИИ «Стали», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», МГТУ им. Баумана, НТЦ «Мультисеть», НИИИ-21 МО РФ и др. При этом был собран и обобщен аналитический материал по автомобилям многоцелевого назначения зарубежного и отечественного производства, проводились исследования тактико-технических характеристик и ходовых качеств перспективных образцов совместно с подразделениями общевойсковых служб, ФСБ, ВДВ и МВД.
Разработку конструкции макета автомобиля «Каратель» вели с использованием компьютерной технологии 3D, привлекая ограниченное количество исполнителей. Это позволило резко повысить качество и существенно сократить сроки выполнения проекта. Проектирование велось с учетом тенденций в автомобилестроении, связанных с заменой литых деталей на листовые гнуто-сварные пространственные конструкции, позволяющие, помимо упрощения изготовления опытного образца, получить более прочные (жесткие) детали при меньшем их весе.
В январе 2009 г. в модельном цехе ЗИЛа изготовили макет бронеавтомобиля «Каратель» в масштабе 1:10 из алюминиевого сплава с учетом основополагающих компоновочных параметров: расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы – 1000 мм; колея передних и задних колес – 2100 мм; величина колесной базы – 3800 мм. При разработке дизайна кузова машины (декабрь 2008 – январь 2009 гг.) посадку экипажа выполнили по схеме 1 + 10, однако после коррекции моделей манекенов и согласования с потенциальными заказчиками экипаж уменьшили до 1+9.
Места водителя и командира находятся в передней части кузова, по бокам рамы за линией двигателя. Шесть членов экипажа размещаются спина к спине на раме вдоль продольной оси. Два члена экипажа располагаются лицом назад в ряд между арками задних колес. При такой посадке обеспечивается круговой обзор и возможность ведения боя по всему периметру.
Быстрое покидание кузова стало возможным благодаря широким дверным проемам. Бойцы без труда могут покидать машину благодаря широким дверным проемам. Бойцы без труда могут покидать машину благодаря широким дверным проемам. В основу художественно-конструкторского решения бронеавтомоблиля положена идея создания неповторимого, ультрасовременного, грозного и агрессивного образа внедорожника, выполняющего не только утилитарные функции бронеавтомобиля, но и являющегося действенным психологическим оружием.
Другие модели автомобилей ФСБ
Спецназ под прикрытием «Фалькатуса»
Модельный ряд броневых автомобилей ФСБ за время конструирования и производства сменил уже несколько названий. В условиях повышенной секретности неизвестно, какие из них официальные, какие придуманы средствами массовой информации. Также нет точных данных о серийном производстве ответвлений модельного ряда.
«Каратель»
Бронеавтомобиль «Каратель» — одно из самых распространенных наименований машины. Именно такое название было дано в 2012 году, когда о ней стало известно широкой общественности. Позже проект был официально переименован в «Фалькатус».
«Клоп»
«Клоп» — ранние образцы броневых машин, разрабатываемые в начале 2000-х. Название получено за характерный внешний вид, напоминающий данное насекомое.
«Антиградиент»
«Антиградиент» — одна из моделей бронеавтомобиля, которая должна была поступить в серийное производство. Неизвестно, остался ли секретный проект в заморозке или его объединили с другими конструкторскими решениями для создания более поздних «Фалькатусов».
Антитеррор — ЦСН ФСБ РФ, Спецназ ФСБ
Летом 1996 года указом президента был создан антитеррористический центр ФСБ (АТЦ ФСБ). Создание этого центра стало одним из первых шагов Михаила Барсукова после его назначения директором ФСБ. Руководителем Центра был назначен Виктор Зорин, первый заместитель директора ФСБ.
Формально необходимость его создания была вызвана крайней нескоординированностью отечественных антитеррористических служб, особенно ярко проявившейся во время операции в Буденновске в июне 1995 года.
«Время МН» 23.01.01: «В департамент по борьбе с терроризмом входит Центр специального назначения, состоящий из отрядов «Альфа» и «Вымпел» (бывший спецназ внешней разведки). Повседневная работа сотрудников отряда «Альфа» — нейтрализация террористов, захватывающих воздушные и водные суда, наземный транспорт, а также удерживающих заложников в зданиях. У сотрудников «Вымпела» — «атомная» специализация: в мирное время — обезвреживание террористов на ядерных объектах, в предвоенное и военное время их задача меняется на противоположную — они должны уничтожать АЭС, ракетные установки с ядерными боеголовками и прочие спецобъекты на территории противника. Однако эта специфика в нынешних условиях в расчет не берется, бойцы «Вымпела» способны действовать и в Чечне».
