Дорога на берлин (россия, 2015)
Содержание:
- Популярное за 7 дней
- Чистое кино
- Ключевая проблема, которая раскрывается в фильме «Дорога на Берлин», — проблема личной ответственности перед человеческим законом и своей совестью
- Два солдата попадают в окружение и выбираются из него. Казалось бы, все это уже было – история не нова. Но
- Нам показывается война, вернее, одна из бесчисленных военных историй, такой, как она есть
Популярное за 7 дней
Рождество Пресвятой Богородицы: кто находится под особым покровом, как правильно подготовиться к празднику, что важно знать
20.09.21 15:19
Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48
Осень Левитана
21.09.21 16:18
Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12
Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32
Чудо природы – разноцветные скалы Чжанъе Данксиа
23.09.21 12:38
Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48
День рождения Мамы
Мысли новомучеников о Рождестве Богородицы
20.09.21 21:47
Есть ли у православных слова-паразиты?
20.09.21 10:43
Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36
Чистое кино
«Дорога на Берлин», на первый взгляд, производит впечатление ученической работы. Картина очень просто снята, без каких либо изысков, без претензии удивить зрителя картинкой, масштабом постановки, сценарными ходами или невероятным драматизмом. Никакой «игры в бисер», никаких сложных образов и проч. Видно, что режиссер очень точно, слово в слово следует сценарию, и у него получается, повторюсь, очень простое, будничное кино.
Но эта простота оборачивается плюсом, т. к. добавляет фильму искренности и убедительности. В последние годы большинство наших фильмов на военную тематику были сосредоточены на создании эффектного, яркого повествования («Сталинград» Бондарчука, «Битва за Севастополь»). Но вместе с этой пышной постановкой, как правило, исчезала искренность. «Дорога на Берлин» в этом отношении следует скорее советской школе военного кино.
В качестве примера возьму сцену штурма немецкими танковыми частями небольшой деревни. Одно дело, когда это снимается по-голливудски: с разных ракурсов, с эффектным освещением, в атмосферной дымке, с «реалистичной» камерой, патетической музыкой, затертым под хронику цветом изображения и проч. И совсем другое, когда перед вами яркий солнечный день и под стать ему цветастая картинка, естественное освещение. Едет немецкий танк. Режиссер никак не пытается обыграть его появление, усилить напряжение. Он просто показывает, как машина буднично едет, стреляет, попадает в солдат, падают убитые, кричат раненые, льется кровь… Очевидно, что настоящая война скорее похожа на последний вариант, а не на голливудский 3D-пиф-паф. Именно так и снята «Дорога на Берлин».
Знаменитый венгерский режиссер Иштван Сабо, прославившийся в эпоху Новой волны своими яркими и необычными в стилевом отношении картинами, свои поздние фильмы называл «чистым кино», потому что в них он отказывался от экспериментов с монтажом и стилем и сосредоточивался на самой истории, её драматургии и героях. «Дорога на Берлин» — это именно такое «чистое кино» и есть. И благодаря этой чистоте в фильме не заслоняется ни чем лишним главное — кто и какой ценой победил в той войне. Так же как в простой и ясной прозе Казакевича отчетливо вырисовывались лица этих простых солдат, рядовых Джурабаевых и лейтенантов Огарковых, которые на своих плечах вытащили страну и мир из пропасти.
И еще. В картине нет ни одной фальшивой нотки. Ни одной. И это заслуга режиссера, который, конечно, никакой не студент, а 40-летний опытный режиссер — Сергей Попов.
Ключевая проблема, которая раскрывается в фильме «Дорога на Берлин», — проблема личной ответственности перед человеческим законом и своей совестью
Несправедливо приговоренный к смерти Огарков стоит перед выбором – сбежать, уйти от исполнения над ним несправедливого приговора и выжить, или добровольно явиться в штаб армии и быть расстрелянным. «Быть или не быть – вот в чем вопрос» (В. Шекспир).
Казалось бы, выбор ясен, решение очевидно. Однако вопреки полной возможности уйти от ответственности, вопреки своей очевидной невиновности и правоте, вопреки инстинкту самосохранения, даже после гибели своего конвоира Огарков сам приходит в штаб армии, сам приносит решение трибунала о своем расстреле в нагрудном кармане около сердца.
Что заставляет его это сделать? Древнегреческий философ Сократ объяснил бы это действием некого доброго демона. Кант приписал бы это действию категорического императива. Мы же знаем, что в штаб Огаркова привели верность присяге, верность дружбе и верность совести.
«Суров закон, но закон!» – говорили древние римляне. Еще суровее закон военного времени, решение военного трибунала. Приказ есть приказ. Его надо выполнить, во что бы то ни стало. На этом держится армия и государство. Без этого их просто не будет. В этом выражается верность воинскому долгу, верность своему государству, своей стране.
После гибели Джурабаева Огарков просто не мог не довести дело своего друга до конца. Для него это было долгом дружбы – дружбы, которая сильнее страха смерти. «Крепка, как смерть, любовь» (П.Песней 8:6) – говорит премудрый Соломон. Дружба – это один из видов любви. Это знали уже древние греки. И тем более это знаем мы – христиане.
Верность присяге и дружбе укоренены в верности совести, которая есть глас Божий в сердце человеческом. Судя по всему, даже не зная Бога, еще не веря в Него, Огарков послушался голоса своей совести. И Господь помиловал и вознаградил его за это. Вопреки всему он выжил и дошел до Берлина.
Верность присяге, верность дружбе, верность совести… Благодаря именно этому триединству была достигнута Победа в Великой Отечественной войне.
Два солдата попадают в окружение и выбираются из него. Казалось бы, все это уже было – история не нова. Но
По ходу просмотра поневоле вспоминается классический советский фильм «Служили два товарища» с молодыми Олегом Янковским и Роланом Быковым в главных ролях. Однако от этого желание смотреть фильм вовсе не уменьшается. Во-первых, потому, что это один из «вечных», не стареющих сюжетов отечественного и мирового кинематографа, и, во-вторых, благодаря талантливому режиссерскому решению.
Картина снята в подчеркнуто реалистичной манере с помощью достаточно скромных, порой даже аскетических, выразительных средств. Ее цветовая палитра максимально приближена к черно-белой. Полностью отсутствуют эпические батальные сцены, зрелищные спецэффекты.
Основной акцент режиссёр делает на талантливой игре актеров – Юрия Борисова, Амира Абдыкалыкова, Марии Карповой и др. При этом, сама их игра практически не заметна. Они просто живут на экране – без какой-либо наигранной, нарочито героической патетики. Поэтому им веришь, сам живешь вместе с ними.
Для православных и не только особо хочется отметить отсутствие в фильме «амурных» сцен, даже намека на них. По нынешним временам целомудренный фильм – это большая редкость. От этого влияние картины на зрителя лишь усиливается. Со всей ясностью понимаешь, что война – это время, когда все личное (личная любовь, личные симпатии и антипатии, личные удовольствия) должны отойти на задний план, когда есть вещи поважнее всего этого, когда остается только самое главное – жизнь ради Победы, ради Мира на Земле.
С самых первых минут действие фильма подкупает зрителя своей человеческой правдой и простотой. Смотришь и видишь, что солдаты воюют не ради совершения подвигов, не потому, что хотят стать героями. Об этом на войне никто не думает. Солдаты воюют, чтобы выжить и победить, потому что иначе нельзя. Ведь «на войне как на войне».
Нам показывается война, вернее, одна из бесчисленных военных историй, такой, как она есть
С нечеловеческой жестокостью, непониманием, ранениями, смертями, ложью вражеской пропаганды, нередкой несправедливостью «военно-государственной машины», неразберихой, хаосом и паникой. И одновременно вопреки всему этому – с бесконечным терпением, жертвенностью, героизмом и верностью долгу.
Двое молодых двадцатилетних ребят, два солдата советской армии, приговоренный военным трибуналом за трусость к расстрелу лейтенант Огарков и конвоирующий его рядовой Джурабаев, выбираются к своим из окружения, преодолевая всевозможные испытания и тяготы войны. Выход из окружения одновременно становится для них дорогой от взаимного недоверия, подозрительности и вражды, иногда балансирующей на грани убийства, к настоящей мужской дружбе, к закаленному в боях военному братству.
Приговоренный к смерти, поставленный к стенке лейтенант Огарков в итоге был оправдан, выжил и дошел до Берлина. Рядовой Джурабаев погиб от шального осколка в начале войны.
Сколько таких известных и неизвестных историй было во время войны! Каждая такая история длиною в человеческую жизнь. аждая такая история – отдельная человеческая судьба.
Из бесчисленного множества жизней и судеб таких Огарковых и Джурабаевых и состоит Великая Победа над нацизмом. Наши деды и прадеды шли к победе потому, что любили свои семьи, своих друзей, свои города и села, свои реки и моря, леса и поля, свою землю, свою культуру, свою Родину, свою веру. Любили и «полагали души свои за други своя» (см. Ин. 15:13). В том числе и за всех нас ныне живущих. Поэтому все мы должны быть благодарны за их жертвенный подвиг.