Блокада ленинграда: кратко для детей
Содержание:
Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады
Ансамбль А.Е.Обранта
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети — особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых — горький отзвук тех страшных дней.
Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта — особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение.
Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив.
Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям.
Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном.
Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
Первая блокадная зима: самое страшное время для ленинградцев
Немцы наступали так стремительно, что эвакуация Ленинграда не была проведена. В наглухо закрытом городе остались старики, женщины, инвалиды, дети – всего более 2 500 000 человек. К этому количеству нужно добавить еще свыше 300 000 жителей пригорода.
С 10.09.41 немецкие войска перешли в масштабное наступление. Артиллерийские обстрелы и воздушные налеты не прекращались практически ни днем ни ночью. Но город не сдавался! Это привело Гитлера в ярость и через 2 недели он направил военачальникам директиву, в которой приказал стереть Ленинград с лица земли. В октябре и ноябре разрушительные атаки усилились. Немцы целенаправленно бомбили продовольственные склады и устраивали пожары в жилых кварталах.
Но не это было самое страшное: уничтожение и так немногочисленных запасов продовольствия вынудило ввести жесткие ограничительные нормы по выдаче хлеба. По Ленинграду уверенно шествовал голод, заглядывая в каждый дом и квартиру. До конца 1941 жители получали самый минимальный хлебный паек за весь период блокады (в граммах):
- трудящиеся в горячих цехах – 375;
- рабочие – 250;
- остальные – 125.
И это был хлеб, испеченный из муки, смешанной с целлюлозой, шелухой и обойной пылью. Люди «таяли» на глазах и умирали целыми семьями.
Рано пришедшие зимние холода вызвали и транспортный коллапс – из-за экономии топлива встал весь общественный транспорт. В городе не было света, тепла и воды. Голод, холод и бомбежки к январю 1942 года унесли более сотни тысяч человеческих жизней. Среди них было практически 6000 детей, не достигших возраста в 1 год.
«Дорога жизни»
К 25.12.41 продовольственная норма была увеличена. Сначала постепенно, затем все более заметно положение со снабжением улучшалось:
- стало выдаваться мясо и его заменители;
- люди вспомнили вкус сахара;
- хлеб пекли из чистой муки и выдавали по 400-600 граммов на человека.
Все это стало возможным, благодаря проложенной по замерзшему Ладожскому озеру «Дороге жизни». Она стала тоненькой ниточкой, связывающей Ленинград с «большой» землей. Практически круглосуточно по ней передвигались грузовые машины, водители которых ежесекундно рисковали жизнью:
- тяжелые машины проваливались под лед;
- автомобильные колонны обстреливала немецкая авиация.
По льду в город везли продовольствие (около 10 тонн), а обратно машины увозили смертельно бледных и худых, но еще живых жителей Ленинграда – детей, женщин и стариков (максимально возможное количество пассажиров за один рейс – 1000 человек). Эвакуация носила стихийный характер, но многие горожане отказывались покидать свои дома. Они свято верили в скорейшую победу.
Ладожское озеро стало не только «Дорогой жизни». По его дну в начале 1942 года в кратчайшие сроки были проложены 3 магистрали:
- телефонная;
- трубопровод;
- линии электропередач.
В городе появилась связь. И пусть нерегулярно, но велись подачи электричества и топлива.
Социальная жизнь осажденного города
Самое поразительное, что даже зимой 1941-1942 годов, когда из 10 человек в живых оставался 1, Ленинград не прекращал свою жизнь:
- работали театры, библиотеки и филармония;
- увеличилось количество громкоговорителей на улицах, которые не смолкали ни на минуту;
- художники рисовали плакаты;
- архитекторы разрабатывали план реконструкции города после победы.
Но даже это не заставило жителей сдать город. Каждый понимал, что нужно стоять до конца.
Можно ли было избежать голода?
Вопрос о том, возможно ли было не допустить ужасающего голода во время блокады в Ленинграде, до сих пор задается историками и самими блокадниками, еще оставшимися в живых.
Есть версия, что руководство страны даже не могло предположить столь длительной осады. К началу осени 1941-го в городе с едой все было, как и везде в стране: были введены карточки, но нормы были достаточно большими, для некоторых людей этого было даже слишком много.
В городе работала пищевая промышленность, и ее продукция вывозилась в другие регионы, мука и зерно – в том числе. Но существенных запасов продовольствия в самом Ленинграде не было. В воспоминаниях будущего академика Дмитрия Лихачева можно найти строки о том, что никакие запасы не делались. По каким-то причинам советские власти не последовали примеру Лондона, где пищей запасались активно. По сути, СССР заранее готовился к тому, что город будет сдан фашистским войскам. Вывозить продукты перестали только в конце августа, после того, как германские части перекрыли железнодорожное сообщение.
Жители города в августе сами начали запасаться продуктами, предчувствуя голод. У магазинов выстраивались очереди. Но запастись удалось немногим: те жалкие крохи, что получилось приобрести и спрятать, очень быстро были съедены потом, в блокадную осень и зиму.
ДОКУМЕНТЫ:
I. Нацистские планы относительно будущего Ленинграда
1. Уже на третий день войны против Советского Союза Германия информировала руководство Финляндии о своих планах уничтожить Ленинград. Г. Геринг заявил финскому посланнику в Берлине, что финны получат «также Петербург, который, все-таки, как и Москву, лучше уничтожить».
2. Согласно записи, сделанной М. Борманом на совещании 16 июля 1941 г. «На область вокруг Ленинграда претендуют финны, фюрер хотел бы Ленинград сровнять с землей, а затем передать финнам».
3. 22 сентября 1941 г. в директиве Гитлера говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
4. Директива германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г.: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Финляндия также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у новой границы».
5. Еще 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город».
6. Из показаний А. Йодля на Нюрнбергском процессе: Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий группой армий «Север», сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ (от 7 октября 1941 года) не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию
II. Миф о «жировавшем» руководстве Ленинграда
В СМИ проходила информация, что в блокадном Ленинграде А.А. Жданов якобы объедался деликатесами, в роли которых фигурируют обычно персики или пирожные буше. муссируется и вопрос о фотографии с «ромовыми бабами», выпекавшимся в блокадном городе в декабре 1941 г. Приводятся также дневники бывших партийных работников Ленинграда, в которых говориться о том, что партийные работники жили почти как в раю.
На самом деле: снимок с «ромовыми бабами» сделан журналистом А.Михайловым. Он был известным фотокорреспондентом ТАСС. Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. В этом же контексте следует рассматривать появление в советской прессе в 1942 году информации о Государственной премии директору московского завода шампанских вин А.М. Фролову-Багрееву, как разработчику технологии массового производства игристых вин «Советского шампанского»; проведении состязаний лыжников и футбольных соревнований в блокадном городе и т.д. Подобные статьи, репортажи, фотографии имели одно главное предназначение – показать населению, что не все так плохо, что даже в жесточайших условиях блокады или осады мы может делать и кондитерские изделия и шампанские вина! Мы будем праздновать победу с нашим шампанским, проводить соревнования! Мы держимся и победим!
Кратко о блокаде Ленинграда
Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.
На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.
Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.
Период осады Ленинграда можно охарактеризовать, как один из самых трагичных моментов за всю историю Великой Отечественной Войны. Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось занять город, перекрыв железнодорожное сообщение со столицей. Вопреки планам руководства фашистских захватчиков, им не удалось молниеносно захватить Ленинград, однако подступить вплотную к городу они смогли.
Последнее железнодорожное сообщение со страной было прервано 30 августа с прорывом вражеских сил на станции Мга. 8 сентября 1941, с захватом города Шлиссельбург, сообщение с городом со стороны суши перестало быть возможным. Остался лишь вариант воздушного сообщения и по Ладожскому озеру. Ленинград был отрезан от страны и вынужден был существовать в тяжелейших блокадных условиях. Ситуация ухудшалась суровой зимой. Температура снижалась до рекордно низких цифр, усугубляя положение осажденных и увеличивая количество смертей.
Дорога жизни
Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в городе на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.
Была установлена норма хлеба – 200 грамм рабочим, 125 – иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% голод и лишения.
Имели место ужасные случаи людоедства, причем голод мог толкать людей даже на преднамеренные убийства. 22 ноября 1941 года считают днем когда запустили легендарную “Дорогу жизни”. Первая колонна грузовиков, состоящая из 60 автомобилей, покинула город, пересекла Ладогу, а затем вернулась в Ленинград уже груженая хлебом. Двигаясь по льду, рискуя провалиться под воду, грузовики везли муку и прочие продукты, давая надежду на выживание огромному количеству жителей осадного города.
Водители стремились сделать больше рейсов, проявляя мужество и героизм во спасение соотечественников. По дороге также проводилась эвакуация жителей, и перебрасывались войска. Просуществовав 152 дня, дорога растаяла, а вновь была создана лишь в декабре следующего года.
Герои у станка
Являясь одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза в довоенное время, Ленинград не остановил работу предприятий и во время блокады. Многие заводы были эвакуированы, но все же производственный процесс продолжался, пусть и в меньших объемах. Голодные и истощенные ленинградцы демонстрировали пример мужества и героизма во благо Родины.
У станков стояли даже дети. Было выпущено сотни танков, тысячи полковых и противотанковых орудий, более 10 тысяч минометов, сотни бронемашин, десятки бронепоездов, миллионы различных снарядов и многое другое. Это была высшая степень патриотизма и самоотдачи. Подвиг ленинградцев увековечен в истории и сердцах новых поколений.
27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.
Никто не забыт и ничто не забыто
Северная столица стала для всей страны примером мужества. Ничто не могло заслонить этого мученического подвига. 1 мая 1945 года в приказе Верховного главнокомандующего именно Ленинград был назван первым городом-героем. Нет в России большей святыни, чем камни Пискаревского кладбища. Там покоятся 500 тыс. блокадников.
Автор цитаты
Блокада_12
Атака десантников. Ленинградский фронт, район Красного села, 19 января 1944 года
Фото: РИА Новости/Борис Лосин
Это слова Ольги Берггольц, поэтессы, которая была собеседницей, утешительницей, вдохновительницей ленинградцев с первого до последнего дня блокады.
Печать блокады навсегда осталась на облике города, который ныне снова носит свое первое имя — Санкт-Петербург. Но слово «Ленинград» даже много лет спустя будут повторять русские люди — с болью и любовью.
Каждое историческое событие — даже такое трагическое — имеет свой смысл, посыл в будущее. Второго Ленинграда в истории современных войн не было. Ни одному городу не довелось выдержать столь жестокую и продолжительную осаду и остаться неприступным. Ни один город не принес для победы такую жертву. История ленинградской блокады стала для нас, для всего мира предупреждением о том, что современную войну уже невозможно воспринимать как продолжение политики другими средствами. В наше время большая война — это смерть. Не затерялся ли, не стерся ли этот урок блокады за 75 лет?
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»
Первые дни
Все началось 8 сентября, когда фашистская армия захватила Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Ленинграда. Расстояние от расположения немецких частей до центра города не превышало 15 км. В пригородах появились мотоциклисты в германской форме.
Тогда это казалось ненадолго. Вряд ли кто-то предполагал, что блокада затянется почти на девятьсот дней. Гитлер, командующий германскими войсками, со своей стороны, рассчитывал, что сопротивление голодного, отрезанного от остальной страны, города, будет сломлено очень быстро. И когда этого не случилось даже спустя несколько недель, был разочарован.
Советское командование также не предполагало такого варианта развития событий. Руководство частей, которые обороняли Ленинград, в первые дни блокады не сообщали о замыкании гитлеровскими войсками кольца: была надежда, что оно будет быстро разорвано. Этого не случилось.
Противостояние, затянувшееся больше, чем на два с половиной года, унесло сотни тысяч жизней. Блокадники и войска, которые не пускали германские войска в город, понимали, для чего все это. Ведь Ленинград открывал дорогу к Мурманску и Архангельску, где разгружались корабли союзников СССР. Всем также был понятно, что, сдавшись, Ленинград подписал бы себе приговор – этого прекрасного города просто не было бы.
Оборона Ленинграда позволила перекрыть путь для захватчиков к Северному морскому пути и отвлечь значительные силы врага с других фронтов. В конечном итоге, блокада внесла серьезный вклад в победу советской армии в этой войне.
Как только новость о том, что германские войска замкнули кольцо, разнеслась по городу, его жители начали готовиться. В магазинах были скуплены все продукты, а в сберкассах со сберегательных книжек – сняты все деньги.
Не все смогли уехать заранее. Когда же германская артиллерия начала вести постоянные обстрелы, что произошло уже в первые дни блокады, покинуть город стало практически невозможно.
В эти дни от одного из снарядов загорелись Бадаевские склады, где хранился стратегический запас продовольствия. Именно это называют причиной голода, который пришлось пережить оставшимся в нем жителям. Но в документах, гриф секретности которых был снят недавно, говорится, что больших запасов и не было.
Сохранить продукты, которых хватило бы на трехмиллионный город, в условиях войны было проблематично. В Ленинграде никто и не готовился к такому повороту событий, поэтому продукты завозились в город извне. Задачи создать «подушку безопасности» никто не ставил.
Это стало ясно к 12 сентября, когда закончилась ревизия продовольствия, которое было в городе: продуктов, в зависимости от их вида, хватало только на месяц-два. Как завозить еду, решалось на самом «верху». К 25 декабря 1941-го нормы выдачи хлеба были повышены.
Ввод продовольственных карточек был сделан сразу – в течение первых дней. Нормы продуктов были рассчитаны исходя из минимума, который не позволил бы человеку просто умереть. Магазины перестали просто торговать продуктами, хотя «черный» рынок процветал. За продовольственными пайками выстраивались огромные очереди. Люди боялись, что им не хватит хлеба.
Массовая эвакуация
В последнее время в некоторых СМИ муссируется информация о том, что основной причиной массовых жертв среди мирного населения стала преднамеренная задержка эвакуационных мероприятий, с целью предотвращения панических настроений. Однако факты говорят об обратном. Первые поезда, вывозившие женщин, детей и стариков, отправились на Восток еще 29 июня, всего через неделю после начала Великой Отечественной войны.
Члены городской комиссии по эвакуации активно вели разъяснительную работу, призывая жителей уехать из Ленинграда в более безопасные регионы. К сожалению, заранее подобные планы не разрабатывались из-за уверенности военного руководства в достаточной обороноспособности. По этой причине первую волну эвакуации нельзя назвать организованной. Кроме того, многие граждане не осознавали реальной опасности и отказывались покидать свои квартиры и дома. В цифрах результаты эвакуации в период с 29 июня до 27 августа в общей сложности эвакуировано 488 703 человека, из них 219 691 детей и 164 320 рабочих и служащих эвакуированных предприятий.
После потери контроля над Кировской железной дорогой возможности эвакуации были существенно ограничены, однако, руководство фронта совместно с управляющими органами осажденного Ленинграда, изыскивало новые способы вывоза людей из блокадного кольца.
Так, уже в октябре был отлажен водный маршрут до новой Ладоги (далее – автомобилями до ж/д станции Волховстрой) и регулярные авиарейсы, вывозившие в первую очередь малолетних детей. После установления ледового покрова заработала дорога жизни, ставшая спасением более чем для полумиллиона человек. По подсчетам историков, в период второй волны, продолжавшейся с 27.09.1941 по 10.04.1942, из Ленинграда было вывезено почти 660 тыс. человек.
Период с мая по октябрь 1942 года относят к третьей волне. По понятным причинам действие ледовой переправы было прекращено; другими возможными путями из города эвакуировано без малого 404 тысячи человек. В общей сложности удалось спасти более полутора миллионов ленинградцев, подавляющее большинство которых – женщины и дети.
К сожалению, спасти удалось далеко не всех. Зачастую, медицина оказывалась бессильна перед крайней степенью истощения. У медиков не было практического опыта по выхаживанию длительно голодавших людей. Естественное желание накормить досыта становилось причиной скоропостижной смерти. Патологические процессы в организме, при длительном голодании, приводили к тому, что качественная, богатая белком и углеводами пища становилась настоящим ядом. Однако медицинским работникам надо отдать должное: если бы не пункты помощи, ленинградцам на протяжении всего маршрута эвакуации, жертв могло быть гораздо больше.
Как всё начиналось
Захват Ленинграда был одной из первостепенных задач «блицкрига». Он был нужен Гитлеру для:
- овладения крупной экономической базой, составляющей в довоенное время 12% промышленного оборота СССР;
- захвата или уничтожения Балтийского военно-морского, а также огромного торгового флота;
- обеспечения левого фланга ГА «Центр», целью которой была Москва, и высвобождения значительных сил ГА «Север»;
- закрепления своего господства на Балтийском море и безопасной поставки руды для нужд Германии из норвежских портов.
Но попытка войти в город с ходу провалилась. Тогда немецкое командование изменило тактику и в течение месяца стягивало войска к линии границ Ленинграда. СССР планировало оборону посредством кораблей Балтийского флота, а для охраны воздушного пространства был подготовлен зенитный корпус. Но гитлеровские части прошли через болота и 15 августа форсировали Лугу, выйдя на оперативный простор непосредственно перед городом. Под их контролем постепенно оказались: Красногвардейск, Шимск, Новгород и Чудово. Захват фашистскими войсками Мги отрезал Ленинград от железнодорожного сообщения.
Основные события блокады Ленинграда
- Первый массированный налет авиации. 1941 год, 8 сентября — понедельник. Казалось бы, обычный день, но его никто никогда не сможет забыть, так как это был день первого массированного авиационного налета на город с участием 30 немецких бомбардировщиков. В этот же день произошло непоправимое: сгорели Бадаевские склады с продовольствием.
- Захват Петродворца. 1941 год, 23 сентября войсками противника был захвачен Петродворец.
- Второй сильнейший налет. 27.09 1941 года произошел второй самый сильный налет на город с участием 197 немецких самолетов. Вообще только за сентябрь этого года было совершено 23 налета.
- Очередное снижение норм продовольствия. Год 1941, 1 октября. Третье по счету снижение продовольственных норм по карточкам: 400 грамм хлеба ИТР и рабочим; служащим, детям, иждивенцам — 200 грамм.
- Прекращение ладожской навигации. К середине ноября 1941 года закрылось судоходство по Ладоге, поставки продовольствия прекратились. К тому же в городе закончилось топливо, перестал ходить транспорт, обессиленные от голода и холода люди были вынуждены добираться пешком до работы.
- Начало функционирования «Дороги жизни». 1941 год, 22 ноября, Ладожское озеро. Этот день положил начало ледовой трассе, названной «Дорогой жизни». Функционировала она почти до конца апреля 1942 года. По ней в осажденный город доставляли необходимые грузы, эвакуировали людей (сотни тысяч человек).
- Оборонный воскресник. 1942 год, 6 сентября. Молодые люди, работающие на предприятиях города, вышли на воскресник. Однако вместе с ними вышли также пожилые люди, чтобы принять участие в строительстве оборонительных преград.
- Сбор собственного урожая. Год 1942, 30 сентября. Более 50 тысяч тонн овощей собрали ленинградцы этой осенью, так как весной жители города умудрились засеять каждый клочок земли. Ими были использованы даже откосы каналов.
- Первое включение электроэнергии для жилых помещений. 1942 год, 26 декабря. С этого дня началась подаваться электроэнергия в жилые помещения. Это был отличный подарок жителям Ленинграда к новому 1943 году. Ведь электроэнергии в блокадном городе не было целый год.
- Частичный прорыв блокады. 1943 год, 18 января. Войсками двух фронтов: Ленинградского и Волховского был взят Шлиссельбург. Также был полностью очищен от немецких захватчиков южный берег Ладожского озера, то есть была частично прорвана блокада города на Неве.
- Увеличение нормы выдачи хлеба. 1943 год, 23 февраля. С этого дня были чуть-чуть повышены нормы выдачи по карточкам хлеба из-за частичного прорыва блокады 18 января.
- Реэвакуация людей. 1943 год, 1 апреля. С этого дня началась постепенная реэвакуация жителей Ленинграда.
- Завершение Мгинской операции. Год 1943, 22 августа памятен завершением Мгинской операцией. Войска Ленинградского и Волховского фронтов не дали фашистам восстановить кольцевую блокаду вокруг города. Однако полностью снять с Ленинграда блокаду им все же не удалось.
- Возобновление работы многих заводов Ленинграда. 1943 год, 31 декабря вновь начали работать многие заводы города на Неве, которые часто подвергались жесточайшим обстрелам.
- Полное снятие блокады. 1944 год, 27 января. Этот январский день ознаменовался знаменательным событием – окончанием 900-дневной блокады Ленинграда, которая была самым трагичным событием за всю войну.