Глубочайшая тайна россии
Содержание:
Успехи и неудачи
Ближе к концу Русско-японской войны во Владивостоке находилось уже 13 подводных лодок.
К уже находящимся во Владивостоке субмаринам к сентябрю 1905 года присоединились подлодки «Щука», «Бычок», «Плотва» и «Палтус». Большинство подлодок флотилии постоянно находились в ремонте, но благодаря усилиям экипажа и командиров как минимум две субмарины всегда были готовы выйти в море.
Подводники постепенно приобретали бесценный опыт, совершая все более смелые походы. Даже в таких труднейших условиях отряд подводных лодок выполнял поставленные командами задачи.
21 февраля отряд выполнил первый боевой выход на поиски неприятеля в акватории залива Петра Великого.
13-16 марта ПЛ «Дельфин» выходила к острову Аскольд. 9 апреля «Касатка» совершила семидневный поход к берегам Кореи.
Командование, понимая, что Япония, купив несколько подводных лодок Голланда, может направить их к Владивостоку, по предложению капитана дальнего плавания Розена изготовило специальную сеть и установило ее при входе на Владивостокский рейд в проливе Босфор Восточный. Сеть поставили и у минных заграждений в Амурском заливе, причем позднее на сети навесили подрывные патроны, а некоторые мины установили на глубине, опасной для находящихся под водой подлодок неприятеля.
ПЛ во Владивостоке. 1905 г. Фото «Летопись войны с Японией 1904-1905 гг.». Фото: предоставлено А.М.Буяковым
Лодки занимались стрельбами и погружениями, производили учебные атаки. Одновременно их личный состав знакомился с береговой чертой, испытывался ресурс живучести субмарин. Так, 8 мая «Скат» погрузилась и пробыла на дне 5 часов. «Сом» провела в море 8 суток, из них под водой 16 часов, но подряд не более полутора.
Интенсивность использования лодок нарастала, и они все больше времени проводили в море, но встреч с противником не было.
Отсутствие реального результата в виде уничтоженных кораблей, отсутствие опыта и непонимание специфики подводных сил приводили к досадным неприятностям и авариям.
Наиболее серьезная авария произошла 5 мая 1905 года на «Дельфине». При вентилировании лодки для удаления паров бензина произошел взрыв, и лодка затонула. «Дельфин» медленно погрузился кормой вперед в воду на глубину 14 метров. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки. В результате аварии погиб один человек. Когда подлодку начали поднимать произошел новый взрыв гремучих газов – лодку снова притопили. Взрывы повторялись и при последующих попытках поднять субмарину. Когда же это все-таки удалось сделать, выяснилось, что подводному судну нужен капитальный ремонт. Он закончился лишь в конце года после окончания войны.
Первая подводная лодка России «Дельфин». Фото: предоставлено А.М.Буяковым
Калитка в бездну
В том же отчете указан еще один контракт, опять между «Рубином» и Севмашем, но уже на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Строительство ПЛА СН». Речь идет о подводной лодке проекта 09852, она же бывшая АПЛ проекта 949 «Белгород», перестраиваемой в интересах ГУГИ в носитель неких подводных аппаратов, вероятнее всего, атомных глубоководных станций. Номера проектов «Хабаровска» (09851) и «Белгорода» (09852) различаются всего на единицу.
Наименование «Калитка», указанное в годовом отчете Севмаша, долгое время ассоциировалось с уже указанной чуть выше глубоководной станцией проекта 10830-10831 «Лошарик» (считалось, что такое название носит сам комплекс, состоящий из АГС и ее лодки-носителя). Завеса секретности над строительством «Хабаровска», столь характерная для всего, связанного с деятельностью ГУГИ, совпадение с номером проекта «Белгорода» плюс название «Калитка» – все это подводило к тому, что в России создается еще одна атомная глубоководная станция. Но оказалось куда неожиданнее.
Вначале о том, что удалось узнать. Во-первых, на закладке «Хабаровска» не было ни одного представителя ГУГИ. Во-вторых, до недавнего времени ни одна АГС не имела названия, тем более что сам Хабаровск – это город воинской славы и скорее всего название было бы присвоено или ракетоносцу, или ударной АПЛ. Ну и, в-третьих, не нашлось ни одного подтверждения того, что наименование «Калитка» хоть как-то связано с «Лошариком».
Однако загадочная «Калитка» уже упоминалась в открытых источниках в связи с еще одной тайной российского ВМФ – дизельной подводной лодкой проекта 20120 «Саров», чья история не менее интригующа, чем «Хабаровска».
Единственная заложенная по проекту «Сарган» в 1988 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде подводная лодка Б-90 должна была быть передана флоту еще в 1993 году, но в 1998-м при готовности всего 40% она была законсервирована. В 2003 году достройка ПЛ возобновилась, но уже в 42-м цехе Севмашзавода – по обновленному проекту 20120, а 26 мая 2007-го приказом № 025 главкома ВМФ лодке присвоили имя «Саров».
О новой лодке долгое время не было известно вообще ничего. Проект случайно рассекретил сайт администрации города Сарова, где сообщалось, что 6 сентября 2007 года состоялась встреча главы города с командиром подводной лодки капитаном первого ранга Сергеем Крошкиным. Также впервые были озвучены номер проекта, название лодки и указаны некоторые тактико-технические характеристики.
Высказывалось предположение о том, что на «Сарове» испытывается новейший ядерный реактор. Впервые версия о новом реакторе появилась в материале «Нижегородской деловой газеты», где в марте 2007-го в выпуске, посвященном юбилею Опытного конструкторского бюро машиностроения им. И. Африкантова, главного разработчика энергетических установок для АПЛ, сообщалось, что в 2006 году в ОКБ разработан проект новой АПЛ «Калитка», на который устанавливается принципиально новая ППУ (паропроизводящая установка) КТП-7И «Феникс».
Подтверждения того, что на «Сарове» испытывалась именно указанная ППУ, мы пока не нашли. Описания установки в открытом доступе нет. Зато есть версии того, что такое КТП-7И «Феникс».
Скорее всего, речь идет о дальнейшем развитии моноблочных реакторов с доведением срока службы их активной зоны до 30 лет и более, что позволит использовать их без перезарядки в течение всего жизненного цикла АПЛ. По этому пути, к слову, идут все зарубежные разработчики аналогичной техники.
Возможно, новая установка основана на принципе так называемого кипящего реактора и призвана заменить сегодняшние водо-водяные реакторы. Если удастся решить ряд конструктивных трудностей, связанных с разработкой подобной ППУ, в частности с обеспечением радиационной безопасности, то заказчик получит одноконтурный реактор, гораздо более эффективный и компактный, нежели ныне используемые разработки. Однако такая ППУ потребует для АПЛ разработки не только принципиально новой главной энергетической установки (ГЭУ), но и всей электрической системы.
Итак, подведем краткий итог рассуждений: с большой долей вероятности «Хабаровск» не атомная глубоководная станция, а ОКР по созданию АПЛ с принципиально новой ППУ и ГЭУ. Фактически Севмаш и ЦКБ «Рубин» уже строят атомную подводную лодку пятого поколения, что отчасти подтверждается словами главкома ВМФ, прозвучавшими на форуме «Армия-2015».
Задача поставлена
Да, именно эти семь субмарин были первыми на Дальнем Востоке. Да что там — первыми во всей России! Владивосток вписал себя в историю как колыбель российского подводного флота.
Отряд миноносцев продолжал прирастать новыми единицами.
В начале 1905 года во Владивосток железной дорогой прибыла еще одна субмарина американского производства — «Осётр» (ранее — Protector), но спуск ее на воду и ввод в состав отряда миноносцев произошел только в июне. 7 июля 1905 года во Владивосток прибудет еще одна «американка» — «Кефаль», но на воду ее спустят только 5 августа.
Подводная лодка «Кефаль» в Золотом Роге. Фото: портал «Старый Владивосток»
Пока же в боевом строю отдельного отряда действовали семь субмарин.
Базой для них была выбрана удобная, хорошо укрытая от волн, бухта Улисс в окрестностях города. В бухте были построены небольшие временные ремонтные мастерские и казармы для личного состава. Нередко, особенно зимой, гостили субмарины и в редко замерзающем Золотом Роге, откуда выводились на учения ледоколом «Надежный». Не раз вместе с ними за ледоколом следовали крейсера владивостокского отряда, чтобы отработать задачи по совместным действиям при нападении противника.
ПЛ «Сом» во Владивостоке. Фото: портал «Старый Владивосток»
29 января 1905 года во Владивостоке на крейсере «Громобой» состоялось секретное совещание.
Председательствовал на нем начальник отряда крейсеров, контр-адмирал Иессен, доклад делал лейтенант Плотто. На совещании обсуждали план активного применения пока только двух испытанных лодок совместно с миноносцами в районе Цугарского (Сангарского) пролива. Совещание приняло два варианта возможного применения субмарин, причем оба носили наступательный характер и предусматривали операции по нарушению японского судоходства в Корейском проливе.
По первому предполагалось, что, используя промежуточную базу в бухте Ольга, в которую перейдет также и один из транспортов, подлодки, по возможности, на буксире у миноносцев, будут подведены к берегам Японии, откуда самостоятельно проникнут в японские порты и атакуют их.
По второму — все боеготовые субмарины идут на буксире миноносцев к корейским берегам, пополняя запасы с приданного парохода. Базируясь на порт Шестакова, лодки будут вести операции против судоходства в Корейском проливе. Первый план предлагалось привести в действие по получении торпед лодкой «Сом», второй — по готовности всех подлодок.
Подготовка масштабных операций наступательного характера была смелым и решительным шагом, но не соответствовала уровню подготовки экипажей и техническому состоянию подлодок того времени.
По этим причинам оба плана не были претворены в жизнь. Никто реально не представлял, на что способны лодки и как они должны действовать. Опыт пробного плавания субмарин в заливе Петра Великого показал, что они «слишком малы для непрерывного крейсерства в открытом море».
Учитывая это, перед командирами подлодок ставилась другая, не менее важная задача — оборона порта Владивосток и прибрежных районов от набегов японского флота. Такой случай представился совсем скоро.
То, что лежит на поверхности
Думаю, многие из вас видели этот ролик. Мы видим, как подводная лодка выпускает «Посейдон», который, двигаясь на большой глубине, либо на фоне дна, снизу атакует противника.
Почему снизу. Тут все просто. Прочный корпус робота позволяет ему двигаться на больших глубинах, на которых ни одно современное американское оружие «работать» не способно. Дело в том, что штатная американская торпеда Мк-48 самых последних модификаций способна работать на глубинах до 800 м и развивает скорость 55 узлов. Российский «Посейдон» способен во время атаки двигаться со скоростью 100 узлов, а во время следования подныривать под любую рабочую глубину американских систем вооружений. А значит, перехватить его невозможно. Причем, даже в теории и любой перспективной модернизацией этой или какой-либо другой торпеды..
Но есть в этом ролике и еще кое-что интересное. Причем, как по мне гораздо более интересное.
Дальнейшая судьба 13 первых подводных лодок Владивостока
ПЛ «Форель»(Германия) — после затопления в 1910 году была поднята, но в строй больше не вернулась. Скорее всего, была разобрана на металлолом.
ПЛ «Касатка» (Россия) — после убытия из Владивостока участвовала в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1925 году разобрана на металлолом в Баку.
ПЛ «Скат» (Россия) — в составе Черноморского флота участвовала в Первой мировой войне. В апреле 1919 года затоплена близ Севастополя англичанами.
ПЛ «Налим» (Россия) — в составе Черноморского флота участвовала в Первой мировой войне. В апреле 1919 года затоплена близ Севастополя белогвардейцами.
ПЛ «Фельдмаршал граф Шереметьев» (Россия) — в августе 1917 года получила имя «Кета». С 1918 года хранилась в порту Петрограда, в 1924 году во время наводнения затонула у стенки. Была поднята и разделана на металл.
ПЛ «Сом» (США) — погибла в Аландском море при подводном столкновении со шведским пароходом «Онгерманланд» 10 мая 1916 года.
ПЛ «Дельфин» (Россия) — в июне 1916 года перевезена в Мурманск, в августе 1917 года исключена из списков кораблей, в 1920-х годах корпус «Дельфина» был разделан на металл.
ПЛ «Осётр» (США) — в июле 1913 года ПЛ «Осётр» была выведена из боевого состава флота, а в августе — исключена из списков кораблей. В 1922 году была разделана на металл.
ПЛ «Кефаль» (США) — в апреле 1916 года «Кефаль» была выведена из боевого состава флота, исключена из списков кораблей, была сдана порту для разборки. Хранилась, пока в 1922 году не была разделана на металл.
ПЛ «Щука» (Россия) — с 1914 года служила в Одессе, Николаеве, Петрограде, Ревеле. 24-25 февраля 1918 года в разобранном виде была захвачена в Ревеле немецкими войсками, после чего вывезена и разделана на металл.
ПЛ «Плотва» (США) — 11 ноября 1913 года «Плотва» была выведена из боевого состава флота, 16 ноября исключена из списков кораблей, 10 марта 1914 года была сдана порту для разборки. В 1922 году была разделана на металл.
ПЛ «Палтус» (США) — 11 ноября 1913 года ПЛ «Палтус» была выведена из боевого состава флота, 16 ноября исключена из списка кораблей Сибирской флотилии, 10 марта 1914 года была сдана порту для разборки. В 1922 году был разделана на металл.
ПЛ «Бычок» (США) — 11 ноября 1913 года ПЛ «Палтус» была выведена из боевого состава флота, 16 ноября исключена из списка кораблей Сибирской флотилии, 10 марта 1914 года была сдана порту для разборки. В 1922 году была разделана на металл.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала председателя Общества изучения Амурского края Алексея Буякова.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Субмарина «Хабаровск» будет нести шесть «Посейдонов»
Кадр из видео пресс-службы МО РФ
Второй штатный носитель подводных необитаемых аппаратов «Посейдон» – атомную подлодку «Хабаровск» (проект 09851) – спустят на воду весной 2020 года, флоту субмарину планируется передать в 2022 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. «Боекомплект «Посейдонов» на «Хабаровске», – отметил источник, – составит шесть аппаратов».
Подлодку «Хабаровск» заложили на «Севмаше» в июле 2014 года. Субмарина, как и первый носитель подводных необитаемых аппаратов «Посейдон» – атомная подлодка проекта (АПЛ) 09852 «Белгород», разработана в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург). О технических данных АПЛ на данный момент ничего неизвестно.
Атомный подводный ракетоносец «Белгород» проекта 09852 изначально строился по проекту 949А. В 2012 году его корпус перезаложили по новому проекту, уже без пусковых установок для крылатых ракет». Завершение строительства «Белгорода» ожидалось до конца 2020 года. 23 апреля этого года «Белгород» вывели из эллинга, чтобы спустить на воду. Предполагается, что его передадут ВМФ в конце 2020 года.
Создаваемые в РФ аппараты «Посейдон» имеют атомную энергетическую установку и способны идти на глубине более 1 км на неограниченную дальность. «Ядерная установка имеет уникально малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооружённость, – отмечал президент Владимир Путин. – При объёме в сто раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим, то есть на максимальную мощность».
Подводные беспилотники могут вооружаться ядерной боевой частью. О «Посейдоне», который еще называют «Царь-торпедой» или «Оружием Судного дня» (Оружие Судного дня Владимира Путина), известно так же мало, как и об его носителях. Известно только, что работа над ними велась с 90-х годов прошлого века, затем была заморожена, но затем снова возобновлена.
Подводный беспилотный аппарат «Посейдон», как утверждается, сможет самостоятельно обходить любые системы защиты противника и нести заряд в две мегатонны. Сообщалось, что флот получит четыре носителя этих суперторпед, совокупный боезапас составит 32 единицы. Главные цели – военно-морские базы США (и другого вероятного противника). В феврале министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что морские полигонные испытания беспилотного подводного аппарата «Посейдон» успешно завершены.
Куда пропали два недостроенных «антея»
Думаю, вы обратили внимание, на то, какая лодка запускала «Посейдон». Да, это старый добрый «Антей» проекта 949А
И вероятнее всего не К-329 «Белгород», так как он предназначен под гораздо более существенную модернизацию, а потому и выглядеть будет несколько по-другому.
Причем, место под «Посейдон» у лодки на ролике выделено вместо двух верхних 650-мм торпедных аппаратов и отсека, где хранится их боекомплект. Что очень логично. И тем самым старые добрые «антеи» вновь станут теми самыми «убийцами авианосцев», которыми их и создавали 25-30 лет назад.
А теперь давайте поразмышляем на тему что из себя представляет заложенная в 2014 году АПЛ «Хабаровск» проекта 09851, которая и должна по данным МО России быть носителем «Посейдона». Очевидно, что это не новая торпедная и относительно небольшая «Хацки», разработка которой к тому же еще продолжается, либо была завершена после закладки. Да у нее к тому же просто банально внутреннего объема для этого не хватит. Ну разного класса это лодки и под разные задачи заточены.
Также нет смысла разрабатывать под «Посейдон» новый тип лодки. Да, это было бы круто, но и баснословно дорого. А в данном случае и нерентабельно, так как у России есть очень неплохой задел.
Вот по состоянию на лето 2011 два таких «задела». Это недостроенные и выведенные из достроечного цеха лодки К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул» проекта 949А. В конце 2012 года было объявлено, что они будут порезаны на металл. Но гнетут меня «смутные сомнения», что в этой истории не так все просто. С учетом известных на сегодня фактов можно предположить, что хотя бы один из кораблей, стал основой для перезкладки на «Севмаше» АПЛ «Хабаровск».
Что говорит в пользу этой версии.
Момент первый. С момента принятия решения об утилизации до закладки новой лодки прошло чуть более года. Кстати, утилизация такого корабля вопрос не одного дня. Обычно для этого необходимо минимум год, а то и более. Причем значительная часть времени нужна для подготовки. Я не присутствовал на «разделке», да и информации об этом в сети, кроме самого якобы факта нет. Между тем их систершип «Белгород», прошел процедуру перезакладки в конце 2012 года. А до этого его тоже… планировали разрезать. А если учесть необходимость создания пелены секретности на тот момент, то логика в поступках четкая. Очень легко было состыковать в инфополе разрезку «Красноярска» и закладку «Хабаровска».
Момент второй. Проекты по переоборудованию «Белгорода» и строительства «Хабаровска» отличаются на «единицу». 09851 и 09852. Само по себе это не доказательство, но с учетом того, что переделки во многом схожи можно предположить, что и проводиться работы будут на однотипных кораблях. Но давайте поглядим на ролик еще раз. Перед нами лодка проекта 949А. Хотя не исключу, что это «Белгород». И тем не менее.
Момент третий. Это в конце концов логично и экономически выгодно. И именно этой логикой на сегодня всегда руководствовалась российская оборонка при работе над своими проектами во времена правления Владимира Путина. Представьте, только, что ради ввода в строй программы «Посейдон» необходимо не только разработать сам аппарат, но и новую лодку. А еще надо построить их в некотором количестве. И это при том, что есть три готовых корпуса лодки и еще восемь штук в строю, которые вполне устраивают заказчика в качестве носителя. А сама переделка при этом не будет стоить очень дорого и ее можно будет совместить с очередным ремонтом и модернизацией субмарины. И самое главное, что новое оружие по сути дополняет имеющийся на лодке арсенал и служит выполнению одной и той же задачи, для которой данная лодка и создавалась.
Почему же российская оборонка потратилась на два проекта вместо одного также понятно. Минимум одна лодка нужна для аварийных эвакуаций «Посейдонов». Но так как содержать только ради этого «Белгород» очень накладно, было решено его сделать универсальным кораблем и предполагается использовать его для выполнения многих вспомогательных задач в интересах ВМФ России.
А это значит, что «Хабаровск» может стать просто головной лодкой проекта 09851, под который со временем могут переделать еще некоторое количество «антеев». Они получат на вооружение «Цирконы», «Посейдоны» и …не исключено морской вариант ядерной крылатой ракеты. В этом случае они станут не только настоящей грозой американского флота, но и фактически стратегическими лодками, которые не подпадают под действие соглашений по ограничению стратегических наступательных вооружений. Причем, стоить это будет российскому бюджету относительно недорого.
Юрий Подоляка — Насправдi
Дотянуться до США
Эта история началась 12 сентября 1952 года, когда председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». За нейтральным термином «объект» скрывалась К-3 — первая советская подводная лодка с атомным двигателем.
Международная обстановка была крайне напряженной — вовсю раскручивался маховик Холодной войны. Объединенный комитет начальников штабов в США утвердил на случай начала открытых боевых действий план «Дропшот» — операцию, предусматривающую нанесение американскими стратегическими бомбардировщиками массированных ядерных авиаударов по советской территории. Воспрепятствовать этому мог лишь советский удар возмездия. Точнее — его неизбежность в случае, если бы Советский Союз получил возможность «дотянуться» до территории США.
Проблема была в том, что ядерное оружие у СССР уже было, а вот надежных средств его доставки на Североамериканский материк не имелось. Теоретически немногочисленные советские дальние бомбардировщики могли бы долететь до побережья США. Но, во-первых, топлива «сталинским соколам» хватило бы только «в один конец», а во-вторых, многочисленные американские РЛС и реактивные истребители F-86 заведомо превращали подобную акцию в неосуществимую. Альтернативой «налету самоубийц» могли бы стать советские межконтинентальные баллистические ракеты, но первая из них — Р-7 Сергея Королева — находилась еще на стадии эскизного проекта.
Все эти обстоятельства и натолкнули высшее политическое руководство СССР на весьма нетривиальную идею. По ней носителем ядерного оружия должен был стать тот самый «объект 627», а средством доставки ядерной боеголовки… Нет, не ракета, а ядерная суперторпеда, которой предполагалось атаковать Североамериканский материк. Атомный двигатель должен был позволить подлодке месяцами скрытно патрулировать рядом с побережьем США.
После получения приказа нанести удар возмездия субмарина должна была приблизиться на 40 км к берегу и выпустить по американской военно-морской базе или расположенному на берегу крупному городу гигантскую торпеду. Неподалеку от цели специальный механизм суперторпеды привел бы в действие термоядерный заряд мощностью 100 мегатонн, что имело бы для береговой инфраструктуры противника фатальные последствия.
…Сначала где-то далеко в океане, у самого горизонта, вспухли невиданных размеров паровые пузыри. Затем из них в небо вырвались быстро растущие султаны ядерных взрывов. Светового излучения не было — вода поглотила свет и тепло. Но подводная ударная волна породила мегацунами.
Стена воды, добравшаяся до мегаполиса на берегу, снесла его до основания, уничтожила находившиеся неподалеку военные базы и аэродромы, после чего покатилась дальше вглубь материка. Обрушившийся на землю воздушно-капельный поток принес с собой такую дозу радиации, что если бы в зоне поражения остался хотя бы один работающий счетчик Гейгера, его бы зашкалило. Но такого счетчика, как и вообще чего-либо целого или живого, на удалении в десятки километров от береговой черты не осталось…
Примерно так западные аналитики описывали гипотетическое применение советской ядерной суперторпеды. Словом, это было бы настоящее оружие Судного дня, беспощадное и неотразимое. В советских документах проект суперторпеды получил название Т-15.