Служба внешней разведки россии (свр рф)

Введение

После завершения Гражданской войны началась полоса дипломатического признания молодого государства. Перед нашей страной стояла задача восстановить разрушенную войной экономику и приступить к мирному строительству. В начале 1921 года в России возник острый внутриполитический кризис, вызванный недовольством крестьянства продразверсткой. Он вылился в восстания крестьянских масс в ряде губерний, в частности, в Тамбовской, где крестьянские волнения получили название Антоновщины.

Под давлением широких крестьянских масс, требовавших введения твердого натурального налога взамен продразверстки, а также в связи с очевидным провалом политики «военного коммунизма» руководство РСФСР принимает на Х съезде РКП(б) в 1921 году курс на так называемую «новую экономическую политику», которая предусматривала отмену продразверстки и системы распределения, допускала существование частного сектора в сельском хозяйстве и промышленности, сдачу предприятий в аренду, иностранную концессию в области добычи полезных ископаемых, свободную торговлю и использование наемной рабочей силы. Это позволило в кратчайший срок наполнить рынок товарами и решить многие экономические проблемы страны, особенно продовольственную.

С изменением политического положения как внутри страны, так и на международной арене, соответственно изменились и функции ВЧК. В частности, исчезла необходимость использования чрезвычайных мер, к которым ЧК прибегала во время Гражданской войны. Поэтому 23 января 1922 года было принято решение об упразднении ВЧК и создании на его базе Государственного политического управления (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел.

В декабре 1922 года был создан Советский Союз, который объединил в едином государстве практически большую часть бывшей территории Российской империи. После образования СССР ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное управление (ОГПУ).

Эта реорганизация не была простой сменой вывески. В отличие от бывшей ВЧК, имевшей право выносить внесудебные приговоры, ОГПУ занималось решением политических задач. А все вопросы, касающиеся сферы деятельности юстиции, решались через органы прокуратуры и суда.

Введение

В 1933 году в Германии установилась фашистская диктатура. Гитлер не скрывал своих захватнических планов в отношении Советского Союза и других стран, выдвигая идею о переделе мира. Так к концу 1933 года в Европе сложился очаг военной угрозы.

В ноябре 1936 года Германия и Япония подписали т.н. «антикоминтерновский пакт», направленный против СССР. Он положил военно-политическому союзу между Германией и Японией. В 1937 году к пакту присоединилась и фашистская Италия.

Правительства США, Англии и Франции,несмотря на очевидную военную угрозу со стороны Германии и Японии, проводили политику умиротворения агрессоров, надеясь натравить Гитлера на СССР и тем самым избежать столкновения с Германией.Особенно характерной в этом плане была политика Англии и Франции, которые с готовностью соглашались с территориальными претензиями Германии в Европе, в том числе с аннексией Данцига,аншлюсом Австрии, оккупацией Чехословакии. Мюнхенская сделка в сентябре 1938 году показала, что Гитлер может рассчитывать на полную свободу рук в Европе в случае, если его военные усилия будут направлены на Восток.

Обострение международной обстановки потребовала перестройки работы внешней разведки, от которой требовалось добывать в сложных условиях информацию о секретных военно-политических планах Германии и Японии.

Система органов внешней разведки

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется (ст. 12 ФЗ о внешней разведке): Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными органами Службы внешней разведки, так и органами внешней разведки, входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Главным разведывательным управлением Минобороны России и органами ФСБ России (схема 26).

Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами.

Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки.

Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. «Об образовании Службы внешней разведки РСФСР». Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР.

В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР. В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ — СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. № 3245–1 «О внешней разведке». 10 января 1996 г. принят новый закон «О внешней разведке», который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы.

Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.

Главное разведывательное управление (ГРУ), являясь органом внешней разведки Министерства обороны РФ, осуществляет разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Полномочия по разведывательной деятельности ГРУ определены Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 (ред. от 09.02.2018). Кадровый аппарат ГРУ, а также его зарубежные резидентуры укомплектованы офицерами, прошедшими подготовку в специальных учебных заведениях военной разведки, включая Военно-дипломатическую академию. Возможности ГРУ используются в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательную деятельность осуществляют также органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности». При этом для органов ФСБ России разведывательная деятельность является одним из основных видов деятельности.

Правовой орган

«Закон о внешней разведке» был написан самим руководством СВР и принят в августе 1992 года. Этот закон предусматривал условия для «проникновения чеков всех уровней правительства и экономики», поскольку он предусматривал, что «карьерные кадры могут занимать должности в министерства, ведомства, учреждения, предприятия и организации в соответствии с требованиями этого закона без ущерба для их связи с иностранными спецслужбами ».

Новый «Закон об органах внешней разведки» был принят Государственной Думой и Советом Федерации в конце 1995 года и подписан тогдашним президентом Борисом Ельциным 10 января 1996 года. Закон уполномочивает СВР выполнять следующие действия:

  1. Проводить разведку;
  2. Реализовать активные меры по обеспечению безопасности России;
  3. Вести военный, стратегический, экономический, научно-технический шпионаж;
  4. Защищать сотрудников российских учреждений за рубежом и их семьи;
  5. Обеспечить личную безопасность российских государственных чиновников и их семей;
  6. Проведение совместных операций с иностранными спецслужбами;
  7. Ведение электронного наблюдения в зарубежных странах.

СВР отправляет президенту России ежедневные дайджесты разведывательных данных, аналогичные президентскому ежедневному бюллетеню, выпускаемому разведывательным сообществом США в США. Однако, в отличие от США, СВР рекомендует президенту, какие варианты политики предпочтительнее.

С 2012 года Президент Российской Федерации может лично отдавать любые секретные распоряжения СВР РФ без согласования с парламентом национального законодательного органа Федерального Собрания, который состоит из Государственной Думы и Совета Федерации .

Участие во внешней политике России

Во время президентства Бориса Ельцина СВР вступила в конфликт с Министерством иностранных дел из- за направления внешней политики России. Директор СВР Евгений Примаков отодвинул на задний план министерство иностранных дел, опубликовав предостережения для Запада не вмешиваться в объединение России с другими бывшими советскими республиками и назвав расширение НАТО угрозой безопасности России, в то время как министр иностранных дел Андрей Козырев просил о другом. Соперничество закончилось решающей победой СВР, когда Примаков заменил Козырева в январе 1996 года и привел с собой ряд сотрудников СВР в МИД России.

В сентябре 1999 года Ельцин признал, что СВР играла большую роль во внешней политике России, чем МИД. Сообщалось, что СВР определила позицию России по передаче ядерных технологий Ирану , расширению НАТО и модификации Договора по противоракетной обороне . СВР также пыталась оправдать аннексию стран Балтии Советским Союзом во время Второй мировой войны, используя выборочно рассекреченные документы.

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки 1918 — 1920

До создания самостоятельной разведывательной службы ВЧК — ОГПУ различные подразделения военных и чекистских органов самостоятельно решали контрразведывательные и разведывательные задачи, формулируя их в зависимости от складывающейся ситуации.
Главная задача, стоявшая перед этими органами, заключалась в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией. При этом чрезвычайные комиссии, в частности, на Дальнем Востоке, давали задания своим сотрудникам и агентуре по проникновению в контрреволюционные организации, в том числе за кордоном.

В годы Гражданской войны возникла необходимость засылки агентуры в сопредельные страны для выяснения планов Антанты и белогвардейцев в отношении России. Пионером в этом деле был Ф.Э.Дзержинский.

В начале 1918 года он лично привлек к секретному сотрудничеству в качестве агента бывшего издателя газеты «Деньги» А.Ф.Филиппова, который доброжелательно относился к советской власти, имел обширные связи среди русских промышленников и располагал неплохими разведывательными возможностями.

По заданию Ф.Э.Дзержинского А.Филиппов неоднократно выезжал в Финляндию для сбора политической информации о положении в стране, планах Финляндии в отношении Советской России, замыслах белой гвардии, настроениях солдатских масс и матросов бывшего царского флота, находившихся в те времена в финских портах.