База Центра спецназначения расположена в г. Балашиха-2, войсковая часть № 35690. Контактные телефоны: 523-63-43, 523-90-60. Центр подготовки группы «Альфа» уже двадцать пять лет носит название «Прибой».
Система отбора в спецназ антитеррора осуществляется в несколько этапов. Для службы в спецподразделениях Центра специального назначения ФСБ России отбирают, как правило, офицеров и прапорщиков, а также курсантов военных училищ в качестве кандидатов на офицерские должности. Физическое тестирование делится на два этапа, которые проходят в один день. В ходе первого кандидаты сдают нормативы по физической подготовке, после чего следует спарринг по рукопашному бою.
Подготовку можно пройти в спортивном клубе Будокан, программы предусматривают общую физическую подготовку, спортивную подготовку по айкидо, каратэ.
На ринге от кандидата требуется проявлять активность, пассивная оборона не приветствуется. Сделать это очень непросто, учитывая те нагрузки, которые преодолел кандидат в ходе выполнения физических тестов. Против него же выходит абсолютно свежий сотрудник. Здесь прежде всего проверяются бойцовские качества, умение атаковать, умение держать удар и, конечно, воля. Бывали случаи, когда мастера по айкидо не выстаивали на ринге, а ребята, не имевшие никаких серьезных спортивных титулов, наоборот, упорно атаковали и бросались на противника.
В Центре существует негласное правило, что после зачисления в спецназ сотрудник обязан прослужить в нем не менее пяти лет. Это именно тот срок, который необходим для подготовки классного «боевика» антитеррора. Подавляющее большинство продолжает служить и дальше.
История создания боевой машины
Разрабатывать оснащенный броневой защитой транспорт для центра спецназначения ФСБ начали в 2002 году. Для создания первой машины «Клоп» в качестве основы использовался автомобиль ЗИЛ. Почему машину назвали именно так? Это из-за несколько необычного внешнего вида. Кузов и в самом деле имел схожесть с этим насекомым.
Тестовая модель броневика была собрана лишь к 2009 году. Однако в качестве основы попытались использовать КамАЗ. Причина – трения, возникшие с ЗИЛом.
Первый образец оказался неудачным. Выяснилось, что КамАЗ в качестве основы не подходит под требуемую технологию. Машину пришлось разобрать.
Разработка машины велась в секретности. Лишь в конце 2012 года были представлены ее первые фотографии и приведен ряд технических характеристик. Все это вызвало необычайный интерес.
Новая броневая машины относилась к классу «Меч». Информации о ее начинке слишком мало, поэтому о каких-то подробностях говорить не приходится. Все характеристики, появившиеся в свободном доступе, основываются на догадках отдельных специалистов, сделанных на основе выставленных фотографий.
Поскольку подробности в открытом доступе не появлялись, интерес к машине постепенно стал исчезать.Так было до 2020 года, когда на дороге Татарстана был замечен броневой автомобиль, совершающий поездку в паре с недавно разработанной машиной «Викинг».
С этого дня интерес к «Фалькатусу» возобновился. Соцсети и медиа-площадки наполнились видеороликами и фотографиями броневика. Как оказалось, его можно было встретить в разных уголках страны. Больше всего видео и фото-материалов выставили жители Севастополя. Обстановка там было не простая, и в целях защиты граждан, туда были переброшены отряды центра спецназначения.
Достоинства и недостатки
Проведенные испытания и применение в реальных боевых условиях показали достоинства броневика «Фалькатус». Машина способна не только преодолевать плотный огонь противника, но и доставлять десант к нужной точке, штурмовать и прорывать препятствия, расчищать путь в минных заграждениях.
Достоинства машины подчеркиваются контрактом, подразумевающим сборку около сотни автомобилей. Все они поступают на вооружение ЦСН ФСБ. Новые модели учитывают опыт предыдущих, дополняются и улучшаются.
С учетом небольшого количества информации о машинах «Фалькатус» говорить о недостатках сложно. Наиболее существенным моментом отмечают заметность такого автомобиля
Выполненный в черно-красной расцветке он привлекает всеобщее внимание на любых дорогах, что ставит под сомнение секретность проводимых операций
Обращают внимание и на названия машин, их негативный окрас и нерусское происхождение. «Каратель» у многих ассоциируется с немецкой оккупацией, хотя точных сведений об официальности данного наименования также не имеется
«Клоп» — кровосос, также не добавляющий людям веры в службу безопасности.
Фалькатой же называли серповидный меч времен Древнего Рима, получивший распространение в Иберии. Название ему дали только в XIX веке, им же назвали и доисторическую вымершую рыбу. Какая тут связь с броневиком пока остается загадкой.