Фaб-9000 «cлoн»: кaк пpименяли в aфганиcтане cамyю мoщнyю бeзъядeрную бoмбy

Американские бетонобойные бомбы

В настоящее время самым массовым авиационным боеприпасом подобного вида в США является БетАБ GBU-28 (BLU-113). Ее разработали перед первой войной в Персидском заливе специально для уничтожения иракских военных и правительственных бункеров.

Чтобы эффективно пробивать грунт и защитные элементы противобункерная авиабомба должна быть тяжелой, иметь небольшое сечение и состоять из достаточно прочного материала. Создатели GBU-28 долго не могли придумать, как и из чего сделать ее корпус. Отличную идею подсказал бывший армейский офицер, он предложил изготавливать бомбы из артиллерийских стволов для 203-мм гаубиц, которые в больших количествах хранились на военных складах. Они обладали подходящими габаритами, имели достаточную прочность и вес.

Во время испытаний GBU-28 ушла под землю на глубину в 30 метров. После успешного завершения тестов авиабомба была отправлена в Ирак и хорошо показала себя в реальной боевой обстановке. В настоящее время эта авиабомба считается одной из самых эффективных в мире в своем классе.

Еще одной известной американской БетАБ является BLU-109/B. Кроме США, эта авиабомба используется в ВВС Канады, Бельгии, Дании, Франции, Саудовской Аравии и других стран.

BLU-109/B оснащена хвостовым взрывателем замедленного действия, ее боевая часть весит 240 кг, а общая масса боеприпаса — 907,2 кг. Бомба может быть оснащена системами наведения Paveway III или JDAM. Эта БетАБ способна пробивать бетонные перекрытия толщиной 1,8 метра.

В начале 2011 года было объявлено о начале эксплуатации военно-воздушными силами США новой противобункерной «супербомбы» GBU-57, разработанной конструкторами корпорации Boeing. По своим размерам она вполне сравнима с гигантами времен последней мировой войны: вес GBU-57 составляет 13,6 т, а масса боевой части — 2,7 т. Авиабомба имеет лазерное наведение с поддержкой GPS.

Расшифровка названия

Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ

-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).

Типы бомб

Основного назначения

  • ФАБ — фугасная
  • ОФАБ — осколочно-фугасная
  • ОФЗАБ — осколочно-фугасно-зажигательная
  • ОАБ, АО, ШОАБ (шариковая ОАБ) — осколочная
  • ЗАБ/ЗАРП (зажигательный авиационный разовый прибор) — зажигательная
  • — зажигательный бак
  • ОДАБ — объёмно-детонирующая
  • ФАБ-ТС (ТС — толстостенная), КАБ-Пр (Пр — Проникающая) — проникающая фугасная
  • БетТАБ (также — БЕТАБ) — бетонобойная
  • БрАБ (также — БРАБ) — бронебойная
  • ПТАБ — противотанковая
  • ПЛАБ/МПЛАБ (морская противолодочная авиационная бомба)/ГБ ( глубинная бомба) — противолодочная (авиационная глубинная)
  • ХАБ/ХБ — химическая
  • АК (ампула круглая )/АЖ (ампула жестяная) — химическая ампула (снаряжались также самовоспламеняющейся зажигательной жидкостью КС)
  • КрАБ-яд (также — КРАБ-яд) — курящаяся авиационная бомба ядовитого дыма
  • АОХ — осколочно-химическая
  • КАБ — корректируемая (КАБ-Кр — телевизионная [головка самонаведения/ГСН], КАБ-ЛГ — лазерная головка (полуактивная лазерная ГСН), КАБ-С — инерциальная ГСН со спутниковой коррекцией)
  • РБК — разовая бомбовая кассета
  • РБС — разовая бомбовая связка
Вспомогательные и специальные

  • САБ — светящая (осветительная)
  • ДАБ — дымовая
  • ИАБ — имитационная
  • АСК — авиационная спасательная кассета
  • МГАБ — морская гидроакустическая (взрывной источник звука — ВИЗ)
  • АСП — авиационное средство пожаротушения
  • АгитАБ (также АГИТАБ) — агитационная
  • П, ПАБ — практическая
  • М — мишень
  • УПЛАБ — учебная противолодочная
  • ФотАБ (также ФОТАБ) — фотографическая
  • НОСАБ — ночная ориентирно-сигнальная
  • ДОСАБ — дневная ориентирно-сигнальная
  • ОМАБ-Д — ориентирно-морская (дневная)
  • ОМАБ-Н — ориентирно-морская (ночная)

История создания и дальнейшего развития

Разработана в 1933 году в «Спецтехбюро» как ОАБ-8 (индекс Артиллерийского Управления РККА — 55-О-182; в конце 1940 года переименована в АО-10). Бомба изготовлялась из стальных корпусов осколочно-фугасных «дальнобойных» 76,2- артиллерийских снарядов. Принята на вооружение и запущена в серийное производство в том же году. В результатье испытаний (итоги которых были оценены как «положительные») на вооружение были приняты авиабомбы АО-8м4 первого варианта

(с перьевыми стабилизаторами) ивторого варианта (с коробчатыми стабилизаторами). В конце 1939 года на вооружение поступили авиабомбы АО-8м5 — те же АО-8м4, но модернизированные под использование штатных авиационных бомбовых взрывателей для малокалиберных авиабомб АГМ-1, вместо прежде используемых специально разработанных для АО-8 взрывателей АГМ-3.

В 1940 году Государственным Союзным Конструкторским Бюро № 47 (ГСКБ-47 — ныне Акционерное общество «Научно-производственное объединение «Базальт» (АО «НПО «Базальт») Государственной Корпорации «Ростех») была создана 8-кг осколочная авиабомба, выделываемая из 76,2-мм осколочно-фугасных снарядов «недальнобойной» (для полковых и горных пушек) аэродинамической формы. Эти авиабомбы были приняты на вооружение в начале 1940 года под маркой АО-8м6-бис (индекс ГАУ Народного комиссариата обороны Союза ССР — 7-О-182Б). В конце того же года бомбу переименовали в АО-10-6,5-бис в связи с принятием новых стандартов обозначения боеприпасов.

В начале 1941 года было решено переделывать в осколочные авиабомбы 76,2-мм артиллерийские снаряды не только со стальными корпусами, но и с корпусами из сталистого чугуна. Бомбы, переделанные из таких снарядов, пошли в серию как АО-8м6сч. Однако осколочное действие АО-8м6сч существенно уменьшилось по сравнению со стальными авиабомбами того же калибра. В 1941 году авиабомбы АО-8м6сч были переименованы (по указанным выше причинам) в АО-10-6,5сч. С конца года они выпускались с новым перьевым стабилизатором, оснащённым тормозным диском на конце (что позволило несколько уменьшить — c 591—604 мм до 465,6 — 478 мм — общую длину авиабомбы, предназначенной в основном для снаряжения ротативно-рассеивающих авиационных бомб — РРАБ; по современной классификации авиационных бомб — это противопехотная кассетная авиабомба).

В качестве курьёза можно отметить, что в марте 1940 года на заводе № 12 имени Серго Орджоникидзе Народного комиссариата боеприпасов Союза ССР 12 тысяч корпусов авиабомб АО-8 из сталистого чугуна по ошибке снарядили так называемой «французской смесью». Испытания бомб из этой партии в НИИ-6 Наркомата боеприпасов показали полное отсутствие осколочного поля при их взрыве: сталистый чугун просто крошился в пыль, а единственным «осколком» был стальной стабилизатор авиабомбы. Тем не менее, Главное Управление ВВС РККА приняло эту партию авиабомб на вооружение (они, таким образом, стали самыми маленькими фугасными авиабомбами в истории).

Рассекречено

БЕТАБ-500ШП – штурмовая с реактивным ускорителем бетонобойная бомба. Применяется с любых высот (в том числе малых) для поражения ж/б укрытий (бункеров) и ВПП. За счет парашюта наклоняется до 60 градусов, после чего он отстегивается, включается реактивный ускоритель. Может пробивать перекрытия толщиной более десяти метров. Масса – 424/350 килограммов ВВ, в одной бомбе БЕТАБ-500 12 ударных блоков.

КАБ-500С – фугасная управляемая (корректируемая) авиационная бомба «сбросил-забыл». Предназначена для поражения стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов, кораблей на стоянках. Может применяться круглосуточно при любой погоде. В отличие от зарубежных аналогов основная модель построена не на спутниковой навигации GPS/GLONASS, а на распознавании карты местности. Головка самонаведения КАБ использует не сам объект, а ориентиры, чтобы знать свои точные координаты и наводиться на цель, которая не выделяется из ландшафта. Это делает ее более надежной при применении современных средств РЭБ, когда сигналы GPS/GLONASS могут быть подавлены. Масса – 560/195 килограммов ВВ.

КАБ-250С/ЛГ – самая компактная в своем классе корректируемая авиационная бомба. Оснащена как системой приема спутниковых координат, так и собственной тепловизионной головкой самонаведения. Модификация ЛГ позволяет наводить ее при помощи лазерного целеуказания. Масса – 250/127 килограммов ВВ.

РБК-500 СПБЭ – разовая бомбовая кассета. Снаряжена 15 автономными самонаводящимися противотанковыми боевыми элементами, которые оснащены двухрежимными инфракрасными координаторами цели. Предназначена для поражения бронетехники в условиях естественных и искусственных помех. После выброса поражающих элементов из РБК-500 они выпускают парашюты и начинают вращаться вокруг своей оси в поисках целей. Угол обзора ИК координатора составляет 30 градусов и сканирует зону со скоростью 6–9 об/мин. После обнаружения цели и определения точки подрыва боевой части с помощью бортового вычислителя (приблизительно на высоте 150 м) осуществляется поражение. Медная болванка диаметром 173 миллиметра и весом один килограмм разгоняется до двух тысяч метров в секунду и способна пробить до 70 миллиметров брони, удар наносится в относительно слабобронированные области (крыши башен и моторно-трансмиссионных отделений). Масса – 500/15 килограммов элементов по 14,5 килограмма.

ОДАБ-500 – объемно-детонирующая авиационная бомба. Разновидность фугасных авиабомб. Но ее эффективность существенно выше. В носовой части находится электромеханическое устройство, предназначенное для распыления ВВ. Авиабомба содержит 193 килограмма высокоэнергетической летучей жидкости. После сброса через установленное время начинается распыление боевого вещества, которое создает облако смеси ВВ с воздухом и подрывается детонатором. Объемный взрыв создает мощнейшую волну избыточного давления, а затем обратную волну, которая затягивает воздух в образовавшийся вакуум (поэтому такие авиабомбы часто называют вакуумными). Эффективный радиус действия взрывной волны против живой силы противника на открытой местности – более 50 метров. Масса – 500/193 килограмма ВВ.

Х-29Л – ракета класса «воздух-поверхность». Обладает повышенным поражающим фактором фугасного и осколочного действия. Оснащена лазерной ГСН. Цель подсвечивается лазером, по которому производится наведение, при этом ракета воспринимает только нужную длину световой волны, что обеспечивает высокую устойчивость захвата цели. Изображение, пойманное ГСН, транслируется на телевизионный экран в кабине летчика. Удержание луча подсветки обеспечивается автоматической следящей системой. Ракета сама выбирает наиболее выгодную траекторию захода на цель, стремясь поразить ее под как можно более высоким углом, чтобы пробить наименее защищенные перекрытия сооружений и броню транспортных средств. Масса – 660/116 килограммов ВВ. Дальность полета – 8–10 километров.

Х-25МЛ – ракета «воздух-поверхность». Наводится на цель с помощью полуактивной лазерной ГСН. Подсветка цели может осуществляться бортовой или наземной станцией целеуказания. Конструкция станции подсветки и ГСН ракеты исключает влияние лазерного излучения от других источников. В задачу летчиков входит только обнаружение и маркирование поражаемого объекта на ТВ-индикаторе. Точное удержание луча на цели обеспечивается автоматической следящей системой. На конечном участке траектории ракета делает «горку». Предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных целей. Масса – 300/90 килограммов ВВ. Дальность полета – 8–10 километров.

Су-24М2 «Чемодан»

Старый советский двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полета передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырех положений: 16° — на взлете и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полете, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Принят на вооружение в 1975 году. Активно применялся в ходе обеих чеченских войн, во время конфликта в Южной Осетии, ограниченно использовался некоторыми зарубежными странами (Азербайджан, Узбекистан, Ливия, Украина).

Современная модификация Су-24М2 поступила в войска в 2007 году. На машине установлена новая навигационная система, которая за счет интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полет на высотах 30—50 м (кратковременно — 10—30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, которое может применять бомбардировщик.

Подвеска авиационных бомб[править]

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется “внутренняя подвеска”) конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т.д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полносью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов – балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта (“внешняя подвеска”) часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг. группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом – в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

  • Бомбовый отсек
  • Узел подвески вооружения

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.

  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

РБК-500АО 380 кг

БК — разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения.

Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жёстко закреплённый обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.

С центральным воспламенительно-разрывным зарядом (ВРЗ) — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается больша́я площадь рассевания авиабомб.

https://www.youtube.com/watch?v=XGiueaVucrI

History

The Soviets had varying types of bombs, fuses and fillers which they employed between 1939 and 1945. Early bombs used through 1942 were pre-war stock which was considered crude in design and manufacture, especially due to relying on unskilled labour and shortage of supervisory personnel in the manufacturing process. With old stock dwindling, a new effort was put into refining the design, manufacture and ballistic quality of the newer bombs.

While the Soviet bombs in War Thunder feature TNT filler, other fillers were used during the war in bombs such as the smaller FAB bombs (100 kg and under) typically used a 78% picric acid and 22% dinitronaphthalene mixture, similar to the Mélinite-Mononitro-nitronaphthaline (M.Mn) or Trimonite used by the French in their G.A.M.Mn 50 (50 kg) bombs. Other mixtures used by the Soviets include included 80/20 TNT/Ammonium nitrate, 50/50 TNT/Ammonium Nitrate and 80/20 TNT/Dinitronapthalene.

История

1. Артиллерийская граната. 2. Бомба. 3. Картечная граната. XVII—XIX вв.

В период до Первой мировой войны включительно бомбами назывались тяжёлые разрывные (по современной терминологии — фугасные и осколочно-фугасные) артиллерийские снаряды, предназначенные для стрельбы из мортир всех калибров (но не мортирок!), тяжёлых гаубиц и тяжёлых пушек, а также морских бомбических орудий (впрочем, последние вышли из употребления ещё в XIX веке). Бомба для гладкоствольного орудия представляла собой пустотелое ядро, начинённое порохом, с деревянной дистанционной трубкой, также начинённой порохом и вставлявшееся в отверстие — «очко»; вокруг отверстия были две скобы («уши»), за которые бомбу поднимали особыми крючками при заряжении. Вставлялась в ствол дистанционной трубкой вниз и воспламенялась от пороховых газов. В Российской империи бомбой считался гаубичный и пушечный разрывной снаряд весом 1 пуд (для гладкоствольного орудия, стреляющего круглыми ядрами, это округлённо соответствует калибру 196 мм.) и более (снаряды весом от 1 артиллерийского фунта до пуда назвались гранатами, а менее одного артиллерийского фунта — пулями) а также, как уже говорилось, мортирный снаряд любого веса (в русской артиллерии применялись мортиры калибром 1/4 пуда (120 мм), 1/2 пуда (152 мм), 1 пуд (196 мм), 2 пуда (245 мм.), 3 пуда (273 мм) и 5 пудов (333 мм). Бомбы были изобретены французом Бернаром Рено д’Элиснгаре, по прозвищу «Маленький Рено», и впервые применены в войне Франции с алжирскими пиратами для бомбардировки города Алжир (28 октября г.). В России они были впервые использованы в 1696 году при взятии турецкой крепости Азов. Для переноски крупных бомб использовалось специальное приспособление наподобие коромысла, получившее название «бомбонос».