Вскоре органы ВЧК осуществили вывод другого агента в Турцию. В феврале 1918 года Ф.Э.Дзержинский направил полномочному представителю России в Турции письмо с просьбой оказать ему возможное содействие в выполнении разведзаданий.

Закордонную разведку стали проводить и приграничные чрезвычайные комиссии. Перед ними ставилась задача получения сведений о деятельности зарубежных контрреволюционных организаций, ведущих активную деятельность. На практике же агентурную работу пограничные ЧК проводили лишь в приграничной зоне соседних государств и, в основном, для охраны границ России.

С началом Гражданской войны и иностранной интервенции 6 января 1919 года было принято решение об образовании на базе армейских ЧК Особых отделов для организации агентурной работы за рубежом с целью активизации борьбы с контрреволюцией и шпионажем в армии. Агентурной работой за рубежом занимались оперативные отделения и отделения осведомительной службы, входившие в состав особых отделов.

В целях усиления разведывательной работы за рубежом весной 1920 года в Особом отделе ВЧК создается Иностранный отдел, а при особых отделах фронтов, армий и ЧК некоторых губерний — иностранные отделения. Они приступили к созданию первых резидентур в некоторых иностранных государствах.

В соответствии с инструкцией ВЧК для ИНО Особого отдела, при каждой дипломатической и торговой миссии РСФСР создавалась резидентура. Резидент работал под «легальным» прикрытием в миссии и его как разведчика знал лишь глава учреждения. В помощь резиденту выделялся один или два оперработника. Такие резидентуры позднее получили название «легальных». Резиденту предписывалось «не реже одного раза в неделю» отсылать в Центр сведения в шифрованном виде.

Эта же инструкция предусматривала также создание «нелегальных» резидентур в тех странах, с которыми мы не имели дипломатических отношений. По мере необходимости нелегальные резидентуры создавались и там, где имелись «легальные». В таких случаях для большей конспирации агент нелегальной резидентуры не поддерживал контактов с «легальной» резидентурой ВЧК а имел связь непосредственно с Особым отделом.

Таким образом, внешняя политическая разведка зародилась в недрах Особого отдела ВЧК и оформилась как специальное подразделение к лету 1920 года.

Разное[править | править код]

Службу в СВР проходили:править | править код

заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Борисович Иванов, прошел служебную карьеру от оперуполномоченного ПГУ КГБ СССР в 1981 году до первого заместителя начальника одного из управлений СВР России в звании генерал-лейтенанта в 1998 году; работал за рубежом: 1981-1983 — в должности второго секретаря Посольства СССР в Великобритании (был выслан из Великобритании в составе группы дипломатов по обвинению в шпионской деятельности), в дальнейшем работал в Финляндии и Кении

Уникальная судебная тяжба с СВРправить | править код

  • В 1999-2001 годах бывший кадровый сотрудник ПГУ-СВР Сергей Олегович Жирнов стал единственным в истории внешней разведки СССР и России бывшим сотрудником ПГУ КГБ СССР, который в судебном порядке пытался получить на руки диплом об окончании КИ КГБ СССР и получении квалификации «шпион»..
  • История получила довольно широкий публичный резонанс в России и за рубежом: сюжеты в телепрограммах «Военная тайна» на РЕН-ТВ (с анонсом в газете «Аргументы и факты») и «Скандалы недели» на ТВ-6, публикации Ивана Саса в газете «Сегодня»</ref>, публикации в швейцарском политическом еженедельнике «Hebdo»и во французском еженедельнике Charlie Hebdo, специальная программа по второму каналу французского телевидения France2 в рамках цикла «Целая история», заметка на радио «Свобода» и т.п.

Подробнее о деятельности СВР России

Политическое направление российской разведки. В обязанность сотрудников этого направления входит добывание всяческой информации, касающейся того или иного аспекта политики, проводимой правительствами других стран. Внешнеполитические установки, намерения и проекты законов иностранных правительств интересуют сотрудников данного направления прежде всего. Кроме того, российские разведчики собирают сведения о планах и конкретной деятельности заграничных и международных общественных и политических структур (партии, общественные движения и пр.), а, кроме того, планы, намерения и конкретные дела ведущих зарубежных политиков и общественных деятелей. Разумеется, все это делается в целях обеспечения интересов России;
Аналитическое и научно-исследовательское направление

Здесь обрабатываются, анализируются и обобщаются полученные сведения, готовятся аналитические документы по тому или иному важному вопросу, касающемуся, в первую очередь, всяческих глобальных международных процессов и явлений. После обработки аналитические выводы представляются высшим должностным лицам российского государства;
Экономическое направление

Исходя из названия, основным интересом этой службы является все, что связано с экономикой других стран, зарубежных экономических структур и финансовых институтов. Сотрудников этого направления интересует, что творится на сырьевых рынках, на валютных и на рынках металлов и пр. В задачу экономических разведчиков входит также создание выгодных для России условий, при выполнении которых Россия смогла бы достичь успехов во внешнеэкономической деятельности;
Научно-техническое направление. Здесь сотрудники призваны находить упреждающую информацию о всяческих технических, а также научных новшествах. Первоочередной интерес представляют различные инновации, связанные с изобретением нового вооружения;
Служба внешней разведки. Первая обязанность этой службы состоит в обеспечении безопасного пребывания российских официальных лиц и граждан за границей. Служба внешней разведки противодействует спецслужбам других стран, а также криминальным структурам, которые могут нанести вред стране. В последнее время данная служба противостоит также организованным международным преступным сообществам (наркобизнес, терроризм, незаконное распространение всяческих видов вооружений, торговля людьми и пр.).

Операция «Синдикат-2».

После Гражданской войны за границей России осело большое количество эмигрантов, многие из которых не отказались от вооруженной борьбы против Советской России. Активную борьбу против советской власти вел Борис Савинков, тесно связанный с польской разведкой. В этих условиях ОГПУ приняло решение выманить его на территорию России и арестовать. Была задумана и успешно осуществлена операция «Синдикат-2», в которой активное участие принимал Г.Сыроежкин. Когда на границе был арестован адъютант Савинкова — Шешеня, который шел с заданием восстановить связь с резидентами подпольной антисоветской организации «Союз защиты родины и свободы» в Минске и Москве, Г.Сыроежкин был направлен в Минск с задачей захватить минского резидента, бывшего штабс-капитана Герасимова. С этой задачей он справился успешно.

Сам адъютант Б.Савинкова Шешеня и московский резидент Рекунов, арестованные чекистами, согласились подключиться к оперативной игре «Синдикат-2».

По замыслу В.Р.Менжинского, руководившего операцией, Б.Савинкова нужно было заставить поверить в существование в СССР неизвестной ему солидной антисоветской организации, нуждающейся в опытном и влиятельном руководителе. Была создана легендированная организация «Либеральных демократов». Были получены данные о попытках киевской контрреволюционной организации установить связи с «Либеральными демократами». Профессор Исаченко, считавший Сыроежкина сыном покойного московского фабриканта, уговорил познакомить его с руководителями ЛД.

В это время в Москву прибыл эмиссар Савинкова Фомичев, который должен был проверить сведения о существовании организации ЛД. Была организована встреча Фомичева с Исаченко в номере гостиницы «Новомосковская». Фомичев возвратился за рубеж в полной уверенности в существовании организации «Либеральных демократов».

Вскоре Б.Савинков посылает в Москву своего ближайшего помощника, полковника Павловского с целью проверки деятельности Шешени и его жены А.Зайченок, которая также была перевербована чекистами. В Москве Павловский был арестован.

С целью проверки эффективности легенды существования организации ЛД В.Р.Менжинский направляет Г.Сыроежкина под фамилией Серебрякова в Польшу для передачи польской разведке очередной партии дезинформационных материалов, а для Савинкова — докладную записку Л.Шешени. Однако в Вильнюсе Г.Сыроежкин неожиданно встретил бывшего сослуживца по армии Стржелковского, который его опознал. Г.Сыроежкин был задержан и доставлен в полицию. Г.Сыроежкину удалось убедить полицейских в том, что Стржелковский сводит с ним счеты, и он был отпущен.

Г.Сыроежкин благополучно встретился с капитаном польской разведки Секундой и с Фомичевым, которому передал письмо Л.Шешени для Б.Савинкова. Вскоре Фомичев снова прибыл в Москву с целью очередной проверки деятельности ЛД. Было созвано «совещание» с участием Павловского, Фомичева и чекистов, которые играли роль членов организации.

После этого было принято решение послать вторично Г.Сыроежкина в Вильно с письмами Павловского Савинкову и специально разработанным секретным приказом РККА о проведении маневров вблизи польской границы. Операция вступила в завершающую стадию. В июле 1924 года Федоров и Фомичев прибыли в Париж для встречи с Савинковым. Он принял решение ехать в Москву.

В ночь на 15 августа Савинков и сопровождавшие его люди перешли советско-польскую границу и были арестованы. На следующий день доставлены в Москву.

Операции

Шпионаж

По словам бывшего офицера СВР Кузьминова, с конца 1980-х годов КГБ, а затем и СВР начали создавать «второй эшелон» из «вспомогательных агентов в дополнение к нашему основному оружию, нелегалам и спецагентам». Эти агенты являются легальными иммигрантами, включая ученых и других специалистов. Другой офицер СВР, сбежавший в Великобританию в 1996 году, описал несколько тысяч российских агентов и разведчиков, некоторые из которых были «нелегалами», живущими под глубоким прикрытием за границей.

В период с 1994 по 2001 год в число громких случаев, когда американцы работали в качестве источников («шпионов») в российских агентствах, входили дела Олдрича Хейзена Эймса , Гарольда Джеймса Николсона , графа Эдвина Питтса , Роберта Филипа Ханссена и Джорджа Трофимоффа . Их можно было бы считать двойными агентами, потому что они работали на американские спецслужбы, предоставляя информацию в Россию. Однако они не были российскими «нелегалами», потому что были гражданами США.

Сотрудничество с иностранными спецслужбами

Соглашение о сотрудничестве в области разведки между Россией и Китаем было подписано в 1992 году. Этот секретный договор предусматривает сотрудничество ГРУ ГШ ВС РФ и СВР РФ с Управлением военной разведки Народно-освободительной армии Китая . В 2003 году сообщалось, что СВР РФ готовила иракских шпионов, когда Россия сотрудничала с Саддамом Хусейном . СВР также имеет соглашение о сотрудничестве с охранкой службами некоторых бывших советских республик, такие как Азербайджан и Беларусь .

Убийства за границей

«В советское время СВР — тогда часть КГБ — занималась тайными политическими убийствами за границей». Сообщается, что эти действия продолжаются. В сентябре 2003 года сообщалось, что агент СВР РФ в Лондоне готовился убить Бориса Березовского из бинарного оружия , поэтому Березовскому было срочно предоставлено убежище в Великобритании. Офицеры ГРУ, убившие Зелимхана Яндарбиева в Катаре в 2004 году, по сообщениям, заявили, что поддерживающие их агенты СВР подвели их, не эвакуировав вовремя, поэтому они были арестованы властями Катара.

Бывший агент КГБ Игорь Убийца , предположительно отравивший Александра Литвиненко в 2006 году, якобы был сотрудником СВР. Однако в СВР отрицают причастность к отравлению Александра Литвиненко . Представитель СВР на вопрос Литвиненко заметил: «Дай Бог ему здоровья».

Интернет-дезинформация

По словам старшего офицера СВР Сергея Третьякова , он часто отправлял разведчиков в филиалы Нью-Йоркской публичной библиотеки, где они получали доступ к Интернету, не зная их личности. Они размещали пропаганду и дезинформацию на образовательных веб-сайтах и ​​отправляли электронные письма вещательным компаниям США. Статьи или исследования были подготовлены российскими экспертами, работавшими в СВР. Целью этих активных мер было обеление внешней политики России , создание позитивного имиджа России, пропаганда антиамериканских настроений и «разжигание разногласий и волнений внутри США».

Как можно стать сотрудником СВР

Чтобы стать разведчиком, необходимо окончить специальное учебное заведение – Академию внешней разведки. Требования к будущим разведчикам таковы:

  • Возраст от 22 до 30 лет;
  • Высшее гуманитарное либо техническое образование;
  • Отменное физическое здоровье;
  • Отсутствие троек и «неудов» во время учебы на последнем курсе учебного заведения, где кандидат в разведчики получал высшее образование;
  • Незаурядные способности к иностранным языкам;
  • Прекрасное знание русского языка;
  • Высокая общеобразовательная, научно-техническая, политическая и общекультурная подготовка;
  • Искренний патриотизм;
  • Искреннее и обоснованное желание работать в разведке;
  • Умение логически мыслить как в устной, так и в письменной форме, а также умение внятно излагать мысли на бумаге;
  • Отсутствие психологических сдвигов (экстремизм, авантюризм, религиозный экстремизм).

https://youtube.com/watch?v=53yXTLEhGN0

После прохождения медицинского и психологического освидетельствования, кандидаты на зачисление в Академию предстают перед специальной комиссией, которая в результате собеседования выявляет, насколько хорошо кандидат владеет русским языком, а также каковы его способности к иностранным языкам. По результатам собеседования комиссией выдается заключение, где указаны положительные, а также отрицательные стороны кандидата. Затем кандидат получает советы, как ему лучше устранить его отрицательные свойства, после чего оглашается решение комиссии о зачислении кандидата на обучение в академию, либо кандидату аргументированно отказывают в зачислении.

Итоги деятельности внешней разведки в 20-е годы

Несмотря на сложную для нашей страны международную обстановку, в 20-х годах внешняя разведка добилась серьезных результатов. Наиболее успешной была ее деятельность в Германии и Китае. Берлинская резидентура ИНО ОГПУ вела работу не только в отношении Германии, но и против Англии, Франции, Австрии, Болгарии, Румынии и Чехословакии. Берлинская резидентура сумела проникнуть в руководящие органы контрреволюционных белоэмигрантских организаций, а также правительственные органы и спецслужбы этой страны.

Уже в 1922 году внешняя разведка получила важные сведения о политике Франции в отношении СССР. Ценная информация поступала и о политике США. В добытых материалах подробно освещалась деятельность антисоветских организаций монархистов, Б.Савинкова, разведки Врангеля.

Берлинская резидентура получила также сведения о работе французской разведки в советском Балтийском флоте, которые помогли нейтрализовать эту деятельность. В период работы Генуэзской конференции внешняя разведка получила материалы о готовящихся террористических актах белой эмиграции в отношении членов советской делегации, а также о позиции отдельных европейских стран в отношении признания СССР.

Разведка против Японии и Китая первоначально велась только полномочными представительствами ОГПУ на Дальнем Востоке. В 1923 году создаются резидентуры в Пекине и Харбине. Вскоре они стали получать информацию не только о деятельности белогвардейской эмиграции, но и по Японии и Китаю.

В мае 1921 года при ВЧК был создан 8 спецотдел, в котором имелось 4 отделение во главе с А.Г.Гусевым. Оно занималось «открытием иностранных и антисоветских шифров и кодов и дешифровкой документов». Во главе 8 спецотдела стоял видный государственный деятель Г.И.Бокий. В результате деятельности подразделения по дешифровке иностранной секретной переписки внешняя разведка получила возможность читать документы японского МИД, разведки, других правительственных организаций, а также доступ к секретам ряда европейских стран, в том числе Англии, Франции, Германии.

В 1921-1925 внешняя разведка ОГПУ активно действовала на территории ряда иностранных государств, добилась положительных результатов в решении стоящих перед ней задач и внесла свой вклад в упрочение позиций СССР на международной арене. При этом внешняя разведка приобрела много ценной агентуры, которая в основном работала на идейной основе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector