Атомные gодводные лодки проекта 949а антей
Содержание:
Достоинства и недостатки
С появлением высокоточных баллистических ракет стратегического назначения стационарные пусковые шахты стали терять позиции в вопросе нанесения гарантированного ответного удара. Атомные подводные крейсеры проекта 941 создавались с целью восстановления данного потенциала.
Достоинства подлодок «Акула» представлены тремя ключевыми аспектами:
- возможность несения службы в Арктике, включая подледные шельфы;
- тяжелые Р-39, не имеющие аналогов среди переносимых стратегических ракет;
- повышенная безопасность и живучесть экипажа и подлодки ввиду конструктивной компоновки.
Появление таких крейсеров на вооружении советского флота подтолкнуло США к подписанию договора ОСВ-2. Именно данные лодки обеспечили паритет мировых держав в Холодной войне, их фото до сих пор внушают уважение и страх перед возможной ядерной войной.
Недостатки проекта 941 имеют спорные основания. Высказываются претензии к размерам, вызванным низким качеством твердого топлива Р-39, ходовым свойствам и управляемости подлодки, шуме, высокой стоимости. В современной аналитике бытует мнение, что для СССР важнее было показать масштаб и мощь, чем практическую эффективность и целесообразность.
Однако сравнение ТТХ с зарубежными и отечественными аналогами показывает, что большая часть этих претензий не имеют существенных оснований. Определенные проблемы с уровнем шума и стоимостью действительно существуют, однако они находятся в допустимых пределах с поправкой на время разработки и соразмерность.
В боевых условиях корабли проекта 941 не применялись. Основное их участие — патрулирование в арктических водах, участие в испытаниях. В 1987 ТК-12 осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику со сменой экипажей. В 1997 в ходе испытаний Северного флота с борта ТК-20 осуществлен залповый пуск 20 ракет Р-39.
Начало создания
В 1960-х годах советские конструкторы работали над двумя взаимосвязанными друг с другом проектами. Сотрудники ОКБ-52 занимались новым ракетным противокорабельным комплексом, предназначавшимся для уничтожения вражеских корабельных соединений, а рабочие Центрального конструкторского бюро «Рубин» проектировали подводный ракетоносец третьего поколения. Его в дальнейшем планировалось использовать в качестве носителя для нового ракетного комплекса. Военные нуждались как в мощном и очень эффективном средстве, способном уничтожать вражеские корабельные группы, так и в подводной лодке, имеющей высокие показатели скрытности и глубины погружения. В дальнейшем после проведения модернизации ряда субмарин эти качества объединят в себе подводные лодки класса «Антей».
История создания
После Второй Мировой войны окончательно стало ясно, что основная сила на море — авианосцы, поэтому в разгар Холодной войны встал вопрос о борьбе с авианосными соединениями потенциальных противников, особенно после появления у США авианосцев типа «Нимиц».
В 1969 году ВМФ СССР выдал задание по разработке новых ракетных комплексов и их носителей для уничтожения подобных соединений, это привело к созданию универсальных противокорабельных ракетных комплексов «Гранит», под которые и проектировались подводные лодки проекта 949 «Гранит». Для улучшения наведения ракет на цель также была спроектирована система морской космической разведки и целеуказания «Легенда».
Проектированием подлодки занималось ЦКБ «Рубин», широко используя наработки по подводной лодке К-222 «Анчар».
После создания первых подлодок проекта 949, было решено модернизировать ее за счет:
нового отсека, улучшавшего внутреннюю компоновку систем вооружения; понижения уровня демаскирующих полей и установки более совершенного оборудования.
Подводные лодки проекта 949А «Антей»
Ракетные подводные крейсера (РПК) проекта 949 и 949А имеют подводное водоизмещение около 18 000 т. (в некоторых источниках указывается цифра – 24 000 т.), оснащены ядерной силовой установкой и являются одними из новейших подводных лодок Российского флота. Основным оружием являются ПКР «Гранит», расположенные в 24 пусковых установках (ПУ). Основным предназначением этих лодок является нанесение ударов по корабельным соединениям противника (прежде всего, конечно, по авианосным ударным группам ВМС США).
Как и остальные российские подводные лодки, РПК проекта 949, 949А конструктивно имеют двухкорпусную архитектуру – внутренний прочный корпус и внешнюю гидродинамическую оболочку (американские субмарины имеют одиночный прочный корпус, с дополнительными гидродинамическими обтекателями, например обтекатель гидролокатора). Расстояние в 3,5 м. между внутренним и внешним корпусами обеспечивает существенный запас плавучести, и живучесть при попадании торпед.
Считается что эти подводные лодки маневрируют на небольшой скорости, хотя силовая установка позволяет развивать им скорость подводного хода до 30 узлов для того чтобы догонять и занимать нужную позицию по отношению к цели. РПК проекта 949А примерно на 10 м. длинее первых двух кораблей проекта 949. Возможно это увеличение размеров было использовано на размещение более малошумной силовой установки и более совершенных электронных систем. РПК проекта 949А отличается также рулями большей площади, что должно улучшить маневренность под водой.
Вооружение
На протяжении средних отсеков в боковых контейнерах вне прочного корпуса находятся 24 ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит», являющиеся главным оружием лодок. Контейнеры наклонены вперёд от вертикали на угол 40-45° и попарно закрываются двенадцатью крышками-обтекателями, составляющими часть лёгкого корпуса. Торпедное вооружение представлено шестью носовыми торпедными аппаратами: 2×650 мм и 4×533 мм. В боезапас входят 8-12 ракето-торпед и торпед калибра 650 мм и 16 торпед калибра 533 мм.Модернизация В декабре 2011 года РИА Новости ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщила, что в ЦКБ «Рубин» разработан проект модернизации. Планируется замена ракет «Гранит» на более современные «Оникс», а также оснащение подводных лодок ракетным комплексом «Калибр». Планируется модификация пусковых контейнеров, без переделки корпуса. Замена вооружения АПЛ с СФ будет производиться на , а ТФ — на
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 14 700 т |
Водоизмещение полное | 24 000 т |
Длина | 154 м |
Ширина | 18,2 м |
Осадка | 9,2 м |
Силовая установка | 2 реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт суммарная номинальная мощность 98 000 л. с. |
Скорость надводная | 15 узлов |
Скорость подводная | 32 узла |
Рабочая глубина | 500—520 м |
Предельная глубина | 600 м |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 130 человек |
Вооружение | |
Ракетное вооружение | 12 спаренных ПУ ПКР комплекса П-700 «Гранит» всего 24 ракеты ЗМ-45 |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 650-мм и 4 × 533-мм ТА всего 28 торпед |
Достоинства и недостатки
Основным преимуществом как «Барракуды», так и «Кондора» является их скрытность. Достигнута она в первую очередь за счет снижения уровня шума, создаваемого механизмами подводной лодки. Кроме того, большое значение имеет и «размагничивание», обеспеченное использованием титановых сплавов. Состав комплекса вооружения также неплох, особенно на лодках проекта 945А.
Динамические характеристики превосходны и никаких нареканий не вызывают. Главный минус обоих проектов – это очень высокая стоимость изготовления титанового корпуса. Именно этот фактор сделал АПЛ «Щука-Б», которые очень близки по своей конструкции к «Барракудам», куда более многочисленными – ведь они сделаны из сравнительно дешевой стали.
АПЛ «Кострома» проекта 945 на своей последней стоянке
Кроме того, бортовое электронное оборудование лодок проектов 945 и 945А сегодня выглядит уже устаревшим. Его бы следовало заменить еще в начале «нулевых», а сейчас перспективы дальнейшей модернизации выглядят довольно туманно, если не полностью безнадежно.
История создания
Предпосылки к созданию
После начала строительства в 1968 году в США авианосцев типа Nimitz и принятия на вооружение ВМС США новых самолетов палубной авиации — Grumman F-14 Tomcat и Grumman E-2 Hawkeye, рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосных соединений значительно расширился достигнув 450-500 км. Оснащение новых авианосцев противолодочными самолетами Lockheed S-3 Viking, а кораблей охранения противолодочными вертолетами, гидроакустическими и управляемыми ракетными комплексами существенно увеличило и их противолодочный потенциал. В результате чего возможности советских АПЛ с крылатыми ракетами проекта 675 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения этих группировок. Требовалось создать новый, значительно более мощный и дальнобойный ракетный комплекс с подводным стартом, обеспечивающий нанесение подводных массированных ударов по кораблям со значительных дистанций с возможностью выбора поражаемой цели.
Под новый комплекс нужен был и новый носитель, который может из подводного положения осуществлять залповый огонь 20–24 ракетами, данная концентрация средств поражения по расчетам может «пробить» противоракетную оборону перспективного авианосного соединения. Кроме этого, у нового ракетоносца должны были быть повышенная скрытность, скорость и глубина погружения, для обеспечения отрыва от преследования и возможности преодоления противолодочной обороны противника.
Проектирование
ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I
Предварительные работы над подводным ракетоносцем 3-го поколения были начаты в 1967 г., а в 1969 г. военно-морской флот выдал официальное тактико-техническое задание (ТТЗ) на «тяжёлый подводный ракетный крейсер», оснащённый ракетным комплексом оперативного назначения. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения атомной подводной лодки с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК):
- число противокорабельных ракет (ПКР) в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе авианосной ударной группы (АУГ);
- число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
- характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание противоавианосных сил СССР в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;
Проект, получивший шифр «Гранит» и номер 949, разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» под руководством Пустынцева П.П. Предполагалось что при разработке нового ракетоносца будет широко использоваться научно-технический задел, а также отдельные конструкторские решения, полученные во время создания самой скоростной в мире подлодки проекта 661. На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки — вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны. Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.
Описание конструкции
Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.
Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.
Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.
Корпус делится на десять отсеков:
- торпедный;
- управления;
- боевые посты и радиорубка;
- жилые помещения;
- электрооборудование и вспомогательные механизмы;
- вспомогательные механизмы;
- реакторный;
- ГТЗА;
- гребные электродвигатели.
Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.
Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.
Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.
Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.
На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.
Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.
Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.
Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.
Боевое управление субмариной
Для АПЛ «Антей» предусмотрены гидроакустические комплексы МГК-540 «Скат-3» и системы, обеспечивающие космическую разведку, целеуказание и боевое управление подлодкой. Информация, полученная спутником или самолетом, поступает в подлодку при помощи специальных антенн. Дополнительно субмарины класса «Антей» оборудованы буксируемой антенной «Зубатка».
Местом ее расположения является кормовой стабилизатор. Буйковый тип антенны «Зубатка» предназначается для приема радиосообщений и сигналов лодкой, пребывающей на очень большой глубине или под толстым слоем льда.
Навигацию в подводной лодке обеспечивает специальный комплекс «Симфония-У». Высокая точность, большой радиус действия и объем обрабатываемой информации являются характерными чертами этого навигационного комплекса.
«Антей 380»: обзор модели
Моделируя лодку ПВХ «Антей 380», изготовитель планировал предложить покупателям надёжное, быстроходное плавательное средство, способное уверенно двигаться даже при наличии волн. И если судить по многочисленным положительным комментариям и популярности данной модели на рынке моторных лодок, то разработчики успешно справились с этой задачей.
«Антей 380» – это плавательное средство среднего класса повышенной мореходности, которая удачно подойдет для туризма и рыбной ловли в прибрежной морской зоне. Модель имеет особую систему конструкции пойла, поэтому её легко и быстро могут собрать и спустить на воду два человека.
Ходовые качества
Судно обладает хорошими мореходными свойствами и качественным ходом по водной поверхности. Это достигается благодаря высокой килеватости днища и транца, а также использованию баллона увеличенного диаметра. Для отличной всхожести на волну и уверенной устойчивости на курсе при конструировании лодки применено запатентованное компанией «Посейдон» смещение максимума килеватости в мидель.
Внешний вид лодки «Антей 380» представлен на фото. Лодка «Антей 380»
Описание модели
Основные параметры лодки «Антей 400»:
- Корпус шлюпки составляет U-образный надувной баллон, разделённый герметичными мембранами на четыре отсека, каждый из которых оснащён собственным воздушным клапаном.
- Защиту во время швартовки обеспечивает гибкий привальный брус из ПВХ-материала.
- Днище имеет надувной киль (кильсон), хорошо поддерживающий килеватую форму и обеспечивающий судну дополнительную плавучесть.
- Для размещения экипажа на лодке предусмотрены фанерные две банки, крепление которых осуществляется по принципу ликтрос/ликпаз.
- Такая система крепежа способствует лёгкому передвижению банок вдоль борта, с целью комфортного размещения пассажиров и багажа.
- Качественная фиксация входящих в комплект вёсел на борту «Антей 400» обеспечивается гибкими защелками, которые позволяют удобно закрепить весло вдоль борта, не снимая его с уключин.
- Для безопасности пловцов с внешней и внутренней сторон лодки имеются два веревочных леера, прикрепленные к борту ПВХ-рымами.
- В носовой части предусмотрена рым-ручка, предназначенная для буксировки судна и установки ЛН якоря.
Поведение на воде
«Антей 400» хорошо зарекомендовала себя при эксплуатации в прибрежных водах, на крупных заливах, озёрах и реках. Судно держит курс, манёвренно и мобильно. Уверенно чувствует себя на водной поверхности даже при наличии волн до 0,8 м. Если установить подвесной мотор, то «Антей 400» способно развивать отличную скорость и стремительность. Для этого на нём предусмотрен водостойкий фанерный транец с накладками для крепления мотора (внутренней фанерной, наружной металлической). Лодка рассчитана на двигатель мощностью до 30 л. с.
Гордость и трагедия К-3
По понятным причинам первой в Советском Союзе атомной подводной лодке пришлось быть не только объектом для испытаний различных технических нововведений для атомного флота. Ей довелось на своей стальной шкуре проверять возможности ядерных субмарин. Уже в 1959 году она начала регулярные плавания подо льдами – сначала под кромкой, а потом и под серьезным паковым льдом, в итоге дойдя до Северного полюса.
Это был третий дальний поход лодки К-3, состоявшийся 11-21 июля 1962 года. Прежде всего экипажу лодки предстояло подтвердить, что она и подобные ей корабли способны на длительные походы подо льдами. Кроме того, советским морякам предстояло пройти точку Северного полюса в подводном положении и подняться из-подо льда на поверхность. Все задачи были выполнены успешно, за 178 часов лодка прошла в подводном положении 1294 мили и трижды – 15, 18 и 19 июля – всплывала почти точно на полюсе. Это было не просто достижение: таким образом советские подводники подтвердили, что арктические льды не станут препятствием для атомных ракетных подлодок. А это означало, что при необходимости нанести ракетный удар можно и оттуда, существенно увеличив ударную дальность ракет. Таким образом, восстанавливался паритет, нарушенный в марте 1959 года, когда первое в мире всплытие на полюсе совершила американская лодка «Скейт».
Одними успехами служба К-3 «Ленинский комсомол», конечно, не ограничивалась. И хотя печальный счет авариям на советских атомных субмаринах открыла не она, а первый атомный ракетоносец К-19, события 8 сентября 1967 года привели к самым тяжелым на тот момент последствиям. Лодка уже заканчивала боевую службу в Норвежском море, когда в первых двух отсеках случился пожар, унесший жизни 39 моряков. Пострадал и остальной экипаж, когда, чтобы не допустить взрыва торпед, командир приказал уравнять давление в отсеках, и из первых двух внутрь лодки хлынул отравленный продуктами горения воздух. В итоге лодке пришлось возвращаться на базу в надводном положении. Позднее в ходе следствия выяснилось, что причиной трагедии стала то ли жадность, то ли глупость кого-то из рабочих, во время планового ремонта заменившего медную прокладку на гидравлической системе высокого давления на паронитовую (смесь асбеста с пластиком).
Несмотря на периодические проблемы, связанные с тем, что лодка эксплуатировалась в тяжелейших условиях, К-3 оставалась в боевом составе флота до октября 1987 года – почти три десятилетия! За это время она шесть раз выходила на боевые службы и за 14 тысяч ходовых часов прошла в общей сложности почти 129 тысяч миль, то есть почти шесть раз обогнула Землю по экватору. После того как подлодку окончательно списали, она долгое время ожидала решения своей участи. Из первого советского подводного атомохода хотели сделать музей, подобно тому, как стал музеем атомный ледокол «Ленин», но у Минобороны долгое время не было на это средств. И лишь осенью 2020 года было окончательно решено, что подлодка «Ленинский комсомол» перейдет на вечный прикол в Кронштадт, где станет главным элементом Музея военно-морской славы. Она это заслужила.
Примечания[ | ]
- ↑ 12 Проект 949A
- Атомные подлодки проекта «Антей» пройдут перевооружение (неопр.) (12.12.2011). Проверено 12 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- Атомная подводная лодка «Курск»: от создания до трагедии // rian.ru, 13.08.2008
- Ридус . Атомные подлодки «Антей» модернизируют до уровня сверхзвуковых убийц (рус.),Ридус . Проверено 3 апреля 2020.
- // vpk-news.ru
- Оружие и техника – Naked Science (неопр.) . naked-science.ru. Проверено 17 сентября 2020.
- До 2025 года Минобороны РФ намерено модернизировать 4 атомные подлодки для ТОФ
- В Северодвинске спущена на воду модернизированная подлодка «Воронеж» (неопр.) . Lenta.ru (26 мая 2009). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.
- Атомоход «Смоленск» в 2014 году посетит Северный полюс // KP.RU
- Сразу три атомные подлодки отправятся с Камчатки на ремонт
- Атомный подводный ракетный крейсер «Орел» вернулся в состав ВМФ после ремонта
- ↑ 123 ПЛАРК проекта 949, 949А и 949У на russianships.info
- Накануне Дня Победы на открыта мемориальная доска посвящённая атомному подводному крейсеру «Томск»
- Флот получит в 2020 году научно-исследовательский корабль «Белгород»
- russianships.info
Описание конструкции
Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.
Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.
Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.
На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).
На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.
Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.
Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.
История создания
В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.
Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.
Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.
В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.
Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.
Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.
Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».
В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».
В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.
Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.
Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».
Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.
Влияние на историю
Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.
На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».
Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.
В 2015 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.
Вторая лодка К-276, имеющая на сегодняшний день обозначение Б-276 «Кострома», должна пройти ремонт и модернизацию на судостроительных верфях в Северодвинске.
Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.