В начале XX в. бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов лётчики. Кроме того, в первой половине XX в. в России/СССР и Германии бомбами назвали также надкалиберные боеприпасы к полевым бомбометам, а в России/СССР — иногда также и артиллерийские мины. Наконец, широко распространено применение термина «бомба» для обозначения самодельных взрывных устройств (как метательных, так и инженерных/закладываемых или применяемых в качестве мин-«сюрпризов»), использумемым партизанами и террористами — хотя правильнее назвать их ручными гранатами, минами и фугасами.

В начале XX веке бомбами назывались и некоторые разновидности резервуаров для хранения сжатого газа, в частности, для «веселящего газа» (закиси азота, применяемой для наркоза).

Примечания[ | ]

  1. Первое боевое применение авиабомб
  2. Чечик Д. Л. Вооружение летательных аппаратов. — М.: Издательство МАИ, 2002. — С. 33-50. — 164 с. — 500 экз. — ISBN 7-7035-1261-1.
  3. С небес — в преисподнюю: Удар // Популярная механика, 19 марта 2012
  4. CNews: «Мать всех Бомб» станет ширмой для ядерного удара? Архивировано 22 декабря 2007 года.
  5. США впервые сбросили самую мощную неядерную авиабомбу: топ-6 фактов о «матери всех бомб»
  6. фото
  7. На полигонах мира // Зарубежное военное обозрение. — 2012. — № 11. — 4-я стр. обложки.
  8. 12 Сверхмалые бомбы: оружие для легких БПЛА
  9. 12 Первые атомные бомбы — Little Boy и Fat Man
  10. 12 ВОЕННЫЙ ПАРИТЕТ. ЯДЕРНЫЕ АВИАБОМБЫ.
  11. Видео испытаний

Техника

На аэродроме Хмеймим возле сирийской Латакии сформирована смешанная группа Воздушно-космических сил России, в ее состав (по неподтвержденным данным) входят 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и шесть Су-34, 12 штурмовиков Су-25СМ, четыре многоцелевых истребителя Cу-30СМ, а также ударные вертолеты Ми-24 и многоцелевые вертолеты Ми-8. На примере этой группировки сил мы можем увидеть хорошую картину нынешнего положения российской военной авиации — она состоит как из устаревших морально и физически машин, так и из новых самолетов, подающих большие надежды, но не обладающих боевым опытом применения.

Су-25 и Су-24 — старые советские самолеты, многократно модернизированные и переделанные, но эксплуатируемые уже десятки лет. Они наработали большой опыт боевого применения (в том числе в Чечне и Грузии), летчики и техники знают их вдоль и поперек. Но «старый и проверенный» еще не значит надежный; Су-24 считается одной из самых аварийных машин в ВВС.

Современный тяжелый многоцелевой истребитель Су-30СМ — переработанный вариант Су-30 — перешагнул планку поколения «4+». Он переоснащен современным навигационным и радарным оборудованием, может нести увеличенную нагрузку высокоточного вооружения и по праву считается одним из лучших современных истребителей.

Новейшие фронтовые бомбардировщики Су-34 пришли на смену Су-24. Это многофункциональные машины, оснащенные всем необходимым для высокоточных ракетно-бомбовых ударов, но они еще не участвовали в боевых действиях. Участие в сирийском конфликте — уникальная возможность проверить их в реальных условиях.

Таким образом, лишь десять из тридцати российских самолетов в Сирии — это техника XXI века, но такое соотношение старых и новых машин — нормальное явление для современных армий. В ВВС США все примерно так же; в соседних странах региона — гораздо хуже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector