Немецкие радиоуправляемые (планирующие) бомбы

Основные характеристики авиабомб[править | править код]

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с (144 км/ч) и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб:
    • частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
    • обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

Виды авиабомб

Наиболее часто используемыми авиационными бомбами являются фугасные. Даже небольшая бомба калибра 50 кг содержит больше взрывчатого вещества, чем 210-мм орудийный снаряд. Причина очень проста – бомбе не нужно выдерживать огромных нагрузок, которым подвергается снаряд в орудийном стволе, поэтому ее можно сделать тонкостенной. Корпус снаряда требует точной и сложной обработки, что абсолютно не обязательно для авиабомбы. Соответственно и стоимость последней гораздо ниже.

Следует отметить, что применять фугасные бомбы очень больших калибров (выше 1 тыс. кг) не всегда рационально. С увеличением массы взрывчатого вещества радиус поражения растет не слишком значительно. Поэтому по большой площади гораздо эффективнее применять несколько боеприпасов средней мощности.

Еще одним распространенным типом авиационных бомб являются осколочные. Основной целью поражения подобных бомб является живая сила противника или гражданское население. Эти боеприпасы имеют конструкцию, которая способствует образования большого количества осколков после взрыва. Обычно они имеют насечку на внутренней стороне корпуса или готовые поражающие элементы (чаще всего шарики или иголки), помещенные внутрь корпуса. При взрыве стокилограммовой осколочной бомбы получается 5-6 тыс. небольших осколков.

Как правило, осколочные бомбы имеют меньший калибр, чем фугасные. Значительным недостатком этого вида боеприпаса является тот факт, что от осколочной бомбы легко спрятаться. Для этого подойдет любое полевое укрепление (окоп, ячейка) или здание. В настоящее время более распространены кассетные осколочные боеприпасы, которые представляют собой контейнер, заполненный небольшими осколочными суббоеприпасами.

Подобные бомбы приводят к значительным жертвам, причем больше всего от их действия страдает мирное население. Поэтому подобное оружие запрещено многими конвенциями.

Бетонобойные бомбы. Это весьма интересный тип боеприпаса, его предшественником считаются так называемые сейсмические бомбы, разработанные англичанами в начале Второй мировой войны. Идея была такова: сделать очень большую бомбу (5,4 тонны – Tallboy и 10 тонн – Grand Slam), поднять ее повыше — километров на восемь — и сбросить на голову супостату. Бомба, разогнавшись до огромной скорости, проникает глубоко под землю и там взрывается. В результате происходит небольшое землетрясение, которое уничтожает постройки на значительной площади.

Сегодня бетонобойные бомбы часто оснащают ракетным ускорителем, чтобы боеприпас набрал большую скорость и проник поглубже в землю.

Вакуумные бомбы. Эти авиационные боеприпасы стали одним из немногих послевоенных изобретений, хотя боеприпасами объемного взрыва интересовались еще немцы в конце Второй мировой войны. Массово использовать их начали американцы во время вьетнамской кампании.

Принцип работы авиационных боеприпасов объемного взрыва — это более правильное название — довольно прост. В боевой части бомбы содержится вещество, которое при детонации подрывается специальным зарядом и превращается в аэрозоль, после чего второй заряд поджигает его. Подобный взрыв в несколько раз мощнее обычного и вот почему: обычный тротил (или другое ВВ) содержит и взрывчатое вещество, и окислитель, «вакуумная» бомба использует для окисления (горения) кислород воздуха.

Правда, взрыв подобного типа относится к типу «горение», но по своему действию она во многом превосходит обычные боеприпасы.

https://youtube.com/watch?v=6oZ5SEWY4r8

Расшифровка названия[править | править код]

Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ

-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).

Типы бомб

Основного назначения

  • ФАБ — фугасная
  • ОФАБ — осколочно-фугасная
  • ОФЗАБ — осколочно-фугасно-зажигательная
  • ОАБ, АО, ШОАБ (шариковая ОАБ) — осколочная
  • ЗАБ/ЗАРП (зажигательный авиационный разовый прибор) — зажигательная
  • — зажигательный бак
  • ОДАБ — объёмно-детонирующая
  • ФАБ-ТС (ТС — толстостенная), КАБ-Пр (Пр — Проникающая) — проникающая фугасная
  • БетТАБ (также — БЕТАБ) — бетонобойная
  • БрАБ (также — БРАБ) — бронебойная
  • ПТАБ — противотанковая
  • ПЛАБ/МПЛАБ (морская противолодочная авиационная бомба)/ГБ ( глубинная бомба) — противолодочная (авиационная глубинная)
  • ХАБ/ХБ — химическая
  • АК (ампула круглая )/АЖ (ампула жестяная) — химическая ампула (снаряжались также самовоспламеняющейся зажигательной жидкостью КС)
  • КрАБ-яд (также — КРАБ-яд) — курящаяся авиационная бомба ядовитого дыма
  • АОХ — осколочно-химическая
  • КАБ — корректируемая (КАБ-Кр — телевизионная [головка самонаведения/ГСН], КАБ-ЛГ — лазерная головка (полуактивная лазерная ГСН), КАБ-С — инерциальная ГСН со спутниковой коррекцией)
  • РБК — разовая бомбовая кассета
  • РБС — разовая бомбовая связка
Вспомогательные и специальные

  • САБ — светящая (осветительная)
  • ДАБ — дымовая
  • ИАБ — имитационная
  • АСК — авиационная спасательная кассета
  • МГАБ — морская гидроакустическая (взрывной источник звука — ВИЗ)
  • АСП — авиационное средство пожаротушения
  • АгитАБ (также АГИТАБ) — агитационная
  • П, ПАБ — практическая
  • М — мишень
  • УПЛАБ — учебная противолодочная
  • ФотАБ (также ФОТАБ) — фотографическая
  • НОСАБ — ночная ориентирно-сигнальная
  • ДОСАБ — дневная ориентирно-сигнальная
  • ОМАБ-Д — ориентирно-морская (дневная)
  • ОМАБ-Н — ориентирно-морская (ночная)

САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ИНФРАКРАСНАЯ АВИАБОМБА СБ1-М (ВЭИ)

Еще одним образцом управляемой авиабомбы, разработанной в годы войны, была СБ1-М (иногда СБ-1М) разработки ВЭИ. Эта бомба была оснащена инфракрасной головкой самонаведения, и предназначалась для поражения больших, активно излучающих тепло целей – в первую очередь, промышленных объектов, таких как сталелитейные заводы, нефтеперерабатывающие комплексы и электростанции.

Возможно, СБ1 — ?

СБ, предположительно, расшифровывается как «Самоуправляемая Бомба». Обозначение «М» («Модифицированная») позволяет предполагать, что существовала и просто СБ1. И поскольку между имеющимися изображениями бомбы есть существенные различия, резонно предположить, что одно является базовой моделью СБ1, а второе – усовершенствованной СБ1-М. К сожалению, невозможно разобраться, какое именно изображение к чему относится.

Разработкой бомбы занимался Всесоюзный Электротехнический Институт (имени В.И. Ленина), вскоре после эвакуации в Свердловск. Предположительно, проектирование самонаводящегося оружия началось в феврале 1942 года. Руководителями проектно-конструкторских работ выступали С.А. Лебедев и С.В. Свечарник, из лаборатории автоматики института.

Бомба СБ1-М имела цилиндрический вытянутый корпус с крестообразным крылом и Х-образным оперением. В передней части располагалась головка самонаведения, позади нее – взрывчатый заряд. В хвостовой части располагались исполнительные механизмы, приводы рулей и электрогенератор с вертушкой, раскручиваемой набегающим потоком. Детальное описание, к сожалению, мне неизвестно.

Для наведения, бомба СБ1-М использовала два теплочувствительных фотоэлемента, размещенных за фокусирующими объективами в ее носовой части. Один фотоэлемент использовался для сканирования по вертикали, другой по горизонтали: вращающийся модулирующий диск перед ними «разбивал» приходящее тепловое излучение построчно. Сигналы от обоих фотоэлементов усиливались и преобразовывались соответствующими логическими контурами в команды для системы управления.

СБ1-М на стенде со снятым обтекателем

Предполагалось, что бомба будет использоваться в ночное время для ударов по излучающим тепло промышленным объектам – контрастным целям на темном фоне. Доставляться к цели СБ1-М должна была на внешней подвеске дальнего бомбардировщика. Неясно, должен ли был захват цели выполняться перед сбросом, или же бомба должна была захватывать цель уже в полете.

В отличие от ТУБ, бомба СБ1-М была реализована в металле. Существуют фотографии бомбы на стенде со снятыми крыльями и демонтированным головным обтекателем. Постановлением от 26 мая 1943 года лаборатории автоматики ВЭМ предписывалось изготовить семь образцов, и провести испытания в июле того же года. По всей видимости, задача оказалась сложнее, чем предполагалось, потому что единственное доступное упоминание об испытаниях СБ1-М датировано уже 1945 годом. Бомбы сбрасывались на тепловые мишени, которыми служили разведенные костры. Предположительно, все испытания проводились ночью, чтобы повысить контрастность тепловой мишени на фоне поверхности. Упоминается, что в 1946 году предполагалось изготовить 30 предсерийных образцов, но вскоре работы над СБ1-М остановили.

По всей видимости, главным недостатком была сочтена малая разрушительная мощь бомбы, выполненной в 500-кг габаритах. При реалистично достижимой точности попадания, небольшая боевая часть не могла обеспечить уверенного поражения промышленных объектов. Увеличение же массы СБ1-М требовало полного пересмотра ее компоновки. Вероятно, возникли также сложности с механикой управления и аэродинамикой всей конструкции. В результате, от дальнейшего развития военного проекта отказались.

СНАБ-3000 «Краб» — можно видеть сходную компоновку ГСН, с двумя объективами

Вместо попыток доведения до ума СБ1-М, усилия группы Лебедева были перенаправлены на адаптацию наличной головки самонаведения к корпусу немецкой управляемой бомбы FX-1400, в рамках проекта СНАБ-3000 «Краб». Выбор немецкого «тела», по всей видимости, обуславливался хорошей отработкой (немцами) конструкции FX-1400 и ее системы управления — что позволяло сэкономить время и усилия. Проектирование и испытания СНАБ-3000 продолжались до 1956 года, и были прерваны ввиду устаревания немецкой конструкции.

Применение глубинных бомб во Второй мировой войне

Наибольшее число атак, проведенных английским и американскими боевыми кораблями против немецких и японских подводных лодок во время Второй мировой войны, осуществлялись «по старинке» – путем сбрасывания за корму нескольких серий обычных глубинных бомб. Применение более совершенных средств, таких, как Hedgehog, получило наибольшее распространение, начиная с 1943-44 годов, когда борьба на море уже была, по существу, выиграна.

Атака немецкой субмарины при помощи глубинных бомб

Глубинные бомбы Второй Мировой войны сбрасывались при помощи специальных устройств, причем не одиночно, а целыми сериями по 3-7 штук в каждой. Вскоре, впрочем, оказалось, что этого далеко не достаточно, и уже в 1942-м году количество бомб в одной серии увеличилось до 10-14 штук. Британцы считали, что десятка Mk.VII вполне достаточно для уничтожения любой немецкой субмарины.

Главной проблемой стало то, что примитивные сонары тех лет не позволяли точно определить глубину цели. Поэтому приходилось устанавливать взрыватели по-разному, создавая некое подобие артиллерийской «вилки». Бомбы, полученные по ленд-лизу, зачастую не были достаточно надежными и не срабатывали. Отмечались также случаи столкновения отдельных боеприпасов друг с другом, что приводило к преждевременной детонации.

Повреждения на корпусе подводной лодки U-534, нанесенные близкими взрывами глубинных бомб

Гораздо более многочисленными были примеры атак с неопределенным результатом – бомбы сброшены, контакт с целью утерян, а что с ней произошло – неизвестно. Даже появление на поверхности воды обломков или масляного пятна вовсе не говорило о том, что противник уничтожен. Тем не менее можно сказать, что глубинные бомбы своё предназначение всё-таки выполнили – ведь именно с их помощью «волчьи стаи» раз за разом загоняли под воду, не давая им возможности выходить в атаку на транспортные суда.

История

1. Артиллерийская граната. 2. Бомба. 3. Картечная граната. XVII—XIX вв.

В период до Первой мировой войны включительно бомбами назывались тяжёлые разрывные (по современной терминологии — фугасные и осколочно-фугасные) артиллерийские снаряды, предназначенные для стрельбы из мортир всех калибров (но не мортирок!), тяжёлых гаубиц и тяжёлых пушек, а также морских бомбических орудий (впрочем, последние вышли из употребления ещё в XIX веке). Бомба для гладкоствольного орудия представляла собой пустотелое ядро, начинённое порохом, с деревянной дистанционной трубкой, также начинённой порохом и вставлявшееся в отверстие — «очко»; вокруг отверстия были две скобы («уши»), за которые бомбу поднимали особыми крючками при заряжении. Вставлялась в ствол дистанционной трубкой вниз и воспламенялась от пороховых газов. В Российской империи бомбой считался гаубичный и пушечный разрывной снаряд весом 1 пуд (для гладкоствольного орудия, стреляющего круглыми ядрами, это округлённо соответствует калибру 196 мм.) и более (снаряды весом от 1 артиллерийского фунта до пуда назвались гранатами, а менее одного артиллерийского фунта — пулями) а также, как уже говорилось, мортирный снаряд любого веса (в русской артиллерии применялись мортиры калибром 1/4 пуда (120 мм), 1/2 пуда (152 мм), 1 пуд (196 мм), 2 пуда (245 мм.), 3 пуда (273 мм) и 5 пудов (333 мм). Бомбы были изобретены французом Бернаром Рено д’Элиснгаре, по прозвищу «Маленький Рено», и впервые применены в войне Франции с алжирскими пиратами для бомбардировки города Алжир (28 октября г.). В России они были впервые использованы в 1696 году при взятии турецкой крепости Азов. Для переноски крупных бомб использовалось специальное приспособление наподобие коромысла, получившее название «бомбонос».

В начале XX в. бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов лётчики. Кроме того, в первой половине XX в. в России/СССР и Германии бомбами назвали также надкалиберные боеприпасы к полевым бомбометам, а в России/СССР — иногда также и артиллерийские мины. Наконец, широко распространено применение термина «бомба» для обозначения самодельных взрывных устройств (как метательных, так и инженерных/закладываемых или применяемых в качестве мин-«сюрпризов»), использумемым партизанами и террористами — хотя правильнее назвать их ручными гранатами, минами и фугасами.

В начале XX веке бомбами назывались и некоторые разновидности резервуаров для хранения сжатого газа, в частности, для «веселящего газа» (закиси азота, применяемой для наркоза).

Взрыватели

Система обозначения взрывателей бомб ВМС Японии была неизвестна союзникам до окончания Второй мировой войны . В результате была создана система обозначений для описания взрывателей следующим образом. Он состоит из заглавной буквы, цифры и строчной буквы в скобках.

Заглавная буква обозначает тип взрывателя следующим образом:

  • А — удар носом
  • Б — удар хвостом
  • C — взрыватель с длительным замедлением
  • D — взрыватель воздушного взрыва
  • E — защитный взрыватель

Цифра приблизительно соответствует порядку захвата взрывателей союзниками. Наконец, строчная буква в скобках указывает на разные, но похожие конструкции.

По возможности дается оригинальное японское обозначение.

  • А-1 (а)
  • А-1 (б)
  • A-1 (c)
  • А-3 (а) Носовой взрыватель Type 97 Mk 2
  • A-3 (b) Носовой взрыватель типа 1 модель 2
  • A-3 (c) Носовой индикатор типа 2
  • А-3 (d) Носовой взрыватель Тип 97 Mk 2 Модель 1
  • A-3 (e) Носовой индикатор типа 3
  • A-3 (f) Тип 2 № 50 Обычный бомбовый взрыватель модели 1
  • А-3 (г)
  • А-5 (а)
  • В-2 (а) Тип 99 № 25 Обычный бомбовый взрыватель
  • Б-2 (б) Тип 99 №80 Mk 5 Бомбовый взрыватель
  • В-3 (а) Хвостовой взрыватель типа 15 модель 2
  • В-3 (б) Хвостовой взрыватель типа 15 обр.1
  • В-5 (б)
  • В-5 (с)
  • Б-6 (а) Инициатор рельсового типа Тип 97
  • Хвостовой взрыватель Б-9 (а)
  • Хвостовой взрыватель Б-10 (а)
  • Специальный бомбовый взрыватель С-1 (а) Тип 99
  • C-2 (a) Носовой взрыватель специальной бомбы Тип 99
  • D-2 (а)
  • D-2 (б)
  • D-2 (c)
  • D-3 (а)
  • Взрыватель парашютно-ракетный Д-4 (а)
  • Электропусковое устройство типа 3

Подвеска авиационных бомб[править]

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется “внутренняя подвеска”) конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т.д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полносью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов – балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта (“внешняя подвеска”) часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг. группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом – в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

  • Бомбовый отсек
  • Узел подвески вооружения

Зажигательные авиабомбы

Зажигательные авиабомбы

Зажигательные авиабомбы предназначены для создания пожаров и для непосредственного поражения огнем живой силы и боевой техники Калибр большинства зажигательных авиабомб составляет от 1,5 до 500 кг Зажигательные авиабомбы калибра 1,5-2,5 кг снаряжаются термитными составами, основой которых служит термит (смесь окислов железа с алюминием) При горении термита образуются шлаки с температурой 2500-3000 °С Для изготовления корпусов термитных бомб часто используется горючий металл электрон (сплав алюминия с магнием), который сгорает вместе с термитом Мелкие зажигательные авиабомбы сбрасывают с носителей в разовых бомбовых кассетах.

Зажигательные авиабомбы калибра 100-500 кг снаряжают органическими горючими веществами (бензин, керосин, толуол), загущенными до желеобразного состояния В качестве загустителей применяются алюминиевые соли высокомолекулярных кислот, искусственные каучу- ки и т п. В отличие от жидкого горючего, загущенная ог- несмесь дробится взрывом на крупные куски, которые разбрасываются на большие расстояния и горят с температурой 1000-1200 °С в течение нескольких минут Ог- несмесь хорошо прилипает к различным поверхностям и трудно удаляется с них. Горение огнесмеси происходит за счет кислорода воздуха, поэтому в радиусе действия зажигательной авиабомбы образуется значительное количество двуокиси углерода, оказывающей отравляющее действие Для повышения температуры горения огнесмеси до 2000-2500 °С в нее добавляют порошки горючих металлов.

Кроме огнесмеси в состав снаряжения бомбы входят 2 патрона- один с фосфором, другой с разрывным зарядом В головное очко бомбы вверть вается контактный взрыватель мгновенного действия. При срабатывании взрывателя детонирует разрывной заряд, взрывом которого разрушается корпус бомбы, дробятся, перемешиваются и разбрасываются фосфор и огнесмесь Фосфор в воздухе самовоспламеняется и поджигает куски огнесмеси.

Для снаряжения вязкими огнесмесями применяют также специальные тонкостенные контейнеры, называемые зажигательными баками Зажигательные баки отличаются от зажигательных авиабомб тем, что они предназначены только для наружной подвески на носителях При равном с фугасными бомбами калибре баки имеют большие геометрические размеры, но меньший вес.

В годы прошлой войны применялись зажигательные авиабомбы с термитными шарами ЗАБ-100-65-ТШ и ЗАБ-бОО-ЗОО-ТШ. Первая создавала 65 огневых очагов на площади более 40 га, вторая – 300 очагов на значительно большей площади

Американские бетонобойные бомбы

В настоящее время самым массовым авиационным боеприпасом подобного вида в США является БетАБ GBU-28 (BLU-113). Ее разработали перед первой войной в Персидском заливе специально для уничтожения иракских военных и правительственных бункеров.

Чтобы эффективно пробивать грунт и защитные элементы противобункерная авиабомба должна быть тяжелой, иметь небольшое сечение и состоять из достаточно прочного материала. Создатели GBU-28 долго не могли придумать, как и из чего сделать ее корпус. Отличную идею подсказал бывший армейский офицер, он предложил изготавливать бомбы из артиллерийских стволов для 203-мм гаубиц, которые в больших количествах хранились на военных складах. Они обладали подходящими габаритами, имели достаточную прочность и вес.

Во время испытаний GBU-28 ушла под землю на глубину в 30 метров. После успешного завершения тестов авиабомба была отправлена в Ирак и хорошо показала себя в реальной боевой обстановке. В настоящее время эта авиабомба считается одной из самых эффективных в мире в своем классе.

Еще одной известной американской БетАБ является BLU-109/B. Кроме США, эта авиабомба используется в ВВС Канады, Бельгии, Дании, Франции, Саудовской Аравии и других стран.

BLU-109/B оснащена хвостовым взрывателем замедленного действия, ее боевая часть весит 240 кг, а общая масса боеприпаса – 907,2 кг. Бомба может быть оснащена системами наведения Paveway III или JDAM. Эта БетАБ способна пробивать бетонные перекрытия толщиной 1,8 метра.

В начале 2011 года было объявлено о начале эксплуатации военно-воздушными силами США новой противобункерной “супербомбы” GBU-57, разработанной конструкторами корпорации Boeing. По своим размерам она вполне сравнима с гигантами времен последней мировой войны: вес GBU-57 составляет 13,6 т, а масса боевой части – 2,7 т. Авиабомба имеет лазерное наведение с поддержкой GPS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector