Негативные последствия загрязнения атмосферы

Чем опасно антропогенное загрязнение?

Определение антропогенных загрязнителей не совсем понятно. Некоторые органические загрязнители, такие как полиароматические углеводороды (ПАУ), образуются:

  1. В основном в результате неполного сгорания ископаемого топлива;
  2. Также могут возникать в результате естественных лесных пожаров.

А вот загрязнители тяжелыми металлами, такими как свинец и медь являются элементами природного происхождения. Но концентрируются искусственно, например, путем плавления. 

С другой стороны, другие органические соединения являются синтетическими, как и другие классы химических веществ, и способны нарушать эндокринную функцию. К ним относятся:

  • полихлорированные дифенилы (ПХД);
  • полибромдифениловые эфиры (ПБДЭ);
  • различные хлорорганические пестициды.

В последнее время нитраты, которые обычно используются в качестве удобрений, стали причиной нарушения физиологии животных. И это несмотря на то, что химически они сильно отличаются от соединений, которые традиционно вызывают проблемы. 

Все эти категории загрязнителей условно считаются «антропогенного происхождения» и классифицируются как эндокринные разрушители. Хотя механизмы действия тяжелых металлов часто отличаются от механизмов действия органических загрязнителей.

Выбросы в атмосферу от самоходных машин и других видов спец. техники

При этом машины подлежат техническому осмотру органами гостехнадзора со следующей периодичностью: внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест, — каждые 6 месяцев, остальные машины – ежегодно (пункты 2 и 5 Правил).

В соответствии  с пунктом 7 Правил проведение технического осмотра включает в себя в том числе: в) проверку технического состояния машин (за исключением машин, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил первый технический осмотр производится без проверки их технического состояния).

По результатам технического осмотра машины оформляется один из следующих документов о прохождении технического осмотра: свидетельство о прохождении технического осмотра (в случае соответствия машины требованиям безопасности), акт технического осмотра ( в случае выявления несоответствия машины какому-либо из требований безопасности) ( пункт 12 Правил).

В случае, если в ходе проведения проверки не предоставляется свидетельство о прохождении технического осмотра спец. техники или самоходных машин, то это означает, что предприятие не осуществляет регулярную проверку данного транспортного средства на соответствие выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ситуация в регионах

Минприроды РФ изучило последствия загрязнения воздуха в регионах. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Красноярске, Норильске и Благовещенске. Самые высокие показатели промышленного загрязнения воздуха демонстрирует:

  1. Красноярский край.
  2. Ханты-Мансийский АО.
  3. Кемеровская область.
  4. Свердловская область.

Здесь около 75% населения проживает в условиях техногенного загрязнения воздуха. Не намного лучше ситуация в Хабаровском крае, Бурятии и Таймырском автономном округе. Статистика загрязнения воздуха по округам:

Основными источниками выбросов аммиака являются различные химические и металлургические предприятия, заводы по производству азотных удобрений, различных кислот и аммиака. ПДК аммиака (МН3) составляет 0,2 мг/м3.

В Красноярске, Братске, Новокузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Челябинске и Липецке загрязнение воздуха аммиаком достигает 15 мг/м3. Показатель приводит к увеличению количества больных раком легких.

Сегодня в половине субъектов РФ у граждан наблюдаются патологии органов дыхания. Одной из причин является загрязнение воздуха серой и ее окислами (двуокисью серы и трехокисью), которые образуются при сжигании угля и мазута.

Наибольшее количество случаев заболевания астмой на 100 тыс. детей наблюдается в следующих регионах:

  1. Новосибирская область – 483.
  2. Новгородская область – 377,5.
  3. Челябинская область – 323,2.
  4. Санкт-Петербург – 289.
  5. Калининградская область – 283,2.

На статистику заболеваний большое влияние оказывает загрязнение воздуха автотранспортом. Общая масса вредных веществ в выхлопных газах за год достигает 21 млн. тонн. Из них:

  • 16,8 млн. тонн углекислого газа;
  • 3,2 млн. тонн других углеводородов;
  • 1 млн. тонн оксидов азота.

В Москве масса загрязнений воздуха транспортом ежегодно составляет около 801 тыс. тонн. В Санкт-Петербурге – 244 тыс. тонн. В Краснодаре – 150 тыс. тонн.

Разновидности

Все, что двигается и испускает газы, это передвижные источники выбросов:

  • представительский автомобиль шефа и автобус для доставки персонала;
  • грузовик для перевозки товара;
  • катера и яхты, корабли (кроме парусных);
  • самолеты;
  • установки бурения водяной или нефтяной скважины;
  • строительная техника.

Стационарные источники выбросов – это не подлежащие перемещению вещи: трубы котельных и вентиляционные шахты, гаражи под открытым небом, площадки для манипуляций с сыпучими веществами, карьеры, отстойники для хранения веществ.

Перечисленные объекты классифицируются, как организованные и неорганизованные.

Организованные имеют устье, через которое испорченный инородными включениями воздух удаляется наружу в определенном пространстве, например:

  • дымовые трубы котельных;
  • вентиляция из механических и столярных мастерских;
  • «дышащие» оконца на крыше.

Кроме того, организованные источники можно оборудовать установками пылевой и газовой очистки типа циклон или ЗИЛ. Эти конструкции позволят, например, уловить твердые выбросы с абразивного и металлорежущего станка и собрать их в специальной камере.

Неорганизованные источники – это, во-первых, промышленные территории в целом. Во-вторых, и далее, это насыпные площадки, места для погрузки и разгрузки сыпучих ингредиентов, свалки, карьеры со взрывными работами и без оных.

Например, предприятие разместило оборудование на 26 гектарах земли. Экологи пересчитали все трубы и аэро-фонари, насыпи на территории. Определили зоны рассеивания для учтенных точек и площадок. Но, в целом, площадка компании считается неорганизованным источником.

Примеры неорганизованных источников:

  • отвалы Карабашского медеплавильного завода;
  • карьеры бывшего Уфалейского никелевого комбината;
  • тальковый завод в Миассе, где из всех щелей сыпется порошок на расположенные рядом частные подворья и огороды;
  • планируемый к запуску ГОК Челябинска;
  • любая свалка бытовых отходов возле любого населенного пункта.

Деятельность ВОЗ

Недавно государства-члены ВОЗ приняли резолюцию (2015)  и дорожную карту (2016) по активизации глобальных ответных действий по борьбе с неблагоприятным воздействием загрязнения воздуха на здоровье человека.
ВОЗ является учреждением, курирующим работу по достижению трех показателей в рамках Целей в области устойчивого развития, связанных с загрязнением воздуха:

  • 3.9.1 Смертность от загрязнения воздуха

  • 7.1.2 Доступ к чистым видам топлива и технологиям

  • 11.6.2 Качество воздуха в городах

ВОЗ разрабатывает и выпускает «Руководящие принципы по качеству воздуха» с рекомендациями предельных уровней воздействия основных загрязнителей воздуха ( внутри и снаружи помещений).

ВОЗ разрабатывает детальные связанные со здоровьем оценки различных типов загрязнителей воздуха, включая твердые частицы и частицы сажи и озон.

ВОЗ предоставляет фактические данные о связях загрязнения воздуха с конкретными болезнями, такими как сердечно-сосудистые, респираторные и онкологические заболевания, включая оценку бремени болезней в странах, регионах, и во всем мире в результате воздействия существующих уровней загрязнения воздуха.

ВОЗ ведет разработку различных методических пособий и инструментов, таких как AirQ+ для оценки воздействия отдельных загрязняющих веществ на здоровье, Методика экономической оценки влияния на здоровье (Health Economic Assessment Tool (HEAT)), инструмент Green+ для привлечения внимания к значимости зеленых насаждений для здоровья населения, Методика оценки воздействия устойчивого транспорта на здоровье (Sustainable Transport Health Assessment Tool (STHAT)) и Инструмент комплексного моделирования воздействия транспорта на здоровье (Transport and Health Impact Modelling Tool (ITHIM)).

ВОЗ ведет подготовку комплекта материалов по чистым видам топлива и технологиям для нужд домохозяйств (Clean Household Energy Solutions Toolkit (CHEST)) для обеспечения стран и программ методическими материалами по разработке или оценке мер политики, направленных на расширение доступа к чистым источникам энергии

Последнее особенно важно ввиду того, что загрязняющие вещества, выбрасываемые в воздух внутри и вблизи жилых помещений, вносят заметный вклад в загрязнение атмосферного воздуха. Комплект материалов CHEST включает в себя модули по оценке потребностей, рекомендации в отношении стандартов на бытовые энергоприборы и их тестирования, мониторинга и оценки, а также материалы по укреплению роли сектора здравоохранения в борьбе с загрязнением воздуха внутри жилых помещений

ВОЗ оказывает содействие государствам-членам в обмене информацией в отношении успешных подходов, методов оценки воздействия и мониторинга последствий загрязнения воздуха для здоровья.

ВОЗ осуществляет руководство Совместной целевой группой по медико-санитарным аспектам трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Задача целевой группы – выполнять оценку влияния такого загрязнения на здоровье населения и готовить соответствующую документацию.

ВОЗ осуществляет руководство Совместной целевой группой по медико-санитарным аспектам трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Задача целевой группы – выполнять оценку влияния такого загрязнения на здоровье населения и готовить соответствующую документацию.
Общеевропейская программа по транспорту, охране здоровья и окружающей среде, одним из инициаторов которой является ВОЗ, предлагает модель сотрудничества на уровне регионов, государств-членов и многих секторов для снижения уровней загрязнения воздуха в транспортном секторе и смягчения его последствий для здоровья, а также методики для оценки преимуществ таких мер охраны здоровья.

Причины отравления воздуха

Факторы, обуславливающие загрязнение воздуха, бывают естественными и искусственными. Естественные причины связаны с природными процессами. К ним относятся:

  • масштабные лесные пожары;
  • пылевые бури;
  • активность действующих вулканов.

Антропогенные факторы возникают вследствие хозяйственной деятельности человека. Это большая часть производственных отраслей, транспортное сообщение, работа электростанций.

Пожары

В процессе сгорания выделяется большое количество дыма и токсичных веществ, загрязняющих атмосферу. Особо опасны испарения ядовитых газов от торфяных запасов под землей. В атмосферу попадают соединения серы (пирит) и азота. Водяные пары и сернистые газы в воздушном пространстве образуют взвесь кислот. Впоследствии они проливаются на землю в виде кислотных дождей. Подобные осадки приводят к гибели флоры и фауны.

Пожары возникают из-за аномальной жары в летнее время или при неосторожном обращении с огнем. Непреднамеренное горение синтетических материалов намного опаснее, чем лесные пожары

Пластик при сгорании выделяет токсичные вещества — оксид углерода, цианистые соединения, окислы азота. Стройматериалы опасны выбросом в воздух фосгена, хлористого и цианистого водорода

Непреднамеренное горение синтетических материалов намного опаснее, чем лесные пожары. Пластик при сгорании выделяет токсичные вещества — оксид углерода, цианистые соединения, окислы азота. Стройматериалы опасны выбросом в воздух фосгена, хлористого и цианистого водорода.

Вулканическая активность

При извержении действующего вулкана в воздух попадают пепел и мельчайшие частицы горных пород, угарный газ, метан, оксиды азота.

Ежегодно из вулканов выделяется 35-40 тонн ядовитых веществ. Сейчас на Земле существует и функционируют около 600 вулканов. Количество потухших — в районе тысячи.

Пыльные бури

Порывы ветра в пустынных областях поднимают в воздух песок.

Из-за ураганов, смерчей или резких перепадов давления образуются пыльные бури, выбрасывающие в атмосферу несколько тонн загрязняющих веществ.

Предприятия, заводы и электростанции

В XXI веке темп развития промышленности увеличился вдвое по сравнению с прошлым столетием. Использование химических технологий губит всю окружающую экосистему. Токсические вещества: растворители, фториды, оксиды азота, ртуть и сернистые соединения попадают в ближайшие водоемы, в почву, в воздух.

Особую опасность представляют металлургические заводы. Для обработки черных и цветных металлов требуется высокая температура и процесс горения жидкого или твердого топлива. В воздух выбрасывается огромное количество вредных веществ: частиц масляных аэрозолей, парогазовых смесей с аммиаком и цианидами.

Атомные, тепловые электростанции также потребляют чрезмерное количество ресурсов, при сжигании которых страдает атмосфера. Для ТЭС требуется топливо: уголь, нефть, при сгорании которых образуется двуокись серы, оксид углерода.

Опасность АЭС — выделение радиоактивных отходов ядерно-топливного цикла.

Личный транспорт

В качестве средств передвижения человек использует автомобили, метро, поезда, автобусы. Но именно личным транспортом пользуются чаще всего.

Вредные вещества в составе выхлопных газов:

  • соединение свинца — тетраэтилсвинец;
  • оксиды азота;
  • окись углерода;
  • полициклические ароматические углеводороды — бензпирен, производные антрацена;
  • альдегиды.

В больших городах критический объем выхлопных газов вызывает респираторные заболевания. Количество машин в мире более миллиарда, они сконцентрированы в городах-миллионниках. Если учесть, что каждый литр бензина при сгорании в автомобиле образует 16 л газов, то количество испарений, выделяющихся в городе за день, составляет более 150 тысяч литров.

Способы борьбы с антропогенным загрязнением

Большинство загрязняющих веществ являются прямым результатом процесса сгорания на больших электростанциях и поршневых двигателях. Первым шагом к снижению концентрации загрязняющих веществ в атмосфере является контроль и сокращение выбросов из этих групп источников.

В идеальном случае процесс сгорания является полным (идеальным), и выхлопные газы образуются только из CO2 и H2O. Для достижения полного сгорания необходимо получить соотношение воздух-топливо (различное для каждого типа камеры сгорания) постоянным для всей камеры сгорания, и это невозможно из-за ограничений конструкции камеры сгорания. 

Есть много других загрязнителей антропогенного происхождения. Но перечисленные выше имеют большее значение.

Потребление энергии и техническая эволюция, связанная с этими источниками, является одной из основных причин антропогенного загрязнения, вызывающего изменение качества воздуха выше пределов, оговоренных в законодательстве, адаптированных и измененных в соответствии с уровнем знаний, на постоянной основе. 

Источники антропогенного загрязнения становятся причиной попадания вредных веществ в атмосферу. Следует отметить, что все антропогенные источники (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, домашние источники и т.д.) вносят свой вклад в уровень качества воздуха, воды и почвы в дополнение к естественным источникам, которые существовали с момента создания планеты.

Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферу.

Суперэкотоксиканты

В последние годы из общего числа вредных веществ выделяют те, которые в малых дозах оказывают сильное индуцирующее или ингибирующее действие на ферменты, — так называемые суперэкотоксиканты. Наиболее распространенным в окружающей среде из суперэкотоксикантов является бенз(а)пирен. Это вещество выделено в качестве индикатора для всей группы канцерогенных полиароматических углеводородов (ПАУ).

В тех объектах, где обнаруживается бенз(а)пирен, как правило, присутствуют и другие ПАУ, среди которых он является одним из сильнейших канцерогенов, образующихся в результате пиролитических реакций. Основным условием образования ПАУ является высокая температура — 800-1000°С, поэтому основными источниками выбросов ПАУ являются дымовые трубы технологических печей и установки производства битума.

Воздействие на водную среду >

Электронная библиотека

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Источники загрязнения среды обитания / 4. естественные и антропогенные источники загрязнения среды обитания

Регионы техносферы и природные зоны, примыкающие к очагам техносферы, постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями.

Наиболее благоприятен для дыхания атмосферный воздух, содержащий (% по объему) азота – 78,08, кислорода – 20,95, инертных газов – 0,93, углекислого газа – 0,03, прочих газов – 0,01.

Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных источников. К числу примесей, выделяемых естественными источниками, относят:

— пыль (растительного, вулканического, космического происхождения);

— туман;

— дым и газы от лесных и степных пожаров;

— газы вулканического происхождения;

— различные продукты растительного, животного происхождения и др.

Естественные источники загрязнения бывают двух видов:

1. распределенные, например, выпадение космической пыли;

2. локальные, например, лесные и степные пожары, извержения вулканов.

К основным загрязняющим веществам, содержащимся в воздушной среде практически всех городов, относятся взвешенные вещества, диоксиды азота и серы, оксид углерода, фенол.

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха свинцом в Российской Федерации является автотранспорт, использующий свинец, содержащий бензин.

Самыми распространенными токсичными веществами, загрязняющими атмосферу, являются взвешенные вещества (пыль, сажа), оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, углеводороды. Основные источники примесей атмосферы и их ежегодные выбросы приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Источники выбросов вредных веществ в атмосферу

Вредные

вещества

Основные источники Среднегодовая концентрация в воздухе, мг/м3
естественные антропогенные
1 2 3 4
Взвешенные вещества вулканические извержения, пылевые бури, лесные пожары и др. сжигание топлива в промышленных и бытовых установках в городах 0,04-0,4
Диоксид

серы

вулканические извержения, окисления серы и сульфатов, рассеянных в море сжигание топлива в промышленных и бытовых установках в городах до 1,0

Продолжение табл.

4.1

1 2 3 4
Оксиды

азота

лесные пожары промышленность, автотранспорт, ТЭС в районах с развитой промышленностью до 0,2
Оксид

углерода

лесные пожары,

испарения океанов

автотранспорт, ТЭС, черная металлургия в городах 1-50
Углеводороды лесные пожары,

природный метан

автотранспорт, химические и нефтеперерабатывающие заводы в районах с развитой промышленностью до 0,3

Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.

Кроме приведенных выше веществ и пыли в атмосферу выбрасываются и другие более токсичные вещества. Так, вентиляционные выбросы заводов электронной промышленности содержат пары серной, хромовой и других минеральных кислот, органические растворители и т. п. В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу, их количество увеличивается. Количество некоторых вредных веществ, поступающих в атмосферу, приведено в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Ежегодное количество примесей, поступающих в атмосферу Земли

Вещество Выбросы, млн. т Доля антропогенных выбросов от общих поступлений, %
естественные антропогенные
пыль 3700 1000 27
оксид углерода 5000 304 5,7
углеводороды 2600 88 3,3
оксиды азота 770 53 6,5
оксиды серы 650 100 13,3
диоксид углерода 485 000 18 300 3,6

Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.

Фоновым загрязнением атмосферного воздуха

называется загрязнение без учета выбросов рассматриваемого предприятия. Поэтому при изучении загрязнения атмосферного воздуха каким-либо предприятием нужно учитывать фоновое загрязнение по каждому ингредиенту.

Каждой отрасли промышленности присущ характерный состав и масса веществ, поступающих в атмосферу. Это определяется, прежде всего, составом веществ, применяемых в технологических процессах, и экологическим совершенством последних. В настоящее время экологические показатели теплоэнергетики, металлургии, нефтехимического производства и ряда других производств изучены достаточно подробно. Меньше исследованы показатели машиностроения и приборостроения, их отличительными особенностями являются: широкая сеть производств, приближенность к жилым зонам, значительная гамма выбрасываемых веществ, среди которых могут содержаться вещества 1 и 2-го класса опасности, такие, как пары ртути, соединения свинца и т. п.

Актуальность проблемы

Если рассматривать самые глобальные проблемы человечества, то одной из самых остро стоящих является загрязнение атмосферы Земли. Её актуальность обусловливается особенностями жизни современных людей и их отношением к планете.

  1. Во-первых, практически всё население Земли необдуманно и крайне нерационально использует природные ресурсы, в том числе не возобновляемые. И в процессе применения некоторых из них образуются вредные выбросы, которые негативно воздействуют на воздух.
  2. Во-вторых, стремительными темпами развивается промышленность, которая также провоцирует глобальное загрязнение атмосферы: вещества, образующиеся в процессах производства или обработки, выводятся через трубы и практически сразу попадают в окружающую среду.
  3. В-третьих, жители развитых и развивающихся стран активно пользуются автотранспортом. Во время работы двигателя, сгорания бензинового топлива и взаимодействия деталей образуются мельчайшие твёрдые частицы и многокомпонентные выхлопы.
  4. В-четвёртых, всё человечество стремится к повышению комфорта жизни, не задумываясь о том, насколько опасен загрязнённый воздух. Для отопления используются различные топливные материалы, при сжигании которых выделяются опасные соединения, способствующие загрязнению атмосферы в России и прочих уголках всего мира.

Оксиды азота

Массовым видом выбросов предприятий по переработке УВС являются оксиды азота. Диоксид азота и его фотохимические производные оказывают воздействие не только на органы дыхания, но и на органы зрения. При малых дозах характерны аллергии и раздражения, при больших — бронхиты и трахеиты. Начиная с 0,15 мг/м3, при длительных воздействиях наблюдается увеличение частоты нарушений дыхательных функций и заболеваний бронхитом.

Диоксид азота является токсичным, а на солнечном свету конвертирует в оксид с выделением озона, участвующего в образовании фотохимического смога. Одновременные выбросы оксидов азота и серы обусловливают выпадение кислотных дождей. Ежегодно в промышленно развитых странах в воздушный бассейн выбрасывается до 50 млн. т. оксидов азота, что превышает их естественный фон в воздухе населенных пунктов.

Основными источниками выбросов оксидов азота являются: технологические печи (72,6%), газомоторные компрессоры (14%), факельные стояки (5,4%).

Образование NOх связано с окислением азота воздуха и азотсодержащих компонентов самого топлива (M). В настоящее время существуют три основных механизма образования NO.

Образование «воздушного» NO происходит за фронтом пламени в зоне высоких температур по цепному механизму, кинетика которого описывается уравнениями:

В общем виде реакция образования NO представлена уравнением:

О2+ N2+2NO— 180 кДж/моль. (5)

Определяющей в образовании NО считается реакция (2), скорость которой зависит от концентрации атомарного кислорода, в свою очередь зависящей от максимальной температуры в зоне горения.

Образование NО из топлива происходит в два этапа:

  • газификация капель мазута с выделением азотсодержащих органических соединений в виде паров и газов;
  • реакции окисления паров и газов с образованием NО.

Изучено влияние азотсодержащих добавок к метану, на основании чего предложен механизм образования NО по схеме:

Эти реакции обладают рядом особенностей, из которых наиболее существенны следующие:

  • скорость образования NO из азота топлива больше, чем из воздуха;
  • образование топливного оксида азота происходит в основном в начальной зоне факела;
  • конверсия азота топлива в NO увеличивается с повышением коэффициента избытка воздуха, а кислород является определяющим фактором в образовании топливного оксида азота.

Термин «быстрый» NO появился в последнее время из-за мгновенного образования в пламени большого количества оксида азота. В общем смысле «быстрым» NO называется оксид азота, образующийся в пламени по механизму, отличному от схем образования «воздушного» и «топливного» NO через промежуточные продукты сгорания группы CN по реакциям:

Данные реакции протекают с большой скоростью даже при температурах, когда образование «воздушного» NO практически не происходит. Реакции (8) и (9) характеризуются относительно слабой зависимостью от температуры.

Таким образом, изучение и анализ условий образования «воздушных», «топливных» и «быстрых» оксидов азота и механизмов их образования позволяет наметить методы их подавления непосредственно в топках трубчатых печей.

Основные источники загрязнения атмосферы

Определение 1 Атмосфера – это газовая оболочка, которая окружает Землю.

Атмосфера появилась в результате двух процессов. Первый из них –испарение космических тел при их падении на Землю, а второй – извержения вулканов на протяжении миллионов лет (дегазация земной мантии). В наши дни атмосфера состоит из азота (более 75%), кислорода (более 23 %), аргона (1,3%), углекислого газа (0,05 %), а также водорода, ксенона, криптона, неона, метана и гелия.

Все источники загрязнения атмосферы принято делить на природные (извержения вулканов, продукты животной и растительной жизнедеятельности, лесные пожары и песчаные бури) и антропогенные (созданные человеком).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Загрязнение атмосферы, основные источники и загрязнители 400 руб.
  • Реферат Загрязнение атмосферы, основные источники и загрязнители 280 руб.
  • Контрольная работа Загрязнение атмосферы, основные источники и загрязнители 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основным природным источником загрязнения атмосферы является процесс вулканической деятельности. Извержения вулканов становятся причинами глобального загрязнения атмосферы и других слоев биосферы. Процесс загрязнения атмосферы из-за извержения вулканов имеет следующий вид: в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных газов и частиц, которые разносятся по всему Земному шару воздушными потоками. Продолжительность такого загрязнения может достигать несколько десятков лет.

К антропогенным источникам загрязнения можно отнести:

  • вентиляционные выбросы на подземных месторождениях полезных ископаемых (шахты);
  • выбросы промышленных предприятий;
  • сжигание топлива в факельных печах;
  • сжигание топлива в двигателях транспортных средств;
  • загрязнение взвешенными частицами (сжигание мусора на заводах);
  • производственная деятельность;
  • сжигание горючих полезных ископаемых (нефть, уголь);
  • работа теплоэнергостанций.

Из всех перечисленных антропогенных источников загрязнения атмосферы самым главным является загрязнения в результате сгорания горючих веществах в двигателях автотранспорта. Объем такого загрязнения может достигать 50 процентов от общего объема. Также мощными источниками загрязнения атмосферы являются испытания ядерного оружия и катастрофы на атомных электростанциях. Такое загрязнение состоит в быстром разносе воздушными потоками на большие расстояние радионуклидов.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Загрязнение атмосферы оказывает негативное влияние на человека и составляющие биосферы. Загрязненная атмосфера может стать причинами таких заболеваний человека как: рак кожи, горла легких, разнообразные аллергические и респираторные болезни, а также причиной физиологических дефектов у новорожденных. Учеными давно выявлена тесная связь между состоянием атмосферы и здоровьем людей.

Загрязнение атмосферы также оказывает негативное влияние на гидросферу (водная оболочка Земли). В основном подземные поверхностные воды питаются атмосферными осадками, поэтому их химический состав сильно зависит от химического состава атмосферы.

Негативному воздействию атмосферы также подвергнута почва. Связано это с выпадением атмосферных осадков, которые сильно отличаются по химическом составу от нормы. Такие осадки приводят к вымыванию кальция гумуса и кальция, а также нарушают процесс фотосинтеза, из-за чего гибнет большое количество растительности.

https://youtube.com/watch?v=TNOIBPbfPVM

Где получить разрешение на выброс ЗВ

  • Если источник выброса расположен на объекте, подлежащем федеральному экологическому надзору, а сами выбросы не радиоактивны, разрешение выдается в общем порядке в территориальных органах Росприроднадзора по месторасположению источника ЗВ;
  • Если источник выброса расположен на объекте, не подлежащем федеральному экологическому надзору, а сами выбросы не радиоактивны, документ выдается в особом порядке в органах исполнит. власти субъектов РФ, производящих гос. управление в сфере охраны окр. среды;
  • Если выбросы радиоактивные, а их источник стационарный, разрешительную документацию запрашивают в особом порядке в территориальных органах Ростехнадзора.

Выбросы от автотранспорта — что проверяется при плановой проверке?

Ну, а теперь о выбросах от автотранспорта в атмосферу подробнее:

Также:

При этом транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха«).

В Правилах  проведения технического осмотра самоходных машин  и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 13.11.2013 № 1013 под самоходными машинами и другими видами техники (далее — машины) понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением колесных внедорожных мототранспортных средств, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепы к ним.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02. 2002 № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» регулярные проверки автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух необходимо проводить начиная с 2003 года.

Согласно Правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2013 № 1013 соответствие требований, предъявляемые к уровню дымности отработавших газов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин с дизелями в соответствии с ГОСТ Р 17.2.2.02, к содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах машин с бензиновыми двигателями в соответствии с требованиями, предусмотренными изготовителем проверяется при проведении технического осмотра к машинам отдельных видов (пункты 43, 44 приложения к Правилам).

Углеводороды

Как было показано выше, выбросы углеводородов составляют более 70% выбросов вредных веществ от предприятий нефтепереработки и нефтехимии в атмосферу.

Токсичность углеводородов усиливается при наличии в атмосфере сернистых соединений, оксида углерода, что является причиной более низкого значения ПДК сероводорода в присутствии углеводородов, чем в их отсутствие. В зависимости от строения углеводороды вступают в те или иные фотохимические реакции, тем самым участвуя в образовании фотохимического смога.

С технологической точки зрения выбросы углеводородов представляют собой прямые потери нефти и нефтепродуктов. Среднеотраслевой уровень выбросов углеводородов составляет 5,36 кг на 1 т переработанной нефти.

Основными источниками выбросов углеводородов в атмосферу являются:

  • резервуарные парки (углеводороды выбрасываются в атмосферу из дыхательных клапанов резервуаров за счет испарений с открытых поверхностей);
  • технологические установки (выбросы за счет неплотностей технологического оборудования, трубопроводной аппаратуры, сальников насосов, а также из рабочих клапанов при аварийных ситуациях, вентиляционные выбросы из рабочих помещений);
  • системы оборотного водоснабжения (испарения углеводородов в нефтеотделителях и градирнях);
  • очистные сооружения (испарения с открытых поверхностей нефтеловушек, прудов-отстойников, флотаторов, шламо- и илонакопителей).

Причиной значительных выбросов легких углеводородов от технологических установок является отсутствие должной сопряженности мощностей стадий атмосферной перегонки нефти и стадий глубокой стабилизации бензинов и газоразделения легких и жирных углеводородных газов.

Так, при отсутствии схемы и условий осуществления глубокой стабилизации прямогонных бензинов происходит значительное испарение в окружающую среду газов пропан-бутановой фракции с одновременным уносом ими бензиновых фракций. При вакуумной перегонке важен выбор схемы и устройства вакуумсоздающих систем, от которых в значительной степени зависит не только степень связи процесса с окружающей средой, но и объемы выброса вредных веществ в окружающую среду.

Существующие объекты очистных сооружений и систем оборотного водоснабжения также являются мощным источником загрязнения атмосферы углеводородами. Это — открытые ловушки, различные пруды, биологические очистные сооружения, градирни и колодцы заводской канализации, в которых испаряются углеводороды и другие соединения с поверхности сточных вод.

Значительное загрязнение атмосферы углеводородами на заводах происходит при заполнении товарными нефтепродуктами железнодорожных цистерн и танкеров на наливных эстакадах и причалах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector